Садовые растения        18.04.2019   

Финский национальный костюм своими руками. Народный костюм (финляндия)

Финский фольклор
Культура скандинавских стран

Детство любого человека начинается со сказок, мифов и легенд, которые мама рассказывает на ночь. Именно фольклор впитывает в себя мудрость народа, его самобытность и отличность от других, а потом передает знания потомкам. Внешне - это язык и костюмы, внутренне - творческое самовыражение.

~~~~~~~~~~~



Вяйнямёйнен - один из главных героев карело-финского эпоса «Калевала»


Чтобы понять народ страны, нужно хорошо изучить его культуру. Ниже собрана наиболее полезная информация по народному творчеству финнов, которая поможет вам изучить и понять не только культуру, но и культурные особенности северного народа.

Происхождение

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей. Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала». Он считается ценнейшим наследием финнов.


Эпос «Калевала»


Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также - перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».


Кантеле


Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные - российскую.

Финские народные танцы. Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.


Стиль Mouhijarvi


В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия - страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.


Финский нож


И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова
«e-Finland.ru - Электронная Финляндия»

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей.

Происхождение

Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала ». Он считается ценнейшим наследием финнов.

Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также – перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».

Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные – российскую.

Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.

В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия – страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.

И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова




Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов






На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов






Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов


Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов

КОСТЮМ ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ

Мужская одежда

Мужской костюм у всех ингерманландских финнов был схож (см. цветные иллюстрации IX, Х и XII) . Лишь в отдалённых деревнях Северной Ингерманландии и по берегам нижнего течения реки Луги дольше сохранялась старинная белая одежда. Мужчины носили летом полотняные, зимой - суконные штаны хоусут (housut ). Рубаха пайта (paita ), сшитая из небелёного или белого холста, имела прямой разрез на груди и застегивалась на одну пуговицу или на завязки. У финнов, живущих по берегам реки Луги, рубаха могла быть украшена вышивкой понизу и на груди.

Верхней одеждой у финнов слу-жили белые, серые, коричневые или синие длинные суконные кафтаны виитта (viitta ), сшитые в талию, с клиньями, расши-ряющимися от пояса. Тёплой одеждой была поддёвка поттиэкка (ро ttiekka ) и овчинная шу-ба туркки (turkki ). Финны-эурямёйсет особенно долго сохраняли старинные шляпы ляаппя или лияппя (l ää pp ä, li ä pp ä ), похожие на шляпы питерских извозчиков. Эти широкополые шляпы с невысокой тульей делали из войлока чёрного, серого или коричневого цвета, и украшали шёлковой или бархатной лентой с пряжками из олова или серебра. Финны-савакот с конца XIX века стали носить городские фуражки и кепки. Обувь обычно была кожаная, домашнего изготовления - уулаттисааппаат (uulattisaappaat ), но носили и высокие покупные сапоги. Это считалось признаком богатства владельца, и часто на ингерманландских дорогах можно было встретить босого финна, несущего сапоги за спиной и одевавшего их только при входе в деревню или город.

Женская одежда

Народная одежда ингерманландских финок была невероятно красива, красочна и разнообразна. Она неизменно вызывала восхищение у всех, кто когда-либо видел её. Известный исследователь фольклора Ф.А. Саксбек во время свой поездки по Ингерманландии писал в своём путевом дневнике: «Приятно было утром на Троицу видеть женщин, сидящих на церковной горе. Там были белые, красные и синие краски, словно цветы на поле».

Изготовление одежды, особенно праздничной, требовало от мастерицы большого знания, значительного времени, огромного искусства и точного глаза. Ингерманландские финки шили свою одежду, в основном, весной, когда дни становились светлее, а до посевных работ ещё оставалось время.

Кроме главного разделения женского костюма на одежду финок-эурямёйсет и финок-савакот, почти в каждом приходе были свои отличия и цветовые предпочтения, формы кроя и любимые орнаменты вышивок.

