Садовые растения        07.06.2019   

Обычаи цыган кратко. Обряды и обычаи цыган

Ну кинули и кинули хрен с ними проходит месяц. Звонок от цыган приезжай мы переехали всем табором всем нужно тарелки настроить. Говорю долг отдашь приеду, обманешь весь табор навсегда в три тв забаню и хрен вам а не телевизор. Приезжай все будет.

А выселились они хрен знает куда за 80 км от Тулы ехать долго. Беру с собой напарника. И мы с опаской едем в табор. Приезжаем картина маслом деревня 40 домов посередине 1 дом цыгане видно купили или в аренду взяли но он обычный кирпичный. А дальше как в сказке десяток одинаковых деревянных хибар в 2 ряда. Электричество сделали из обычных удлинителей 5м. на улице прям под дождем в грязи. розетки в дом заходят через открытые окна или дыры в стеклах. Также телевизионные провода прям посреди окна потому что так дешевле. Столько домов это прям улица. По ней просто так не пройти грязь по колено. Время осень. В начале нас с напарником обступила детвора, но я напомнил свое обещание все отрубить, если начнется беспредел и свершилось чудо, ничего не пропало, даже с машины колеса не сняли, поверили видать в мои сверх способности. Начинаем работать, ставить спутн. антенны. Я никогда до этого, не видел тарелки в таком состоянии, ржавые, погнутые. С грехом пополам настраиваем, приходим в дом, а ресивер разбит не включается, пульта нет, полная жопа. И так почти в каждом доме. С каждым домом расчитываемся отдельно. Начинают плакаться: не хватает, давай потом. Пригрозил. Забегали друг к другу деньги занимать и как принято друг другу плакаться. Но зато все что должны были до рубля отдали.

Самое интересное обои и ковры только в богатых домах в 1-2 в основном стены это голые доски. Схема обогрева меня впечатлила, посреди дома, зал высота потолков метра 3.5 посреди него стоит старая газовая плита с балоном пропана. И из нее из всех щелей пламя почти до потолка. Поэтому горят цыгане часто, но двери у них на замки не закрываются чтобы выбежать можно было. В других комнатах холодно, цыгане дома не раздеваются, везде копоть, грязь. Но сами дома большие 5-6 комнат. Собираются прямо на глазах.
Все доски уже напилены, остались с прошлых раз, там разобрали, здесь собрали, прям модульная конструкция. Утеплитель древесная стружка. Все дома 1 этажные.
А так сама схема переезда меня порадовала: Покупается дом в деревне и рядом с ним разбивается еще одна деревня естественно без документов.

В процессе моей работы я узнал много интересного: У цыган строят и работают только женщины и дети, мужики ничего не делают, от слова совсем. Многие не умеют читать и писать. Женятся рано 11-12 лет. Цыган имеет право изменять жене, главное чтобы содержал семью. Если же жена изменяет мужу то там последствия вплоть до изгнания из табора.
Автор gunnet

Изначально страной происхождения цыган считалась Индия, но в этнографической литературе свадебная обрядность этого народа практически не описана. Со временем стали формироваться различные этнические группы, что и послужило причиной образования некоторых локальных особенностей, наложивших отпечаток на цыганские свадьбы. Кочевой образ жизни и ареал проживания помогли заимствовать некоторые характерные черты культуры народов, среди которых они жили длительное время. Если обратить внимание на российских цыган, можно выявить некоторые интересные свадебные обряды и обычаи.

Народ рома свято чтит свои традиции

Свадебное торжество, проведенное согласно древним традициям цыганского народа, становится квинтэссенцией страстей и искренней радости. Церемония дарит не только массу впечатлений всем гостям, она всегда наполнена особым смыслом, который транслируется посредством старинных обрядов.

Ошибочно полагать, что брак у цыган проходит без соблюдения правил и ограничений. Церемония находится под гнетом строгих правил культурного наследия, которыми нельзя пренебрегать, иначе можно понести наказание.

