Дарим цветы        25.05.2019   

Начало коляды. Коляда (праздник): история и традиции

12.01.2018

Традиция колядовать, щедровать и посевать пришла к нам из древности – со времен язычников. Это одно из любимых занятий и развлечений как взрослых, так и детей. Колядующие, щедровальники, посевальники ходят в гости: к родственникам, друзьям, крестным, соседям. Это весело, интересно, можно насобирать немного денег и вкусностей. Но перед тем как совершать обряды, следует разобраться, как правильно это делать, когда ходить колядовать, щедровать и посевать.

Когда колядовать, щедровать и посевать?

Многие путают, когда нужно колядовать, щедровать и посевать. Итак:

Как правильно колядовать, щедровать и посевать?

Разобравшись с датами проведения праздничных обрядов, узнаем, в чем их разница, как правильно проводить и выполнять.

Начинать колядовать можно с появлением первой звезды на небе. В это время начинается праздничный ужин, а желающие идут поздравлять колядками с рождением Христа. Традиционно в деревне колядуют, ходя от дома к дому, никого не обходя. Но в большом городе достаточно обойти квартиры соседей. Зайдя в дом у хозяев, нужно спросить разрешение колядовать. Если отказали - уйти, молча и без обид. Конечно, отказывать нельзя, т.к. это считается грехом.

В старину группа колядников состояла из трёх человек, где был выбран главный колядующий - звездарь. Он шел впереди всех и нес в руках звезду, которая символизирует появление на свет младенца Иисуса Христа. Звездаряем выбирали человека с громким голосом и хорошо знающим колядки. За ним следом шел звонарь и нес большой колокольчик, которым звоном оповещал, что идут колядующие. Третий человек - мехоноша. Он нес яркой мешок, украшенный вышитыми или нарисованными звездами, солнцем и месяцем. В него хозяева клали конфеты и угощения, поскольку подарки из рук хозяев брать не принято.

Колядки медленно и протяжно поют, а в завершении читают поздравления и кланяются хозяевам дома.

Сейчас за колядки одаривают и деньгами, но ранее – конфетами, яблоками, орехами, колбасой, окороком и другими вкусностями для разговления после Рождественского поста.

В любом случае стоит помнить, что каждая семья считает за честь, что колядники пришли к ним поздравить с Рождеством, а не обошли их стороной.

Популярные колядки на русском и украинском языках:

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: «Христос родился!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

Коляду для вас співаю,

Дай вам боже урожаю,

Щедрих нив, садів квітучих,

Зірку в небі на Святвечір

Для дорослих и малечі.

Коляда моя лунає,

Увесь світ з Різдвом вітає.

Многие ошибочно думают, что колядовать можно на Рождество. Однако утром 7 января рождествуют, т.е. поют рождественские песни и поздравляют с Рождеством Христовым.

Между тем в южных регионах страны, в том числе и Ростовской области, со времён советской власти закрепились несколько иные традиции. 6 января вечером, накануне Рождества, дети носят кутью родным, знакомым, крёстным и соседям. А вечером 7 января взрослые ходят по дворам знакомых с шуточными колядками.

Колядование в ночь накануне Рождества, с песнями религиозного содержания и рождественской звездой, на юге России уже почти не встречается.

Щедруют вечером в канун Старого Нового года – 13 января. Характерное их отличие от колядок - припев «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!». Предки считали, что в Щедрый вечер приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год.

Утром 13 января хозяйки готовят праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательное яство - обрядовая щедрая кутья. Также пекут блины, пироги, делают жаркое и домашнюю колбасу, лепят вареники с сыром и творогом. Этими яствами одаривают щедровальников (13 января) и посевальщиков (14 января).

Щедровальники обходят по домам с вечера до полуночи, заходят после приглашения хозяев. Щедруют в основном девушки , но и холостяцкие группы также ходят. Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд. Мужскую группу прозывают «водят Меланку», а ряженого в женщину «Меланкой». Щедровальники читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания. Они веселят танцами, песнями и шуточными сценками. Предки верили в каждое слово и магическую функцию щедровок.

