Необычные растения        09.05.2019   

Как сшить финский национальный костюм. Финляндия

Страна Финляндия является европейской страной, с потрясающими северными пейзажами. Не многим известно, что Финляндия - родина Санта Клауса. Каждый, кто бывает в здешних местах, не упускает возможность побывать в деревне Санта Клауса и узнать, что новенькое готовиться к Новому Году в Финляндии. Финны консервативны, тщательно соблюдают национальные традиции и обычаи, чтут культуру. Можно с полной уверенностью заявить, что финны патриоты своей страны

Транспорт

Финляндия – развитая европейская страна. Здесь есть все, и автобусы, и трамваи, метро, самолеты и поезда. Самый распространенный вид общественного транспорта – это автобусы. Для того, чтобы передвигаться из одного города в другой проще быстрее и дешевле будет воспользоваться самолетом или поездом.

На автобусных остановках представлено подробное расписание автобусов и рейсов, поэтому туристам будет не сложно сориентироваться и совершить поездку до желаемого пункта.

Билет на автобус без пересадки будет стоить 1,2 евро, а билет с предполагаемой пересадкой будет стоить 1,5 евро. Билеты на автобус можно купить в газетных киосках на остановке, или непосредственно у водителя. Билет необходимо обязательно проштамповать в салоне автобуса.

В Финляндии так же существует и водный вид транспорта, преимущественно популярностью пользуется этот транспорт у туристов. Перевозка осуществляется на катерах, лодках, яхтах. Поскольку в летнее время этот вид транспорта очень популярен, следует заранее заказывать себе проездные билеты.

В Хельсинки имеется метро, хоть и не большое, но вполне удобное и практичное. Стоимость проезда идентична тарифам на наземный вид транспорта.

Такси можно заказать возле вокзалов, аэропорта либо по телефону. Ловить такси на улицах в этой стране не принято. Тарифы высокие. Чтобы добраться от аэропорта до центра Хельсинки придется заплатить 16-25 евро.

Большой популярностью в Финляндии пользуются велосипеды, в каждом городе имеется достаточное количество пунктов проката велосипедов. Аренда обойдется в 7-10 евро. Велосипед – отличный транспорт для того, чтобы не спеша и с удовольствием осмотреть город, окрестности и достопримечательности.

Электричество на территории страны

Напряжение в электрической сети в Финляндии, как и в большинстве стран Европы, составляет 220 Вольт с переменным токоv в 50 Герц. Для электрических приборов, сделанных в Великобритании или США, понадобятся специальные переходники. Для приборов российского производства переходники не понадобятся. В большинстве отелей имеются все необходимые приборы для комфортного отдыха, такие, как фен, кофеварки, чайники и т.д.

Арендовать квартиру в Финляндии – дорогое удовольствие. В целом, содержать квартиру в этой стране сравнимо с условиями содержания квартир в Москве или Санкт-Петербурге. В месяц среднестатистический финн тратит 30-50 евро на оплату коммунальных услуг и содержания квартиры.

Праздники в Финляндии


9 Апреля - День Микаэля Агриколы (День финского языка). День финского языка в Финляндии не является выходным днем, но по всей стране поднимают государственные флаги. Микаэль Агрикола был финским просветителем. Воспитываясь в приходе Агрикола отправился в Германию, получать образование. В итоге, в 1554 году Агрикола стал первым лютеранским епископом Финляндии. Микаэль Агрикола стал создателем письменного финского языка. В 1543 году он создает и выпускает в свет первую финскую азбуку. Именно этот год и стали считать годом рождения финской письменности. Микаэль взял за основу для создания финского языка карельский и диалект, на котором разговаривали жители Турку.

12 Июня - День Хельсинки в Финляндии. Ежегодно в день 12 июня Хельсинки становится самым оживленным городом. В Финляндии по традиции отмечают день основания столицы государства (1550). Самым оживленным и многолюдным местом в столице Финляндии становится главная площадь. Здесь устраивают концерты, театральные представления, повсюду можно увидеть уличных актеров, музыкантов. Для горожан готовят разнообразные представления и шоу – программы. Празднование открывает сам мэр города, выпивая чашечку кофе в живописном дворике здания муниципалитета. В этот день горожане могут посещать экскурсии по родному городу, посещать исторические площадки, где рассказывают об истории возникновения и становления города.

6 Июля - День Эйно Лейно. Финны ежегодно отмечают день, посвященный памяти финского поэта – лирика Эйно Лейно. День 6 июля отмечают как праздничный День лета и поэзии. Финны уверены, что благодаря этому поэту их язык стал более богатым, и стал поистине символом культуры в стране. Практически каждый финн знает наизусть несколько стихотворений Эйно Лейно. Песни на стихи этого поэта до сих пор крутят по радио. Помимо стихов и песен, Лейно написал немало драматических произведений, романов, повестей, по которым ставят постановки в театрах Финляндии.

Национальная одежда в Финляндии

В национальной одежде Финляндии нет понятия единства. По всей стране не было единых стандартов того, что нужно носить мужчинам и женщинам. Одежда имела схожие черты и мотивы, но в целом отличалась друг от друга в зависимости от округа.

Так, к примеру, женский национальный костюм района Кивеннапа предполагал белую блузку, расписную жилетку и юбку с фартуком. Как правило, фартук и жилетка были богато расшиты цветными нитями, бусинами. Особенностью этого наряда было то, что помимо фартука и жилетки, составляющим наряда было полотенце, в которое, как правило, заворачивали какие-либо ценные вещи.

