Дарим цветы        12.06.2019   

Коренные малочисленные народы ленинградской области. Народный костюм (финляндия)

Если Вы решили провести отпуск в Финляндии, Вам просто необходимо знать некоторые обычаи и традиции этой удивительной страны. Допустим, знаете ли Вы, что финны очень любят смотреть новости? Это является своеобразной традицией, одним из ритуалов финской жизни. Еще несколько интересных финских фактов:
- Самая чистая вода в мире – в Финляндии. Финляндия – очень чистая страна с хорошей экологией. Реки и озера, города и поселки, леса и поля удивляют своей ухоженностью и выглядят просто прекрасно.
- Звучит удивительно, но финны не собирают грибы. Дело в том, что грибами питаются олени, и финны считают, что нельзя отнимать пищу у животных. Поэтому они предпочитают покупать шампиньоны в магазине.
- Большинство горожан рано ложатся спать, поэтому в Финляндии не следует шуметь после 22 часов. Вообще в вечернее время на финских улицах, особенно в небольших городах, редко можно встретить много людей.
- Магазины, торгующие спиртными напитками, в Финляндии закрываются в 20.00. Зато финские бары работают до 3.30 утра.
- Любимый предмет мебели любого человека, живущего в Финляндии – кровать. Именно она считается у финнов идеальным местом для отдыха и расслабления. Спать финны предпочитают на разноцветных простынях и пружинных матрасах.
- При разговоре жители Финляндии смотрят прямо в глаза собеседнику и не отводят их ни на секунду. Не стоит этому удивляться, просто смотрите на финнов так же!
Кроме этого, финны очень любят праздники, и в их календаре насчитывается целых 16 праздничных дат: 1 января – Новый Год. Ничто не сравнится со встречей Нового Года на родине Санта-Клауса, в Лапландии. Финские отели предлагают своим клиентам интереснейшую новогоднюю программу: праздничные мероприятия и карнавалы, катание на санях, верховых лошадях, или даже на собачьей упряжке, праздничные ужины, гонки на снегоходах и многое другое. А экскурсия в домик Санты непременно понравится Вашим детям! 6 января – Крещение, 14 апреля
- Страстная Пятница, 16 апреля - День светлого воскресения, Пасха, 17 апреля - Пасхальный понедельник, 1 мая - Первомайский праздник, 14 мая - День матери, 25 мая - Праздник Вознесения, 4 июня - Троица, 24 июня - Иванов день. Этот день имеет те же корни, что и русский праздник Ивана Купалы. В Финляндии Иванов день считается открытием летнего сезона. Финны с радостью празднуют наступление лета, они проводят этот праздник на природе, около водоемов – на берегах заливов и озер. Неизменным атрибутом Иванова дня являются «костры на воде» - финны разжигают костер на небольшом островке или даже на собственном плоту. Кроме этого, ни один Иванов день в Финляндии не обходится без посещения финской сауны, которая есть буквально при каждом курорте, отеле и турбазе. 4 ноября - День всех святых, 12 ноября - День отца, 6 декабря - День независимости, 24 декабря - Рождественский сочельник, 25 декабря – Рождество. Финляндия – отличное место для празднования Рождества. Там его можно встретить как угодно: провести вечер в уютном коттедже у камина, прокатиться на санях, запряженных северными оленями, подняться на вершину заснеженной горы, посетить дом Санта-Клауса… Выбор за Вами!


Традиционная финская женская одежда представлена полосатой юбкой с лифом-безрукавкой или кофтой. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец.
Мужской костюм состоял из штанов до колен, жилета, разнообразных курток, кафтанов.
На костюме юго-восточных финнов отдельные детали вышивались орнаментом, отражающим карельское и северорусское влияние.


Народные костюмы - в основном носились слой на слой. Каждый предмет одежды носят определенным способом, и он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Усилие было предпринято, чтобы сохранить эти особенности в национальных костюмах сегодня. Финское народное платье разделено на две широкие группы: западное и карельское. Эти две группы отличаются заметно по внешнему виду, хотя основные предметы одежды, составляющие костюмы, являются в значительной степени теми же самыми. Региональное изменение является более заметным в женском одеянии, в то время как мужское одеяние имеет тенденцию отражать общие преобладающие тенденции платья. Только в Карельских костюмах это региональное изменение столь тонкое, что возможно провести различия между различными округами. Костюм традиционного мужчины состоит из рубашки, длинных брюк или бриджей до колена, жилета, жакета или пальто, шляпы или кепки, шарфа, носков и ботинок. Костюм женщины состоит из блузы, юбки, лифчика или «киртла», передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Типичные принадлежности включают драгоценности, пояса, платки и «свободные карманы».

Западный финский костюм:

Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) - типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой "тыккимыссы", и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Карельский Костюм

Шерстяная или полушерстяная ткань использовалась женских карельских костюмов - не совсем белая, черная, синяя, цвета индиго или красная. Хотя ткань используется экономно по сравнению с западной Финляндией, Карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Лифчики входят в прямое или свободное сокращение, вообще в единственном цвете, хотя часто вышиты в традиционном стиле. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос.
Оба и мужчины, и женщины носят носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти. Они вообще поддерживались подвязками. Обувь включает застежки для ботинок, черные блестящие ботинки, лодочки или мокасины из натуральной кожи, в зависимости от костюма.
Стандартные или дополнительные принадлежности включают драгоценности, пояса, шарфы, карманы и широкое множество лент.
http://www.national-costume.ru/

Финский костюм

Вот как описывает И.Г. Георги финский женский костюм: “Праздничный их сарафан бывает шелковым, подоле (подлиннее) будничных, с закраинами, выкладке подобному другого какого-нибудь цвету; вся передняя половина от колен до подолу распестрена узорчатым шитьем и низанными таким же образом змеиными головками, монетами и бисером. Пояс выложен жестяным набором и впереди закрепляется перевязью. На груди красиво также вышито платье и при том выложено змеиными головками и бисером. Шея покрыта великим множеством пронизок. Продетые сквозь большие серьги, многие, на пядень длиною, ленты висят по плечам и по широким, не собранным, коротким и цветною шерстью узорчато вышитым рубашечным рукавам. Голову покрывают, пристегнутою к шапочке фатою, которая простирается по спине, и пропущенная будучи под пояс, достает до самых пят, да под тою же фатою висит еще в ладонь шириною, корольками, и змеиными головками, унизанными и внизу бахромкою обшитый ремень, коим покрываются волосы”. (Корольки - янтарь, ужиные головки - раковины каури).

Исследователи отмечали, что финны для поездок в город одевали русскую одежду - у женщин это сарафан, повойник и та же верхняя одежда типа “армяка” – тип полупальто; у мужчин была русская одежда, но “Армяки их более открыты на груди, чем у русских и почти у всех украшены по швам спины синими или красными стрелками, а на воротах рубашек имеют всегда по круглой медной пряжке”. Позднее, к середине XIX века, национальная одежда, которую носили в своих деревнях, исчезла, сменившись на юбку и кофту. Обязательным был передник. Это было и в конце XIX века.

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей.

Происхождение

Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала ». Он считается ценнейшим наследием финнов.

Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также – перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».

Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные – российскую.

Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.

В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия – страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.

И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова

Случайно набрел на одном из сайтов на сканы раритетного набора открыток, посвященного финскому национальному костюму. Кроме изображений никакой информации не было, поэтому и пришлось обратиться за помощью к интернету и переводчику Google, чтобы собрать информацию о самом финском народном костюме и его региональных разновидностях. Вот что у меня получилось.

Национальные костюмы (Kansallispukuja)
Изображения финских мужчин и женщин в костюмах в цвете
(Sisältää suomalaisia naisten ja miesten pukuja värikuvina)

