Комнатные растения        02.07.2019   

Как закаляться для укрепления иммунитета без ущерба организму. Методы закаливания

Знаете, сколько пользователей ежедневно забивают в строку поисковика фразу «как в домашних условиях начать закаливание взрослому человеку»? Сотни! А до дела доходит у единиц, остальные бросают идею в лучшем случае на этапе первых неуклюжих попыток обливания, если не раньше. И всё потому, что неправильно приступают к закаливанию, не имея ни представления о его принципах, ни плана действий, ни чёткого понимания – зачем всё это нужно. Давайте разбираться вместе?

Закалённый организм совсем иначе воспринимает перепады температур

Польза закаливания

С чего начать закаливание организма взрослому человеку? Пожалуй, с осознания пользы, которую он получит в результате своих действий. Фраза «это нужно для здоровья» звучит слишком обобщёно, чтобы стать серьёзным стимулом к перемене образа жизни. А вот когда мы твёрдо знаем, на какие бонусы можем рассчитывать, двигаться вперёд куда легче.

Что вы приобретёте, крепче подружившись с прохладной водой и свежим воздухом?

Крепкий иммунитет. Закалённый организм сопротивляется бактериям и вирусам эффективнее, чем изнеженный, а значит, сезонные простуды станут обходить вас стороной, да и с другими недугами придётся сталкиваться куда реже.

Здоровое кровообращение и нормальное давление. Обливание холодной водой служит отличной тренировкой для сосудов, заставляя их быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. В результате давление перестаёт зависеть от скачков погоды, головные боли уходят в прошлое, а сердечно-сосудистая система крепнет и здоровеет буквально на глазах.

Чистые лёгкие . Когда человек ныряет в ледяную прорубь или выливает на себя тазик холодной воды, его дыхание непроизвольно замирает, а затем возобновляется с удвоенной частотой. Происходит естественная вентиляция лёгких, что идёт им только на пользу.

Начинать закаливание лучше с детства, но и взрослым никогда не поздно заняться своим здоровьем

Устойчивую к стрессам нервную систему. Закаливание улучшает проводимость нервных импульсов и позволяет держать ЦНС в тонусе. Как следствие, улучшается память, способность к концентрации внимания и обучаемость.

Стройную фигуру. Оздоровительные процедуры с водой помогают восстановить обмен веществ, приводя в норму вес. Конечно, если его причины кроются в нарушенном метаболизме.

Помимо всего перечисленного, закаливание замедляет процессы старения, дарит заряд бодрости и хорошего настроения и благотворно влияет на состояние здоровья в целом.

Виды и этапы

Мы убедили вас, что закаливание невероятно полезная штука? Тогда хватайте ведро воды похолоднее и бегом в ванную, за молодостью и здоровьем.

Конечно, это шутка. Отчаянный сторонник ЗОЖ, вздумавший последовать подобным советам, в два счёта окажется на больничной койке. Двигаться вперёд придётся медленно и постепенно. А ещё желательно до того, как начать закаливание, посетить врача и сообща разработать программу «тотального оздоровления». Но если вы не жалуетесь на самочувствие и не страдаете хроническими заболеваниями, приступить к делу можно и самостоятельно. Главное не торопиться, ведь помимо заветного нырка в прорубь и галопа по сугробам в плавках существует немало других, щадящих методов.

Не нужно экстрима!

Подготовительный этап для новичков

Итак, закаливание для начинающих: в каком темпе двигаться и с чего начинать?

Со сна при открытой форточке. Причём не только в тёплое время года, но и зимой. Этим несложным действием вы сделаете первый шаг к укреплению организма, обеспечите лёгким приток кислорода и избавитесь от бессонницы, которая часто настигает нас в помещениях со спёртым воздухом.

С воздушных ванн. Устраивать сквозняк и бродить по квартире голышом – метод для экстремалов. Вы же начните с постепенного «обнажения»: оденьтесь легко, чтобы открыть воздуху доступ к вечно спрятанной под одеждой коже, и постойте минут 10-15 в прохладном затенённом месте. Важное условие: мёрзнуть вы не должны, поэтому начинайте с температуры не ниже +20 градусов. Постепенно, когда на улице начнёт холодать, а столбик термометра поползёт вниз, можно будет дойти до +10, но не ниже.

С ходьбы босиком. Только не по снегу! На первых порах хватит и пола собственной квартиры или основательно прогретой летним солнышком земли.

Истинное «моржевание» у вас ещё впереди

Основная часть

Будем считать, что с воздухом и землёй вы уже подружились: сладко дремлете под открытой форточкой, принимаете долгие воздушные ванны и при любой возможности сбрасываете обувь, чтобы походить босиком. Пора покорять следующую стихию.

Как взрослому начать закаливание холодной водой?

Умывайтесь. Вот так просто: прошли утром в ванную, открыли кран с голубой меткой на вентиле, сполоснули лицо и руки и тщательно промокнули их толстым полотенцем. Казалось бы мелочь, а на деле шаг в верном направлении.

Делайте ванночки для стоп. Устойчивый тазик, вода комнатной температуры и 2-3 минуты свободного времени – вот и всё, что потребуется для этой супер процедуры, которая и организм закалит, и дневную усталость с ног снимет. Со временем температуру воды в тазике можно будет понизить до слегка прохладной, а затем холодной (но не ниже +5 градусов), а время процедуры увеличить до 10 минут.

Ванночки для ног – универсальное средство от множества недугов

Обтирайтесь мокрым полотенцем . Начинать закаливание – как взрослому, так и ребёнку – с ледяного душа однозначно нельзя. А с энергичного растирания тела полотенцем или мочалкой-руковичкой, смоченными в прохладной воде, и можно, и нужно. Два условия! Первое: не затягивайте процедуру, вы должны уложиться в 2-3 минуты. И второе: не забывайте начинать с умеренной температуры в +35-36 градусов, постепенно снижая её до +10.

Принимайте контрастный душ. Всего лишь 3-4 раза переключив воду с тёплой на прохладную и обратно, вы заставите сосуды усиленно работать, кровь – быстрее бежать по венам, а организм – активнее избавляться от продуктов распада. Стандартная схема выглядит так: 20 секунд очень тёплой, почти горячей воды – 5 секунд холодной – 20 секунд тёплой… и так далее. Раз в 2-3 недели увеличивайте время пребывания под холодной струёй на 5 секунд, пока оба временных отрезка не сравняются.

Обливайтесь. Если предыдущие 4 пункта вами уже освоены, переходите к обливаниям. От контрастного душа эта процедура отличатся отсутствием чередования температур: опрокидываете на себя ведро холодной воды и тут же вытираетесь полотенцем. Как всегда, двигаться к цели нужно мелкими шагами: +35 градусов, 30, 25… и так далее до победных 10.

Обливания на улице допустимы лишь в тёплую летнюю пору. Если вы не «морж» с многолетним опытом, с первыми же холодами переносите место действия в помещение.

Уличный дачный душ – тоже своего рода средство закаливания

Можно сказать, что пошаговая инструкция – как и с чего начинать закаливание организма – у вас уже есть. Остался последний этап, высший пилотаж закаливания, доступный лишь корифеям: купание в проруби и растирание снегом.

Переходить к нему нужно крайне осторожно, после того, как все пункты основного этапа уже не вызывают у вас затруднений:

  • начните с купания в реке летом и не прекращайте эту полезную практику даже когда осень как следует вступит в свои права;
  • ходите в баню, тазик с ледяной водой или сугроб после парной – мощное средство закаливания;
  • когда осенние заплывы и растирание снегом превратятся для вас в рутинные вещи, можно начинать подумывать о настоящем «моржевании».

Назначьте свой дебют на Крещение, когда у каждой проруби толпится народ, а лучше, отправляйтесь на реку большой (и трезвой!) компанией. При погружении в ледяную воду случиться может всякое, поэтому верный соратник, дежурящий на берегу для подстраховки, не помешает.

Первый контакт с ледяной водой должен длиться не долее 1 минуты. Это после, став опытным «моржом», вы сможете довести свой результат до получаса, пока же не пытайтесь ставить олимпийские рекорды, они вам ни к чему.

Смотрите не перестарайтесь!

Техника безопасности

Что ещё нужно помнить, чтобы в погоне за здоровьем не навредить себе?

  • Проводите процедуры по закаливанию в первой половине дня. Поскольку все они отлично бодрят, вы рискуете лишить себя полноценного сна, приняв, к примеру, контрастный душ вечером.
  • Новичкам следует приступать к закаливанию летом.
  • Если вы имеете хроническое заболевание, обязательно посоветуйтесь с врачом. Перепад температур может дурно сказаться на вашем самочувствии.
  • Не пытайтесь приступать к закаливанию после зарядки, когда мышцы разгорячены физическими упражнениями.
  • Не делайте значительных перерывов. Они сведут на нет весь достигнутый эффект.

Видео: Этапы закаливания водой

Как правильно начать закаливание холодной водой: полная инструкция в видео от Максима Шишкина.

Ну и наконец, последнее. Не спешите! Не стоит заставлять себя делать то, что вам действительно тяжело даётся. Лучше на долгое время застрять на подготовительном этапе, чем перейти к следующему без должной подготовки. А кроме того, следите за самочувствием. Если вместо прилива бодрости и хорошего настроения вы чувствуете вялость и потерю аппетита, значит, вы взялись за дело слишком ретиво и не рассчитали нагрузку.

Одна из ведущих мер борьбы с респираторными инфекциями - закаливание, о чём все родители, конечно, слышали и читали не раз. Однако к закаливанию многие относятся с скептически, потому что закалять ребёнка пробовали - и ничего не получалось.

Основные принципы закаливания - это систематичность, постепенность, методичность, сочетание со строгим и точным соблюдением режима дня. Достижимо ли это в домашних условиях? Несомненно! И первое, что должны сделать родители, - пересмотреть домашний быт и уклад, свои привычки, даже стиль взаимоотношений в семье.

Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респираторными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Удар по здоровью ребёнка наносят и вредные привычки родителей. Доказано, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребёнка.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, кК которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Всё это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым их защитные механизмы.

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима в детском учреждении, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Родители часто задают вопрос: если то, что принято было называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли защититься от неё закаливанием? И если это инфекция, то почему всё-таки ребёнок заболевает после того, как простынет, промочит ноги, побудет на сквозняке?

Почему же не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается главным образом тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабляющих факторов, оно снижает и общий, и местный иммунитет.

Установлено, что слизистая оболочка носа в обычном состоянии малопроницаема для болезнетворных микроорганизмов, но при охлаждении ребёнка её проницаемость увеличивается. Снижаются и защитные функции слизистой всей носоглотки, нижних дыхательных путей. В таких условиях не только «чужие» возбудители, попавшие в организм, но и свои собственные, которые до этого мирно жили в дыхательных путях, могут приобрести агрессивные свойства.

Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями - увеличение выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.

Закаливание частоболеющего ребёнка требует, конечно, большой осторожности и большего терпения, потому что стойкий эффект достигается, как правило, не сразу.

Важно так же иметь ввиду, что дело не только в закаливающих процедурах, надо буквально круглые сутки создавать ребёнку такие условия, которые способствовали бы тренировке теплорегулирующих механизмов его организма. Надо не сразу, не резко, но перестать кутать ребёнка. Часто болеющим детям свойственно чрезмерная потливость и вы, не раз замечали раздевая своего малыша после прогулки, что ручки у него вроде бы озябли, а спина потная. Влажная кожа очень быстро охлаждается, и вследствие перегрева ребёнок тоже может заболеть.

Старайтесь, чтобы он и в комнате не был одет слишком тепло, не ходил постоянно в шерстяных носках, валенках, войлочных ботинках.

Не бойтесь открытых форточек - прохладный свежий воздух не враг, а друг часто болеющего ребёнка.

Приучите е го правильно умываться, сначала чуть тёплой, а потом и более прохладной водой.

Помните, что день без прогулки - потерянный день! И старайтесь, чтобы ребёнок, особенно летом, как можно больше проводил времени на воздухе.

Из закаливающих процедур для часто болеющего ребёнка больше всего подходят воздушные ванны и контрастное обливание ног. Кроме того, ему необходима специальная дыхательная гимнастика - она улучшает крово-и лимфообращние в лёгких и бронхах, обеспечивает лучшую вентиляцию в лёгких, улучшает функцию дыхания.

В летнее время к закаливающим процедурам можно добавить хождение босиком - сначала совсем не долго и только по тёплому песку или земле, потом по дольше, а затем и по прохладной траве.

Гимнастика и закаливание должны нравиться ребёнку. Постарайтесь, чтобы он воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребёнком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

Правильное физическое воспитание - главный барьер против ОРВИ. Но надо всегда помнить и о мерах защиты от инфекции. Оберегайте ребёнка от контакта с больными. Старайтесь не ездить с ним в городском транспорте, особенно период вспышек этих заболеваний, избегайте людных мест. Если заболел кто-либо из членов семьи, изолируйте его. Даже такая простая мера, как ширма, занавеска у постели больного, более чем вдвое снижает риск заражения окружающих.

Если ребёнок заболеет, важно наладить правильный уход за ним, это способствует не только скорейшему выздоровлению, но и снижает риск нового заболевания.

Примерная схема закаливания детей от 2х до 7и лет.

Температура воздуха в помещении, где находится ребёнок, +20 0 С - +18 0 С.

1. Воздушная ванна - 10-15 минут. Ребёнок двигается, бегает, одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. 6-7 минут отводится на гимнастические упражнения.

2. Умывание водой температура с +28 о С снижается к концу года закаливания летом до +18 о С, зимой до +20 о С. Дети старше 2х лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше 3х - верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше 3х лет +28 о С, а минимальная летом +16 о С, а зимой +18 о С.

3. Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной комнате при температуре +16 о С - +15 о С.

4. Прогулка 2 раза в день при температуре до -15 о С продолжительностью от 1-1,5 часа до 2х-3х часов.

5. В летнее время солнечные ванны от 5и до 10и минут 2-3 раза в день, пребывание на свежем воздухе в тени не ограничены.

6. Контрастное обливание ног - стоп и нижней 3ей голени водой, температура +38 о С, затем +28 о С и снова +38 о С (перед дневным сном). Летом можно заменить эту процедуру обливанием ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 о С) снижением температуры воды с +28 о С до +18 о С, детям старше 3х лет до +16 о С.

7. Полоскание рта (дети 2х - 4х лет), горло (дети старше 4х лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

От 1 до 3 месяцев

* Температура воздуха в комнате ребенка 23ºС. Проветривание – 4-5 раз в день по 10–15 минут.

* Обязательный сон на воздухе при температуре воздуха от -5 до 30ºС. Длительность сна постепенно увеличивать с 10 минут до 2,5 часов.

* Воздушные ванны во время пеленания и массажа от 2-3 до 5-6 минут. Температура воздуха от 22 до 18ºС.

* Умывание. Температуру воды постепенно снижать от 28 до 20ºС.

* Общая ванна (температура воды 36-37ºС) продолжительностью 5-6 минут с последующим обливанием водой с температурой 34-36ºС ежедневно.

* Влажное обтирание рукавичкой, смоченной водой (33-35ºС). Обтирать в течение 2-х минут ручки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижать на 1ºС и довести до 28ºС. Каждую часть тела насухо вытирать до легкого покраснения сразу же после влажного обтирания!

От 3 до 6 месяцев

  • Температура воздуха в комнате ребенка 20-22ºС. Проветривать 4-5 раз в день по 10-15 минут.
  • Обязательный сон на воздухе при температуре от -10 до 30ºС. Длительность сна – около трех часов.
  • Воздушные ванны во время переодевания, массажа и гимнастики от 6-8 до 15 минут.
  • Умывание. Температура воды – 23-20ºС.
  • Влажные обтирания рукавичкой, смоченной водой (33-30ºС). Обтирать руки и ноги целиком, затем грудь и спину. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижать на 1ºС и довести до 26ºС. Каждую часть тела насухо вытирать до легкого покраснения сразу же после влажного обтирания.
  • Общая ванна (температура воды 35-37ºС) продолжительностью 5-10 минут с последующим обливанием водой (33-35ºС) ежедневно.
  • Летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-7 минут.

От 6 месяцев до 1 года

* Температура воздуха в комнате ребенка 18-20ºС. Проветривать 4-5 раз в день по 10-15 минут.

* Обязательный сон (или прогулки) на воздухе при температуре от -12 до 30ºС. Длительность – около трех-четырех часов.

* Воздушные ванны во время переодевания, массажа, гимнастики и в отдельные отрезки бодрствования до 10-12 минут.

* Умывание. Температура воды – 22-20ºС.

* Общее обливание. Ребенок может стоять или сидеть. Сначала обливать спину, затем грудь, живот и, в последнюю очередь, руки. Температуры воды вначале должна быть 35-37ºС. Затем каждые пять дней ее снижать на 1ºС и довести до 28ºС. После обливания малыша насухо растереть до легкого покраснения.

* Общая ванна (температура воды 35-36ºС) продолжительностью 5-10 минут с последующим обливанием водой (32-34ºС) ежедневно.

* Летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 8-10 минут.

Если вы будете регулярно проводить хотя бы некоторые из вышеперечисленных процедур, это уже существенно укрепит состояние здоровья вашего малыша. Но не стоит ждать чудес: все программы закаливания рассчитаны на длительный срок и первых результатов вы дождетесь не ранее, чем через полгода. Ваш малыш станет менее подвержен болезням.

Удачи вам и, самое главное в данном случае, терпения!

Шипулина Е. В. инструктор грудничкового плавания, врач-педиатр

Укрепить иммунитет, уменьшить продолжительность и тяжесть течения инфекционных недугов поможет закаливание, и оно особенно важно для детей дошкольного возраста. Чтобы малыш окреп, необходимо придерживаться графика и некоторых правил. Подробнее о них - в нашей статье.

Что такое закаливание

Закаливание представляет собой комплекс физиотерапевтических процедур, при которых на организм специальным образом воздействуют солнцем, водой, воздухом, повышенной или пониженной температурой. Задача закаливания - повысить устойчивость ребенка к отрицательному действию этих факторов, а также - сохранить или укрепить врожденную способность к адаптации.

Закаляющие процедуры неэффективны без коррекции образа жизни ребенка.

Врожденный иммунитет . Это неверное определение. У грудничка не вырабатывается антител, и ему это не нужно. Иммунитет младенец получает с молоком матери. Но взамен у новорожденного есть сильнейшие механизмы адаптации. Поэтому только что появившимся на свет крохам не нужно закаливание. Необходимо обеспечить им уход, при котором заложенная природой способность приспосабливаться не будет утрачена. Следует создать контрасты температур воды или воздуха: больше гулять на улице при любой погоде, купаться, одеваться в соответствии с климатом в помещении и на улице.

Чего делать не стоит . Постоянно высокая температура, стерильная среда - все это приводит к отключению естественных механизмов адаптации (зачем, если условия - практически как в утробе матери?).

Нельзя в любом детском возрасте:

  1. Закаливать малыша, у которого имеются пороки сердца, анемия (пониженный уровень гемоглобина в крови), ОРВИ, грипп или истощение.
  2. Водить ребенка босиком по снегу, окунать в прорубь или несколько часов держать под солнцем.

На детей и взрослых влияют две группы факторов :

  1. Цивилизация - применяемые средства бытовой химии, транспорт, одежда, телевизор.
  2. Природа - вода, воздух, солнце.

Неадекватное воспитание угнетает врожденную устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Чтобы устранить подобную погрешность, необходимо сделать образ жизни естественным.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Что такое естественный образ жизни по Комаровскому

Естественный образ жизни подразумевает ограничение контакта с вредными факторами цивилизации и увеличение - с природой. Благодаря этому заложенные природой в человеческом организме адаптационные механизмы пробуждаются, повышается устойчивость организма, снижается частота недугов, они протекают не так тяжело.

Основные компоненты естественного образа жизни:

  1. Двигательная активность на природе.
  2. Питание. Единственная причина приема пищи - аппетит.
  3. Одежда должна быть удобной, не мешать двигаться. Следует иметь в виду, что потливость, вызванная укутыванием, чаще и стабильнее приводит к простуде, нежели переохлаждение.

Образ жизни современных детей, особенно живущих в больших городах, не является естественным в большинстве случаев. Они практически все время находятся в помещении, питаются калорийной пищей, ощущают на себе избыточное применение средств бытовой химии.

Нельзя закаливанием заменить естественный образ жизни, если ребенок не выходит гулять несколько недель, постоянно носит шерстяные носки и шапочки, чтобы он поел его необходимо уговаривать, практически не отходит от телевизора. При этом перед сном родители его обтирают (обливают) водой - закаливающего эффекта, вреда или пользы для детского организма от подобной процедуры не будет, за исключением успокоения нервной системы родителей.

Начинать закаливание нужно с глобальных изменений:

  • режим дня;
  • комната, где живет ребенок;
  • одежда;
  • занятия спортом;
  • интенсивность обучения.

Следует определить обязательные правила, следование которым будет неукоснительным. Например:

  1. Прогулки в любую погоду. Малыш должен бывать на свежем воздухе как можно чаще.
  2. Поощрение двигательной активности ребенка.
  3. Минимизация контактов со средствами бытовой химии.
  4. Предоставить ребенку самому выбирать одежду и одеваться (решать, сколько и какие вещи он наденет).
  5. Оптимизация учебных нагрузок.
  6. Приведение в порядок детской комнаты, удаление накопителей пыли, ежедневная влажная уборка.
  7. Дозирование просмотра телевизора и прочих гаджетов.

Подобных изменений будет достаточно для того, чтобы постепенно вернуть здоровье. Если перемену образа жизни дополнить закаливанием, то пошатнувшееся здоровье вернется гораздо быстрее.

Польза закаливания

Закаливание дошкольников полезно тем, что в результате им становятся нестрашны температурные перепады и переохлаждение. Дети, которых закаливали родители, болеют крайне редко, а хорошее здоровье - залог нормального психического, умственного и физического развития.

Проблемы, которые решаются при помощи закаливания:

  • жара и холод переносятся организмом легче;
  • повышается устойчивость к простудным заболеваниям;
  • нормализуется кровообращение;
  • укрепляется нервная система;
  • улучшаются адаптационные характеристики организма;
  • повышается выносливость и работоспособность;
  • появляется устойчивость к стрессам;
  • улучшается сон, аппетит, тонус мышц и настроение.

Основное профилактическое значение закаливания - процедуры не лечат недуг, а предупреждают его возникновение. В сочетании с физическими упражнениями и правильным питанием эффективность закаливания возрастает.

Совет
Если решено закаливать ребенка, обязательно проконсультируйтесь сначала с педиатром, так как существуют ограничения. Врач поможет подобрать оптимальный для малыша способ укрепления организма.

Медицине известно много способов закаливания. В домашних условиях самыми простыми и доступными являются обливание и обтирание, контрастный душ, прогулки на свежем, солнечные ванны воздухе и спорт.

Продолжительное пребывание в ледяной воде, которое иначе называется «моржевание» не рекомендуется для детей, оптимальным вариантом будет попеременное использование теплой и прохладной воды.

Важнейшим фактором системы закаливания Комаровского является создание в доме, где проживает кроха, нормальных условий. Под ними подразумевается регулярное проветривание комнаты (в особенности, если ребенок заболел), температура воздуха от +18 до +20° С и уровень влажности 40-60 %.

Советы по проведению закаливания от доктора Комаровского :

  1. Условия процедуры нужно менять постепенно, так как, например, резкое понижение температуры воды отрицательно повлияет на самочувствие малыша.
  2. Закаливание должно проводиться в виде игры и доставлять радость. Надо чтобы ребенок воспринимал его как веселое времяпрепровождение и хотел закаливаться.
  3. Температура воды и воздуха при проведении мероприятия должна подбираться индивидуально.
  4. Если малыш воспринимает негативно понижение или повышение температуры, капризничает, плачет, то продолжать процедуру не стоит. На следующий день температура должна быть такой же, как была до повышения (понижения), спровоцировавшего отрицательную реакцию крохи.
  5. Нельзя перекармливать ребенка, есть он должен, когда захочет, а не как только подошло время, по мнению родителей. Комаровский утверждает, что здоровый дошкольник постоянно слегка голодный, очень подвижный и худой в меру.
  6. Кутать кроху нельзя, он должен быть одет по погоде. Вспотевший ребенок имеет очень высокие шансы заболеть. Укутывание нарушает терморегуляцию детского тела.

Примерная схема закаливания

Начинать следует с физического воспитания, устраивать каждое утро легкие пробежки на протяжении 5-10 минут в любую погоду и не в комнате, а на свежем воздухе. Пробежка должна быть неторопливой, спокойной, ставить рекорды ни к чему. После этого рекомендуется сделать несколько простых упражнений (махи руками, прыжки, приседания). Гимнастика и пробежка должны занимать в общей сложности 30 минут каждое утро.

После физических нагрузок - водные процедуры и завтрак.

Совет
Постепенно увеличивайте время и дальность пробежки, усложняйте упражнения утренней гимнастики, уменьшайте количество одежды.

За этот час каждое утро ребенок получит:

Три принципа, которые необходимо соблюдать, проводя мероприятия по закаливанию:

  1. Систематичность. Процедуры проводятся ежедневно, пропуски недопустимы.
  2. Постепенность. Длительность и интенсивность воздействий должна быть постепенной.
  3. Учет индивидуальных характеристик ребенка. К ним относится психологическая настроенность дошкольника, его возраст, сопутствующие недуги, бытовые факторы.

Закаливание должно стать для ребенка удовольствием.

Совет
Присмотритесь, что больше всего нравится малышу. Например, если он любит ходить босиком, то это отличный вариант закаливания, следите за постепенностью и систематичностью подобной процедуры.

Закаливание помогает предупредить недуги, связанные с действием факторов окружающей среды. Оно не может повлиять на частоту заболеваний, имеющих инфекционную природу. Например, если в детсаду эпидемия гриппа или ветрянки, то ребенок заболеет, но болезнь будет протекать легче и быстрее, вероятность осложнений минимальна.

Дошкольнику необходим гармоничный, естественный образ жизни. Максимум движения и пребывания на свежем воздухе, оптимальное количество одежды, прохладная, чистая детская комната имеют бОльшую значимость, чем гимнастика, обтирания и обливания.

Закаливание воздухом

Простейшим вариантом для детей является закаливание воздухом. Необходимый эффект достигается благодаря характеристикам воздушной среды:

  • температура;
  • влажность;
  • движение частиц.

Начинать следует с воздушных ванн при переодевании и гимнастике по утрам, позже добавляется сон с приоткрытым окном днем, а затем и ночью (летом). Температура в комнате должна быть оптимальной, от +18 до +20° С.

У дошкольников закаливание воздухом происходит усиленно во время пребывания на улице (прогулок) в течение трех-четырех часов, независимо от погоды. Одежда должна обеспечивать свободу движений, быть легкой, но теплой.

Закаливание солнечными лучами

Лучи солнца стимулируют рост, ускоряют обмен веществ, способствуют укреплению нервной системы и увеличивают сопротивляемость инфекциям. Необходимо иметь в виду, что слишком продолжительное нахождение на солнце может послужить причиной недомоганий, вплоть до солнечного удара.

Закаливающие процедуры у дошкольников следует начинать в тени, переходя позже на солнечные ванны ножек и ручек, с течением времени увеличивая их продолжительность. При проведении процедуры необходимо надеть головной убор и побольше пить.

Находиться под солнечными лучами малыш должен в утренние и вечерние часы, за самочувствием ребенка следует внимательно наблюдать. Продолжительность солнечных ванн в начале закаливания должна составлять 4 минуты, постепенно нужно увеличить длительность пребывания на солнце до получаса.

Закаливание водой

Мощнейший способ закаливания - вода. Для дошкольников в режиме дня обязательно должно присутствовать мытье рук прохладной водой, которое имеет гигиеническое и закаливающее значение. Через некоторое время следует начать мыть руки до локтей, личико и шею малыша попеременно то прохладной, то тепленькой водой.

Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой представляет собой вариант местной закаливающей процедуры. Не будет лишним дополнить его полосканием горла после еды холодной водой, в результате частота болезней носоглотки значительно снизится.

Общее закаливание дошкольников рекомендуется начинать с обтирания тела мокрой махровой рукавицей. Вначале ножки, ручки и шею, увеличивая с течением времени размер обтираемых участков и продолжительность мероприятия. По окончании обтирания необходимо активное растирание кожи сухим полотенцем.

Только после этого допустимо приступать к контрастным обливаниям, которые начинают с температуры воды +39° С, чередуя с прохладной водой (37° С, постепенно снижая ее в течение трех-четырех дней на 1-2° С до 34-33° С). В летние месяцы обливаться можно на улице, в остальное время - в помещении. При этом особую значимость имеет постепенность.

Совет
Начинайте обливание с ножек, постепенно продвигаясь выше.

Прогулки на улице, правильная атмосфера в помещении, максимальная двигательная активность, полезная еда – все это в совокупности с закаливающими процедурами поможет вашему ребенку противостоять болезням и переносить их гораздо легче!

Во время летней оздоровительной кампании

Особенности методики проведения

Воздушное закаливание

  • Осмотр участка перед каждой прогулкой.
  • При необходимости поливается участок и песочница.
  • Обязательное наличие головного убора.
  • Соблюдение питьевого режима.
  • Обеспечение достаточной двигательной активности (60% от всей прогулки отводится на двигательную активность детей)
  • В утреннюю прогулку, когда нет физкультурных и музыкальных занятий, включается оздоровительный бег.

См. Методичку

  • Пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха: ясли – 22-23гр. сад – 20-21гр. Состав одежды детей см. в приложении.
  • Воспитатели должны следить за изменениями температуры воздуха и, в зависимости от этого, одеть или раздеть ребёнка (см. приложение) .
  • Температура в группе должна быть не ниже 14гр.: 17-19гр. – легкая пижама, одеяло, выше 25гр. – трусики для сна, пододеяльник.
  • Перед сном детям одевается чистая пара трусов.
  • Следить, чтобы близко лежащие к окну дети не подвергались охлаждению.
  • Обеспечить спокойную обстановку перед и во время сна.
  • Увеличить длительность сна детям «гр. риска» (укладывание первыми, подъём последними)
  • Здоровые дети могут одеваться и раздеваться во время подъёма и укладывания при постепенном снижении температуры воздуха с 20-21гр. до16-18гр.
  • См. методичку
  • Сквозное проветривание помещения в отсутствии детей.
  • Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.
  • В теплое время года рекомендуется непрерывная аэрация помещения.
  • Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Водное закаливание

  • Рекомендуется специальная методика проведения (см. приложение)
  • Ноги мыть проточной водой с мылом и мочалкой на деревянной решетке с помощью душа или лейки.
  • Вытирать ноги насухо только индивидуальным полотенцем.
  • Полотенца сушить и хранить в комнате гигиены.
  • Игры с водой проводятся в плескательных бассейнах, тазиках (см. приложение)
  • Необходимо иметь картотеку игр с водой.

Босохождение

  • Рекомендуется осмотр участка на наличие травмоопасных предметов.
  • При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта, дети могут играть в п/и босиком.
  • Начинать следует с пробежки.

Длительность до 1-3 мин. Движения должны быть непрерывными. После процедуры обуться в сухую обувь и походить ещё 5-10 мин.

  • в раздевалке дети снимают обувь, носочки
  • по массажным дорожкам идут от раздевалки до туалетной комнаты
  • приступают к мытью ног

Воздушное закаливание

  • Общие световоздушные ванны начинают в кружевной тени деревьев при Т 19-20гр. для детей ст. возраста и 20-21гр. для детей мл. возраста.
  • В дождливые дни и при Т воздухи на улице ниже 18гр. проводятся в помещении.

Показания: Могут принимать практически все дети. Детям с задержкой роста и развития приём показан особо.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания. Не принимать с 16-17 часов – опасные для здоровья лучи.

Солнечное закаливание

  • Требуется спец. методика (см. приложение)
  • Проводятся только после предварительного недельного курса световоздушных ванн.
  • Не ранее чем через 1,5 часа после еды и не позднее чем за 30 мин. до еды.

Питьевой режим

  • Чашки для питья выносятся в п/ пакете с маркировкой «Чистая посуда» , после использования складываются в др. пакет с маркировкой «Грязная посуда»
  • Кол-во чашек соответствует кол-ву детей.
  • Кипяченая вода заранее охлаждается

Местное закаливание рук

Методика проведения

Ручные ванны проводятся во время игры с водой (малышу предлагают искупать куклу, постирать белье, вымыть посуду и т.п.) . Начальная температура воды равняется 28°С и постепенно снижается до комнатной температуры (20-22°С) . Продолжительность ванны от 3 до 5 мин. Следите за тем, чтобы перед началом проведения процедуры руки детей были теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. Рекомендуется проводить ребенку после ночного или дневного сна.

Солнечные ванны

Методика проведения процедуры

Солнечные ванны рекомендуется начинать постепенно. Сначала дети находятся в кружевной тени деревьев или кратковременно (по 5-6 минут в день) на освещенном солнцем участке. В это время хорошо поиграть с детьми в хороводные игры.

Вначале проведения солнечной ванны у детей обнажены только руки и ноги, постепенно обнажается все большая поверхность тела, и через несколько дней (в зависимости от погоды и общего состояния ребенка) можно раздеть ребенка до трусиков. На голове у ребенка обязательно должен быть надет светлый головной убор.

По мере появления загара продолжительность одномоментного пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить суммарно 40-50 минут.

Начинать при температуре воздуха не ниже 20-22 градусов в тени, в безветренные дни. Лучшее время для проведения солнечных ванн –

9-11. 00 часов.

Воспитателям внимательно следить за самочувствием ребенка – и во время солнечной ванны (не потеет ли он слишком сильно, не жалуется ли на головную боль, тошноту) и после – как он ест, спит и т.д.

После проведения солнечных ванн ребенка отправить в затененное место и дать напиться воды.

Воздушные ванны

Методика проведения процедуры

Проводить воздушные ванны лучше в сочетании с движениями.

Раздевают ребенка не сразу, вначале снимают верхний слой одежды и дают ребенку задание: добежать до определенного места, прокатить обруч, поиграть с мячом и т.д. С группой детей целесообразно провести подвижную или хороводную игру, пение с движением.

По истечении времени ребенок одевается так, как был одет до воздушной ванны. Постепенно одежда ребенка облегчается все больше и больше и, наконец, воздушная ванна проводится лишь в коротких трусиках.

Начальная температура воздуха 22-23 градуса, конечная – сад 19-20 градусов, ясли 20-21. Продолжительность – ясли – с 3-5 минут до 10-15 минут, сад – от 5 до 20-25 минут.

Место для проведения воздушных ванн выбирается в зависимости от погоды: в более прохладные дни на солнечной площадке, в жаркие дни – в тени. В случае дождя переносится в группу с открытым окном. После дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнастикой, упражнениями. Проводить систематически, не реже, чем через день.

Температура воздуха:

В группе: 20 – 22

Под одеялом: 36 – 38

В спальне: 16 – 18

Таким образом достигается тренинг терморегуляционного аппарата с помощью контраста температур.

Противопоказания: во время острых заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, при истощении, резко ослабленные дети.

Литература: В.Г. Алямовская «Ясли – это серьезно» Москва Линка-ПРЕСС 1999г.

Контрастное закаливание ног

Методика проведения процедуры

Для проведения этой процедуры необходимо иметь три пластмассовых тазика.

Здоровые дети начинают и заканчивают процедуру в тазиках с холодной водой.

Дети ослабленные и часто болеющие, а также имеющие ограничения в закаливании со стороны врача, начинают и заканчивают процедуру в тазиках с теплой водой.

Начинают закаливание с температуры холодной воды +31 - +30 градусов, а теплой + 37 - + 38 градусов.

Через месяц контраст теплой и холодной воды доводят до 15 - 18 градусов (например, 38 и 23 градуса) .

Дети переходят из тазика в тазик, задерживаясь в газу с теплой водой около одной минуты, а в тазу с холодной водой - 5 - 10 секунд.

Схема закаливания для здоровых детей: холодная вода -теплая вода - холодная вода.

Схема закаливания для ослабленных и часто болеющих детей: теплая вода - холодная вода - теплая вода.

По завершении процедуры ноги вытереть полотенцем насухо до легкого покраснения.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Босохождение

Методика проведения процедуры

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-6 дней, затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной.

Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми. С детьми средних и старших групп можно проводить босиком утреннюю зарядку (в помещении) , физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.

Главный смысл хождения босиком - закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом - пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других компонентов в научной литературе нет.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Дыхательная гимнастика

Методика проведения процедуры

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учите ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в ни ю голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу.

Выдох должен быть длиннее, чем вдох, и по возможности полным.

Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.

Дыхательные упражнения проводятся только в хорошо проветренном помещении и:? н на свежем воздухе.

Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, потянитесь всем кмом. выполняйте упражнения не напрягаясь.

Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.

Ребенок должен овладеть определенной техникой дыхания:

Дыхание животом.

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон.

После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом не поднимается и не расширяется. Медленно сделать выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.

I рудное дыхание «гармошка»

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков.

После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем выдох.

во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. Повторись 5-6

Ключичное дыхание

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуть вперед.

После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в исходное положение. При лом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. Повторить 5-6 раз.

В дальнейшем эти три упражнения надо научиться делать сидя и стоя.

Полное дыхание

Разучивается после освоения предыдущих типов дыхания.