Сватовство в юном возрасте

Как и у многих народов мира, цыганские свадьбы начинаются со сватовства. Этот обряд принято проводить, когда потенциальные жених и невеста находятся еще в очень юном возрасте. Принято считать, что девочка гораздо лучше войдет в новую семью, если она переедет в дом жениха как можно раньше. Кроме того, по поверьям, чем моложе будущая жена, тем трудолюбивее и послушнее она будет в новой семье. Среди цыган происходили помолвки, когда невесте едва исполнялось десять лет. Она переезжала в дом к жениху, а спустя пять-шесть лет играли свадьбу. Юноши и девушки до восемнадцати лет уже все состоят в браке.

Юношу, претендующего на роль жениха, выбирает отец невесты, дочь не может противостоять отцовскому повелению. Если девушка посмеет отвергнуть предложенного жениха, все будут считать, что она не имеет уважения к своему дому, семье, роду. Это сильный позор для любого клана.

Цыганская помолвка: особенности и традиции

В тот дом, где живет невеста, приходят старейшины и отец жениха. Отец девушки получает березовую ветвь, которая унизана денежными купюрами или увешана монетами. Девушка с матерью выходит к сватам, но все торги и споры о выкупе ведутся сугубо среди мужчин. Отец и братья просто обязаны назначить немалый выкуп, представитель жениха, в свою очередь, ведет торг. Когда две стороны достигли согласия, старейшинам и отцу жениха выносится свежеиспеченный пшеничный пирог, накрытый полотенцем. Мужчины разламывают его и полностью съедают, тогда помолвка считается состоявшейся.

Отсутствие официальной регистрации брака - обычное явление

Вольный цыганский народ привык жить исходя из своих эмоций, а не разума. Именно поэтому официальная регистрация брака в уполномоченных на то органах им абсолютно не важна. Цыганские свадьбы с приглашенными родственниками и многочисленными друзьями и знакомыми всегда стоят в приоритете.

Цыгане еще с библейских времен считались кочевым народом, однако при расселении на какой-либо местности они часто перенимают новые обряды. Например, люди этой национальности, проживающие среди славянских народов, стали проводить венчание в церкви. По сей день многие русскоязычные цыгане отличаются религиозностью и нередко заключают союзы в православных храмах.

Выкуп или похищение невесты?

Выкуп невесты - это по сути деньги, которые отдавались женихом родителям невесты за согласие на брак. Таким образом молодой человек благодарил будущих родственников за то, что они воспитали ему такую хорошую хозяйку. Но те юноши, которые не имели возможности принести немалый денежный выкуп, воровали избранниц из отчего дома и увозили прочь. На сегодняшний день остались отголоски таких традиций, когда жених, если предстоит цыганская богатая свадьба, выкупает избранницу золотом, в противном случае - похищает её.

Покрывало девственности

В цыганском роду девушке всегда запрещалось иметь половую жизнь до замужества. В тот день, когда молодые люди сочетались браком, после продолжительных гуляний они уединялись в опочивальне. Новоиспеченные супруги отправлялись туда в сопровождении двух женщин, которые затем выступали свидетельницами заключенного союза и того, что девушка была чиста и невинна. Сильны обычаи цыганские, свадьба барона или простого ромала всегда сопровождается этим ритуалом.

В знак того, что невеста девственна, молодым растягивали покрывало, на котором она лишалась невинности. Если на нем отсутствовали следы крови, на семью ложился несмываемый позор. До сих пор некоторые особо патриархальные цыганские семьи придерживаются этого обычая, но он не так силен в силу изменившихся моральных догм. В той семье, где проводится настоящая цыганская свадьба, традиции почитаются и исполняются, невеста, не прошедшая испытания, с позором уходит из дома жениха, а брак расторгается.

После того как гостям показано покрывало девственности, девушка меняет платье с белого на красное. Волосы обязательно прячутся под косынку - это основной показатель замужества. Затем застолье продолжается.

Время года и свадебный антураж

Все цыганские свадьбы, которые проводятся в полном соответствии с традициями, назначаются на летний период. Оплачивает торжество семья жениха. В жизни любого клана это серьезное событие, поэтому на проведение свадьбы цыгане не жалеют ни сил, ни средств. Честь всего рода зависит от пышности и дороговизны праздника.

Дома или шатры, где находятся молодые, украшаются алыми лентами. Это цвет считается у цыган символом страсти, он сопровождает каждого на протяжении всей жизни. Кроме того, жилище может венчать красный флаг.