Как правильно посевать

Рано утром 14 января, когда начинает рассветать, молодежь ходит по домам и посевает. По народным верованиям, 14 января первым в дом должен войти мужчина – как ребенок, так и взрослый: это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни.

Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами.

Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, т.к. посевальщик всегда желанный гость.

Зайдя в дом, посевальщики приветствуют хозяев, поздравляют с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год - все равно добро несет!».

Хозяева приглашали посевальщиков к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками. А по желанию самым щедрым благодарением были деньги.

Зерно, которым посевали, считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца.

Популярные посевалки на русском и украинском языках:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом вас поздравляем!

К счастью, на здоровье, на Новый год,

Чтобы вам уродилось лучше, чем на прошлый год!

Конопля под потолок, а лен до колена,

Чтоб у вас, хозяев, голова не болела!

Будьте здоровы с Новым годом и с Василием!

Дай, Боже!

Сію, сію, засіваю, Вашу хату не минаю,

З Новим роком йду до хати,

Щось вам маю віншувати:

Щоб діти всі здорові,

Їли кашу всі готові,

Щоб вам була з них потіха.

А нам грошей з півміха!

Сею, рассеваю

Овсом, рожью,

Милостей божью!

На крутой творожок

Пастуху пирожок!

Сеем-веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Дайте тыщу, дайте пять,

Не жалейте двадцать пять.

Если вы богаты,

Дайте ползарплаты.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Отметим также, что, даже не зная порядка проведения ритуала, разучите красивые песни и стихи, сделайте подходящие костюмы. Жители домов почувствуют вашу добрую энергетику и щедро одарят. Ведь самое главное в колядках, щедровках и посевании - не полученные дары, а хорошее настроение и осознание, что вы сохраняете глубокие древние традиции.

Подготовлено с использованием материалов сайта TutKnow

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор. -


Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).



Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).


У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.



Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.



И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).


Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.



Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла.


Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала. бересты.


Переодевание (превращение) чудище лесное - козла, волка. медведя - подчеркивало дух праздника. Чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.



Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.



Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.



Вот одна из колядок, которые поют под окнами:


На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,


Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:


Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок


По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.


Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.




Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима - это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки - собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.



Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.



В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу - потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.


В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей - то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.


Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» (от древнеславянского слова «язык», означавшего «народ»).


Эту презрительную обзывалку некогда единой у всех "варварских" европейских народов религии друидов/волхвов придумали христианские церковники. Смысл слова "языческий" можно перевести на современный язык как "простонародный", "плебейский".


И ныне РПЦ старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией


БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.



В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления, (про календарь будет отдельный пост).



Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.



«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.



Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла.


Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки>?


Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел.


Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.



……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.


У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.



Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..


Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…



В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.


Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках


После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.




Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой.


Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.


Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.


И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному

Древние люди верили, что после просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи - уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен - колядок.

С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Суть праздника

Коляда - праздник славян, народное название Рождества и Святок, которые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение).

Основное предназначение Коляды - это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

Облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

Колядование, исполнение колядных песен;

Благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

Игры молодых людей;

Гадания незамужних девушек.

Коляда - праздник, который был самым большим и главным в зимнее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.

Когда отмечают праздник Коляды

Коляда - праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря - день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба - Даждьбога.

Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.

Взаимосвязь солнцестояния и Коляды

Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год - они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.

А. С. Фаминцын в книге под названием «Божества древних славян», написанной в 1884 году, указывал, что в древних писаниях есть упоминания о двух богах - Купале (бог летнего солнцестояния) и Коляде (бог зимнего солнцестояния).

А. Н. Афанасьев в писании «Поэтические воззрения славян на природу» упоминал, что солнце было олицетворением счастливой и божественной жизни. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным; тем, что побуждает все живые организмы к жизни, дает пищу и помощь людям.

Считалось, что светило неразрывно связано с судьбой, поэтому человек просил о помощи его, когда преследовали его трудности и неудачи. Также солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду.

Таким образом, славянский праздник Коляда и исполнение колядок - это обряды, посвященные богу солнца, которые показывают особое отношение наших предков к светилу.

Трактовка названия праздника

Коляда - языческий праздник, и название его уходит своими корнями в давние времена.

Одна из версий происхождения слова «Коляда» твердит о том, что оно пошло от «коло» - «солнце». Оно защищало людей от тьмы, и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.

Другого мнения придерживался Дмитрий Щепкин, и состоит оно в том, что слово «Коляда» обозначает «круговую еду или круговые яства», «вокруг идущее». Объяснить это можно тем, что компании колядующих ходили с вертепом по всем дворам, танцевали и пели колядки, их за это вознаграждали гостинцами, и они после все вместе съедали еду, которую наколядовали.

Кроме того, есть мнения, что «Коляда» происходит от слов:

- «колода» - зажженный пенек;

- «коло» - круглый, колесо;

От латинского слова «календа», т. е. «первый день месяца».

В значение слова объясняется как «обычай, который связан с началом года», что характерно еще для дохристианских времен, а после принятия христианства славянский праздник Коляда был приобщен ко дню рождения Иисуса Христа.

Согласно этнолингвистическому словарю (славянские древности), слово имеет языческие корни. А Страхов утверждает, что в Коляде вообще нет ничего праславянского и языческого, а термин этот был перенят как выражение священнослужителей (дословно: «подарки или приношения, которые собирались духовенством» или «содержание к Новому году»).

Как готовились к празднику Коляды?

Коляда - праздник, который был самым большим и главным для народа. Исходя из этого, можно утверждать, что готовились к нему заранее и тщательно. Простые люди (даже из самых бедных семей):

Готовили большое количество блюд, в частности с мясом, а для этого кололи свинью;

Убирали тщательно во всем доме;

Хорошо отпаривались в бане;

Готовили новые наряды, в частности для колядования.

Одно осталось неизменным: как издавна, так и сейчас мы стремимся встретить новогодние праздники очищенными и физически, и духовно.

Как издавна праздновали Коляду?

Большинство этнографов сходятся во мнении, что еще в дохристианские времена был такой обычай, как Коляда. История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени, но некоторые утратили силу и были изменены.

Празднования и обряды Коляды проводились в следующем порядке:

1. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам (капищам), чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним.

Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали.

Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун - человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке.

Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду - бога молодого Солнца.

2. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов Нави и Прави и просили о помощи для добрых людей.

3. В третьей части празднования были так называемые «игрища»: люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты.

Праздник Коляды (Солнцеворота) имел свои обычаи и особенности и на следующий день:

Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок.

После шли молодые девицы (будущие невесты) и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников.

В конце идут колядовать все женщины и мужики, им также давали и калачи, и пряники.

Сценарий праздника Коляды

А сегодня как отмечают праздник? Коляда проходит в вихре обрядовых гуляний. Сценарий был и остается следующим, несмотря на дополнения и изменения, которые вносятся разными народами:

1. В канун Рождества (6 января) люди ничего не ели до самого вечера. Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья и узвар из сухофруктов (яблок и груш), а также мясные сытные яства (блины, голубцы, вареники, домашняя колбаса).

Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января - Щедреца.

2. На следующий утро - 7 января - наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. В этот особенный день принято ходить к крестникам и дарить им подарочки.

После обеда молодые девушки и парни наряжаются в разных зверей и цыган и группами по 10-15 человек ходят с колядками. Один из компании колядовщиков должен нарядиться козой. В некоторых регионах (в частности, на Западной Украине) принято ходить с большой самодельной звездой. Колядующие поют песни, прославляющие землю, с просьбами о добром будущем, танцуют и веселятся. За это хозяева щедро благодарят их и дают разные вкусности и деньги.

Считалось, что если хозяева не отпирали дверь колядующим, то это могло накликать беду на семью и бедность.

3. Следующим после Рождества Христова был день святого Степана. Именно в этот день хозяин должен был полностью рассчитаться со своими рабочими, а они, в свою очередь, могли высказать все, что накопилось за прошедший год. Потом решали, заключать ли новый договор для продолжения сотрудничества либо расходиться.

Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник (Коляда). Сценарий его заключался в следующем:

Проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города;

Организация ярмарки;

Бал и танцы (устраивались для богатых горожан).

Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы.

4. Весело праздновали и Щедрец 14 января. В этот день не только пели и танцевали, а и выбирали самую красивую девушку села. Ее наряжали, надевали венок, ленты, она возглавляла команду красавиц, которые ходили по дворам и щедровали. Хозяева и в этот день старались как можно лучше и больше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым.

Место кутьи во время колядных святок

Праздник Коляды у древних славян не проходил без кутьи. Было 3 особых святых вечера, на каждый из которых и готовили обрядовую кашу, причем разную:

1. Постную с орехами, сухофруктами, маком и узваром готовили в первый предрождественский вечер - 6 января. Называлась такая каша великой кутьей.

2. 13 января - накануне Нового года по старому стилю - готовили вторую кутью, которая называлась богатой или щедрой. В этот день на стол подавали всевозможные довольно сытные блюда, и даже каша была заправлена жиром, салом, маслом и скороминою.

3. Третья кутья - накануне Крещения 18 января - назвалась голодной и была, как первая, постной, приготовлена на воде. Существовала традиция, которая заключалась в том, что глава семьи в этот вечер выходил на улицу и на всех воротах, калитке и дверях чертил кресты, чтобы уберечь жителей дома и семью от нечистой силы, бед и ненастий.

Праздник Коляда в России во времена СССР практически не праздновался, но в 60-е потихоньку начали возрождаться славянские традиции, а в 90-е они уже полным ходом стали возвращаться в русские семьи. Сегодня колядуют в Святой вечер - с 6 на 7 января, при этом многие обычаи возвращаются: дети и молодые люди переодеваются в праздничные наряды, берут с собой звезду, разучивают обрядовые песни. Хозяева, в свою очередь, стараются щедро отблагодарить колядующих, чтобы год был удачным и богатым.

Место гаданий в Коляды

Гадания в Коляды занимали особое место, их проводили обычно с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Новый год по старому стилю). Было поверье, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу и раскрыть тайну будущего, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы. Существовало множество ритуалов. Наиболее популярными из них являются следующие:

1. Девушка должна была выйти во двор и бросить сапог со своей левой ноги через забор. Потом посмотреть, как он упал. Если носком к дому, то в этом году она не выйдет замуж, если в противоположную, то смотрели, в какую сторону указывает сапожок - дескать, оттуда и нужно ждать суженого.

2. Брали 2 иголки, намазывали их жиром или салом и опускали в воду. Если они тонули сразу же, то год предвещался неудачный, а если остались на плаву, да еще и соединились, то стоило ждать богатого года и скорого замужества.

3. Гадали и по полену. Молодая девушка из дровяника вытаскивала вслепую один пенек и внимательно его рассматривала. Если он был шероховатым, то суженый будет с неприглядной внешностью, если гладкий и ровный, то будущий муж будет красивым и статным. Множество сучков на пеньке указывали на то, что парень будет из семьи с множеством сестер и братьев. Если попадалось кривое и покрученное полено, то жених будет с внешними дефектами (кривой, рябой и т. д.)

4. Гадание на кольцах. Оно заключалось в том, что в решето засыпали любую крупу или рожь, пшеницу, клали сюда же и 4 вида колец: металлическое, серебряное, с камушком и золотое, и хорошо перемешивали все это. Для этого гадания собиралась компания из незамужних девушек, каждая из которых зачерпывала по одной горсти содержимого:

Если попадалось только зерно, то в этом году девушка не выйдет замуж вовсе;

Если простое металлическое кольцо, то выйдет она замуж за бедного парня;

Если кольцо серебряное, то жених будет простым;

Кольцо с камушком предрекало семейную жизнь с боярином;

Золотое кольцо - знак, что выйдет замуж девушка за купца.

5. Существует также такое гадание, для которого нужно взять миску и заполнить ее зерном, приготовить листочки бумаги, на одном из которых написать заветное имя суженого, остальные оставить пустыми. Брать горстями зерно и смотреть, с какого раза попадется желанный листочек:

Если с первого, то девушке стоит ждать скорого сватовства;

Со второго - значит, вам придется столкнуться с некоторыми трудностями;

С третьего - молодой обманывает вас, лучше не верить его словам;

С четвертого - парень совершенно равнодушен к вам.

Молодые девушки также гадали:

В полночь в бане;

С зеркалом, ожидая увидеть в нем суженого;

На воде и свечах.

Одной из главных традиций было катание колеса. Для этого большой деревянный круг в виде колеса поджигали и катили в гору и с горы. Здесь четко можно увидеть связь славянских традиций и обрядов Коляды, ведь горящее колесо, безусловно, символизировало солнце, а тем, что его катили в гору, помогали прибавляться световому дню.

История колядования

Колядки обычно пели не в доме, а прямо под окнами. Молодые девушки просили разрешения войти и тогда пели «виноградьё», широко распространенное на Севере. Здесь колядующих одаривали не пирогами или сладостями, а обрядовым печеньем в виде животных, птиц. Такие коржики были сделаны из долгохранящегося теста, они были ценными и дорогими для каждой семьи, ведь хранили их на протяжении всего года, чтобы домашняя утварь не заблудилась по дороге домой и размножалась. Делали такое печенье и раньше, но с изображением символов, которые были обращены к богам (знак Рода или Солнца).

Обряд колядования осуществлялся на протяжении недели, начиная с 25 декабря (Рождество по Главными атрибутами такой процессии были:

1. Звезда. Делали ее из прочной бумаги - большую, величиной в аршин (около 0,7 метров) - и освещали свечой. Звезда была восьмиконечной, раскрашенной яркими красками.

2. Вертеп. Был сделан из ящика с двумя ярусами, в котором помещались фигурки из дерева, изображающие историю рождения Иисуса Христа.

Под окнами колядовщики исполняли краткие молитвенные песнопения, и только один из группы по разрешению хозяина мог войти в дом и получить угощения и мелкие деньги.

Коляда - праздник, во время которого в больших селах России один двор могли посетить 5-10 групп со звездой, и каждую из них хозяева старались щедро одарить.

Языческие корни праздника

Итак, Суть праздника сводится к следующему: это перечень древнеславянских обрядов, воспевающих и восхваляющих языческого бога молодого солнца. Согласно многим источникам, Коляда еще был богом веселых застолий.

Главной версией происхождения праздника является то, что восхвалялось светило в день зимнего солнцестояния. Существовала даже легенда на этот счет. Змей Коротун пожирал Солнце, а богиня Коляда помогала людям и производила на свет новое, молодое светило - Божича. Люди стараются помочь богине и защищают новорожденного от змея посредством пения и громких выкриков, переодевания в страшные костюмы из шкур зверей и использования рогов. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет.

После принятия христианства церковь всячески запрещала обычаи колядования и поклонение богам, но искоренить древние традиции и обряды полностью не удалось. Поэтому по дворам стали ходить священнослужители и верующие люди, оповещая, что родился Иисус Христос и восхваляя его. Эти обычаи и сохранились до нашего времени. Хотя таких исполнителей колядок хозяева часто вовсе не одаривали, наоборот, старались избегать. На Полесье верующих колядовщиков не пускали к дому, так как считалось, что не будет урожайным просо, а тех, кто колядовал по старому обычаю, щедро вознаграждали и благодарили.

