Дарим цветы        03.07.2019   

Фелтинг: что это такое и как создавать яркие украшения. Способы валяния одежды из шерсти

Валяние

Кукла, выполненная в технике фильцевания

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия , в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Иглы для сухого валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхостная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

В последние годы стало довольно распространенным хобби у искусных рукодельниц. Эту технику также называют фелтинг или фильцевание, и с ее помощью можно изготовить огромное множество милых вещиц: украшений, игрушек, а также одежды, украшений и даже обуви. Пожалуй, это самое простое занятие, с которым начинающая рукодельница может спокойно справиться. Техника фелтинга предполагает два вида и сухое. Для первого нужны определенные навыки, а второе подходит людям с любым уровнем подготовки.

Что нужно для валяния шерсти?

Чтобы освоить фелтинг своими руками, нужно запастись необходимыми материалами и инструментами. Главное, что пригодится - это натуральная шерсть и специальные иглы. Материал любого цвета и оттенка можно купить в магазине для рукоделия, там же продаются и иглы разной толщины. Для создания плоских фигурок понадобятся силиконовые формы, а для объемных изделий - синтепон, чтобы не тратить драгоценные шерстяные нити, которые значительно теряют в объеме после валяния. Для удобства работы приготовьте губку, чтобы не наколоть пальцы и поверхность стола. Сейчас в продаже можно найти и готовые наборы для фелтинга, особенно полезные для новичков.

Чем различаются иглы?

Тем, кто осваивает технику фелтинг своими руками, стоит знать, что процесс валяния осуществляется металлическими иглами разной толщины с изгибом на одном конце, чтобы удобно было держать, и насечками для спутывания волокон на другом.

Самые объемные применяют на начальном этапе создания поделки, чтобы придать начальную форму, затем их заменяют иглами потоньше для завершения процесса. Чтобы придать конечную форму, добавить маленькие штрихи и необходимые детали берут самую тонкую иглу. На конечном этапе толстое шило оставит заметные отверстия в местах прокола. Чтобы быть во всеоружии, приступая к технике фелтинг, для начинающих желательно запастись не одной иглой, а несколькими, так как при валянии шерсти в форме или неудачном толчке они часто ломаются. Для увеличения скорости создания украшений рекомендуется использовать несколько иголок одновременно, для этого существуют специальные держатели.

Техника сухого валяния

Такая техника, как фелтинг (для начинающих это особенно актуально) позволяет с первой попытки создать мягкие бусины, игрушки и цветы, то есть объемные элементы. На объемную губку кладут то количество шерстяных волокон, которое превышает по размеру итоговый вариант, так как материал сядет на треть. Эти же волокна можно поместить в силиконовую форму, для неопытных пользователей желательно без дна (чтобы не сломать иглу и не исколоть руки). Для создания бусины достаточно скатать шерсть в форме шарика.

Теперь нужно взять в руки толстую иглу и втыкать ее в комочек, каждый раз немного поворачивая. Зазубрины на конце будут цеплять волокна, они станут спутываться и уменьшаться в объеме, а фигурка приобретет плотную конструкцию. Иглой нужно действовать очень аккуратно, не бить с размаха, и не держать заготовку на весу. Также ее опускают перпендикулярно плоскости валяния, поворачивая само издение. Когда фигурка обретет очертания, иглу заменяют более тонкой.

Как создаются составные поделки

Если вы уже создали незатейливый элемент декора в технике фелтинг, можете приступать к созданию более сложных конструкций, состоящих из нескольких частей. Например, для создания матрешки понадобятся два шара, которые сваливают вместе и обматывают слоем шерсти одного цвета. Дальше тонкой иглой приваливают лицо, одежду и прочие детали и украшения. Чтобы сделать игрушку большого размера в стиле фелтинг, для начинающих и опытных рукодельников лучше использовать синтепон в качестве основы. Ему также придают форму с помощью большой иглы, а уже на него наваливают шерстяной слой, который переплетается с основным, становясь неразделимым изделием. Преимущество сухого валяния в том, что при неудачном завершении, появлении неровностей не приходится переделывать все заново, достаточно добавить нужное количество волокон и привалять их тонкой иглой к основному изделию.

Техника мокрого валяния

Совсем другое дело - фелтинг с использованием теплого мыльного раствора, который превращает шерсть в войлок. Для валяния понадобится шерсть, деревянная скалка, плотный целлофан и капроновая ткань. Итак, приступим к технике мокрый фелтинг. Мастер-класс для начинающих состоит из следующих этапов:

  • Создается мыльный раствор: один брусок мыла натирается на терке и заливается горячей водой (2 л). Смесь тщательно перемешивается до растворения мыла и настаивается до загустения (около 2 часов). Хотя можно использовать и из магазина.
  • На столе расстилают подстилку (желательно пупырчатую полиэтиленовую пленку), на которую укладывают слоями шерсть. Сначала фон, затем в соответствии со схемой определенный рисунок из кусочков. Каждый последующий слой укладывают перпендикулярно предыдущему. По толщине заготовка должна быть в 3-4 раза толще ожидаемого полотна, а волокна распределены по всей поверхности равномерно.
  • Готовую "картину" обрызгивают водой из пульверизатора, чтобы зафиксировать узор, накрывают капроном и смачивают мыльным раствором. Проходят по ней руками, для пропитывания прокатываются скалкой с большой аккуратностью, чтобы не сместить рисунок. Излишки жидкости промакивают полотенцем.
  • Приступают к самому процессу валяния: трут полотно руками в различных направлениях

В технике мокрый фелтинг для начинающих нетрудно изготовить шарф, а опытные мастера делают митенки, домашние тапочки и даже сумки. Считается, что это более сложный и трудоемкий процесс, и к нему стоит приступать, освоив сухой способ.

Достоинства фелтинга

По сравнению с другими техниками и хобби фелтинг для начинающих обладает несколькими очевидными преимуществами:

  • не требуется никаких навыков и большого пространства для работы;
  • во время валяния можно общаться с друзьями или смотреть фильмы;
  • успокаивает нервы, выступая как сеанс стрессотерапии;
  • вносит разнообразие в повседневные дела.

А готовые шерстяные изделия порадуют родных и друзей, подарят им частичку вашего тепла.

Валяние (фелтинг, фильцевание, фильц) – это шерстяное мастерство, особый вид современного рукоделия , в основе которого лежит свойство натуральной шерсти сваливаться.

Надо сказать, что это свойство шерсти человек обнаружил еще 8000 лет назад. Тогда из войлока - полотнища из свалянной шерсти - делали ковры, чехлы, матрасы, подушки, головные уборы , плащи, укрывали юрты.

Сейчас из шерсти делают необыкновенно красивые предметы одежды, забавные объемные грушки, панно, различные декоративные элементы, аксессуары, которые помогут вам подчеркнуть свой образ и украсить дом.

Каким же бывает валяние?

Есть два основных вида – сухое и мокрое . При сухом валянии шерсть многократно прокалывается специальной иглой с зазубринками. В момент прокалывания ворсинки шерсти сцепляются между собой, образуя однородный материал.

В мокром валянии используют мыльный раствор, который как бы раскрывает чешуйки на волокнах шерсти, а потом механическими движениями им помогают сцепиться друг с другом.

Для создания объемных изделий, таких как: авторские куклы, игрушки, фигурки используют сухое валяние. Также этот способ подходит для нанесения рисунка на уже свалянное «по-мокрому» изделие, на фетр и тд.

Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий - панно, одежды, обуви, сумок, различных аксессуаров.

Одна из разновидностей мокрого валяния и очень сейчас популярная техника - нунофелтинг (нанофелтинг, нановойлок). Название происходит от японского слова «нуно» - ткань. Это техника сваливания шерсти и разных тканей. В основном используют натуральные ткани определенной фактуры: достаточно тонкой либо рыхлой, чтобы волокна шерсти могли проникнуть в ткань в процессе сваливания (шелк, лен, хлопок, крепдешин, шифон).

Что нужно чтобы сделать красоту?

Если вы решили освоить валяние и сотворить что-то для себя или близких, то первое, что вам понадобиться это конечно же шерсть.

А дальше нужно определиться с идеей изделия и техникой. Для сухого валяния нужна основа и игла. Основа для сухого валяния – это, чаще всего, поролоновая губка высотой не менее 3 см. Также вы можете приобрести специальную щетку-основу для сухого валяния.

Иглы различаются по номерам (от 19 самой толстой до 43 ультратонкой) и формам (треугольник, звезда, корона). Очень важное значение имеет количество и расположение зазубринок на игле. Например, на игле «звезда закрученная» зазубринки расположены на крученом стержне по всему диаметру иглы, а не одна над другой, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т. е. всего 16, а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния.

Для работы с более крупными изделиями или для ускорения процесса сваливания можно использовать ручку (держатель) для игл, в которой можно закрепить 4-7 игл.

Для мокрого валяния, кроме шерсти, нужно будет мыло. Мастера используют самое разное: и детское, и хозяйственное, и жидкое. Многие пользуются средствами для мытья посуды. Чтобы понять, что подходит вам и вашим рукам нужно конечно попробовать самому.

Еще понадобится коврик для валяния. Можно использовать рифленый резиновый коврик, тогда рельеф будет дополнительно воздействовать на волокна шерсти и процесс пойдет быстрее. Многие мастерицы используют бамбуковые коврики. А самый доступный и недорогой вариант - воздушно-пузырчатая пленка. Шерсть раскладывают на пузырчатую пленку и накрывают сеткой. Сетка может быть трикотажной из магазина тканей, атнимоскитной из хозяйственного, главное – она не должна быть слишком жесткой. Сетка помогает немного зафиксировать разложенную слоями шерсть, а если на изделии вы выложили узор - предохраняет его от расползания. А дальше нужно все это дело хорошо намочить теплой водой и через сетку натереть мылом (либо намочить уже готовым мыльным раствором).

И теперь начинаем собственно валять - растираем в разные стороны, но пока особо не усердствуем, делаем «легкий массаж».

На первом этапе мастера используют виброшлифовальную машинку. Движущаяся платформа совершает вибрирующие движения и частично заменяет процесс первоначального ручного сваливания. Использование виброшлифовальной машинки существенно ускоряет процесс.

В завершении при мокром валянии можно использовать волокна банана, сои, шелка, рами, бамбука, молочного протеина для декорирования изделия.

В следующей статье подробнее остановимся на основных материалах для валяния: шерсти, иглах и волокнах.

А научится самостоятельно валять потрясающие вещи Вы можете в нашей Хобби Школе - hobbyschool.

Валяние из шерсти, или фелтинг — очень интересный, увлекательный вид рукоделия, пользующийся сегодня популярностью. Современные мастерицы изготавливают в этой технике одежду, обувь, всевозможные аксессуары и украшения. В их руках “оживают” уникальные игрушки. С помощью валяния выполняется рисунок на ткани и войлоке, создаются картины и даже целые панно.

Картина в технике фелтинг

Итак, что же представляет собой этот вид рукоделия? Давайте разбираться.

Валяние из шерсти (от англ. felt — войлок, фильц, набивание) — техника, при которой из пышной, воздушной шерсти получают плотный войлок. Способностью сваливаться обладает только натуральная шерсть: волокна сцепляются между собой благодаря чешуйчатой структуре.

Думаете фелтинг — увлечение современных рукодельниц, появившееся относительно недавно? Глубоко ошибаетесь. Валяние из шерсти — один из древнейших видов рукоделия: люди изготавливали вещи из войлока уже порядка 8 тыс. лет назад. В настоящее время техника приобретает все более художественные черты, с помощью нее можно создавать поистине потрясающие вещи.


Шерстяные бусы и браслет. Фото: inhomes.ru


Белочка из войлока. Фото: madeheart.com


Палантин с тюльпанами. Фото: livemaster.ru


Валяная детская жилетка. Фото: mbuzgorpolbk.ru


Валяная сумочка с котом. Фото: livemaster.ru


Тапочки из шерсти. Фото: livemaster.ru

Виды валяния

Различают два основных вида валяния — сухое и мокрое. С помощью техники сухого валяния, осуществляемой путем протыкания шерсти специальными иглами, чаще всего создаются объемные изделия: игрушки, сувенирные фигурки, украшения. Техника мокрого валяния, осуществляемая при помощи мыльной воды и трения волокон, подходит для изготовления одежды, панно, полотен, сумок — иными словами, плоских изделий.

Нередко в изготовлении одного изделия применяется сухое и мокрое валяние. Например, при изготовлении игрушек, с помощью техники мокрого валяния делаются какие-то плоские элементы: ушки, лапки.

Остановимся подробнее на наиболее вошедшем сегодня в моду сухом валянии.

Человеку, ранее не сталкивающемуся с фелтингом, рекомендуем начать знакомство с этой техникой с набора для валяния : благо, современными производителями предоставлен достаточно широкий выбор. В дальнейшем можно перейти к воплощению в жизнь своих задумок.


Анна Рыбальченко

мастер по изготовлению игрушек из войлока

Материалы и инструменты

Какие бы вещи вы ни решили изготовлять из шерсти путем сухого валяния, материалы и инструменты понадобятся одни и те же.

Непряденая шерсть

Для валяния сухим способом используют грубую или полутонкую окрашенную непряденую шерсть. Слишком тонкую (мериносовую) шерсть выбирать нежелательно, так как она быстро разрушается иглой — а это может привести к перевалу изделия, который практически невозможно исправить.


Полутонкая шерсть для валяния. Фото: realtex-yug.ru

Шерсть для валяния продается в виде гребенной ленты и кардочеса. Гребенная лента — это аккуратно уложенные в длинную ленту шерстяные волокна. Чтобы процесс валяния был более эффективным, такую шерсть нужно тщательно перепутывать перед работой с ней. Кардочес выглядит как вата, только шерстяная. Такая масса, состоящая из спутанных волокон, не нуждается в предварительной подготовке и быстро сваливается.

Помните о том, что шерсть усаживается приблизительно на треть – так что запаситесь большим объемом.

«В качестве основы игрушек некоторые используют неокрашенную шерсть под названием «сливер» (она более дешевая), затем ее обваливают основной шерстью. Я бы не советовала использовать для основы сливер, так как он очень плохо уваливается, и игрушка внутри получится мягкой, из-за чего будет хуже держать форму. Если есть желание сэкономить, то для основы лучше взять полутонкую русскую шерсть в гребенной ленте.

В целом, чем грубее шерсть и больше тонина (толщина волокна), тем она быстрее сваливается, что очень ускоряет процесс создания изделия. Если вы планируете сделать игрушку с эффектом пушистой шерстки, то в основу закладывайте ту же шерсть, что и на поверхность, потому что при распушке изделия иглы будут вытягивать наверх шерстяные волокна, находящиеся в середине основы».

Анна Рыбальченко

Иглы для валяния

Иглы для валяния — это специальные иглы с маленькими зазубринками в нижней части. При втыкании игл в шерсть, волокна цепляются за насечки и спутываются друг с другом.


Иглы для валяния. Фото: saleslook.ru

Для работы используются иглы разной толщины: обычно процесс сваливания начинается с игл потолще, которые затем заменяют тонкими. Толстыми иглами производится непосредственно валяние, то есть уплотнение материала, средними придаются очертания изделию, тонкими формируются окончательные штрихи. Толстые иглы (№№ 30, 32, 36) способствуют быстрому сваливанию, однако после их использования на изделии остаются отчетливые следы проколов. Именно для того, чтобы их “заретушировать”, применяются более тонкие иглы (№№ 38-42).

Иглы бывают не только разной толщины, но и разных форм сечения: треугольные (трехлучевые) и звездчатые (четырехлучевые). Для начальных работ обычно используют треугольные иглы; для заключительных — в форме звездочки: проколы от них более аккуратны и незаметны.

Для того чтобы облегчить себе рабочий процесс, приобретайте качественные иглы, лучше импортные (производства Англии, Германии, США).

«Несмотря на многообразие видов и форм игл, для валяния чаще всего нужны иглы № 36 («треугольник» или «звездочка») для работы над основой и игла № 38 «звездочка» для более тонких работ, шлифовки и оформления мордочки игрушки. Я бы порекомендовала иметь в запасе хотя бы по пять штук игл обоих видов, потому что у новичков поначалу ломаются даже самые качественные иглы.

Кроме того, есть еще один вид игл, который помогает создавать эффект пушистой шерстки на войлочных игрушках, — это так называемые иглы обратного хода. Эти иглы легко входят в изделие и выдергивают из него шерстку на поверхность. Для создания эффекта шерстки советую использовать иглы № 40 обратные: они бережно выдергивают шерсть, не разрывая при этом игрушку».

Анна Рыбальченко

Щетка для фелтинга

Специальная щетка для фелтинга защитит рабочую поверхность и ваши руки от уколов иголки, которая, кстати, острее, чем обычная швейная. Щетку можно заменить губкой для мытья посуды.


Щетка для валяния.Фото: 9.paraalisveris.me

Кусочек шерсти кладется на щетку или губку и протыкается иглами до состояния сваливания.

«Если нет возможности использовать щетку или мат для валяния, то при выборе губки обратите внимание на то, чтобы она была твердой и не проминалась при давлении, иначе валять на ней вы не сможете.

В случае использования щетки для валяния, открою один секрет: чтобы изделие не травмировалось о щетину в том месте, где оно лежит, я подкладываю вискозную тряпочку, сложенную в два слоя (она продается в любом хозяйственном магазине как для вытирания пыли). Благодаря этому изделие не страдает от соприкосновения с щеткой, а иглы легко проходят сквозь тряпочку.

В любом случае, периодически отделяйте деталь от щетки или губки, чтобы она не привалялась к ним».

Анна Рыбальченко

Для того чтобы уберечь пальцы от уколов игл, начинающим валяльщикам рекомендуется использовать специальные резиновые или кожаные наперстки.

Декоративные элементы

В качестве декора изделия используются ленты, тесьма, кружево , бисер и бусины , глазки из стекла и другие элементы.

«Иногда при изготовлении объемного изделия используется синтепон: он служит основой, на которую накладывается шерсть. Я не рекомендую его применять, так как он практически не уваливается – игрушка внутри будет мягкой и легко проминаться».

Анна Рыбальченко

Работы Анны









При работе иглу следует втыкать перпендикулярно изделию или под углом, в зависимости от цели. Анна Рыбальченко говорит о таком правиле: под каким углом втыкается игла, под таким и вытаскивается. Быстрые и резкие удары иглой будут способствовать ускорению процесса на начальном этапе – так изделие сваливается намного эффективнее. Однако скорость и силу нужно сочетать с внимательностью.

«Важно постоянно двигать и крутить изделие, чтобы оно равномерно уваливалось с разных сторон. Таким образом игла не будет долго воздействовать на шерсть в одном и том же месте, и шерстяные волокна не повредятся. В противном случае, вы рискуете получить вместо плотной основы шерстяную труху».

Анна Рыбальченко

При вхождении иглы в валяемую деталь должен быть слышен звук хруста. Если игрушка начала «хрустеть» — продолжайте, вы на верном пути!

При создании основы старайтесь хорошо увалять середину изделия. Для начала берите небольшое количество шерсти и постепенно наращивайте объем, добавляя шерсть понемногу.

«Не нужно брать сразу большое количество шерсти и придавать ей форму – у вас или не получится задуманное, или внутри игрушка будет недовалянной, что будет влиять потом на качество готового изделия. Если изделие внутри плотное, то будет намного легче его уваливать и шлифовать».

Анна Рыбальченко

При финишной отделке проколы нужно делать как можно ближе друг к другу. Работа на этом этапе идет на поверхности, игла вводится на пару зазубрин. Тщательнее убирайте с помощью иглы все неровности – в идеале, на готовом изделии не должно быть ни одной бугринки. Если в каких-то местах пряди не выравниваются, можно приложить маленькие кусочки перепутанных шерстяных волокон, и таким образом отшлифовать изделие ими.

«Помните: при шлифовке размер изделия еще уменьшится, поэтому к данному этапу нужно приступать, когда изделие уже твердое и не проминается пальцами».

Анна Рыбальченко

Если вы с усилием сжимаете готовое изделие, а оно совершенно не меняет форму, то увалка достаточная. Постучите о стол пальцем, а затем игрушкой – звук должен быть одинаковым.

Для соединения деталей, которое происходит путем приваливания их друг к другу, необходимо оставлять место соединения «распущенным». Свободные волокна одной детали заправляются в другую с помощью иглы. Место соединения укрепляется: закладывается кусочком шерсти, заваливается и шлифуется.

Для парных деталей (например, ушек, лапок) рекомендуется сразу приготавливать одинаковое количество шерсти. Сложно отмерить шерсть на вторую деталь, если первая уже сваляна.

Если изделие изготавливается по вашей задумке, перед началом валяния сделайте эскиз будущего изделия. Не забывайте, что предварительная подготовка лежит в основе всякой работы.

Анна Рыбальченко делится своим опытом в создании игрушек:

  • Валяние основы – процесс долгий и кропотливый. Поэтому чтобы хотя бы немного ускорить этот этап, я советую использовать в работе над основой одновременно не одну, а две или три иглы. Можно сочетать две иглы № 36 и одну № 38, к примеру. Это значительно ускорит процесс валяния. Также я распушаю игрушку сразу двумя или тремя иглами. Если делать это одной иглой, то шерстка у игрушки получается редкой, что выглядит некрасиво. На фото ниже видно, как примерно я держу иглы. Когда иглы находятся именно на таком расстоянии друг от друга, они лучше и быстрее всего уваливают шерсть. Также на фото видно, как и какую тряпочку я использую, чтобы закрыть щетину щетки.
    • Чтобы основа игрушки была плотной, я начинаю работу с небольшой пасмы (пряди) шерсти, скручиваю ее в валик (как на фото ниже) и тщательно уваливаю, и только потом, шаг за шагом, добавляю новую шерсть. Благодаря такому способу валяния, вы не переборщите с объемами основы. В работе с шерстью проще добавить объем, чем убрать.


    • Два и даже три разных цвета шерсти можно смешивать между собой при помощи двух щеток для вычесывания, и тогда может появиться совершенно новый интересный оттенок, который придаст изюминку вашему изделию.
    • Если вы увлечены идеей создания игрушек из шерсти, но не имеете художественных навыков и знаний, вам на помощь может прийти детальное изучение анатомии животных по фотографиям. Понимая основы строения тела животных, вы намного легче достигнете схожести с оригиналом.

    Фелтинг может стать отличным семейным досугом. Шерсть совершенно безопасна, если только на нее не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного.

    «Детям будет легко работать с шерстью в технике мокрого валяния (валять бусинки, шарфики и другие простые вещи) – это действительно достаточно безопасный вид рукоделия. Пробовать сухое валяние я бы рекомендовала с ребенком старше 10 лет, потому что к этому времени уже хорошо развита мелкая моторика, и ребенок справится с острыми иглами. 40