Флористика        18.06.2019   

Чертежи лестниц. Особености правильного проектирования лестниц

В любом здании высотой больше этажа производится установка лестницы. Такая конструкция требует детального расчета всех ее комплектующих, умения работы со слесарным и столярным инструментом и некоторых дизайнерских навыков. После изучения этой инструкции вы узнаете, как проектируется и изготавливается деревянная лестница своими руками.

Лестница из дерева для частного дома чаще всего состоит из одного или нескольких маршей (пролетов), которые располагаются между этажами или промежуточными площадками.

Конструкция лестничного марша представляет собой комбинацию из различных составляющих с разным функциональным назначением:

  • Косоур. Представляет собой несущую балку из древесины с выпиленной гребенкой. К ней фиксируются подступенки со ступенями, поэтому деталь должна быть прочной.
  • Тетива. В некоторых случаях становится альтернативой косоуру, выполняя несущие функции (особенно если одна сторона конструкции прилегает к стенке). Перед установкой тетиву нужно детально разметить, чтобы ступеньки располагались на горизонтальном уровне.

  • Ступень. Основной элемент любой лестницы, который крепится к одной из несущих балок. Кроме обычных, существуют забежные и радиусные ступеньки. У забежных элементов форма нестандартная и их монтируют в начальной точке марша. Радиусные ступени отличаются криволинейным передним краем, они могут быть полукруглыми, волнообразными или с закругленными углами.
  • Подступенок. Деталь не является обязательной, но она обеспечивает лестнице высокую прочность, поддерживая ступень по центру. Для фиксации подступенка применяется дистанционная втулка. Под полукруглые ступеньки устанавливается радиусный тип, а выгнутый вариант монтируется под соответствующие ступеньки или под площадкой между лестничными маршами.
  • Столбы для опоры. Ставятся в начальной и конечной точке лестницы, а также по краям межмаршевых площадок. Элементы повышают прочность ограждения и служат опорой поручням.
  • Балясины. Это подпорные столбы для поручней, из которых формируются боковые ограждения, могут иметь разную конфигурацию.
  • Поручни. Являются обязательной деталью. Они опираются на балясины и опорные столбики. Основным требованием к элементу является гладкая поверхность.
  • Дистанционная втулка. Такая подставка требуется для любой конструкции с несколькими маршами (даже при применении косоуров).

При выборе лестничной конструкции основным фактором служит размер площади, необходимой для ее возведения. На втором месте стоит удобство и комфорт подъема и спуска. Здесь нужно учитывать частоту использования, наличие в доме детей и пожилых людей.

Немаловажным критерием является и эстетичность. Лестница должна сочетаться с интерьером комнаты. Кроме того, нужно учитывать материальные возможности: изготовление деревянных лестниц со сложной конфигурацией требует больших временных и финансовых затрат, чем более простых по форме и исполнению вариантов.

Маршевые

Являются наиболее популярными. Свое название получили благодаря маршам (пролетам) – группе объединенных ступеней. В лестнице может быть один или несколько маршей.

Выделяют прямые конструкции (одномаршевые и двуххмаршевые, с площадкой для отдыха). Они могут быть отдельно стоящими или размещаться около стены. Но прямые модели требуют много площади, поэтому чтобы сэкономить полезное пространство, предусматриваются двухмаршевые варианты с поворотом под углом от 90 до 180 градусов.

У марша бывает криволинейная форма с оптимальным углом подъема, тогда применяются поворотные ступеньки, которые также имеются у конструкций с двумя и тремя маршами без площадок.

Наиболее популярными видами деревянных лестниц для загородного жилого дома являются:

  1. Обычные одномаршевые. Имеют простую конструкцию с пролетом в центре помещения или около стенки – самые прочные с надежной опорой.
  2. Криволинейные одномаршевые. Устанавливаются в больших помещениях, чтобы подчеркнуть просторность. Они отличаются плавным поворотом и расширенными с внешней стороны ступеньками.
  3. Маршевые с нижними поворотными ступеньками. Иногда такой вариант предусмотрен планировкой помещения, может поддерживать выбранный архитектурный стиль.
  4. Простая 2-х маршевая система. Лестница с двумя маршами и с межэтажной поворотной площадкой может монтироваться над дверью и экономить место.
  5. 2-х маршевая Г-образная конструкция. Располагается в прямоугольном проеме вдоль перпендикулярных стенок и экономит пространство.
  6. 2-х маршевая П-образная лестница с верхней площадкой и поворотными ступеньками. Конструкция монтируется в шикарных особняках с большим холлом.
  7. 3-х маршевая система с двумя площадками. Такая разновидность лестниц экономит пространство, но требует значительной высоты потолка.