Национальный женский костюм Центральной Финляндии предполагал простое одеяние, блузку, юбку и жилетку. Юбка имела широкие цветные полосы. Это было единственным украшением, так как в Центральной Финляндии одежду не расшивали узорами. Женщины так же носили головные уборы, как правило, чепцы. Юные девушки носили чепцы, украшенные красной лентой.

Костюм провинции Усекла глобально отличается от костюмов других провинций. Женский костюм имел множество деталей и выглядел очень богато. Как правило, для создания костюма не использовали домотканые материалы, а закупали дорогую ткань. Женский наряд состоял из юбки, передника, чепца, жилетки различных расцветок, и фактур. Главной особенностью наряда был жакет, который со спины имел сборки, подчеркивающие талию.

Мужской национальный костюм, как правило, не имел особых отличий, как женский. Мужчины носили куртки, рубахи, жилеты, с вышивкой. В качестве возможности покрасоваться, мужчины имели в своем гардеробе несколько пар штанов: льняные, и сермяжные темно-синего оттенка.

Национальная кухня в Финляндии

Национальная финская кухня – сытная, сочная, калорийная и по-домашнему очень вкусная. Блюда финской кухни как нельзя кстати подходят для северной страны. Только при помощи сытных и горячих блюд можно спастись от неприятных холодов. Поскольку финны практикуют активный образ жизни, население не страдает от избыточного веса с такой калорийной национальной кухней.

Поскольку Финляндия имеет выход к Балтийскому морю, большая часть блюд национальной кухни состоит из рыбы и морепродуктов. Вяленая, копченая рыба, супы, пироги из рыбы – пользуются большой популярностью у туристов и местных жителей.

Ни одно застолье финнов не проходит без горячего или холодного блюда из мяса. Всевозможные колбасы, копчености, а так же вяленое мясо – становится незаменимым атрибутом стола.

Экреоря – встретив такое название блюда в меню, не удивляйтесь, на самом деле это блюдо – знакомый всем с детства омлет. В омлет добавляют зелень, лук, перец. Не стоит думать, что омлет подают в качестве завтрака. Омлет служит гарниром к отварному картофелю, вяленой рыбе.

«Финский ягодный суп» - на самом деле данное блюдо не имеет и вовсе никакого отношения к супу. Это ягодный кисель, который варят из малины, клубники, клюквы и смородины. В воду с ягодами добавляют белое вино и палочку корицы. Готовый кисель заправляют взбитыми сливками и свежими ягодами. Кисель в понимании финнов, это сваренный из ягод, воды и сахара сироп, нежели густая консистенция на основе крахмала.

Финский кекс – поистине является самым популярным национальным кондитерским изделием. Финский кекс готовится из муки, яиц, сахара, сливочного масла, с добавлением грецких орехов, апельсинового джема, корицы, цукатов или изюма. Подобное национальное лакомство всегда является участником чаепитий.

Национальные блюда имеют сложные и порой замысловатые названия. На самом же деле блюдо будет простым в приготовлении, но, очень вкусным, сытным и аппетитным на вид.

Религия и обычии страны

Финляндия имеет схожие традиции и нормы поведения, как и в других североевропейских странах. Здесь не приняты широкие жесты, шумные встречи, и уж тем более беседы с незнакомцами. Здороваются финны при помощи рукопожатия, причем это распространено, как среди мужчин, так и среди женщин. В компании, где происходит знакомство с несколькими людьми, финны в первую очередь здороваются с женщинами, а потом с мужчинами.

Финны ценят и охраняют свое личное пространство, поэтому здесь не принято во время разговора похлопывать по плечу и всячески прикасаться к собеседнику, такие жесты могут расцениваться как фамильярность.

Некоторые жесты, которые привычны для русской культуры, могут быть неправильно поняты финнами. К примеру, держать руки в карманах при беседе считается грубостью, а скрестить руки на груди может быть расценено, как проявление высокомерия по отношению к собеседнику.

По этикету, воспитанный человек не смеется громко, не использует обильную жестикуляцию и не повышает тон при общении. Быть эмоциональным и громко смеяться, по мнению финнов – это удел простолюдинов.

В Финляндии принято равноправие, поэтому, если турист будет из вежливости идти на уступки даме, пропустить ее первой, или подать пальто, может быть расценено как оскорбление, непринятие их независимости. В Финляндии мужчина и женщина оплачивают свой счет самостоятельно. Мужчина может предложить оплатить счет женщины – это будет являться проявлением любезности.

Так же не принято в Финляндии есть на ходу, поэтому заведения быстрого питания не особо популярны.

Приходить в гости «по пути» - грубо. Здесь к приходу гостей готовятся заранее и подолгу. Поход в гости должен сопровождаться мелкими подарками с обеих сторон. Хозяева приема долго составляют список блюд, учитывая пристрастия гостей, их предпочтения в выпивке и т.д. Так же, в обязательном порядке готовят развлечения, от просмотра фотографий, до настольных игр

Правила поведения в Финляндии

Гулять на широкую ногу и вволю – у русских туристов в Финляндии не получится, конечно если они хотят себя показать воспитанными гражданами. Дело в том, что финны спокойны, сдержаны, не повышают тон при беседе и никогда громко не смеются. А так же не используют обильную жестикуляцию. По мнению финнов хорошо воспитанный человек не будет громко смеяться или использовать жестикуляцию, чтобы объяснить что-то или поведать новость. Подобные черты характера могут позволить себе только простолюдины.

Туристу не следует заговаривать с незнакомцами, даже если хотят попросить о помощи, для этого есть полицейские, справочные службы. Для того, чтобы с кем-то заговорить, необходимо быть представленными третьим лицом.

Туристам так же не следует есть на ходу или стоя на улице, так как финны посчитают вас лишенным какого-либо воспитания и понятия об этике.

При общении с финном ни в коем случае не нарушайте его личное пространство, не хлопайте по спине, не трогайте за плечо. Подобное действие будет расценено, как фамильярность, и в следующий раз финн вряд ли захочет снова с вами заговаривать.

Поскольку в Финляндии принято равноправие полов, туристу не следует демонстрировать правила этики, пропуская женщину вперед, уступая ей место в транспорте. Финки могут принять такой жест как неуважение к их независимости.

Развлечения в Финляндии

В Финляндии богатый выбор развлечений – от горнолыжных курортов до кемпингов. Конечно, в большинстве случаев эта страна привлекает к себе внимание туристов благодаря своим потрясающим горнолыжным курортам. Здесь выбор того, где отдохнуть на зимних каникулах, столь разнообразен, что сразу невозможно определиться. Горнолыжные курорты различаются по сложности склонов, специфике, они могут специализироваться только на молодежном отдыхе, либо предлагать комфортный семейный отдых. Так же горнолыжные курорты могут быть ориентированы на новичков, на профессионалов, либо предлагать комбинированный отдых.

В Финляндии популярны кемпинги. Причем как среди туристов, так и среди местных жителей, которые не прочь на все выходные стать ближе к природе. Кемпинг для туристов гораздо выгоднее, чем отель. Многие кемпинги находятся в 10-ти минутах езды от города, а проживание в палатках, или коттеджных домиках в разы дешевле, нежели в отелях.

Любителям пива понравится прогулка на пивном трамвае по Хельсинки. Это прекрасный способ насладиться финским пивом и осмотреть достопримечательности. Трамвайчик рассчитан на 30 посадочных мест. В салоне работают официантки, которые подают напитки и закуски. Помимо пива здесь есть масса других напитков, в том числе сок, кофе и проч. Взрослый билет стоит 8 евро, детский стоит 4 евро. Трамвайчик курсирует с 13 мая по 9 августа, а в остальное время года трамвай совершает поездки исключительно по частным заказам.

В Финляндии с каждым годом становится популярным семейный отдых, в связи с чем открывается все больше досуговых центров для всей семьи. Это могут быть семейные походы, отдых в кемпинге, или в коттедже за городом, организация семейного отдыха с поездками на лошадях, велосипедах, лодках.

Рыболовы будут приятно удивлены превосходной организацией спортивной рыбалки. В Финляндии прекрасно организован спортивный отдых, в том числе и рыбалка. Коттедж, кемпинг на озере, рыбалка, вечерний костер и барбекю – что может быть лучше, в сочетании со свежим воздухом.

Разница во времени

Предлагаем короткий перечень городов с разницей во времени с Финляндией. Подобная информация всегда необходима для туристов, отправляющихся в путешествие. Информированность в таких вопросах позволяет не удивляться, обнаружив, что часовой пояс курортной страны в разы превышает тот, в котором проживает турист. При внушительных различиях во времени туристу потребуется больше времени на адаптацию в условиях не привычных, чтобы начать чувствовать себя комфортно, привыкнув к совершенно новому режиму дня.

Разница во времени Финляндия (Хельсинки) – Россия (Москва) +1 час
Разница во времени Финляндия (Хельсинки) – Россия (Санкт-Петербург) +1 час
Разница во времени Финляндия (Хельсинки) – Россия (Новосибирск) +4 часа
Разница во времени Финляндия (Хельсинки) – Россия (Сочи) +1 час
Разница во времени Финляндия (Хельсинки) – Россия (Екатеринбург) +3 часа
Разница во времени Финляндия (Хельсинки) – Россия (Владивосток) +8 часов

Время перелета до Финляндии

Полеты на самолете всегда процедура увлекательная, в особенности при взлете и посадке. Сам же процесс полета практически не ощущается, а живописный вид из окна представляет собой однообразную картину из облаков. В условиях, когда путешествие предполагает длительный перелет, туристам стоит запастись не только терпением, но и тем, что может помочь отвлечься от ожидания посадки. С собой можно взять книгу, плеер с любимой музыкой, ноутбук с фильмами. Если вы собираетесь в поездку с маленькими детьми, стоит иметь в виду, что длительные перелеты сильнее влияют на утомляемость ребенка, чем на взрослого.

Время перелета до Хельсинки из Москвы составит около 1 часа 55 минут

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения. Традиционная женская одежда -- рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин -- льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда -- рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны.

В восточных районах долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние.

Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце XIX -- начале XX вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

Типично финским украшением считали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты. Все это -- массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами. Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки.

Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве -- немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках.

КОСТЮМ ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ

Мужская одежда

Мужской костюм у всех ингерманландских финнов был схож (см. цветные иллюстрации IX, Х и XII) . Лишь в отдалённых деревнях Северной Ингерманландии и по берегам нижнего течения реки Луги дольше сохранялась старинная белая одежда. Мужчины носили летом полотняные, зимой - суконные штаны хоусут (housut ). Рубаха пайта (paita ), сшитая из небелёного или белого холста, имела прямой разрез на груди и застегивалась на одну пуговицу или на завязки. У финнов, живущих по берегам реки Луги, рубаха могла быть украшена вышивкой понизу и на груди.

