Флористика        14.06.2019   

Цыганские праздники и обычаи. Обычаи и традиционная культура российских цыган

О цыганах ходит множество мифов, в том числе их нередко пытаются представить совершенно нецивилизованной нацией, погрязшей в криминале и разврате… Между тем, у этого народа существует довольно сложная система культурных и морально-этических ценностей. Значительное место в ней занимают разнообразные табу.

Понятие скверны

В первую очередь, понятие «скверны» связано с нижней частью женского тела. Причем речь идет только о замужних или половозрелых женщинах. Считается, что ниже пояса женщина является «нечистой» и любой контакт с ней может осквернить. Даже если она просто пройдется над чем-то или над кем-то. Единственное исключение – исполнение супружеских обязанностей.

Ни в коем случае нельзя прикасаться к одежде, которую цыганка носит ниже пояса, или ее обуви. Если семья живет в двухэтажном доме, то женщинам нельзя подниматься на второй этаж – туда допускаются только девочки и девушки. Если на верхнем этаже дома побывала цыганка, мужчинам-цыганам нельзя входить в этот дом, дабы не оскверниться.

У мужчин все, что ниже пояса, тоже почитается «нечистым», но область распространения «скверны» меньше, чем у женщин.

«Оскверненными» считаются вещи, которые используют женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Впоследствии они уничтожаются. С беременными женщинами и роженицами стараются не контактировать.

Если человек умирает, то все вещи, к которым он прикасался, тоже объявляются «нечистыми». Их хоронят вместе с хозяином.

Априори нечистым считается мясо собак и кошачьих, так как эти звери имеют привычку вылизывать свои половые органы. Цыганам нельзя есть конину, так как они считают коней своими «братьями». А вот говядину, свинину, баранину, курятину никто употреблять в пищу не запрещает.

«Оскверненные» цыгане становятся изгоями. К ним нельзя прикасаться, есть с ними за одним столом. Через какое-то время постановляют, что «скверна» с такого человека сошла и он очистился. Но не во всех случаях дело заканчивается так благополучно. Если один цыган «осквернил» другого намеренно или попытался скрыть свое «осквернение», его могут изгнать из сообщества навсегда.

Иногда к «осквернению» приговаривают за какой-либо проступок. Чаще всего это касается мужчин. Такому цыгану обрезают волосы, усы и бороду, а потом одна из цыганок ударяет его по голове или лицу специально принесенной юбкой. Он становится «оскверненным» до тех пор, пока его не простят. Приговоры выносит «цыганский суд», состоящий из наиболее уважаемых в сообществе людей.

Подобное наказание может следовать за воровство у своих (к кражам у нецыган это, как правило, не относится), изнасилование, убийство, предательство интересов своего клана.

Брак и половая жизнь

Отношение к браку и половой жизни в разных цыганских сообществах разное. У одних допускаются измены мужа, а жены – нет. У других неверность вообще не поощряется. Где-то проституция вообще не допускается, где-то – только для мужчин или только для женщин. Где-то запрещены однополые связи, а где-то на них смотрят сквозь пальцы…

Цыганский закон требует, чтобы взрослые цыганки скрывали свои бедра и колени (поэтому они носят длинные широкие юбки). А вот демонстрация груди кормящими матерями обычно не возбраняется.

В большинстве цыганских сообществ девушка должна вступать в брак целомудренной. Наутро после первой брачной ночи принято показывать гостям ночную рубашку или простыню с пятнами крови. Потом молодую переодевают в красное платье. Кстати, хотя браки между цыганами заключаются в достаточно раннем возрасте (14-16 лет), обязательным условием является, чтобы и жених и невеста к этому моменту достигли половой зрелости.

Застольные традиции

Особый этикет связан с застольями и приемом гостей. Женщины обычно сидят отдельно от мужчин – по разные стороны стола, за другим столом или вообще в другом помещении. При этом женщинам не рекомендуется проходить перед сидящим мужчиной, предписывается обходить его сзади или становиться к нему спиной.

Младшим членам семей (даже если они уже взрослые люди) запрещается употреблять спиртные напитки при старших, или же необходимо спрашивать у них разрешения.

Считается крайне невежливым отказываться от угощения. Если ребенку в гостях понравилась какая-то вещь, ее дарят, за исключением дорогостоящих предметов, таких, как бытовая техника или драгоценности.

Для различных ситуаций используются определенные речевые формулы. Их необходимо употреблять, причем непременно на цыганском языке, даже в разговоре с людьми другой национальности.

Свадебные обычаи и обряды.

Обряды свадебного цикла у разных этнических групп имеют свои локальные особенности. Ареал формирования и кочевья каждой из них различался, соответственно, цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время.

Заключение брака при помощи сватовства было наиболее распространённым явлением. Наряду с этим, в конце XIX - XX веках существовали и другие формы.

Цыгане могли засватать своих детей, когда те были ещё грудными. Родители договаривались о том, что по достижении детьми определённого возраста состоится свадьба. Такая договорённость соблюдалась строго. Эта форма заключения брака существовала у многих групп - у русских цыган, а также у сэрвов, кэлдэраров и прочих. Иногда цыгане сватали девочку лет 9-10, и, если родители девочки были согласны, то её брали к себе в шатёр и она жила у них до 13-15 лет, а затем устраивалась свадьба. Кроме того, у кэлдэраров существовал обычай обмена дочерьми-невестами, по-цыгански это называется те кэрэс пе скимбате. То есть, отдавая дочку замуж, брали сестру жениха в жёны своему сыну. При обмене невестами обычного выкупа не давали, и это было выгодно обеим семьям.

У всех групп цыган была распространена и такая форма вступления в брак, как кража невесты. Это было вызвано, прежде всего, экономическими причинами - не было денег на свадьбу, или для уплаты выкупа. Но чаще к похищению прибегали, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак. Вообще, умыкание по взаимному договору или насильственные, не фиктивные похищения, предусмотрены обычаями цыган, но они вовсе не являлись господствующей формой заключения брака. Кроме того, сами цыгане этого не приветствуют. Исход таких побегов бывает двоякий: либо молодые так устроят побег, что их не догонят (тогда через некоторое время они возвращались в табор, где их принимали как мужа и жену). Если же юношу и девушку успевали догнать, развязка могла быть самой трагической. Данная тема отражена и в цыганском фольклоре.

Местами знакомств молодых людей были, в основном, ярмарки, на которые съезжались разные цыганские таборы. Надо заметить, что нравственные нормы таборной жизни сковывали естественное поведение юношей и девушек. Они не должны были проявлять симпатию друг к другу, не имели права встречаться наедине. Такие встречи сурово наказывались и ложились тяжёлым позором на семью девушки. Юноша, как правило, не выбирал себе невесту, это делали его родители; то есть свадьбу в таборе устраивали по решению старших.

Оседлое население могло позволить детям некоторые вольности. Например, немецкий парень может выбрать не одну, так другую немецкую девушку из того же города или той же деревни. Гораздо «опасней», если цыганская молодежь начнёт искать счастье на стороне. Чтобы этого не случилось, в таборах шли на упреждение. Родители женили детей в тринадцать-четырнадцать лет. Такие ранние браки были нужны, чтобы удержать подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Учитывая, что численность цыган не так уж и велика, это была радикальная, но необходимая мера. Без ранних браков, заключённых по воле старших, цыгане вряд ли сохранились бы как народ. Не имея своего государства, не имея единой территории, или единой веры, они вполне могли раствориться в иноэтничной среде. Надо сказать, что и в наше время возраст вступления в брак по-прежнему довольно ранний. Теперь, конечно, крайне редко можно увидеть молодожёнов 14-15 лет. Но во всех наблюдаемых случаях брачный возраст варьируется в малых пределах - 16-20 лет.

Браки могли заключаться между представителями разных этнических групп, хотя наиболее одобрялись браки внутри своей группы (лишь бы брачующиеся не были родственниками).

При выборе невесты цыгане руководствовались, во-первых, её происхождением (то есть богатством и репутацией её родителей), во-вторых, её красотой, в-третьих, её деловыми качествами.

Свадьбы у цыган устраивались в любое время года, но чаще всего летом. Исключение составляло время православных постов и траурных дней.

Несколько слов необходимо сказать также и об экономической стороне заключения брака. У кэлдэраров и крымских цыган за невесту надо было платить выкуп. Это делалось до свадьбы - во время или после обряда сватовства. Выкуп (у кэлдэраров - андо васт - буквально «в руку») - это отчасти знак уважения семье жениха, отчасти компенсация отцу невесты за то, что он лишается потенциальной добытчицы. Размеры выкупа определял во время сватовства отец невесты, руководствуясь степенью зажиточности семьи жениха. У кэлдэраров за невесту платили золотыми монетами (галби). В конце XIX- начале XX века самый маленький выкуп был пять десятирублёвых монет, самый большой - тридцать. У крымских цыган размер выкупа также определял отец невесты во время сватовства. Цыгане «торговались», хотя, конечно же, торг шёл в шуточной форме. Бывало и такое, что родители жениха не были богаты, но отец невесты хотел отдать дочь именно в эту семью. Тогда он давал часть денег на выкуп своему свату. Целью такого поступка было распространение слуха, что он взял за дочку большой выкуп.

К сожалению, данный обычай усугублял подневольное положение женщины в новой семье. Родители мужа, заплатив золотом за невестку, считали себя полноправными её хозяевами. Видимо, поэтому появился обычай возврата части выкупа в виде подарка молодым (застря). Это происходило на второй день свадьбы, когда гости преподносили дары молодым. Таким образом, родители старались облегчить жизнь дочери. У кэлдэраров сначала возвращали четверть, затем половину, а сейчас и весь выкуп. У крымских цыган на сегодняшний день обязательно возвращают весь выкуп - в противном случае отца невесты осуждают все без исключения цыгане.

Кроме упомянутых двух этнических групп, ни у кого из российских цыган такого обычая не было. Если у крымов появление выкупа (то есть калыма) легко объяснить вероисповеданием (они мусульмане), то христиане кэлдэрары испытали обрядовое влияние турок-османов, не меняя религии. Их первоначальный ареал кочевья находился на территории Османской империи.

Расходы на свадьбу чаще всего брали на себя родственники жениха; иногда, по договорённости, делились пополам с родителями невесты. О приданом у цыган при сватовстве девушки вообще не упоминалось, однако, оно обязательно давалось - это были перины, подушки, одежда и золотые украшения.

На свадьбу гости преподносили молодым подарки в виде ценных вещей или денег. «Мандар ханцы катар о Дел май бут» - «От меня немного, от Бога больше», - приговаривали цыгане, преподнося молодым дары. Иногда собранные дары окупали свадебные расходы.

Сватовство проходило по строго регламентированному ритуалу. В шатёр невесты приходили родители и родственники юноши; двое из них назывались сватами. Они-то и вели переговоры с родителями невесты. Невеста могла не знать о приходе сватов, но, если она и узнавала об этом заранее, то всё равно никогда не присутствовала при этом до тех пор, пока её не позовут.

Во время сватовства разные группы цыган использовали различные атрибуты. Так, кэлдэрары обязательно несли в шатёр невесты плоску - бутылку вина, украшенную лентами и золотыми монетами. Если отец невесты ставил её на стол, значит здесь готовы были принять сватов. У русских цыган эту роль играло дрэвцэ - ветка дерева, желательно березы, украшенная платком, лентами и денежными купюрами. Чем богаче было дрэвцэ, тем благосклонней были к гостям родители. У крымов родителям невесты нужно было привести хотя бы двух овец, украшенных цветными лентами и золотом. Кроме того, после договорённости о выкупе за невесту и об условиях свадьбы, на стол ставится заранее испечённый родственницами жениха пирог, закрытый платком. Платок надо сдёрнуть, и потом каждый из присутствующих отламывает по куску пирога. По поверью, тот, кто первый сумел это сделать, счастливо женит своих детей. Этот пирог так и называется - свадебный. Считается хорошим знаком, если каждый, кто отломил кусок от этого пирога, принесёт его своим детям. После этого обряда платится выкуп за невесту.

Одно было общим - родственники жениха старались превратить сватовство в пышное празднество, при этом преследовались определённые цели: показать свой достаток и добиться того, чтобы родителям невесты было неудобно отказать сватам. Отец девушки никогда сразу не давал согласие на брак, отвечал, что «надо подумать», «невеста ещё молода», но, как правило, такой ответ уже означал согласие. Если родители в конце концов соглашались, то звали невесту и спрашивали о её желании, заранее зная, что дочь не пойдёт против воли отца. У кэлдэраров при этом будущий свекор вешал девушке на шею золотую монету в знак того, что больше никто не должен к ней свататься. В случае, когда детей сватали ещё грудными, отец мальчика также дарил золотую монету девочке, чтобы она носила её, когда подрастёт. Иногда сватовство затягивалось надолго - на два-три дня, а то и на неделю. Всё зависело от состоятельности родителей невесты - ведь до тех пор, пока отец не давал согласие на свадьбу дочери, он нёс все расходы. С момента, когда жениху говорили: «Да», тот сам должен был оплачивать угощение гостей во время переговоров об условиях свадьбы. Интересно, что сватовство и до сегодняшнего дня - необходимый церемониал свадьбы.

К назначенному дню свадьбы приглашались и съезжались на выбранное место несколько семейств цыган. Уже в середине XIX века родители благословляли детей иконами. А вот венчание в церкви появилось в свадебной обрядности сравнительно поздно - в начале ХХ века.

За свадебным столом молодые сидели рядом, в то же время гостей - мужчин и женщин - усаживали за разными столами. У кэлдэраров кушанья раскладывались на специальных медных столах на низеньких ножках. Сидели на коврах, расстеленных прямо на земле. Во время свадебного застолья родители произносили напутствие молодым. Центральное место в собственно свадебной обрядности цыган занимало брачное сведение молодых. К концу первого дня свадьбы сваты или старшие по возрасту мужчина и женщина подносили молодым хлеб и соль и произносили следующее: «Те на вурцын туме ек аврэхке сар чи вурцинпе о лон тай о манро. Сар нащтин ле мануш те скэпин катар о манро, кадя чи нащтин туме те скэпин екх аврэстар». Это буквально означает: «Чтобы вы не стали противными друг другу, как не становятся противными один другому соль и хлеб. Как не могут люди оторваться от хлеба, так чтобы вы не могли оторваться друг от друга». Молодые отламывали по кусочку хлеба и съедали его с солью. Обычай встречать молодых хлебом и солью существовал у многих земледельческих народов. Цыгане крайне редко занимались земледелием, но к концу XIX века этот обряд уже настолько был распространён у цыган, что на вопрос: «Как живут молодые?», - обычно отвечали: «Как хлеб и соль».

Далее молодых провожали в шатёр, из которого все выходили (иногда могли остаться старые женщины). Это происходило в разгар свадебного застолья. Кульминацией свадьбы был вынос рубашки молодой на подносе, украшенном красными цветами. Гости пили за родителей невесты и благодарили за воспитание дочери, чем те очень гордились. Всем гостям вручали бумажные цветы или ленты красного цвета, которые прикалывали на одежду и к волосам; красный цвет - символ свадьбы.

Если невеста была непорочна, гости преподносили молодым дары, о которых уже говорилось. Если нет (что было крайне редким явлением), её родители возмещали все свадебные расходы.

Сразу после выноса рубашки невесте на голову надевали платок, а на юбку фартук. С этого момента она не должна была показываться перед мужчинами с непокрытой головой. У кэлдэрарок менялась и причёска. Если девушка носила просто косы или распущенные волосы, то замужняя женщина заплетала маленькие косицы у самого лба, закручивая волосы вверх и приплетая их к косам. Эта причёска называлась амболдинари. Платок тоже повязывался по-особому (типа амблдинари) - концы закручивались жгутом и завязывались сзади. Изменения причёски, платок, фартук - всё это символизировало переход девушки в новую социальную группу.

Обычно свадьба длилась два-три дня; у богатых цыган гуляли целую неделю. После свадьбы жена всегда шла жить в шатёр мужа. Очень редко, когда у мужа было мало родственников, или он был беден, муж шёл жить в шатёр жены. Это не приветствовалось цыганами.

До сих пор свадебное застолье у цыган считается самым важным моментом; только после него цыганская община признаёт брак. В наше время очень часто бывает, что цыгане регистрируют брак в органах ЗАГСа только по необходимости. Если регистрация и происходит, то, как правило, она не вплетена в канву традиционной свадьбы. Это может быть за месяц до свадьбы или через неделю после неё. Регистрация брака до свадьбы отнюдь не означает, что жених и невеста фактически стали мужем и женой.

