Комнатные растения        18.06.2019   

Духовное воспитание современной молодежи. Ценностные предпочтения молодёжи в условиях духовного кризиса

Теряет ли нынешняя молодежь духовность

Фото: Наталья КАМЕНЕВА

Леся Рябцева обсуждает этот вопрос с основателем общественного движения «Божья воля» Дмитрием Энтео [аудио, видео]

Теряет ли нынешняя молодежь духовность

Рябцева:

Всем привет! Это программа «Мракоборец». С вами Леся Рябцева . Будем говорить сегодня вместе с моим гостем Дмитрием Энтео . Это основатель общественного движения «Божья воля» . Мы будем говорить про человеческие ценности, про культурные. И, чего греха таить, про религиозные.

Энтео:

Здравствуйте!

Рябцева:

Давай пройдемся по актуалке. Последние новости, которые пришли от тебя, это новости про Оксюморона. Это исполнитель, который чем-то тебя оскорбил, видимо.

Энтео:

Конечно, никакого оскорбления. Просто сегодняшнее поколение молодых людей, поколение Z, боюсь, потерянное поколение. Если мы еще что-то искали, стремились к духовности, понимали, что дух властвует над потерей, то здесь как-то все совсем плохо. И к сердцам этих молодых людей подобраться очень сложно. Я еще не видел, чтобы у кого-то это получалось.

Мне приходится анализировать тренды, которые сегодня есть в молодежной среде. И пытаться хоть как-то найти культурный код, чтобы общаться с молодыми людьми на понятном их языке.

Последний тренд – это версус батла. Это соревнование, где люди исполняют музыку, читают свои тексты. Они друг с другом соревнуются. Взаимные оскорбления, упреки. И все это делается под рифмовку. Люди оценивают качество рифм, артистизм и так далее.

Рябцева:

А что тебя оскорбило? Ты же делаешь примерно то же самое?

Энтео:

Мне нечего скрывать. Мне не настолько интересно творчество этого исполнителя, его форма. Мне интересно поговорить с его аудиторией. Конечно, эти ценности далеки от христианских. Все они поют примерно об одном. Эзотерика, блуд, легкие наркотики, женщины. Мне кажется, мне было бы о чем с ним поговорить. Тем более, что человек, безусловно, талантливый. Я слушал его последний альбом. Да, это неплохо.

Рябцева:

С одной стороны, ты хочешь воспользоваться его аудиторией, которая у него уже наработана. С другой стороны, понимаешь, что ты лидер общественного мнения. И хочешь повлиять на то, о чем он речитативит.

Энтео:

Я пытаюсь использовать подобные технологии. Смотрю, что популярно в разных сегментах. Например, если мы говорим о молодежи, то в свое время были популярны тема ютьюб-блогеров. Там были самые раскрученные из них: Хованский , Ларин . Мне приходилось с ними встречаться, записывать видео, спорить, чтобы их серьезную аудиторию как-то заинтересовать. На секунду заставить их задуматься о каких-то вещах… О социальных проблемах, попросить их не повторять тех ошибок, которые мы все, возможно, совершали в их возрасте. И, возможно, не совершили бы, если бы кто-то нам сказал, куда ведет этот путь.

Все прозаично. Но, по-моему, Мирон как-то отстранился от этой идеи. Но будет выступление 8 мая в Москве на площадке «Слово». У меня уже есть оппонент. Я человек молодой, творческий. Мне интересно попробовать себя в разных ипостасях. Так что там почитаем рэп.

Рябцева:

Рэп от Дмитрия Энтео – это, конечно, что-то, что поражает мой разум. Людей, которых ты назвал, ютьюберы в том числе, это бизнесмены. А получается, что ты тоже бизнесмен теперь?

Энтео:

Нет. Я хоть и очень увлекаюсь экономической мыслью, австрийской экономической школой, борьба с левыми идеями, на мой взгляд, должна быть последовательной, но какую-то свою аудиторию, небольшую популярность я никак не монетизирую. Я не имею рекламных контрактов.

Рябцева:

Кроме «Авиасейлс »?

Энтео:

Да. Это достаточно неприятная история. Мы даже думаем подать иск на этих людей.

Рябцева:

Как обычно ты делаешь?

Энтео:

Некрасиво. Если люди используют чужой образ в рекламе без разрешения, но это уже другая история.

Денег с того, что я делаю, не имею никаких. И подчас бывает достаточно трудно, когда какие-то здоровые проекты приходится прекращать, потому что они просто не имеют должного финансирования.

Рябцева:

Ты сказал о том, что люди воспользовались твоим образом для того, чтобы заработать? Тебе не кажется, что это око за око? Ты используешь условного Оксимирона или Хованского для того, чтобы самому раскрутиться, а потом кто-то раскручивается за твой счет. По-моему, все очень логично.

Энтео:

Речь идет о прямой коммерцилизации.

Рябцева:

А у тебя кривая коммерциализация? Но кого ты представляешь в этой истории? Государство? Русскую православную церковь? Православных христиан? Себя?

Энтео:

Я не представляю государство, потому что далеко не со всеми аспектами современной внутренней политики и внешней я могу согласиться. И я не могу представлять церковь, всю полноту церкви. Потому что она очень разная. Это самые разные люди, точки зрения в церкви. Есть более либеральные, есть более консервативные - тот пласт, к которому я отношусь, сегмент, где я имею определенное влияние. Я могу говорить, что я представляю определенный сегмент молодых людей. Он достаточно большой на самом деле. Те, кто родился еще в СССР , росли в 90-е, все же пришли к вере, к понятию, что такое консервативные ценности, почему это нужно сохранять. Я представляю, мне кажется, свое поколение людей, которые пришли к вере достаточно искренне. И сегодня они смотрят, что происходит с Россией . И хотят сказать свое слово. Хотят, чтобы мнение христиан было услышано. И в этой борьбе за право устанавливать общественные нормы, на базе которых развивается наше общество, которое влияет на воспитание наших детей.

Рябцева:

Энтео:

Могу назвать имя священника, который повлиял на меня. Не на мой воцерковление, но который заразил живым чувством бога и желанием, счастьем делиться с другими. Более того, пытаться не стесняться откровения бога, даже если они радикально, резко и совершенно неполиткорректно для современного общества.

Священник Даниил Сысоев . Уже шесть лет, как его убили. Мы верим, что бог прославил его как мученика. Его застрелили в храме около метро «Кантемировская», когда он исповедовал человека. Это было убийство по религиозным мотивам, связанным с его проповедью. Мне кажется, человек, который хочет больше узнать о христианстве в современном мире, ему стоит обратиться к его наследию, книгам, аудиозаписям. Это можно послушать ВКонтакте. Это был удивительный человек.

Мне очень интересна судьба русской эмиграции. Судьба генералов «белого движения». На мой взгляд, это достойнейшие люди. Я даже сегодня не вижу личностей подобного масштаба, которые сражались за историческую Россию, за христианскую Россию, свободу и права своих людей. Тот же Дроздовский, Врангель, Колчак. Я стараюсь делать все, чтобы люди не забывали их. Мы в Москве ходим на разные мероприятия, встречи, панихиды, связанные с «белым движением», с его лидерами. Пытаемся доносить до молодежи те ценности, которые они транслировали.

Рябцева:

Совсем недавно с друзьями обсуждала вопрос. Какими качествами должен обладать священнослужитель? Нигде не сказано, какие качества, какие характеристики должны быть у них.

Энтео:

Есть такие слова: бог гордым противится, смиренным дает благодать. Святых харакатеризовало смирение. Они понимали свою немощность перед богом, считали себя хуже всех людей. И никогда не превозносились над кем-то. Это такое их удивительное свойство. Поэтому они аж светятся изнутри.

Священник никогда не должен подменять собою бога, Христа. У человека должна быть оставаться свобода. И любой совет священника человек должен сравнивать со своей совестью, с тем, что он знает из Священного писания, из учений святых.

Смирение чувствуется. Со смиренным человеком радостно находиться. А возле гордого, наоборот, он подавляет тебя. Мне кажется, важно, чтобы священник учил не от себя, от от слова Божьего, потому что часто бывает, что в новые учения проникают в церковь. И люди немного стесняются откровений бога. И пытаются его искажать. Пытаются сделать их христианства нечто такое розовое, лайт, позитивное. Обрезая все негативные стороны. Проповедь о том, что бог наказывает за грехи и о том, что все решается в этой жизни, человек может вечно нести последствия своих злых поступков, это духовная реальность. Она ужасает. Бог не только любовь. Бог еще и справедливость. И в нем все это неразрывно. И поэтому нам надо изменять свою жизнь, нужно кается. И стремиться к нему.

Все это часто пытают завуалировать. Типа, живи, как хочешь. Люби. Будь позитивным и бог всех простит. Неважно, во что ты веришь и так далее. Светский дух проникает в лоно церкви. Бывают попытки совместить откровения бога с современными квазинаучными картинами реальности. Революционизмом и так далее. На мой взгляд, это тоже тупиковый путь. Есть истина. И если какие-то модели на данный момент человечество использует для того, чтобы контактировать с этой реальностью, описывать ее, они не соответствуют слову Божиему. Тем хуже для этих моделей. Научные представления постоянно меняются, опровергают друг друга. Истина Божья неизменна.

Рябцева:

Я следила за твоим путем, потому что мы долгое время в одно сфере. Общаемся и работаем с одними и теми же людьми.

Энтео:

Я читаю твой Твиттер. Мне нравится.

Рябцева:

Лучше не надо. Он сейчас уже сильно трансформировался.

Если честно, я сейчас тебя не узнаю. Помимо того, что у меня было некий образ тебя, лично с тобой я встречалась года три назад. И это была одна из самых ужасных встреч в моей жизни.

Энтео:

Когда это было?

Рябцева:

И я тебя нее узнаю. Это было в парке Горького . На одной из акций оппозиционеров. Ты вел себя, мягко говоря, неспокойно. И ты там был не один. Ты был со своими соратниками. И я понимаю, что сейчас передо мной сидит противоположный тому человек. Я понимаю, что в твоей жизни что-то произошло. И мне очень интересно, что это. Тогда ты был оголтелый, орущий, психованный. Просто из тебя перло что-то негативное. У меня была реакция отторжения того, что с тобой происходило.

Сейчас ты… Может, потому что пытаешься мне понравится, но ты сейчас не создаешь впечатления сумасшедшего человека. Либо в тебе что-то проиявилось, либо что-то еще…

Энтео:

Я, безусловно, взрослею. У меня идет некое внутреннее развитие, как у любого человека. Но все же я не думаю, что какие-то радикальные изменения произошли. Мне сложно вспомнить конкретно ту встречу, но бывают ситуации, когда нужно показывать какую-то жесткость. Возможно, тот случай был связан с ЛГБД-сообществом. Я негативно отношусь не к самому факту их существования, а именно к попыткам манифестаций половых девиаций, как нормы, проведению шествий, акций. Если честно, я считаю это опасным явлением, потому что вижу, как толерантное отношение к пропаганде подобных девиаций буквально за 15-20 лет изменило радикально культурный код. Достаточно консервативный Европы и западного сообщества. И я бы не хотел, чтобы мои дети жили в таком мире, где такой образ жизни, которые ничего, кроме разрушения и страдания с собой не несет. И опасен для общества.

Поэтому с моей стороны можно встретить реакцию отторжения, гнева. Если это связано с богохульством. Или с пропагандой половых девиаций. Я помню историю про библейские города Содом и Гоморру, на месте которых сейчас Мертвое море. Я верю, что бог наказывает народы за терпимое отношение к таким страшным порокам, как гомосексуализм, аборты, кощунство. Мне кажется, что есть такие границы, где нужно быть твердым. Да, кому-то нравится сначала разозлить христиан чем-то, например, кощунством публичным. Они просто хотят, чтобы мы смирялись со всем этим. Но я не хочу с этим смиряться. И, мне кажется, что проходить мимо и пытаться сделать из себя образ позитивного человека, который не гневается, пытается всем нравиться, еще что-то, в этом нет любви. Есть лицемерие.

Рябцева:

Помнишь, были различные выставки, на которые ты приходил и все крушил и ломал? Получается, что ты себя оправдываешь в этой ситуации, потому что гнев может быть праведным, например. И сейчас ты так же поступил бы с этими выставками?

Энтео:

Безусловно, гнев может быть праведным. Это движение души. Просто человек злоупотребляет этим движением души, когда направляет гнев на ближнего. Гнев нам нужен для того, чтобы мы его концентрировали на себе, на своих страстях. Во-вторых, для того, чтобы пресекать то, что уводит человека от бога. И это нормально.

Я бы не стал преувеличивать свои заслуги в каких-то крушениях, но да, действительно, не один десяток мероприятий, где было публичное богохульство, в том числе, под видом современного искусства, мы закрывали. Мы как-то с этим боролись.

Рябцева:

Но есть же законные способы…

Энтео:

К сожалению, законные способы не работают. Мы достаточно плотно работаем с этим сегментом. Представьте, идет выставка. Там порнографическое изображение Иисуса Христа. Предельно отвратительное. Мы считаем, что это абсолютно недопустимо. Нам нет дело, где это: на выставке, на площади. Но это публичное пространство. И мы понимаем, что самое святое, что есть в нашей жизни, оно оскверняется. И мы против этого.

Не так давно был принят закон о защите чувств верующих. Но до самого недавнего времени он не имел, фактически до сегодняшнего момента не имеет никакой применительной практики.

Рябцева:

Скоро все поменяется.

Энтео:

До того, как мы шли на выставку и просили сначала организаторов убрать, пойти на компромиссы или устраивали какие-то акции. Конечно, это далеко от слова «погромы», но все же. Мы писали тысячи заявлений в правоохранительные органы. Интернет позволяет сегодня сконструировать очень много этих заявлений. Мы ездим всегда с юристом, с оператором. Перед этим мы вызываем полицию.

Но ничего не работает. Просто людям это не интересно. Закон не имел прецедентной силы. Его приняли просто так. И конфликты социальные, они все больше нарастали. Мы помним МХТ, «Тангейзер» в Новосибирске . Собирались пятитысячные митинги. И то, что было на Манеже.

Все, что можно решать правовым полем, мы бы хотели решать. Я категорически против того, чтобы кто-то злоупотреблял подобными юридическими инструментами, например, запрещал те концерты, допустим, каких-то хэви-метал исполнителей, которые не несут прямого богохульства. Я сторонник того, что только прямое богохульство мы должны останавливать. Все остальное – свобода людей. Если дети от этого ограждены, то человек сам имеет право выбирать. Мне даже приходится часто защищать те или иные публичные мероприятия от православной общественности. У нас есть свои места общения, форумы, чаты, где прорабатывается повестка, что отменять, а что не отменять.

Рябцева:

Ты понимаешь, что тебя на всех этих людей не хватит? И негативизм разжигает еще больше насилие внутри нашей страны.

Энтео:

Я бы не сказал. Например, ситуация с концертом сатанистов. Речь идет не просто об эстетике сатанизма. Речь идет о группах, которые говорят: сжигайте церкви, вешайте попов . И страшная хула в отношении Иисуса Христа. Просто прямой сатанизм. И ничего хорошего мы в этом не видим.

У нас получилось именно в рамках правового поля отменить несколько десятков концертов. И уже сами промоутеры поняли, что нужно сверять, кого ты привозишь и их повестку, поведение, их тексты с некими культурными особенностями страны. И все меньше таких попыток. Мне кажется, найден компромисс. Например, есть исполнитель Мэрилин Мэнсон. Если бы он исключил несколько текстов, которые прямо оскорбляют Христа и не рвал бы Библию на сцене, как он делал в Петербурге , то пусть слушают те, кому интересно. Но если ему в кайф именно надругаться над нашими святынями, то ему не нужно сюда приезжать.