Одежда финок-эурямёйсет

Одежда финок-эурямёйсет признавалась самой нарядной в Ингерманландии. Она сохранила многие древние черты костюма Карельского перешейка и поэтому отличалась сложным старинным покроем и большим количеством вышитых элементов. Петербургская финская газета Pietarin Sanomat в 1870 году писала про костюм эурямёйсет: «Это было действительно что-то прочное и уважаемое, собственное народное, что-то, что напоминает в душе о древнем народном женском благородстве, о девушках и женщинах нашей Калевалы».

В Ингерманландии в каждом приходе, где жили финны-эурямёйсет, женская одежда была немного разной. Обычно говорили, что «в Тюрё она была более грубого вида, в Хиетамяки - более красивая, а в Туутари - самая красивая». При этом самой нарядной считалась женская эурямёйсская одежда Центральной Ингерманландии (см. цветную иллюстрацию XII) .

У финнов был обычай обновлять новые одежды при хождении в церковь. И именно церковная одежда кирккопуку (kirkko р uku ) была из всех одежд самой важной, ценной и лучшей. Когда новый костюм был сшит, прежняя церковная одежда становилась будничной.

Костюм финки-эурямёйсет состоял из рубахи пайта или рэккопайта (paita , rekkopaita ), сарафана хартиусхамэ (hartiushame ) или юбки хамэ (hame ), передника, пояса и головного убора

Мы подробно опишем костюм, который носили в приходах Тюрё и Туутари в конце XIX века (см. цветную иллюстрацию XIII). Также упомянем об особенностях одежды финок-эурямёйсет других приходов.

Основу костюма составляла рубаха рэккопайта (rekko paita ). Её верхняя плечевая часть, так называемая улисэт (yliset ), изготавливалась из льняной тонкой узорчатой ткани муртикайнэн (murtikainen ), которую ткали из 6 нитей, чаще всего «в ромбик». Низ рубахи алисэт (aliset ) обычно делали из более толстой ткани. Главным украшением такой рубахи было рэкко (rekko ) - расположенная на груди у ворота деталь в форме прямоугольника или усечённого конуса (см. цветную иллюстрацию XIV). Рэкко было невероятно красиво, и его изготовление требовало очень большого времени. Его искусно вышивали яркими красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками в гобеленовой технике, «косым стежком», «крестом», «настилом». В праздничной одежде рэкко вышивали тонкими шерстяными нитками, а для повседневной одежды годились льняные и хлопковые нити. Ворот рубахи каулус (kaulus ), украшения верхней части рукавов и их нижние края были вышиты нитями, всегда такими же, как и рэкко . Сами рукава были длинными и широкими, внизу либо были свободными, либо стягивались в сборку в 3-5 см от края, либо (в более поздних вариантах) заканчивались манжетами. В летнюю жару был обычай подтягивать низ рукава к верхней части локтя, отчего они красиво ниспадали широкими складками. Рубаху у ворота скрепляли круглой пряжкой солки (solki ), серебряной или посеребренной. С возрастом размер используемой солки уменьшался.

Праздничная юбка-сарафан хартиусхамэ (hartiushame ) изготавливалась из тёмно-синего или чёрного плотного сукна, а её верхняя часть, располагавшаяся выше пояса - так называемая хартъюксэт (hartjukset ) - шилась из пурпурно-красного тонкого сукна, вышитого по краям разноцветной шерстью. В приходе Спанккова в украшении краёв использовали даже жемчужины. Такие нарядные яркие суконные юбки-сарафаны носили только по праздникам, а для будничной одежды и, особенно, для одежды девочек их часто шили из грубой шерсти или льна красного или сине-фиолетового цвета. Спинка юбки-сарафана - сэлкямя (selk ä m ä ) - была вышита тонкими многоцветными нитями, а внизу на неё нашивали особую деталь листи (listi ) из тёмно-красного толстого сукна или из расшитого цветистого бархата. Подол юбки хэльмустин (helmustin ) был украшен узкой полосой красной ткани.

