Дарим цветы        12.05.2019   

Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши. Развитие речи с использованием малых форм фольклора(1 младшая группа)

Я работаю с самыми маленькими посетителями детского сада, самыми очаровательными. Многие, придя в детский сад, плохо говорят, а кто – то и вовсе молчит, поэтому самым главным в своей работе считаю развитие речи малышей. Ни для никого ни секрет, что развитие ребенка во многом зависит от наших усилий, стараний. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Надо как можно больше разговаривать с ребенком, каждое наше действие должно сопровождаться словом, будь то сборы на прогулку, игры, умывание, неплохо, если в течении дня ребенок будет слышать короткие стишки, потешки, песенки, прибаутки. Стихи являются тем объектом, помощью которого можно пополнять словарный запас крохи, давать новые знания о той или иной вещи, так к примеру, стихотворение об овошах поможет познакомить с дарами природы, а стих про вкусную кашку, поможет накормить кроху без каприз.

Каждое утро мы начинаем с приветствия не только друг другу, но и солнышку за окошком.

Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы живем!

Потягуни – потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянимся – потянимся,
Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.

Знаем, знаем – да – да – да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!

Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пенится
И грязь куда – то денется!

Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.

Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -
Забодает, забодает, забодает.
Чтоб веселее одевалось на прогулку, повторяем:

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

А уж сколько на прогулке всего интересного и на все есть свои стихи и песенки. Важно разнообразить прогулку.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко нарядись,
Красное покажись!

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

Дождик, дождик,
Кап – кап – кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.

Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

Обедаем с аппетитом, если услышим знакомые стишки.
Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт» .

Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,

Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

При помощи потешек знакомимся с собой.
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать – моргать,
Ручки – все хватать – хватать.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи – ка язычок,
Пощекочим твой бочек,
Пощекочим твой бочек.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.

Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.

Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

Чтобы дружно собрать разбросанные игрушки, повторяем любимый стишок.

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть.

Во время укладывания на сон:

Баю-бай, баю-бай!

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули.

Моих деток не буди!

Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

В волшебном мешочке у нас тоже живут зверята, рассматривая их, тоже читаю любимые стихи.

У козы растет ребенок –

Белый маленький козленок.

Пьет козленок молоко

И не бродит далеко,

Не окрепли ножки, не пробились рожки.

Наши уточки с утра кря – кря – кря,

Наши гуси у пруда га – га – га,

Наш индюк среди двора бал – бал – да,

Наши курочки в окно ко – ко – ко,

А как Петя – петушок

Рано – рано по утру

Нам споет ку – ка – ре – ку!!!

Приятно хрюшке – маме

Смотреть на поросят,

Как землю пятачками

Они в саду рыхлят,

А после моют носик,

Пыхтя ка паровозики.

Хорошо ягненку с мамой,

С самой доброй,

С теплой самой,

К ней бочком прижмется он

И увидит теплый сон.

Сон в колечках шерстяных,

Теплых, маминых, родных.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, пестушки.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, помните, что подражание - движущая сила в развитии ребенка!