Верхней одеждой у финнов слу-жили белые, серые, коричневые или синие длинные суконные кафтаны виитта (viitta ), сшитые в талию, с клиньями, расши-ряющимися от пояса. Тёплой одеждой была поддёвка поттиэкка (ро ttiekka ) и овчинная шу-ба туркки (turkki ). Финны-эурямёйсет особенно долго сохраняли старинные шляпы ляаппя или лияппя (l ää pp ä, li ä pp ä ), похожие на шляпы питерских извозчиков. Эти широкополые шляпы с невысокой тульей делали из войлока чёрного, серого или коричневого цвета, и украшали шёлковой или бархатной лентой с пряжками из олова или серебра. Финны-савакот с конца XIX века стали носить городские фуражки и кепки. Обувь обычно была кожаная, домашнего изготовления - уулаттисааппаат (uulattisaappaat ), но носили и высокие покупные сапоги. Это считалось признаком богатства владельца, и часто на ингерманландских дорогах можно было встретить босого финна, несущего сапоги за спиной и одевавшего их только при входе в деревню или город.

Женская одежда

Народная одежда ингерманландских финок была невероятно красива, красочна и разнообразна. Она неизменно вызывала восхищение у всех, кто когда-либо видел её. Известный исследователь фольклора Ф.А. Саксбек во время свой поездки по Ингерманландии писал в своём путевом дневнике: «Приятно было утром на Троицу видеть женщин, сидящих на церковной горе. Там были белые, красные и синие краски, словно цветы на поле».

Изготовление одежды, особенно праздничной, требовало от мастерицы большого знания, значительного времени, огромного искусства и точного глаза. Ингерманландские финки шили свою одежду, в основном, весной, когда дни становились светлее, а до посевных работ ещё оставалось время.

Кроме главного разделения женского костюма на одежду финок-эурямёйсет и финок-савакот, почти в каждом приходе были свои отличия и цветовые предпочтения, формы кроя и любимые орнаменты вышивок.

Одежда финок-эурямёйсет

Одежда финок-эурямёйсет признавалась самой нарядной в Ингерманландии. Она сохранила многие древние черты костюма Карельского перешейка и поэтому отличалась сложным старинным покроем и большим количеством вышитых элементов. Петербургская финская газета Pietarin Sanomat в 1870 году писала про костюм эурямёйсет: «Это было действительно что-то прочное и уважаемое, собственное народное, что-то, что напоминает в душе о древнем народном женском благородстве, о девушках и женщинах нашей Калевалы».

В Ингерманландии в каждом приходе, где жили финны-эурямёйсет, женская одежда была немного разной. Обычно говорили, что «в Тюрё она была более грубого вида, в Хиетамяки - более красивая, а в Туутари - самая красивая». При этом самой нарядной считалась женская эурямёйсская одежда Центральной Ингерманландии (см. цветную иллюстрацию XII) .

У финнов был обычай обновлять новые одежды при хождении в церковь. И именно церковная одежда кирккопуку (kirkko р uku ) была из всех одежд самой важной, ценной и лучшей. Когда новый костюм был сшит, прежняя церковная одежда становилась будничной.

Костюм финки-эурямёйсет состоял из рубахи пайта или рэккопайта (paita , rekkopaita ), сарафана хартиусхамэ (hartiushame ) или юбки хамэ (hame ), передника, пояса и головного убора

Мы подробно опишем костюм, который носили в приходах Тюрё и Туутари в конце XIX века (см. цветную иллюстрацию XIII). Также упомянем об особенностях одежды финок-эурямёйсет других приходов.

Основу костюма составляла рубаха рэккопайта (rekko paita ). Её верхняя плечевая часть, так называемая улисэт (yliset ), изготавливалась из льняной тонкой узорчатой ткани муртикайнэн (murtikainen ), которую ткали из 6 нитей, чаще всего «в ромбик». Низ рубахи алисэт (aliset ) обычно делали из более толстой ткани. Главным украшением такой рубахи было рэкко (rekko ) - расположенная на груди у ворота деталь в форме прямоугольника или усечённого конуса (см. цветную иллюстрацию XIV). Рэкко было невероятно красиво, и его изготовление требовало очень большого времени. Его искусно вышивали яркими красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками в гобеленовой технике, «косым стежком», «крестом», «настилом». В праздничной одежде рэкко вышивали тонкими шерстяными нитками, а для повседневной одежды годились льняные и хлопковые нити. Ворот рубахи каулус (kaulus ), украшения верхней части рукавов и их нижние края были вышиты нитями, всегда такими же, как и рэкко . Сами рукава были длинными и широкими, внизу либо были свободными, либо стягивались в сборку в 3-5 см от края, либо (в более поздних вариантах) заканчивались манжетами. В летнюю жару был обычай подтягивать низ рукава к верхней части локтя, отчего они красиво ниспадали широкими складками. Рубаху у ворота скрепляли круглой пряжкой солки (solki ), серебряной или посеребренной. С возрастом размер используемой солки уменьшался.

