Флористика        29.04.2019   

Консультация на тему: Пропаганда здорового образа жизни – необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре. Удача и успех. Использование здоровьесберегающих технологий

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» .

Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим
  • рациональное питание; закаливание
  • личная гигиена
  • положительные эмоции.

Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ ПРОПАГАНДУ ЗОЖ

Пропаганда ЗОЖ ребёнку проводится в первую очередь родителями, поскольку именно они окружают его изо дня в день. В целом пропаганда здорового образа жизни является направлением, в которое входит целый ряд мероприятий. Эти мероприятия служат для повышения уровня воспитания ребёнка и для улучшения качества медицинской культуры в стране. В школах и в дошкольных учреждениях пропаганда здорового образа жизни проводится медицинскими работниками, и в данном случае их задача:

  • пропаганда законов республики касательно здравоохранения;
  • пропаганда базовых знаний медицины и гигиены;
  • пропаганда к ЗОЖ;
  • закрепление теоретических знаний на практике.

Дошкольное учреждение преследует следующие задачи в работе с родителями в плане приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

  1. Изучение запроса родителей.
  2. Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
  3. Основание родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.
  4. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
  5. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения здоровья детей и взрослых.
  6. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
  7. Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.

Для решения этих задач была разработана модель взаимодействия ДОУ и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, определены цель взаимодействия, принципы воспитания ребенка в ДОУ и в семье, условия реализации модели.

Для реализации модели были предложены следующие формы работы с родителями воспитанников:

  1. Дни открытых дверей, когда родители приглашают в ДОУ;
  2. Совместные с родителями спортивные праздники и досуги: «Папа, мама и я – спортивная семья», Дни здоровья и др.;
  3. Родительские собрания;
  4. Индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ;
  5. Анкетирование;
  6. Наглядные виды работ:
  • выставки детских работ, дидактических игр на оздоровительную тематику, литературы;
  • информационные стенды;
  • фотовыставки.

Образ жизни ребенка — дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые актуальны и востребованы. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для этого необходимо:

    совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»; внедрять новые формы и методы работы с семьёй; устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду; усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.
Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей. Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец - мудрость народа, а сюжетные игры - по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте. А.С.Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой». Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни. В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье. Совместные занятия с детьми физкультурой - это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад - естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.

Организация периода адаптации детей в детском саду

    Укороченное время пребывания в детском саду. Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно. Гимнастика, массаж - занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры. Воспитательные воздействия - занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка. Профилактические прививки - не раньше окончания срока адаптации. Анализы - по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.
Дома - обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 - 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие - либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

Пропаганда здорового образа жизни

В семье: 1. Организация физкультурного досуга детей с родителями: дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка); физкультурные развлечения; кроссы. 2. Семинары, лекции, беседы для родителей: «Режим для часто болеющих детей». «Закаливание ребёнка дома». «Питание ребёнка дома и в детском саду». «Профилактика глистных заболеваний». «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей». 3. Анкетный тест-опрос родителей: «Путь к здоровью, силе и бодрости». «О здоровье всерьёз». «В хорошей ли вы форме?». В детском саду:
    режим дня по возрастным группам; утренняя гимнастика; гимнастика после сна; физминутки; закаливание (солевая дорожка, воздушные ванны, ионизация воздуха пихтовым маслом, употребление в пищу лука и чеснока, медальоны с эфирными маслами); физкультурно-спортивные праздники и развлечения;
дни здоровья; прививки.

Человеческое дитя — здоровое …развитое…Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практическая достижимая норма жизни.

Воспитание детей - большая радость и большая ответственность. Недостаточно обеспечить материальное благополучие - необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота в воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающая роль по формированию личностного потенциала принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддержать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» . К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, приучает их к определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, правильного питания, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а так же соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что раннее обучение приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируется необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, координация движений; а также и в игровой деятельности детей. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышении иммунитета за счет увеличения выработке в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас, когда ребенок ходит в детский сад. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья?

Велика роль примера самих родителей. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, то и дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями, а родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьемся высоких результатов в физическом развитии наших детей.

Татьяна Замыслова

В целях приобщения детей к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом в старшей группе «Солнышко» проводились мероприятия в рамках XIII Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» .

Основные задачи :

Развитие творческих способностей и формирование у детей стремления к физическому совершенствованию;

Привлечение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризация физической культуры и здорового образа жизни ;

Повышение мотивации воспитанников к совершенствованию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Отечества.

В проведении акции педагоги применили разнообразные формы и виды деятельности, направленных на популяризацию здорового образа жизни , сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников .

День агитации

Этот день мы как всегда начали с утренней зарядки на свежем воздухе.

Чтоб здоровым быть сполна

Физкультура всем нужна!

Для начала по порядку-

Утром делаем зарядку!


После вкусного и полезного завтрака, педагоги и воспитанники вспоминали и узнавали пословицы и поговорки о спорте и здоровом образе жизни . Они развивают детское воображение , улучшают память, расширяют кругозор и одновременно наставляют, как поступать хорошо, а как – плохо. Народная мудрость гласит :

Здоровье дороже богатства .

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Двигайся больше, проживёшь дольше.

Болезнь человека не красит.

Утро встречай зарядкой, вечер проводи прогулкой.

Ешь чеснок и лук - не возьмёт недуг.

Здоровья не купишь .

Чистота- залог здоровья !

Днем мы как обычно пошли на прогулку. Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. На прогулке мы строили крепость, играли в снежки, проводили подвижные игры.




При возвращении с прогулки, нас ждал сюрприз. Семьи воспитанников, активно занимающихся разными видами спорта и ведущими активный образ жизни , подготовили плакат «Мы со спортом дружим!» . Ребята рассказали о своих увлечениях, успехах и достижениях, а потом все вместе рассматривали фотографии. Соня с Ваней станцевали танец. Арина показала свою растяжку. Никита принес свою хоккейную амуницию и разрешил остальным мальчикам примерить её и почувствовать себя настоящими хоккеистами. Федя очень интересно и увлекательно рассказал о туризме – их большая, замечательная семья часто ходит в турпоходы. Соня поведала ребятам, как здорово можно отдыхать на природе. Остальным воспитанникам было очень интересно посмотреть и послушать рассказы юных спортсменов. У многих появилось желание заняться спортом.


После дневного сна, пробуждающей гимнастики и, конечно, полезного полдника, ребята, увлеченные темой спорта, рисовали рисунки на тему «Я выбираю спорт» . В раздевалке организовали выставку рисунков, чтобы дети и родители могли рассмотреть, обсудить, проникнуться темой спорта и здорового образа жизни .




В конце дня педагоги с воспитанниками подготовили стенгазету «Физкульт – УРА!» , где показали как они занимаются физкультурой.


«Веселые старты»

Целью проведения весёлых стартов являлось укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры.

В играх-эстафетах у воспитанников развиваются умения бегать наперегонки с преодолением препятствий, быстро выполнять задания, совершенствуются двигательные умения и навыки, играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других. Игры-эстафеты побуждают детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

Веселые старты прошли в доброжелательной, радостной обстановке.




Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника Формирование основ здорового образа жизни дошкольника. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение.

Формирование здорового образа жизни у детей Ни для кого не является секретом, что здоровый и активный образ жизни прививается с детских лет жизни. Безусловно все родители желают видеть.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Особенности физического развития детей 6-го года жизни. Возрастной период 5-6 лет называют периодом «первой вытяжки», когда за один год.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.

С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число “зрелых” и “среднезрелых” детей по готовности к обучению Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. - 2008. - № 3. - С. 60-62. Так, по данным С.В. Хрущёва Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 1994. - N 1-2. - С. 51., уже в 1994 году у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии. Положение на сегодняшний день только ухудшилось.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.

Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие учителя общеобразовательных учреждений (ОУ), не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных школьников.

Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физкультурой или получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.

В связи с вышеизложенным актуальность темы курсовой работы очевидна.

Целью данной работы является разработка методики пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

Рассмотрены методические основы воспитания здорового образа жизни и проведения занятий физической культурой для детей;

Исследована роль учителя в пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Глава 1. Методические основы воспитания здорового образа жизни в образовательных учреждениях

1.1 Создание здоровьесберегающей среды в условиях модернизации образования

Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. - М.: Пробел-2008, 2006. -436 с.: ил.

В качестве одного из базисных понятий, на котором основывается концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Их развитие напрямую зависит от физического состояния ребенка, то есть от его здоровья.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По данным Министерства здравоохранения и образования Республики Саха (Якутия), лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. И лишь 10% выпускников выходят из школ здоровыми.

По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов, уровень освещенности в школах значительно занижен, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами также являются завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает.

Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна - что является результатом ухудшения здоровья.

Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей.

В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка:

Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.

Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. - 2008. С. 44-53.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.

Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.

Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания. При выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников. При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возраста, кончая периодом окончания ими учебного заведения. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. - 2008. - № 3. - С. 60-62.

Физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

продолжительность упражнения;

интенсивность;

продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

характер отдыха;

число повторений упражнения. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. - С. 39-44.

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.

Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств - одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся следует, как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста.

При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.

В разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание. Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем. У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.

Основной задачей физической культуры детей 5-9 классов является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, запрыгивания на скамейку, козла и др.). В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например, в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. - С. 272.

1.2 Методические основы проведения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях

Эффективное управление процессом обучения на уроках физической культуры требует планирования учебно-воспитательной работы в виде динамической системы конкретных заданий. То есть каждый урок должен решать конкретные, заранее намеченные задачи и представлять собой завершённое целое, логически связанное с предыдущими и последующими занятиями. Это достигается глубоко продуманным планированием учебного процесса. Планирование учебной работы по физической культуре отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы, неоднородностью состава занимающихся и необходимостью, наряду с решениями образовательных и воспитательных задач, целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

В современных условиях внедрения здоровьесберегающих технологий, физической культуре, как общеобразовательному предмету, жизнь предоставила место в одном ряду с другими учебными дисциплинами. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок (спортивное мероприятие) фрагмента, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22 - 26..

Один из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физического воспитания в частности -- работа с ослабленными и больными учащимися, включая оценку освоения ими учебной программы. Недостаточное количество федеральных директивных документов по данному вопросу еще больше затрудняет эту работу.

К сожалению, в последнее время в педагогической практике в области физической культуры и спорта по рекомендации отдельных медицинских работников неправильно трактуется термин «Освобождение от физической культуры».

Учащимся, получающим после перенесенных заболеваний справку из медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культурой, обязательно должно быть разъяснено, что освобождение от занятий может быть только временным после острого заболевания, так как полного освобождения от оздоровительной (лечебной) физической культуры не существует, и она практически показана при любых отклонениях в состоянии здоровья.

На основании данных о состоянии здоровья, физического развития и уровня функциональных возможностей для занятий физической культурой и спортом учащиеся распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Оптимальная физическая нагрузка для каждой группы учащиеся должна соответствовать ее медицинской характеристике и возможностям занимающихся. Общеобразовательное учреждение может сформировать группу «реабилитации» в период сезонных «школьных» заболеваний Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие / Э.Г.Булич. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с..

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями). Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

Улучшение показателей физического развития;

Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

Обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. Письмо Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123.

Ниже в таблице перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений. При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся. Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей. Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого. Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Таблица 1.1 Ограничения на занятия физической культурой и рекомендуемые виды оздоровительных упражнений

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса

Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела

При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. -- первый год обучения, 10-15 мин. -- второй и последующие годы обучения)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки,

Упражнения на пространственную ориентацию; точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения -- в сентябре, декабре и апреле.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, проводящего занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, для занятий физической культурой осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Наполняемость групп для занятий оздоровительной физической культурой составляет 10-15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам -- 1 - 4 классы, 5 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10 - 11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете оздоровительной физической культуры или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв.м. на одного занимающегося (СанПиН 2.4.2.1178-02 Болонов, Г.П. Физкультура в начальной школе: Методическое пособие / Г.П.Болонов. - М., 2008. - 128 с.

Велитченко, В.К. Организация занятий с детьми спецмедгруппы / В.К.Велитченко. - М.: Медицина, 1980. - 82 с.).

Занятия могут проводиться в форме урока, расписание которого стоит в сетке часов, или как факультативного занятия во второй половине дня. Уроки должны проходить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. В тех случаях, когда в образовательном учреждении число учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе недостаточно, или в образовательном учреждении отсутствуют необходимые для занятий условия, рекомендуется создавать межшкольные (кустовые) группы из учащихся близлежащих образовательных учреждений.

Посещение занятий по физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным. Родители обязаны систематически контролировать посещение занятий детьми.

Основные задачи физического воспитания, решаемые при организации занятий по оздоровительной физической культуре:

укрепление здоровья и улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств;

формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой;

овладение оздоровительными комплексами упражнений, обучение правилам самостоятельного подбора, составления и выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики;

обучение методам самоконтроля при выполнении физических упражнений различной направленности;

соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания Антонюк, С.Д. Формирование культуры здоровья у детей с особыми образовательными потребностями / С.Д. Антонюк, Е.Ю. Мукина, В.Н. Яковлев, Д.В. Ивинский, М.А. Шуть // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 42-44..

Глава 2. Работа по укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении

2.1 Работа учителя и классного руководителя по укреплению здоровья учащихся

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Интересно, какое же место занимают здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательного обучения детей? Понятие “здоровьесберегающие технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и нередко воспринимается многими педагогами как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии, обеспечение детей кислородными коктейлями и т.п. Все это, конечно, относится к охране здоровья учащихся, но называть отдельные мероприятия, связанные со здоровьем, “здоровьесберегающей технологией” нельзя. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2002. - С. 9-65.

Главной целью педагогической (образовательной) технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 3. - С. 29-33.. Здоровьесберегающие технологии не могут по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.

Рассмотрим несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы (по материалам Н.К. Смирнова, 2003 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. - С. 272):

Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. - также элементы этой технологии.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. - М.: Пробел-2008, 2006. -436 с.: ил.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 3. - С. 29-33.

Назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся.

В настоящее время доказано, что при несоблюдении здоровьесберегающих образовательных технологий педагогами в течение урока у обучающихся развивается раньше утомление, чем при соблюдении, что способствует повышению двигательной активности, понижению работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, также к повышенной тревожности и незащищенности у школьников. А, как известно, длительное утомление может привести к переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, - на успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются, и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося. Соблюдение же психогигиенических норм позволило бы предотвратить ход развития такой ситуации.

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является строгая реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в образовательных учреждениях.

2.2 Профилактическая деятельность по укреплению здоровья детей

Актуальность проблемы коррекционно-профилактических мероприятий для ослабленных детей обусловлена широким распространением среди учащихся общеобразовательной школы нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, физического развития, двигательной подготовленности, повышенной заболеваемостью и неадекватной реакцией на учебные нагрузки. Так, выявлено, что ослабленный ребенок характеризуется пониженной ежедневной двигательной активностью, что, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно-мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость, снижение умственной работоспособности.

Как показывает практика и специальные исследования, проблема ослабленных детей имеет чрезвычайно негативные последствия не только для школьной учебной деятельности, но и для социальной адаптации ребенка. Этот аспект практически не рассматривается в специальной литературе, однако имеет далеко идущие негативные последствия. Ослабленные дети существенно хуже адаптированы в коллективе, имеют менее выраженный уровень сформированности таких показателей, как уверенность в своих силах, спокойствие, самоуважение. Исследователи отмечают, что проблема ослабленных детей, выходя далеко за рамки только медицинского аспекта, приобретает в настоящее время социальное значение, поскольку наряду со снижением функционального состояния систем организма связана с адаптацией детей и подростков в современном обществе и возникновением ряда негативных психологических аспектов жизнедеятельности Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В.К.Велитченко. - М., 2008. - 168 с..

Основной парадигмой системы коррекционно-профилактических мероприятий является принцип всесторонней активизации биологической, психической и социальной сфер личности ребенка. Как нам представляется, только комплексный подход с акцентом на формировании мотивации и личностных показателей к решению проблемы ослабленных детей позволяет достигать статистически достоверных результатов.

Модель коррекционно-профилактических мероприятий состоит из следующих разделов.

Цель и задачи коррекционно-профилактических мероприятий.

Цель коррекционно-профилактических мероприятий - овладение ослабленными учащимися школы навыками воспитательной, развивающей, образовательной, оздоровительной, рекреационной и гигиенической деятельности для их дальнейшего использования в процессе индивидуального совершенствования.

Задачи использования коррекционно-профилактических мероприятий в процессе физического воспитания ослабленных школьников: воспитание интереса к регулярным занятиям физической культурой; обучение навыкам использования коррекционно-профилактических средств в повседневной деятельности; формирование понимания смысла коррекционно-профилактических занятий.

При решении трех указанных задач каждый учащийся получает возможность в дальнейшем самостоятельно корректировать индивидуальные недостатки в физической, психической и/или социальной сфере деятельности.

Виды деятельности, используемые в процессе коррекционно-профилактических мероприятий. Используется шесть видов деятельности: воспитательная ("Школа поступков", навыки концентрации внимания, навыки межличностного общения, навыки формирования черт характера); оздоровительная (навыки выполнения упражнений для укрепления дыхательной системы и управления эмоциональным состоянием, упражнений для профилактики нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, упражнений для профилактики простудных заболеваний); развивающая (включает навыки повышения уровня развития основных двигательных качеств с преимущественной направленностью на аэробную производительность организма); образовательная (знания о значении занятий физической культурой для физического, психического и социально-нравственного здоровья учащихся; знания о методике развития основных двигательных качеств; навыки самостоятельного составления комплексов для профилактики и коррекции нарушений функционального состояния систем организма; навыки проведения самостоятельных коррекционно -профилактических занятий; навыки оценки функционального состояния систем организма в покое и во время проведения коррекционно-профилактических мероприятий); рекреационная (навыки организации и проведения подвижных игр и развлечений на открытом воздухе; навыки организации и проведения лыжных и пеших прогулок; навыки организации и проведения самостоятельных занятий спортивными играми (футбол, волейбол, бадминтон); гигиеническая (навыки выполнения закаливающих процедур; контроль за своим функциональным состоянием, выполнением восстановительных процедур после проведения коррекционно-профилактических мероприятий; навыки составления рационального режима дня).

Коррекционно-профилактические средства в процессе физического воспитания ослабленных учащихся школьного возраста. При отборе наиболее эффективных коррекционно-профилактических оздоровительных средств для ослабленных учащихся школьного возраста использовались критерии доступности, соответствия возрастным возможностям, наибольшей эффективности, соответствия видам деятельности коррекционно-профилактических мероприятий, простоты выполнения и наименьших затрат времени при обучении. В процессе проведения коррекционно-профилактических мероприятий с ослабленными школьниками используются следующие средства.

Дыхательные упражнения, позволяющие устранить неправильные привычки в дыхании; научить экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких; очистить дыхательные проходы; быстро "насытить" организм кислородом).

Статические упражнения системы "Хатха-йога", которые традиционно используются для коррекции и профилактики нарушений большого количества заболеваний. Установлено, что уже после серии непродолжительных занятий статическими упражнениями существенно улучшаются характеристики силы, быстроты, выносливости, а также гибкости - важного показателя отсутствия нарушений в функциональной подготовленности Ирхин, В.Н. Здоровьеориентированная дидактическая система учителя физической культуры / В.Н.Ирхин, Ф.И.Собянин, И.В.Ирхина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. 54 - 56..

Психорегулятивные упражнения. Ослабленные школьники, овладев приемами психорегуляции, смогут использовать их в своей повседневной жизни в разных ситуациях: перед выполнением контрольной работы, при подготовке к спортивному состязанию, при появлении отрицательных эмоций (страха, волнения, обиды и т.п.).

Специальные упражнения для коррекции индивидуально отстающей системы. На занятиях используются общеразвивающие упражнения: ходьба, продолжительный бег с индивидуально доступной скоростью, упражнения с гантелями весом 1 кг, лыжные прогулки, плавание.

Массаж биологически активных точек, используемый для профилактики простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности, коррекции ряда физиологических функций организма Виленская, Т.Е. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах / Т.Е.Виленская, Э.А.Кудаев // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 1. - С. 25 - 42..

Двигательная активность на открытом воздухе с преимущественной рекреационно-игровой направленностью. Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений на открытом воздухе надежно защищает от возникновения различных простудных заболеваний. Помимо физических упражнений на открытом воздухе необходимо проводить регулярные закаливающие мероприятия (обтирания, обливания, контрастный душ, купание в открытых водоемах, воздушные ванны).

Средства контроля за уровнем физического, психического и социального здоровья ослабленных детей школьного возраста. Контроль за физическими показателями здоровья ослабленных детей осуществляется с помощью оценки уровня физического развития (по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, силы мышц правой и левой кисти, жизненной емкости легких), двигательной подготовленности и учета текущей заболеваемости школьников.

Контроль за психическими показателями здоровья ослабленных детей осуществляется с помощью оценки уровня сформированности мотивов к занятиям физической культурой, уровня тревожности учащихся, а также уровня сплоченности школьного коллектива.

Контроль за социальными показателями здоровья ослабленных детей осуществляется оценкой уровня сформированности культурологических стремлений (нравственных, эстетических, познавательно-творческих, психо- и телеснорегулятивных), социально значимых качеств личности (коллективизма, уважения к людям, трудолюбия, творческой активности, целеустремленности, осознания значимости своего труда для общества) школьников, а также уровня сформированности навыков ведения здорового образа жизни.

Методология формирования навыков коррекционно-профилактических мероприятий ослабленных школьников строится на основе трех базовых показателей: ведущих (наиболее сформированных) мотивов деятельности, культурологических стремлений и социально значимых качеств личности ослабленных детей школьного возраста. Постулируется, что только на основе учета и реализации ведущих личностных показателей, которые характерны для ослабленных учащихся школьного возраста, принципиально возможно целенаправленно управлять коррекционно -профилактической деятельностью.

Подобные документы

    Ценность здорового образа жизни, его биологические и социальные принципы. Воспитание здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, его составные элементы. Режим дня как фактор ЗОЖ студента. Значение пропаганды гигиенических знаний для здорового образа жизни.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Образ жизни, представляющий повышенный риск здоровью. Молодежная программа по формированию здорового образа жизни в России. Организация работы муниципального штаба. Модель формирования здорового образа жизни у детей и молодежи в Красноярском крае.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2015

    Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков и профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Пропаганда здорового образа жизни как социально-педагогическая задача. Проекты Министерства спорта России. Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни в СПБПУ. Поддержка Министерством здравоохранения социального проекта "Все равно?!"

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Основные принципы здорового образа жизни, закономерности рационального питания. Позитивный настрой и необходимость нахождения работы по душе, активные занятия спортом как одни из главных факторов, определяющих повышение уровня жизни и улучшение здоровья.

    презентация , добавлен 22.05.2010

    Понятия здорового образа жизни: технологии, функции, принципы, классификация; компоненты и признаки здоровья. Основные направления работы педагога по формированию и сохранению здоровья подростков с учетом возрастных особенностей физиологии и психологии.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2012

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.