Дарим цветы        11.05.2019   

Ребенок не садится сам на горшок. Что делать, если ребенок не хочет или боится садиться на горшок

Приучение к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что пора переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8-9-месячного, так и 3-4-летнего малыша. И, несмотря на такой серьезный возрастной шаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будут похожими. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, увлечь собственным примером не дают результата, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.

На это давление чаще всего ребенок реагирует отказом подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс, или «делать свои дела» в штанишки, рядом с горшком, но только не в горшок.

Например:

И смех, и грех - мой ребенок (1 год 5 месяцев) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще вынул вещи из комода, выдвинул полку и пописал туда. Что с ним делать - ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали - он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз - он один раз пописал, сидя на нем, мимо - теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся - сам снимает и относит в стирку. А если покакает в штанишки - еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать? Ольга

В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку становится серьезной проблемой. Причем чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем хуже и хуже становится результат.

Моему сыну 2 года 6 месяцев. Отучать от памперсов начали в два года. По-маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, - везде. А вот по-большому - проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т. к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации? Анна

Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно не подчиняется. Они считают, что он может сделать это, что от него хотят, но «из вредности» поступает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям, чувствуя при этом свою беспомощность, оттого что не могут справиться с малышом.

Почему же ребенок сопротивляется?

* Во-первых, он просто может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля.
* Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и мочь, и хотеть пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом.

Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:

1. распознавать сигнал к мочеиспусканию, то есть понимать, чего именно ему хочется;
2. сдерживать первичный импульс;
3. осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
4. сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.

Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.

Есть примеры, когда мамам удается приучить детей к горшку и в более раннем возрасте*. Но чаще всего это происходит благодаря усилиям мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом с некоторыми трудностями.

Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом, прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя, даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае грозит отказом от приобретения нового навыка, это психологически для него проще, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.

А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. И неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроены мама и папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он не станет это делать вообще, во всяком случае, на глазах родителей. Он либо сделает дело втихаря и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит, убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это - запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т. п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.

Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучением к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.

Родители должны понимать, что главное - не заставить ребенка пользоваться горшком, чем быстрее, тем лучше, а стимулировать его заинтересованность в результате, добиться его добровольного сотрудничества в этом процессе.

Для этого необходимо:

* забыть про критику, действовать только похвалой, неудачи не замечать;
* создавать мотивацию у ребенка, поощрять его похвалой и даже «призами», причем не только за результат, но и за любую попытку достичь его;
* можно разбить процесс на несколько этапов: первое - научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно); второе - научить делать это в одном специальном месте; и только третье - использовать для этого горшок или туалет.

Важно, чтобы начало приучения было наиболее комфортным для ребенка. Не обязательно добиваться использования исключительно горшка. Кто-то из детей сразу отдаст предпочтение туалету (например, с мягким удобным сиденьем), кому-то подойдет тазик или даже коврик в ванной (с которого легко убрать), в крайнем случае памперс (если надевать его на ребенка по его просьбе непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией).

Часто родители считают такой промежуточный этап в процессе приучения ребенка к горшку не своим достижением, а ненужной «уступкой» ребенку. Это ошибочная позиция. Ребенку легче научиться управлять собой постепенно. Каждый маленький успех будет стимулировать его на дальнейшее учение, подталкивать к освоению более сложных «ступеней мастерства». Тем самым нервная система ребенка и его родителей будет защищена от серьезных потрясений, а процесс приучения к горшку будет идти максимально быстро.
Несколько полезных советов-комментариев

* Приучать ребенка к горшку/туалету стоит днем, когда он в сознании и силах. И не приучать, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
* Хорошо, если ребенок играет с горшком, сажает туда игрушки, хотя и не пользуется им сам. Это говорит о том, что он находится в процессе освоения горшка (а вовсе не о том, что он «издевается над родителями»).
* Если ребенок использует горшок/туалет только по какой-то одной надобности - или писает туда, или какает, - это не повод для беспокойства. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.
* Не огорчайтесь, если ребенок, научившись пользоваться горшком в течение дня, продолжает писаться по ночам в постель. Ночью детям сложнее контролировать свои позывы. Иногда сон столь глубок, что у малыша просто не получается проснуться, чтобы пописать. И эту ситуацию стоит отличать от энуреза и энкопреза - заболеваний, о которых речь пойдет ниже.

Бывает так, что ребенок, освоив «правильные навыки», вдруг теряет их, «разучивается». Это уже неблагоприятный симптом, который свидетельствует о том, что в психике ребенка происходят какие-то изменения, мешающие ему нормально контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Однако это еще не свидетельствует о наличии болезни. Когда же родителям стоит начинать беспокоиться?

Существует несколько определений энуреза. Наиболее простым и понятным можно считать следующее: энурез - ненамеренное мочеиспускание днем и/или ночью ребенком в возрасте шести (!) лет и старше, при отсутствии врожденных или приобретенных дефектов нервной системы или мочевого тракта, происходящее на систематической основе.

Если не брать в расчет чисто медицинские факторы (такие, как заболевания центральной нервной и мочевыводящей систем, а также тяжелые инфекции), то на появление энуреза оказывают влияние следующие неблагоприятные психологические факторы:

Психотравма

Травму чаще всего наносят ссоры и конфликты в семье, которые происходят на глазах ребенка. Болезненно переживаются также изменение состава семьи (например, рождение ее нового члена или смерть близкого родственника), резкое изменение условий жизни ребенка (период адаптации в детском саду или школе, переезд на новое место жительства, длительная разлука с родителями, вызванная, например, тем, что ребенку пришлось лечь в больницу).

Наказания за мокрую постель и другие ошибки родительского поведения

Страх перед наказанием не только не способствует избавлению от недержания мочи, а, как правило, ухудшает ситуацию. Страх сам по себе становится фактором, способствующим появлению и развитию болезни. Педиатры и невропатологи, не говоря уже о детских психологах, подчеркивают, что непроизвольное мочеиспускание в постель является наказанием для ребенка просто по факту случившегося. Чтобы добиться избавления от этого заболевания, важно внушить ребенку, что его дефект носит временный характер и вскоре пройдет.

Примерно те же факторы могут сыграть свою негативную роль и в появлении у ребенка энкопреза - непроизвольной дефекации.

В детской психологии существуют различные методики немедикаментозного лечения энуреза и энкопреза, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Например, методы игровой терапии и арттерапии. Рисуя и играя в игры на тему своих переживаний, ребенок избавляется от внутреннего напряжения, интуитивно ищет пути разрешения своих трудностей.

При этом самый важный компонент лечения - создание для ребенка благоприятных внешних условий. Опыт показывает, что после хорошего отдыха, если нет новых стрессов, энурез и энкопрез (когда нет медицинских осложнений) проходят бесследно.
Ошибки родителей

* Типичная ошибка, которую обычно совершают родители, - стремление к соблюдению жестких временных норм при приучении ребенка к горшку. Причины: нормативы, оставшиеся от старой советской медицинской школы.
* Плохие советчики: врачи «старой закалки» и родственники, воспитывавшие своих детей по их предписаниям; их неготовность пересмотреть свои взгляды.
* Неблагоприятные внешние условия, толкающие маму к совершению ошибок: ощущение, что ее ребенок «отстает» от детей знакомых.

Ошибочные действия: высаживание ребенка на горшок, невзирая на его нежелание, давление на ребенка, обвинения и наказания его за неправильное использование горшка, за грязные штанишки.

Последствия: запоры, страх ребенка перед мочеиспусканием, дефекацией, переживание ребенком своей несостоятельности, неполноценности (особенно если мама ставит ему в пример знакомого ему «хорошего» ребенка, который уже делает то, что у него не получается); испытываемый стресс может влиять на аппетит, сон, давать агрессивные проявления или, наоборот, способствовать замкнутости ребенка.

Правильные действия:

* принцип добровольности: ребенку предоставляется выбор - использовать горшок или нет;
* спокойное отношение к проблеме использования горшка: поощрение за попытки пользования горшком (похвала, призы) при полном отсутствии критики за «неправильные» действия;
* длительный срок приучения к горшку: каждый ребенок индивидуален, у каждого собственная «скорость» и степень готовности к контролю за своими испражнениями (условием успеха является физиологическая и психологическая готовность ребенка к контролю за процессами отправления своих потребностей).

Из книги

Чего не стоит делать родителям

Эти советы проверены на собственном опыте. Вы знаете, помогло! Нужно только терпение и ещё раз терпение!
Удачи и вам в этом нелегком деле!!!

Ребенок, с которого только что сняли подгузник , с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: "Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит." Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему "по делу" на горшок или делать свои "дела" в более "интересных" местах.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему "Как приучить ребенка к горшку". Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически "созреет" к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что "пора!".

Хорошо, когда все получается "как по писаному" — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что "дела" нужно делать на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы "ходить" в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: "Я на стороне своего ребенка!", но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. "Быть на стороне ребенка" — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней , воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть "этому" и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться... Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом...

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как "плохо", то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Через запрет

Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют "война за горшок". Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате "войны за горшок".

Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает "дела" там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо "Пять травм...".

Через разрешение

Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему "делать дела" так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в "хорошем" обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в "плохом" смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом "плохом", не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ "разрешение" труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде "все обязательно получится" или "все просто, надо лишь правильно сделать", но не пишется что-то у меня такое... Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно "заряжена" стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние "подливают масла в огонь": мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает "работающих" педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Многие родители сталкиваются проблемой высаживания ребёнка на горшок. На вопрос: «Как научить детей ходить на горшок?» можно дать целый список ответов, нужных советов. Этому и будет посвящена наша статья.