В России на январь приходится много праздников. Сразу после встречи Нового года всех интересует вопрос: святки когда начинаются в 2019 году. Святочные дни отмечаются с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю) — 2 недели.

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Н. Гоголь.

Святки отмечают в течение двух недель между двумя христианскими праздниками - Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января.

«Святки»- святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, плясли на улицах, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.

Святки - святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гуляния веселыми играми, ряжением, пением колядок, гаданиями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Помните, у А. С. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»?

Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи.

Для потешных и забавных игр ряженых парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.

Колядки для детей и взрослых на святки

Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен – пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.

Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Маслину головку.

А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:

Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и др. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился за рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим песельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля».

Рождественские колядки для детей (тексты)

Песни-колядки – это бесценное творение нашего народа. Небольшие, часто безграмотные в литературном аспекте песни, имеют большую смысловую нагрузку и повествуют о знаменательном Событии всего христианского мира – рождении Спасителя. Люди передают эти рассказы из поколения к поколению. Эти песни не имеют авторов, но их искренность и великолепие завораживают наши сердца.
Мы собрали для вас колядки, которые можно легко выучить, чтобы отправиться в гости за «уловом».

Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи, Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй.
Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой.
И сияет красой.

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Знают взрослые и дети:

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

Радуйтесь, все люди

На большой планете,

С нами Бог! Любовь и Правду

Христославьте, дети!

Чтоб веселым был ваш дом,

Красота цвела кругом,

Чтобы вы добро дарили,

Тем же вас благодарили.

Сеем, сеем, посеваем!

С Рождеством вас поздравляем!

От души всех поздравляем,

Им успехов пожелаем!

Коляда-колядин!

Я у батеньки один.

По колено кожушок -

Дайте, дядя, пирожок!

Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.

  • Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам - значит, еще рано выходить замуж, а если в другую сторону, то оттуда жди жениха.
  • Гадали на воске: сначала его растопят, а потом выльют в сосуд с водой, если увидят колечко - к замужеству, а развалины - к худу.
  • Смотрели на небо, в какой стороне звезда упадет, там и твой ряженый-суженый.
  • У прохожего имя спрашивали, как прохожего зовут, так будут звать будущего жениха. Ходили слушать под окна чужих домов и, внимая разговору, веселому или скучному, предрекали себе такую же жизнь в замужестве.

А каков будет суженый-ряженый? Для этого бросали ночью пригоршнями снег: если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если упадет тихо и неплотно - быть за старым или глухим. Ходили в темноте в дровяной сарай, брали полено из поленницы и потом в покоях смотрели: если оно гладкое, то муж будет хорошим, а суковатое, особенно если с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее было приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца: золотые, серебряные, медные. Если курица будет пить воду, то муж будет пьяницей, если есть хлеб, то муж будет бедняк, если возьмет кольцо золотое - будет богач, серебряное - муж ни богат, ни беден, медное - нищий.

Хозяева пытались разведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай, благополучие. В рождественский вечер шли на гумно, вынимали зубами из стожка соломинку. Попала с колоском - будет урожай, пустой - опасайся недорода. Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание, что показывала тень на стене от сожженной бумаги, то и рисовала фантазия.

В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало, что почудится, то и сбудется. Наводили зеркало на луну, чтобы много увидеть Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку. Также примечали погоду в каждый день (12 дней) святок.

Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй день - в феврале и так далее. Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими.

Святочные гадания совершались во все дни святок, но наиболее значимыми, важными считались гадания накануне Рождества, Нового года (по старому стилю) и в особенности Крещения.

Период новогодних празднеств (а Новый год раньше проходил во время святок) включал и другие обычаи, среди которых большое место занимали вечеринки молодежи, посиделки, различные игрища. Все сопровождалось песнями, плясками, ряжением, ибо

«Всякая душа празднику рада», тем более «В день свят суеты спят», или «День свят, и дела наши спят», кроме того «Лето для старания, а зима - для гуляния». Умел русский народ повеселиться!