Для выбора определенной конфигурации следует правильно рассчитать и замерить свободную площадь для монтажа, составить чертеж. Подробное руководство о том, как это сделать, будет ниже.

Винтовые

Конструкции винтового типа применяются реже, как правило, при ограниченной площади или из эстетических соображений владельца частного дома. Они не так удобны, как маршевые, по ним сложно транспортировать мебель. Чтобы установить лестницу, нужно будет выполнить сложные подсчеты, так как при небольшой погрешности она может утратить свои функциональные способности.

Винтовые лестницы иногда выполняют просто декоративную функцию, особенно с ограждением, выполненным художественной ковкой. Устройство таких вариантов возможно практически в любом помещении, т.к. они занимают меньше места, чем конструкции с поворотом. Различают следующие типы:

  • с консольным защемлением ступенек на внутреннем столбе;
  • с опорой ступенек на внутренний столб и периметральные стены;
  • с консольной опорой ступенек на обсадную трубу;
  • с опорой на ограждение и гнутые тетивы.

Винтовые лестницы позволяют экономить пространство

Виды конструкций

Перед тем как сделать деревянную лестницу, следует подобрать оптимальный вариант конструкции для своего помещения.

Существуют следующие популярные типы конструкций:


Самой простой является лестница прямой формы, которая обеспечивает прямолинейное перемещение по маршу.

Изготовление деревянной лестницы своими руками с наглядной пошаговой инструкцией рассмотрим более детально. Процесс включает в себя два основных этапа: проектирование и монтаж.

Расчеты размеров лестничной конструкции

Перед тем как приступить к проектированию, нужно сделать точные расчеты, начертить схему и нанести на нее все данные. Если нет уверенности в правильности расчетов, то лучше доверить работу профессионалам, которые сделают грамотный чертеж, что позволит поэтапно выполнить монтаж без ошибок.

Общая высота лестницы

Определить высоту можно, измеряя расстояние от пола первого до второго этажа с учетом толщины потолка. Например, если на 1-м этаже потолочная высота равна 2700 мм, а толщина межэтажных перекрытий – 300 мм. В результате суммарная высота будет равна 3000 мм.

Если чистового пола нет, то его размеры нужно заложить примерно.

Количество ступеней

Если известна высота лестницы и подступенка, можно определить число ступенек конструкции. Для этого нужно разделить один показатель на второй. Например, при общей высоте лестницы 3000 мм, а высоте подступенка – 175 мм расчет будет таким: 3000: 175=171 мм.

После этого нужно округлить значение, в результате получится 170 мм. В таблице указан пример расчета:


Зависимость высоты ступени от их количества при заданной высоте этажа

Высота подступенка

По рекомендации специалистов оптимальная высота подступенка должна составлять 150–180 мм, фактически это размер человеческого шага. Данная высота может составлять 150–200 мм. Обычно средняя величина по нормативу равна 160-170 мм.


Оптимальный диапазон уклона лестницы выделен зеленым цветом

Ширина ступени

Чтобы не возникло травм в результате неверно подобранной ширины ступеней, нужно правильно ее рассчитать. Исходя из многолетней практики, ширина детали должна быть в пределах 220 – 400 мм.

Для определения более точного значения можно воспользоваться определенной формулой. Нужно взять среднюю ширину человеческого шага (600 – 640 мм) и вычесть из нее высоту подступенка, умноженную на 2, т.е. 640 – 2х175 = 290 мм. Этот показатель будет оптимальным для перемещения.

Ширина марша

По правилам безопасности для удобного передвижения людей пролет должен быть шириной не меньше 80 см, но лучше принять не менее 90 см. Для удобной переноски мебели этот показатель для частного жилого дома должен быть 100 – 120 см.