Занятие знакомство с фольклорными произведениями в 1 младшей группе.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность.
Побуждать детей выполнять игровые действия по показу воспитателя.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Предварительная работа:
1. Заучивание потешек.
2. Рассматрмвание иллюстраций в книгах «Потешки».
Методические приёмы:
1. Сообщение цели (загадка про кота) .
2. Чтение потешек про кота.
3. Мелкая моторика (шнуровка сапожек) .
4. Поездка в гости к петушку на поезде.
5. Чтение потешек про петушка, курочку, цыплят.
6. Игра «Курочка и цыплята».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках царапки, кричит «мяу».
Дети: Кот.
Воспитатель: Правильно. А вот он и в гости к нам пришёл. Ночью кот мышей ловит, а днём греется на солнышке и мурлычет. Как он мурлычет?
Дети: Мур-мур-мур.
Воспитатель: Давайте прочитаем про нашего кота потешку:
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Воспитатель: А теперь, Лена прочитает про киску:
Киска, киска, киска брысь.
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт
Через киску упадёт.
Воспитатель: Дети, киска приглашает нас в гости к петушку, но прежде чем отправиться, давайте поможем ему зашнуровать сапожки, которые он нам принёс. (дети садятся за столы и шнуруют) .
Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправиться в гости к петушку. Поедим на поезде, я буду паровозом, а вы все вагончики. Застучали колёса, «чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух». Приехали. А вот и петушок нас встречает «ку-ка-ре-ку».
Дети рассказывают потешки про петушка и про курочку, играя пальчиками.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко, умница моя.
Воспитатель: А как курочка зовёт цыплят?
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: Какие цыплята? А какая курочка?
Дети: Цыплята маленькие, а курочка большая. Расскажите потешку про цыплят.
Цып-цып-цыплятки, есть водица в кадке.
Кто меня боится, тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки, не боятся кадки,
Возле кадки блюдце, все они напьются.
Детки, вы все молодцы, хорошо играли, рассказывали потешки. Я очень вами довольна.
1111111111111
Автор: Шурыгина С.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 55 «Чудесница» (Республика Коми, г. Воркута).
Программное содержание:
Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток); знакомить детей с русской традиционной игрушкой; воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам; воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.
Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.
Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.
Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.
Ход занятия:
Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в «Русскую избу» и садятся на лавочки вокруг стола. На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей было столько игрушек, как у вас сейчас. Дети придумывали себе игрушки сами.
Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.
Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.
Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.
Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.
Дети называют имена своих куколок и поют им вместе с воспитателем колыбельную:
Баю-баю-баиньки,
Маленькие заиньки,
Катеньку качали.
Кате напевали:
Баю-баю! Баю-бай!
Спи малютка, засыпай!
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим.
Катя, Катенька, проснись!
Да с кроватки–то спустись!
Слышишь, крикнул петушок.
Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Кате спать не даёшь?
Как поёт петушок?
Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!
Воспитатель:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, моя Катя!
Встань, моя дочурочка!
Потягушки, потянись.
Поскорей, скорей проснись!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться
Водичка, водичка!
Умой моё личико!
Чтобы глазки блестели!
Чтобы щёчки краснели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?
Дети: Да!
Дети берут плошки и ложки.
Воспитатель:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка.
Кашку мы сварили –
Катю накормили.
Дети кормят куколку.
Воспитатель вместе с детьми читает потешки:
Эта ложечка за мамочку,
Эта ложечка за папочку,
Эта ложечка за дедушку,
Эта ложечка за бабушку,
Эта ложка за тебя!
Расти большой, вот такой!
Катя, Катя маленька.
Катенька удаленька.
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.
Проводится игра «Куколка и хоровод».
Воспитатель:
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
«Кра – кра –кра – кра,
Маленькому спать пора!»
В окна голуби взглянули
«Гули – гули – гули - гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать».
Надо положить наших куколок в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.
Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Надо маленькому спать.
Чтобы утро не проспать.
Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!
Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:
Этот пальчик - дедушка, (на большой палец)
Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)
Этот пальчик – папа, (на средний палец)
Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)
Этот пальчик – я!
Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).
Дети благодарят хозяйку и прощаются.
11111111111111111
Фольклорное занятие для детей 1-й младшей группы "В гостях у Вани"
Иванова Тереза Гундыновна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Задачи:
Обучающие: Закрепить у детей знания малых фольклорных форм.
Развивающие: Развивать любовь к русским народным потешкам, песенкам.
Воспитательные: Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание картинок, разучивание колыбельных песенок, прибауток.
Демонстрационный материал: Игрушки: кукла Ваня, кот, собака. Деревянные ложки, плошки, русские традиционные игрушки. Интерьер русской избы, салфетки, музыкальные инструменты.
Методы и приемы:
Сюрпризные моменты.
Игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом.
Использование музыкальных инструментов.
Звукоподражание.
Ход занятия
Дети заходят в “Русскую избу”, рассматривают (печку, стол, лавочку, на столе стоят плошки, игрушки, деревянные ложки). Гостей встречает воспитательница в национальном наряде:
Уж вы, гости дорогие, добро пожаловать,
Милости просим – заходите.
Как уютно в нашей горнице
Спозаранку печка топится
Котик лапкой умывается
Наша сказка начинается.
Стоит люлька. В люльке спит Ванюша.
Ведущий: В гости мы пришли к Ванечке. А где же Ванечка? (Подходят к люльке) Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.
Дети: Разбудим.
Ведущий:
Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись
Слышишь, крикнул петушок, просыпайся мой дружок. (Кричит петушок.)
Как закричал петушок?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Ведущий:
Вот проснулся петушок, встала курочка.
Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.
Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись. (Наливаем в тазик водичку.)
Выходи, водица! Мы пришли умыться.
(Ванечка умывается, читаем потешку.)
Водичка, водичка! Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
(Дети проговаривают вместе с воспитателем.)
Ведущий: Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?
Дети: Да. Поиграем.
(Хором поют и инсценируют песенку “ Ладушки”.)
Ладушки, ладушки.
Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)
Кашу поели.
Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)
На головку сели,
Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)
Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)
Ведущий: Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу.
Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.
(Дети берут ложки и плошки.)
Ведущий:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка,
Кашку мы сварили –
Ваню накормили.
Дети: дети кормят куколку и приговаривают:
Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,
Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку
Это ложка для тебя.
Расти большой, вот такой!
(Поднимают куколку вверх.)
Ведущий: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную.
(Дети качают люльку и поют колыбельную.)
Баю-баюшки-баю,
Баю Ванечку моего
Приди, котик, ночевать
Нашего Ванечку кочать,
Нашего Ванечку качать,
Качать, прибаюкивать
Спи, усни,
Угомон тебя возьми
Баю-баюшки-баю.
Баю Ванечку моего.
Ведущий: Тише, тише, наш Ваня уже уснул. Давайте отойдем, не будем его будить. На прощание угощаю вас вкусными пряниками. (Воспитатель дает детям корзину с пряниками, идут в группу.)
111111111111111
Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы.
Тема: «Экскурсия на птичий двор».
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки «Наши уточки с утра». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать любознательность, память, внимание, речь. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к домашним животным.
Материалы к занятию:Птичий домик, мягкие игрушки: курочка, цыплята, петух, гусь, маски с изображением курочек, цыплят, уточек.
Словарная работа: Петушок, курочка- рябушечка, цыплятки, крыша, двери, окна.
Предварительная работа:Чтение потешек, пение песенок, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель:Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на птичий двор. Становимся друг за другом (паровозиком) и поехали! (Воспитатель поет, дети помогают. Музыкальное сопровождение) .
-Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу!
Дети: - Ту-ту-уу!
Воспитатель:Вот мы и приехали на птичий двор. Давайте отдохнем и поздороваемся.
Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.
Коммуникативная игра:
-Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп. (Дети хлопают в ладоши).
-Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. (Дети топают ногами).
-Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.
-Кругленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.(Дети указательными пальчиками трогают щечки).
-Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок. (Дети показывают губки).
-Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк. (Дети показывают зубки).
-Здравствуй, мой носик! Би-би-би. (Дети указательным пальчиком дотрагиваются до носа).
-Здравствуйте, гости! Милости просим. (Дети разводят руки в стороны).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый домик стоит! Что у домика есть? Дети: Крыша, дверь, окно.
Воспитатель: Интересно, кто в этом домике живет? Давайте постучим: тук-тук-тук.
Дети:: Тук-тук-тук. Кто в домике живет?
Воспитатель: Слышите, кто-то говорит: ко-ко-ко? Кто это?
Дети:- Курочка.
(Воспитатель достает из домика курочку, читает потешку) .
Курица - красавица
У меня жила.
Ах, какая умница
Курица была.
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Вкусные, румяные
Пекла мне пироги.
Воспитатель: Как курочку называют?
Дети: Курочка – пеструшка, курочка – тараторочка, курочка- ряба.
Пальчиковая гимнастика: «Курочка»
Мама курочка пришла,(идём пальчиками от локтевого сгиба к кисти).
Лапкой землю погребла. (Гладим ладошку).
Червячка она нашла,(рисуем на ладошке волнистую линию - «червячка»).
И цыплятам отдала.(Пальчики собираем в кулачок).
Воспитатель: Слышите, кто-то пищит: пи-пи-пи.
Дети: - Цыплята!
(Воспитатель достает из домика двух цыплят. Рассматривают их) .
Воспитатель: Цыплята какие?
Дети: Маленькие, желтые.
Воспитатель: Как они пищат?
Дети: - Пи-пи-пи.
Воспитатель:Что курочка им говорит?
Дети:Ко-ко-ко. Не ходите далеко.
Воспитатель: Курочка с цыплятами приглашают нас с вами погулять по двору.
Физкультминутка.
-Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки!
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зернышки ищите! » (Дети повторяют движения за воспитателем).
Воспитатель: Давайте покормим курочку с цыплятками. (Дети показывают, как кормят, протягивая ладошку).
Воспитатель: Кто еще живет в домике? Тук-тук-тук. (Дети повторяют: тук-тук-тук).
(Слышится ку-ка-ре-ку) .
Воспитатель: Кто так кричит?
Дети: - Петушок.
(Появляется петушок). Дети рассматривают петушка.
-Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй! »
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок.!
Воспитатель: - Какую же песенку он поёт?
Дети: Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Какой у петушка клюв?
(Далее дети показывают гребешок, бородушку, хвост, шпоры).
Воспитатель: Давайте и петушку насыплем зернышек! Клюй, петушок! (Дети повторяют: «Клюй! Клюй! »).
Воспитатель: Кого еще можно встретить на птичьем дворе? Тук-тук-тук. Кто в домике живет? (Слышится: га-га-га) .
Воспитатель: Ой, ребятки, кто там?
Дети: - Гусь. (Появляется гусь из домика) .
Воспитатель: Белые гуси к ручейку идут,
Белые гуси гусяток ведут,
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га».
Воспитатель: Как гусь кричит?
Дети: - Га-га-га.
Воспитатель: Какой гусь?
Дети: - Белый.
Воспитатель: Клюв какого цвета?
Дети: - Красный.
Воспитатель: Как он клювик открывает?
Пальчиковая гимнастика.
Гусь стоит и все гогочет. (Дети показывают пальчиками обеих рук, как гусь открывает клювик.
Ущипнуть, наверно, хочет.
- Га-га-га! Дети: - Га-га-га!
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем потешку:
Наши уточки с утра… Дети: - Кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда… Дети: - Га-га-га.
Наши курочки в окно… Дети: - Ко-ко-ко.
Наш индюк среди двора… Дети: - Бал-бал-бал.
Наши гуленьки вверху… Дети: - Гру-гру-гру.
А наш Петя поутру нам споет… Дети: - Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Кого же мы видели из домашних птиц?
Дети: Курочку - ко-ко-ко, цыплят – пи-пи-пи, гуся - га-га-га, петушка - ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Мы угощали птичек зернышками, они тоже приготовили нам корзинку с баранками.(Воспитатель раздает баранки, читает потешку).
Ах, качи-качи- качи,
Все баранки- калачи,
Все баранки-калачи
С пылу, с жару, из печи!
Воспитатель: Теперь нам пора, уезжаем детвора! (Дети встают друг за другом, паровозиком.
Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу! Дети: - Ту-ту-ууу!

Особое место в развитии речи малыша играет фольклор. Именно художественное слово способствует развитию умения слушать произведения, обогащению и активизации словаря. Согласно ФГОС ДО, педагог применяет художественное слово в режимных моментах, при организации малышей. А слушание музыки разного характера и игровые упражнения с музыкальными инструментами позволяют развивать фонематический, музыкальный слух у детей, вызвать интерес к народному творчеству. Описание игр и подборку народных потешек для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Музыка и фольклор».

Социально-коммуникативное развитие

Продолжается работа по формированию правильного поведения в общественных местах через разнообразные игровые ситуации «Магазин игрушек», «К нам котик пришёл». Социально-коммуникативному развитию способствуют игровые ситуации «Как шапка с курткой поссорились», «Поможем зверятам одеться на прогулку», беседа о сотрудниках детского сада.

Познавательное развитие

В области познавательного развития взрослый планирует упражнение «Где игрушка», с целью научить детей ориентироваться в пространстве, игры со снегом, бросовым материалом, лентами разной длины и ширины, а также беседу «Зачем нужны комнатные растения».

Речевое развитие

Активное применение малых фольклорных форм позволяет решать задачи речевого развития. Упражнение «Кто это?», прослушивание аудиозаписи «Кто как кричит», составление описательных рассказов о предметах по образцу воспитателя способствуют обогащению словарного запаса малышей.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие происходит за счёт знакомства детей с некоторыми музыкальными инструментами: барабан, колокольчики, ложки, трещётки. Малыши повторяют знакомые хороводные игры, разучивают новые песенки и потешки, имитируя движения животных.

Физическое развитие

Педагог знакомит детей с народной игрой «Утица», создаёт условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, продолжает знакомить со способами использования физкультурного оборудования: мячи, обручи, погремушки и т.д., что позволяет решать задачи физического развития детей 1-ой младшей группы.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игровая ситуация «Магазин игрушек». Цель: учить узнавать предметы по словесному описанию, использовать обобщающие слова. Игра «Найди предмет по описанию». Цель: формировать умение выделять основные признаки предмета. Внесение в книжный уголок иллюстраций к потешкам. Цель: формировать эстетическое восприятие, обогащать словарь детей. Игра «Грустный и весёлый зайчик». Цель: развивать умение называть состояние персонажа, изображённого на картинке, развивать желание играть вместе с воспитателем. Р.н.п.и. «Утица». Цель: познакомить детей с игрой.
Про-
гулка
Игровая ситуация «Мне нравится в детском саду». Цель: развивать представления о положительных сторонах детского сада. Рассматривание картинок с изображением диких животных. Цель: побуждать детей называть и выделять отдельные части животных: хвостик, ушки, глазки и т.д. Пальчиковая игра «Зима». Цель: способствовать развитию моторики и речи. Игры в книжном уголке, самостоятельные театрализации. Цель: показать детям способы игр с театральными масками. Упражнение «Строитель». Цель: развивать координацию движений, моторику.
ОД
2 п.д. Игра-ситуация «Оденем куклу на прогулку». Цель: формировать основы игрового поведения, способствовать появлению сюжета в игре. Игры с матрёшками. Цель: формировать умение выделять размер предмета, выстраивать ряд по высоте. Игра «Волшебный мешочек» (по стихотворениям А. Барто). Цель: вспомнить произведения, побудить детей повторять небольшие произведения. Рассматривание деревянных расписных ложек. Цель: познакомить с народным музыкальным инструментом, поддержать желание играть со взрослыми. Игра «Позвони в колокольчик». Цель: упражнять детей в подпрыгивании, развивать интерес к подвижным играм.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Вот как мы умеем». Цель: учить при раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Беседа о зиме. Цель: продолжить формировать представления о временах года. Д.и. «Разноцветный сундучок». Цель: формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Рисование с подгруппой «Блинчики и бублички». Цель: продолжить формировать умение изображать предметы округлой формы, работать с красками. П.и. «По ровненькой дорожке». Цель: развивать умение ходить по прямой, упражнять в равновесии.
Про-
гулка
Упражнение «Дотронься ласково». Цель: учить детей включаться в разные формы коммуникации. Игры с природным материалом. Цель: продолжить учить выделять форму предмета, развивать количественные представления. Упражнение «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду». Цель: вспомнить слова игры, порадовать детей, рассмотреть деревянную дудочку. Конструирование «Заборчик из кирпичиков и кубиков». Цель: формировать умение выкладывать кирпичики на узкую грань, закрепить названия цветов. П.и. «Принеси флажок». Цель: формировать умение перешагивать через палку, упражнять в равновесии.
ОД

Белашова Татьяна Анатольевна
Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши»

Педагогический проект в первой младшей группе

На тему: Фольклор и малыши»

План проекта:

1. Информационная справка о проекте

2. Реализация проекта

1 этап – подготовительный

2 этап – практический

3 этап – заключительный

3. Выводы

4. Используемая литература

1. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».

2. Гербова «Занятия по развитию речи».

3. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

4. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги».

5. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в д/саду».

6. Лебедева E.X. «Простые поделки из бумаги и пластилина».

7. Шебеко B.Л., Ермак Н. Н. «Физкультурные праздники в детском саду».

8. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».

9. Сборник «Первые шаги».

10. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов», «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».

Актуальность проекта:

Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений

Проблема

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).

Игровая мотивация

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель:

Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).

Задачи:

1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.

5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

Участники проекта:

воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат

1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

4. Словотворчества детей.

молодым специалистам мои проекты очень помогут в работе

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Учить детей слушать сказку и пытаться закончить фразы, используя наглядный показ.
- Помочь понять содержание сказки.
- Обучать чёткому произношению слов из сказки.
- Учить произносить слова отчётливо, верно называть показанные игрушки.
- Узнавать животных по звуку.
- Звукоподражание животным, формировать правильное произношение звуков «М», «М”».

Закрепление русской народной сказки «Колобок» с использованием фланелеграфа. Закрепление потешек и стихов А.Барто.(дети 1 мл. группы 2-3 года).

МАТЕРИАЛ: фланелеграф, картинки по сказке « КОЛОБОК» для фланелеграфа. Игрушки – колобок, зайчик, медведь, петушок, кот, лошадка, бычок.

ЛИТЕРАТУРА:
- Русская народная сказка «Колобок»
- Стихи А. Барто из цикла « Игрушки»
- Самые маленькие в д/саду» авт. В. Сотникова (стр39, 76, 89 , 106, 111)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети (Д) входят в группу вместе с воспитателем (В).

В: Детишки давайте сегодня с вами отправимся в сказочный лес.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
Совсем не устают.
Вот деточки попляшут,
Покружатся на месте,
Присядут, отдохнут.

(дети идут друг за другом, выставляя ножки, делают пружинку, движения руками, кружатся).
В: Ой, посмотрите детишки, кто это?
Д: Колобок.
В: А мы ведь про тебя сказку знаем, хочешь, расскажем? (Колобок кивает).
Вот слушай:
Все садятся рядком, поиграем ладком. Приготовьте ушки, глазки, начинаем
нашу сказку.
(Дети рассаживаются, воспитатель начинает рассказывать сказку, дети добавляют, а воспитатель ставит картинки на фланелеграф).
В: Колобок, а хочешь с нами пойдём? (Колобок кивает)
(Воспитатель берёт с собой колобка)
--- Шли мы, шли, вот и в сказочный лес попали. (Где-то слышен плач)
В: Кто это там плачет? (Подходит к зайчику) Это кто сидит?
Д: Зайчик.
В: Он какой-то грустный, одинокий. А… догадалась, это тот самый зайка из стихотворения А. Барто. Ребята, давайте вспомним этот стишок. (Дети хором читают стишок). Надо его пожалеть, давайте его погладим. А может, и зайку с собой возьмём? А по дороге ему дом подыщем.(Дети подходят к зайке, гладят его, затем утвердительно отвечают).
В: А хотите все вместе в игру поиграем «По лесной лужайке поскакали зайки…»(игра повторяется 2-3 раза)
В: Зайка по лесу гулял, а в берлоге мишка спал.
Ближе зайка подбежал, и зайчат к себе позвал.
Услыхал медведь и давай реветь:
«Кто тут смеет так шуметь?» (Дети прыгают, В. Имитирует действия медведя, зовет к себе зайчат-детишек и грозит пальцем)
В: А вот мишка проснулся. Мишка, не ругайся, не шуми, у тебя голова болит что-ли? Лучше про себя стишок послушай. (Д. читают стих «Мишка косолапый…», имитируя действия медведя).
В: Мишутка, так что же ты один здесь будешь делать? Пойдём-ка лучше с нами, найдём домик, где тебя вылечат. Давайте отправимся дальше по сказочному лесу. (Берут с собой мишку)
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Через лужу – прыг, через ямку – скок,
Бух – упали. Куда же мы попали?
А… перед нами сказочный теремок. Интересно кто в нём живёт? (Из теремка выходит бабушка – забавушка, садится на пенёк, вяжет).
В. и Д. – Здравствуйте! (Все вместе здороваются)
В: Мы гуляли по сказочному лесу и вот, к вашему теремку забрели.
Б-З: Здравствуйте ребятишки (откладывает в сторону вязание). Меня зовут Бабушка-Забавушка. Вы, наверное устали? Так присядьте, а я вам расскажу, с кем я в теремке живу. Хотите?
Д: Да (рассаживаются скамеечке).
Б-З: Так как всё здесь сказочное, давайте поиграем. Как услышите звук, вы должны отгадать животное, которое его издаёт. И тогда поймёте с кем я живу. (раздаётся крик петуха) Кто это?
Д: Петушок.
Б-З: Давайте песенку про него споём?(поют песню « Петя, петушок – золотой гребешок»). (Раздаётся звук коровы)
Б-З: А это кто?
Д: Корова.
Б-З: Да, но у меня живёт бычок, он тоже так делает.
В: А про бычка мы стишок знаем. (Дети читают стих) (раздаётся звук кошки)
Б-З: Узнали кто?
Д: Кот.
В: Дети расскажите про котика, который на торжок ходил.(Дети читают потешку «Пошёл котик на торжок…» затеем раздаётся звук лошадки)
Б-З: И это животное знаете?
В: Расскажем про лошадку? (Дети рассказывают « Я люблю свою лошадку»).
Б-З: Вот вы всех моих животных и отгадали. Молодцы!
В: А пока по волшебному лесу шли встретили колобка (кот. По дороге катился) , Зайку(кот. Бросила хозяйка) и мишку косолапого(с шишкой на лбу). Может Бабушка – Забавушка, их к себе возьмёшь? Ведь им с вами будет лучше.
Б-З: Конечно.
В: Дети возьмите колобка, зайку и мишку и познакомьте их с другими животными. Посмотрите и погладьте всех.(Дети гладят животных)
В: Хорошо тут у вас, но нам пора прощаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» (собирает всех детей возле себя)
Б-З: А я вам помогу быстрей домой попасть. Вот, у меня волшебный клубочек, он вам короткую дорогу укажет. (Катит клубочек к двери)
В. и Д. Спасибо и до свидание! (Уходят по ниточке под игру «Мы топаем ногами..») Вот как мы шагаем – посмтри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ!
(Дети выходят из группы)