Комнатные растения        02.07.2019   

Что делать, когда ребенок не слушается. Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Ребёнок не слушается. Что делать?

Каждый из родителей, время от времени, сталкивается с непослушанием ребёнка.
Но не каждый знает, что делать, когда ребёнок не хочет слушаться, несмотря ни на какие уговоры и наказания.

Для того, чтобы понять, что делать, когда ребёнок не слушается, надо выяснить причины, по которым дети не слушаются, и понять: как им помочь?

Причины непослушания ребёнка

1. Возраст, в котором ребёнок переживает кризис – это период, когда ребёнок из одной ступени своего развития переходит на другую ступень, приобретая новые умения, навыки и способности.

Чтобы объяснить причину непослушания детей в эти периоды, на ум приходит фраза из фильма «Кавказская пленница»: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания».
Вот именно этот период переживают дети. В кризисы их желание не всегда совпадают с их возможностями и, наоборот, что вызывает раздражение, протест непослушание, недовольство, как собой, так и окружающими, и много других факторов. И в этот момент им нужна Ваша поддержка.

Таких периодов несколько:

Кризис одного года. Хочет ходить, но с трудом, хочет кушать, но не получается, хочет бегать, пока только падая. При этом требует вашей помощи и тут же её отвергает.

Кризис трёх лет. Если раньше было понятие: «Мы», то теперь оно меняется на: «Я», но пока «Я» не очень получается, отсюда - крики, раздражение, отвержение, а, главное, упорное настаивание на своём.

Кризис школьника или кризис семи лет – это период, когда ребёнок вступает во взрослую жизнь, переживая новые условия и правила жизни.

Кризис подростковый. Сюда входит кризис 11-13 лет и 16-17 лет. Это также становление ребёнка, который ещё больше хочет быть взрослым, но при этом не совсем понимает: что это такое?
То есть, пока взрослость, это – делаю, что хочу, а слова ответственность и последствия, пока ещё не созрели, отсюда и сложность этого возраста.

В эти периоды необходимо поддерживать своих детей, быть с ними терпеливыми и, наоборот, стараться войти в их положение. И с этой точки зрения помочь ему понять, что хорошо, а что плохо. В некоторых случаях проявить мудрость.

Главное, поймите, что, когда человек находится в стрессовой для себя ситуации, это выводит его из равновесия, а теперь учтите, что это - не зависящий от них процесс и ещё, к тому же, совсем неустоявшаяся психика, каким бы ни был возраст. Отсюда вывод: ещё больше любви, заботы и понимания, и пытаться решать всё через основные приёмы воздействия на ребёнка

2. Слишком много требований . Такой подход родителей к детям, как правило, вызывает у детей дополнительный стресс, страх, может ввести в отчаяние. Ребёнок начинает часто врать, недоговаривать.

И здесь - исключительна вина родителей.
Однажды нам написала мамочка: «Моей дочери 16 лет, она совершенно со мной не общается, всё время мне врёт и недоговаривает. Я не могу найти с ней общего языка, не знаю, что делать. Я - в отчаянии».

Когда мы начали разбираться в ситуации, выяснилось, что, когда дочь была в дошкольном и школьном возрасте, мама была к ней слишком требовательна. «Когда моя дочь училась в школе, я её записала на множество кружков. Я требовала от неё идеальной учёбы. Если, проверяя тетрадь, я видела помарки, я рвала тетрадь и заставляла её переписывать всё заново».

Девочка под натиском мамы, по мере взросления, только и мечтала, что стать взрослой и самостоятельной и теперь, когда она почувствовала это, её уже ничего не остановит.

Это, как привязать резинку одним концом к чему-либо, а затем начать идти, держа другой конец. А потом, когда она натянется до предела, отпустить, надеясь, что она не отпружинит назад.

Возникает вопрос: что делать в подобной ситуации? Начать сначала с изучения личности своего ребёнка, того, какой она является, а не той, которую Вы хотели видеть. И стараться сделать так, чтобы она в силу своей пока только надуманной взрослости не причинила себе вред.
Делать это тоже надо аккуратно. И в такой ситуации нужна помощь специалиста, который разобравшись в ситуации, скажет Вам что делать и как себя вести.

Конечно, не всегда всё так критично, и не все доводят эту ситуацию до взрослости детей, поэтому те родители, которые ещё только взращивают своих детей, используйте запреты, только на необходимые вещи: те, которые угрожают здоровью и жизнедеятельности Вашего ребёнка. Но, опять же, используя объяснения и другие методы воздействия на детей.

3. Внезапная строгость . Если Вы, в основном, смотрите на непослушание своих детей сквозь пальцы и часто не контролируете их поведение, а потом резко решаете играть в строгого родителя, то такое Ваше поведение вызовет протест ребёнка. И ждать от него послушания не приходится. Если же Вам удастся давлеть над ребёнком, и он будет слушаться, то, скорее всего, это за счёт подавления его личности, что плохо для него.

4. То можно, то нельзя . Если Вы что-то запрещаете, то запрещать по настроению нельзя. Необходимо, чтобы запрет действовал всегда на основании чего-то и по определённому правилу.

Едим конфеты только по праздникам…
Ходим в кино только, когда хорошее поведение, оценки, всё убрано и другое.

Если Вы устанавливаете какие-то запреты, то Ваше хорошее расположение духа не должно влиять на изменение каких–либо правил.

5. Нет личного примера . В статье «Методы воспитания и воздействия на детей " мы писали о том, что, чтобы ребёнок принимал и понимал то, что вы от него требуете, необходим личный пример.

Если Вы лжёте и ребёнок знает об этом, то, как бы Вы не объясняли ему что врать нехорошо, он будет врать, и так во всём.

6. Разные требования . Если ребёнок более смышлёный, то вы воспитаете ханжу, который будет вести себя с каждым по-разному, при этом сам будет путаться: кем он является на самом деле.
Эта ситуация, пожалуй, одна из худших, которую могут создать родители и другие члены семьи для ребёнка.

7. Неуважение к ребёнку . В таких случаях дети протестуют против оскорбительного к себе поведения со стороны родителей, которые постоянно принижают его достоинство и заставляют чувствовать себя никчёмным и слабым.

Родители используют такие фразы, как «Подрастёшь поймёшь», «Да кто ты такой?», «Ты ещё не дорос», «Яйца курицу не учат» и другие.

Это - верный способ заставить к себе обращаться с таким же пренебрежением и неуважением. И, если дети себя ведут так, то не удивляйтесь. Здесь выходом может быть одно - научитесь уважать своего ребёнка и своим примером показать, что уважение - залог правильных отношений семье.

8. Ссоры и конфликты в семье. В семьях, в которых напряжённые отношения между супругами, дети часто делятся на два лагеря: тех, которые становятся слишком послушными и спокойными, и тех, которые становятся более агрессивными, непослушными и упрямыми.

Это связано с тем, что одни дети боятся, что именно их плохое поведение послужило причиной конфликтов между родителями и они так пытаются их помирить, а другие дети хотят обратить на себя внимание, чтобы те отвлеклись и поняли, что ребёнок переживает.

Это обостряется тем, что сами родители в конфликтующих отношениях зацикливаются на себе и любое лишнее движение ребёнка приводит их в ярость и вызывает раздражение.
Стоит задуматься об этом и понять: действительно ли ребёнок виновен в сложившейся ситуации или стоит подумать о нём, в первую очередь?

Ситуация сложна тем, что тяжело выйти из того состояния, в котором находятся родители. Вероятно, необходимо помощь специалиста, который сможет сказать, как правильно себя вести с ребёнком, как с ним говорить и что делать, чтобы ваша семья была гармоничной, и Вы могли всегда улаживать конфликтные ситуации.

Бывает, родители спешат с утверждением: «Без наказаний невозможно!» Но всегда ли мы прилагаем усилия, чтобы действительно обойтись без них? Вот малыш не хочет идти домой - так заигрался во дворе. Мама кричит, шлепает ребенка, он плачет. Но если у мамы есть в запасе недлинные сказки, коротенькие забавные истории…

А сколько скандалов из-за того, что малыш не хочет класть на место свои игрушки! А он, бедный, стоит, с испугом смотрит на гору машинок и кубиков - не понимает, как и с чего начать. Но если мама скажет: «Зайчик плачет - свободное место только рядом с волком, он боится. Поможем зайчику? С кем бы ему поменяться? Кто волка не боится?» Постепенно ребенок привыкнет убирать свои игрушки: процедура перестанет казаться ему сложной и страшной, и он научится справляться с ней сам.

Дружба вместо дрессировки

Но наступает возраст, когда «зайчиками » уже не обойтись. Чем тогда заменить наказания? Ничем. Ничем, кроме одного, главного: созданием таких отношений между детьми и родителями, при которых никакие наказания не нужны. При которых огорчение родителей, их осуждение - и есть самое значимое наказание.

Как же построить такие отношения?
Потребуются усилия и терпение.

С малых лет ребенка относитесь к нему не как к объекту, данному вам для дрессировки и беспрекословного послушания, а как к другу. Да, нуждающемуся в опеке, указаниях, но прежде всего - другу. Вот мама ведет в школу сына лет семи. Кричит на весь школьный двор. Из ругательств, которые сыплются на голову мальчика, «дрянь» и «гад» - самые безобидные. О каких близких, доверительных отношениях может идти речь?! Станет сын подростком. Разве захочется ему делиться с матерью своими проблемами, трудностями, разве обратится он к ней за советом? Маму заменит компания в подворотне. И пусть женщина не удивляется, что сын ей грубит…

Помню, как сблизил меня, школьницу, с отцом его откровенный рассказ об эпизоде, случившемся во время войны. Отец был военным хирургом (награжденным орденом Отечественной войны). Он оперировал на передовой. На поле боя лежали несколько раненых. Девушки-санитарки не смогли перенести их в лазарет. Отец выбежал им на помощь. Но тут начался обстрел. Доктор побежал обратно. Санитарки - за ним. Через несколько секунд отец опомнился и мысленно сказал самому себе: «Что же это я делаю?!» И бросился к раненым. Санитарки - за ним. Они унесли в лазарет всех солдат и не пострадали сами.

После этого разговора я стала без стеснения делиться с отцом всем, что меня беспокоило. Взаимный интерес, взаимная откровенность - основа основ дружеских отношений, фундамент, на котором строится воспитание.

И не обязательно тратить много времени. Искренняя 15-минутная беседа куда важнее нудных нотаций и «выволочек».

Важно также, чтобы дома не было постоянного уныния, жалоб на жизнь, чтобы в перспективе всегда было что-то интересное, радостное: интересная поездка или поход, катание на лодке, сбор грибов, посещение детского спектакля…

За гранью возможного

Теперь насчет пресловутого «а если не слушается»… Ребенок не слушается в двух случаях. Если между ним и его родителями не сложились те самые близкие, душевные отношения, о которых мы только что говорили. Откуда, в самом деле, возьмется в человеке (взрослом или ребенке) желание выполнить просьбу того, кто вечно кричит, угрожает, оскорбляет? Вторая причина непослушания - требования к ребенку непосильны для него.

Все ли родители учитывают, что малыш не может сидеть тихо и неподвижно - ему необходимо движение? Это скажет любой педиатр. А что за движение без шума? Если очень нужно, чтобы ребенок посидел тихо, облегчите ему задачу - дайте раскраску, забавные картинки, кубики…

У четырехлетнего мальчика диабет. Родители, уходя из дома, поставили вазу с конфетами в буфет и потребовали у сына, чтобы он буфет не открывал (ключ хранился в одном из ящиков комода) и до конфет не дотрагивался. Разумеется, мальчик буфет открыл, конфетами наелся. Его наказали. А разве нельзя было держать конфеты в недоступном для ребенка месте? Родители хотели воспитать у сына силу воли. Но в определенном возрасте она еще не может быть сформирована! И мы, взрослые, всегда ли можем преодолеть соблазны? Если бы это было легко, у нас не осталось бы ни одного наркомана и алкоголика, ни одного курящего.

Вот требование непременно учиться без единой «тройки». Не всякому оно посильно. И дело не только в способностях, но еще и в выносливости нервной системы, в уровне внимания (который не всегда поддается сознательным усилиям). Есть гиперактивные дети, для которых длительное время удерживать внимание просто непосильно.

О допустимом и немыслимом

Я не считаю злом любые наказания. Если они не унизительны, не умаляют достоинства ребенка, они не вызывают моего протеста. Например, если отменяется значимая для ребенка покупка или катание на лодке. Однако я и здесь испытываю сожаление, что родители не сумели построить с детьми отношения, при которых наказания не нужны.

Не забудем, даже Макаренко, который ввел для колонистов множество самых разных наказаний (не оскорбительных, разумеется), категорически возражал против любых наказаний в семье. Потому что отношения в семье должны строиться на другой основе, чем в коллективе. Ни один начальник, шеф, не в состоянии быть душевно близким с каждым из своих подчиненных. Да никто и не ждет от него этого, не нуждается в этом. А в семье такие отношения - основа основ. И в заключение - о важнейшем. Можно соглашаться или не соглашаться с советами о воспитании без наказаний. Но есть вещь, о которой разных мнений быть не может. Вещь, на которую должно быть категорическое табу.

Я говорю о физических наказаниях. Нет ни одного известного, успешного психолога, невролога, педиатра (ни у нас, ни за рубежом), который самым решительным образом не возражал бы против физических наказаний ребенка. Макаренко писал в «Книге для родителей»: «Ребенок, которого бьют в семье, всегда несчастен. Он может на какое-то время отстраниться от того, чего боится, радоваться чему-то, но он живет под постоянным стрессом, под страхом наказания. Какое уж тут “счастливое детство”?»

Психологи утверждают, что человеку, чье детство не было счастливым, радостным, трудно во взрослой жизни стать счастливым. Потому что у него нет опыта счастья, он не знает, что это такое, просто не умеет быть счастливым и во всем видит мрачную сторону. Работники правоохранительных органов, имеющие дело с «трудными» подростками, говорят, что все эти дети - биты родителями. Причем с того возраста, когда о серьезных проступках речь не шла. Жестокость может породить только жесткость.

Как педагог, много работавший с «трудными» детьми, могу подтвердить: наиболее жестоки, лишены дара сочувствия именно битые дети. И когда мама подростка жалуется на его «бесчувствие» по отношению к ней, мне хочется спросить ее: «А когда ваш сын, еще маленький, кричал под ремнем, вы ему сочувствовали? Вы прекратили экзекуцию?» Дар сопереживания погиб тогда. Потому что когда ребенку скверно, ему не до сочувствия другим.

Я прямо говорю родителям: «Если вы наказываете вашего сына или дочь физически, вы лишаете его дома. Советоваться с бьющими родителями, просить у них помощи никто не пойдет. Вы сами не обратились бы за советом к тому, кто поднимает на вас руку! А если вы настолько порвали душевные связи с ребенком, что он не может прийти к вам за помощью и советом, значит, он сирота - при живых родителях. И даже если, несмотря на нерадостное детство, сын или дочь все же вырастут понимающими, добрыми людьми, то ваши отношения с ними останутся отдаленными. А как можно влиять на человека, воспитывать его, если он от вас закрылся?»

Избавившись от пагубной привычки воспитывать ремнем и подзатыльниками, работая над строительством новых отношений с детьми, вы неожиданно для себя увидите, что больше не нужны никакие наказания.

Источник — http://5psy.ru

«Ванюша – хороший мальчик, не то, что ты!». Редкий ребенок не слышит эту фразу за свое детство. «Вот почему все дети, как дети, а мой – ходячая беда?». Редкая мама не задается таким вопросом хотя бы раз в жизни. Все молодые родители хотят, чтоб ребенок был паинькой, но часто сталкиваются с детским непослушанием.

А что же делать, если ребенок в 2, 3 года, в 4, 5 лет совершенно не слушается и часто истерит, а советы психолога не всегда помогают? Давайте решать проблемы правильно: найдем причины и устраним их!

Почему дети не слушаются родителей

Все нормальные здоровые дети – хорошие дети. А причиной непослушания становится их непонимание ситуации:

  • Вседозволенность. Диалог звучит так: «Не дам». «Ааа, Ууу». «Все равно не дам!». «АААААА». «Ладно, на, только не ори!». Было, да? Так чего ж вы хотите от малыша в его 3 года, если он привык, что все можно? Он еще в 8 месяцев усвоил, что после нытья вы сдадитесь.

  • Много запретов. Туда нельзя, это нельзя, все нельзя. Если малыш выучил слово «нельзя» раньше своего имени, к 2-3 годам он воспринимает его как досадное междометие, не больше
  • Временное нельзя. Если уж нельзя, то баста! А у нас как? Мама говорит: «Нельзя брать пульт». На второй день: «Ну нельзя брать пульт». На третий день с ребенком остался папа: «Ой, только не ори. Ну хочешь, пультом поиграй…». И вы еще хотите, чтоб ваши запреты воспринимались серьезно?
  • Кого слушаться? Обычно отцы у нас суровые, а мамы жалостливые, отцы не разрешают, мамы позволяют. А потом скандал: «Я ж тебе запретил!». «А мама разрешила!». Один родитель запрещает и ребенок ищет лазейку в нервной системе другого.

Многие родители применяя слово «нельзя» забывают объяснить крохе, почему. Малыш понимает, что нельзя, но активно познает мир, ему становится интересно, что будет, если сделать так, как запретили. Мама же не объяснила, что если схватить горячее, будет больно и обидно. Вот и почва для экспериментов.