Рябцева:

Может, ему очень плохо? Он несчастен?

Энтео:

Можно его обнять.

Рябцева:

Просто помочь ему чем-то.

Энтео:

Ну, да. Мне тоже жалко многих. Но иногда надо их останавливать. Если преграды этому процессу не будет, то очень скоро наше общество радикально поменяется. Я уже не знаю, что будет из того поколения, которого воспитано мемами из соцсетей. На этой черной эстетике, на беспредельном цинизме. Оно просто опасно и деструктивно.

Я не вижу ничего плохого, что молодые люди выходят протестовать против гей-парада. Или против того, что оскверняются их святыни. Мне кажется, что это нормально. Плохо, когда всем все равно.

Рябцева:

Мы сейчас обсуждали разрушение, приостановление. Что же вы созидаете? Что создаете?

Энтео:

Общественной темой мы занимается четвертый год. Уже очень устали.

Рябцева:

На пенсию пора…

Энтео:

Я уже седой весь. Но дело не в этом.

Удалось сделать достаточно много. К сожалению, в русской православной церкви есть большая проблема в работе с молодежью. И в миссионерской деятельности. Были розданы сотни тысяч разных листовок про исповедь, причастие, о вере, о боге. Разные лекции, беседы, кружки по изучению библии. Очень мощный ряд проектов мы сделали борьбы с абортами, информированием школьников об этой проблеме. И помощи женщинам. Это целая детективная история сделать так, чтобы девушка не сделала аборт. Она звонит на линию узнать, как сделать аборт на позднем сроке. И как узнать ее данные? Пройти к ней, задружиться, наобещать ей всего. Потом эти обещания исполнить. Только чтобы этот ребенок родился на свет. Подобному уделяется много внимания.

Просветительские проекты, связанные с историей. Особенно трагична история 20 века, потому что она связана с коммунистическим наследием. Мы считаем, что это деструктивное явление. С ним надо бороться. Это один из самых острых вызовов современности – такой левый поворот в современной России, когда мы начинаем оправдывать преступления прошлого. Только потому, что это наши преступления.

Молодежные темы, просветительские.

Рябцева:

Вижу огонек у тебя в глазах. Что-то ты вспомним.

Энтео:

Пытаемся работать с субкультурными пластами молодежи. Например, у нас будет достаточно спорное мероприятие, но кому-то оно может понравиться. Есть такой предрассудок о том, что православие запрещает татуировки. И, на самом деле, это неправильно. Библия, в Ветхом завете она запрещает прямой заповедью только начертание на теле память об умерших. Это определенные языческие ритуалы. Но ничего не говорится в нормальных татуировках. И в христианской традиции она достаточно широко распространена. Это делали и русские паломники после посещения Иерусалима , христиане в агрессивном исламском окружении, когда им нужно сохранить свою идентичность.

Была такая история. Не так давно, когда еще на Кавказе было неспокойно, группа паломников ехала в горах на автобусе к нерукотворному Спаса, который на скале отразился. Их остановили люди с бородами, с автоматами, в камуфляже. Просили выйти. И сказали: у кого нательный крест, отдайте. Человек сорок отдали. И только три человека их не сняли с себя. И тогда эти люди сказали: вот чего стоит ваша вера. И выкинули их кресты в пропасть. И уехали. Я услышал, что один человек после этого захотел себе сделать татуировку с крестом на теле, чтобы никогда не отречься. Сделать свой выбор раз и навсегда.

И вот мы думаем вобрать мастеров десять. И молодежи, которой интересно, сделать на пасхальной неделе такие кресты красивые. Есть разные формы.

Рябцева:

Я бы себе тоже сделала…

Энтео:

Приходи.

Рябцева:

- …если бы я была к этой культуре чуть ближе.

Почему сегодня молодежи и молодым неинтересна религия и вера? Как ее надо подать? В какую пилюлю сформировать?

Энтео:

В каждом из нас есть пустота внутри, которую мы пытаемся чем-то наполнить. Радостью. Это естественно для человека – стремление к радости. Но мы ищем эту радость не там, где надо. И молодые люди обжигаются на этом. Кто-то пытается пустоту внутри заполнить наркотиками. Кто-то подсаживается на блуд, а кто-то на чувство влюбленности. И пока ему хорошо с этим человеком, потом другому, третьему, четвертому. Если есть семья и дети, ломает все это. И ему надо, чтобы постоянно радость от влюбленности была. И он готов переступать через других людей.

Рябцева:

Что же остановит его?

Энтео:

В какой-то момент совесть начинает просыпаться и говорить, что это путь никуда. И люди пытаются пустоты для себя заполнить. И только разрушают себя. Это проблема поколения.

Как им говорить? Наверное, надо находить общий язык. Так, чтобы они понимали. Чтобы им было интересно. Надо объяснять, что сегодня этот образ жизни, фри-лав, наркотики, психоделики, музыкальные стили, связанные с ними, они бывают самые разные.

Рябцева:

Если наши ценности не блуд, не наркотики, не деньги, тогда что?

Энтео:

Сам бог. И стремление к нему. Стремление устроить так, как он хочет. Вера в бога – это корень всего. И из этого корня выстраивается правильное понимание в политическом устройстве, правильное понимание этики, построение семейной жизни, морали. Более того, экономики, хозяйственной деятельности. Все из этого корня.

Рябцева:

Ты говоришь, как человек, который в это погружен. Знаешь, есть знаменитый опрос: когда количество православных не совпадало с количеством верующих в нашей стране. Есть люди, которые не знают ничего. И им сложно понять фразу: нужно жить во имя бога.

Энтео:

Я понял. Человек сегодня должен хоть на мгновение выйти из того омута, в который он погружен ежедневно из тех потоков терабайтов информации, которую он принимает из социальных сетей, СМИ, своей работы, рутины. На секунду остановиться и задуматься. Любой человек должен задать себе вопрос: зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Есть ли бог? Стоит ли его искать?

К сожалению, сегодня мы не можем себе этого позволить. Либо просто взять и уехать на природу. И побыть неделю наедине с самим собой. Без информационного шума.

Жить только ради того, чтобы жить, это не выход. Это бессмысленно и обречено на уничтожение. Есть в нашей жизни вечные ценности, которые могут наполнить наше бытие смыслом. Причем, смыслом, который приходит за пределы смерти.

Человек для начала должен задавать себе эти вопросы. Хотя бы искать истину. Самое страшное, когда человек ничего не ищет. Духовная амнезия. Человек опьянен этим миром. И не хочет просыпаться хоть на мгновение.

Люди просто должны задавать себе вопрос: в чем смысл моей жизни? Есть ли бог? Стоит ли его искать? Можно ли его найти? И вот когда человек понимает, что бог не только создатель, но и мыслитель, управляет вселенной и без его воли ни один волос с нашей головы не падает, тогда эта встреча происходит. И у человека меняется сознание. И оно перестает быть ограничено тварными формами бытия этой тварной вселенной. Оно получает новую возможность видеть не только творение, но и того, кто создал это творение. Такая трансформация на уровне ума происходит. И человек преображается.

Рябцева:

Либо ему страшно.

Энтео:

Да. И он пытается придумать себе какую-то другую картину мира, которая не будет требовать от него нравственного изменения, усилий. Что молодой человек может делать? Я хочу духовности, это так, чтобы быть модным, чтобы я не просто…

Рябцева:

Как Энтео. Татушку набью с крестом на груди.

Энтео:

Это типа того. Но дело даже не в этом. Энтео призывает все же к пути достаточно непростому. Христианство – это путь определенных нравственных самоограничений. Хотя если человек идет по этому пути, достаточно легко все дается с божией помощью.

Человек, скорее, пойдем в магазин, возьмет книжку какого-то Оша . Делай, что хочешь, блуди с кем хочешь, радуйся жизни, смерти нет. Все окей!

Рябцева:

У нас осталось совсем мало времени! Быстро задам тебе разные вопросы. И нужно быстро отвечать.

Пасха. И если забивать в поисковом запросе «Пасха», то вылезает чуть ли не первая новость, что в Москве раздадут 50 тысяч пасхальных ленточек. Я связи между Пасхой и ленточками не очень вижу. Хотела бы твою вариацию. Что же нужно делать на Пасху? О чем задуматься?

Энтео:

Действительно, сегодня люди не понимают значение этого праздника. Это день торжества человека над смертью. День, когда обреченность человека, все, что мы делаем, пожирает смерть, и эта бесконечная сансара была разрушена богом, который пришел в этот мир. Надо объяснять людям, в чем смысл. Надо не просто смотреть, как они в очередях в храмах просто хотят осветить свои куличи, а надо проповедовать, дарить им литературу, листовки, приглашать в храм на беседы, чтобы они узнавали о вере.

Те люди, которые имеют на себе крест, чтобы они просто знали основы своей веры. Это так просто! Этому надо уделить хотя бы одну неделю, чтобы изучить то, что нужно. Во-первых, послушать огласительные беседы. Знать, почему это.

К сожалению, люди готовы тратить огромные ресурсы, время, чтобы выучить иностранный язык, язык программирования, чтобы научиться качественно делать ту или иную работу. Но для того, чтобы узнать самое главное, просто изучить христианство, которое играет такую роль в самосознании, развитии, каких бы взглядов мы не придерживались, уделить силу и волю. Но нет. Люди не хотят. Им неинтересно.

Рябцева:

Ты был женат, кажется?

Энтео:

Рябцева:

И детей, соответственно, тоже нет. Есть ли фраза, которую ты повторяешь себе каждый день?

Энтео:

Это фраза молитвы утром, вечером и в течение дня. Я очень просто ее начинаю. С того, что я прославляю бога. Потому что бога надо славить. Я говорю: слава тебе, боже, слава тебе! За то, что ты есть, за то, что ты воскрес. За твои бесконечные совершенства. Я благодарю его за каждое мгновение жизни, за каждый глоток воздуха. И я прошу прощения за свои грехи, за то зло, которое я делаю в отношении к богу, в отношении к своим ближним, за то, что во мне мало веры, за то, что я унываю и так далее.

После этого я прошу его о всех близких, родных, о читателях своего Твиттера, о тебе в том числе…

Рябцева:

Как мило. Спасибо.

Энтео:

Молитва хоть и простая, потому что мало времени этому уделяю. Но все же молиться нужно.

Рябцева:

Спасибо. Я, честно, не ожидала, что эфир получится таким.

Мракоборец. Православный активист Дмитрий Энтео о себе и своей общественной деятельности. Журналистка Леся Рябцева продолжает вычислять бесов в российской культуре. Сегодняшнему гостю, православному активисту Дмитрию Энтео было что рассказать о себе и своей общественной деятельности. Теряет ли современная молодёжь духовность, и ходят ли молодые люди в церковь?

ДУХОВНОСТЬ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Исмаилова Лейла - обучающаяся ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи». Руководитель - методист ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» Данилова Татьяна Витальевна

Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет.

К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

Итак, что есть иерархия ценностей современной молодёжи? В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах постсоветского пространства. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:

1.Здоровье.

2.Семья.

3.Коммуникативные ценности, общение.

4.Материальные блага, финансовая стабильность.

5.Любовь.

6.Свобода и независимость.

7.Самореализация, образование, любимая работа.

8.Личная безопасность.

9.Престиж, известность, слава.

10.Творчество.

11.Общение с природой.

12.Вера, религия.

Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Современная молодежь ценит такие либеральные ценности как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал, приводящим к кризису социальной идентичности. Адаптация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологические механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга.

Сейчас молодежные ценности выступают как самостоятельные, само достаточные и, даже более того, противопоставленные ценностям старших. Взрослеть не нужно торопиться, во взрослом состоянии нет ничего интересного, это факт. Идеал молодежного самосознания– это быть вечно молодым и современным, смотреть на жизнь вне прагматических рамок.

Так взрослый и подростковый миры, по сути, утрачивают всякую связь друг с другом. Различие социальных возможностей привело к тому, что сегодня подростковый мир оказался расколотым на две большие группы. Одна демонстрирует достаточно высокий уровень интеллектуального и личностного развития, ориентируется на культурные образцы взрослого мира и во многом продолжает традиции отрочества, сложившиеся в середине века. Другая же, намного более многочисленная, тяготеет к культу грубой физической силы, отличается весьма необычными формами поведения и сознания. Молодежная контркультура является и симптомом, и ферментом страшной социальной болезни, охватившей большую часть нашей молодежи. Болезнь эта – инфантилизм. В современном российском обществе парадоксальным образом сочетается искусственная акселерация детского развития с культивированием у подрастающих поколений инфантильности. Подтверждением тому служит эпидемическое распространение «рок- и поп-культуры», которую идеологи контркультуры неизменно рассматривали как один из ее краеугольных камней.

Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи – отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания и поведения российской молодежи можно лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обществе, а с другой–усиление процессов глобализации, мировоззренческой неопределенности и секуляризации религиозных ценностей. Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия – это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойственность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и морального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разрешенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе. Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России.

В периоды общественных перемен молодежь приобретает культурную, а также творческую роль, но не в качестве возрастной группы, а как новое поколение. В такие времена нормы и ценности предшествующих поколений приходят в острое противоречие с изменением общественной реальности, но продолжают сохранять господствующее положение. Отсюда упреки «детей» в лживости и лицемерии «отцов». В эти периоды понятие «молодежная культура» выступает как олицетворение устремлений нового поколения, устремлений, выражающих новые потребности переломной эпохи. Так создаются предпосылки для превращения молодежной субкультуры в альтернативную культуру, которая стечением времени, иногда достаточно продолжительного, в большей или меньшей степени усваивается культурой общества в целом, способствуя ее изменению.

Если вспомнить определение ценностей как неких стандартов, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту, которые являются нормативами жизни в обществе, тем, что важно, к чему стоит стремиться, то становится понятным, почему сегодня ценностные ориентации молодежи так четко отличаются и разделяются. Разделение идет в основном по двум направлениям. Первое направление духовности, где господствуют нравственные установки, гуманизм, толерантность и человеколюбие. Второе направление нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным. Тогда становится понятным, почему на современном этапе система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества, приоритетное направление в которых займут духовные традиции. А российской молодежи хочется пожелать духовного и нравственного подъема и совершенствования.

Клишина М.В. к.ф.н., профессор кафедры СР и СПД, Оспан А.К, Ю-32

КЭУК (Караганда, Казахстан)

На сегодняшний день остро стоит вопрос о проблеме формирования мировоззрения молодежи. Ценности нынешней молодёжи могут ускорить развитие общества, или наоборот, могут затормозить его. Поэтому необходимо изучить ценностные представления молодёжи.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день есть много проблем, связанных с моральными установками молодёжи, проблемы с формированием ценностей. Остро стоят вопросы о духовности молодёжи.

Что же такое ценности? Для одних людей ценности – это результаты материальной или духовной деятельности, для других – это какие-либо идеалы, цели и представления. Можно сказать, что ценности – это какие-либо значимые установки в жизни человека. К ценностям в жизни человека можно отнести: материальные блага, справедливость, жизнь, здоровье, семья, общение, красота, знания и т.д

Ценностные предпочтения формируют взгляды людей, их отношение к окружающей действительности. На них могут влиять самые различные факторы: семья, друзья, какие либо предметы, необходимые для удовлетворения духовных потребностей (например газеты, книги и т.д) .

Ценностные предпочтения формируются с процессом осмысления человеком окружающей обстановки. Он решает для себя, что является правильным и неправильным, справедливым и несправедливым, переживает различные явления, происходящие в его жизни, задумывается о смысле жизни .

Для большинства людей (в частности, для молодёжи) основными ценностями всегда являлись: семья, счастье, здоровье, мир и процветание, равноправие во всех сферах. К сожалению, сейчас ценностные установки начинают меняться и на первое место все более выдвигаются материальные блага (например, деньги), а все остальное, включая семью и здоровье отходит на второй план. Для молодых людей важное место сейчас занимают материальные ценности, а не духовные. Если раньше молодёжь помимо семьи выдвигала на первый план такие ценности как здоровье, дружба, развитие, то сейчас это – успех, стремление к материальному благополучию.

Бывает и так, что молодых людей не интересует ничего из вышеперечисленного. Им все равно, что сейчас происходит в мире, их ничего не волнует и не беспокоит. Это куда серьезнее. Можно сказать, происходит духовная деградация. Есть и другая проблема. В условиях духовного кризиса молодые люди испытывают некую дизориентацию. Они неспособны четко осознавать действительность, и при таком состоянии молодёжь подвержена воздействию множества негативных факторов.

Рост негативной тенденции в духовной сфере молодёжи (в большей части среди подростков) может также объясняться воспитанием в семье, а точнее недостатком такового. Не каждая семья может достойно воспитать своих детей и все это сказывается позднее. Также на формирование взглядов и предпочтений очень сильно влияет СМИ, в частности телевидение. Молодежь зачастую принимает за истину все то, что демонстрирует телевидение. Все перечисленные факторы дурно влияют на молодёжь и их ценностные установки. Все это способствует росту преступности, шовинизма, формированию каких-либо радикальных взглядов .

Один из факторов, влияющих на ценностные установки молодёжи - религиозный фактор. К сожалению, в силу неокрепшего сознания и сильной восприимчивости молодёжи, они очень часто подпадают под влияние религиозной пропаганды. Молодёжь в процессе своего умственного и морального развития, проходят социальный и гражданский этапы взросления. Именно на этих этапах, когда у молодого человека происходит формирование жизненных принципов и ориентиров, когда происходит социализация в обществе, молодые люди особенно сильно подвергаются влиянию радикальных идей со стороны идеологов экстремизма и терроризма.

Эти субъекты, пользуясь психической неустойчивостью, несформировавшимся сознанием молодёжи, можно сказать “промывают мозги” молодым людям. В итоге молодёжь вливается в ряды террористических и экстремистских группировок. Для людей, подвергшихся такому влиянию наиболее сильно, нет таких установок и ценностей как у подавляющей части населения. У них другие приоритеты и взгляды. Они считают своим приоритетом – свое понимание религии, а главной задачей – распространение и продвижение своих идей любыми способами.

Духовный кризис в нынешней обстановке в целом проявляется в том, что происходит разложение моральных и нравственных установок, молодёжь становится либо полностью безразличной к окружающей действительности, либо придерживаются тех взглядов, которые полностью противоположны нравственности (т.е. придерживаются каких-либо установок, которые противоречат понятию гуманности).

К сожалению, примером может послужить факт, что многие молодые люди подвергаясь влиянию со стороны экстремистских группировок, бросая все, включая свою семью и друзей, вступают в эти самые группировки, а многие из них становятся террористами.

Чтобы избежать таких последствий необходимо вовлекать молодёжь в общественную жизнь страны, проводить какую-либо просветительскую работу с ними, оказывать моральную поддержку. Семье и близким друзьям молодых людей стоит проявлять больше внимания, ведь зачастую бывает и так, что недостаток внимания оказывается одним из тех факторов, которые дурно влияют на ценностные установки молодежи. Особенности экономики в рыночных условиях такие, что коренным образом необходимо пересматривать:

Систему ценностей, позволяющих выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

Культуру мышления, представляющую собой духовное образование и характеризующую меру социального развития и чувства ответственности;

Интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать главной задачей любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни .Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности.

Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании цивилизованного осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть существующие условия жизнедеятельности. .

Подводя итоги, можно выделить следующие проблемы, влияющие на молодёжь:

Приоритет (т.е. первостепенное значение) материальных ценностей перед духовными;

Безразличие молодёжи к окружающей действительности, к различным общественным проблемам. Их апатия (т.е. нежелание принимать какие-либо решения или совершать действия для развития общества, или для их собственного развития);

Дезориентация молодёжи;

Подверженность чужому влиянию по причине несформировавшейся и неокрепшей психики;

Недостаток внимания.

Всё это сказывается на психо-эмоциальном состоянии молодых людей, оказывает влияние на их дальнейшие поступки и действия. В зависимости от всех этих факторов, молодые люди принимают определённые решения, которые могут определить их дальнейшую жизнь. Поэтому следует обратить внимание на то, как происходит формирование тех или иных взглядов и убеждений молодёжи.

Изучение проблем ценностных предпочтений молодежи, их нравственных и моральных установок необходимо в связи с нарастающей девиантностью молодёжи в последнее время. Подобное исследование поможет выяснить причины морального разложения молодёжи, и возможно предотвратить нежелательные последствия, связанные с этим разложением.

Библиографический указатель:

1.А.В Петров Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. 28 . 09. 2008

2.Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 4 . 04. 2007 №4

3. Канагатова А.М. О современной молодежи Казахстана. 25. 08. 2010

4.Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 2011. 5 СОЦИС: 24 . 12. 2010 год

5.Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, №2 2001, с. 87-92, 22 . 04. 2013

6.Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

УДК 316.7 (574)

РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО

Клишина М.В., к.ф.н., профессор, Кинсфатер А.С., гр. Ю-22

КЭУК, Караганда, Казахстан

В качестве структурообразующей основы культуры, религии, искусства выступают различные «ментальные» элементы: ценности (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П.А. Сорокин), символы (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский), мифы (А.Ф. Лосев), картины мира (В.С. Степин),скрипты (Р. Харре, К. Герген), идеалы (В.Е. Давидович, В.П. Бранский). Однако, для постижения сути любой культуры недостаточно знать, из каких частей она состоит, важно понять, каковы принципы их взаимодействия и, соответственно, результаты системного взаимодействия – т.е. какова та или иная культура как целостность.

Понимание исторического взаимодействия религии и искусства во многом зависит от интерпретации их генезиса. Вопрос о соотношении религии и искусства и мере как их взаимодействия так и воздействия на людей в условиях современной десекуляризации приобретает все большую актульность. Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для теории, так и для практики формирования культуры межконфессионального общения.

Чтобы понять сущность того или иного социального явления, необходимо выяснить его происхождение. Вот почему проблема соотношения искусства и религии необходимо включает в себя и вопрос об их истоках, их происхождении, их соотношении на самых ранних этапах развития человечества.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Религия выполняет множество ролей в обществе и воздействует на умы всех слоев населения. Искусство тесно связано с религией, и также оказывает огромное воздействие на умы и души. Однако его вектор воздействия может быть неоднозначным. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства идеи могут проникнуть в самые различные слои населения.

Взаимодействие различных форм общественного сознания на протяжении истории было обусловлено многими объективными обстоятельствами. Оно определялось, в частности, тем, насколько вычленилась, специализировалась та человеческая деятельность, которая специфична для каждой из исследуемых форм сознания, насколько она получила свое институциональное закрепление в определенных социальных учреждениях и организациях.

Поскольку в первобытном обществе такой специализации еще не произошло (или она была в зародыше), исследователи сомневаются, можно ли говорить о взаимодействии в ту эпоху искусства и религии как сформировавшихся форм сознания, существующих отдельно одна от другой. Скорее здесь речь может идти лишь о взаимодействии отдельных элементов или сторон единого, целостного (и в этом смысле - синкретического) образования, именуемого духовной жизнью первобытного общества. Практически это означало, что эстетическая и религиозная деятельность людей еще не «разошлись», не обособились и реализовались в системе целостного мифологически-обрядового комплекса.

Однако из факта древнейшей нерасчлененности эстетической и религиозной (культовой) деятельности не следует вывод, что один из этих видов деятельности возник из другого, один породил другой, что социальные потребности, породившие зачатки искусства и религии, были не только отличны, но в определенном смысле даже противоположны.

В последующие исторические эпохи в классовом обществе взаимодействие форм общественного сознания в значительной мере определялось их внутренним содержанием, т. е. содержанием той деятельности, которая была специфична для определенного вида духовного производства. В этой связи тесное взаимопроникновение, подчас даже слияние искусства и религии на протяжении длительного исторического периода, особенно в эпоху средневековья, объясняется в значительной мере некоторыми общими особенностями эстетической и религиозной деятельности, искусства и религии, которые следует учитывать, ни в коей мере не игнорируя при этом принципиальных, коренных различий между ними. Образный, чувственно-наглядный характер религиозных мифов важен для понимания специфики религии и выявляет некоторые важные особенности происхождения и эволюции веры в сверхъестественное.

Для того чтобы сверхъестественная сущность стала предметом поклонения масс, ее необходимо представить в чувственно-конкретной, образной форме, которая чаще всего объективирована в определенных культовых объектах (фетиш, скульптурное изображение бога, икона и т. п.). Эта форма может быть зооморфной, или терраморфной (на ранних этапах развития религии), или позднее - антропоморфной, но во всех случаях люди поклоняются лишь богу или духу, который предстает перед ними в наглядном облике. Лишь богословы, на определенном этапе развития той или иной религии, создают абстрактные определения и формулы для обозначения божества.

«Практически-духовное» освоение мира в искусстве и религии отличается от теоретического, научного его освоения и в том плане, что первое всегда включает в себя субъективное отношение человека к миру, в то время как в структуру самого научного знания субъективный элемент не входит .

И в сфере искусства, и в религии чрезвычайно важную роль играет человеческая фантазия. Художественное творчество невозможно без фантазии, без воображения.

Возникновение и развитие религиозных представлений и верований также невозможно без деятельности человеческой фантазии. Уже в простейших (и наиболее древних) формах религиозных верований, например в магии, отчетливо заметна роль фантазии. Совершая магическое действие, первобытный человек связывает в своем сознании это действие с определенным, желательным для него результатом. В его сознании устанавливается вымышленная, фантастическая связь между двумя явлениями.

В последующем, в ходе дальнейшего исторического развития религии, люди начинают создавать фантастические образы сверхъестественных существ, наделенных сознанием и волей, духов, богов.

Главным признаком всякой религии является вера в сверхъестественное, т. е. вера в реальное существование созданных человеческой фантазией существ, свойств и отношений. Итак, фантазия - необходимый элемент как искусства, так и религии. Д.И. Писарев писал, что существует мечта, которая возбуждает в человеке его активность, ведет его вперед, к достижению реальных целей, мобилизует его чувства и волю. И есть мечта иного рода, расслабляющая человека, уводящая его в сторону от реальной действительности, отупляющая его сознание .

Художественная фантазия по своей природе принадлежит к фантазии первого вида. Она способствует более глубокому и полному постижению действительности, реальных человеческих характеров и социальных отношений. Даже тогда, когда образы искусства сугубо фантастичны, т. е. изображают такие существа и события, которых не было и быть не могло (например, фантастические образы народных сказок, былин и т. п.), эти образы не рассматриваются в рамках искусства как нечто реально существующее, а выступают лишь как особый художественный способ отображения реальных людей, их отношений, характеров, поведения. Известный немецкий философ материалист Людвиг Фейербах по этому поводу писал: ,...искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные" .

Религиозная фантазия не просто создает вымышленные, иллюзорные образы и представления, она обязательно включает в себя веру в реальность этих фантастических образов. Вне веры в реальность сверхъестественных образов религия невозможна. При этом следует учитывать, что религиозный человек верит не только в реальность бога (или иных сверхъестественных существ), он верит в то, что бог якобы может повлиять на его жизнь, на его судьбу в реальном или в иллюзорном,потустороннем" мире. Поэтому он в свою очередь пытается воздействовать на сверхъестественное с помощью особых действий, которые первоначально носили магический характер, а впоследствии оказались направлены на то, чтобы „умилостивить" божество, вымолить у него избавление от страданий и лишений. На этой основе возникает религиозный культ как система особых действий, которые, по убеждению верующих, могут и должны повлиять на сверхъестественное. Следовательно, религиозная фантазия не только выдает свои творения за реальность, она предполагает и обязательное культовое поклонение этим творениям. Ничего подобного нет в сфере искусства.

В процессе исторического развития происходит нередко перемещение одних и тех же образов и мифов из сферы религии в сферу искусства. Так, например, древнегреческие мифы были в свое время важным элементом религии древних эллинов, впоследствии же превратились в художественные произведения, популярность которых сохранилась до наших дней.

Общие моменты, свойственные искусству и религии, не исчерпываются чувственно-наглядным, образным отображением действительности и особой ролью в них фантазии, воображения. И художественное освоение действительности в искусстве, и религиозное отношение к миру невозможны без человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Таким образом, как эстетическое отношение к миру, так и религиозное необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. В этом проявляется нечто общее, сближающее данные формы сознания, содействующее их связи и взаимопроникновению в определенные эпохи.

Сказанное не означает, что между эстетическими и религиозными чувствами нет принципиальных различий.

Эстетические чувства направлены всегда на реальный объект. Таким объектом может быть природа, предмет труда или бытового обихода, наконец, произведение искусства - картина, статуя, драма, роман, поэма, кинофильм и т. д. .

Религия, философия и искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и взаимовлияния. Причем взаимодействие это рассматривается на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания, т.е. в аспекте философско-эстетического, теоретического анализа.

В процессе длительного исторического развития и взаимодействия искусства и религии возникала определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Причем каждая из мировых религий ввела в свою структуру ту или иную систему искусств и на уровне представлений, и на уровне настроений, и на уровне действий.

Однако в каждой религии, как правило, доминирует один из этих уровней, что создает совершенно неповторимую и специфическую атмосферу духовной вообще и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия. Когда искусство начинает пронизывать все уровни религиозного сознания, это способствует процессу деформации структуры целостного религиозного организма.

Вместе с тем в процессе этого взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви.

Так, в XIII в. н.э. Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав систему осьмогласия, что в какой-то степени способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения .

Таким искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Слово в так называемых священных книгах мировых религий обладает образной, эмоциональной убедительностью. Определяющее значение слова во всех элементах христианского культа подчеркивают и сами богословы, в частности богословы Русской Православной Церкви. Д.Алеманов пишет: «…Богослужение… надеется через употребление пения в числе других средств лучше выполнить свою задачу, состоящую в питании верующих «глаголами жизни».

Таким образом, четко определяется задача богослужения, состоящая в организации верующих вокруг священного слова, т.к. вознесение молитв в форме хорового пения делало прихожан не только присутствующими при обряде, не только созерцателями и слушателями, но и активными соучастниками религиозного культа.

Так, Филон Александрийский видел троякость смысла слова Священного Писания:

1) чувственное (буквальное);

2) отвлеченно-нравоучительное;

3) идеально-мистическое, или таинственное.

Все эти три уровня воздействовали, соответственно на тело, душу и дух .

В этом воздействии Филон Александрийский отдавал предпочтение последнему – идеально-мистическому смыслу слова.

Религия немыслима без определенной системы обрядов, праздников, строго разработанных принципов церковной литургии в стенах храма, торжественных служб и шествий. И все это должно обладать определенной эстетической привлекательностью, эмоционально волновать верующего, возбуждать в нем религиозные настроения и чувства. Именно поэтому церковь должна была обращаться к формам драматического действия, к созданию религиозных драматических представлений. Такое религиозное театрализованное представление должно было проходить в соответствующей эстетической среде, в соответствующем интерьере и экстерьере.

Такая эстетическая среда создавалась церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия.

Казалось бы, эта сложная система взаимодействия искусства и религии должна была создать устойчивую и внутренне непротиворечивую основу религиозно-эстетической жизни. Реальный процесс взаимодействия мировых религий и искусства, конечно, создал определенную целостность, функционирующую в основном на уровне культурно-духовном и социальном.

Вместе с тем в системе искусств той или иной религии существовало не только синтезирующее, но и ведущее искусство – такое искусство, которое определяло принцип функционирования данной художественной системы, ее реальную жизнь.

Вся жизнь человечества неразрывно связана с религией и искусством, причем эти две категории развивались в течение веков взаимно переплетаясь, обладая общим свойством громадного воздействия на умы и души.

Искусство черпало образы и сюжеты из религиозных источников, религия использовала методы искусства и его произведения для выполнения своей миссии, в целом же они выполняли зачастую одну задачу – задачу пробуждения и воспитания гуманистических идеалов.

Конечно же воздействие искусства не тождественно влиянию религии, у них различные задачи, но общее - это то, что они оказывают огромное влияние на развитие общества.

Искусство довольно сходно с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Таким образом, философия, религия, искусство являются составными частями одного целого, формирующего и воздействующего на нашу жизнь.

Но при этом надо понимать, что если не принимать во внимание общее благо, идеалы добра и любви, искусство и религия выполнят деструктивную роль: принесут в мир оскудение, уничтожение, гибель сделанного до него, саморазрушение. Эта лжетворческая деятельность дает ответ не на «призывы Бога, а на призыв Сатаны». Последствия его могут быть крупными и яркими, но всегда ужасными. Она заряжена энергией отрицания, ведет к распаду, откату назад и противостоит предназначению эстетического творчества и культурообразующей функции религии.

Библиографический указатель:

1.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. – 816с.

2.Писарев Д.И. Соч. В 4-х т. М., 1956, т. 3.

3.Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т. 2.

4.Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20-ти т. М., 1964, т. 15.

5.Яковлев Е.Г. Эстетика М: Гардарики,2004 - 464с.

6.Бычков В.В. Проблема образа в византийской эстетике//Вестник моск. Ун-та. Серия Философия, 1972 №1

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.
.

Проблемы духовности молодежи
в современном мире

Священник Евгений Яганов,
настоятель Богородице-Рождественского храма
п. Аблакетка


Нас волнуют сейчас два основных вопроса. Первый: духовность молодежи, принявшей православие. И второй: нравственное состояние всей молодежи в целом.
Первый вопрос предполагает раскрытие его в аспектах общем и частном. Т.е. состояние духовности, пути и способы передачи духовности той части молодежи, которая приняла крещение в Православных храмах, которую мы сами крестим (общий аспект). И индивидуальная работа с личностью, в частности молодого человека, которая желает соприкоснуться с понятием православная духовность (частный аспект).
Второй вопрос - методы передачи основ духовности молодежи, не считающей себя православной, не принявшей крещение, возможность воспитания среди нее нравственности. Работа по «осолению» загнивающей безнравственности.
А так же в связи с этим освящение основ духовности и выявление причин безнравственности.
Как частные вопросы: развитие творческих способностей детей, определение понятия здорового образа жизни, привитие навыков здорового образа жизни, общественно-полезного труда. Воспитание патриотизма, гражданственности, миролюбивости, единства.
Чтобы начать говорить о духовности, необходимо определить значение самого слова «духовность».
Духовность - это не религиозность в ее формальном, обрядовом, понимании. Это не ритуальность. Духовность - это неформальное видение. Не в смысле неординарного видения. Это умение видеть содержание за формой.
Духовность - это высшая деятельность души. С точки зрения верующего, это еще устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души.
По рассуждению прп. Максима Исповедника, духовное делание блистает способами осуществления добродетелей. Т.е, это мудрость, видение, в чем заключено добро, добродетель. И работа мысли по осуществлению добродетели. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11).
В христианском понимании «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому поиск добра, осуществление добродетелей отождествляется с познанием Бога. В этом смысле открытие основ нравственности людям, в частности молодым людям и детям, для православного человека является миссионерством. Но оно не должно ассоциироваться с формальной стороной дела, и не должно быть понуждаемо к этим формам. Которые лишь помогают опосредованно стяжать различные добродетели. Необходимо помнить слова Господа: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф.12:34,35). От устроения сердца зависит, вынесет ли доброе из доброго сокровища или вынесет злое из злого сокровища человек. Задача православного человека видится в личном преображении, чтобы личным опытом помочь воспринять, где эти сокровища, ценности, а что малоценно. И что можно, а что не полезно «выносить» из них.
В означенном виде, духовность - это деятельность, которая впоследствии может стать свободным, без принуждения - качеством. Поэтому научение основам духовности - нравственности, и больше - высоконравственности, есть совместная деятельность. В нашем случае, по отношению к молодежи, вне зависимости ее национальной или религиозной принадлежности. Это совместное, единое сотрудничество всех заинтересованных в добром воспитании молодежи и детей - Церкви, власти, родителей, субъектов образования по всем уровням, всем нам, ревнующим о духовном здоровье нашего народа, будущего и настоящего нашей страны.
В каком состоянии духовность нашего народа, нашей молодежи? Исходя из изложенной концепции понятия «духовность», к сожалению, это состояние можно охарактеризовать, как бездуховность. Потворство своим страстям, нетерпение лишений, алкоголизм, наркомания, культивируемое насилие, нравственная распущенность, всепоглощающее стремление к роскоши и комфорту - вот характеристика бездуховности современности.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании»
i говорится, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является единство обучения и воспитания.
Воспитание в светском понимании - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой информации, религиозные институты, общественные организации и др.ii
К этому хотелось бы добавить, что слово «воспитание» однокоренное со словом питать, что гораздо правильнее. По мнению великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит, способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной. «Воспитание», «образование», «возделывание», «развитие» - это переводы латинского слова cultura, которое происходит от слова cultus - «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры.iii
«В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом; это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Но так как назначение человека на земле понимается различными людьми не одинаково, то и цель воспитания определяется различным образом. По учению Спасителя, воспитание есть необходимое следствие божественного происхождения души человека: душа должна быть развиваема, потому что она по своему высокому происхождению в высшей степени достойна развития, и оставлять ее в темноте и невежестве есть тяжкий грех. Отсюда проистекает обязательное воспитание детей родителями, духовенством и всеми лицами власть имеющими, а также и полное равенство прав на воспитание всех людей, без различия полов, племен и состояний… Характер воспитания зависит в значительной степени от идеала, который ставит себе воспитатель; но следует иметь в виду, что идеал этот не может быть избран совершенно произвольно, так как на воспитание ребенка имеют влияние многие посторонние факторы. Прежде всего, идеал воспитания ограничивается свойствами человеческого организма, его наследственными задатками и окружающей природой: все это оказывает столь сильное влияние на ребенка, что воспитателю трудно бороться против этих условий, и он должен сообразовать с ними идеал воспитания. Затем церковь или религиозная община, к которой принадлежит семья ребенка, принимает также значительное участие в воспитании, на которое оказывают несомненное влияние и национальность, и социальные условия. Наконец и более тесная среда, сословие, общество, родня и т. д. также многое обуславливают при воспитании ребенка и стесняют произвол воспитателя и школы. Таким образом, воспитание человека оказывается делом очень сложным, зависящим от многих условий... Если принять во внимание все вышеизложенные условия, то окажется, что кратко и в нескольких словах невозможно определить цель воспитания, как это делают многие из писателей-педагогов. Идеал воспитания должен быть точно определен со многих разнообразных сторон. Во-первых, следует отделить физическое воспитание от душевного и составить себе ясное понятие о нормально развитом человеке, которого можно поставить идеалом для физического воспитания ребенка. При этом главными вспомогательными науками для педагога являются физиология и гигиена. Во-вторых, следует определить нравственный идеал, до которого воспитание должно довести ребенка. Наконец, в-третьих, должен быть определен умственный идеал, до которого следует довести ребенка. Это есть наименее определенный идеал, и он больше других зависит от этнографических, социальных и других условий. Интересующиеся этим вопросом могут найти более подробные указания в предисловии к сочинению К.Д. Ушинского: «Человек, как предмет воспитания». В этом предисловии указывается, что вопросы о воспитании не могут быть решаемы, как часто думают, основываясь на житейских соображениях и без предварительной подготовки; для того, чтобы решать их с пользой для молодого поколения, необходимо изучить педагогику и науки, на которых она основывается, т. е. этику, физиологию и психологию. iv
У светской школы и Церкви разграничения по целям на обучение и воспитание. Школа больший приоритет отдает обучению, Церковь - воспитанию. Питание предполагает наличие пищи. Пища духовная - это умозрения и слова. Т.е. очень важно, что рассматривает ум, к чему он тяготеет и тянется, какие образы запечатлевает в себе. И чем он питает себя словесно, чем наполняет себя, чем пользуется при составлении образов, а так же при общении. Вот этим всем и характеризуется духовность или бездуховность.
Говоря о нравственности, мы подразумеваем сложившийся уклад, обычай души отзываться или не отвечать на побуждение к добру.
Исходя из вышеизложенного, наша общая задача по отношению к молодежи видится в ориентировании их душ, прежде всего ума, на такую деятельность, которая бы служила в приобретении тех положительных навыков, которые бы устремляли личность к поиску истинного добра, общего блага. Умение отличить добро от зла и деятельное побуждение к этому добру и будем обозначать добрым нравом. А наивысшее умение в этом - высоконравственностью.
Где же взять эту истинную пищу для души, где этот клад? Церковная духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, выражается и содержится в традиции иконописания и церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых, в творениях Святых Отцов, Учителей Церкви. Сейчас нужна заполняемость Церкви умами, чтобы они могли вскрыть хранящуюся Премудрость в Церкви и передать ее другим. Молодые умы лучше всего могли бы с этой задачей справиться.
К сожалению, в нашей обыденности души, приходящие в храм, более интересуются формальными вопросами «сколько», «куда». А не глубинными «почему» и «как лучше» - и это опять же тема нравственности.
Еще немаловажное для нас осознание и правильное понимание, что же такое Православие? Сейчас нецерковные, да и во многом крещеные, люди понимают это слово формально. Т.е., как некое собрание верующих, которые исполняют какие-то формальные требования своей ортодоксальной догматичности - совершают, регулярные походы в храм, придерживаются определенных диет, исполняют прочие требования своих правил. Если высказываются какие-либо претензии: «Ну, а что же церковь-то, куда смотрит?» Это, как правило, обращаются к священникам. И к бабушкам, которых принимают за служителей церкви. На них весь церковный круг обычно и заканчивается. Кто же пришел в храм покреститься, прикупить свечей и прочее, желают, чтобы вышеозначенная «церковь» их достойно и качественно обслужила. А не то «уйдем в другой храм», пугают. На этом все Православие обычно и заканчивается. Для нас понятия Православие и благочестие должны стать синонимами не по внешности, но по духу. Честь, как понятие «нравственное устроение», должна стать благо-честием. Нечестивых и грешных (1 Тим. 1, 9, 10) - эти понятия можно различить так: первые (нечестивцы) - нарушители заповедей к Богу, которые страха Божия не имеют и ничего священного не чтут; а вторые (грешники) - нарушители всех других заповедей в отношении к себе самим и ближним. (Словарь Дьяченко: еп. Феофан). Т.е., согрешающим против себя и ближних легче исправиться, чем попирающих все святое.
Говоря о проблемах духовности, нужно заметить, что слово «проблема» (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - это вопрос, требующий изучения, разрешения. Какие видятся задачи, сопряженные с духовностью, для их разрешения?
Необходимо совместить понятия современность и духовность, социализация и вера. Надо раскрыть молодежи, что значит быть современным человеком и высоко духовным одновременно. Современным и православным. Необходимо направить душу к обретению истинного смысла жизни и поиска своего места в этом мире. Вместе со светской системой образования возможно полнее определить роль и содействовать Церкви влиять на духовно-нравственное становление молодежи. Одна из основных задач Церкви - осмысление современным мышлением и понимание святоотеческого учения нашей Святой апостольской Церкви. Всемерная помощь в сохранении душевной чистоты и обретении благочестивой веры. Поиск современного пути к вере. Помощь в превозможении и преодолении искушений, которые приходят через вседозволенность печати, телевидения, ориентирующую на нравственную распущенность. Пособление детям на деле применить те уроки нравственности и душевной чистоты, о которых он узнает в храме или воскресной школе, затем на практике дома, в школе, на улице, вообще, там, где нет атмосферы духовности, а наоборот, неблагоприятная среда. Прививание ребенку душевной стойкости против страстей и соблазнов, особенно, если в семье он одинок и не находит духовной поддержки. Помощь душе ребенка и подростка в становлении личности, в укреплении и стойкости в духовном плане. Вовлечение молодых родителей в воспитательный процесс.
Решению этих задач помогут определение правильных духовных ориентиров. Правильная оценка духовных ценностей. Воспитание доверия к святой Церкви и ее учению. Нельзя стремиться к духовности, принимая христианство совершенно внешне и корыстно. Наша духовность погружена в материальный быт. Современное собрание крещеных людей поклоняется обрядоверию. У нас, зачастую, бытовое и внешнеобрядовое понимание христианства. Строим храмы, а быт языческий. Происходит абсолютизация и обожествление телесно-относительного. Крепнет религия плоти, а не духа - религиозный материализм. Но между христианством и материализмом та маленькая разница, что христианство требует отдавать свое, а материализм требует брать чужое.
Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие молодежи выделено в приоритет для гражданского становления и социальной самореализации молодежи в государственной молодежной политике. Духовное и физическое здоровье молодежи названо стратегическим капиталом страны и важным фактором ее современного развития. Формирование нравственных и духовных ценностей подростков и молодежи должно основываться на изучении и пропаганде мировых и национальных культурных ценностей. На формирование эстетических и нравственных ценностей молодежи существенно влияют средства массовой информации, особенно электронные. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает массированное давление на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Ограничение пропаганды культа силы, рекламы сигарет и спиртных напитков - одна из первоочередных задач государства в деле духовного и физического оздоровления молодого поколения.
Усилия средств массовой информации, прогрессивной интеллигенции, направленность воспитательного процесса в целом должны способствовать созданию в обществе благоприятной среды, при которой престижными будут такие личностные качества, как порядочность, достоинство, патриотизм, профессионализм, уважение к старшим, осознание ответственности за себя и близких.
Приобщение молодежи к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого нашей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе должны сформировать у молодого поколения чувство гордости за нашу общую Родину - Республику Казахстан.
Усилия государства направлены на разработку государственных и региональных программ по развитию физической культуры и спорта, формированию нравственных и духовных ценностей, здорового образа жизни. Важным направлением в деле духовного, нравственного, патриотического воспитания молодежи является ограждение ее от отрицательного влияния религиозного экстремизма, фанатизма. В этих целях необходимо создание защитных механизмов от проникновения в молодежную среду экстремистско-религиозных взглядов
v. Все эти приоритеты и направления государственной политики не только не противоречат православному мышлению, но им и являются.
А значит, нужно искать пути совместных решений этих задач. Вопрос взаимовыгодного сотрудничества с государственными учреждениями, в том числе учреждениями образования, должен решаться по-деловому посредством заключения договора на основе существующих законов, где определяются рамки компетенций, цели сотрудничества, законность.


Примечания:
i От 27.07.2007 N 319-3.
ii Большая Советская Энциклопедия.
iii Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
iv Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. К. Сент-Илер.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/24291/Воспитание
v О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999 года № 73. ("Казахстанская правда" от 28.09.99 г. № 231)

  • Вперёд >