Необычные растения        21.04.2019   

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов. Игра «что делает кошка? что делает собака?»

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Колесникова Е.В.

Описание учебника

ТЕМА 1
Знакомство с многообразием слов, моделированием, коротких, отрывистых линий_
Обведи только тex животных, которых Колобок встретил в лесу. Назови их. Ты назвал много слое, и все они звучат по-разному.
В Подскажи слова в конце стихотворений (авторы Н. Полякова, 6. Шуль-жик) и ответь на вопросы, Соедини прямоугольник с предметом, который назовёшь. Так мы будем обозначать слова.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий… (воробей).
Кто прыгал среди жирных голубей? (Тощий воробей)
Уронила белка шишку,
Шишка Стукнула… (зайчишку). ‘-
Кто уронил шишку? (Белка.) Кого стукнула шишка? (Зайчишку)
Дорисуй воду из душа мышке и лягушке.
звали каждого животного? Какое животное не обвели и почему? (Белочку, потому что Колобок не встретил ее в лесу.) (Уточните, что Колобок встретил в лесу много животных и все они называются разными словами.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ СКОРЕЕ»
Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно из перечисленных ниже упражнений; ребенок его выполняет, бросает вам мяч.
Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики.) Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон.) Назови овощи. (Капуста, помидор, картошка, морковка, огурец.) (И так далее, с различными вариантами по вашему усмотрению.)
Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделили его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.
В ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ Скажите детям:
Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.
Среди жирных голубей Уронила белка шишку,
Прыгал тощий (воробей). Шишка стукнула (зайчишку).
Незнайка, как и вы, не умеет писать, поэтому под каждым предметом нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините предмет, который назвали в конце стихотворения с прямоугольником.
В ДОРИСУЙ КАРТИНКУ
Предложите детям отгадать загадку:
Этот дождик не простой, Он без туч, без облаков
Дождик теплый и густой. Целый день идти готов. (Душ.)
Назвать тех, кто на картинке моется под душем. (Лягушка, мышка, поросенок.) Скажите, что у мышки и лягушки не льется вода, а они тоже очень хотят помыться, нужно им помочь — нарисовать водичку из душа.
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ (Индивидуальный подход)
Можно использовать два вида самоконтроля. Самоконтроль по словесной инструкции
Незнайка просит детей проверить свои рисунки. У них должны быть обведены заяц, волк, лиса и медведь (если обведены эти животные, значит все выполнено правильно). Прямоугольники надо было соединить с воробьем и зайкой (если прямоугольники соединены с этими предметами, значит все выполнено правильно). Если вода льется у всех, то дети все выполнили правильно.
Если все выполнено правильно, предложите закрасить шарик в правом нижнем уголке зеленым цветом, если есть одна-две ошибки, то желтым, если все выполнено неправильно — закрасить красным.
Скажите детям, что эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зеленый — все в порядке, можно переворачивать страничку; желтый — исправь ошибки и тоже можно перевернуть страничку; красный — постарайся выполнить все еще раз и будь внимательнее; как только исправишь ошибки, можно будет перевернуть страничку. Самоконтроль по образцу (проводится при работе с небольшой подгруппой детей) У вас имеется такая же тетрадь, как и у детей, в которой вы сами все выполняете правильно. Лист демонстрируется детям, а они должны сравнить свою работу с образцом. Самооценка проводится так же, как при словесном самоконтроле.
Знакомство с многообразием слов, моделированием,
нахождение различий в двух похожих рисунках_
Программное содержание
Способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.
Знакомить с разнообразием слов.
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО» Скажите детям:
Поможем Незнайке назвать каждую картинку одним словом. (Игрушки, фрукты и посуда.) Назовите предметы на первой картинке. (Юла, паровоз, заяц, матрешка, мяч.) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Игрушки.)
Научите Незнайку рисовать по точкам прямоугольник под каждой картинкой и назовите слово, чтобы он запомнил. (Игрушки.)
Предложите по точкам нарисовать прямоугольник под картинкой с игрушками. Скажите,
что так мы обозначили слово «игрушки».
Аналогичные упражнения — со второй и третьей картинками.
Знакомство с многообразием слое, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках
Назови каждую картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначил слова, которые назвал.
нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Четыре.) Назови различия
Поиграй в игру «Встреча друзей». (По тексту ребёнок выполняет следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, соединяет кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, выставляет вперёд мизинцы и указательные пальцы одновременно.)
Встретились два котёнка И поздоровались: «Мяу-мяу».
Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го».
Встретились два тигрёнка И поздоровались: «Р-р-р».
Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
В ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Незнайка говорит, что картинки одинаковые. А как вы думаете? (Нет.) Нарисуйте в прямоугольнике столько кружков, сколько найдете различий между двумя картинками. Расскажите Незнайке, чем отличаются картинки друг от друга.
Сколько нарисовали кружков в прямоугольнике и почему? (Четыре, потому что между картинками четыре различия.)
Назовите эти различия. (На картинке справа есть ежик, а на картинке слева его нет; на картинке справа один гриб, а на картинке слева — два; на картинке справа на елке нет шишек, а на картинке слева есть; на картинке справа нет солнышка, а на картинке слева есть.)
В ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ»
Выучите с детьми стихотворение к игре «Встреча друзей», одновременно выполняя с ними следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, дети соединяют кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, вперед выставляют мизинцы и указательные пальцы одновременно.
Сначала дети учатся выполнять это упражнение за столами, а затем — стоя в кругу.
Встретились два котенка И поздоровались: «Мяу-мяу». Встретились два щенка И поздоровались: «Гав-гав». Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го». Встретились два тигренка И поздоровались: «Р-р-р». Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
(дети соединяют мизинцы)
(дети соединяют безымянные пальцы)
(дети соединяют средние пальцы) (дети соединяют
указательные пальцы)
(дети выставляют указательные
пальцы и мизинцы, изображая быка)
САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
См. с. 13.
Примечание. У многих детей, как правило, не получается поочередное соединение пальцев, а самым трудным для них оказывается выставление мизинца и указательного пальца вперед. Предложите детям самим оценить, у кого это получилось, а у кого нет.
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделирование, рисование иголок ежикам
Программное содержание
Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с многообразием слов. Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Развивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием, обозначается слово в виде прямоугольника, формировать представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели слова.
Развивать графические умения посредством рисования коротких линий (иголки ежикам). Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

«СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»
У взрослого в руках мишка, а на столе много разных предметов (каштаны, желуди, шишка, гриб, матрешка). Взрослый просит назвать их и уточняет, что слова звучат по-разному. Но есть слова, которые звучат похоже. Мишка дает образец таких слов (ворона — корона, лейка -скамейка и т. д.). Далее детям нужно найти на столе предмет, название которого похоже на слово «мишка» (шишка). Мишка просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук — жук, санки — банки.)
Сравнение слое по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам
рШ Соедини предметы, названия которых звучат похоже
Расскажи, что может делать жук (летать, ползать, жужжать).
Произнеси название каждого предмета по слогам Хлопни в ладоши, как только произнесёшь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в названии нарисованного предмета.
Послушай строчки из стихотворения М. Пляцковского и выполни задания.
Есть сладкое слово — конфета.
Назови «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное и т. д.)
Есть быстрое слово — ракета.
Назови «быстрые» слова. (Самолёт, поезд и т. д.)
Есть слово колючее — ёжик.
Назови «колючие» слова. (Иголка, ёлка, гвоздь и т. д.)
Есть слово пушистое — снег. Назови «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок и т. д.)
Какое слово тебе запомнилось? Я Дорисуй ёжикам иголки.
ИГРА «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»
Мишка предлагает ребятам отгадать загадки, которые он для них приготовил. Как только дети отгадают загадку, они могут обвести по точкам прямоугольник, так они «напишут» название предмета.
Мы день не спим, Мордочка усатая,
Мы ночь не спим. Шубка полосатая.
И день и ночь Часто умывается,
Стучим, стучим. (Часы.) А с водой не знается. (Кошка.)
Бьют его, а он не плачет. Не будильник, а звонит, Угадайте, кто же он?
Только выше, выше скачет. (Мяч.) Не приемник — говорит. Ну конечно, (телефон).
Предложите назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон.)
Как звучат названия этих предметов? (По-разному.) Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.
Предложите сказать слово «мяч» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Один.) Сказать слово «часы» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «кошка» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «телефон» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Три.)
Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове. Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, — так мы обозначаем слово. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.
Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника — и в нем будет две части.) В названии какого предмета три слога? (Телефон.)
Разделите прямоугольник под телефоном на три части (скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).
Если хлопнули один раз, то это слово короткое, если хлопнули 2, 3 раза, то это длинные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
См. с. 15.
ИГРА «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА?»
Скажите детям:
Послушайте строчки из стихотворения М. Пляцковского «Есть сладкое слово — конфета».
Назовите «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное, йогурт, конфета.)
«Есть быстрое слово — ракета»
Назовите «быстрые» слова. (Самолет, поезд.)
«Есть слово колючее — ежик»
Назовите «колючие» слова. (Ежик, иголка, шило, гвоздь.) «Есть слово пушистое — снег»
Назовите «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок.) Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.
И ДОРИСУЙ ИГОЛКИ ЕЖИКАМ Скажите детям:
Мишка нарисовал ежей, но забыл нарисовать иголки. Помогите ему дорисовать иголки ежикам. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка
Программное содержание
Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов.
Развивать слуховое восприятие детей посредством сравнения слов по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Вырабатывать умение слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Продолжать развивать графические умения посредством рисования округлых и прямых линий (солнце).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Лариса Козлова
Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранять речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева):