  • Бабушки. Деды у нас в этом плане суровы, а бабушка всегда пожалеет и накормит диатезника сладостями. Дети бабушкины слабые места знают и активно ими пользуются. Либо из-за бабушек проблемы будут у всех в семье, либо ваш ребенок с детства станет двуличным – будет шелковым дома и бандитом в гостях у бабушек.
  • Крик. «НИКОЛАЙ, НЕМЕДЛЕННО УБРАЛ СВОИ ИГРУШКИ!». Ну а если он без крика не понимает? А он потому и не понимает, что вы не сказали: «Коля, давай убирать твои игрушки, а то я пол не могу из-за них помыть, помоги маме, солнышко». Вы ж небось с тряпкой и шваброй орёте из соседней комнаты, а ребенок рисует, ребенок занят.

Вот и получается, что в раннем детстве вы были непоследовательны, а в 2 года у вас непослушный малыш. И теперь ребром стоит вопрос о том, как научить ребенка слушаться родителей.

Что делать, если ребенок совсем не слушается

Что делать с непослушными детьми знают все: воспитывать. Систематически, последовательно и вместе с мужем, а не каждый по-своему. Но что делать, когда ребенок совсем не слушается?

Если ребенок игнорирует просьбы

Это может быть одним из проявлений . Если нет – причин несколько:

  • Вы орёте. Зачем? Потому что не слышит вас? Если вы постоянно орёте, он расценивает крик как фоновый шум.
  • Он увлечен. Малышня часто с головой уходит в чтение книги, рисование, игру. А может задумался о чем-то.
  • Он бунтует. Обиделся, вредничает, просто не хочет делать то, что высказали.

Попробуйте кардинально изменить структуру просьбы. Например, «Солнышко, давай вместе наводить красоту в доме. Ты игрушки соберешь, мама пропылесосит. А потом ты вытрешь пыль, а я полы помою. И мне приятно будет, и папе похвастаем, как ты маме помог!», вместо «Вася, немедленно собери игрушки и вытри пыль!». Еще лучше, если при этом вы обнимите малыша, а после – искренне поблагодарите.

Если малыш игнорирует не просьбу, а требование, например, «отойди от края проезжей части», нужно оттащить его и пояснить, что его может сбить машина. Чаще объясняйте свои требования.


Если ребенок причиняет неудобства окружающим

Если малыш в общественных местах пихает других людей, шумит – это неприемлемо. Тут нужен разговор о том, что так вести себя нельзя. И введите дисциплинарную меру. Например, выбрали конфеты в маркете.

Малыш провинился. Отдайте ему конфеты и отправьте положить на место. Обязательно объясните, почему вы приняли такое решение и не поддавайтесь на уговоры, что он больше так не будет. Ты уже провинился, дорогой мой, неси ответственность за свои поступки.


Если ребенок кричит «хочу, и все»

После предыдущей ситуации вполне может последовать эта. Что делать с непослушными детьми, бьющимися в истерике на полу супермаркета с криками «хочу» и «купи»? Такая ситуация неприятна окружающим, но еще больше неприятна маме. Тут поможет простой игнор.

Ребенок закатывает истерику перед вами, а не перед стеной, потому что стена непрошибаема, а вы сдадитесь и сделаете все, чтоб маленькое чудовище заткнулось, встало с пола и сделало вид, что вменяемо. Ни один мускул не должен дрогнуть на вашем лице.

Если появится стадо женщин, на весь маркет осуждающих ваше поведение, не сдавайтесь! Если не побороть это в зародыше, у ребенка будет самый ходовой прием получения желаемого. Отойдите от малыша, почитайте состав макарон. Когда ребенок поймет, что истерика не приведет ни к чему, он сдастся. Но если ребенок преуспеет, вам такое терпеть лет до 8.


В дальнейшем начинайте с диалога и расстановки приоритетов. «У меня есть N денег. Их хватит на творог, хлеб, макароны, мясо и конфеты. Если мы купим то, что хочешь ты, денег останется только на макароны и хлеб. Ты согласен три дня есть одни макароны с хлебом, или мы придем за этой игрушкой в другой раз? Например, если будешь неделю паинькой?». Обязательно сдержите обещание.