Праздничная юбка-сарафан хартиусхамэ (hartiushame ) изготавливалась из тёмно-синего или чёрного плотного сукна, а её верхняя часть, располагавшаяся выше пояса - так называемая хартъюксэт (hartjukset ) - шилась из пурпурно-красного тонкого сукна, вышитого по краям разноцветной шерстью. В приходе Спанккова в украшении краёв использовали даже жемчужины. Такие нарядные яркие суконные юбки-сарафаны носили только по праздникам, а для будничной одежды и, особенно, для одежды девочек их часто шили из грубой шерсти или льна красного или сине-фиолетового цвета. Спинка юбки-сарафана - сэлкямя (selk ä m ä ) - была вышита тонкими многоцветными нитями, а внизу на неё нашивали особую деталь листи (listi ) из тёмно-красного толстого сукна или из расшитого цветистого бархата. Подол юбки хэльмустин (helmustin ) был украшен узкой полосой красной ткани.

Такую юбку-сарафан по праздникам дважды опоясывали тонким поясом вирон вюо (vironvy ö - «эстонский пояс») с длинными кистями тёппяят (t ö pp ää t ) или тёпёт (t ö p ö t ), которые свисали, доходя до края передника. В будни носили другой пояс - лаппавюо (lappavy ö -пряжковый пояс ). Этот красивый и тяжелый пояс был сделан из домашней свиной кожи, на нём были нанизаны узорные медные пряжки, число которых увеличивали с течением времени и изменениями фигуры. Такой пояс входил в приданое невесты и, кстати, был обычным хорошим средством воспитания в руках матери, когда детей следовало наказать.

Нарядным дополнением одежды был сделанный из тонкой ткани передник полле (polle ). Его украшали понизу полосой разноцветной вышивки и широким цветным кружевом круусева (kruuseva - от русск. кружево ) или бахромой. По праздничным дням, и, непременно, в свадебные дни носили белые узорчатые перчатки, вязанные из тонкой льняной пряжи.

Волосы у всех женщин всегда были подстрижены. Эурямёйсские девушки обычно делали прямой пробор посередине, лишь у девушек из прихода Тюрё была челка, за что над ними в соседних приходах посмеивались и пели:

Tyröss’ on tytöt kopeat,

liinaharjat, laukkiotsat,

k ä yv ä t Kaarostan katua .

В Тюрё девушки спесивы,

Льняные гривы, подрезанные лбы,

Ходят по улице Кааросты.

На девушках были особым образом сделанные головные украшения сэппэль или сяппяль (seppel , s ä pp ä l ), по форме напоминающий обруч. Этот необычный головной убор делали из красного сукна, часто украшали бисером и перламутром, а посредине пришивали ряд оловянных «кнопок» с острыми шипами. По мнению самих финнов, девушки носили сяппяль как средство защиты от парней. Замужние женщины тоже подстригали волосы, оставляя сбоку длинную прядь, за которую крепили к голове особое приспособление сюкерёт (syker ö t ), на котором держался и сохранял форму головной убор. Сюкерёт делали из железной проволоки, вокруг оборачивали льном, чтобы ржавчина не испортила одеваемый поверх головной убор. Такой убор под названием хунту (huntu ) шили из снежно-белого тонкого льна. Этот головной убор был настолько прост и изящен, что известный исследователь Ингерманландии А. Альквист назвал хунту «короной и цветком сути эурямёйсет».

Замужние женщины на голову поверх хунту еще надевали платок корвелус (korvelus ) или корвариепу (korvariepu ), который часто делали из зелёной атласной ткани, а края на нём были обычно красные или цветастые.

На ноги натягивали чулки, а поверх - ноговицы кальсут (kalsut ), разновидность гетров. Зимой их делали двойными: из красного сукна на холстинной подкладке. Летом же женщины часто ходили босиком, надевая на ноги лишь белые льняные кальсут. Кальсут закрепляли на ногах узкими оборами паулат (paulat ), зимой - чаще всего тёмно-синими шерстяными, летом - белыми льняными. Финны-савакот, считавшие финнов-эурямёйсет слишком «архаичными» в костюме, смеялись над костюмом эурямёйсет, пародируя особенности их диалекта: Mie ko nakroin mein kakrapelloss kalsun paklat kaklassain (Я когда смеялась, шла на овсяное поле с завязками от кальсут на шее ).

Часто использовали и узорчатые вязаные носки. На ногах обычно носили кожаные туфли домашнего изготовления липоккаат (l ipokkat). По праздникам многие девушки стремились надеть сшитые из чёрной кожи туфли сикерит (sikerit ) с острыми носами, с краями, украшенными красной юфтевой кожей. На месте пятки нашивали кожаные украшения различного цвета, оттуда же уходили и завязки, крепящие обувь к ногам. Каблуки были часто подбиты большими каблучными гвоздями - и часто на вечерних посиделках именно перестук таких каблуков на дощатых полах служил главным сопровождением танцев. Для лесных работ (особенно в Северной Ингерманландии) использовали плетёную из бересты обувь - лапти и ступни вирсут (virsut ).

В прохладную летнюю погоду и в праздники финки-эурямёйсет носили короткий белый льняной полукафтан костоли (kostoli) , сшитый в талию и расклешенный от пояса (см. цветную иллюстрацию XI)нки-эурямейсет адывалию юбку из рямйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху,Российской академии наук. вском языке). . В таком наряде шли в церковь первый раз в году летом, на Воз-несение, и этот праздник в народе называли "костольным" (kostolipyhä). Шили костоли чаще всего из белой покупной диагонали, и часто вдоль полочек до талии располагали узкие полосы вышивки шерстяными нитями. Вышивка на костоли невероятно красива: «точечным» крестом, тамбурным швом, косыми стежками мастерицы настолько искусно вышивали эту простую по покрою одежду, что она становилась настоящим произведением искусства!

Весной и осенью эурямёйсские женщины надевали длинный или полудлинный кафтан виитта (viitta ), который был сделан из тонкой грубой шерсти (см. цветную иллюстрацию XI). Это «пальто» было очень женственно по покрою и удивительно красиво по отделке. Стоячий воротник виитты делали из пурпурно-красного тонкого сукна. Правую полочку украшали красными и синими нитями, а на уровне пояса пришивали небольшой кусок замши сяамюскя (s ää mysk ä - русск. замша ), на который нашивали застежку-крючок. Края рукавов и верхушки больших складок на спине были также отделаны желтой замшей и украшены красными, синими и зелёными нитями. Позднее появились и синие виитты: их носили весной и летом, а белые - осенью и зимой. На плечах обычно завязывали платок риепу (riepu ) или каулаваате (kaulavaate ), а поверх надевали бусы рипукка (ripukka ), часто в две нити.

Главной зимней одеждой для эурямёйсской женщины была шуба туркки (turkki ). Её шили из тёмно-синего тонкого сукна, а подкладкой была овчина чёрного цвета. Вокруг шеи и спереди пришивали котсикат (kotsikat ) или котикат (kotikat ) (от русск. котик - кошачий мех ), а по краям рукавов - тёмно-серый мех «заграничного зверя». Шубу плотно подвязывали разноцветным поясом вюо (vy ö ). Поверх шубы носили ещё жёлтые янтарные бусы янтари-хэльмия (janttari - helmi ä ).

В Северной Ингерманландии финки-эурямёйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху рэккопайта (rekkopaita ), а поверх надевали длинную юбку из синей, чёрной или коричневой полушерсти, по подолу которой шёл волан из красной покупной ткани или цветная покромка, тканая на берде (см. цветную иллюстрацию IX). На такой юбке закладывали более 40 складок, а тонкий притачной пояс застегивали на пуговицу. На голову местные финки крепили хунту (huntu) - в этих северных деревнях он имел совсем иную форму и напоминал небольшой гофрированный полотняный кружо-чек, который прикреплялся к волосам в верхней части лба. С таким хунту на лбу замужняя женщина могла ходить и с непокрытой го-ловой, а если надевала платок, то так, чтобы хунту оставался виден.

В западных районах Ингерманландии финки-эурямёйсет льняную рубаху вышивкой не украшали и носили обычную однотонную или полосатую юбку из шерсти или полушерсти. Девушки поверх длинной косы повязывали ленту, а замужние женщины надевали белые полотняные чепцы с кружевом по краю, присборенные и стянутые сзади лентой, или белые головные уборы, похожие на русскую «кичку» без жесткого каркаса.

Эурямёйсет очень долго сохраняли свой особый костюм и говорили, что «меняющий свою одежду и меняющий свою веру находятся в одном и том же месте». Но в конце XIX века их старинный костюм стал изменяться самыми быстрыми шагами. Раньше эурямёйсская одежда делалась от начала до конца дома, только платки обычно покупали у торговцев. Но уже в 1870-х годах стали покупать сукно на плечевую часть сарафана, жемчуг для сяппели и «кнопки» у ходивших карельских коробейников лаукку-рюссит (laukku - ryssit - сумочно-русски х). В их товарных лотках находили и ткань для хунту , и покупные цветные нитки (они даже получили у местных финок особое название риккаатлангат (богатые нитки ). В те времена стали покупали у торговцев готовые шубы, чаще всего «из города» (linnasta ) - из Петербурга. Вместо старинного кафтана виитта появились русские коухтат (kouhtat ) и капотит (kapotit ). Во многих деревнях девушки стали ходить одетыми, как савакот, хотя их мате-ри были эурямёйсет.

Одежда финок-савакот

Костюм финок-савакот был иной: они носили рубаху пайта (paita ), держащуюся на та-лии юбку хамэ (hame ), лиф лииви (liivi ) или кофту танкки (tankki ), передники и головные уборы разнообразной формы (см. цветную иллюстрацию XV).

Рубаху пайта (paita ) шили из белого льняного полотна с разрезом посредине груди, застегивающимся на пуговицу или скрепленным круглой застёжкой солки (solki ). Обычно рубахи не вышивались, но иногда по вороту располагали полосу незатейливой вышивки. Рукава рубах были широкими, чаще всего полудлинными. Манжеты, отороченные красивым кружевом, вязаным крючком или на коклюшках, завя-зывались у локтя так, чтобы нижняя часть руки была открыта. Поверх рубахи надевали безрукавный лиф лииви (liivi) или кофту танкки (tankki). Их часто шили также из сукна или покупной ткани. Лифы отделывали тесь-мой, застёгивались они или по всей длине, или в двух местах - на груди и на талии. Кофты спереди, вдоль сплошной застёжки, и вокруг шеи украшались белой рюшем. Юбки хамэ (hame ), собранные на талии в сборку, шили из шерстяной или полушерстяной ткани, однотонной, полосатой или клетчатой. Иногда в празд-ники надевали по две юбки, причём верхняя могла быть из ситца. Передники обычно были белые, украшенные белым или чёрным кружевом, иногда с затканными полосами или с вышивкой. Девушки заплетали волосы в косу, на голову повязывали ленту. Замужние женщины носили мягкие чепцы лакки (lakk i ), плотно покрывавшие голову и отделанные по краю кружевом.

