Комнатные растения        21.06.2019   

Фотографии калмыцких национальных костюмов. Калмыки - моя россия

КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. Мужская одежда В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями. Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками. Чапан- мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца. Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка. У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад. Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков. Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами. Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично. Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы. Калмыцкий женский праздничный костюм (Костюм принцессы Сувсы) Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения. «Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками. Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом. Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека. Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом. Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться. До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей. Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой. Калмыцкая обувь Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. В Калмыкии зачастую можно встретить современную молодежь в стилизованных одеждах с национальным калмыцким колоритом: головные уборы, женская и мужская одежда с национальным орнаментом.

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов

Головной убор калмыков.

В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную нить (улан зала), означавшую солнце и исходящие от него лучи. Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть где попало, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо, подкидывать. Старинное поверье гласит: если носить несколько шапок на голове, или складывать шапки друг на друга, то женишься или выйдешь замуж несколько раз. Но хуже всего, если приснится сон, что ты потерял головной убор. Это плохой знак. В старину калмыки в таких случаях непременно шли к гелюнгу - буддистскому священнику. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи (астрологом). После этого очищали ее огнем и произносили различные йоряли (благопожелания):

Өмссн махла өлзәтә болҗ,

Үүнәс улм сәәхн олн хувц өмсҗ,

Ут наста болтха!

В калмыцком народном костюме более двадцати видов головных уборов – мужских, женских, девичьих, летних и зимних, повседневных и праздничных. Шапки разных видов – это обязательная часть костюма. В вышивке женских головных уборов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса. Встречаются также элементы астрального орнамента – звезды, крест, солнце и луна. Цветовая гамма орнамента состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Все цвета имели символическое значение.

Красный – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой – цвет неба – символ верности и преданности. Зеленый – цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означает свет и жизнь, черный – тьму и мрак. Все мотивы калмыцкого орнамента можно разделить на 4 группы: геометрические, растительные, животные и астральные. Создавая свои изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы, среди которых особое место занимали сухожильные, шерстяные, шелковые, серебряные и золотые нити. Кроме того, расшивали бисером, блестками, стеклярусом, шнурками, тесьмою, пуговицами и всевозможными металлическими деталями.

Халмаг. Национальная шапка 19 век. Женская праздничная шапка шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Основная вышивка «зеег». Цветная шерстяная и золотая нити с отделкой золотым позументом. Отворот обязательно из черного бархата с рельефной вышивкой, золотой нитью по подстилу. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы, строго посередине лица.

Камчатка. Национальная девичья шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей. 19 век. Национальная рельефная вышивка серебряной и золотой нитью по подстилу. Надевается и носится набекрень. Существуют несколько вариантов этого головного убора.

Тоорцыг. Национальная девичья шапка с низким круглым и твердым околышем из черного бархата. 19 век. Черный бисер в комбинации с металлическими (медными) блестками и кистью из ниток цветного шелка.

Бюшлячи. Национальная женская меховая шапка монгольского типа. 19 век. Верх шапки из китайской набивной ткани (парчи) с помпоном из красных шелковых нитей. Ленты из золотого позумента и малинового бархата с плетеным калмыцким узлом на конце и цветными кистями из шелковых нитей. Национальная рельефная вышивка золотой нитью по подстилу. Роскошно убранные шапки (бюшлячи) из дорогого меха соболя, выдры, бобра, норки одевали жены калмыцких нойонов и зайсангов (князей).

Хурсх махла (хурсх – мерлушка). Головной убор калмыка – высокая, меховая шапка из каракуля или мерлушки. Верхняя часть покрыта красным сукном, по краю отделана полоской белого меха, с помпоном из красных шелковых ниток. 19 век.

Шиверлыки. Бархатные или шерстяные чехлы (накосники) , в них укладывались косы, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые по бокам платья на уровне пояса. На конец каждой косы привязывали по серебряной подвеске (токуг). Выйдя замуж, девушка была обязана разделить свою косу на две и носить их на груди в шиверлыках.

Хаджилга . Национальная шапка у пожилых калмыков. Нижняя часть шапки круглая, а верхняя – четырехугольная. Передняя часть шапки высокая. Околыш шапки обшивали мехом, а верхушку делали из яркого сукна. В центр хаджилги -шапки пришивали кисточку из красных шелковых нитей.

Шапка воина – калмыка в Великой Отечественной войне 1812 года. Желтая суконная шапка уланского типа с тульей из чёрного бараньего меха высотой 5 вершков (22,25 см) с красным суконным шлыком, свисавшим на правую сторону. При парадной форме к шапке полагались белые нитяные шнуры с кистями.

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником. Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками .
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет , которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами , иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.
В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили.
Наряд незамужней девушки летом состоял из нижнего белья, желятига - приталенного камзола без рукавов, поверх которого надевали приталенное платье - бииз, доходившее до пят. Его шили из разноцветного ситца, шелка яркой окраски или шерсти. На талии и по бокам бииз собирался во множество складок, красиво ниспадавших на бедрах и эффектно подчеркивавших девичью фигуру. Длинные рукава такой одежды по нижнему краю рукава украшались кружевом и имели разрез до локтя. Вырез на груди закрывала манишка с узорами из золотых и серебряных нитей и позументом.
Бииз всегда перехватывался на талии широким поясом, расшитым бисером.

Прически и головные уборы калмыков

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов. Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.
Завершали наряд калмыцкой женщины два шиверлыка - специальные бархатные чехольчики черного цвета для кос. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой - сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки. Чехольчики на концах завершались токугами - подвесками из серебра, по форме напоминавшими стрелы. Чтобы при выполнении домашних работ волосы, убранные в шиврелыки и утяжеленные токугами, не мешали, конструкцию продевали в специальные нагрудные клапаны, пришитые к платью.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви. Шили ее из сафьяна (выделанная из козьих шкур кожа, окрашенная в яркие цвета) - черного для мужчин и красного для женщин. Сапоги обязательно имели каблук. В носке это было неудобно, а наездников каблук выручал, помогая лучше цепляться за стремена. В холодное время сапоги надевали на валяные кошемные чулки.

Калмыцкий женский праздничный костюм

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать.
Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.

Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.
Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

калмыцкий женский праздничный костюм на фарфоровой кукле

Цвета наряда всегда были очень яркими - алыми, бордовыми, зелеными или синими.
Цегдег присутствовал в женской праздничной одежде вплоть до 30-х годов XX столетия. Он был без рукавов, с длинными полами. По краям подола и горловины шла вышивка гарусными нитями и позумент.
Узор с изображением копыт жеребенка - символа мужской силы - вышивали на одежде молодых женщин всегда с левой стороны, поскольку, по народному верованию, мужская сила, передаваемая девушке после замужества от супруга, находилась с левой стороны. Этот орнамент играл функцию оберега от злого глаза, а также означал чистоту и верность женщины своему мужу. Кроме того, калмыки верили, что, нося «копытца» на своей одежде, их жены могут родить им наследников.

Источник - журнал "Куклы в народных костюмах"

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) - ойратский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия - субъекте Российской Федерации. Говорят на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI - начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Численность современных калмыков в России - 183 372 человек

(Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков - тибетский буддизм школы Гелуг.Самоназвание калмыков, хальмг

(хальмгуд), вероятнее всего, происходит Флаг респ.Калмыкия

от тюркского прилагательного калмак -

«отделившийся», «отколовшийся» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет).

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы. Герб респ.Калмыкия

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.

Головные уборы

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые

Большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.

Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.

Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.

Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

Так же распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов.

Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.

1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг

Калмыцкий национальный костюм

Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.

Мужская одежда

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками.

Чапан - мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца.

Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи

Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка.
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным.


Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.

Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.


Калмыцкий женский праздничный костюм

(Костюм принцессы Сувсы)

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги.


Символика цветов на одежде

Особо почитались в народе красный и желтый цвета.

Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды.

Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Люди, живущие на огромных безбрежных просторах, обжигаемых солнцем, где в мареве горячего воздуха растворяется линия горизонта, где любая гладкая поверхность отражает пучок солнечных лучей, поклонялись солнцу и его частице – пламени огня. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно.

Голубой – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности.

Зеленый – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне.

Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север.

Белый означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность.

Черный – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти.

Чудесная цветовая гамма вышивок как нельзя лучше гармонирует с цветом костюма, с полным его убранством. Законами этой гармонии и объясняется тот или иной характер цветовых сочетаний в орнаменте вышивок: в зависимости от общего вида костюма – его покроя, цвета и т. д. – в орнаменте подчеркивается единственно необходимый, главный цвет – то красный , то синий , то золотой , то нежно-розовый . Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»).

Вышивка на одежде

-Традиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие. Вышивка народов нашей республики необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работа женщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.А какие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду -- и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самыми красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками.

Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

- Традиционные калмыцкие орнаменты которые вишивали на манжетах, воротниках, манишках и подолах женских и мужских платьев.

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.

- Традиционный калмыцкий орнамент “оборот солнца”

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.


Украшения

В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ в., тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей.

Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать.

Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть. К числу ювелирных украшений относятся серьги и кольца, изготовленные в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих ушах. Девушки - только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых заказчиков из серебра, редко – из золота, а для бедных – из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также из меди. Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод.Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. Эти, как и многие другие полезные в жизни обычаи калмыков сопровождались устрашающими мифами.Так, считалось, что носить серьги и кольца женщины и мужчины обязаны, иначе в загробном царстве. Женщины носили серьги в ушах, девушки - в одном правом, мужчины - в одном левом ухе. В этом проявляется традиционное для монгольского мира мышление в стиле бинарной оппозиции, согласно которой душа женщины находится в правой половине тела, а душа мужчины - в левой. Поэтому серьгу, кольцо, нож - все это мужчина носил слева.

У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда "чисто золотые", особенно были популярны сережки с маленьким "красным глазком". На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов.Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Особенно ценились серьги с подвесками. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото, как способствующее работе ума, на шее - серебро - для защиты души, а на руках медь - для охраны здоровья.

Существовало неписаное правило, согласно которому, человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье . Право носить серьгу имел только женатый мужчина. По серьге и кольцу типа хавсн бильцг когда-то можно было определить семейное положение мужчины. Мужские серьги были в виде колец, серебряные или золотые, часто с жемчугом или серебром.

Наиболее популярны у калмыков были серебро - цаган-менгн, золото - алтн, ценилась платина - цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы - шур, бирюза - ойун чолун, жемчуг - сувсн, янтарь - хув, нефрит - бендерьян чолун, халцедон - манн, яхонт - бадм чолун, яшма- хас, хаш, рубин - улан чолун, бриллиант- джиндмн, вачир и др.

Страничку создавали: Козлова Ангелина

Маслов Владислав

Калинина Ксения