Такую юбку-сарафан по праздникам дважды опоясывали тонким поясом вирон вюо (vironvy ö - «эстонский пояс») с длинными кистями тёппяят (t ö pp ää t ) или тёпёт (t ö p ö t ), которые свисали, доходя до края передника. В будни носили другой пояс - лаппавюо (lappavy ö -пряжковый пояс ). Этот красивый и тяжелый пояс был сделан из домашней свиной кожи, на нём были нанизаны узорные медные пряжки, число которых увеличивали с течением времени и изменениями фигуры. Такой пояс входил в приданое невесты и, кстати, был обычным хорошим средством воспитания в руках матери, когда детей следовало наказать.

Нарядным дополнением одежды был сделанный из тонкой ткани передник полле (polle ). Его украшали понизу полосой разноцветной вышивки и широким цветным кружевом круусева (kruuseva - от русск. кружево ) или бахромой. По праздничным дням, и, непременно, в свадебные дни носили белые узорчатые перчатки, вязанные из тонкой льняной пряжи.

Волосы у всех женщин всегда были подстрижены. Эурямёйсские девушки обычно делали прямой пробор посередине, лишь у девушек из прихода Тюрё была челка, за что над ними в соседних приходах посмеивались и пели:

Tyröss’ on tytöt kopeat,

liinaharjat, laukkiotsat,

k ä yv ä t Kaarostan katua .

В Тюрё девушки спесивы,

Льняные гривы, подрезанные лбы,

Ходят по улице Кааросты.

На девушках были особым образом сделанные головные украшения сэппэль или сяппяль (seppel , s ä pp ä l ), по форме напоминающий обруч. Этот необычный головной убор делали из красного сукна, часто украшали бисером и перламутром, а посредине пришивали ряд оловянных «кнопок» с острыми шипами. По мнению самих финнов, девушки носили сяппяль как средство защиты от парней. Замужние женщины тоже подстригали волосы, оставляя сбоку длинную прядь, за которую крепили к голове особое приспособление сюкерёт (syker ö t ), на котором держался и сохранял форму головной убор. Сюкерёт делали из железной проволоки, вокруг оборачивали льном, чтобы ржавчина не испортила одеваемый поверх головной убор. Такой убор под названием хунту (huntu ) шили из снежно-белого тонкого льна. Этот головной убор был настолько прост и изящен, что известный исследователь Ингерманландии А. Альквист назвал хунту «короной и цветком сути эурямёйсет».

Замужние женщины на голову поверх хунту еще надевали платок корвелус (korvelus ) или корвариепу (korvariepu ), который часто делали из зелёной атласной ткани, а края на нём были обычно красные или цветастые.

На ноги натягивали чулки, а поверх - ноговицы кальсут (kalsut ), разновидность гетров. Зимой их делали двойными: из красного сукна на холстинной подкладке. Летом же женщины часто ходили босиком, надевая на ноги лишь белые льняные кальсут. Кальсут закрепляли на ногах узкими оборами паулат (paulat ), зимой - чаще всего тёмно-синими шерстяными, летом - белыми льняными. Финны-савакот, считавшие финнов-эурямёйсет слишком «архаичными» в костюме, смеялись над костюмом эурямёйсет, пародируя особенности их диалекта: Mie ko nakroin mein kakrapelloss kalsun paklat kaklassain (Я когда смеялась, шла на овсяное поле с завязками от кальсут на шее ).

Часто использовали и узорчатые вязаные носки. На ногах обычно носили кожаные туфли домашнего изготовления липоккаат (l ipokkat). По праздникам многие девушки стремились надеть сшитые из чёрной кожи туфли сикерит (sikerit ) с острыми носами, с краями, украшенными красной юфтевой кожей. На месте пятки нашивали кожаные украшения различного цвета, оттуда же уходили и завязки, крепящие обувь к ногам. Каблуки были часто подбиты большими каблучными гвоздями - и часто на вечерних посиделках именно перестук таких каблуков на дощатых полах служил главным сопровождением танцев. Для лесных работ (особенно в Северной Ингерманландии) использовали плетёную из бересты обувь - лапти и ступни вирсут (virsut ).

В прохладную летнюю погоду и в праздники финки-эурямёйсет носили короткий белый льняной полукафтан костоли (kostoli) , сшитый в талию и расклешенный от пояса (см. цветную иллюстрацию XI)нки-эурямейсет адывалию юбку из рямйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху,Российской академии наук. вском языке). . В таком наряде шли в церковь первый раз в году летом, на Воз-несение, и этот праздник в народе называли "костольным" (kostolipyhä). Шили костоли чаще всего из белой покупной диагонали, и часто вдоль полочек до талии располагали узкие полосы вышивки шерстяными нитями. Вышивка на костоли невероятно красива: «точечным» крестом, тамбурным швом, косыми стежками мастерицы настолько искусно вышивали эту простую по покрою одежду, что она становилась настоящим произведением искусства!

Весной и осенью эурямёйсские женщины надевали длинный или полудлинный кафтан виитта (viitta ), который был сделан из тонкой грубой шерсти (см. цветную иллюстрацию XI). Это «пальто» было очень женственно по покрою и удивительно красиво по отделке. Стоячий воротник виитты делали из пурпурно-красного тонкого сукна. Правую полочку украшали красными и синими нитями, а на уровне пояса пришивали небольшой кусок замши сяамюскя (s ää mysk ä - русск. замша ), на который нашивали застежку-крючок. Края рукавов и верхушки больших складок на спине были также отделаны желтой замшей и украшены красными, синими и зелёными нитями. Позднее появились и синие виитты: их носили весной и летом, а белые - осенью и зимой. На плечах обычно завязывали платок риепу (riepu ) или каулаваате (kaulavaate ), а поверх надевали бусы рипукка (ripukka ), часто в две нити.

Главной зимней одеждой для эурямёйсской женщины была шуба туркки (turkki ). Её шили из тёмно-синего тонкого сукна, а подкладкой была овчина чёрного цвета. Вокруг шеи и спереди пришивали котсикат (kotsikat ) или котикат (kotikat ) (от русск. котик - кошачий мех ), а по краям рукавов - тёмно-серый мех «заграничного зверя». Шубу плотно подвязывали разноцветным поясом вюо (vy ö ). Поверх шубы носили ещё жёлтые янтарные бусы янтари-хэльмия (janttari - helmi ä ).

В Северной Ингерманландии финки-эурямёйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху рэккопайта (rekkopaita ), а поверх надевали длинную юбку из синей, чёрной или коричневой полушерсти, по подолу которой шёл волан из красной покупной ткани или цветная покромка, тканая на берде (см. цветную иллюстрацию IX). На такой юбке закладывали более 40 складок, а тонкий притачной пояс застегивали на пуговицу. На голову местные финки крепили хунту (huntu) - в этих северных деревнях он имел совсем иную форму и напоминал небольшой гофрированный полотняный кружо-чек, который прикреплялся к волосам в верхней части лба. С таким хунту на лбу замужняя женщина могла ходить и с непокрытой го-ловой, а если надевала платок, то так, чтобы хунту оставался виден.

В западных районах Ингерманландии финки-эурямёйсет льняную рубаху вышивкой не украшали и носили обычную однотонную или полосатую юбку из шерсти или полушерсти. Девушки поверх длинной косы повязывали ленту, а замужние женщины надевали белые полотняные чепцы с кружевом по краю, присборенные и стянутые сзади лентой, или белые головные уборы, похожие на русскую «кичку» без жесткого каркаса.

Эурямёйсет очень долго сохраняли свой особый костюм и говорили, что «меняющий свою одежду и меняющий свою веру находятся в одном и том же месте». Но в конце XIX века их старинный костюм стал изменяться самыми быстрыми шагами. Раньше эурямёйсская одежда делалась от начала до конца дома, только платки обычно покупали у торговцев. Но уже в 1870-х годах стали покупать сукно на плечевую часть сарафана, жемчуг для сяппели и «кнопки» у ходивших карельских коробейников лаукку-рюссит (laukku - ryssit - сумочно-русски х). В их товарных лотках находили и ткань для хунту , и покупные цветные нитки (они даже получили у местных финок особое название риккаатлангат (богатые нитки ). В те времена стали покупали у торговцев готовые шубы, чаще всего «из города» (linnasta ) - из Петербурга. Вместо старинного кафтана виитта появились русские коухтат (kouhtat ) и капотит (kapotit ). Во многих деревнях девушки стали ходить одетыми, как савакот, хотя их мате-ри были эурямёйсет.

Одежда финок-савакот

Костюм финок-савакот был иной: они носили рубаху пайта (paita ), держащуюся на та-лии юбку хамэ (hame ), лиф лииви (liivi ) или кофту танкки (tankki ), передники и головные уборы разнообразной формы (см. цветную иллюстрацию XV).

Рубаху пайта (paita ) шили из белого льняного полотна с разрезом посредине груди, застегивающимся на пуговицу или скрепленным круглой застёжкой солки (solki ). Обычно рубахи не вышивались, но иногда по вороту располагали полосу незатейливой вышивки. Рукава рубах были широкими, чаще всего полудлинными. Манжеты, отороченные красивым кружевом, вязаным крючком или на коклюшках, завя-зывались у локтя так, чтобы нижняя часть руки была открыта. Поверх рубахи надевали безрукавный лиф лииви (liivi) или кофту танкки (tankki). Их часто шили также из сукна или покупной ткани. Лифы отделывали тесь-мой, застёгивались они или по всей длине, или в двух местах - на груди и на талии. Кофты спереди, вдоль сплошной застёжки, и вокруг шеи украшались белой рюшем. Юбки хамэ (hame ), собранные на талии в сборку, шили из шерстяной или полушерстяной ткани, однотонной, полосатой или клетчатой. Иногда в празд-ники надевали по две юбки, причём верхняя могла быть из ситца. Передники обычно были белые, украшенные белым или чёрным кружевом, иногда с затканными полосами или с вышивкой. Девушки заплетали волосы в косу, на голову повязывали ленту. Замужние женщины носили мягкие чепцы лакки (lakk i ), плотно покрывавшие голову и отделанные по краю кружевом.

Самой яркой считалась одежда женщин-савакот из числа так назы-ваемых «настоящих государственных» (varsinaiset vallanomat) из фин-ских приходов Кельтто, Ряяпювя и Токсова, расположенных к северу от реки Невы. Когда-то эти земли принадлежали князю Григорию Потемкину, и ещё во времена крепостного права местным крестьянам запре-щалось вступать в брак за пределами княжеских владений. Но здешние финны и не стремились к этому, считая себя более высокими по положению, чем окружающее население. Одеж-да женщин этих деревень, по покрою обычная для финок-савакот, выделялась своими яркими цветами. Особо следует отметить местные названия цветных тканей: здесь не говорили «светло-красная» или «тёмно-синяя» ткань, как в Финляндии. Местные финки как бы подчеркивали личное творчество каждой мастерицы, давая тканям такие названия, как, например, «юбочная ткань невесток из дома Костерила», «ткань церковной юбки свекрови из дома Паавола» или «ткань передника Анни, жены Симо» и т.д.

И всё же самым главным здесь был красный цвет: «Чем краснее, тем лучше!». Особенно красива была летняя одежда, которую носили с Вознесения почти до зимы, до осеннего праздника Миккели . Полушерстяную ткань для юбок ткали яркими красными квадратами или, реже, полосами, добавляя для контраста жёлтые, синие или зелёные нити. Лифы и кофты тоже шили из красной клетчатой или цветастой ткани, отделывая их по краю яркой зелёной или голубой лентой. Такие лифы очень выгодно подчеркивали красоту статных ингерманландских финок: они застегивались у ворота и на талии, образуя на груди расходящимися краями лифа овальные просветы. И передники тоже делали из красной «клетки». Часто из города специально привозили дорогой красный клетчатый шёлк, и обладательницы шёлковой одежды на деревенских танцах в свои хороводы не пускали девушек в ситцевых юбках. В праздники и женщины, и девушки для демонстрации своего богатства надевали по несколько лифов, так, чтобы край нижнего был виден из-под верхнего, и было ясно, сколько их надето. Наплечные платки у девушек были также красных тонов. Девушки носили на голове венец пинтэли (pinteli ) из красной шёлковой ленты с вышитыми цветами, с длинны-ми концами, спускающимися по спине, или красные косынки. Женщины покры-вали голову белым чепцом с кружевом по краю. В праздники носили «господскую обувь» - хорошие покупные башмаки на высоком каблуке.

Похожей на эту была женская одежда савакот и в приходе Туутари (окрестности Дудергофа). Юбки здесь были полосатые, с красными, белыми, синими и зелёными полосами, а ли-фы и кофты - ярко красные, обычно шёлковые. Девушки заплетали волосы в две косы и укладывали в пучок на темени, а вокруг него обвязывалась красная лента, концы которой спускались на спину. Женщины покрывали голову мягким чепцом лакки (lakki ), собранным в сборку.

В приходе Ярвисаари и Марккова женщины предпочитали зелёные и жёлтые цвета в одежде. И даже головной убор в форме русского повойника здесь шили из зелёного покупного атласа.

В западных частях Ингерманландии, по берегам реки Луги и на Кургальском полуострове, финки так же, как водь и ижора этих мест, надевали «ижорские» рубахи с украшенными красным ситцем поликами и красивейшей вышивкой с архаичными узорами птиц, женщин и замысловатыми геометрическими орнаментами. Но, в отличие от местных православных, замужние финки не носили красивые головные полотенчатые уборы саппано , а покрывали голову чепцами или особым образом (с узлом сзади) повязывали платки. В конце XIX века местные финки стали носить летом «круглые» сарафаны русского типа сначала из домотканого льна синего, чёрного, реже коричневого цвета, позднее из цветной набойки и яркого покупного ситца.

Зимой же по-прежнему надевали шерстяные и полушерстяные юбки чёрного, красного, зелёного и синего цвета, чаще всего с яркими разноцветными широкими и узкими полосами (см. цветную иллюстрацию XVI). При этом, в зависимости от деревни, полосы на юбках могли располагаться и вертикально (как в деревнях Нижней Луги), и горизонтально (как на Кургальском полуострове). Под юбку надевали нижнюю белую льняную юбку с полосой вышивки понизу.

Верхней одеждой финок-савакот, нижнелужских и кургальских финнов также служили с весны до осени полукафтаны и кафтаны виитта (viitta ), зимой - шубы туркки (turkki ).

Конькова О.И., 2014


DIXI COAT

Финляндия славится своим суровым климатом, интересной культурой и знаменитыми брендами одежды. Одно только выражение «Финская одежда» ассоциируется с известными на весь мир пуховиками и горнолыжными костюмами. Что ж, ничего удивительного здесь нет, поскольку производство верхней одежды для северных стран – это вполне закономерно и естественно. Какие же бренды финской одежды знает весь мир?

Финская одежда и секрет ее популярности

Первые бренды одежды начали появляться в Финляндии уже в 20 веке, некоторые из них остаются мегапопулярными и сегодня. Среди них можно выделить: Rukka, Reima, Finn Flare, DIXI COAT, ICEPEAK, LUHTA.

  • Финляндия – страна холодная, поэтому верхней одежде уделяется большое внимание. В коллекциях финских производителей одежды можно встретить большое количество всевозможных пуховиков, курток, комбинезонов, шапок, свитеров, теплой обуви и т.д.
  • Основной девиз финского образа жизни – это комфорт и практичность, и именно исходя из этого правила, финские бренды создают свою одежду.
  • Финская одежда необычайно прочна и качественна, а благодаря использованию натуральных дышащих тканей, тепло сохраняется внутри, не перегревая при этом.