Как проходили Святки на Руси

Значение каждого дня святок

Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» — от Рождества до Васильева вечера и «страшные вечера» — с ночи под Новый (старый) год и до Крещения Господня. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии.

Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.

Кстати, оказывается, что каждый день Святок имеет своё значение:

6 января - Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества - вечером гадали и совершали различные магические действа.

8 января - Бабьи каши - праздник повивальных бабок и рожениц - в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду, после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили помощи и защиты у пророка Давида - музыканта и укротителя гнева.

11 января - день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом - с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы»…

12 января - Анисья - желудочница - по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме - «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной»…

13 января - день святой Маланьи или Васильева коляда - раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года - в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года - «Под Василья ведьмы крадут месяц» - «Если в ночь ветер дует с юга - год будет жаркий и благополучный, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая и фруктов»…

14 января - Василий Великий - покровитель свиней - по старому календарю этот день приходился на 1 января, т.е. на Новый Год.

15 января - Сильвестров день - куриный праздник - на этот день не ели яйца и курицу - в курятник вешали «куриного бога» - в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть - его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер - лихоманок - дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.

16 января - Пророка Малахии - «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» - «На Малахия дом метелками обмахивай» - в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека - обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка - доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води»…

17 января - В этот и следующий день женщинам запрещалось шить - считалось, что тогда ребенок родится слепым…

18 января - Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник - основной день святочных гаданий - накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках - собирали снег для беления холстов и умывания - в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится…

19 января - Крещение, Богоявление - «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение - со святками прощение»…

Видео: Можно ли гадать на Святки

Видеозапись ответа протоиерея Димитрия Смирнова на вопрос о том, можно ли гадать на Святки (святые дни с 6 по 18 января).

Рождественские праздники сразу навевают детские воспоминания, а весь мир замирает в ожидании чуда. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. Ведь отмечать Рождество принято в близком, семейном кругу, садясь за стол с появлением первой звезды. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к Иисусу.

Смеркается. И мы начинаем вглядываться в сгущающиеся сумерки сквозь украшенное морозным узором окно, ожидая первой звезды. Снег ровным полотном укрыл землю, природа погрузилась в глубокий сон — и вокруг нереальная тишина.

Но вот в небе засияла первая звезда и мы с радостью понимаем — праздник начинается! Все собираются за столом, в центре которого кутья. Прежде чем приступить к ужину, незамужние девушки с ложкой кутьи выходят во двор гадать. В какой стороне залает собака — там и суженый живет.

Но самое интересное начинается после застолья — наступает рождественская ночь. В эту ночь полагается не спать, иначе можно проспать свое счастье. Да и как тут заснешь, когда на улице слышны смех и песни!

Это начинаются рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Торжествуйте, веселитесь

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире -
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей

Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.

Коляда, коляда

Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

Раньше петь колядки было принято 21 декабря — в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы. Особая роль отводится авторским церковным колядкам.

Традиции колядования

Дети разных возрастов и молодые люди переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам и поют несложные песенки, за что в качестве награды получают вкусности. Праздник проходит строго один раз в году. Колядующие стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. Песни-колядки желают хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. А если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними, ведь с давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать вкусностями, приглашать за стол. Колядующие — неотъемлемая часть Рождественских праздников.

Сегодня обряд колядования также популярен в народе, несмотря на то, что успел утратить свой первоначальный смысл. Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхваляются все члены семьи, к которой приходили колядующие. Ряженые ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что получают угощение, а иногда - деньги. По традиции сладости и угощения оставляются себе, а деньги передаются в храм.

Коза главный символ Рождественских колядок. Колядующие выбирают веселого молодого парня, которого переодевают в костюм козы. Весь вечер он танцует перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих, даря радость и счастье на весь следующий год тому, до кого дотронется. Согласно поверью, Коза символом плодородия, богатого урожая, и оберегает дом от злых сил.