Если ребенок поступает назло родителям

Это уже бунтарство. Либо вы поздно спохватились, что в жизни ребенка должно быть слово «нельзя», либо этого слова очень много, и ограничения загнали ребенка в тупик. Что делать, если дети не просто не слушаются родителей, а слушают внимательно и делают наоборот?

Как правило, это происходит в 3, 5 и 7 лет, вместе с интеллектуальными скачками.

Пойти можно по двум путям, исходя из причин:

  • Если к бунту привело введение запретного слова. Тут надо объяснять. Все и постоянно. Почему нельзя бегать перед машиной, почему нельзя совать пальцы в розетки. Все, что вы запретили, должно поддаваться объяснению, ясному и твердому. И если малыш переспросит у папы «а мама сказала, что нельзя выбрасывать игрушки из окна, потому что они больше не вернутся», то папа должен полностью подтвердить эту гипотезу, сделав ее аксиомой.
  • Если к бунту привел избыток запретных слов. А так ли уж нельзя быстро бегать по парку? А так ли уж нельзя трогать иголку? Пересмотрите все свои запреты и отмените половину. Пусть уколется иглой, сам поймет, почему нельзя. Не говорите при этом, что предупреждали. Пусть в кровь разобьет колени, слишком быстро летя по скверу. Ребенок быстро начнет учиться на собственных ошибках тому, что просто так никто ничего не запрещает.


Конечно, запреты вроде «нельзя прыгать под машины» должны остаться беспрекословными, но поясните в подробностях, а если надо – в картинках и видео, что бывает в случаях, когда бегают перед машинами.

Как научить ребенка слушать и слышать

Почему дети не слушаются маму? Часто причиной становится то, что ребенок не слушает вас и не слышит.
Для начала научитесь слушать и слышать ребенка. Внимательно, вдумчиво. Ребенок ведь берет пример с вас. Если вы будете внимательны к его словам, он отнесется с пониманием к вашим.

Попробуйте поменять тон. Говорите тихо и спокойно, ему придется прислушаться. Говорите не как начальник с подчиненным, а как мама с ребенком. Демократию разводить не стоит – на то вы и родители, чтоб малыш вас слушался. Но выслушать и что-то ответить – ваша прямая задача. Просто обсуждайте общие проблемы, почему небо голубое, как прошел день в садике. А не хочешь ли ты выручить маму и помочь ей с уборкой? А мама выручит тебя и поможет с аппликацией.

Научитесь говорить и договариваться, тогда ребенок будет вам доверять и слушаться.


Когда пора к врачу

  • Что делать, если ребенок нервный и непослушный, никакие меры на него не действуют и вы наблюдаете явные приступы агрессии и слепой ярости? после таких вспышек днем?
  • Что делать, когда ребенок тих, спокоен и слишком часто игнорирует то, что вы ему говорите, как будто вас не слышит?

В первом случае это возможные проявления асоциального поведения, во втором – первые признаки аутизма. Если есть хоть малейшие сомнения – обратитесь к квалифицированному специалисту, он либо развеет ваши тревоги и подскажет правильную линию поведения, либо назначит лечение.

Ребенок не слушается родителей – видео от доктора Комаровского

На этом видео известный доктор поднимет вопросы послушания и непослушания детей и рассказывает, как вести себя родителям.

Послушание детей закладывается в юном возрасте. Первая дисциплина должна прививаться ещё когда пытаетесь , в 1-2 года. Если вы не успеете установить правила игры, малыш сделает это за вас. И придется в старшем возрасте тратить нервы, а порой и деньги просто потому, что вовремя не сказали свои «нет», «нельзя» и «а вот сейчас ты молодец». Но все преодолимо, главное – терпение, последовательность, единство с мужем и умение слушать вашего малыша!

А ваш малыш часто не слушается? Что вы делаете в таких случаях? Если у вас есть опыт воспитания непослушных детей – поделитесь им с нами в комментариях!

Что делать, когда ребенок не слушается? Бывает, что просто руки опускаются, не понятно, как действовать, чтобы объяснить своему малышу, что все же так нельзя себя вести. Малыш надувает губки, плачет или даже бьётся в истерике. Сердце мамы разрывается на части.

Давайте узнаем, что советуют делать известные педагоги и психологи, когда ребенок не слушается. Как поддерживать дисциплину у ребенка?

Антон Семенович Макаренко о дисциплине

Всемирно известный советский педагог уделял вопросу дисциплины ребенка огромное значение. Он считал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его».

Таким образом, к этому вопросу нужно подходить комплексно. Если ребенок не слушается, значит нужно обратить внимание на обстановку в семье, возлагаемыми на него обязанностями, так называемым трудовым воспитанием, влиянием его друзей, уважением к старшим. Только разобравшись с этим комплексом полностью, можно понять причины такого поведения у ребенка и начать работу по восстановлению дисциплины.

А. С. Макаренко неоднократно писал, что легче сразу воспитывать правильно, чем потом работать над ошибками.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: 4 цветовых зоны

Ю. Б. Гиппенрейтер пишет о том, что сначала необходимо установить добрые дружественные отношения с ребенком, а затем на их основе укреплять дисциплину.

«Без умения учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребенка, да и свои собственные, родители не могут наладить дисциплину», - пишет она.

Каждому ребенку необходим режим дня, порядок и правила поведения. Таким образом, дети становятся более спокойными, их жизнь становится более понятной и размеренной, так они чувствуют себя в безопасности. Когда ребенок не слушается, он восстает «не против самих правил, а против способов их «внедрения». Если изменить подход к установке «жизненных правил», то дети охотно принимают их.

И наоборот, дети, которым позволяется делать все, что им придет в голову, чувствуют себя дискомфортно. Ю. Б. Гиппенрейтер приводит в пример такой случай: «Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам. «Им, по-моему, просто нет до меня дела», - печально заключил мальчик».

Юлия Борисовна в книге «Общаться с ребенком. Как?» приводит образ четырех цветовых зон.

  • 1 зона действий ребенка, где ему разрешается поступать по собственному желанию.
  • 2 зона - ребенку предоставляется относительная свобода.
  • 3 зона действий ребенка, которые не приветствуются, но позволяются при особых обстоятельствах
  • 4 зона - категорически запрещенные действия.
Таким образом, родители не нарушают стремления ребенка к самостоятельности, могут быть твердыми и непреклонными, и понимающими одновременно. Ребенок чувствует, что данные требования родителей соответствуют ситуации, а не настроению или сиюминутному желанию взрослых. Такие правила понятны ему.

Не стоит забывать, что дети часто проверяют на прочность эти правила поведения. Если родители одно и то же действие то запрещают, то позволяют, ребенок не будет следовать запретам. Он просто поймет, что эти правила «не прочные». Родители сами должны придерживаться своих рекомендаций, чтобы сохранить дисциплину.

Мария Монтессори о свободе и дисциплине

«Дисциплина в свободе - вот великий принцип,
который нелегко понять стороннику
традиционных школьных методов»


Детям, занимающимся по методике Марии Монтессори, дается достаточно большая свобода передвижения и свобода выбора собственных занятий. Взрослые выступают лишь как наблюдатели и помощники, отдавая инициативу ребенку, при необходимости направляя его действия или «помогая сделать это самому».

«Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная» - пишет в своей книге Мария Монтессори.

Для установки настоящей дисциплины, ребенок должен четко разделять понятия «добро и зло». То, что делать категорически нельзя - необходимо запрещать с безусловной строгостью. При этом необходимо, чтобы ребенок «не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью. Потому что наша цель - дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания».

М. Монтессори считает высоко дисциплинированным классом комнату, где дети движутся целесообразно, осмысленно и добровольно , не совершая грубых и резких актов.

Она пишет о бессмысленности попыток изолировать ребенка от возможных «нарушений дисциплины». Например, дети, привыкшие сидеть за привинченными к полу партами, попадая в иную обстановку, начинают ронять стулья, переворачивать столы. А дети, занимающиеся в более «лояльных классах» привыкают аккуратно обращаться с мебелью.

В одной из школ М. Монтессори сделали довольно узкую полку для различных геометрических фигурок. Полка была слишком узка, и дети, выбирая фигурку, часто роняли что-нибудь на пол. Директор школы собралась переделать неудачную полку, но к тому времени, когда пришел столяр, дети научились осторожно обращаться с полкой и перестали ронять предметы. «Простота или несовершенство предметов способствует развитию у ребенка активности и ловкости».

Делаем выводы

Если ребенок не слушается, для начала необходимо разобраться с причиной его действий, с обстановкой, повлиявшей на подобные действия ребенка. Эту обстановку необходимо изменить.

Важно учитывать интересы и чувства ребенка, чтобы «методы воздействия» не вызвали у него бурного сопротивления и отказа от дисциплины.

Ребенок должен четко понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Тем не менее, обязательно должна присутствовать свобода и самостоятельность в поведении ребенка. Деспотично ограничивая ребенка, мы убиваем его личность, способности и инициативность, ведь каждый родитель хочет видеть своего ребенка спокойным, уравновешенным, уверенным в себе, хочет гордиться приличным поведением с окружающими и его многочисленными достижениями.

Пусть ваши дети будут свободными и дисциплинированными!

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка. И хотя за взрослым сохраняется ведущая роль, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса. Думается, что хорошим результатом было бы сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным. И, конечно, сохранение позитивных отношений между вами!

Способ № 1: ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА

Пожалуй, основное и первое, что нужно сделать в такой ситуации, – назвать чувства ребенка. Замечательно об этом написали в своих книгах американские авторы Фабер и Мазлиш: «Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им». Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит! Но признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Скажите, например: «Это обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти кушать (спать)». Или: «Иногда так хочется еще отдохнуть и погулять с друзьями!»
Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не есть кашу, не убирать игрушки, не делать уроки и т. д. Признание чувств – лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.

Способ № 2: ОТВЛЕЧЕНИЕ

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего – в 1,5–2,5 года. Дальше его тоже можно применять, но он уже не является основным. Если малыш плачет и упорно отказывается что-то делать, то можно попробовать переключить его внимание на что-то другое. Посмотреть в окно на птиц или машины, начать заниматься чем-нибудь очень интересным у него на глазах, бодро рассказать стихотворение, показать что-то очень привлекательное… Вариантов масса. После того как малыш успокоится, можно вернуться к ситуации, которая привела к непослушанию. Очень много шансов, что теперь малыш не будет столь упрям.

Способ № 3: СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

Это тоже способ для маленьких детей, он хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно и кашу есть, и в садик одеваться, и в ванную идти, и спать ложиться. Детям очень нравятся «живые» игрушки-перчатки, надеваемые родителем на руку. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию.
Самое главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители начинают сотрудничать. Но стоит отметить, что этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует помнить, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание. Поэтому игровые методы применять можно и нужно, но в сочетании с остальными.

Способ № 4: ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование («Ну-ка, за уроки, и без разговоров!»), предоставьте ребенку выбор! «Ты предполагаешь начать делать уроки сейчас или через полчаса?», «Ты хочешь надеть в садик красное платье или синее?» Заметьте, вы не ставите под сомнение, нужно ли идти в сад или выполнять задания. Вы позволяете ребенку выбрать способ, как сделать то, что не обсуждается. По мере того как ребенок взрослеет, нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбирать.

Способ № 5: ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»

Этот способ заключается в том, что вы «откладываете» ситуацию на некоторое время. Его можно применять далеко не всегда – он не подходит, если ситуация требует быстрого реагирования. Но иногда ваш с ребенком спор касается вопросов, которые могут возникнуть лишь в будущем или являются «мировоззренческими». Например, он требует разрешить ему больше играть на компьютере или же позже возвращаться домой. Или настаивает, что будет гулять один. Или требует есть не 3, а 5 конфет в день.
Иначе говоря, речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Если вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка в своей правоте, или же начинаете сомневаться в своей первоначальной точке зрения, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно все обдумать, и вы поговорите об этом позже (назовите когда). И уж не забудьте о своем обещании!

Способ № 6: УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Есть ситуации, в которых родители считают особенно важным, чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Обычно такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка, которое он не хочет признавать.
Убеждение – это еще не требование. Убеждение – это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Почему нужно стоять, когда горит красный свет, и ни в коем случае не вырывать свою руку. Почему нужно идти к столу, когда вся семья уже в сборе. Почему нельзя пойти с незнакомым человеком, пообещавшим показать маленьких щенят. Почему, почему, почему…
Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребенка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребенка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать – значит вести диалог. Обсуждать – значит побуждать ребенка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашел несколько способов поведения в ней.

Способ № 7: ТРЕБОВАНИЕ

Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Если ребенок играет со спичками или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову щекотать гостям ноги под столом или же выкрикивать что-то на представлении в театре.
Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно играть со спичками (баловаться у обрыва)».
Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребенок, тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно «знает лучше». И только после того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Способ № 8: НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!

Открытый протест, истерики, нытье, споры ребенок использует как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребенок порой прибегает к манипуляции вами.
Натренировавшись, вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Во втором случае нужно сказать ребенку, что его приемы на вас не действуют и ваше мнение остается неизменным. И главное, быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет «ведущим», а вы – «ведомыми».