Самой яркой считалась одежда женщин-савакот из числа так назы-ваемых «настоящих государственных» (varsinaiset vallanomat) из фин-ских приходов Кельтто, Ряяпювя и Токсова, расположенных к северу от реки Невы. Когда-то эти земли принадлежали князю Григорию Потемкину, и ещё во времена крепостного права местным крестьянам запре-щалось вступать в брак за пределами княжеских владений. Но здешние финны и не стремились к этому, считая себя более высокими по положению, чем окружающее население. Одеж-да женщин этих деревень, по покрою обычная для финок-савакот, выделялась своими яркими цветами. Особо следует отметить местные названия цветных тканей: здесь не говорили «светло-красная» или «тёмно-синяя» ткань, как в Финляндии. Местные финки как бы подчеркивали личное творчество каждой мастерицы, давая тканям такие названия, как, например, «юбочная ткань невесток из дома Костерила», «ткань церковной юбки свекрови из дома Паавола» или «ткань передника Анни, жены Симо» и т.д.

И всё же самым главным здесь был красный цвет: «Чем краснее, тем лучше!». Особенно красива была летняя одежда, которую носили с Вознесения почти до зимы, до осеннего праздника Миккели . Полушерстяную ткань для юбок ткали яркими красными квадратами или, реже, полосами, добавляя для контраста жёлтые, синие или зелёные нити. Лифы и кофты тоже шили из красной клетчатой или цветастой ткани, отделывая их по краю яркой зелёной или голубой лентой. Такие лифы очень выгодно подчеркивали красоту статных ингерманландских финок: они застегивались у ворота и на талии, образуя на груди расходящимися краями лифа овальные просветы. И передники тоже делали из красной «клетки». Часто из города специально привозили дорогой красный клетчатый шёлк, и обладательницы шёлковой одежды на деревенских танцах в свои хороводы не пускали девушек в ситцевых юбках. В праздники и женщины, и девушки для демонстрации своего богатства надевали по несколько лифов, так, чтобы край нижнего был виден из-под верхнего, и было ясно, сколько их надето. Наплечные платки у девушек были также красных тонов. Девушки носили на голове венец пинтэли (pinteli ) из красной шёлковой ленты с вышитыми цветами, с длинны-ми концами, спускающимися по спине, или красные косынки. Женщины покры-вали голову белым чепцом с кружевом по краю. В праздники носили «господскую обувь» - хорошие покупные башмаки на высоком каблуке.

Похожей на эту была женская одежда савакот и в приходе Туутари (окрестности Дудергофа). Юбки здесь были полосатые, с красными, белыми, синими и зелёными полосами, а ли-фы и кофты - ярко красные, обычно шёлковые. Девушки заплетали волосы в две косы и укладывали в пучок на темени, а вокруг него обвязывалась красная лента, концы которой спускались на спину. Женщины покрывали голову мягким чепцом лакки (lakki ), собранным в сборку.

В приходе Ярвисаари и Марккова женщины предпочитали зелёные и жёлтые цвета в одежде. И даже головной убор в форме русского повойника здесь шили из зелёного покупного атласа.

В западных частях Ингерманландии, по берегам реки Луги и на Кургальском полуострове, финки так же, как водь и ижора этих мест, надевали «ижорские» рубахи с украшенными красным ситцем поликами и красивейшей вышивкой с архаичными узорами птиц, женщин и замысловатыми геометрическими орнаментами. Но, в отличие от местных православных, замужние финки не носили красивые головные полотенчатые уборы саппано , а покрывали голову чепцами или особым образом (с узлом сзади) повязывали платки. В конце XIX века местные финки стали носить летом «круглые» сарафаны русского типа сначала из домотканого льна синего, чёрного, реже коричневого цвета, позднее из цветной набойки и яркого покупного ситца.

Зимой же по-прежнему надевали шерстяные и полушерстяные юбки чёрного, красного, зелёного и синего цвета, чаще всего с яркими разноцветными широкими и узкими полосами (см. цветную иллюстрацию XVI). При этом, в зависимости от деревни, полосы на юбках могли располагаться и вертикально (как в деревнях Нижней Луги), и горизонтально (как на Кургальском полуострове). Под юбку надевали нижнюю белую льняную юбку с полосой вышивки понизу.

Верхней одеждой финок-савакот, нижнелужских и кургальских финнов также служили с весны до осени полукафтаны и кафтаны виитта (viitta ), зимой - шубы туркки (turkki ).

Конькова О.И., 2014

Народный костюм из обихода исчез и используется только для выступлений ансамблей народного танца, певческих хоров, иногда как праздничная одежда.

Дольше всего народная одежда сохранялась у женщин восточной части страны, в Саво и особенно в Карьяла. Для женской одежды этих районов была характерна рубаха, украшенная на груди вышивкой (rekkopaita ). Вышивка имела форму прямоугольника, шитого геометрическим орнаментом, преимущественно красными нитками, и располагалась прямо от шеи посредине груди. Разрез был слева, по краю вышивки, и застегивался у горла пряжкой. Вышивка на рубахе была видна в вырез верхней одежды - белого сермяжного или льняного полудлинного кафтана в талию (viitta ) или верхней кофты свободного покроя длиной до середины бедер (kosto ). В восточной части страны очень долго, кое-где до начала XIX в., сохранялась несшитая поясная одежда (hurstut ). Она состояла из двух полотнищ, которые на лямках, идущих через плечо, закрывали одно правый, другое - левый бок. Аналогичная форма одежды сравнительно недавно еще бытовала у ижоры Ленинградской области в районе Ковашей. Юбки и лифы проникли из западной Финляндии в восточную сравнительно поздно, причем и с этой одеждой иногда надевалось еще полотнище на лямке, пережиток несшитой одежды. В Карьяла юбки на поясе особого распространения не получили, в пограничные районы Карьяла, напротив, из русской Карелии проник сарафан. Интересно, что православное население восточных районов еще в средние века заимствовало у русских в качестве головного убора замужней женщины вышитую сороку (harakka , sorokka ), в то время как у лютеран дольше сохранялся старинный полотен- чатый головной убор (huntu ), под который волосы, свернутые жгутами, укладывались особым образом. Девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Обязательной принадлежностью женского костюма был передник, украшенный вышивкой, кружевами или тканым орнаментом.

Старые формы женской одежды западных районов страны известны плохо. С конца средних веков здесь стал обычным костюм, состоявший из рубахи и блузы, поверх которой надевалась юбка на поясе (vyotdrdhame ). Сначала юбки шили из однотонной ткани, затем распространились полосатые и клетчатые, Поверх блузы надевался лиф (lilvi ), оставлявший открытыми белые рукава и грудь кофты. Широко распространены были наплечные платки. Поверх юбки повязывали передник. Замужние женщины носили различного типа чепцы на твердой основе, девушки - открытые головные уборы.

Одежда женщин в северных районах была сходна с западной. На островах Финского залива - на Сейскари и Лавансари - одежда женщин короткой, не доходящей до пояса широкой блузкой напоминала северноэстонскую.

Мужской костюм в большинстве районов страны состоял из штанов чуть длиннее колена, белой рубахи, жилета, куртки и кафтана. На ногах и муж-

чины и женщины носили шерстяные чулки, постолы из цельного куска кожи или с треугольной вставкой на подъеме, лапти из бересты или лыка. Мужчины носили и высокие сапоги.

Пища

В феодальный период очень ощутим был в Финляндии недостаток своего хлеба, что сказывалось даже в урожайные годы.

Только в юго-западных районах крестьяне ели в будние дни хлеб из чистой муки, в остальной Финляндии его пекли лишь по праздникам. Обычно же в муку добавлялись различные примеси - мякина, гороховая ботва, тростник, капуста, а чаще всего заболонь (сосновая кора), которую в больших количествах заготовляли в начале лета, перед Ивановым днем («сосновые дни»).

Из повседневных блюд были характерны каши из муки и круп, преимущественно ячменной, а также овощные похлебки из брюквы, репы, гороховые и бобовые супы. Капусты ели мало; квашение ее было распространено только в карельских районах, паши и кашица из овощей до сих пор занимают большое место в народной кухне.

Круглый год шла в пищу рыба, которую в прошлом часто заготовляли впрок в квашеном виде. Еще в XVIII в. квашеная рыба употреблялась в Финляндии повсеместно, а в восточных районах и у лопарей ее квасили и в начале XX в. Ели рыбу также в соленом, сушеном и свежем виде. Рыбные блюда и сейчас занимают большое место в рационе. В XIX в. после убоя скота лучшие части туши продавали, оставляя себе небольшой запас мяса, а также кости и ножки для супов и студня. В западных районах страны употребляли в пищу и кровь (готовили кровяные колбасы, пекли блины). Молоко, как и сейчас, шло в пищу преимущественно квашеное и по большей части снятое.

Восточная и западная части Финляндии имеют локальные отличия в приготовлении пищи. Особенно ярко проявляются они в способе печения хлеба. В западных районах хлеб выпекается в виде кислых лепешек с круглым отверстием в центре (reikaleipa ) . Лепешки пекли сразу на несколько месяцев и хранили нанизанными на тонкие жерди. В восточных районах пекут высокий кислый хлеб, как у восточных славян. И в западных и в восточных районах едят толокно (talkkuna ), но состав злаков, из которых его готовят, различен. Различно приготовляют и простоквашу - в западных районах тянущуюся (pitka piima ), а в восточных - комковую, аналогичную русской «ломтихе».

Только для восточной части страны характерно приготовление рыбников (пирогов с рыбой), только в западной ее части крестьянам известно изготовление твердого сыра.

Из напитков в прошлом приготовляли различные квасы, варили солодовое пиво. С середины прошлого века стал распространяться кофе, превратившийся со временем в национальный напиток.

По праздникам готовили различные традиционные кушанья. Например, на масленицу обязательным был гороховый суп со свиными ножками, на пасху - мямми (mammi ) - особый сладкий хлеб из солодовой муки и т. д. Многие традиционные блюда приготовляют на праздники и до сих пор не только в деревне, но и в городе. Так, на рождество стараются запечь окорок, особым способом приготовить сушеную треску с картошкой, сделать запеканку из брюквы. Наряду с этим в деревенскую кухню в наши дни широко проникли городские рецепты различных супов, мясных блюд, кондитерских изделий и т. д. Это привело к значительному стиранию старых локальных различий в пище.




Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов






На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов






Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов


Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов