Необычные растения        02.07.2019   

Экологическое воспитание в школе (2) - Доклад

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • -образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • -воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы , которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром". Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получают в курсе "Природоведение".

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть рироды, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога.

Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Формы организации коллектива : кружок, секция, урок, конференция.

Формы работы:

  • · Внеклассная работа по предметам
  • · Практические работы в классе и на местности
  • · Экскурсии
  • · Походы
  • · Формы работы в ЛТО:

a. трудовая деятельность в лесничестве

b. экскурсии в природу

c. проведение старшеклассниками экскурсий для младших учащихся

d. труд на пришкольном участке

e. экологические походы

f. экскурсии в естественнонаучные музеи, ботанический сад

g. походы в историко-культурные места

h. просмотр видеофильмов

i. лабораторные практикумы.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить,

ь во-первых: особенности этого процесса:

  • 1) ступенчатый характер;
  • а) формирование экологических представлений;
  • б) развитие экологического сознания и чувств;
  • в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.
  • 2) длительность;
  • 3) сложность;
  • 4) скачкообразность;
  • 5) активность.

ь во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  • 1) развитие экологического сознания;
  • 2)) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  • 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  • 4) воспитание устойчивой воли;
  • 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей .

Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие - горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д/ .

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д.

Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности .

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

  • - целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
  • - классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
  • - наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
  • - в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на

  • а) массовые,
  • б) групповые,
  • в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

  • - планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой;
  • - организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
  • - регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
  • - контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;
  • - изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая учителем, нуждается в системной организации.

Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода .

Усиление экологического воспитания - важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

Всеобщая связь с живой природой . Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

Принцип разнообразия . Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Наконец, другая сторона дела - красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши «соседи на планете».

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

В реальных условиях общеобразовательных школ Республики наиболее оптимальным вариантом осуществления экологического образования представляется экологизация содержания учебных предметов. В настоящее время в общем содержании нового поколения учебников внимание обращено на их экологизацию. Это является показателем формирования системы непрерывного экологического образования.

Экологизация предметов означает, что необходимо дать экологическое образование и воспитание подрастающему поколению на основе всех предметов: в содержание тем традиционных предметов вводятся экологические сведения.

В настоящее время в республике формируется система экологического образования. Учёными А. Бейсеновой, Ж. Шилдебаевым, педагогами Г. Бекбаевой, М. Чимбулатовым, С. Митрофанской, В. Севастьяновой, Б. Казыхановой, Е. Окасовой, Д. Братцевым, Н. Гусельниковой разработаны авторские программы по экологическому образованию учащихся средних и старших классов. На их основе экологическое образование развивается по направлениям:

  • - экологизация школьных предметов;
  • - на основе факультативных курсов .

В 1999г. была введена государственная программа экологического образования, её цель - непрерывное экологическое образование и воспитание всех слоёв населения, подрастающего поколения.

Экологическое образование охватывает все ступени обучения. Начальная ступень охватывает дошкольные учреждения и начальную школу, где знакомятся с окружающей средой, узнают о единстве природы и человека. Здесь формируются основы заботливого отношения к природе. При внедрении экологического обучения в практику нужно обращать внимание на такие основные задачи:

  • -формирование экологической системы образования;
  • -воспитание чувства ответственности к окружавшей среде;
  • -знание правовой документации в системе экологии.

Для внедрения в практику названных задач необходимо использовать различные методы, формы и приемы обучения:

  • 1. Совершенствовать знания учащихся об окружающей среде (семинары, уроки, конференции, беседы, диспуты).
  • 2. Воспитывать и развивать у учащихся способность творческого мышления, уметь прогнозировать влияние деятельности человека на природу и ее последствия.
  • 3. Освоить элементы поиска и научно-исследовательской работы, принимать правильное решение экологических задач.
  • 4. Развивать навыки практической деятельности .

При внедрении в практику экологических знаний нужно сохранять основные принципы экологического образования.

Принцип научности. Обучение должно строиться на научно доказанных фактах.

Принцип связующий. Существование тесной связи между живой и неживой природой доказывается опытами примерами.

Принцип равновесия. Нарушение равновесия между природными биоценозами и экосистемами. Изменение в них одного составляющего приводит к нарушению равновесия.

Принцип увлеченности . При проведении занятий все формы обучения должны пробудить интерес к природе.

Принцип непрерывности . Накопление знаний, развитие мышления, начиная с детского сада и до старших классов, где учащиеся должны давать оценку экологической ситуации.

Принцип интегрирования . Знания по естественным и гуманитарным предметам довести до личностного восприятия.

Принцип наглядности. Нужно использовать результаты наблюдений в природе (применение наглядных пособий).

Принцип восприятия. Материал должны преподнести доступным языком, с учетом возрастных особенностей.

Принцип территориальности. Соблюдение бытовых обычаев и традиций с учетом места проживания учащихся.