Длина лестницы в плане

Для расчета этого параметра нужно умножить количество ступеней и ширину проступи. В нашем примере получится 29х17= 493 см. То есть лестница выходит довольно длинной и при устройстве одного марша потребуется помещение не менее 6 метров. В небольшом срубе или деревенском доме нужно будет делать 2 марша с 90 или 180 градусным поворотом.

Между маршами монтируется площадка или ставятся поворотные ступеньки. Если не получается выполнить расчет самостоятельно, можно воспользоваться специальной программой, представленной чуть ниже, где наглядно будет отражаться локализация лестничных деталей.

Размер потолочного проема

При строительстве лестницы из деревянного массива нужно помнить о расчете проема потолка, чтобы при поднятии наверх не пришлось нагибаться. Такой показатель будет зависеть от уклона, который влияет на удобство при перемещении и подбирается индивидуально.

Оптимальным считается уклон 23-36 градусов, но часто не получается соблюсти необходимый угол из-за малой площади помещения (чем более крутым будет уклон, тем меньше площади он будет занимать).

От угла лестничного марша будет зависеть величина проема в области потолка. Так, для складной конструкции потребуется небольшой проем, а для большего уклона потребуется более значительный (до 2 м).


Размер проема в перекрытии определяется исходя из минимально допустимого значения для прохода человека

Длина косоура

Для определения длины косоура применяется формула Пифагора: (длина лестницы в плане)²+ (высота лестницы)²= (длина косоура)².


То есть при длине 493 см и высоте 300 см получим следующее: L=√(4932 + 3002) = 577 см (показатель берется с запасом – 580 см).

Онлайн-калькулятор для расчета

Для вашего удобства вы можете воспользоваться удобным и наглядным .

Выбор материала

После того как выполнены все расчеты, нужно закупать материалы. Для этого потребуются доски разной длины и плотности: для ступенек толщина составляет 3-4 см; для подступенков – 2-2,5 см; для тетивы или косоура толщина равна 5 см, а высота – 150-250 мм. Поручни и балясины лучше купить готовые, так как для их производства потребуется токарный станок и брус размером 10х10, 15х15 см. Для фиксации комплектующих потребуются саморезы и гвозди, а также металлические уголки для усиления.

Изготовление деталей и монтаж лестницы

Технология монтажа включает в себя изготовление и установку всех элементов лестничной конструкции в соответствии с чертежом.

Сборка тетивы или косоуров

На приготовленных досках нужно отметить длину и отпилить лишнее. На бруске с помощью угольника размечают высоту подстепенка и ширину проступи с убавкой 2-4 см.


Разметка цельного косоура

Сборка тетивы со стяжками жесткости

Выемки для ступеней выпиливают электролобзиком или пилой. Далее приставляют заготовку к месту монтажа так, чтобы нижний край упирался в пол, а верхний – в перекрытие. Запилы под ступени должны находиться горизонтально, без «завалов». После этого рекомендуется отшлифовать поверхность бруска, выполнить фрезеровку, закругляя внешние края.

Для оптимальной жесткости иногда может потребоваться 2, 3 или 4 косоура, число которых подбирается в зависимости от ширины лестницы. Иногда проще заказать готовый несущий каркас, куда будут входить все элементы с вырезами, обозначенные номерами для состыковки в соответствии со схемой.

Установка ступеней и подступенков

Подступенки монтируют в подготовленные запилы косоура, выравнивают и зашкуривают. Закрепление выполняют с помощью саморезов, которые после можно зашпаклевать или закрыть отделочным материалом.



Варианты крепления ступеней к тетиве

После фиксации подступенков устанавливаются заранее фрезерованные ступени, длина которых должна превышать расстояние между парой крайних косоуров на 1-2 см. Ширина элементов должна быть на 2-3 см больше гребеночного выступа. Крепление ступеней к подступенкам и косоурам осуществляется на саморезы, шляпки которых должны быть утоплены в дерево.


Крепление косоура к верхнему перекрытию. Способы соединения элементов лестницы.
Крепление косоура к полу

Монтаж ограждений

Придать конструкции завершенный вид можно с помощью вспомогательных деталей. Для этого могут применяться резные, прямые, фигурные деревянные и металлические ограждения.