И.П.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую на ребра Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже наполнить грудную клетку, еще глубже - верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы) . Плавно выдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. 1 {повторять от 3 до 6 раз (начинать с 3-х, постепенно увеличивая) .

]. «Цветок распускается» .

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон) .

Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны и дох

(Цветок раскрывается) , вернуться в и.п. - выдох.

Медленно, 4-6 раз.

Г «Поднимаем выше груз» .

И.п.: руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки - вдох, вернуться в и.п. - выдох. 6-8 раз.

3. «Лес шумит» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.. Наклон вправо - вдох, вернуться в и.п. выдох. То же - влево. 5-6 раз. Усложнение - руки при выполнении вытянуты вверх.

4 «Травушка колышется» .

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями - вдох, опустит руки вниз выдох. 4-6 раз.

5. «Травушка растет»

И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно влево и вправо - вдох, опустить руки на плечи - выдох. 3-5- раз.

6. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький) . Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, и немного отводя голову назад - вдох (грибок вырос) , вернуться в и.п. 6-8-раз.

9. «Насос»

И.п.: ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая - вверх до уровня груди) . На выдохе вернуться в и.п.; то же влево 4-5 раз в каждую сторону.

8. «Вертолет» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо - выдохнуть, вернуться в и.п, - вдохнуть; то же - влево. 4-5- раз в каждую сторону.

с>. «Хлопушка» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Глубоко вдохну ты наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям - выдох, вернуться в и.п. - вдох. 4-5- раз.

10. »3дравствуй, солнышко»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки шире плеч, голову поднять вверх вдох, медленно вернуться в и.п. - выдох.

11 «Лотос» .

И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой, (плечи не поднимаются) , представить струю воздуха, пронизывающую до *У макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами) . 4-5- раз.

12 «Погреемся» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы растопырены.. Вдохнуть, движением вперед молниеносно скрестить руки перед грудью гак: чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно до боли хлестнули по лопаткам - громкий, мощный выдох; плавно и медленно вернуться в и.п. Вдох диафрагмой. 4-5- раз.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Оздоровительный бег

Методика проведения процедуры

Оздоровительный бег – это длительный бег в медленном темпе.

Исходная длительность бега определяется врачом ДОУ.

Длина беговой дорожки должна быть вымерена в метрах и по времени, которое затрачивается на пробегание одного круга в медленном темпе и по количеству пробегаемых кругов.

Дистанция: 40 - 50 м - для детей 2- 3 лет

60 - 70 м - для детей 3-4 лет

80 - 100 м - для детей 4-5 лет

150 - 200 м - для детей 5-6 лет

500 м -для детей 6-7 лет

В летнее время длительность бега не увеличивается. На период адаптации и карантина нагрузки не увеличиваются. По решению врача, ориентируясь на состояние здоровья детей и температуру воздуха, возможны другие изменения режима бега.

После болезни: вместо бега предлагается пройти несколько кругов; пробежать меньшую дистанцию; просто погулять.

В старшем дошкольном возрасте дети ежедневно бегают от 7 до 12 минут.

Методика:

1. Разминка

Цель: разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, выбрать нужный темп для бега, психологический настрой ребенка.

Упражнения: от крыльца на ходу выполняются упражнения для различных групп мышц. Включаются приседания и разного рода ходьба. Закончить разминку бегом на месте.

2. Бег «стайкой» по дистанции. Индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой, поэтому не следует выстраивать детей друг за другом. Взрослый бежит вместе с ними, находится то сбоку, то спереди, то сзади; следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей.

3. Постепенное выравнивание детей, бег в цепочку.

4. Заканчивается бег с большим замедлением темпа.

5. Переход на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания.

6. Выполнение упражнений на расслабление.

7. Отдых. Приведение пульса в норму. Восстановление сил. Время на восстановление сил определяет врач.

Принуждение к бегу недопустимо!

Одежда: подбор одежды осуществляется как при проведении физкультурных занятий на свежем воздухе.

Литература: В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» Москва Линка-ПРЕСС 1993г.

Обширное умывание

Методика проведения процедуры

Возрастная специфика:

Младшая группа: до локтя.

Средняя группа: сентябрь-апрель – до локтя, май-август – до плеч.

Старшая и подготовительная группы: сентябрь-апрель – до подмышек, апрель-август – грудь.

Процедура обучения приемам обширного умывания занимает 2-3 месяца. Обучение проходит в индивидуальной форме с теми детьми, которые не знакомы с процедурой.

Температура воды: 18-22

Методика:

  1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя руки. То же - наоборот.
  2. Намочить обе ладошки, положить их сзади на плечо и провести ими одновременно к подбородку.
  3. Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.
  4. Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  5. Ополоснуть, “отжать” руки, вытереть насухо.
  • Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и.приучает к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
  • Площадь воздействия воды расширяется постепенно:
  • Необходимо учитывать состояние здоровья детей и степень тренированности организма ребенка (т. е. умение адекватно реагировать на температуру воды) .

Литература: В.Г. Алямовская «Ясли – это серьезно» Москва Линка-ПРЕСС 1999г.

Гимнастика для глаз

Методика проведения

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

В, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите,

упражнение повторить 4-5 раз.

На специальной подставке- доске укреплены маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 3-4. В это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети должны увидеть произошедшие изменения.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Далеко -- близко

Дети смотрят в окно, ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2- 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называют ведущий.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Поймай зайку

Ведущий включает фонарик и запускает "солнечного зайчика" на прогулку. Дети, поймав глазами "зайчика", сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

Игра длится 45 секунд.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.