Необычные растения        23.04.2019   

Конспект занятия по изо в старшей группе на тему: «Зима. Занятие по рисованию тема «Зимушка-зима. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе на тему "Зимушка-зима!"

Ольга Александровна Коломыткина
План-конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес»

Задачи :

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства, музыки и поэзии; развивать воображение; учить формировать композицию рисунка; передавать колорит зимы; учить детей работать белой гуашью; учить видеть настроение природы через светлый колорит; побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

Материалы :

Бумага А3, гуашь, кисти № 3, № 8.

Оборудование и наглядные пособия :

Магнитофон, аудиозапись П. И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года» , А. Вивальди «Зима» (Концерт № 4 «Времена года» , репродукции картин И. Шишкина «Зима» , А. Пластова «Первый снег» , И. Грабаря «Февральская лазурь» , детские рисунки прошлых лет.

Ход занятия

(Занятие может проходить с театральной деятельностью)

Педагог : Ребята я сейчас вам расскажу интересную историю. Давным- давно на земле не было зимы. Были весна, лето и осень. И однажды они поссорились из-за того, что каждая хотела быть первой. Тогда мать-Земля не выдержала и сказала, что наведет на земле порядок. И перед сестрицами появляется Зима. Они спрашивают мать-Землю, кто это? Она им отвечает, что это Зима. Тогда те задают много вопросов – какая она, что растет зимой, какая погода и т. д.

Ребята, давайте поможем сестрицам Весне, Лету и Осени узнать побольше о Зиме. Воспитанники рассматривают иллюстрации и рисунки и комментируют их, рассказывaя все, что они знают о Зиме.

Звучит музыка А. Вивальди «Зима» , тихо. На фоне музыки педагог декламирует стихотворение :

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин

И ночью ветер волком выл,

И по крыше палкой бил,

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино :

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд,

И папахи на дома нахлобучила зима.

В. Фетисов

Педагог : Давайте сейчас нарисуем для сестриц Весны, Лета и Осени зимний пейзаж , лесной пейзаж.

Педагог раздает детям предварительно затонированные листы бумаги (детьми или педагогом, предлагает детям нарисовать смешанный лес – деревья и елочки. После прорисовки леса белой гуашью детям предлагается нанести снег и на деревья и на елочки. Можно добавить и снегопад.

«Зима»

Выполнила: Джирингова Флюра Гамидовна

Класс: 3 «б»

2015 г.

Конспект урока

2) Название учебной дисциплины : изобразительное искусство

3) Вид занятий : рисунок на тему

4) Тип урока : комбинированный

5) Тема урока : « Зима»

6) Цели урока :

- образовательная : способствовать формированию изобразительных умений и навыков;

- развивающая : развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы;

- воспитательная : воспитывать у детей любовь к природе.

7) Задачи урока : Учить детей отражать впечатления полученные

при наблюдении зимней природы, использовать полную гамму красок для передачи зимнего колорита.

8) УУД:

- Личностные : навыки организации рабочего места; осознание своих творческих возможностей; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

- Познавательные : умение делать обобщения, сравнения; умение анализировать представленные работы и давать им характеристику.

- Коммуникативные : умение обмениваться мнениями, слушать учителя.

- Регулятивные : осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

9) Оборудование :

- для учителя : репродукция художественных произведений, наглядный образец, компьютер, интерактивная доска, проектор.

- для учащихся: альбом, краски, кисточки, карандаши, ластик, точилка, палитра, салфетка, баночка с водой.

10) План урока:

Этапы урока

Время

Содержание учебной работы

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. момент

1-2

Здравствуйте!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Тихо сядут девочки,

Еще тише сядут мальчики.

Для сегодняшнего дня вам необходимо: альбом, краски, кисточки, карандаши, ластик, точилка, палитра, салфетка, баночка с водой.

Проверьте все ли у вас есть?

Здравствуйте!

Проверяют.

Вводная беседа

5-7

Что же мы сегодня будем рисовать?

А для того чтобы узнать, угадайте загадку:

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то ….

Совершенно верно - это зима.

Тема нашего урока связана с этим временем года.

Сегодня будем изображать зиму.

Посмотрите на работу русского художника И.И. Шишкина «Зима».

Что изображено на картине?

Что изображено на переднем плане?

А что на дальнем плане?

Какие краски использует художник?

А теперь посмотрите на следующую картину «Волшебница-зима» художника К. Юон.

Какое время суток изобразил художник?

Какое настроение создает картина?

Что изобразил на переднем плане?

Что вы видите на дальнем плане?

Итак, чем сходны эти картины и чем отличаются?

Зима

Множество деревьев, стволов и веток, огромные снежные сугробы.

Поваленные старые стволы, маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега.

Множество деревьев.

Всего два цвета- черный и белый.

День.

Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежно сказке, преобразившей земли, укрывшей под снегом все скучное, серое и некрасивое.

На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми. Немало людей вышло просто прогуляться.

На заднем плане художник изобразил деревянные дома. Виднеется белый заснеженный лес.

На обеих картинах изображена зима. В первой картине присуще холодные цвета, и на не изображена природа. Во второй картине преобладают теплые тона, и на ней изображены люди.

Определение после-дова-тельности

Указание к способам изображения.

    Расположение листа.

    Показать линию горизонта.

    Показать дальний, средний и передний планы.

    Показать падающие тени.

Физ. минут-ка

1-2

Гимнастика для глаз.

Работа учащихся над рисун-ком

Вы должны правильно определить композицию (Что такое композиция?) своего рисунка: что будете изображать? Сколько будет занято небо, землю, какие деревья и т.д.

Не забудьте что предметы, которые находятся ближе к нам, на рисунке больше, а те которые дальше меньше.

А теперь приступаем к работе.

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.

Подве-дение итогов работы

3-5

Что сегодня рисовали?

С какими художниками мы познакомились? http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/82881001.40b/0_7fce7_a7bf98d9_XL

Самоанализ урока по ИЗО на тему: «Зима»

Считаю, что урок соответствовал принципам обучения. Материал был доступным.

Урок соответствовал психофизическим особенностям младших школьников.

Дидактический материал, используемый на уроке, соответствовал теме урока и способствовал реализации целей, поставленных мною.

Этапы урока логически взаимосвязаны.

При самостоятельном рисовании дети тоже справились с работой. Рисунки получились у всех разные, яркие, красочные. Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».

Задачи:

  1. Познакомить детей с техникой рисования солью, развивать умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы средствами рисунка (цвет, форма).
  2. Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и желание передать свое отношение средствами изобразительного искусства.
  3. Развивать наблюдательность, воображение, способность видеть красоту и разнообразие зимней природы.
  4. Активизировать словарь детей, развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками, формировать эстетические суждения.
  5. Воспитывать бережное отношение к каждой детской работе.

Материал:

  1. Поваренная соль, картон синего или черного цвета, клей, гуашь белого цвета.
  2. Аудиозапись (у автора): «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Зима» (Концерт №4 «Времена года») А. Вивальди.
  3. Кокошник для Зимушки-зимы.
  4. Чудесный мешочек, «снежок».
  5. Мультимедиа, презентации (у автора): «Зимушка-зима» (картины зимней природы, обитатели зимнего леса – птицы, звери ); «Елочка», «Снеговик» (физминутки).

Ход занятия

Коммуникативная игра «Давайте познакомимся».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я вам даю мяч (может быть другая игрушка) , а вы будете передавать его друг другу и называть свои имена. Договорились? Меня зовут Елена Алексеевна, а тебя как?.. Вот мы и познакомились.

(Звучит музыка – шум вьюги)

Общение.

– Ой, ребята, что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-зима! Хотите отправиться вслед за ней и увидеть ее владения? (ответы детей)

Игра-превращение.

– Тогда, раздаю всем шапки-невидимки… Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

Тара-бары, растабары,
Шуры-муры, шары-вары…

(Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, произносят волшебные слова и «оказываются» во владениях Зимушки-зимы. В это время звучит музыка «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, и на экране появляется картина зимнего пейзажа).

Рассказ.

ЗИМУШКА-ЗИМА (воспитатель надевает кокошник): Здравствуйте ребята, я Зимушка-зима. Рада пригласить вас в мой сказочный, волшебный лес. Посмотрите, распустила я свою белую мантию по полям, по лесам (обращаю внимание на зимний пейзаж ). Мчусь стрелою, танцую с метелью, кружусь снежком. Дохнула я на реки и застудила водицу, зеркальными льдинками покрыла, как в волшебной сказке. Вот такая я – Волшебница-зима. Хотите увидеть мои зимние чудеса? Тогда присаживайтесь и внимательно смотрите. А потом расскажете мне, какие зимние чудеса вы заметили. И я узнаю, кто самый наблюдательный.

Просмотр детьми презентации (картины зимней природы, в том числе, с обитателями зимнего леса – птицами, зверями).

Общение (используется прием «волшебный снежок»).

– Расскажите, какие чудеса вы заметили в моем зимнем лесу? (Каких зверей, птиц вы заметили? Какие деревья? А увидели ли вы то, что вас удивило? А что вас порадовало? Какого цвета мой зимний лес? И т.д.)

А может быть вы догадаетесь и назовете зимние слова, которые описывают меня, Зимушку-зиму? (Давайте я вам подскажу первое слово, которое я очень люблю: «снежная»…) Порадовали Зимушку-зиму, много обо мне знаете.

– Немножко замерзли? Тогда давайте поиграем. Будьте внимательны и повторяйте движения за моей подружкой-елочкой.

Игра-имитация с ёлочкой (используется мультимедиа).

(Показываю мешочек, в котором лежит соль).

Обследование.

Посмотрите, пожалуйста, какой у меня чудесный мешочек. Как вы думаете, что у меня там? Потрогайте на ощупь (ответы детей). А теперь понюхайте… А вы опустите руки в мешочек и пощупайте… Что же это? Догадались? Да, это соль.

Общение.

– Хотите, я научу вас создавать необыкновенные зимние картины солью? А почему солью, как вы думаете? На что она похожа? (на снег) А почему? (белая, сверкает, скрипит как снег)Правильно, соль белая и ее кристаллы блестят как снежок.

– Проходите в мою волшебную мастерскую.

Знакомство детей с техникой «солевого» рисования: комментированное рисование, общение.

– Посмотрите, у меня есть волшебный клей, которым я буду рисовать. Клей белый, как снег. Сначала нарисую дерево, потом летящие снежинки, теперь большие сугробы… Что же еще мне нарисовать?.. Кто же спрячется за этим сугробом?.. (рисую на основе предложений детей)

– Вдруг закружилась метель… Посыплю все волшебным снегом (солью): и дерево, и сугробы… Дам немножко подсохнуть и лишнюю соль ссыплю с рисунка. Посмотрите, какой зимний пейзаж получился! Вам нравится?

Рисование/общение.

– А сейчас я предлагаю вам приступить к созданию своих зимних картин. (помощь при затруднении; развитие замысла с помощью приема «комментированное рисование»: «Я вижу у тебя Снеговика. А у него есть друг?; Какие у тебя большие сугробы! А кто за ними спрятался?; Какие красивые снежинки! Сейчас начнется метель?» И т.д).

– Настоящие волшебники! Какие чудесные снежные картины у вас получились! А самое главное, что этот снег не растает, и будет долго радовать вас и напоминать обо мне – Волшебнице-Зиме.

– Немножко замерзли? Давайте поиграем. Будьте внимательны и повторяйте движения за моим другом-снеговиком.

Игра-имитация со снеговиком (используется мультимедиа).

– Вам понравилось у меня в зимнем лесу? Но пришло время прощаться. А я еще долго буду радовать вас снегом, зимними играми, катанием с горок…

А как вы вернетесь в детский сад? Я же забыла, у вас есть шапки-невидимки!

Игра-превращение.

– Давайте я вам помогу – станем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Тара-бары, растабары,
Шуры-муры, шары-вары.

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима»)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, ребята, вы уже вернулись? Вам понравилось в гостях у зимушки-зимы? А что вы там делали? (подходим к столам с рисунками) Какие вы необыкновенные картины нарисовали. Давайте полюбуемся…Все искрится, переливается! Это настоящий снег? (дети рассказывают, как они создавали рисунки) Кто авторы этих необыкновенных картин? Какие зимние чудеса вы нарисовали? А какое название можно дать вашим картинам? Настоящие волшебники!!! Оказывается, рисовать можно не только карандашами и красками!

Вам, ребята, спасибо за работу, а гостям – за внимание.

Программные задачи:

1. Образовательная:

  • Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
  • Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
  • Обогащать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная) .
  • Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2. Развивающая:

3. Воспитательная:

  • Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Материалы, оборудование:

Снежинки, разрезные картинки, мольберт, бумага для рисования, акварель, кисточки «белка» №4, ватные палочки, стакан-непроливайка, клеенка, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент) .

Ход занятия:

Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года» .

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!» .

1. Приветствие:

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем…

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка) .

Белые, белые, снежные,

В форточку письма влетают,

Кружатся - тихие, нежные,

И тают, тают, тают…

2. Сюрпризный момент.

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке) .

3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь» .

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его) . Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

4. Целевая установка:

1). Вот первое задание:

  • Задам я вам сейчас вопросы

Дать ответ на них не просто!

Слушайте внимательно:

Снег на полях,

Лед на реках.

Ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

Что принесла с собой зима?

Воспитатель: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.

Для чего природе зимой нужен снег?

Из чего состоит снег?

Кто больше всего страдает от капризов зимы?

А без чего деревья зимой погибнут?

Чем питается белка в зимнем лесу?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Проходите, садитесь на стульчики.

2). Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме и о животных. Кто знает их больше? Слушайте внимательно. (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт) .

Эту зимнюю хозяйку,

Все боятся, даже зайка.

Не боится лишь апрель,

Снежно - белую… (Метель)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?

Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.

Слушайте следующую загадку.

Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми питается медведь.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили, морковку. (Снеговик)

С неба падают зимою,

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки)

3). Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Посмотрим, что же еще в сундуке лежит? Встаньте вокруг.

Это снежинки! Рассмотрите рисунок снежинок, опишите их. Какие они?

(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают) .

Дети: Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная.

Воспитатель: Мы описали с вами снежинку! Как много замечательных слов вы назвали!

На что похожи снежинки?

Если поймать снежинку и внимательно ее рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками, похожие на сказочные зимние цветы. Поэт собрал вместе ваши слова и у него получилось вот такое стихотворение:

Красивая, блестящая,

Загадочная ты!

Лети, снежинка наша,

Волшебной красоты!

4). Воспитатель: А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок) . Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы) .

а) Д/и: «Собери картинку» .

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

б) Д/и: «Найди пару» .

5). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этими заданием. Где наш волшебный сундук? Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее перед Новым годом очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников.

5. Целевая установка на рисование:

Занимайте свои места, и мы начнем наше волшебство.

(Рисуем снежинки небольшими группами. Одна группа рисует – кисточками, вторая группа рисует с помощью ватных палочек (прием «тычка» ) .

6. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре Загибают пальцы начиная с большого

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий Гладят руки

И совсем со всем не сладкий Грозить платьем

Раз- подбросить

Два- поймай

Три- уронит и сломает

7. Подведение итогов:

Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать.

Так для чего нужен снег зимой?

Выполнила: Митрофанюк Л.В.

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. —

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят —
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима —
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице … (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный … (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел … (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает … (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый … (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.