Дарим цветы        06.05.2019   

Устранение заиканияу дошкольниковв игре. Презентация доклада на тему "устранение заикания дошкольников в игровых ситуациях"



ББК



Рецензент: В. И. Селиверстов - зав. кафедрой дошкольной дефектологии МПГУ

Выгодская И. Г. и др.

В92 Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуа­циях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб 1 . и доп.- М.: Просве­щение, 1993.- 223 с: ил.- I5ВN 5-09-004087-7.

В книге представлены разнообразные инсценировки, ролевые и дидак­тические игры, материалы для детских утренников и т. п., которые по­могут в формировании у заикающихся детей дошкольного возраста на­выков свободной естественной речи. В отдельную главу выделен раз­работанный авторами комплекс упражнений для мышечной и эмоциональ­ной релаксации, создающей условия для нормализации речевой деятельности.

1-е издание данной книги вышло в 1984 году под названием «Устра­нение заикания у дошкольников в игре». Во второе издание внесены некоторые изменения, оно дополнено главой «Родителям».

Для логопедов, воспитателей детских садов, родителей.

ББК 74.3

В

103(03)-93 18В N 5-09-004087-7

(6) Издательство «Просвещение», 1984 © Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л.,

" Упкш-гао Д |] | 1ОДЗ, с изм енениями


БИБЛИОТЕКА Красноярске, о пединститут .



4310010000-338

ПРЕДИСЛОВИЕ

В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуа­ции, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от рече­вого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуще­ствления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестест­венной для их возраста длительной неподвижности на лого­педическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

В предлагаемой книге собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы, а также предлагается разработанная авторами система расслабляющих упражнений. Многие из них уже существуют в логопедической практике, некоторые составлены авторами.

Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

В книге учитывалась специфика логопедических учреждений, где курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2-3 ме-

сяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроиз-ношения проводится предварительно на индивидуальных заня­тиях.

Книга состоит из одиннадцати разделов, предисловия и прило­жения.

В первом разделе даны методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий) и по одному примерному плану логопедического занятия каждого

Во втором разделе приведены специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональ­ная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Чтобы помочь себе, он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Авторы предлагают вниманию специа­листов и родителей разработанную ими специально для дошколь­ников систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения авторы рекомендуют проводить в игровой форме, в сопровож­дении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы авторами «Волшебным сном».

В третьем разделе помещены игровые приемы для органи­зации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формиро­вание нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуще­ствить, а игоа поможет включить ребенка в режим относитель­ного молчания. Условно эти игры называются «молчанки».

В четвертом разделе даны приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Раздел пятый включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помо­гают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произ­носить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Для детей этот период занятий носит название «В Стране коротких ответов».

Раздел шестой содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми рас­пространенными предложениями. Игровое название этого периода - «В Стране полных ответов».

Раздел седьмой поможет логопедам как можно шире исполь­зовать эти игрушки (куклы с ручным управлением, или бибабо) от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает дви­гательное беспокойство, все движения его становятся целе­направленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Разделы восьмой «Инсценировки» и девятый «Сюжетно-ролевые игры» посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети - «артисты» - учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выучен­ные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании раз­личных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т. д.) у детей возни кает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность оечевого общения.

В разделе десятом - «Заключительные занятия» - даны сове­ты по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и под­готовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

В этом разделе даны описания нескольких заключительных занятий. Конкретные условия продиктуют логопедам выбор темы и распределение ролей участников таких занятий.

Раздел одиннадцатый - «Родителям». Не в каждой семье умеют систематически, целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нервная система и имеются речевые дефекты. Логопед старается помочь родителям создать дома необходимый для ребенка общий и речевой режим; научить взрослых правильно вести себя во время приступов заикания у йетей; обучить родителей технике речи (взрослые должны помнить, что их речь - образец для ребенка). Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но и в быту надо создать радостную и ненапряженную обстановку, пронизанную элементами игры. Необходимо, чтобы родители не просто механически выполняли задания логопедов, но и понимали истинные цели каждого упражнения-игры.

В «Приложении» даны картинки для оформления книжки-игрушки (альбома) и для большей наглядности, разнообразия домашних речевых тренировок.

Материал, предложенный в книге, специалисты могут исполь­зовать в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от профиля группы.

Книга предназначена логопедам, работающим с заикаю­щимися дошкольниками, а также родителям для проведения домашних занятий с детьми того же возраста. Многие предла­гаемые игры могут быть использованы на занятиях с заикаю­щимися младшими школьниками.

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

I этап


  1. Организовать щадящий режим (общий и речевой) на лого­
    педических занятиях и дома, используя игры-молчанки.

  2. Обучать детей технике правильной речи во время специаль­
    ных игр (постановка нижне-диафрагмального дыхания, выработка
    спокойного темпа, умения делать опору на ударные гласные и
    соблюдать смысловые паузы).

  3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопе­
    дом и друг с другом, создавая игровые ситуации. В самостоятель­
    ной и подготовленной речи допустимы лишь однословные фразы
    (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...).

  4. С первых занятий работать над выразительностью речи.
    Дети должны говорить однословно с вопросительной, утвердитель­
    ной интонацией, с радостью, с огорчением, сердито и т. д.

  5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напря­
    жением. В течение всего логопедического занятия следить, чтобы
    не возникало общее мышечное напряжение к моменту речи,
    напоминать о расслаблении отдельными рифмованными строчка­
    ми из сеанса релаксации.
II этап

  1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой
    режим дома, включать успокаивающие игры и занятия по мере
    необходимости.

  2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома,
    побуждая их к общению полными предложениями в игровых
    ситуациях и вне игры. В подготовленной и самостоятельной
    речи допустимы короткие фразы в один смысловой отрезок
    (диалоги, краткие рассказы, описания предметов...).

  3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на
    занятиях и дома. При необходимости исправлять детей в образной
    форме. («Помни, мы уже в Стране полных ответов, скажи под­
    робнее»; «Во время речи мы делаем паузы, остановки, чтобы
    набрать воздух и дальше говорить, как машина останавливается
    у колонки, чтобы набрать бензин».)

  4. Работать над выразительностью речи. Обучать выделению
    «главного» слова в коротком предложении (делать логическое
    ударение).
-закц""^-»"-

III этап

  1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий
    режим дома. В случаях рецидива заикания у некоторых детей
    возобновлять период молчания (как в первый месяц занятий).

  2. Продолжать активизировать правильную речь детей при
    общении друг с другом и с логопедом; в сюжетно-ролевых
    играх, инсценировках, кукольных спектаклях. Пользоваться пол­
    ными распространенными предложениями из двух-трех смысловых
    отрезков.

  3. Работать над выразительностью. Продолжать контроль за
    соблюдением речевых правил.

  4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную
    спонтанную речь в свободных пересказах, при сочинении соб­
    ственных сказок, сценок, сюжетно-ролевых игр.

  5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной
    речи. При необходимости исправлять речь детей, пользуясь
    формулами релаксации («Говорим неторопливо, очень четко и
    красиво. Паузы мы соблюдаем. Звук ударный выделяем»).
II. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

I этап, 6-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения однослов­ными фразами.

Оборудование. Карточки с буквой «У», предметные кар­тинки, названия которых начинаются на ударный звук у, ручная кукла Мишка, альбомы детей, обруч.

Ход занятия.


  1. Расслабление мышц рук (повторить упражнение «Кулачки»,
    новое упражнение «Олени») - 10 мин.

  2. Постановка правильного речевого дыхания: произнесение
    гласных звуков по одному и по два на одном длительном выдохе
    хором и индивидуально (игра «Мишка учит буквы») - 7 мин.

  3. Выработка умения делать опору на ударный гласный звук
    в слове. Называние картинок (утка, утро...) и работа над инто-
нацией (сказать вопросительно, утвердительно, с радостью и т. д.) - 7 мин.