Установка столбов с балясинами считается сложной задачей, где требуется точная разметка с подгонкой. В ступеньке отверстие для шканта размечается на расстоянии от края, равном ½ ширины основания балясины. Затем на ступенях делают отверстия и вклеивают в них шканты (они должны выступать на 1-1,5 см от поверхности).


После этого по диаметру шканта надо сделать отверстия в основе столбов и балясин, промазать их клеем. Все элементы насаживают на шканты с регулировкой по вертикальному уровню. Далее подготавливают поручни, обрезая края под нужным углом и фрезеруя их с нижней стороны. Для стыковки с опорами на срезе элемента высверливают отверстия. Поручень устанавливается на вклеенный в опорный столб шкант.


После высыхания клея лестницу нужно покрыть антисептической грунтовкой, затем поверхность обрабатывается прозрачным или краской. Можно поставить декоративный плинтус. В винтовой лестнице можно выполнить оформление осевой опорой в виде бревна или балки, установить гнутую тетиву для опоры ступенек. Цена такой конструкции будет высокой, так как в производстве применяется вязкая гибкая древесина, но финальный эффект того стоит.


Организация: МБДОУ№1

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

Задачи: научить детей как можно накладывать несколько похожих деталец друг на друга. Повторить два цвета и называть правильно зеленые кубики, желтые кубики. Объяснить значение слов и выражений, стремиться к тому,чтобы дети повторяли: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «Оля идет», «прыгает». Развивать навык убирать детали в коробки, убирать игрушки. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: кубики по количествуву детей, игрушки.

Ход. Игровая ситуация «Звери просят помощи у ребят».

Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются. Дети (вместе с воспитателем):

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, дети, привет!

Ребята присаживайтесь на стульчики. (На столе, покрытой зелёной тканью, стоит теремок).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю, мышка бежит,

Остановилась и стучит:

Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?

Никто мышке не ответил.

Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Что же делать, ребята? Предполагаемые ответы детей (если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок?

Верно, лесенки.

Давайте, ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик.

Саша, что ты принёс? Верно, кирпичик.

Вика, какого он цвета? Верно, зеленого.

Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина, принеси мне ещё кирпичик.

Полина, что ты мне принесла? Верно, кирпичик.

Какого он цвета? Верно, желтого цвета. К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? Правильно, на широкую.

Ребята получилась у нас лесенка? Правильно, нет.

А что же делать? (выслушиваю предложения детей). Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть, что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка? Да.

Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок).

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего, ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков).

Сколько мы взяли кирпичиков? Правильно, три.

На какую сторону надо положить кирпичики? На широкую, правильно.

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? Конечно.

Рома построй лесенку из кубиков.

Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте, выясняем, что лесенка из кубиков выше, чем из кирпичиков.

А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи).

Обыгрывание построек с игрушками.

Молодцы, ребята все справились с работой. И наши зверюшки благодарят вас за помощь.

ТИПЫ ЛЕСТНИЦ

Лестницу следует выбирать еще на стадии проектирования дома , чтобы ее тип и габариты соответствовали и планировке комнат, и расположению проемов в межэтажных перекрытиях. При всем многообразии конструкций лестниц их можно условно разделить на две основные группы: с прямыми маршами и с криволинейными.

Лестницы с прямыми маршами

Лестницы с прямыми маршами традиционны. Они несложны в изготовлении, а в эксплуатации - удобны и надежны. В зависимости от габаритов помещений, их планировки и назначения такие лестницы бывают одно-, двух- или многомаршевыми .
Маршем называют непрерывный ряд ступеней.

  • Давно замечено, что когда ступеней больше десяти, подниматься по лестнице неудобно
  • .