1. узнавание неречевых звуков;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи 1 этапа

узнавание неречевых звуков;

различение звуков окружающей среды;

определение источника, направления, акустического характера звуков

развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения);

развитие слуховой памяти;

повторение ритмического рисунка;

различение длительности неречевых звуков.

различение длительности звуков;

соотнесение сочетания звуков с предметным изображением.

Задачи 3 этапа

дифференциация существительных, отличающихся одним звуком;

дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре;

дифференциация глаголов, сходных по звучанию;

подбор слов, похожих по звучанию.

Задачи 4 этапа

дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками;

дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;

дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками.

Задачи 5 этапа

дифференциация гласных звуков;

дифференциация фонетически далёких согласных звуков;

дифференциация звонких и глухих согласных звуков;

дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

Задачи 6 этапа

определение количества слогов в слове;

выделение ударного слога;

определение наличия звука в слове;

выделение ударного гласного из начала слова;

выделение конечного согласного звука;

определение количества гласных в звукокомплексах.

Узнавание неречевых звуков

"Глазки закрывай, что звучит, отгадай?"

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

"Где звенит колокольчик?"

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

"Угадай, что делать?"

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

"Угадай, кто сказал?"

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

"Далеко или близко"

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

"Прогулка"

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» - /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» - Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

"Так ли это звучит?"

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

"Соедини правильно"

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

"Звуковые часы"

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

"Хлопни в ладоши, если я ошибусь"

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дифференциация слогов

"Подними кружок, если я ошибусь"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.

"Какой слог лишний?"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими

согласными звуками.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

"Скажи наоборот"

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.

Взрослый

Дифференциация фонем

Игры варьируются за счет подбора звуков.

"Чья песенка?"

Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.

Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

"Сломанный телевизор"

Цель. Учить различать гласные звуки.

Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.

"Отгадай, кто или что это?"

Цель. Учить детей различать согласные звуки.

Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.

Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

Развитие навыков элементарного звукового анализа

"Сколько звуков я произнесла?"

Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.

Оборудование. Красные кружки.

Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

"Веселые звуковички"

Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности.

Оборудование. Символы гласных звуков.

Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

"Кто первый?"

Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

"Звук потерялся"

Цель. Учить определять последний согласный звук в слове.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени…» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.

4. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

5. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Т. В. Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. : Просвещение, 2008.

9. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1989.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Под ред. В. В Гербовой. – М. : Просвещение, 1998.

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится - в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове - различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость - на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов - детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель - горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит - течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки - это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая - идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача - правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему - подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант - разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус - слива - апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р - Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка - звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей - важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание и . Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес - самая лучшая мотивация.

«Игры на формирования фонематического слуха у детей 4–5 лет» (средняя группа)

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

6. развитию навыков звукового анализа.

Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия.

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

«Где позвонили? »

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

"Колокольчики"

Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".

Ход игры . Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.

Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.

Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом) .

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом? »

Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.

"Поставь по порядку"

Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".

"Коробочка гремит"

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры . Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Игра «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры : сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игры на развития речевого слуха:

Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: - Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме? И т. п

"Аленушка-ревушка"

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

"Знайки"

Цель – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.

Ход игры . Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик".

-"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".

"Кто стонал? "

Цель игры – дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий)

Ход игры . Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? "

"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом) .

Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.

Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? "

Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О" (стон передайте низким голосом) .

Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина".

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам-всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование : иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры : взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.