Необычные растения        17.06.2019   

Дети, которым не хватает внимания. Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального…

Мечта любого родителя - здоровый, активный ребенок , который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша - невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3- 5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье - еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка - выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания - прямой путь к пятеркам . Основная причина рассеянности младшеклассника - недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка , нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка .

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом - нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н », на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь ».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями - ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса - бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает - не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника - поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка .

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты - его штурман . Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит на столе газовая плита, в стакане - свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Если в детские годы взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления о себе во взрослом возрасте.

Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.

Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать движению вперед. Вот эти установки:

1. Плохо быть слишком веселым или слишком грустным. В детстве мы испытывали сильные чувства, как и все дети. И в то время нам нужен был человек, который научил бы понимать эмоции и управлять ими. Но вместо этого нам просто давали понять, что нужно быть сдержаннее. И мы научились сдерживать эмоции.

2. Демонстрировать чувства – значит проявлять слабость. В детстве переживания были искренними. Мы злились, если нас обижали. И любящие родители должны были нас утешать, чтобы со временем мы научились справляться с переживаниями самостоятельно. Но нам внушили, что чувства – это слабость. И мы научились осуждать себя за проявление чувств.

3. Мои потребности и желания не имеют значения. В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.

4. Рассказывать о проблемах – просто зря напрягать людей. Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, тех пор мы держим их при себе.

5. Плачут только слабаки. Все плачут, потому что плач – естественный способ пережить эмоции. В детстве мы иногда плакали (возможно, часто). Но в нашей семье не знали, что мы плачем не просто так, и игнорировали наши слезы. Желание сдержать слезы и уверенность в том, что плакать вредно, явный признак родительского безразличия.

6. Люди осуждают проявления чувств. Если ребенка наказывали за проявление чувств в родительском доме, он приносит во взрослую жизнь установку «Скрывай эмоции, иначе о тебе подумают плохо или используют твои чувства против тебя».

7. Злость – это негативная эмоция, и ее нужно избегать. В детстве мы часто злились, потому что злость – это часть жизни. Нам требовалась помощь, чтобы осознать злость и управлять ей. Но мы научились подавлять и замещать злость. Потому что нас наказывали за то, что мы ее демонстрировали.

8. Полагаться на других – значит, разочаровываться. Дети нуждаются в помощи, так же как и подростки и взрослые. В детстве мы нуждались в поддержке, направлении. Но родителям было не до нас. И мы поняли, что лучше не просить о помощи, чтобы не переживать из-за отказа.

9. Никому не интересно, что я говорю. В детские годы мы удивлялись окружающему миру и хотели столько рассказать и о стольком спросить. Но в семье это считали пустой болтовней. Тогда мы решили, что наши слова никого не волнуют, а вопросы лучше не озвучивать.

Родители могут искренне любить ребенка, но при этом не уделять ему достаточно внимания. Причины, на первый взгляд, самые уважительные: изнуряющая работа, обеспечивающая достаток и уверенность в завтрашнем дне, всепоглощающая забота о младшем члене семьи, напряженная учеба... Для ребенка такая ситуация не просто мучительна – опасна: неудовлетворенная потребность во внимании родителей порождает у него вереницу негативных представлений о самом себе, окружающих и мире в целом. Предупредить формирование ошибочных суждений вроде «Я недостоин любви», «Мои чувства и желания не имеют значения» легче, чем исправлять их в будущем. Каково значение родительского внимания для ребенка? По каким признакам взрослые могут понять, что маленький человек страдает от его недостатка? Существуют ли простые способы решить проблему? На вопросы портала ответила психолог Екатерина Гончарук (г. Москва).

На кону – счастливая жизнь

Внимание родителей – это один из понятных для ребенка языков любви (наравне с тактильным контактом и словами), поэтому недостаток внимания близких людей он воспринимает очень болезненно. Психолог Екатерина Гончарук объясняет, каковы жизненные перспективы такого ребенка:

– Тот, кто с детства чувствует себя недолюбленным, обречен на постоянную борьбу за место под солнцем и рано приходит к убеждению: «Любовь можно только заслужить». С малых лет такой человек примеряет на себя разные роли и маски, подстраивается под окружающих, стремясь получить от них порцию внимания, и не знает, какой он настоящий, каковы его истинные потребности и стремления. Если родители (как правило, бессознательно) регулярно транслируют ребенку мысль: «Мы любим тебя за то, что ты такой, как мы хотим» или предъявляют к нему непомерные требования, эмоциональная дистанция между ними и ребенком увеличивается. Результатом плохого контакта и обоюдной потери доверия часто становятся серьезные проблемы в семье в период полового созревания сына или дочери. Так, подросток может попасть в дурную компанию, начать курить, употреблять алкоголь, пристраститься к наркотикам, вступать в беспорядочные интимные отношения. Не получая позитивного внимания, он ищет хотя бы негативного. Ребенок, который смирился с мыслью, что сам по себе он недостаточно хорош, что любовь и внимание можно только заслужить или купить (например, с помощью денег, подарков), либо превращается в перфекциониста, который всю жизнь своими успехами и достижениями пытается доказать родителям, что он достоин их любви и внимания, либо становится жертвой заниженной самооценки и нередко до конца своих дней исповедует принцип «Не высовываться!».