  1. Общение детей однословными фразами в игре (сценка
    «Обруч») - 10 мин.

  2. Проверка домашнего задания по альбомам. Ответы на крат­
    кие вопросы детей и более подробные вопросы логопеда по кар­
    тинкам, названия которых начинаются на ударный звук о
    (Кто рисовал? Что наклеил? Кто помогал? и т. д.), и о проведении
    игры-молчанки (В какую игру-молчанку играл? Что смастерил
    для игры? Сколько времени играл? и т. д.) - 15 мин.

  3. Работа над выразительностью речи при чтении небольших
    стихов. Повторить стихи «Аист», «Эхо» (делать опору на ударные
    гласные, обозначить паузы хлопками рук куклы бибабо).
    Хоровое чтение с логопедом стихотворения «Удод» - 6 мин.
Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления мышц рук по контрасту с напря­
    жением (упражнения «Кулачки», «Олени»).

  2. Произносить гласные звуки по одному и по два на одном
    выдохе, точно артикулировать их (выполнять сидя, стоя, лежа).

  3. Нарисовать или наклеить в альбом 10 картинок, названия
    которых начинаются на ударный звук у (подписать их, у -
    красного цвета). Четко на выдохе называть картинки, выделяя
    ударный звук у. Каждое слово повторить 5-6 раз с разной
    интонацией.

  4. Поиграть в игру «Обруч», в игру-молчанку «Аквалангисты».

  5. Выучить стихотворение «Удод». Отмечать паузы с помощью
    ручной куклы, мячом, маршировкой.
II этап, 14-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения полными короткими предложениями.

Оборудование. Карточка с цифрой «2», карта Города красивой речи, большой конверт с письмом, «золотой ключик», «волшебная дверца».

Ход занятия


  1. Расслабление мышц речевого аппарата (упражнения «Хобо­
    ток», «Лягушки», новое - «Горка») - 10 мин.

  2. Тренировка правильного речевого дыхания, произнесение
    отдельных согласных и слогов (упражнения «Жук», «Комарик»,
    «Гуси») - 3 мин.

  3. Тренировка правильной выразительной речи короткими
    полными предложениями во время игры «Приглашение в Страну
    полных ответов» - 10 мин.

  4. Проверка домашнего задания; рассказы детей о приготов­
    ленной дома карточке с цифрой «1» и рисунком полными корот-
I
едложениями (например: «Я сделал карточку. Мама мне ла цифру «1». Я только раскрасил ее» и т. д.) - 12 мин. гьяснение нового задания. Логопед показывает карточку рой «2». На обратной стороне карточки аппликация «Ба­чка». Задает вопросы, побуждая детей к разнообразным ответам. Например: Какая цифра здесь изображена? Какая работа выполнена с другой стороны карточки? Почему на карточке с цифрой «2» изображена бабочка? (У бабочки есть 2 крылышка. А еще у нее 2 усика.) Что еще можно изобразить на карточке с цифрой «2»? (можно нарисовать 2 крыла птицы, 2 руки...) -7 мин.

  1. Тренировка выразительной речи в имитационном чтении
    рассказа «Сорока и заяц» - 6 мин.

  2. Разыгрывание диалога «Сорока и заяц» с масками. Работа
    над интонацией, над движениями, необходимыми для роли,-
    7 мин.
Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления губ, языка.

  2. Сделать карточку с цифрой «2» и с рисунком.

  3. Подготовить рассказ об этой поделке полными предло­
    жениями.

  4. Поиграть в игру «Приглашение в Страну полных ответов».

  5. Выучить диалог «Сорока и заяц» и разыграть его.
III этап, 30-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения распростра­ненными предложениями из двух-трех смысловых отрезков.

Оборудование. Игрушечная посуда, муляжи продуктов (поделки детей) и" другие пособия к игре «Готовим сами», план Города красивой речи, шапочки с изображением гласных букв, корона для Ударения, жезл.