В день, на который назначена цыганская свадьба, традиции исполняются с самой зари. В доме будущей супруги принято накрывать небольшой стол для пришедших гостей. С утра тут играет живая музыка. Девушка в это время приводит себя в порядок и ожидает венчальный наряд, который должны принести из дома жениха. Женщины - самые опытные представительницы общины - надевают на неё платье. Самой невесте наряжаться нельзя.

Девушка выходит к гостям и танцует, что полностью соответствует обычаям. После этого все едут на венчание.

Наряды жениха, невесты, гостей: особенности

Одежда всех мужчин на свадьбе украшена красными лентами. Сам жених также наряжен в ленты, но они значительно шире, белого и красного цвета. Красивые цыганские свадьбы пестрят красками и очаровывают своей яркостью. Невеста всегда одета в дорогое подвенечное платье, которое неизменно присылается из дома жениха.

Если обратить внимание на присутствующих, то тут прослеживается явное отличие незамужних женщин от тех, которые находятся в браке. Последние всегда облачаются в яркие национальные одежды, тогда как незамужние девушки могут прийти и вовсе в брючных костюмах.

Приглашенные на свадьбу гости

Свадьба часто сопровождается смотринами, поэтому тут присутствуют незамужние девушки и холостые парни. Они специально приезжают, чтобы себя показать. В основном подобные мероприятия обречены на успех, и общину ждут новые браки.

Заключение союза между мужчиной и женщиной среди цыган является закрытым обрядом, поэтому среди приглашенных лиц практически невозможно встретить чужаков. Однако всегда есть исключения. Эти гости находятся под защитой. Если кто-нибудь во время беседы позволит себе неуважительно отозваться о таком человеке, разговоры сразу пресекаются.

Правила поведения гостей и новобрачных на цыганской свадьбе

Любая, даже самая веселая свадьба, всегда подходит к концу. Однако у цыган обряд венчает один ритуал, при котором супругам на запястьях делается маленький надрез. Они соединяют руки, смешивание крови символизирует скрепление брачных уз.

Вместо заключения

Именно такие обычаи этого народа помогли сохраниться цыганам как обособленной этнической группе. Родители до сих пор упреждают браки на стороне, удерживая подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Такое незабываемое зрелище, как цыганская свадьба, обряды которой живут до сих пор, становится для всех участников ярким событием.

Несмотря на то, что сейчас цыгане уже почти не кочуют и ведут оседлый образ жизни, они свято хранят свои традиции и обычаи..

«Скверна»

У цыганского народа существует такое понятие, как «скверна». Нижняя часть тела женщины, одежда и даже земля под ней считаются оскверненными. Исходя из этого, цыганским женщинам запрещено подниматься выше первого этажа в доме.

Цыганским женщинам запрещено подниматься выше первого этажа в доме

Осквернен может быть и мужчина, в том случае, если цыганка юбкой коснется его (не считая случаев исполнения супружеского долга). Это также считается наказанием за какое-либо преступление. Оскверненный мужчина отстраняется от табора. Ест и спит он отдельно, пока не очистится. Только тогда, приняв совместное решение община разрешит ему вернуться назад.

Свадьба

Цыганская свадьба — уникальное явление. Это событие принято отмечать с размахом и очень помпезно. Обычно родители стараются женить детей как можно раньше, дабы молодые не успели испортиться, а невеста с легкостью могла приспособится к жизни в семье жениха. Бывает так, что пары образуются, едва дети начинают ходить.

Цыганские молодожены

На выбор влияет состоятельность и статус семей в обществе. Все обговаривается заранее. Когда приходит время свататься, родители жениха приносят выкуп за невесту. Это скорее формально, так как на свадьбе все это переходит молодым. Кстати, подарки на свадьбу принято дарить роскошные и помногу. На этот праздник собираются все родственники табора.

Цыганские свадебные гуляния идут не один день, а порой и недели

Гуляния идут не один день, а порой затягиваются и на недели. Еще одной традицией является доказательства невинности невесты. После первой брачной ночи молодожены должны показать гостям простынь с кровью. Тем самым подтверждая благочестие новоиспеченной жены.

Семья

После свадьбы девушка приходит жить в дом мужа с его семьей. Со временем молодые обзаводятся собственным жилищем и съезжают. Но есть строгое правило, что младший сын всегда должен жить с родителями, чтобы помогать им и обеспечивать достойную жизнь.


Быт цыган в Европе

У цыган существует культ детей. Этот народ любит всех детей без исключения, и цыганских, и любой другой нации. Их всегда стараются побаловать, угостить, развеселить, никогда не наказывают. Приходя в дом, где живут дети, обязательно приносят им гостинцы и подарки. Старших тоже очень уважают. Их мнение считается законом.


Цыганские дети

У большинства цыган действует очень сложный этикет, состоящий из правил поведения, зависящих от пола и возраста человека.

На цыганских застольях женщины и мужчины сидят отдельно

На празднествах и застольях женщины с мужчинами сидят отдельно. Во время праздников считается стыдным и невежливым по отношению к присутствующим сильно напиваться. Молодые люди могут пить только с разрешения старших. А те кому пить не разрешено должны предотвращать конфликты и следить за количеством выпитого всех остальных.

Похороны

У цыган считается, что человеку на том свете нужно всё то же самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина — мужскую, женщина — женскую), постель и ковёр (символизирует дорогу). Родные и близкие идут процессией от дома за гробом. На землю кидают платок — «дорога». Родным усопшего нельзя нести гроб. В гроб кладут предметы первой необходимости и спиртное (для встречи с родственниками). В доме на 40 дней завешивают зеркала.

Родственники усопшего цыгана не стригутся в течение 40 дней

Близкие родственники усопшего не стригут волосы и не сбривают бороду в течение 40 дней. В течение года родственники держат траур, не посещают весёлые мероприятия, такие как свадьбы, дни рождения и т. д. Время пребывания в трауре зависит от того, как скорбит родственник. Если человек сильно скорбит, то пребывание в трауре может продлиться намного дольше. По истечении 40 дней дают накрытый стол родственнику, в соответствии с полом усопшего.

Творчество


Цыганский творческий коллектив

У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже танцуя, разве что в песне или танце можно выплеснуть свою страсть. Оттого в культуре этого народа принято развлекать себя именно творчеством. Миру известно множество успешных музыкантов, циркачей, танцоров и актеров — представителей этого народа.

Цыгане объединялись в кочевые таборы, члены которых не обязательно были связаны кровным родством. Таборы насчитывали, как правило, 10-20 палаток (шатров); в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая не трудоспособных. Табор возглавлял вожак (баро - главный, старший), обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Из людей этой же категории создавался цыганский суд, который занимался решением конфликтов и спорных вопросов. Решение цыганского суда выполнялось беспрекословно.

У кочующих цыган уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчеркнуто почтительны. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. Старые женщины были глубоко почитаемы.

Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.

Одна из особенностей традиционных семейных праздников и обрядов цыган - бытование их в активной форме до настоящего времени. Традиционный характер сохраняют цыганская свадьба и похоронно-поминальная обрядность. Национальные черты сохраняются и в обширном комплексе поверий, связанных с рождением ребенка, лечением детских болезней и др.

Одним из важных семейных обрядов является крещение. Крестили обычно в младенчестве, так как считалось, что с некрещеным ребенком «грех водиться». В крещении участвовали православный священник, крестный отец и крестная мать. Близкие отношения между крестными и крестником сохранялись на протяжении всей жизни.


Браки у цыган заключаются довольно рано: старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа.

У цыган не принято ходить на свидания, на дискотеки. Обычно молодежь знакомится на свадьбах родственников и других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов. Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой – еще лучше. Но насильно никто замуж не выдает.


Цыганские свадебные торжества похожи на театрализованные представления. Например, к приготовлению праздничного каравая допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась. Обязательно благословение жениха и невесты иконами – у христиан, разумеется.

А уж целомудрие невесты – непременное условие. Жениха и невесту


торжественно провожают в отдельные апартаменты с песнями, танцами, потом так же торжественно встречают. В знак непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало, чтобы гости могли удостовериться в невинности невесты, молодым поют другие, уже «взрослые» песни и частушки. Девушка надевает новый наряд, на голову ей повязывают платок.


Легенды о том, что цыгане воруют невест, имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные пиршества, как правило, не устраиваются. Все проходит тихо и скромно.

Молодые в большинстве случаев остаются жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен остаться с родителями – надо же кому-то за ними ухаживать.

У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Если ты настоящий мужчина, умей управлять своими эмоциями. Понравилась другая цыганка – не подавай виду, ну разве что в песне или танце выплесни свою страсть. Горячий темперамент мужчин иногда приводит их в объятия чужих, не цыганских женщин. Общество к этому относится снисходительно, хотя и не приветствует.

Смешанные браки тем не менее случаются.

И если жена другого роду-племени, она постепенно « оцыганивается »: принимает цыганскую культуру, обычаи, язык. Если супруг иной национальности, то цыганки иногда пытаются взять верх, чтобы построить жизнь по-своему. В конечном итоге так и получается: быт ведь зависит от женщины. Крайне редко происходят в цыганских семьях разводы.

Но настоящее цыганское счастье – это быть ребенком в таборе. Тебе – самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя все любят, целуют, дарят подарки, балуют.


К сожалению, свою задачу цыганская мать видит только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость образования понимают далеко не все. Да и трудно цыганским детям учиться в обычной школе. Мешает плохое знание местного языка – малыши просто не понимают, чего от них хотят. К тому же для цыган не существует категории времени, из-за этого научиться приходить на урок вовремя для них не под силу.

Социальные условия тоже иногда против учебы – не во что одеться, обуться, нет места в доме, где делать уроки. Кроме того, у цыган существует предубеждение, что в школе более раскрепощенные сверстники научат их детей чему-нибудь плохому.


Но тем не менее иметь образование становится уже престижным. И многие поощряют учебу своих детей. Из вузов цыгане предпочитают институты культуры и… туристического бизнеса – вот где она проявилась, тоска по кочевью!

Мария Баченина: Здравствуйте!

Константин Куксин: Здравствуйте!

Даниил Кузнецов: Добрый день.

М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?

К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, - все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед - цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня - еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.

М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.

К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.

С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане - это "ромалэ" , "рома" .

М.Б.: Они так себя называют, да?

К.К.: Да, это самоназвание. А все остальные - "гажи" . "Гажи" ("гаджи") - не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между "гажи" и "ромалэ". И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.

Д.К.: И как это происходит?

К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.

Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.

А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.

М.Б.: То есть они друг другу не гадают?

К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.

Д.К.: А гадание - это всегда обман?

К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать - это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь - не продашь.

М.Б.: А они в переписи населения участвуют?

К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, - очень сложно.

М.Б.: А как к ним относятся в мире?

К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.

Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные - идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: "Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много". Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.

Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане - воры и мошенники?

М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?

К.К.: Расскажу анекдот ещё царской эпохи. "Как-то цыгана спросили: "Что бы ты сделал, если бы стал царём?" Цыган почесал голову и сказал: "Как что? Украл бы сто рублей и сбежал".

М.Б.: Понятно, ментальность не та.

К.К.: Они не хотят и не могут. Это - удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган - ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.

М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует - безземельное, безгосударственное?

К.К.: Да.

М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?

К.К.: Первое - это миф о том, кто такой "цыганский барон". Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского "баро" - большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что "вот он, наш барон". Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: "Какой ты нам барон?" И уйдут. Всё решает не барон, а "крис" - сход цыган. Решение криса - закон даже для барона.

Д.К.: То есть у цыган практически республика?

К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.

М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.

К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.

М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?

К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. "Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили".

М.Б.: То есть это такая наивная вера?

К.К.: Очень живая, подлинная вера.

М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?

К.К.: Экскаватор вызывают!

М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.

К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это - пережитки язычества.

М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?

К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.

М.Б.: Мстительные? Око за око?

К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они - очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.

М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.

К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь - карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть - да, это даже не очень-то и грешно, а убить - нет. Но вот деревню запалить - запросто.

М.Б.: "Не обидчивый, но дом спалю".

Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.

К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.

М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?

К.К.: Ему скажут: "Ну и иди отсюда, живи с "гажи", поступи в университет". Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове - уже нет.

М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?

К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед - цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.

Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.

М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?

К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.

М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?

К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня - мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: "У вас товар, у нас купец, давайте поговорим". Две недели вы говорите "нет", а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.

