Необычные растения        29.04.2019   

Факультет коррекционной педагогики. Занятие в старшей группе по фцкм (формирование целостной картины мира) «путешествие в профессии

КОНСПЕКТ

НОД ПО ФЦКМ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА

« ЯРМАРКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА »

Воспитатель:

Володина Т. В.

«Ярмарка народного творчества».

Занятие по ознакомлению с окружающим.

Цель.

Закрепить и расширить представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материал: дымковские игрушки, Гжельские, Городецкие, Хохломские изделия, Скопинская керамика, Семёновские, Полхов-Майдановские матрёшки, Михайловское кружево, вышивка Рязанского края.

Ход занятия.

Дети входят в зал и встают свободно группируясь.

Воспитатель . У нас сегодня необычное занятие. Мы пришли на выставку изделий народного творчества. Все эти предметы выполнены руками народных умельцев. Они разрисованы разными видами росписи. (Хохломской, Городецкой, дымковской …).

Кто из вас может найти и показать дымковскую роспись?

(показ детей).

Воспитатель . Чтение стихотворений о дымковских игрушках.

«Что за конь, только тронь.

Со всадником вместе,

ускачет вёрст за двести»

«Девица-краса стоит не дыша».

Воспитатель . Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысяча лет назад в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Тогда их лепили не для красоты. Люди считали, что эти фигурки оберегали их дома от злых духов, таинственных злых сил. Слепленной фигурке женщины с детьми преклонялись люди, как Богине земли. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няньку кормилицу.

А это, что за роспись?

Дети . Хохломская.

Воспитатель . Да это Хохлома. Народные художники используют много золотистого цвета, её ещё называют золотая хохлома.

«Роспись Хохломская

словно колдовская.

И богата и красива

гостю рада от души.

Ложки, чашки и ковши.

И нигде на свете

Нет таких соцветий».

Воспитатель . Ребята, обратите внимание на красоту предметов украшенных хохломской росписью. Ребята, а с каким видом росписи мы недавно познакомились?

Дети . С Городецкой росписью.

Воспитатель . Кто из вас может найти изделия с Городецкой росписью?

Дети . (Называют и показывают изделия с Городецкой росписью).

Воспитатель .

«Если взглянем на дощечки

То увидим чудеса.

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Птицы яркие летают

И бутоны расцветают».

Воспитатель . Народные мастера Городца делают из дерева игрушки, посуду, прялки, очень красиво их расписывают: яркими цветами, бутонами, жар-птицами, чудо-Конями и всё это на цветном фоне - жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.

Воспитатель . А теперь покажите мне изделия гжельской росписи.

Дети . (Рассказывают об особенности гжельской росписи).

Воспитатель .

«Белая глина, белый фарфор,

Синяя краска, синий узор.

Эта ты Гжель родная моя

Спасибо, что к нам ты пришла».

Воспитатель . Гжельские мастера рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть её «нежно голубое чудо».

Воспитатель . А вот послушайте стихотворение о матрёшках Полховского Майдана.

«Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах.

На столе у нас живут - всех матрёшками зовут».

Матрёшки Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелёными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. Отличительная черта - большие розово-малиновые цветы шиповника.

Воспитатель . У матрёшек из г. Семёнова многоцветная роспись, узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками. Матрёшка стройная, вытянутая.

Воспитатель . А теперь попробуйте найти и показать Михайловское кружево.

Дети

Это простое, но плотное, яркое по расцветке кружево. Напоминает веерный орнамент.

Воспитатель . А теперь попробуйте найти изделия Скопинской керамики.

Дети . (Показывают и вместе с воспитателем перечисляют отличительные черты).

Особое своеобразие изделиям придают яркие поливы. Отличительные черты - разрисованы однотонным, коричневым или зелёным цветом (глазурью). Эти керамические изделия изготавливаются на Скопинском заводе.

Воспитатель . А это вышивка Рязанского края. Узоры на ней чёткие, с открытым красным цветом, заполненные яркими зелёными, жёлтыми, иногда чёрными оттенками цвета. Существует красивая легенда о том, что, пролетая над Рязанской землёй, жар-птицы роняли перья. И там где они упали, появились чудо мастерицы - вышивательницы.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми отмечает самые интересные изделия. К труду российских мастеров нужно относиться с глубоким уважением и почтением, ведь они так много сделали для нашей страны.

1.Активизировать знания детей о внешнем виде, об уходе за птицами в уголке природы.

2. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

3.Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Демонстрационный материал:

Петрушка, лиса

Клетка с попугаями

Чучело вороны

Карточки с вопросами

Пустая клетка для птиц

1. Сейчас мы с вами отправимся в лес.

А что такое лес?

С собой мы возьмем одну игрушку, отгадайте, кто это?

Он с бубенчиком в руке

В сине - красном колпаке

Он веселая игрушка.

А зовут его….. (петрушка)

В лесу есть лесная школа, там учатся звери и петрушка вместе с ними. А теперь закрыли глаза (включается аудиозапись с голосами птиц)

Что вы слышите, а почему птицы поют?

Птиц сейчас в лесу весной не увидишь, у них большие заботы и дела. Строят гнезда, выводят птенцов, слышно только как они поют.

2. А вот и лесная школа, садись Петрушка за парту, учительница сейчас подойдет. А вот и она. (лиса) Зовут ее Лисия Петровна, она очень строгая, и не любит когда ее не слушают внимательно. А Петрушка учиться не любит, крутится, вертится, и учиться не хочет. Вот однажды Лисия Петровна ему говорит: Петрушка! Нарисуй нам лес!

Вот он взял лист бумаги, краски, подумал, что такое лес и нарисовал дерево. Лисия Петровна взяла и отпустила бумагу в волшебную папку и затем добавила, что если на твоем рисунке нарисован настоящий лес, рисунок таким же и останется, а если ты нарисовал неправильно, то лес погибнет. Вытащила она листок из папки, смотрят, а там лишь одни сухие стволы. Петрушка удивился: «Что случилось? Почему засох мой лес?»

- «Какой же это лес? Тут одни только деревья» - сказала Лисия Петровна. Деревья ты нарисовал хорошо, а вот за деревьями леса не увидишь. Разве может быть лес из одних только деревьев, а где кусты, трава, цветы?

Вот петрушка заново взял лист бумаги, краски и снова нарисовал деревья, добавил траву, цвету, кусты. Отдал он картинку учителю, снова Лисия Петровна сказала: «сейчас посмотрим, правильно ли ты нарисовал» и опустила бумагу в волшебную папку, вытаскивает, а там опять лишь одни сухие стволы. А это потому что ты забыл нарисовать насекомых. Петрушка нарисовал новую картину- деревья, кусты, траву, цветы, насекомых. Снова опустила картину в волшебную папку, вытаскивают, а там опять лишь сухие стволы остались. Петрушка стал думать, что же еще не хватает и вспомнил, что забыл нарисовать птиц. Снова он взял краски, кисти и нарисовал деревья, цветы, траву, насекомых и птиц. Снова опустили картину в папку, вытаскивают, а рисунок не изменился. «Вот теперь ты нарисовал настоящий лес, теперь он будет жить» -сказала Лисия Петровна, потому что здесь есть все: и деревья, и трава, и цветы, и птицы.

Вот сегодня я расскажу вам про птиц, о наших самых лучших друзьях.

А почему люди любят птиц?

Вот например, сова съедает за одну ночь 8 мышей, а синица и зимой и летом уничтожает на деревьях вредных насекомых. Кукушка за один день съедает сорок кузнечиков, много бабочек и пауков, есть среди птиц и доктор. Как его зовут? Каждое дерево любит дятла, потому что он его лечит, целый день он по дереву барабанит, а почему? Вот какие полезные птицы у нас живут

Но давайте мы на них внимательно посмотрим и вспомним сказку про Красную шапочку и серого волка. Красная шапочка спрашивает волка, который переоделся в бабушку: » Бабушка, бабушка, а почему у вас такие большие зубы, уши…. Вот и мы спросим у этой птицы(чучело вороны)

» Птичка, птичка, если у тебя шея? А когда шея видна? У кого здесь шея видна?

Птичка, птичка, если у тебя уши? Хорошо ли они слышат?

Птичка, птичка, а какой у тебя клюв? У всех ли птиц прямой клюв? А что это за птица? (клест) У него необычный клюв, нос у него на перекос. И зачем он такой? Муху не поймаешь, вкусное зернышко с земли не склюешь. А вы не знаете? Давайте спросим у Петрушки, вот он даже руку поднимает, значит что-то знает.(он своим клювом шишки потрошит.)

А эту птицу вы, наверное, все знаете? (попугай)

Какой у него клюв? У попугая нос крючком, таким клювом удобно колоть орехи и за ветки сцепляться. Детям очень нравятся попугай и их родители нередко покупают им клетку с попугаем. Дети, конечно, очень радуются, но вот вопрос: «а вы умеете за птицами ухаживать? У кого ни будь есть дома птицы?

Давайте послушаем, что однажды сказала своему Петрушке мама, когда купила ему попугая (слова говорит девочка)

Я купила тебе птичку, теперь ухаживай за ней, около клетки не бегай, не кричи. Если песни поёт, значит она здорова, если сидит в углу значит она болеет. Корми ее хлебом, зерном, кашей, постоянно меняй воду и птичке у нас будет хорошо.

Мама ушла на работу, а Петрушка забыл, как ухаживать за птицей, стоит около клетки и не знает что делать. Вы ребята, не подскажите, как надо ухаживать за птицами.

4. А сейчас я проверю, как вы меня слушали, если ответите на все мои вопросы, я вам сделаю большой подарок!

Здесь лежат карточки, на карточках вопросы, кто-то подойдет и выберет себе карточку, дает Петрушке, он читает, а вы отвечаете.

Карточки:

1. Загадки (выходят 4 детей и загадывают загадки о птицах)

2. Игра «что здесь изображено?» (сорока, ласточка)

3. Которая из птиц барабанит?

4. Как нужно ухаживать за птицами?

Молодцы ответили на все мои вопросы, а теперь закрыли глаза (вношу клетку с попугаями)

Я дарю вам клетку. Кто там живёт? Какое у них оперение? Как нужно ухаживать за ними?

А теперь нам пора домой, и не забудьте, будете в лесу птичек не обижайте, гнезда не разоряйте и помните, что птицы наши самые лучшие друзья (прощание с лесной школой).

5. Где мы были? О чем говорили? О чем вы узнали? Какой наказ вам передали.

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.

Тема: «Вода в жизни человека».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма проведения: занятие - опыт.

Возраст детей: старшая группа 5- 6 лет.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды (прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная – пар).

Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.

2. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой.

3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся?

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Капелька. Но не одна, а со своими подружками – капельками и принесли нам загадки. Доставайте капельки из ведёрка, а я прочитаю загадки, написанные на них.

Течёт, течёт - С неба – звездой, Я и туча, и туман

Не вытечет, В ладошку – водой. И ручей, и океан

Бежит, бежит - (Снежинка) И летаю, и бегу

Не выбежит. И стеклянной быть могу.

(Река) (Вода)

Чтобы не было беды, Меня пьют, меня льют.

Жить нельзя нам без… Всем нужна я,

(Воды) Кто я такая? (Вода)

Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Правильно, о воде и её значении в жизни человека.

2. Основная часть.

Для чего нужна вода человеку? (Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения, тушить пожар, животным, рыбам).

Где можно встретить воду? (В луже, в кране, в колодце, в бутылках, в магазине, в море, в океане, в речке).

А нам с вами в детском саду нужна вода? Для чего? В группе есть вода? Где? (в водопроводном кране)

Вы согласны, что без воды нам с вами просто нельзя?

Представьте себе, что на Земле вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? (Правильно, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).

Без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят, она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане. Без неё вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережём её? Чтобы Земля не стала пустыней, мы должны беречь воду, не загрязнять.

А сейчас мы с вами поближе познакомимся с водой. Встаньте все, выполняйте за мной:

Наклонись.

Раз, два, три, повернись (в стороны)

Раз, два, три, покружись

В лаборантов превратись.

Мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём опыты с водой.

Перед вами стаканчики: один пустой, другой – с водой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик и скажите мне: какая вода? Она льётся? Да, а почему?

Вывод : потому что она жидкая, она течёт.

А сейчас, ребята, положите в воду пуговицу. Мы видим пуговицу? Почему? Какая вода?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Ребята, а теперь попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса) А теперь разлейте в стаканчики воду поровну: в один ложечкой положите сахар (найдите его у себя в тарелочках) и размешайте его. Теперь попробуйте. Какая стала вода? (сладкая)

Кто скажет, когда вода меняет вкус? Затрудняетесь? Тогда в другой стаканчик положите соль. Какой вкус приобрела вода? Попробуйте язычком (солёная). Когда в воду что- то добавить, она меняет вкус.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавляем.

Ребята, возьмите в руки стаканчик и понюхайте воду. Как она пахнет? (нет запаха). Теперь добавим в воду лимон и опять понюхаем. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном). Что же это значит?