Ход занятия.


  1. Внушение состояния полного мышечного расслабления и
    спокойствия. Речевые формулы в состоянии покоя - 10 мин.

  2. Спонтанная речь в игре «Готовим сами»:
а) имитация и оречевление действий - приготовление различ­
ных «блюд», общение детей в это время (например: «Сейчас
я приготовлю салат. | Я взяла огурец, | потом помыла его. | Костя,
дай мне, пожалуйста, |твой нож.] Вот, бери, |только осторожно»);

Б) рассказы детей о приготовленном «блюде» и «угощение»
друг друга (например: «Мы с мамой пошли в овощной магазин
и купили помидоры. | Я выбрала самый красный | и как следует
вымыла его. | Потом мелко нарезала лук и помидор | и заправила
салат сметаной... Ребята, попробуйте мой салат. | Вкусно?») -
30 мин.

3. Тренировка выразительной речи в инсценировке сказки «Город красивой речи». Вопросо-ответная беседа по содержанию сказки, выявление особенностей ее персонажей (например: «Почему ударение всеми управляет? Потому что ударение обозна­чает главный звук в словах, от ударения меняется смысл слова...» Дети надевают шапочки и разыгрывают сказку) - 15 мин.

Задание на дом.


  1. Проводить релаксацию три раза в день.

  2. Приготовить с помощью родителей любимое кушанье.
    Принести его на занятие. Уметь рассказать, как оно приготов­
    ляется. Угостить детей.

  3. Подготовить свою роль в сказке «Город красивой речи».
Схема этапов логопедической работы 1

ЗАНЯТИЯ

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование



1 этап (первый месяц занятий)

1-4

Обследование

Сбор анамнестических данных.

Ответы родителей на вопросы

детей.

проверка речи детей.

логопеда.

1 - 12

Охранитель-

Установочная беседа с роди-

«Молчанки».

Составить с детьми режим дня,

Книги, картинки.

ный режим.

телями: организация и прове-

иллюстрированный рисунками.

поделки, игрушки

дение общего и речевого охра-

Соблюдая режим дня, приду-

к выбранному сю-

нительного режима.

мать и проиграть сюжеты игр;

жету.

приготовить соответственно иг-

4-12

Релаксация.

Расслабление конечностей по

«Кулачки». «Оле-

рам поделки, рисунки. Добиваться расслабления по

Фотографии поз

контрасту с напряжением.

ни», «Штанга»,

контрасту с напряжением.

при релаксации.

«Пружинки»,

«Ноги загорают»,

«Кораблик».

2- 10

Речевое дыха

Постановка диафрагмального

«Звуки-коман

Тренировать плавный речевой

Предметные кар-

ние.

речевого дыхания: произнесе

диры».

выдох с самоконтролем.

тинки или игруш-

ние гласных по одному и по

Нарисовать и раскрасить крас-

ки, названия ко-

два на выдохе; называние

ным цветом соответствующие

торых начинают-

предметных картинок с опорой

гласные.

ся на отрабаты-

на ударный гласный; чтение

«Сценки почти

К каждой гласной подобрать

ваемый ударный

стихов на соответствующие

без слов».

слова-картинки и четко их на-

гласный.

гласные. Использование мини-

звать. Показать «Сценку без

Куклы-бибабо.

мального речевого материала в

слов».

сюжетно-ролевых играх.

Развернутые схемы каждого этапа логопедической работы показывают, как логопед и родители могут использовать
предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых" игр Д1я устра­
нения заикания. " - р

Продолжение

Занятия

Разделы работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

Ольга Коломиец
Методика коррекции заикания у дошкольников

Проявления заикания у детей дошкольного возраста

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата .

Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет) . Характеризуя заикающихся детей , он делит их на две группы. К первой группе (таких заикающихся большинство ) он относит детей, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей характерны преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли. Ко второй группе он отнес детей, начавших заикаться вследствие травмы черепа или инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и замедленным постепенным началом заикания .

Таким образом, заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка .

1.2. Поведение заикающихся детей разного возраста в играх

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Подробное исследование данной проблемы представлено в работе Г. А. Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников » .

Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями : шофер ведет машину, кассир молча отрывает билет, няня кормит детей. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Играют непродолжительно и не до конца.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один или два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания . Хорошо говорящие дети играют 50-60 минут, игра у них развивается с достаточно сложным сюжетом, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей . Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4-7 лет . Среди них малочисленны объединения по интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений.

По мере «стажа» заикания у детей с заиканием появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию , переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. В связи с этим заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4-5 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение

2.1. Значение игры в развитии дошкольника и ее виды

Игра – ведущий вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности, выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в трудах Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и других .

В своих работах вышеперечисленные авторы утверждают, что именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения : ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. По мнению Н. К. Крупской, игра является «серьезной формой учения» и выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка, становления у него умения соотнесения игровых навыков и реальной жизни, выражения его основных потребностей. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; в игре ребенок берет на себя роль взрослого, стремясь подражать тому образу, который сохранились в его опыте. Поэтому игра в силу своих характеристик представляет собой лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения .

Дидактические игры. Данные игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, – обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы, явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, обобщения. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления.

Игры с пением. В играх с пением – хороводах, играх-инсценировках – широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В них у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Кроме того, игры с пением совершенствуют просодические компоненты (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение).

Подвижные игры. В играх с простыми движениями – с мячом, обручем, лентой, флажком – дети передают общий характер движения, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью. Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения; в первом случае каждый ребенок вносит посильную долю в общую игру, во втором – требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, мячи, шары) проводятся для закрепления активного поведения и речи, способствуют общению детей и вне игровой деятельности.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажа, с рисованием, конструированием декораций. Они развивают у детей фантазии, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские способности. Совершенствуется внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Данные игры готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Творческие игры. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словами в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому данный вид игры формирует у детей умение выполнять правила, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствует воспитанию у них активного поведения и самоорганизации в любой деятельности, прежде всего в речевой.

Обобщая теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, можно сказать, что игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

2.2. Методика коррекции заикания у дошкольников

в игре И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской

Методика «Устранение заикания у дошкольников в игре » И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской включает систему игр и расслабляющих упражнений, которые систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей . Авторы считают, что создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи и помогает им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Раздел 1. «Расслабляющие упражнения (релаксация) » включает упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как во всех органах артикуляции, так и во всем теле. Система расслабляющих упражнений представлена в игровой форме, сопровождается рифмованными фразами.

Релаксация «Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…з асыпают(2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются (2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело(2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы тёплые и вялые,

Но нисколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется(2 раза)

Нам понятно, что такое…

Состояние покоя(2 раза) »

Хорошим помощником для расслабления служит воображение. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.

Педагог предлагает : «Давайте притворимся, что мы – свечки на торте. Мы разноцветные : оранжевые, жёлтые, зелёные, красные, голубые, фиолетовые, белые. Мы стоим, высокие, прямые, выглядим как деревянные солдатики. Тела наши крепкие. Огонёк над головой припекает всё сильнее и жарче. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова… Теперь плечи… руки… Воск, из которого вы сделаны, медленно тает. Ваши ноги оседают… и медленно… медленно… вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас : ф – ф – у… ф – ф – ф – у – у – у, и вы снова становитесь стройными и красивыми».

Раздел 2. «Режим относительного молчания» включает игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся , специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить; в игре ребенок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры для детей называются «молчанки» .

Продолжительность этих игр разная – от 10 до 40 минут в зависимости от сюжета. Перед началом игры следует рассказать о ее содержании, объяснить, что главное условие – молчать. Молча можно рисовать, вышивать, делать аппликации, играть в разведчика, в подводное плавание. Выполнение главного задания должно поощряться. Это либо нарисованное в специально заведенном альбоме солнышко, либо получение звездочки и пр. Иногда детям предлагаются «ключики» , с помощью которых они закрывают ротики на замочек либо, наоборот, открывают. Каждые 2-3 дня подбирается новая игра.

Игры для периода относительного молчания

«Молчанка» .

Взрослый ставит на видном месте часы (лучше песочные) и объявляет : «Долго язычок болтал, он устал и замолчал, а кто первый заговорит – с того фант». В течение определенного времени ребятам предлагается молча спокойно заняться рисованием. Далее фанты разыгрываются.

«Аквалангист» .

Эта игра-молчанка начинается с рассказа взрослого : «В морях, на разной глубине, очень интересно, там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – можно захлебнуться…» К этому сюжету подбирается игровой реквизит : ракушки, камешки, можно сделать маску и ласты. После ряда «погружений» на «берегу» можно рассмотреть дары моря. Дети называют их кратко и четко. В конце игры ребенок получает звание «Лучший аквалангист» , в его альбом «заплывает золотая рыбка» .

«Маятник» . Дети сидят по-турецки, руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед – выдох. Возврат в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

«Сыграем на гармошке» . Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону – медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение – вдох. Пауза в три секунды. Аналогично – с левым боком.

«Лошадки» . Дети-лошадки стоят долго на морозе, им надо согреться. Дети держат руки перед грудью несколько напряженно, стоят на одной ноге. Вторая нога, согнутая в колене, касается носком пола. Роняют расслабленные руки, меняют ногу. Возвращают в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

«Услышишь звук – покажи направление» . Дети сидят с закрытыми глазами, логопед подает тихий сигнал погремушкой или колокольчиком. Открыв глаза, дети смотрят на логопеда, кто-то один по сигналу показывает направление услышанного звука.

«Космонавты» . Логопед напоминает, какими выдержанными, спокойными, собранными должны быть космонавты, и предлагает детям ничего не выполнять без сигнала «выполняйте» . Логопед предлагает детям встать, они сидят. Затем он произносит : «Выполняйте» - дети встают. Аналогично выполняются иные движения.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действия персонажа или произносит отдельные слова, затем молча рисует или мастерит поделку по теме.

Примеры литературных игр-молчанок : басня И. Крылова «Ворона и лисица» : «Пока ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва…». Или сказка Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» : «Элиза молчала до тех пор, пока она не сплела из крапивы 11 рубашек, чтобы спасти братьев от злой колдуньи». Сюжетами для игр может быть и сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» , и сказка К. Ушинского «Ворона и рак» , и мультфильмы с подобным сюжетом.

Раздел 3. «Речевое дыхание» включает приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Авторы считают, что наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи остаются практически неподвижными. При постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. Легкая полуулыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет ладонь ребенка, если ее положить на область диафрагмы. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно

«Шину прокололи» .

Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину» ) и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ШШШ…) .

«Жук» .

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук (со звуком ЖЖЖ…, одновременно руки опускаются вниз.

Раздел 4. «Общение короткими фразами» включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания . Они помогают обучить ребенка технике правильной речи : умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные; слитно произносить слова в смысловом отрезке; пользоваться паузами и логическим ударением. Для детей этот период занятий носит название «В стране коротких ответов» . Приведем примеры некоторых игр-упражнений.

«Найди главный звук» .

На столе разложены картинки, в названиях которых разноместное ударение. Дети по очереди берут любую из них, показывают ее всей группе и называют ударный гласный, выделяя его голосом. Затем произносят этот звук отдельно. Выигрывает тот, кто больше получит карточек с соответствующими буквами.

«Кто придумает конец, тот и будет молодец» .

Логопед читает стихотворение, не заканчивая стихотворные строчки. Ребенок подбирает недостающие рифмы.

Наша козочка скакала, да и ноженьку … (сломала) .

Но скажу тебе по чести :

Ведь нельзя сидеть на … (месте) .

Это всем давно известно –

Без игры … (неинтересно) .

Наша козочка поплачет,

А поправится – … (заскачет) .

(Ю. Тувим)

Раздел 5. «Активизация развернутой речи» содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название этого периода – в «Стране полных ответов» . Приведем примеры некоторых игр-упражнений.

«Посмотри, подробнее расскажи» .

Логопед достает из картинки две предметные картинки, показывает их детям и говорит : «Вот две картинки, еж и яблоко. А предложение с ними нужно придумать одно, например «У ежа на иголках яблоки» . А кто придумает интереснее?»Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.

«Маша-растеряша» .

Логопед заранее прячет вещи в разных местах. Затем он говорит : «Жила-была на свете девочка Маша. Она не убирала на место свои вещи и всегда долго их искала. За это Машу прозвали растеряшей. А вы – аккуратные ребята, давайте поможем Маше отыскать ее вещи. Каждый, кто найдет что-нибудь, пусть принесет мне и подробно скажет, где нашел эту вещь».

Раздел 6. «Куклы-петрушки» . Ожившие куклы (с ручным управлением или бибабо) помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все его движения становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

«Расскажи о кукле» .

Куклы служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребенка. Речевой материал должен соответствовать уровню логопедической работы (отдельные слова в начальный период; короткие предложения; сложные предложения; рассказы). Например, в начальный период проводится однословное описание куклы с помощью вопросов взрослого. Ребенок произносит на выдохе и с удлинением ударного гласного отдельные слова. При этом артикулирующая кукла ребенка открывает рот соответственно ударному гласному звуку : «Это Буратино. Он был поленом. Потом он стал мальчишкой. У него на голове колпачок».

Раздел 7 «Инсценировки» и раздел 8 «Сюжетно-ролевые игры» посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети-артисты учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине» , «В парикмахерской» , «День рождения» ) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

Инсценировка «Наш театр» .

Обычно игры начинают с разыгрывания диалогов. На первом этапе овладения правильной речью более доступны диалоги в стихах. При их инсценировке каждый актер должен знать свой текст наизусть, общается он только с одним партнером. Сначала это могут быть короткие стихотворные диалоги, где каждый выступает с несколькими репликами.

В гостях у королевы

Где была сегодня, киска?

У королевы английской!

Что видала во дворце?

Видала мышку на ковре.

(С. Маршак)

Сюжетно-ролевая игра «Ателье» .

Портной : Открыто ателье для кукол и зверей. Пожалуйста, заходите. Что

вы хотите сшить?

Заказчица : Вот моему зайчишке Тишке нужны трусишки.

Портной : Материал у вас есть?

Заказчица : Вот, пожалуйста.

Портной : Стой, Тишка, спокойно. Нам нужно снять мерку.

Заказчица : Спасибо!

Портной : Приходите за заказом завтра после обеда.

(Берет ножницы и изображает, как он кроит. При этом говорит : «Сейчас я скрою трусишки для Тишки. Теперь сошью. Вот и готовы трусишки»)

Раздел 9. «Заключительные занятия» включает советы по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося , но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости : другие дети, родители, обслуживающий персонал.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Доклад «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» И.Г.Выгодская, Выполнила: Е.Л.Пеллингер, Марковская Л.С. Л.П.Успенская 2415з

2 слайд

Описание слайда:

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном.

3 слайд

Описание слайда:

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит. В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: – лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания); – коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

4 слайд

Описание слайда:

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы. Существует много методик и систем работы с детьми страдающими заиканием. Рассмотрим методику Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

5 слайд

Описание слайда:

Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

6 слайд

Описание слайда:

Методические указания Выделяют 3 этапа: I этап 1. Организовать щадящий режим. 2. Обучать детей технике правильной речи во время специальных игр. 3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопедом и друг с другом. 4. С первых занятий работать над выразительностью речи. 5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напряжением.