    Именно поэтому лестницу делят на части и оборудуют промежуточными площадками, чтобы можно было остановиться и перевести дух.
    Подразделяют такие лестницы на прямые четвертьоборотные (с углом поворота маршей 90°), полуоборотные (180°) и круговые, которые делают полный оборот, то есть 360°. Нередко лестницы с углом поворота маршей 90° устанавливают вдоль двух стен, а под маршами и площадкой оборудуют небольшие кладовые или шкафы.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ и ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСТНИЦ

    Необходимый набор для любой лестницы : ступени , опорные стойки в начале и в конце каждого марша, а между ними - поручень с балясинами .
    Основа лестницы - ее несущие элементы - тетивы или косоуры .
    Для закрытой лестницы понадобятся еще и подступенки . Конфигурация всех элементов лестницы и их декоративное оформление - это вопрос эстетических пристрастий. Однако лестница должна быть не только красивой, но и что не менее важно - удобной, надежной и безопасной. Для этого при конструировании лестниц необходимо соблюдать определенные требования, важнейшим из которых является соответствие параметров лестницы определенным правилам и нормативам. О некоторых из них расскажем более подробно. Удобство лестницы и связанная с этим безопасность ее эксплуатации зависят прежде всего от относительной величины подъема марша. Последняя характеризуется отношением между высотой S и глубиной А ступени (или, как чаще говорят, между высотой подступенка и глубиной проступи). Зависит это отношение от угла наклона марша, который можно определить графически, зная положение лестницы в плане и высоту помещения, а также от биологически заданных величин: длины шага человека на плоскости и удобного подъема ноги.


    Длина шага человека в среднем равна 63 см и обычно изменяется в пределах от 60 до 66 см (рис.1 ).

    Удобный подъем ноги, в свою очередь, составляет около 31 см, то есть примерно половину значения длины шага на плоскости. Из этого и выводится так называемое правило размера шага по формуле :

    2S + А = 63 см.

    Это подтвержденное практикой соотношение означает, что удобной и безопасной лестница будет, если удвоенная высота подступенка, сложенная с глубиной проступи, равняется среднему шагу человека. Именно правило размера шага применяют в тех случаях, когда требуется определить наиболее благоприятную для соответствующего угла наклона лестницы относительную величину подъема марша.
    Однако этот прием нельзя назвать универсальным. Например, рассчитанные по правилу размера шага слишком крутые или пологие лестницы будут либо с чрезмерно узкими, либо - с глубокими проступями. В этом случае целесообразно применить правило безопасности :

    А+S = 46 см.

    Расчет по этому правилу, проводимый для крутых лестниц, дает несколько большие значения глубины ступеней и соответственно меньший угол наклона лестниц. Применив правило безопасности к пологим лестницам, получим менее глубокие ступени и соответственно больший угол наклона. В качестве примера приводим относительные величины подъема, рассчитанные по этому правилу :

    15/31, 16/30, 17/29, 18/28, 20/26.


    При средних значениях наклона лестниц пользуются еще так называемым правилом удобства :


    Примеры относительных величин подъема, рассчитанных по этому правилу :

    15/27, 16/28, 17/29, 18/30, 20/32.


    Спроектированные по правилу удобства лестницы характеризуются тем, что при низких значениях высоты ступеней размер шага будет небольшим. Это правило наиболее целесообразно применять при высоте ступеней 16...18 см.
    В частности, наиболее благоприятная относительная величина подъема, при которой подъем по лестнице потребует минимальных затрат сил, составляет S/А= 17/29 см, что соответствует углу наклона лестницы порядка 30°. Кстати, такое значение относительной величины подъема удовлетворяет всем трем вышеперечисленным правилам.
    Кроме того, практикой установлено, что достаточно удобными являются лестницы с высотой подступенка 140...170 мм и глубиной проступи 340...370 мм. Именно для расчета таких лестниц и применяют правило размера шага. Однако далеко не всегда условия позволяют соорудить лестницу с такими оптимальными параметрами.
    Для других случаев необходимо, в частности, ориентироваться и на дополнительные строительные нормативы, которые несколько расширяют пределы возможных решений. Например, наиболее крутой подъем в одноквартирных домах - 21/21, а в многоквартирных - 19/26.
    Таким образом, для определения основных размеров марша вначале выберите высоту подступенка и разделите на эту величину общую высоту марша, то есть расстояние между уровнем пола верхнего и нижнего этажей. Округлите дробную часть в большую сторону для получения менее крутой лестницы, или в меньшую сторону - для более крутой. Затем разделите общую высоту марша на полученное число ступеней и округлите полученный результат. Так вы определите высоту подступенка. Теперь выберите удобную ширину проступи, умножьте ее на число подступенков, уменьшенное на единицу, и вы получите длину горизонтальной проекции марша, называемую его заложением.
    Полезная ширина марша - это расстояние на верхнем уровне перил между поверхностью стены и внутренней кромкой поручня (или расстояние между поручнями). Именно от этого параметра любой лестницы зависит ее пропускная способность. Так, если для прохода одного человека достаточно 0,6...0,7 м, то с учетом встречного движения и удобства переноски вещей ширину марша выбирают в больших пределах (табл. 1 ).

    Таблица 1. Зависимость ширины лестницы от ее вида


    Расчетная высота прохода - это расстояние по вертикали между передней кромкой ступени и нижней поверхностью выше расположенного конструктивного элемента. Согласно действующим нормативам этот параметр принимают не менее 2,0 м, а для домов повышенной комфортности - даже 2,1 м. Однако и этого порой недостаточно для удобного пользования лестницей, поскольку, когда человек передвигается вниз, верхняя часть его туловища обычно наклонена вперед. Чтобы учесть и этот фактор, при выборе высоты прохода его следует измерять не по вертикали, а по наклонной (рис. 2 ).
    При проектировании лестницы важно не только правильно рассчитать параметры маршей, при этом следует выбрать оптимальные размеры площадки. Так, например, с шириной площадки все достаточно ясно - она, как правило, должна быть равна ширине лестничного марша. Длину же площадки следует выбирать исходя из имеющегося пространства, а также учитывая действующие нормы и другие подтвержденные практикой критерии.

    Здесь весьма важно сохранить непрерывность величины шага до следующего подъема марша (рис. 3 ). Исходя из этого минимальная длина лестничной площадки (1 м) должна соответствовать размеру шага лестницы. При расчетах к длине шага прибавляют ширину проступи, следовательно :

    Lпл =L + А = (2S+А)+А = 2(S+А)


    где: Lпл - длина площадки, L - размер шага лестницы, S - высота ступени, А - глубина ступени.

    Таким образом, длина лестничной площадки должна равняться удвоенной сумме размеров ступени. Ориентируясь же на действующие нормы, необходимо учитывать, что минимальная длина лестничной площадки в одноквартирных домах - 1,0 м, а в домах повышенной комфортности - 1,25 м. Это означает, что основные габариты площадки (длина и ширина) фактически равны.

    Кроме названных параметров при проектировании лестниц нужно соблюдать и некоторые общие требования.

  • Допустимая нагрузка на лестницу небольшого домика - 180...220 кг, а на перила - 100 кг.
  • Материалы для строительства лестниц должны соответствовать стандартам. Для сооружения ступеней нельзя использовать материалы с низким коэффициентом трения (скользкие). Чтобы уменьшить скольжение, на передние части проступей прибивают профильные накладки.

    Высота всех ступеней должна быть одинаковой. Отклонения в размерах не должны превышать 0,5 см.

    Расстояние между лестничным маршем (площадкой) и стеной не должно превышать 5...6 см. В случае предполагаемого нахождения под лестничным маршем людей лестницы следует изготавливать закрытыми (с подступеньками) и подшивать снизу.

    Первую (толчковую) ступень следует правильно установить. Расстояние от передней кромки первой ступени до начала поручня не должно превышать см.

    Подход к лестнице, должен быть удобным. Например, если на лестничную площадку выходит дверь, то размеры площадки должны быть такими, чтобы дверь свободно открывалась.

    Используемая литература:
    - Журнал "Советы профессионалов" №4/2006г.

    Воспитатель. Я предлагаю вам сделать для животных зоопарка башенку.

    Дети строят две башенки по образцу, сделанному воспитателем, – одну башню из кирпичиков, другую – из кубиков, сочетая их по цвету (например: два синих кубика и два красных кубика, три зеленых кирпичика и два желтых кирпичика), украшая флажками.

    Воспитатель подробно анализирует возведенные башенки, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по размеру. (Способов конструирования можно не показывать.) В процессе работы необходимо поощрять детей, при необходимости подсказывать, помогать советами и действием.

    Воспитатель. Как можно взобраться на высокую башню? (По лесенке.) Давайте поставим рядом с башенкой лесенку.

    Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кубиков. Обращает внимание на детали, необходимые для постройки, как много нужно кубиков, чтобы построить лесенку. Дети строят лесенку рядом с башней.

    4. Рефлексия.

    – Каких животных мы встретили сегодня в зоопарке?

    – Сколько животных мы сегодня повстречали?

    – Что мы построили для животных зоопарка?

    Занятие 2 Гусеницы и лесенка. Подвижно-дидактическая игра «Не задень»

    Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, конструирование), «Здоровье», «Коммуникация», «Физическая культура».

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

    Цели деятельности педагога : познакомить с кругом; учить отвечать на вопрос «сколько?», учить определять совокупности словами «один», «много», «ни одного», обследовать круг осязательно-двигательным путем, останавливаться во время бега и ходьбы по сигналу воспитателя, подлезать под шнур; упражнять в равновесии при ходьбе по уменьшенной площади; учить осуществлять сенсорный анализ постройки; дать представление об архитектурных постройках.

    Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, участвует в разговорах во время рассматривания гусеницы, активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в лепке, конструировании, участвует в обсуждениях, отвечает на вопросы.

    Материалы и оборудование: игрушка гусеница, соленое тесто, шнуры, стойки, набор строительных деталей.

    Содержание организованной деятельности детей

    1. Организационный момент.

    Ребята встречают гостью – гусеницу, рассматривают ее.

    Воспитатель. Из чего состоит гусеница? (Из шариков.) Сколько шариков? (Много.) Какая гусеница – короткая или длинная? (Длинная.)

    2. Лепка гусеницы.

    Воспитатель. Гусенице скучно без друзей. Давайте сделаем друга для гусеницы из соленого теста. Отделите кусочки от комка теста, скатайте из них шарики и соедините в ряд.

    А теперь мы поиграем с нашей гостьей и ее другом. Гусеница ползает по веточкам, по листочкам. Давайте покажем, как ползают гусеницы.

    Дети выполняют задание на ковре.

    3. Игры.

    1) Подвижно-дидактическая игра «Не задень».

    Воспитатель ставит две стойки, натягивает шнур (на 50 см от уровня пола) и объясняет задание: подойти к шнуру, присесть, сложиться (сгруппироваться) в комочек и подлезть под шнур, не задев его. Упражнение выполняется шеренгами 3–4 раза подряд.

    2) Дидактические игры:

    «Чудесный мешочек».

    Найти в мешочке, наполненном предметами разной формы, только круглые предметы.

    «Быстро возьми».

    По сигналу найти геометрическую фигуру (круг), взять ее и поднять над головой.

    4. Конструирование лесенки из шести кирпичиков.

    Воспитатель. Я предлагаю вам сделать для наших гусениц лесенку, чтобы они могли заползать по ней высоко-высоко и видеть, что происходит в мире. Вспомните, из каких деталей мы строили лесенку кукле? (Из кубиков.) А теперь мы сделаем лесенку из кирпичиков.

    Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кирпичиков, обращает внимание на детали, необходимые для постройки, как много нужно кирпичиков, чтобы построить лесенку, какого цвета кирпичики будут использоваться, предлагает выбрать их. (Дети из набора строительных деталей выбирают шесть кирпичиков.) После того как лесенки будут готовы, воспитатель говорит: «Рады будут гусеницы, теперь они будут лазать вверх-вниз».

    ООД по конструированию в группе раннего возраста «Лесенка для ёжика»

    Программное содержание:

    1. Формировать умение детей накладывать детали друг на друга, ставить рядом, воспроизводить показанные педагогом постройки, узнавать и называть их.

    2. Формировать умение пользоваться дополнительными сюжетными игрушками.

    3. Продолжать знакомить детей с деталями: кубик; закреплять умение детей подбирать кубики по цвету.

    4. Развивать конструктивные навыки.

    5. Развивать творческие способности детей.

    6. Воспитывать любознательность, интерес к коллективной работе.

    7. Формировать умение убирать материал после занятия на свое место.

    Мотивация: поможем ежику.

    Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание, показ способа действия.

    Материалы и оборудование:

    Для детей: набор кубиков разного цвета (по 3 кубика на каждого ребенка, по одному ежу в виде игрушки или плоскостного изображения, по одному массажному мячику на каждого ребенка.

    Для воспитателя: игрушка ёж, макет яблони с яблоками, набор кубиков, массажный мяч.

    Сюрпризный момент: приходит ёж, его рассматривание.

    Воспитатель читает стихотворение:

    Ёжики-колючие комочки.

    На спине, всегда несут грибочки.

    Носики, как бусинки у них.

    А попробуй подойди,

    Ох и шипит.

    Ёж не мячик и не шишка,

    Не игрушка для мальчишек,

    Ёжик - это зверь лесной,

    Хоть колючий, да родной.

    Жил ежик в лесу со своей ежихой и маленькими ежатами. Однажды утром побежал еж в лес за грибами для своих деток. Шел по лесу, собирал грибочки, вдруг видит: перед ним растет яблоня, а на ней много спелых красных яблок. Вот. Думает еж. Нарву моим ежатам яблок на обед. Только яблонька высока. Ежику не достать яблок.

    Физкультминутка:

    Дети, давайте покажем какие яблони высокие (дети встают и тянуться руками кверху, а какие маленькие (приседают, обхватывают колени руками) 2-3раза.

    Воспитатель: Дети, давайте поможем ежику и построим для него лесенку. Чтобы он нарвал своим ежатам яблок. Посмотрите, что у меня есть (показывает кубики). Это кубик.

    Воспитатель: Саша, что это?

    Саша: Кубик.

    Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель помогает. (Спрашивает каждого из детей).

    Воспитатель: Посмотрите, какие они красивые, разноцветные. Это- красный кубик, а это - синий. Саша, какого цвета этот кубик?

    Саша: Синий.

    Воспитатель: Посмотрите как много кубиков, из них мы построим лесенку для ежа. Вначале положим на стол кубик, - это одна ступенька лесенки, рядом поставим еще один кубик, а на него положим еще один, вот так, - это вторая ступенька лесенки. Посмотрите, какая высокая получилась лесенка. Дети, что мы построили для ежика?

    Дети: Лесенку.

    Воспитатель: Яна, как называется эта постройка?

    Яна: Лесенка.

    Каждый ребенок называет постройку.

    Воспитатель: Дети, а сейчас вы сами построите ежику лесенку.

    Раздает детям по три кубика одного цвета с указанием цвета из которого будет у ребенка лесенка.

    Посмотрите какие красивые кубики. У Яны - синие кубики, у Саши - красные и т. д. теперь у ежика будет красивая лесенка. Посмотрите еще раз на нее и постройте из своих кубиков такую же.

    Наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь в виде словесных пояснений; например, «Положи один кубик перед собой, рядом с ним поставь еще один, вот так, молодец. На него положи еще один кубик. Какая красивая лесенка у тебя получилась».

    Посмотрите, какие красивые лесенки у вас получились. У Яны - синяя лесенка, у Саши - красная и т. д. (называет каждого ребенка).

    Физкультминутка:

    Дыхательное упражнение:

    Ежик добрый, не колючий

    Посмотри вокруг получше.

    1. поворот головы вправо - вдох.

    2. 2. поворот головы влево - выдох.

    Воспитатель: Посмотрите, сколько ежиков пришло к нам в гости.

    Раздает каждому ребенку ежика для обыгрывания постройки.

    Дети, давайте поиграем с ежиками. Посмотрите, какие у нас есть мячики, они очень похожи на ежика, давайте покатаем его между ладошками.

    Ежик ласковый, не колкий

    На ладошке покрутись, не страшны твои иголки

    Ты с ладошкой подружись.

    (Дети катают мячики между ладошками).

    Воспитатель: Дети, посмотрите, что ежик принес для вас!

    Ой, ребята, посмотрите,

    Что в корзине у ежа?

    Хочет яблок подарить вам,

    Как корзина тяжела.

    Он для каждого из вас

    Угощение припас.

    Воспитатель раздает угощение для детей.