Самоощущение и картина мира человека, который с первых дней жизни получал достаточный объем внимания близких, совершенно иные. Психолог Екатерина Гончарук поясняет:

– Ключевая установка «долюбленного» ребенка, который получает достаточно позитивного внимания родителей, звучит так: «я – ОК, ты – ОК». Такой ребенок растет в дружественном мире, верит в себя, легко вступает в контакты с окружающими, без особых сложностей находит друзей, быстрее учится договариваться и сотрудничать, в целом более оптимистичен. В сущности, способ и особенности взаимодействия с родителями как с первым социумом в жизни каждый человек переносит на остальных людей.

Внимание любой ценой…

– О том, что ребенку недостает внимания родителей, можно заподозрить, если он часто болеет (у него снижен иммунитет); замкнут, с трудом идет на контакт со сверстниками и взрослыми; обнаруживает болезненную привязанность к матери; демонстративно нарушает установленные правила и границы, регулярно устраивает себе праздники непослушания; ведет себя агрессивно, с охотой ввязывается в детские драки; осознанно сквернословит. Однако важно знать: указанные проявления могут быть вызваны не только нехваткой родительского внимания, но и другими причинами, – предупреждает Екатерина Гончарук. – Поэтому в каждом конкретном случае нежелательного или тревожащего поведения ребенка родителям лучше обратиться за консультацией к психологу.

Попытка ребенка получить внимание родителей проходит несколько стадий:

  • Желание позитивного внимания и поиск путей его завоевания. Ребенок ходит за мамой по пятам, не отпускает ее от себя, ноет, проникновенно заглядывает в глаза, перебивает, начинает «хулиганить», когда мама общается с кем-то, кроме него.
  • Неудовлетворенность результатами и усиление методов воздействия. Резкие действия, крики, нарушение границ и правил обычно позволяют маленькому человеку получить порцию негативного внимания .

Если ребенку не удается обратить на себя внимание взрослых с помощью плохого поведения, он выбирает одну из следующих стратегий:

  • «тихоня» оставляет попытки «урвать» долю родительского внимания, становится пассивным, постепенно отдаляется от мамы и начинает жить жизнью «вещи в себе» (при этом взрослые часто не замечают, что ребенок замкнулся);
  • «борец» мстит за невнимание с помощью агрессии, оскорблений. Месть иногда сопровождается стремлением получить хотя бы негативное внимание матери и отца.

– Выбор ребенком того или иного способа обратить на себя внимание зависит от того, на какие уловки ранее повелся родитель в подобных случаях. Большое значение также имеет темперамент. Ребенок экспериментирует, пробуя разные варианты и изучая реакцию взрослых, – объясняет психолог Екатерина Гончарук.

Как общаться с ребенком

Беспокоиться не о чем, если…

Напоследок психолог Екатерина Гончарук перечисляет признаки, по которым можно понять, что потребность ребенка во внимании матери и отца удовлетворена:

– У ребенка появляются собственные дела, он хочет побыть и поиграть один, без участия родителей. Если говорить в целом, такой ребенок растет дружелюбным и спокойным, легко идет на контакт, доверяет взрослым. Начиная с годовалого возраста (или чуть раньше) он без слез и истерик остается в компании знакомых взрослых, если мама ненадолго отлучилась из дому.

Беседовала Ирина Барейко

В 99 случаях из 100 причиной непослушания, непонимания, истерик и других сложностей в отношениях между родителями и детьми, является не ребенок, а РОДИТЕЛЬ .

Хочется выделить эти слова в рамку и попросить Вас повесить на видное место в Вашем доме. Если ребенок Вас не слушается, причина в ВАС, а не в ребенке. Вам нужно разобраться именно в Вашем поведении, а только потом подумать, чем можно помочь ребенку.

Итак, самая первая и главная причина - нехватка внимания. Как бы банально это не звучало.

Подумайте прямо сейчас, как часто Вы обращаете внимание на своего ребенка, если он не кричит, не устраивает истерики, полностью действует так, как хотите этого вы?

Обычно на таких детей мало обращают внимания. Ребенок чем-то занят, мама или папа занимаются своими делами. Это самая простая ситуация, которая всех устраивает, прежде всего родителей.

Сегодня очень трудно уделять ребенку много внимания и времени. Родители обычно много времени проводят на работе. Тем не менее, Вам не нужно проводить 24 часа в сутки с ребенком для того, чтобы он получил столько внимания, сколько ему нужно.

Просто станьте для него другом, человеком, который любит его при любых обстоятельствах, и чтобы не произошло. Станьте тем, кто по-настоящему любит, ценит и поддержит в любой ситуации.

Для детей самое важное и ценное - чтобы их любили. Растения тянутся к солнцу для того, чтобы жить. Также и наши дети, тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете им свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А принимая важное для них решение, они в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.

Многие считают и учат людей, которые еще на стали родителями, что жизнь после появления в семье ребенка никак не меняется. Это в корне неверно. С появлением в вашей жизни нового человечка изменяется все. Все, что раньше было на первом месте уходит на второй план. Ближайшие 15-18 лет самой главной заботой в вашей жизни являются дети.

Дети - это самая большая радость, но вместе с тем, самая большая ответственность. Дети - это то, что останется с вами навсегда. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсегдаСамое сложное в воспитании и уходе за детьми - отказаться от некоторых, а иногда многих занятий, которые были важны для вас раньше. Постепенно вы откажетесь от всего того, что расходует ваше время.

Многие супружеские пары, особенно те, кто прожил долгую совместную жизнь до появления на свет ребенка, считают, что можно совмещать развлечения, хобби, вести активный образ жизни, как и прежде, и быть прекрасными родителями.

На мой взгляд, это глубочайшее заблуждение. Да, без детей Вы можете путешествовать, общаться неограниченное время с друзьями, подругами, родственниками, заниматься любимым хобби и прочее. Но когда появляется ребенок, наступает если ни конец этому всему, то, по крайней мере, временное затишье. Это абсолютно нормально и естественно.

На самом деле, с момента рождения ребенка, ваша жизнь меняется. Все Ваши дела переходят на второй план. Прежде всего, вам теперь нужно заниматься вашим ребенком. Вы и только вы на 99% влияете на его характер, развитие, чувства и эмоции, в целом на то, как сложится вся его будущая жизнь.

Каждый ребенок, и ваш - не исключение - нуждается во внимании. Это прописная истина, но не многие родители это понимают. А кто-то просто забывает.

Внимание со стороны родителей - такая же потребность каждого ребенка, как потребность в еде и прогулках на свежем воздухе. Уделяете ребенку как можно больше внимания! Каждый день! Каждую свободную минуту!

Как же дать столько внимания, сколько нужно ребенку?

Конечно, само собой напрашивается ответ - увеличить количество внимания. Легко сказать, но трудно сделать! Да и как определить этот уровень?

Мы все работаем, у нас много дел, и у мужчин и у женщин. Миллионы женщин во всем мире ежедневно ходят на работу, готовят завтрак, обед и ужин, стирают и гладят, убирают. Найдется еще тысяча дел, которые непременно нужно сделать!

1. Милые мамы! Заведите привычку с сегодняшнего дня уделить каждому своему ребенку 15-30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, вместе приготовить кушать, выслушать ребенка, рассказать о том, как прошел Ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк. Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как это 15 -30 минут каждый день кардинально изменят Вашу жизнь и Ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что Вы делаете. Ведь только 15% родителей уделяют 30 минут в день на общение со своим ребенком!!! Будьте лучше других 75%!!!
Встаньте в один ряд с Лучшими Родителями Планеты!!!

2. Планируйте свой день таким образом, чтобы Вам хватало времени и на работу и на семью. Делайте каждый день сначала дела, относящиеся к этим двум сферам Вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.

3. Самое важное, что у Вас есть - Ваша семья и Ваш дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими.
На работе главное качество, дома - количество!

4. Всегда проводите свободное время с пользой . Например, когда я еду с ребенком в машине, я не включаю магнитофон. Для меня намного важнее поговорить с ребенком о его чувствах, планах, событиях в его жизни, чем послушать любимую песню или новости по радио.

5. Когда ребенок хочет что-то Вам сказать, слушайте его внимательно. Вместо попытки слушать в пол уха, повернитесь к нему, оставьте все свои дела и слушайте внимательно! Не делайте вид, что слушаете, а именно слушайте!

6. Всегда ездите в отпуск всей семьей . Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске. Да, есть доля логики в этом. Но! Отдыхайте от всех, т.е. проводите время наедине с собой регулярно. Для этого сделайте правилом в Вашей семье два раза в неделю на 1-2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот, и также поступайте сами. Проводите два раза в неделю время с собой и для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, сходите за покупками, в бассейн и т.д. А отпуск проводите всей семьей. Конечно, многие родители хотят отдохнуть от детей и побыть наедине друг с другом. Также делайте это регулярно и не привязывайте это к отпуску!

Итак, самая распространенная причина плохого поведения - это борьба за внимание родителей. Как только ребенок начинает себя плохо вести, родители сразу же отвлекаются от своих важных и нужных дел и бросаются воспитывать дитятко. Если ребенок не получает нужного количества внимания, единственным способом заслужить это внимание он видит в непослушании!

Вывод: ребенок нуждается в вашем внимании также сильно, как в еде или сне. Это нормальная потребность, которая просто необходима ему для нормального роста и развития!

по материалам группы