7 слайд

Описание слайда:

II этап 1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой режим дома. 2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома. 3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на занятиях и дома. 4. Работать над выразительностью речи. 5. Вызывать релаксацию мышц по представлению. 6. Побуждать детей к творчеству закрепляя навык свободного речевого общения.

8 слайд

Описание слайда:

III этап 1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий режим дома 2. Продолжать активизировать правильную речь детей 3. Работать над выразительностью 4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную спонтанную речь 5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной речи

9 слайд

Описание слайда:

Расслабляющие упражнения (релаксация) Процесс обучения релаксации делится на 3 этапа 1 этап Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. 2 этап Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности. 3 этап Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

10 слайд

Описание слайда:

Режим относительного молчания Щадящий режим Общий щадящий режим зависит от уклада жизни в семье: Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям Отношение взрослых к речевому дефекту ребенка Общий режим дня Ограничение общения с детьми и взрослыми Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий Организация досуга заикающегося ребенка

11 слайд

Описание слайда:

Щадящий речевой режим Ограничение речевого общения детей Пример спокойной, четкой речи взрослых Организация игр-молчанок Проявление тонкого педагогического такта

12 слайд

Описание слайда:

Речевое дыхание Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная речь. Общение короткими фразами На протяжении всего периода создается игровая ситуация «В стране кратких ответов». Активизация развернутой речи Дети учатся строить свои высказывания, употребляя полные распространенные предложения. Сначала они опираются на наглядный материал, а затем в процессе специальных игр переходят к речи по собственным представлениям.

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.

Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания.

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила на трех методиках.

1. Система Соловьевой Е.А. “Путь к преодолению заикания” , она предлагает работу по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Занятия по данной системе проводились в группах по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-м и 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

2. Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном” . Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением , или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль“Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

3. Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;
  • развивает чувство темпа и ритма;
  • активизирует внимание и память;
  • растормаживает мышечный тонус;
  • развивает речедвигательную координацию;
  • развивает мелкую моторику;
  • формирует навык грамотной связной речи.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

В приложение (таблица 1) приведены методические указания по предложенной по этапной системе и план занятий.

В приложении предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий “Системного устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все игры используются с учетом ряда принципов. В первую очередь реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью, а систему игр рассматривать как совокупность связанных между собой разных видов деятельности. Отсюда игра всегда предполагает выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей. Такое понимание игры позволит логопедам не смешивать игровое упражнение (с мячом, с проговариванием стихотворения под движения и т. п.) с игрой как формой деятельности.

Принципы системности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр. Последовательность развития игры на логопедических занятиях у заикающихся детей иная, чем у их правильно говорящих сверстников. Так, если у хорошо говорящих детей взрослый, используя игру как средство воспитания, опирается в первую очередь на творческие игры детей, то в коррекционном курсе игра проходит иной путь: от игр с готовым содержанием и данными в них правилами к играм творческим. Такая последовательность использования игр позволяет учитывать клиническую картину заикания, особенности поведения детей и создает условия для развития у заикающихся детей самоорганизации и активности в поведении и речи.

Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4-5 лет на протяжении всего коррекционного курса занимают игры с пением (хороводы). Они проводятся на каждом занятии и оказывают благотворное влияние на нерешительных, замкнутых детей III и IV групп: позволяют привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения. Дети I и II групп быстрее других, усвоив навыки облегченных форм речи (сопряженной и отраженной), становятся водящими. Излишняя несдержанность их поведения, двигательное беспокойство тормозятся общим спокойным характером игры и необходимыми по ходу песни такими движениями, как ходьба, плавные повороты туловища, наклоны вперед и в стороны, поднятие рук вверх, опускание их вниз или на пояс и т. п. После объяснения логопеда о помощи друг другу в совместных играх дети I и II групп стараются не торопиться, подождать более медлительного товарища по игре. В свою очередь, дети III и IV групп становятся активнее в движениях, смелее при исполнении роли, поскольку видят свое равное положение со всеми.