  • Настоящими «финскими трендами» являются: водоотталкивающая пропитка (Reima, KERRY, JOUTSEN), термо-белье (Thermoform, Guahoo, Sasta), знаменитая мембранная ткань (Kilmanock, JONATHAN, Jahtijakt),верхняя одежда с легкими утеплителями (JOUTSEN, Luhta, Maritta).

Самая лучшая одежда из Финляндии

  • Верхняя одежда . Как только речь заходит о верхней одежде, на ум сразу же приходят известные финские бренды, такие как: Skila, LUHTA, MARITTA, ORATOP, DIXI COAT, ICEPEAK.
  • Детская одежда . Качественная верхняя одежда – залог здоровья ребенка. Дышащие материалы, легкий вес и уникальный дизайн – именно о такой одежде для своих детей мечтают все родители. Известные на весь мир финские фирмы Reima, KIVAT, Nels, KERRY специализирующиеся на пошиве детской одежды, предлагают практичную, удобную, яркую одежду, в которой малыш никогда не замерзнет.
  • Одежда для спорта . Славится финская одежда для спорта на весь мир: теплая, качественная, комфортная одежда для занятий спортом финских брендов: Rukka, ICEPEAK, LUHTA, Torstai.
  • Повседневная одежда . Хоть и не пользуется такой же мировой известностью как верхняя или лыжная одежда, но такая яркая и стильная, она не может не привлекать к себе внимание: Marimekko , NP+,Skila, STORY.

Стоит отметить, что помимо всех преимуществ, финская одежда еще и стильная, благодаря чему можно создавать идеальные образы.

Финляндия – страна, где зима длящаяся полгода особо сурова к людям в холодный период. Поэтому финнам как никому известно, что теплая одежда способна не только согреть, но и спасти жизнь в условиях суровой зимы. В одежде предпочитают финны выбирать верхнюю одежду из водоотталкивающих теплых материалов и под одежду одевая согревающее термобелье.
Финские дизайнеры при разработке моделей одежды опираются в первую очередь на согревающие и водоотталкивающие свойства материалов, создавая изделия, которые непременно будут востребованы среди соотечественников и иностранцев интересующихся верхней одеждой финских производителей.
В Финляндии при изготовлении зимних пуховиков особой популярностью пользуется гусиный пух. Покупая финский пуховик покупатель может быть уверен в подлинности пуха как наполнителя. Так как температура в зимнее время года в Финляндии нередко может опускаться ниже отметки в 25 градусов, финские изготовители зимней одежды с особой тщательностью следят за качеством пуха, который выполняет водоотталкивающие и согревающие функции.
Помимо гусиного пуха многие финские бренды используют пух арктических птиц, который способен сохранять тепло, и благодаря своей циркуляции воздуха внутри изделия этот уровень постоянен вне зависимости от активности человека.
Среди пухового ассортимента в качестве наполнителя зимней верхней одежды также встречается гагачий и утиный пух.
Гагачий пух внешне выглядит как пышный пуховый материал серого иногда коричневатого оттенка. Этот вид пуха особо ценен и изделия с ним стоят дороже чем с иным видом пуха. По его качественным характеристикам стоит отметить легкость пуха и сохранение тепла.
В сравнении утиного и гусиного пуха, второй более выгоден в качестве наполнителя: по размеру он крупнее и обладает в большей степени теплоизоляционными свойствами.
Одежда из финского трикотажа производится из экологически безопасных и натуральных материалов: хлопка, льна и шерсти. Главным достоинством данного вида трикотажных тканей является воздухопроницаемость материалов, способствующая насыщению кислородом кожей.
В суровых условиях Финляндии производство одежды не представлялось возможным и многие местные модельеры последовали примеру : перенесли производство в Китай и , где условия для пошива изделий более благоприятны и затраты на материалы значительно меньше. Однако качество одежды остается на высоком уровне. Цены на товары местного производства в Финляндии значительно выше, но финнов это не смущает: они считают, что лучше переплатить за высокое качество «родных» чем сэкономить на западном бренде.