Приведенные принципы должны быть комплексно взаимосвязаны и соответствовать друг другу.

Экологическое образование будет эффективным, если вести его на межпредметной основе, углубляя экологические знания, формируя соответствующие умения и навыки.

Экологизация содержания предметов освещена в республиканских учебниках.

Таким образом, учебники нового поколения направлены на решение задач непрерывного экологического образования.

Одно из важнейших направлений и основных принципов учебно-воспитательной работы педагогов школы являются воспитание у юного поколения доброго и уважительного отношения ко всему живому в природе, формированию экологической культуры школьников.

Надо работать под девизом: «Охрана природы - обязанность каждого человека», поэтому с малых лет человек должен познавать и учиться любить природу, по возможности оберегать ее, разумно пользоваться ею, быть созидающей, а не разрушительной частью мира.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры. Основной целью учителей является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности в целостном педагогическом процессе.

Экологической культура - это социально значимое нравственное качество, включающее в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей, национальной и общечеловеческой ценности, и готовность к природоохранительной деятельности.

Экологическое воспитание в школе.

Подготовлен зам.директора по ВР,

методистом А.Ю. Трунёвой

к экологическому семинару

«Пусть будет прекрасна Земля!

Пусть будут здоровыми люди!»

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

По данным Администрации Тверской области в области преобладает заболевания органов дыхания, причем доля в первичной структуре в 1,5-2 раза выше, чем в общей; среди возрастных групп - выше всех у детей. На втором месте структуры общей заболеваемости всего населения- болезни системы кровообращения и на третьем - болезни костно-мышечной системы. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна в области являются предприятия химической и нефтехимической промышленности, железнодорожного машиностроения, стекловолокнистых соединений, энергетики, автотранспорт. Область богата водными ресурсами, однако обеспечение населения качественной питьевой водой остается серьезной проблемой. Несмотря на высокую обеспеченность региона очистными сооружениями, эффективность их работы крайне низка,

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль образовательных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическими знаниями должны обладать все.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Задача состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода - морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Кого мы можем назвать экологически культурной личностью?

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

Иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

Знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей,

внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский

В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н. и др.;

Знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный

союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис и другие;

Знать природу своего родного края, а именно:

Местные природные условия

Природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

Местные, охраняемые природные объекты;

Животных местной фауны;

Местных птиц;

Видов рыб местных водоемов;

Лекарственные растения местной флоры;

Памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-

следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

На формирование сознания в условиях взаимодействия с

окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. Но одну из ведущих ролей в экологическом воспитании играют, безусловно, педагоги. От нас во многом зависит планирование и организация общественно – полезных действий. Они помогают школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.

Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

При воспитании эстетического отношения к природе в

разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.

Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов.

По наблюдениям специалистов, учителя литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки,

отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.

Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.

Педагог может широко использовать массовые формы и методы пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны и приемы воспитания на примере, поощрении. В коллективе легко и традиционно организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки, вечера и праздники, посвященные заботе о природе.

Учителя выступают при этом как консультанты и советчики. Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут

стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.

Весьма эффективными формами экологического воспитания являются интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане – ролевые игры. Однако, «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли».
«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники, проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.
Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Одним из интересных направлений, на наш взгляд, в экологическом воспитании является этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях, утверждая исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении

народных традиций.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный

уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций,

облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в

поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Современная педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не

ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у

народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не

обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность.

Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим

находкам, оживить их, вернуть в педагогическое сознание, в том

числе – и родителям, как естественным воспитателям.

В заключении хочу ещё раз обратить Ваше внимание на то, что Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать

экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в школе

учитель биологии и экологии МБОУ СШ №6 г.о.г. Выксы Нижегородской области.

Тел. 8317738964, 89103987582 , [email protected]

Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей. Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.

Цель: Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Задачи:

  1. Сформировать экологическую культуру: усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  2. Воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  3. Вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;
  4. Привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности;
  5. Организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах проектов и исследовательских работ;
  6. Сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  7. Сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Основные направления реализации программы

Направления и мероприятия

1. Эколого-просветительская деятельность

Туристические маршруты, экскурсии

Распространение опыта и знаний

Участие и организация научно-практических конференций

Сотрудничество с лесным хозяйством города

Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности)

2. Организация исследовательской деятельности

Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области”

Работа в питомнике Выксунского лесхоза

Экологический мониторинг “Здоровье моей школы”

Здоровьесберегающая роль комнатных растений

Проектная работа по декоративному оформлению пришкольного участка

3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

Дизайн цветочных клумб школьного двора

Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология”

Экологический театр

4. Природоохранная деятельность

Экологические акции

Марш Парков

Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц

Формирование лесного массива

Ожидаемый результат

Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.

Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ. 2003.
  3. Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959.
  4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925.