Брак у цыган в прошлом был прочен. Измена со стороны жены считалась недопустимой; разводы были очень редки. В наше время разводы бывают чаще. В связи с этим, у этнической группы цыган польска рома появился следующий характерный момент свадьбы. Как и раньше, при сватовстве о приданом не говорят - хотя дают его обязательно. Но на второй день свадьбы, когда молодым преподносят дары, родители невесты дают посаго. Это то же приданое, но теперь это уже не постель или носильные вещи, а ключи от дома, где будут жить молодые (если родители невесты в состоянии это обеспечить), ключи от машины или золотые украшения. Делается это публично для того, чтобы все присутствующие на свадьбе это видели, и в случае развода женщина могла вернуть свои вещи - ведь, если брак не оформлен юридически, она часто бывает ущемлена в своих интересах при разводе.

Кроме того, с переходом цыган на оседлый образ жизни, значительно расширяются досвадебные и послесвадебные обычаи и обряды, элементы которых в значительной мере заимствованы у окружающего населения. Например, у сэрвов Поволжья широко распространён так называемый девичник, который устраивается родителями невесты (в то время как свадьбу организовывают родители жениха) за день до свадьбы. В этот день собирается, в основном, молодежь, сам праздник символизирует прощание невесты с подругами. Также интересен обычай «выкупа» невесты родственниками жениха. Молодёжь со стороны жениха приходит в день свадьбы в дом невесты, но братья невесты не хотят отдавать её без выкупа. Ведутся долгие «переговоры», в дар приносят шампанское и конфеты, а потом устраивается шутливый «штурм» ворот, и жених выводит невесту из дома.

На третий день свадьбы, когда невеста переезжает к жениху, совершается «выкуп» приданого. Этот обычай несёт в себе элементы традиционной культуры (приданое везут на телеге, запряженной лошадьми); действо носит шуточный характер, сопровождается песнями и плясками, при этом приданое не выставляется напоказ и не важен его состав.

Хотя многие черты свадебной обрядности заимствуются цыганами у окружающего населения, происходит это выборочно. Так у цыган не привился русский обычай, когда гости кричат: «Горько!», требуя поцелуя жениха и невесты. Подобные открытое проявление чувств считаются неприличными.

Вообще для цыган свадьба - чуть ли не самое важное событие в жизни семьи, и, поэтому, денег на неё не жалели. «Когда цыган гулял, - вспоминает один из информаторов, - то на все. А свадьбы у них по всем сёлам гремели. От села к селу ездили, всех встречных вином поили. С музыкантами. Одевали что есть лучшего, а нет, так у соседей занимали. Некоторые семьи разорялись при свадьбе».

После свадьбы молодые некоторое время обязательно жили вместе с родителями мужа. Время совместного проживания зависело от материального достатка семьи, а, главным образом, от желания родителей. Чтобы отделить молодую семью необходимо купить лошадь, повозку, палатку. Когда всё это становилось возможным, отец отделял сына (такой раздел у кэлдэраров назывался дэбэшка). Если в семье был второй сын, и он женился, первого отделяли скорее. Иногда по два-три поколения жили в одной палатке и вели общее хозяйство, то есть это были сложные семьи. Надо заметить, что один из сыновей, как правило младший, должен был обязательно жить с родителями. Это была своеобразная форма пенсионного обеспечения - мудрый обычай, поддерживавший человека в старости.

Обычаи, связанные с рождением детей

Рождению ребёнка радовались в цыганской семье, как бы ни была она бедна и многодетна. Только после рождения первого ребёнка, особенно, если это был мальчик, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа.

Что касается поведения беременной женщины, то тут существовали обычаи, а точнее суеверия - примерно того же типа, что и у всех народов Европы. Они носили магический характер.

В прошлом женщины старались скрыть свою беременность до определенного срока, боясь, чтобы злые силы не повредили здоровью.

Например, беременной запрещалось смотреть на пожар - иначе на лице ребёнка могут появиться родимые пятна. Нельзя перешагивать через натянутую веревку, через забор - иначе пуповина может задушить ребёнка. Нельзя отгонять ногой собаку - иначе у ребёнка на теле может вырасти щетина. У цыган имелись также и вполне рациональные, здравые обычаи, продиктованные заботой о здоровье матери и новорождённого. Например, считалось невозможным отказать беременной в желаемой пище.

Ряд обычаев был связан с представлениями цыган о «чистом» и «нечистом».

Беременная женщина считалась «нечистой» даже у английских цыган, подвергшихся сильной ассимиляции и утративших свой язык. Она должна была избегать мужчин (не только чужих, но и близких родственников). Старалась не попадаться им на глаза. У цыган Словении, например, женщине, ожидающей ребёнка, не полагалось показываться на глаза отцу без предупреждения. Запрещалось спрашивать, когда родится ребёнок, и как хотят его назвать - это тоже считалось нарушением приличий.

Ни в коем случае беременная цыганка не подходила к беседующим мужчинам. Особенно строгим был закон, запрещающий ей перейти дорогу мужчине-цыгану, а также запряженной лошади.

Однако, беременность не освобождала женщину от обязанности зарабатывать. Она по-прежнему ходила гадать, а, вернувшись, бралась в шатре за свои повседневные обязанности.

Никаких особых суеверий и магических обрядов, связанных с моментом рождения ребенка нет. Повитух тоже не было. Рожала женщина в шатре, все обитатели которого выходили наружу. Помогать при родах могла какая-нибудь родственница, случайно оказавшаяся рядом. Сразу же после рождения детей обязательно купали.

Для того, чтобы сообщить соплеменникам о поле новорождённого, существовал следующий обычай: на другое утро после родов одна из близких родственниц роженицы ходила с ведром чистой воды, взятой из колодца. В ведре должна была лежать иконка. Цыганка ходила по шатрам и брызгала водой на людей и домашнюю утварь. Когда она заходила в шатёр, то приветствовала хозяев в форме здравицы, например: «Те авен састе тай бахтале» (буквально: «Чтобы вы были здоровы и счастливы»). Хозяева спрашивали, кто родился, и желающие бросали в ведро серебряные и золотые монеты, которые затем передавались родителям новорождённого в качестве подарка.

