Необычные растения        11.05.2019   

Церковный развод. Можно ли разводиться у мусульман? Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода

Установил для неразрывного соединения супругов в одну плоть, так что христианский закон провозглашает святость семейного союза и его нерасторжимость. Это поддерживает достоинство человеческой природы, с одной стороны, и с другой, дает благо нашей жизни: дает нам правила счастливой семейной жизни.

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ().

Исповедуя этот взгляд на брак, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12–13 лет для женщины и 14–15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5–7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Сегодня многие пары, регистрируя свой брак, предпочитают сопровождать данный процесс красивым обрядом венчания в церкви. И лишь единицы осознают всю серьезность религиозного таинства, а также ответственность, которая возлагается на них после венчания.

Приходя к гражданскому расторжению брачных уз, супруги задаются вопросом: ? В православной церкви предусматривается для этого специальная процедура.

В чем принципиальное отличие «развенчания» от гражданского развода?

Как известно, гражданский развод может совершаться в одной из двух инстанций:

  • в ЗАГСе;
  • в суде.

Это будет зависеть от некоторых обстоятельств, а именно: от наличия несовершеннолетних детей, обоюдного/необоюдного согласия супругов, явки/неявки на назначенные предыдущие заседания и т. д.

Расторжение брака в церковном порядке не имеет градации относительно инстанций. Церковь не осуществляет судебных разбирательств относительно бракоразводных дел, несмотря на наличие или отсутствие у супругов детей. Чтобы получить резолюцию священнослужителя на разрыв брачных уз, достаточно подать ходатайство в епархию .

Важно знать! Развод в церковном порядке совершается уже на основе акта о гражданском расторжении брака: или решения суда.

Где проще развестись: в церкви или гражданских органах?

В некоторых случаях процедура церковного развода может быть существенно проще, чем в гражданском его варианте. Прежде всего, это касается тех случаев, когда расторжение брака проходит в суде.

Судебный процесс более длительный, чем в ЗАГСе и церкви. Разбирательство может продлеваться неоднократно судьей, поскольку оно совершается в случае:

  • наличия несовершеннолетних детей;
  • несогласия одного из супругов на разрыв брачных уз;
  • неявки в ЗАГС.

Несмотря на относительную простоту процедуры, не стоит легкомысленно относиться к вопросу о церковном браке и разводе. Церковь очень негативно относится к фактам разрыва семейных уз, а также их причинам.

К сведению! Желающим «развенчаться» необходимо будет тщательно подготовиться к аргументации причин для этого. Список их ограничен, четко прописан в некоторых церковных актах. В этом заключается сложность процедуры церковного развода, в отличие от гражданского. Обычным желанием супругов здесь не обойтись.

Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода?

Еще в 1917-1918 гг. Собором Православной Церкви был принят акт – «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» . Документ определил причины, которые считались «законными» в церковных кругах для прекращения брака между обвенчанными супругами. Данные обстоятельства и сегодня принимаются церковью в качестве весомых поводов для совершения процедуры «развенчания».

Прежде всего, документом, регулирующим вопросы о церковном браке и его расторжении, сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000). В 10-й главе данного документа – «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» – излагается позиция церкви по отношению к разводам, процедуре их совершения.

Также в 2000 г. был принят «Устав Православной Церкви», в котором отдельное внимание уделено процедуре разбора бракоразводных дел епархиальными священнослужителями.

Интересно! Православная церковь Московского патриархата приняла решение собрать требования к заключению и расторжению церковных браков в пределах одного специализированного документа – «О церковном браке» (2015). С его проектом можно ознакомиться на официальном сайте религиозной структуры.

Связь между церковным, гражданским и фактическим видами брака

Гражданский брак – это отношения, официально зарегистрированные в специальных государственных органах. Регистрация – принципиальное отличие гражданского брака от фактического – не оформленного в установленном законом порядке.

Интересно! Как оказывается, в наше время ошибочно незарегистрированное сожительство называют гражданским браком.

Церковным браком называются отношения, освященные с помощью специальной церковной процедуры – венчания. В некоторых странах только церковные брачные союзы признаются легальными, такими, которые имеют юридическую силу.

В нашей стране соотношение между этими видами брачных уз таково: гражданский брак наделен юридической силой, которой не имеют остальные виды. Фактические союзы не получают одобрения священнослужителей. Церковный же брак «накладывается» на гражданский: церковь рекомендует сначала официально узаконить отношения между супругами, и только после этого скреплять союз перед Богом .

Что служит основанием для церковного развода?