Этнографы и модельеры утверждают, что «национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья». Народные костюмы, в основном, носятся «слой на слой», где каждый предмет одежды носят определенным способом, он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Финский национальный костюм разделяется на две группы: западную и карельскую. Эти две группы заметно отличаются по внешнему виду, хотя основные предметы одежды являются теми же самыми. Например, женский костюм повсюду состоит из юбки, блузы, лифа-безрукавки («киртл»), передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Кроме того, замужние женщины носили кружевной льняной чепец. Надо отметить, что женская одежда заметно различается по регионам, и даже в разных деревнях одной области костюмы могут быть разными.Типичные принадлежности костюма включают также драгоценности, пояса, платки, шарфы, множество лент и «свободные карманы». Традиционный же мужской костюм имеет тенденцию отражать общие черты всех регионов. Он состоит из рубашки, брюк или часто бриджей до колен, жилета, разнообразных курток-кафтанов и жакетов, шляп или кепок, шарфа, носков и ботинок. И мужчины, и женщины носили носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти, которые поддерживались подвязками. Обувь включала черные ботинки с застежками, лодочки или мокасины из натуральной кожи.
Теперь поговорим о тех двух группах, на которые делится финский народный костюм. Хочу заметить, что некоторые из представленных в подборке костюмов принадлежат нынче территориально регионам, вошедшим в состав России - я имею ввиду не только Карелию, но и Ленинградскую область, некоторые районы которой до революции 1917 года и Отечественной войны были финскими территориями.
Западный финский костюм
Отличительной особенностью этого народного костюма было красочное множество полос, причем ткань использовалась щедро, поскольку считалась признаком богатства.
Женский костюм составляли длинный ажурный лиф с короткой спиной и тонкими лямками, жакет до бедра обычно черного цвета из шерстяной ткани, полосатую юбку и вертикально полосатый передник. В XIX веке полосы на одежде стали более узкими, а лифы стали носиться покороче. Дополнением служили матерчатые (тану - tanu) или шелковые (тыккимыссы - tykkimyssy) головные уборы, а также уборы в форме рога или имеющие форму шляпы.
Карельский костюм
В женских карельских костюмах использовалась шерстяная или полушерстяная ткань разных цветов - черная, синяя, цвета индиго или красная. Ткань использовалась более экономно по сравнению с западной Финляндией, зато карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос. Лифы выполнены в прямом или свободном крое и вышиты в традиционном стиле.

Ну, а теперь осталось посмотреть сами костюмы.

1 - Ладожско карельский костюм (Laatokankarjalan puku)
2 - Костюм общины Яласъярви в провинции Южная Остроботния, Финляндия (Jalasjärven puku)
3 - Костюм города Кеуру в провинции Центральная Финляндия (Кески-Суоми) (Keuruun puku)
4 - Костюм города Курикка региона Ляяни, Западная Финляндия (Kurikan puku)


1 - Костюм города Алавус на северо-западе центральной части Финляндии, в области Южная Остроботния (Alavuden puku)
2 - Костюм города Юрва в Лапландии (Jurvan puku)
3 - Костюм общины Куортане в провинции Южная Остроботния (Kuortaneen puku)
4 - Костюм общины Киркконумми на юге Финляндии, в провинции Уусимаа. Община расположена на западной границе города Эспоо, входящего в агломерацию Хельсинки (Kirkkonummen puku)

1 - Костюм общины Руоколахти на юго-востоке Финляндии, в провинции Южная Карелия (Ruokolahden puku)
2 - Костюм селения Саккола (после 1948 года - посёлок Громово на Карельском перешейке в Приозерском районе Ленинградской области) (Rautu-sakkolan puku)
3 - Костюм волости Ряйсяля на Карельском перешейке (Räisälän puku)

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения. Традиционная женская одежда -- рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин -- льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда -- рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны.

В восточных районах долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние.

Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце XIX -- начале XX вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

Типично финским украшением считали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты. Все это -- массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами. Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки.

Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве -- немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках.

Фото с сайта мастерской национальных костюмов http://www.kolumbus.fi/janne.hovi/kansallispuku.htm

Говоря о национальном костюме ингерманландских финнов, мы говорим, в первую очередь, о женском костюме. Мужской костюм тоже, безусловно, существовал, но вышел из повседневного ношения гораздо раньше, чем женский. Причин тому много — мужская одежда больше склонна к унификации, стремление «угнаться» за городской модой Петербурга (будучи зажиточными крестьянами, финны могли себе это позволить), а также, видимо, и то, что мужчины чаще имели дело с горожанами, чем женщины. Женщины в ингерманландских семьях все-таки чаще занимались хозяйством и домом, а мода в ингерманландской деревне была, безусловно, своя. К костюму относились с трепетом, носили его с гордостью. Самую нарядную рубаху и передник берегли для особых случаев. Оно и понятно — соткать полосатую ткань для юбки или вышить рекко по всем правилам было делом непростым.

Лютеранский финский костюм — слева

Выделяют 2 типа национальных костюмов ингерманландских финнов: рекко-костюм и костюм с жилетом (он же в некоторых источниках — лютеранский финский костюм). Первый — с украшением «рекко» — является более архаичным, более древним. Этот костюм носили, в основном, выходцы из Южной Карелии. Подобный костюм существовал во многих финских (финляндских) приходах на Карельском перешейке. В Ингерманландии такие костюмы носили эвремейсы (условно — выходцы из Äyräpää) на территориях приходов Туутари, Тюрё, Скворицы в центральной части, и на севере в Лемпаала, Мииккулайнен, Вуоле, Токсово. Финны-саваккот (условно — выходцы из провинции Саво) чаще носили более современный костюм — юбка, рубашка и жилет. Такой костюм был популярен не только в Ингерманландии, но и в Финляндии, поэтому его часто называют «финский лютеранский костюм». Их внешний вид различался в разных областях и приходах.

Что же такое «рекко»? Рекко — это, в первую очередь, центральная вышивка на груди рубашки и особая сборка ткани посередине, а также название всей рубашки целиком (rekkopaita). Рубашка шилась из прямоугольных кусков полотна по четким правилам. Изначально, вышивка осуществлялась прямо по сборкам ткани, закрепляя эту часть рекко. Вышивальные нити справа оставляли с запасом, чтобы в дальнейшем из них получилась характерная полосатая бахрома сбоку от вышивки. В нынешнее время вышивку делают на отдельном куске ткани, который нашивается поверх готовой рубашки, тем не менее, всё так же пришивая сбоку бахрому, мы имитирует тот первоначальный метод вышивания рекко.


Вышивка рекко по традиционной технологии

Рекко-костюм считается более красивым по сравнению с другими костюмами. Даже в Финляндии, куда образцы костюма из Туутари попали вместе с вынужденными переселенцами начала и середины ХХ века, этот костюм считается самым красивым из всех финских костюмов и весьма популярен у жительниц разных областей Финляндии, хотя они порой не знают, где находится Туутари и, более того, считают Туутари и Туутери разными населенными пунктами (на самом деле, это одно и то же место). В частности, костюм Туутари можно купить в любой уважающей себя мастерской по пошиву национальных костюмов, каких в Финляндии немало. Впрочем, стоит он больших денег, поэтому не каждая женщина может себе его позволить. В классификации костюмы Туутари и Туутери, всё же, несколько различаются: костюм Туутари основан на старой версии костюма (в частности, сарафана), в то время как Туутери — более современная, обновлённая версия.

На ворот рядом с рекко крепили традиционное украшение — кованную фибулу. С рубашкой «рекко» носили сарафан (в южных районах) или юбку (на севере). В праздничные дни надевали белый или полосатый передник с вышивкой или кружевом. По подолу юбки часто шла красная окантовка, но могла быть и пестрая лента, вытканная на бердо или на дощечках. На бердо или дощечках делался также и традиционный тканый пояс — vironvyö (дословно — эстонский ремень).

Что касается костюма саваккот, где использовалась юбка и жилет, то юбка могла быть однотонная, полосатая или клетчатая, в зависимости от местности. Ткань использовалась шерстяная (сукно). Жилет мог быть черного или другого цвета, например, красного или синего. Жители деревень прихода Keltto считались зажиточными, поэтому женщины этих деревень украшали свои жилеты широким шелковым кантом. Жительницы деревни Куйвары использовали для юбки, жилета и передника клетчатую ткань — интересно, что для костюма они ткали ткани одинаковой расцветки, но различного рисунка — например, крупная клетка сочеталась с мелкой клеткой того же цвета.

Зимой носили овчинные тулупы — turkki. Из верхней одежды также стоит отметить кафтаны — viitta. Естественно, носили вязанные варежки с традиционными узорами — kintaat, rukkaset. Сапоги и кожаные женские ботиночки (lipokkat, kotit) иногда имели загнутый нос. На голове девушки-äyrämöiset носили украшение сяппели (сеппели). В северных районах носили на лбу хунту — маленький круглый головной убор, больше похожий на заколку. Хунту крепился на специальное приспособление под названием sykeröt. В некоторых приходах головной платок также назывался huntu, хоть и не имел той специфической формы, как хунту в северных приходах. Такой платок завязывался особым образом (способ завязывания зависит от прихода). Православные замужние женщины носили головной убор sorokka (harakka), похожий на ижорский sappana. Повсеместно носили чепцы lakki (korkki), а также могли надевать платок, шляпку или капор по моде своего времени.




Задняя часть лифа Тюрё
Сяппели

Передник







Sorokka, harakka

Обувь финки из Туутари — Kotit. Конец XIX века Хунту на голове. Мииккулайнен