Первые шесть недель мать и дитя особо тщательно оберегали от злых духов. Ребёнка повязывали красной лентой, чтобы его не сглазили. Старухи вешали детям не шею маленький мешочек, в котором лежали разные травы, кора дерева, поражённого молнией, ладан, кусочек тела летучей мыши. Это был талисман.

Женщину изолировали от членов табора, а по возможности и от членов её семьи. Роженица не должна была даже прикасаться к общей посуде. Ела она отдельно, а столовые предметы, которыми она в это время пользовалась, потом выбрасывали. Новорожденного никто, кроме матери не брал на руки. Эти ограничения соблюдались шесть недель. Понятно, что такие обычаи позволяли соблюдать элементарные нормы гигиены и сводили к минимуму вероятность инфекции.

Существовал ряд обычаев магического характера, специально направленных на сохранение жизни ребёнку. Многие себе представляют цыгана с серьгой в ухе - а ведь это было не просто украшение. Серьгу вдевали в ухо как оберег. Если ранее в семье умирали дети, то новорождённому давали магическую защиту. Указанный обычай существовал не только у цыган. Серьгу в ухе носили и некоторые казаки: это был знак того, что данный воин - единственный сын в семье, наследник. Такого казака товарищи берегли, избегали посылать на особо опасные задания.

В цыганской семье, потерявшей нескольких детей, запрещалось есть куриные яйца.

Интересен обычай выкупа умирающего или больного ребенка чужим человеком с тем, чтобы исцелить его. В шатёр, где болел ребенок, заходил заранее выбранный родителями цыган (не родственник) и говорил:

Лем лес анде дром, киндем лес пе дуй копейчи те траил манге, сар муро щав те авел зурало. В буквальном переводе это означает: «Взял его с дороги, купил за две копейки, чтобы жил для меня и был, как мой сын, здоровым».

Гость давал родителям больного ребенка деньги или какую-нибудь вещь для ребенка, например, пояс или рубашку. Ценность выкупа не имела никакого значения, это могли быть и 2 копейки и 100 рублей. При этом ребенок оставался жить с родителями, то есть обычай носил символический характер. Интересно, что и в наше время сохраняются пережитки старинных верований. Цыганка Аграфена Васильевна Кутенкова, живущая в Самаре, рассказывает, что её новорождённые дети умирали, пока одного из родившихся детей не «выкупили» по обычаю. После этого она вырастила трёх здоровых сыновей.

Одним из важнейших обрядов, связанных с рождением ребенка, были крестины, которые уже в начале ХХ века устраивались обязательно. Как правило, крещение ребенка происходило сразу по прошествии шести недель со дня рождения. Религиозным тонкостям цыгане особого значения не придавали. На Западной Украине бывало даже так: одного новорожденного несли в православную церковь, а другого - в костёл (в зависимости от того, какой храм был на данный момент ближе). Из этого, однако, вовсе не следует, что окажись рядом мечеть, малыш стал бы мусульманином - цыгане, верящие в Христа, твёрдо придерживались обрядов именно христианской церкви.

Пока новорожденного не окрестили, никто кроме матери, не брал его на руки. Те, кто крестят ребенка, становились его крёстными родителями - кумовьями по отношению к родителям ребенка и между собой. Как правило, кумовьев было двое: кирви - кума и кирво - кум. Их выбирали родители. В кумовья старались позвать наиболее уважаемых цыган, а отказ от приглашения быть крёстным осуждался. На большие праздники - Рождество и Пасху - родители новорожденного должны были делать кумовьям подарки - вино, шелковый платок и какой-нибудь хлеб (на пасху - кулич). Отношениями кумовства цыгане очень дорожат в течение всей жизни. Родители ребенка с большим почтением относятся к крёстным своих детей и поссориться о кумовьями считается тяжким грехом.

Рождению мальчика радовались больше, чем рождению девочки, и крестины в этом случае устраивались богаче.

Нерушимые отношения кумовства сложились не сразу. Ещё в конце XVIII века детей крестили скорее из меркантильных, нежели из религиозных соображений.

Цыгане, пожалуй, - самый таинственный народ. Свои обычаи и обряды они передают из поколения в поколение, чем вызывают огромное уважение. Но особым вниманием по праву пользуются праздники, и, особенно, цыганские свадьбы! И такой интерес становится своеобразным толчком для проведения и оформления свадьбы в стиле цыганских традиций.

Портал для невест www.сайт предлагает ближе узнать свадебные обычаи цыган и, возможно, взять какие-то традиции на заметку, разнообразив собственное торжество.


Свадьба у цыган: особенности праздника

Традиционная цыганская свадьба очень и очень отличается от свадьбы в русском стиле . Одни традиции цыганской свадьбы вызывают неподдельный интерес, другие - непонимание и шок. Но все свадьбы в таборе объединяет одно: торжества проходят всегда с размахом, весёлыми плясками, пеньями и на широкую руку!


Сватовство

Именно со сватовства начинается подготовка в свадебной церемонии. Как правило, родители сами подыскивают своим детям будущих супругов. Главные критерии поиска - репутация и достаток семьи.

Нередко решение об объединении семей родители принимали, когда ещё жених и невеста были совсем маленькими детьми, порой даже младенцами. На этом этапе решалось, через сколько лет будет сыграна свадьба, и какой выкуп отец хочет получить за дочь.

Обычай цыганского сватовства предусматривает наличие двух важных атрибутов, без которых не возможно соблюдение традиции:

  1. Берёзовая ветка или бутылка вина/шампанского. Эти предметы обвешиваются денежными купюрами, монетами или золотом;
  2. Свадебный каравай. Пирог печётся по особому рецепту сестрами или другими родственницами будущей жены. Преподносится он на красивом рушнике.

Сваты с отцом жениха демонстрируют потенциальным родственникам свои «подношения», и если отец невесты позволяет поставить их на стол - то это служит согласием на проведение свадьбы.


Во время сватовства никто из женщин не имеет права присутствовать в комнате, «договор» заключается исключительно между мужчинами обеих семей.

Цвет торжества

Красный цвет - символ счастья, радости и страсти у цыганских общин. Он обязательно присутствует в день свадьбы в украшениях праздника и одежде молодожёнов и гостей.

Красные флаги вывешиваются на домах жениха и невесты, красная лента украшает костюмы приглашённых мужчин. Красно-белая лента - обязательный атрибут в одежде жениха.


Время проведения праздника

Свадьба у цыган проводится в любое время года, но предпочтение всё же отдаётся летней поре. Традиция летних свадеб имеет давние корни, ведь раньше для празднества устанавливались низкие столы, а гости сидели на коврах, стеленных прямо на земле.

В настоящее время цыгане всё чаще отмечают праздники в ресторанах и кафе. Однако любовь к летним свадьбам по-прежнему сохранилась.

Праздник продолжается минимум три дня, в богатых семьях пляски и застолья могут растянуться на неделю.


В первый день проходит так называемый девичник . Ещё раз проходит обряд торга, но это уже просто для соблюдения традиции.

После родственники, сваты и молодожёны усаживаются за накрытые столы. Причём для женщин (в т.ч. и невесты) и мужчин с женихом накрываются отдельные столы. Через какое-то время сваты «ударяют» по рукам, целуются и именно это означает - договор окончательно заключён!

Невесту на первый танец выводит отец жениха, после в круг приглашают друзей и подруг молодых. Как правило, после танца первый день и заканчивается. Ведь впереди - самый ответственный день!


Второй день свадьбы - непосредственно церемония бракосочетания. С самого утра подруги и родственницы помогают невесте собираться. В доме играет музыка, распевают песни и накрывают праздничные столы.

Как только невеста готова - ей приносят свадебное платье. Причём цыгане никогда не берут наряд напрокат. Он переходит «по наследству» от сестры/родственницы или покупается абсолютно новое платье, в зависимости от возможностей семьи.



После невеста выходит к гостям и танцует перед ними. Как только цыганка собрана, а танцы исполнены - её несут в дом жениха.

Как правило, банкет происходит или в доме родственником мужа, или в ресторане. Перед праздничным застольем молодых благословляют иконой и хлебом, одаривают дорогими подарками и выливают под ноги воду с конфетами (как символ сладкой и лёгкой супружеской жизни).

Во время банкета пару провожают в отдельную комнату для свершения первой брачной ночи. Подробнее об этом мы расскажем ниже.

В третий день праздника обязательно должен быть приготовлен суп из баранины. После традиционных тостов и поздравлений, на всеобщее обозрение выносят приданное уже состоявшейся супруги. Это может быть постельное белье, подушки, одеяло и т.д., но современные цыгане предпочитают в качестве приданного демонстрировать деньги, золото и украшения. Причём, каждая вещь демонстрируется всем присутствующим. Так семья девушки показывает, что невеста пришла в дом мужа не с пустыми руками и в случае «развода» она уйдёт со своим приданным. Так обряды цыганской свадьбы оберегают имущество новоиспечённой жены.


Цыганский выкуп невесты

Выкуп за невесту выступает в качестве компенсации семье девушки за потерю помощницы. Если раньше выкуп полностью отходил семье невесты, то сейчас родители возвращают часть денег/украшений в молодую семью.

Кто платит за свадьбу

Традиционно, за праздник платит семья жениха. Для того, чтобы свадьба прошла ярко, красочно и роскошно, родители начинают копить деньги ещё с рождения сына. Нередко пышное торжество может разорить родителей, но шикарная свадьба - дело чести каждой цыганской семьи.

Современные свадебные традиции позволяют цыганским семьям делить свадебные расходы пополам.

Застолье

Праздничные столы у цыган поражают всякое воображение. Спиртное льётся рекой, от еды ломятся столы. Но при этом, ни один цыган не позволит себе переборщить со спиртными напитками, ведь быть пьяным - значит опозориться в общине.

Мужчинам и женщинам накрываются разные столы. В центре помещения ставят стол для состоявшихся супругов и свидетелей.

Приглашённые мужчины, как правило, в строгих костюмах. Замужние женщины - в традиционной одежде с покрытой головой, а незамужние девушки могут позволить себе прийти на свадьбу и в брючном костюме.


Братание

Красивая цыганская свадьба всегда включает обряд братания. Он символизирует вечную связь супругов. Для этого на пальцах молодых делают небольшие надрезы, которые скрещивают между собой, как только появилась кровь.

Особенности праздника

Цыганские пары не оформляют официально брак. Но у православных общин обязательным является венчание.


В день свадьбы невеста должна быть тиха и молчалива, символизируя уважение к своему отцу и новоиспечённому супругу.

Девушка обязательно переезжает в дом мужа, где на неё возлагаются все домашние дела.



Цыганские свадебные обычаи: первая брачная ночь

Как уже говорилось выше, первый супружеский долг исполняется непосредственно во время свадебного торжества.

Для новоиспечённой семьи заранее подготавливается комната или шатёр. Раньше с молодыми уединялись две взрослые женщины из обеих семей, сейчас «свидетели» ждут супругов возле комнаты.

После гостям на подносе выносится рубашка или простынь с характерными пятнами крови, посыпанная алыми лепестками. А цыганская невеста появляется в зале уже в красном платье с передником и с покрытой головой - теперь она официально жена!

Если невеста окажется не девственницей, то брак ежесекундно расторгается, а семья покрывается позором. В таком случае, семейство даже меняет место жительства, а девушка может уже никогда не выйти замуж.

Изначально страной происхождения цыган считалась Индия, но в этнографической литературе свадебная обрядность этого народа практически не описана. Со временем стали формироваться различные этнические группы, что и послужило причиной образования некоторых локальных особенностей, наложивших отпечаток на цыганские свадьбы. Кочевой образ жизни и ареал проживания помогли заимствовать некоторые характерные черты культуры народов, среди которых они жили длительное время. Если обратить внимание на российских цыган, можно выявить некоторые интересные свадебные обряды и обычаи.

Народ рома свято чтит свои традиции

Свадебное торжество, проведенное согласно древним традициям цыганского народа, становится квинтэссенцией страстей и искренней радости. Церемония дарит не только массу впечатлений всем гостям, она всегда наполнена особым смыслом, который транслируется посредством старинных обрядов.

Ошибочно полагать, что брак у цыган проходит без соблюдения правил и ограничений. Церемония находится под гнетом строгих правил культурного наследия, которыми нельзя пренебрегать, иначе можно понести наказание.

Сватовство в юном возрасте

Как и у многих народов мира, цыганские свадьбы начинаются со сватовства. Этот обряд принято проводить, когда потенциальные жених и невеста находятся еще в очень юном возрасте. Принято считать, что девочка гораздо лучше войдет в новую семью, если она переедет в дом жениха как можно раньше. Кроме того, по поверьям, чем моложе будущая жена, тем трудолюбивее и послушнее она будет в новой семье. Среди цыган происходили помолвки, когда невесте едва исполнялось десять лет. Она переезжала в дом к жениху, а спустя пять-шесть лет играли свадьбу. Юноши и девушки до восемнадцати лет уже все состоят в браке.

Юношу, претендующего на роль жениха, выбирает отец невесты, дочь не может противостоять отцовскому повелению. Если девушка посмеет отвергнуть предложенного жениха, все будут считать, что она не имеет уважения к своему дому, семье, роду. Это сильный позор для любого клана.

Цыганская помолвка: особенности и традиции

В тот дом, где живет невеста, приходят старейшины и отец жениха. Отец девушки получает березовую ветвь, которая унизана денежными купюрами или увешана монетами. Девушка с матерью выходит к сватам, но все торги и споры о выкупе ведутся сугубо среди мужчин. Отец и братья просто обязаны назначить немалый выкуп, представитель жениха, в свою очередь, ведет торг. Когда две стороны достигли согласия, старейшинам и отцу жениха выносится свежеиспеченный пшеничный пирог, накрытый полотенцем. Мужчины разламывают его и полностью съедают, тогда помолвка считается состоявшейся.

Отсутствие официальной регистрации брака - обычное явление

Вольный цыганский народ привык жить исходя из своих эмоций, а не разума. Именно поэтому официальная регистрация брака в уполномоченных на то органах им абсолютно не важна. Цыганские свадьбы с приглашенными родственниками и многочисленными друзьями и знакомыми всегда стоят в приоритете.

Цыгане еще с библейских времен считались кочевым народом, однако при расселении на какой-либо местности они часто перенимают новые обряды. Например, люди этой национальности, проживающие среди славянских народов, стали проводить венчание в церкви. По сей день многие русскоязычные цыгане отличаются религиозностью и нередко заключают союзы в православных храмах.

Выкуп или похищение невесты?

Выкуп невесты - это по сути деньги, которые отдавались женихом родителям невесты за согласие на брак. Таким образом молодой человек благодарил будущих родственников за то, что они воспитали ему такую хорошую хозяйку. Но те юноши, которые не имели возможности принести немалый денежный выкуп, воровали избранниц из отчего дома и увозили прочь. На сегодняшний день остались отголоски таких традиций, когда жених, если предстоит цыганская богатая свадьба, выкупает избранницу золотом, в противном случае - похищает её.

Покрывало девственности

В цыганском роду девушке всегда запрещалось иметь половую жизнь до замужества. В тот день, когда молодые люди сочетались браком, после продолжительных гуляний они уединялись в опочивальне. Новоиспеченные супруги отправлялись туда в сопровождении двух женщин, которые затем выступали свидетельницами заключенного союза и того, что девушка была чиста и невинна. Сильны обычаи цыганские, свадьба барона или простого ромала всегда сопровождается этим ритуалом.

В знак того, что невеста девственна, молодым растягивали покрывало, на котором она лишалась невинности. Если на нем отсутствовали следы крови, на семью ложился несмываемый позор. До сих пор некоторые особо патриархальные цыганские семьи придерживаются этого обычая, но он не так силен в силу изменившихся моральных догм. В той семье, где проводится настоящая цыганская свадьба, традиции почитаются и исполняются, невеста, не прошедшая испытания, с позором уходит из дома жениха, а брак расторгается.

После того как гостям показано покрывало девственности, девушка меняет платье с белого на красное. Волосы обязательно прячутся под косынку - это основной показатель замужества. Затем застолье продолжается.

Время года и свадебный антураж

Все цыганские свадьбы, которые проводятся в полном соответствии с традициями, назначаются на летний период. Оплачивает торжество семья жениха. В жизни любого клана это серьезное событие, поэтому на проведение свадьбы цыгане не жалеют ни сил, ни средств. Честь всего рода зависит от пышности и дороговизны праздника.

Дома или шатры, где находятся молодые, украшаются алыми лентами. Это цвет считается у цыган символом страсти, он сопровождает каждого на протяжении всей жизни. Кроме того, жилище может венчать красный флаг.

В день, на который назначена цыганская свадьба, традиции исполняются с самой зари. В доме будущей супруги принято накрывать небольшой стол для пришедших гостей. С утра тут играет живая музыка. Девушка в это время приводит себя в порядок и ожидает венчальный наряд, который должны принести из дома жениха. Женщины - самые опытные представительницы общины - надевают на неё платье. Самой невесте наряжаться нельзя.

Девушка выходит к гостям и танцует, что полностью соответствует обычаям. После этого все едут на венчание.

Наряды жениха, невесты, гостей: особенности

Одежда всех мужчин на свадьбе украшена красными лентами. Сам жених также наряжен в ленты, но они значительно шире, белого и красного цвета. Красивые цыганские свадьбы пестрят красками и очаровывают своей яркостью. Невеста всегда одета в дорогое подвенечное платье, которое неизменно присылается из дома жениха.

Если обратить внимание на присутствующих, то тут прослеживается явное отличие незамужних женщин от тех, которые находятся в браке. Последние всегда облачаются в яркие национальные одежды, тогда как незамужние девушки могут прийти и вовсе в брючных костюмах.

Приглашенные на свадьбу гости

Свадьба часто сопровождается смотринами, поэтому тут присутствуют незамужние девушки и холостые парни. Они специально приезжают, чтобы себя показать. В основном подобные мероприятия обречены на успех, и общину ждут новые браки.

Заключение союза между мужчиной и женщиной среди цыган является закрытым обрядом, поэтому среди приглашенных лиц практически невозможно встретить чужаков. Однако всегда есть исключения. Эти гости находятся под защитой. Если кто-нибудь во время беседы позволит себе неуважительно отозваться о таком человеке, разговоры сразу пресекаются.

Правила поведения гостей и новобрачных на цыганской свадьбе

Любая, даже самая веселая свадьба, всегда подходит к концу. Однако у цыган обряд венчает один ритуал, при котором супругам на запястьях делается маленький надрез. Они соединяют руки, смешивание крови символизирует скрепление брачных уз.

Вместо заключения

Именно такие обычаи этого народа помогли сохраниться цыганам как обособленной этнической группе. Родители до сих пор упреждают браки на стороне, удерживая подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Такое незабываемое зрелище, как цыганская свадьба, обряды которой живут до сих пор, становится для всех участников ярким событием.

Цыгане представляют собой отдельный народ с богатой культурой и своими, иногда не похожими ни на чьи другие, традициями. На некоторых цыгане нагоняют страх и трепет, некоторые открыто интересуются их культурой и изучают их историю.

Но нет ни одного равнодушного, который бы не хотел узнать о свадебных традициях этого народа.

Многие цыганские традиции не похожи на привычные славянским государствам обряды и обычаи. Так и цыганская свадьба остается для нас загадкой и вызывает неподдельный интерес.

Пару своим детям выбирают родители, преимущественно отцы. Свадьбу же играют с размахом, песнями и плясками, колоритно и весело. О некоторых традициях и обычаях речь пойдет в этой статье.

Ранний брак в цыганской общине объясняется тем, что родители стремятся найти ребенку пару до того, как их ребенок вкусит запретный плод.

Именно поэтому у цыган нет никаких свиданий, совместных прогулок или же походов на дискотеки. Лучше обезопасить себя от сплетен и от нежеланных сердечных переживаний своих детей.

Где же можно найти жениха или невесту своему ребенку? Вариантов несколько:


Сватовство

Если молодой человек и его семья настроены решительно относительно какой-либо девушки, то начинается торг за невесту. Выкуп, который будет предложен за невесту определяет достаток жениха, поэтому родители невесты имеют право отказать, если выкуп им покажется недостойным их дочери.

Самое главное, чтобы девушка провела ночь в доме будущего мужа. Ведь тогда все будут считать ее испорченной, и чтобы выдать дочь «хоть за кого-нибудь», родителям приходится согласиться на брак.

Обычаи цыганской свадьбы

а или официального бракосочетания обряд свадьбы у цыган не предусматривает. Впрочем, разводов тоже практически не бывает, потому что женщина у цыган практически всегда считается виноватой, а в случае развода в отчий дом ее могут и не принять, поэтому она рискует остаться на улице. Венчаются цыгане крайне редко.

Жених и невеста всего лишь должны дать клятвы перед родственниками и гостями. С этого момента все будут считать их мужем и женой.

Свадьба – главное событие в жизни цыганского народа. К ней готовятся с рождения ребенка, а отмечают пышно и с размахом, насколько позволяют финансы. На свадьбу приглашается большое количество народа, чем больше, тем лучше.


Цыганская свадьба начинается с танцев и сопровождается ими весь день.
Молодожены должны танцевать со всеми присутствующими, но только не друг с другом. В день свадьбы молодые не должны целоваться, прикасаться друг к другу и даже общаться.

Даже случайно коснуться своего супруга нельзя, ведь тем самым его можно осквернить, и тогда в течение 4 недель с ним не будут общаться.

Цыгане чтят старшее поколение, поэтому за праздничный стол первыми садятся именно они: прадеды, деды, старшие дяди. Зал, где проходит гуляние условно разделяется на две половины: женскую и мужскую. Мужчины и женщины празднуют отдельно друг от друга.

Интересные традиции цыганской свадьбы

Цыганская свадьба сопровождается многими традициями, которые нам могут показаться интересными, а порой даже «дикими».

Вот некоторые из традиций:


Цыганская культура очень необычна и колоритна. И пусть этот загадочный народ нас порой пугает, нам всем интересно углубиться в их традиции и обычаи.

Традиции цыганской свадьбы могут показаться немного устаревшими, однако цыгане их чтут и сохраняют из поколения в поколение.

Страницы