А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками - все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.

Д.К.: А 15 лет - это уже поздно?

К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.

М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять "целомудрие" до свадьбы.

К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.

М.Б.: Изнасилований тоже нет?

К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.

Д.К.: А разводы бывают?

К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.

М.Б.: Адюльтеры?

К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.

При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: "Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы". Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня - ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: "Обвенчай, любим друг друга". Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.

М.Б.: А свои простят когда-нибудь?

Д.К.: Или как накажут, если поймают?

К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: "Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь". Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.

Д.К.: А другой табор может их принять?

К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.

М.Б.: При всех этих цыганских "понтах" попрошайничество не считается унизительным занятием?

К.К.: А что в нём унизительного?

М.Б.: Мне, например, сложно сказать: "Дайте мне денег".

К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с "лексусом" у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное - тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая - это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.

М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.

К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: "Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе".

М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?

К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.

Д.К.: Загипнотизировать.

К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет - это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.

Д.К.: А вас гипнотизировали?

К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные - суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто - нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?

М.Б.: Там много народа.

К.К.: В метро ещё больше.

Д.К.: Человек в растерянности?

К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом - а вдруг получится?

М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке...

К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.

М.Б.: То есть у них разные способы?

К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом - очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.

Д.К.: : Это обычная колода или Таро?

К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.

М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.

Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?

К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: "Вот видишь, вижу тебя". Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: "Всё о тебе знаю!" И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.

С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница - ученица шаманки. Это была "Битва экстрасенсов". Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: "Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит". В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.

М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: "Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть - это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк". Про зеркальце - это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?

К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.

М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.

К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: "Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?" Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят... Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.

М.Б.: А кто дома хозяин?

К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.

М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?

К.К.: Первое - за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: "Мы купили её, кто она такая?" Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, - это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.

М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?

К.К.: Конечно.

М.Б.: А почему них дети такие грязные?

К.К.: Цыгане говорят: "Грязный ребёнок - счастливый ребёнок".

М.Б.: Это не только цыгане говорят.

К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: "Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так". Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!

Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?

К.К.: В 11–12 лет мальчик - уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он - цыган!

М.Б.: А что они готовят?

К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: "А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне"? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: "Перешей в цыганское!" Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.

Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.

Д.К.: С иголками?

К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.

М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?

К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.

Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго "Человек, который смеётся". Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.

К.К.: А ещё у него есть книга "Собор Парижской Богоматери" про украденную Эсмеральду.

Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?

К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой "Ведомости" ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской - особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. "Ведомости" описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе - русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: "Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане". А он им с акцентом: "Зачем мне говоришь это? Я - цыган, вон моя мать в шатре гадает". Вот откуда все эти мифы.

Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они "скрещиваются" между собой и происходит накопление рецессивных генов...

М.Б.: Ошибок.

К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.

Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.

К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия - женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.

М.Б.: Его выгнали за это?

К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.

М.Б.: А пьянство у цыган есть?

К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: "У этого мерзкого народа есть одна черта - не пьют". Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный - это позор. Напоить русские деревни - это нормально, а сами умеренно употребляют.

М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?

К.К.: Много.

М.Б.: А самый любимый?

К.К.: Мне очень нравится "Заяц над бездной". Он очень смешной - о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: "Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя". И фильм о том, как он эту машину ищет.

М.Б.: А они стали менее популярными по сравнению с советскими временами? "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Жестокий романс", "Неуловимые мстители". Это же был какой-то бум, романтика.

К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ "нового цыгана".

М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?

К.К.: "Табор уходит в небо" - хороший фильм.

М.Б.: Там Земфира.

К.К.: Земфира - это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс - и в погоню. И барон навстречу: "Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, - нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера". Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.

Д.К.: Обманули поэта.

К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме "Цыганы".

М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?

К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско - производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.

М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?

К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.

Д.К.: А язык у них индоевропейский?

К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.

М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?

К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.

Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом "Большой куш", там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все - ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, - ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык - цыганские. Почему?

К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя "рома" - ромеи . Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов - кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу - тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что "Большой куш" - очень правдивый фильм...

М.Б.: Но интересный.

К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное - разбить брешь между "гажи" и "рома". Мне удалось, удастся и вам!