Вывод : Чистая вода не имеет запаха и вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положили.

Ребята, а что произойдёт с водой, если в неё добавим краску? Растворилась ли краска? Возьмите кисточку, обмакните в стаканчик и в краску побольше и опустите в воду кисточку. Вода окрасилась. Краска что сделала в воде? (растворилась).

Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Значит, вода – растворитель.

3. Физминутка: Море очень широко, (руки широко в сторону)

Море очень глубоко, (присесть, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья. (выполнять движение «рыбки»)

А вот воду пить – нельзя. (развести руки в сторону,

приподняв плечи)

4. Сюрпризный момент.

Кто же это к нам стучится? Может зверь, а может птица. (стук в дверь).

Ребята, Снежная королева прислала нам посылку. Что там? (Лёд). Возьмите все по одной льдинке в ладошку. Что происходит? (лёд тает). А почему? (В группе тепло, руки тёплые и лёд тает). Какие руки у вас стали? Почему? (руки мокрые, потому что лёд превратился в воду). Значит вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. А когда вода превращается в лёд? (когда холодно)

Вывод: Вода имеет твёрдое состояние.

Ребята, посмотрите, сейчас я налью в стакан кипяток и сверху над ним подержу зеркальце. Посмотрите, что образовалось на зеркальце? (Пар)

Пар – это капельки воды, вода испаряется. В каком состоянии ещё бывает вода? (В парообразном)

5. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним все наши опыты и скажем, какие же свойства есть у воды.

Чистая вода не имеет запаха.

Чистая вода не имеет вкуса.

Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.

Чистая вода растворяет вещества.

Какое состояние приобретает вода? Жидкое, твёрдое, парообразное.


Конспект занятия «Овощи» в старшей группе
Программные задачи: систематизировать знания детей об овощах, их вкусовых качествах. Продолжать учить анализировать, выстраивать логические цепочки. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Коррекционные задачи: учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.
Ход занятия.
(Дети стоят с воспитателем)
В-ль: ребята, а какое сейчас время года?
Дети: осень.
В-ль: почему вы так решили?
Дети называют приметы осени.
В-ль: да сейчас осень, листья становятся багряными, желтыми, как у этой ветки (беру из вазы ветку с привязанными к ней осенними листьями). Сейчас вы ненадолго станете осенним ветерком.
Дыхательная гимнастика. Предлагаю детям подуть на листья, не надувая щек: слабо, сильно, легко.
Предлагаю детям присесть на стульчики.
В-ль: а теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на сенсорных подвесках:
1.а на крайней грядке – длинные загадки
В этой грядке Дед Мороз
Летом прячет длинный нос (морковь)
2.сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
3. сто одежек и все без застежек (капуста).
4. как на нашей грядке выросли загадки-
Крепкие зеленые, хороши соленые (огурцы).
В-ль: а как назвать наши отгадки одним словом?
Дети: овощи.
В-ль: а какие вы еще знаете овощи?
Дети перечисляют овощи.
В-ль: а как называют людей, которые выращивают овощи?
Дети:овощевод, огородник, дачник, колхозник.
В-ль: что необходимо овощам для их роста?
Дети: солнце, тепло, вода, свет и т.д.
В-ль: ну, уж если мы овощеводы, то должны знать какими бывают овощи на разной стадии развития. (предлагаю детям игру: «Что сначала, что потом»)Установка: Вам необходимо последовательно разложить карточки и затем рассказать, что происходит с данным растением.
В-ль: все хорошо справились с этим заданием, молодцы. А теперь наступило время отдыха.
Физкультминутка: в огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем,
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко,
И вернемся по дорожке.
В-ль: а для чего мы вырастили овощи?
Дети: это вкусно, полезно и т. д.
В-ль: да, витамины есть в овощах и они помогают нашему организму расти бодрыми, здоровыми, веселыми. Овощи в большом количестве бывают летом и осенью.А как быть весной и зимой, когда вся земля отдыхает под снегом? Человек же не должен оставаться без овощей и их полезных веществ. Что придумали люди, чтобы сохранять впрок овощи?
Дети: консервирование, квашение, соление и т. д.
В-ль: а какие вы знаете из овощей блюда?
Дети: сок томатный, салат из капусты и т.д.
В-ль: сегодня я хочу угостить своим любимым блюдом из разных овощей- это винегрет.
Предлагаю детям пересесть за столы и покушать винегрет.
В-ль: это блюдо, в котором овощи по-разному сохраняют на зиму: тут и соленые огурцы, и квашеная капуста, и отварная свекла, и свежий лук. Вам понравилось мое блюдо?
В-ль: сегодня мы много говорили об овощах, их пользе. Все были активными, а тетерь будете еще и бодрыми, так как в вас сейчас витамины после съеденного винегрета.


Приложенные файлы

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Заяц Коська и Родничек». Данный материал будет полезен для воспитателей старших групп. Этот конспект направлен на познавательное развитие детей с использованием элементов экспериментирования.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Заяц Коська и Родничек».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи: Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Учить вести себя так, к окружающему миру, чтобы не навредить природе.
Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Дать детям представления о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот.
Учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения.
Учить приемам самомассажа.
Методы и приёмы . Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения. Наглядные: рассматривание, показ, опыт. Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Ход НОД:
-Ребята, сегодня мы отправимся в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком.
-Что это произошло с ключиком? Он вмёрз в лёд. Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?
(-Холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)
-Вода имеет форму, запах? Может ли смешиваться? (Опыт: смешивание подкрашенной воды).
-А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?
(-Зимой, когда наступают морозы).
-Что же это - «твёрдая вода»?(-Лёд).
-Какие свойства льда вы знаете?
(-Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле).

-Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?(Опыт с подкрашенными льдинками)
Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
(-В тёплую погоду вода нагревается и испаряется, превращается в пар).
-Какие свойства пара вы знаете, есть ли у него форма, запах?
(-Пар движется во всех направлениях, занимает всё свободное пространство).
-Где в природе встречается вода? (Озеро, река, море).
-Для чего нужна вода? Какая нужна вода? (-Чистая).
-Как нужно относиться к водоёмам, как вести себя на природе?
(-Не загрязнять берега рек, озёр, соблюдать чистоту).
-Посмотрите, это ручей. Где же его начало? Это родник. Откуда в роднике вода? (-Она вытекает из под земли).
-А где ручей заканчивает свой путь?
(-Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море).
-Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и я могу взять ключик. Давайте скажем: «Раз, два, три ключик сказку отопри».
-Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках. (звучат звуки воды, ручья) Споём песню о нашем прохладном ручейке. (песня «Ручеёк»)
-Теперь присядьте и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет. Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.
-Бежал Коська по лесу и встретил белку.
-Ты кто такая?
-Я белка.
-А я заяц Коська. Пойдём искать где-нибудь, что-нибудь.
-Да мне некогда, к зиме готовлюсь.
-Ребята, а как белка к зиме готовится?
(-Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи, утепляет дупло).
-Я угощаю вас орехами.
-Прежде чем съесть орехи, мы используем их для массажа и разогревания наших пальчиков. Покатайте орех между средним и указательным пальцем,
Теперь между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Тоже с другой рукой.
-Положите ладонь на бедро и перекатывайте орех по пальцам руки.
-Зажмите орех между ладонями, вращайте его. Что чувствует ладонь и пальцы? Подуем на руки. Ощущаете прохладу воздуха? Улыбнитесь.
-Что же было дальше. Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничёк, а из него ручеёк течёт.
-Ты кто?
-Я Родничёк. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.
-Вот здорово, побежали наперегонки.
-Бежит ручеёк, изгибается, да всё впереди зайца. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
-Эй, Родничёк, где ты?
-А я тут, посмотри наверх.
-Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается
-Ребята, а как же Родничёк туда попал?
(-Вода в ручейке согрелась, Родничёк испарился и поднялся облачком).
-Незаметно пришла осень: стало прохладно, набежали тучи, пошёл дождь. Споём песню «Капли-молоточки».
-Слышишь, Коська, шумит что-то.
-Эй, кто там?
-Это я, Родничёк обратно вернулся.
-Ребята, как же он в ручей попал?
-(Вместе с дождём в ручеёк упал).
-Вот уже и зима наступила, наш зайчик изменился. Что же с ним произошло?
(-Поменял серую шубку - на белую).
-Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»
-Ребята, как же Родничёк в сугроб попал?
-(Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал).
-Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».
-Так и жили они до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?
(-Снег растаял, из него потёк ручеёк).
-И снова заяц Коська стал путешествовать с Родничком. Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте споём о всех превращениях воды песню «Коль нырнуть зимою с вышки…»
Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьёшь, конечно, шишки:
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда.
Ну,а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду-
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста