Дарим цветы        21.05.2019   

Почему педагогика не фундаментальная наука? Эссе педагогика в моей жизни

Буквально несколько лет назад российское научное сообщество или то, что от него еще осталось, потрясло сразу несколько скандалов, связанных с проверкой части кандидатских и докторских диссертаций на антиплагиат. Энтузиасты или злопыхатели (это уж кому как угодно) взялись, прежде всего, за историков.

Мне уже тогда подумалось: а надо за педагогов! Вот бы где головы и звания полетели! Впрочем, диссертационные советы стали в массе «заворачивать» кандидатские и докторские диссертации по педагогике – причем, решительно и бесповоротно. Давно пора!

И не подумайте обо мне как о субъекте кровожадном, завистливом и принципиальном. За годы работы жизнь сводила с настоящими педагогами, причем без званий. И с теми, чья ученая степень была откровенно куплена.

Довелось несколько раз и выступать рецензентом, а также корректором кандидатских диссертаций по педагогике. Учили нас педагогике в вузе неплохо. Тогда она еще не была так выхолощена и умерщвлена, как сегодня. Имена Я.А.Коменского, Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.С.Макаренко для вашего покорного слуги и поныне – не пустой звук. Но это – «нетленка», классика. А как быть с теми, кто претендует на роль «живых классиков» и не без оснований?

Признаюсь честно – работ по педагогике бегу как огня. После тех самых рецензирований и вычитываний. Полным профаном себя в этой области не считаю. Очень хотелось проникнуться смыслом и научной новизной. Не смог – при всем желании.

Авторы то ли переливают из пустого в порожнее, то ли общаются на таком языке, который доступен лишь посвященным. Много общих слов, голого теоретизирования. Сговорились они что ли? Нормальный человек часть кандидатских и докторских диссертаций по педагогике просто не воспримет. Кого я имею в виду под нормальным человеком? Конечно, не алкоголизированного маргинала или интеллектуального хмыря.

Аргументы в пользу того, что педагогика – наука. Во-первых, ее «возраст» исчисляется несколькими веками, а само слово «педагог» возникло еще в Древней Греции. Во-вторых, к ХХ веку оформилось несколько педагогических школ и направлений, оппозиционных друг другу. В-третьих, педагогика является вузовской дисциплиной и преподается студентам в подавляющем большинстве учебных заведений.

Аргументы в пользу того, что педагогика – искусство. Во-первых, одними только вопросами воспитания подрастающего поколения дело не исчерпывается. Педагогика имеет выходы в область психологии и других смежных дисциплин. Во-вторых, отправной точкой в любом деле является личность того, кто этим делом занимается, его воодушевляющий пример. В-третьих, педагог это еще и артист разговорного жанра, который и промолчать вовремя сумеет, когда в этом имеется острая потребность.

Аргументы в пользу того, что педагогика есть сумма технологий. Одной интуиции явно недостаточно в воспитательном процессе. Существуют алгоритмы поведения, типы темпераментов, набор конфликтных ситуаций и проч. За долгие десятилетия совместными усилиями удалось выработать и «противоядие» от многих проблем.

Однако с помощью логики и набора воспитательных приемов невозможно предусмотреть все случаи и ситуации. Как нет теории без практики. И только та теория входит в учебники, что проходи испытание практикой. Следовательно, педагогика – нечто комбинированное, включающее в себя элементы науки, искусства и суммы технологий.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и теперь существуют три подхода (концепции).

Одни считают, что педагогика – междисциплинарная область знания.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины , функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии и др.) и адаптированных к решению задач в сфере образования или воспитания.

Фактически сторонники и первой, и второй концепций отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной, по мнению В.В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика – это самостоятельная дисциплина , имеющая свой объект и предмет изучения.

Наука - это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Принято выделять следующие признаки науки: 1) она возникает из потребностей общества; 2) каждая наука имеет свой предмет исследования; 3) для науки характерно наличие собственного категориальногоаппарата ; 4) у каждой науки имеются свои методыисследования ; 5) всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Охарактеризуем по этим признакам педагогическую науку

1. Потребность в педагогическом знании появилась вместе с зарождением человеческого общества, когда стали обнаруживаться эффективные способы воспитания подрастающих поколений. В качестве самостоятельной науки педагогика выделилась из системы философского знания в XVII в. За последующие почти четыре столетия проблематика педагогики существенно расширилась и усложнилась. Педагогика стала, по сути, системой наук.

Все разделы педагогической науки объединены общим объектом. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука.

Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе.

2. Предметом педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. Предмет педагогической науки еще определяется как закономерности педагогической деятельности



3. Категориальный аппарат педагогики (система педагогических понятий) включает в себя общеупотребительные слова естественного языка. Но, попадая в систему научного знания, они приобретают такое качество, как однозначность, которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы

Наличие системы специальных терминов - признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.

К числу важнейших в педагогике относятся термины «образование», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социализация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «образовательный (педагогический) процесс».

4. Методы исследования в педагогике - это система приемов и процедур деятельности, направленных на разрешение определенной научной задачи.

Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта: метод педагогических наблюдений, диагностический эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), метод диагностирующих контрольных работ и тд.

Теоретические методы педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование): анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и тд.

Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями.



5. Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоретического знания.

Педагогическая наука предназначена для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности. Понимание педагогических закономерностей позволяет оптимизировать деятельность учителя, воспитателя, руководителя школы.

Непосредственные задачи всякой науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей.

Функции педагогической науки:

Объяснительная - описание и объяснение педагогических фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции);

Преобразовательная, прикладная, практическая - усовершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики (результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания);

Прогностическая - обоснованное предвидение развития педагогической реальности и рекомендации по целесообразной деятельности.

Связь педагогики с философией - наиболее длительная и органичная. Первоначально педагогика, как и другие науки, существовала в рамках философии. Также педагогика тесно связана с психологией, филологией, физиологией, социологией, использует данные медицины, связана с экономическими науками, теорией управления, правоведением и другими.

Связь педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики с другими науками: термины, закономерности, концепции, эмпирические данные, метода.

Система терминов, понятий и категорий составляет категориальный аппарат педагогической науки (он именуется также понятийным или терминологическим).

- Общенаучные понятия , отличающиеся от философских категорий: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «модель», «гипотеза», «уровень»;

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:

1. Активное заимствование понятий из философии и других отраслей;

3. Новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего фундаментальных категорий;

4. Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука , педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

    формируется под влиянием потребностей общества;

    любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

    обогащение, систематизация научных знаний;

    обобщение опыта практики;

    выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

    повышение качества воспитания;

    создание новых педагогических технологий;

    внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

Задачи педагогики:

    Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

    Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

    Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

    Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

На днях в Екатеринбурге директор школы № 48 вызвала полицию с автоматами и психбригаду, чтобы усмирить ученика 4-го класса. По словам свидетелей, тот очень яростно отреагировал на провокацию товарища, испортившему ему обед в школьной столовой. Возмущенный учащийся схватил нож и с угрозами «всех буду резать» выскочил без одежды на лютый мороз...

Не будем отрицать - сегодняшние дети агрессивнее вчерашних. И мало новых Макаренко, который показал всем, что вполне реально заслужить авторитет даже у самых разнузданных и гиперактивных детей. Этот педагог работал не с домашними маменькими сынками, а с настоящими проблемными детьми с улицы. Ни разу не вызвав подкрепление. Конечно, искать к таким ребятам подход - труднее, чем к приличным ученикам. Но кто сказал, что с детьми должно быть легко?

Никто не снимает ответственности и с самого мальчика. Директор школы утверждает, что «в первую очередь боялась за него самого». Но в тексте этого происшествия есть один показательный факт о 10-летнем агрессоре: «Ребенок уже прошел судмедэкспертизу: на его теле зафиксировали синяки и кровоподтеки». А вот и еще одна фраза: «Усмирить четвероклассника пытались четыре учительницы, однако им это не удалось».

Странно выглядят слова уполномоченного по правам ребенка Игоря Морокова: «Мы ознакомились с ситуацией, посмотрели все документы. Ситуация непростая, ее должны разрулить как педагоги, так и мама ребенка. С точки зрения действий администрации школы – к ним претензий нет. Проблемы были и раньше, просто случилась острая стадия. Администрация школы все сделала в соответствии с существующими регламентами»... Но как детям надеяться на защиту прав, если даже омбудсмен не предъявляет претензий к «силовым методам»?

Как такое вообще могло случиться? Свое мнение по поводу ситуации высказывают педагоги, родители и психологи.

Татьяна Мокренко, директор школы: Весь этот фарс, устроенный директором, говорит об одном - о непрофессионализме и нежелании брать на себя ответственность за детей. А, между тем, именно это является главной задачей педагога. Да, сейчас в школе много детских «разборок». Но когда педколлектив не в состоянии контролировать эти процессы, он обращается за помощью к другому профессионалу - психологу, который работает с ребенком, его родителями и учителями, разрабатывает схему взаимодействия и перевода агрессии в мирное русло. Почему директор вместо этого предпочла обвинить во всех грехах ребенка и его мать? Да потому что проще - ни в чем не разбираться, скрутить и отправить в психушку. Вместо того, чтобы ежедневно выполнять свою работу - вести профилактику, интересоваться жизнью детей и их проблемами.

Мария Петрушевская, родитель: Мальчишку жаль, с такой слабой психикой пережить такой стресс очень будет сложно. Как-то замяли, что этот взрыв спровоцировал другой, «нормальный», ребенок. Подсыпал соль именно агрессору, зная, что тот может сорваться. Почему бы с остальными детьми не поговорить про толерантное отношение к проблемным детям, а не устраивать им мелкие пакости ради развлечения.

Иван Коломиец, психолог: Агрессия необходима человеку, она вполне естественна. И нет ничего плохого, если ребенок не подавляет это чувство, а отстаивает свои интересы. Нужно лишь научить его не причинять вред себе и окружающим. Агрессивного ребенка вполне можно обучить владеть собой с помощью чувства контроля. Помогите ему увидеть выход из ситуации: «Ты можешь выразить свой негатив, но не кулаками и криками, а словами: Я очень злой сейчас, Я обиделся, Я расстроен». Объясните, что бить обидчика он не имеет права, но может подойти к родителю или учителю, чтобы об этом поговорить.

Согласно опросам, 9 из 10 взрослых людей признаются, что в детстве иногда были жестоки: участвовали в травле одноклассника или даже учителя, мучили животных. И пусть они сегодня вспоминают об этом со стыдом, но ведь это было.

Елена Беспалова, учитель: Обвинения директора в адрес ребенка выглядят, мягко говоря, странно. Если мальчик действительно легко возбудим и быстро впадает в гнев, почему учителя за ним не присматривали? Это ведь их прямая обязанность. Почему с мальчиком не работал психолог, чтобы помочь ему контролировать гнев? Как вышло, что в столовой у ребенка оказался в руках нож? (как утверждает директор). Как вышло, что ребенок раздетым выбежал из школы на улицу? В школе нет охраны? В столовой никто из педагогов не дежурит? И что за авторитет у директора школы, в присутствии которого четвероклассник «грозит всех порезать»? Все эти вопросы - к директору, а не к мальчику или к его матери. Мальчик мог быть каким угодно за стенами школы, но в ее стенах контролировать поведение ребенка и его безопасность - прямая работа директора.

Собирая эти комментарии, я вовсе не встала на сторону агрессивных детей и их родителей. Тем более, что на собственном опыте и опыте своих детей знаю, какой бывает школьная травля. Однако, справедливости ради, хочется напомнить всем, работающим в сфере образования, что в переводе с греческого «педагог» означает «ведущий ребенка». Но это не тот педагог, который «ведет ребенка» в психушку, а тот, кто помогает пройти через сложности.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОТ НАУЧНОЙ

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

Народная педагогика (этнопедагогика) и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: общества и профессионального педагога.

Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, Я.М. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: “Народная педагогика- это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс”.

Близкое этому определение дает также Я.И, Ханбиков: “Народная педагогика- область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.

В этих и других определениях народной педагогики выявляется ряд общих положений. Это- эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским.

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это - клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители - таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи- век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и другие.

Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.

Наряду с понятием и термином “народная педагогика” утвердился другой термин - “этнопедагогика”, впервые предложенный Г.Н. Волковым в 60-е годы ХХ века. Новый термин получил широкое распространение. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин “этнопедагогика” отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педагогика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, а этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки (И.Т. Огородников).

Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика - это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков. Применительно к конкретному народу она уточняется: этнопедагогика русского, польского, белорусского и других народов.

Научная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а именно привычку быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение. К.Д. Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Народную педагогику (этнопедагогику) и научную педагогику можно сравнить по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний

Способ получения народных педагогических знаний - опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний - выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в народной педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний

Народные педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Народные и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в народной педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом народных понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В народной же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Способы передачи знаний

Способы передачи знаний народной педагогики весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательный ценности. В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.