Если причиной для гражданского развода может стать изъявленное желание супругов или кого-то из них, то для церковной процедуры одного его недостаточно. Чтобы церковь проявила снисхождение и дала разрешение на расторжение брака, необходимы очевидные доказательства того, что семья распалась, а шансов на ее восстановление не существует более.

Одним из наиболее ярких доказательств для церкви может считаться раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени.

Безоговорочными причинами, по которым церковь удовлетворяет желание супругов на «развенчание», считаются:

  • конфликты между супругами на почве разных вероисповеданий;
  • признание одним из супругов своей измены;
  • официально подтвержденные в медицинском порядке заболевания одного из супругов: СПИД, сифилис, алкоголизм, наркомания, душевные расстройства;
  • засвидетельствованные врачом неизлечимые проблемы с репродуктивной функцией одного из супругов;
  • аборт без ведома и согласия мужа.

Церковь также предусматривает расторжение брака в том случае, если он был фиктивным, основанным на насильственном принуждении, шантаже и прочих незаконных методах, если имеются соответственные доказательства и признания.

«Развенчание» также разрешается, если совместное проживание супругов становится невозможным в силу чрезмерной конфликтности, применения насилия в семье, покушения на жизнь одного из ее членов (в том числе и ребенка).

Церковные каноны позволяют расторгнуть брак, когда он считается незаконным и согласно гражданским законам:

  • один из супругов на момент регистрации данного брака имел другие нерасторгнутые брачные узы;
  • вступил в следующий брак в процессе данной супружеской жизни;
  • супруги, вступившие в брак, приходятся друг другу родственниками;
  • один из супругов, будучи в браке, начинает отношения с близким родственником.

Важно знать! Снисходительна церковь к одному из супругов и тогда, когда второй пропал без вести и отсутствует пять лет . В этом случае каноны позволяют освободить человека от уз. Это касается и ситуации, когда муж или жена являются серьезными правонарушителями, осужденными на наказание с тяжелыми последствиями (конфискация имущества и т. д.).

Как правильно составить прошение о расторжении церковного брака (образец)?

Чтобы совершить расторжение брака, скрепленного церковным обрядом, необходимо составить и подать специальное прошение на имя епархиального архиерея – представителя епархиального управления .

Данный документ может составляться и подаваться как одним, так и двумя супругами, желающими расторгнуть брак. Чтобы выполнить процедуру правильно, избежать возможных задержек в рассмотрении дела из-за ошибок в заполнении бланка, предлагается ознакомиться с образцом прошения о расторжении церковного брака.

Это достаточно простой по своей структуре документ, не требующий слишком большого количества данных. Чтобы его составить, необходимо указать:

  • фамилии, имена и отчества супругов;
  • дату венчания;
  • место совершения обряда;
  • название храма;
  • причину расторжения брака.

К сведению! Если есть желание на вступление в повторный церковный брак у одного или обоих супругов уже на момент развода, в прошении можно прописать и этот момент: попросить разрешения у епархии, указав данные будущих жены и/или мужа.

Подача прошения о расторжении церковного брака

Итак, как мы уже указывали выше, прошение о «развенчании» подается на имя епархиального архиерея. А это значит, что относить документ следует не в храм, в котором священник совершил таинство венчания, а непосредственно в саму епархию (любого уровня) . Дело будет передано на рассмотрение архиерею, потому что в его компетенции – принимать решения о расторжении уз.

Подавать прошение в епархию можно в любой день недели, кроме выходных. Для этого присутствие обоих супругов не обязательно. Эту процедуру может осуществить кто-то один.

Рассматриваются только те прошения, к которым прилагается установленный пакет документов:

  • копия документа о гражданском разводе (свидетельства);
  • оригинал свидетельства о венчании;
  • копии документов, которые будут обосновывать причину церковного развода (при необходимости);
  • копии паспортов разводящихся супругов.

Важно! Супругам нужно будет лично присутствовать при рассмотрении в назначенное время.

Процедура рассмотрения прошения в епархии

Процедура рассмотрения каждого прошения индивидуальна. Но в ней можно выделить несколько общих шагов:

  • просмотр прошения и прикрепленных к нему документов комиссией в той епархии, куда они были поданы;
  • передача пакета документов представителю высшего (областного) епархиального управления, который будет принимать решение по делу;
  • рассмотрение дела вместе с супругами во время личной беседы.

По своей длительности беседа священнослужителя с супругами не регламентирована никакими документами, как и ее содержание. В течение этого времени супругов будут пытаться всячески примирить.

Если этого сделать не удается, уже бывшим супругам выдается документ с резолюцией священника о прекращении брака.

Повторный церковный брак: миф или реальность?

Относительно повторных браков, церковные каноны достаточно строгие. В результате выполнения определенных требований существует возможность получить разрешение на повторное венчание разведенного с другим человеком. Церковью допускается не более трех браков.

Очередной церковный брак чаще всего разрешается для того супруга, который не был виновником расторжения уз в первом случае. В такой ситуации таинство венчания проходит традиционно, как и в первый раз. Но если оба брачующиеся вступают в церковный брак повторно, то процедура венчания для них будет немного отличаться от первой: на них венцы не будут возлагаться (процедура «вторым чином»).

Церковный канон также предусматривает возможность повторного брака и для «провинившегося» в предыдущем «развенчании». Но для этого необходимо выполнение церковных требований – совершения покаяния путем выполнения епитимий.

Епитимия – это так называемое «наказание», которое налагается церковью для искупления греха виновником «развенчания». По своей форме епитимии могут существенно отличаться:

  • паломничество в святые места;
  • пост;
  • подаяние милостыни и проч.

Срок выполнения епитимии (в среднем от двух до трех лет), ее форму выбирает священник. Она зачастую зависит от меры «греха», который привел к расторжению церковного брака.

По результатам «отбывания церковного наказания» и искупления греха священник принимает решение: удовлетворить или отклонить прошение человека о повторном венчании.

Интересно! Для получения разрешения на вступление в третий церковный брак условия и срок епитимии ужесточаются. При этом у желающего не должно быть детей от первых двух браков, а возраст его не должен превышать 40 лет.

Таким образом, церковный развод – это не вымысел, а реальная процедура, которая совершается церковью. Но в связи с наличием возможности «развенчаться» не стоит легкомысленно подходить к скреплению брачных уз путем церковного таинства. Принимая решение о венчании, нужно руководствоваться не мечтами о красивой церемонии, а серьезностью намерений и готовностью отвечать за свои действия.

Рассказывает священнослужитель

На видео ниже дает ответы на вопросах о развенчании настоятель Храма Святого Василия Великого — отец Аркадий.

Венчание – это одно из таинств, совершаемых православной церковью. Красивая и торжественная церемония привлекает молодоженов. Но часто случается так, что венчание – это всего лишь дань современной моде, молодые супруги не понимают огромной ответственности, которую они взяли на себя. Развенчание церковного брака осуждается и не приветствуется священством. Ведь отношения, благословленные Богом – это раз и навсегда!

Основные причины расторжения брачного союза, освященного церковью

При официально состоявшемся разводе в органах ЗАГС, бывшие супруги желают расторгнуть свои отношения и в церкви, но для этого необходимо наличие особо веских причин, причем их факт нужно будет доказать:

  • Неверность (измена, прелюбодеяние) одного из супругов. Лишь эта причина по Учению Христа ранее была единственным поводом к разводу. Это огромный грех и в настоящее время по этому основанию практически не бывает отказов.
  • Отпадение одного из супругов от православной веры . Для признания этой причины церковь потребует доказательство перехода в другое вероисповедание или признание себя атеистом. Самым страшным грехом считается переход человека в мусульманство или язычество.
  • Многобрачие (многоженство). Имеется в виду обзаведение одним из супругов второй семьи на стороне при наличии ныне существующей. Это категорически запрещено как с православной, так и с гражданской точки зрения.
  • Наличие венерических заболеваний у одного из супругов . Еще одно доказательство супружеской измены.
  • Длительное отсутствие мужа или жены (пропажа без вести). Причем церковь признает без вести пропавшим человека по истечении 2 лет (для принимавших участие в военных действиях и для моряков), в остальных случаях срок отсутствия исчисляется 5 годами. Российское Законодательство в данном случае признает человека умершим.
  • Попытки причинения вреда жизни и здоровью домочадцев (супруги (га), детей, родителей). Подразумевается, в том числе, и совершение сексуальных или развратных действий в отношении несовершеннолетних детей.
  • Тюремное заключение мужа или жены .
  • Душевная болезнь . Неизлечимое психическое заболевание, часто представляющее опасность для окружающих.
  • Полное бесплодие мужа или жены .
  • Кровосмешение . Половая связь или заключение брачного союза с кровными родственниками.

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака.
Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради прихоти или для “подтверждения” гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.
В 3 пункте 10 главы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» мы можем найти информацию о том, что в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак:
отпадение супруга или супруги от Православия,
противоестественные пороки,
неспособность к брачному сожитию, наступившую
до брака или явившуюся следствием намеренного
самокалечения,
заболевание проказой или сифилисом,
длительное безвестное отсутствие,
осуждение к наказанию, соединенному с
лишением всех прав состояния,
посягательство на жизнь или здоровье супруги
либо детей,
снохачество, сводничество,
извлечение выгод из непотребств супруга,
неизлечимую тяжкую душевную болезнь,
злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
После церковного развода второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с канонами. В любом случае, Церковь благословляет максимум 3 брака.
«Церковный развод» можно получить обратившись в епархиальное управление по месту проживания (для жителей Подмосковья Епархиальное управление Московской епархии находится в Москве, в Новодевичьем монастыре (станция метро "Спортивная") с прошением на имя правящего архиерея имея с собой свидетельство о расторжении гражданского зарегистрированного брака и, если сохранилось, свидетельство о Венчании.

На сегодняшний день таинство венчания нередко отличает то, что пара, которая решается на этот шаг, скорее следует моде, нежели действительно желает соединиться друг с другом на небесах. Очевидно, именно поэтому и возникает так много вопросов о том, как пройти развенчание церковного брака.

Понимание церковного брака

Прежде чем разобрать понятие "развенчание церковного брака", следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, - это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак - это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.

Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.

Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.

Таинство венчания как начало супружеской жизни под Божьей защитой

Развенчание церковного брака на сегодняшний день является вполне обычной процедурой. Но все же нужно рассмотреть, как происходит соединение двух любящих людей в лоне церкви. Следует заметить, что само таинство венчания является сравнительно молодой традицией и пришло на Русь где-то в XV-XVI веке. В Византии же это таинство было привилегией только богатых людей, а для более простого сословия существовало благословение епископа и совместное причащение.

На сегодняшний день существует устоявшийся чин венчания, который был сформирован в IX-X веках. И тут следует понять, что возник новый тип брака - это союз навсегда, даже после смерти. Тут перестала существовать возможность даже мысли о другом супружестве. Человек безгранично верил в свой союз и делал все возможное, чтобы его сохранить. Конечно, в наше время все совсем не так, но суть венчания такова.

Само же таинство происходит после обручения будущих супругов. Они должны прийти в церковь с зажженными свечами, стать перед аналоем. Стоящий перед ними священник начинает церемонию с вопросов о твердости их намерений. Если получен утвердительный ответ, то венчание продолжается. Пара благословляется, читаются молитвы, возлагаются венцы на их головы. Далее вновь читаются молитвы, супруги трижды обходят вокруг аналоя вслед за священником.

Следует заметить, что венчание не совершается во время постов, святок, пасхальной недели, во вторник и четверг (среда и пятница считаются постными днями).

В каких случаях можно просить о расторжении церковного брака?

Для расторжения союза нужны веские причины. Развенчание церковного брака возможно в следующих случаях:

  • измена одного из супругов;
  • вступление в брак одного из супругов;
  • отлучение от православия одного из супругов;
  • невозможность родить детей в браке;
  • долгое отсутствие супруга без вестей;
  • психическая болезнь одного из супругов;
  • опасность или уже совершенное насилие в браке над кем-либо из супругов или детей;
  • сильное пристрастие или зависимость от алкоголя или наркотиков и др.

В целом этот небольшой перечень может быть еще дополнен, так как ситуации бывают разные.

Как происходит эта процедура

Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут. Присутствие второго бывшего супруга при расторжении совсем не обязательно, ведь, как было сказано выше, получается благословение на повторный брак.

После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

Кто может вновь вступать в церковный брак

Теперь вы знаете, как происходит развенчание церковного брака. Во второй раз венчаться может только не виновный в расторжении предыдущего брака супруг. Тот же, кто был в этом повинен, может вступить в новый союз только после покаяния и епитимии, которую накладывает священник в соответствии с канонами.

Само же венчание уже происходит не так торжественно, как в первый раз. Для тех, кто собирается вступать в брак в третий раз, устанавливается более длительная и строгая епитимия.

Заключение

Как видим, развенчание церковного брака - это совсем не сложная процедура. Однако прежде чем решиться на это шаг, следует задать себе вопрос: все ли вы сделали, чтобы спасти свой союз? Ведь брак не должен быть игрушкой, нельзя пожить сначала с одним человеком, а потом вдруг решить, что он тебе не подходит. Храните семейные ценности, держите свое слово, данное перед алтарем. Если же нет возможности жить с этим человеком и строить отношения, то обратитесь за разводом, обосновав причины. Если они будут найдены весьма убедительными, то вы его получите.