Причины, по которым малыш не ходит на горшок

  1. Боязнь горшка.
  2. Возраст ребёнка. Часто родители допускают ошибку, когда начинают высаживать ребёнка с полугода. Такие усилия будут безрезультатны.
  3. Неправильное поведение родителей. Если мама или папа начинают ребёнка критиковать или ругать, то такое поведение только усугубит ситуацию, и малыш не захочет ходить на горшок.
  4. Болезнь или стресс. Если ваше чадо болеет, то оно может не проситься на горшок. И это нормальное явление. Либо ребёнок перенёс какой-то стресс, например, разлука с мамой может выбить его из колеи, и он будет писать в трусики.
  5. Дитятко занято другими важными делами. Он может просто заиграться и совсем забыть о том, что хотел сходить облегчиться. В этом случае тоже нельзя его критиковать, нужно только объяснять, чтобы в следующий раз он обязательно попросился.

Причины детской боязни

Существует несколько факторов, при которых ребёнок боится ходить на горшок.

  1. Боязнь чего-то нового и неизвестного. Малыша нужно приучать к этому важному элементу постепенно, а не сразу: посадил - сиди, пока не сходишь. Сами-то взрослые на горшок не ходят, и ребёнку не очень понятно, зачем ему это.
  2. Дискомфорт. Бывают горшки глубокие, без спинки на которых сидеть дискомфортно. Возможно, по этой причине ребёнок не ходит на горшок.
  3. Проблемы со здоровьем. Возможно, ваш ребёнок перестал ходить на горшок по причине возникновения болевых ощущений в момент испражнения. В этом случае обязательно нужно обратиться за помощью к специалисту.

Как увлечь ребёнка, чтобы он перестал бояться горшка?

  1. Заинтриговать и заинтересовать малыша - вот как научить детей ходить на горшок. Например, придумайте, что этот незнакомый предмет - летающий корабль, который скоро будет отлетать на другую планету. По пути он должен забрать одного человека, чтобы показать ему, как красиво и весело на другой планете. Развивайте мысль дальше. Можно придумать свою историю. Пусть ребёнок вас слушает. Вот увидите, как он непроизвольно сядет на горшок и сделает своё дело.
  2. Чтобы научить ребёнка ходить на горшок, обязательно должна быть поддержка и одобрение со стороны родителей после каждого испражнения. Малыш должен знать, что если он сам сходил, да еще за это его и похвалили, значит, он всё сделал правильно, и он большой молодец.
  3. Как научить детей ходить на горшок? Очень просто. Нужно ходить на него с любимой игрушкой. Наверняка у вашего малыша есть любимая кукла или какой-нибудь мультипликационный герой. Пусть вначале игрушка сходит на горшок, а потом посадите ребёнка.
  4. Не стоит ругать малыша, если он не успел и замочил штанишки. Такое поведение родителей, когда они начинают критиковать или даже ругать свою кроху, неверное. Ребёнок вскоре будет думать, что горшок - это плохо, поскольку родители его постоянно ругают.
  5. Оставить наедине. Попробуйте посадить ребёнка на горшок, а сами выйдите. Возможно, он подумает и сделает своё дело без вашей помощи.
  6. Горшок должен всегда находиться в поле зрения малыша. Он должен к нему привыкнуть.

В каком возрасте ребёнок должен самостоятельно проситься на горшок?

Ответить однозначно на вопрос: «Когда ребёнок должен ходить на горшок?» нельзя. Ведь каждый ребёнок индивидуален, у каждого разное воспитание, свои генетические особенности. Сложнее всего приучать активных и эмоциональных малышей, а также мальчиков, поскольку им труднее управлять мышцами для реализации осознанного процесса.

Но сказать конкретно, что ребёнок должен в 1 год проситься и садиться на горшок - неправильно. Некоторые дети, конечно, же садятся в таком возрасте. Но это точно не осознанный процесс, а машинальный. Когда же наступит ваш "звёздный час", зависит от отдельно взятого малыша.

Зачастую детки начинают привыкать к этому неотъемлемому предмету и проситься на него в период 1,5-2 года. Если ваш ребёнок не ходит на горшок в этом возрасте, то это пока не страшно, волноваться не стоит.

С 2 до 3 лет малыш уже сам начинает проситься, поскольку он чувствует в таком возрасте, что мочевой пузырь уже наполнен, а потому пора идти и делать своё дело. Даже если ребёнок, которому исполнилось 4 года, заиграется и намочит штанишки, то это тоже будет являться нормой. К 6 годам дитя уже само должно осознанно проситься и самостоятельно себя обслуживать, без помощи взрослых.

Поэтому точно указывать, в какой период нужно высаживать ребёнка, нет смысла.

Но если вы заметили, что кроха сам начинает показывать на горшок либо спускать трусики, а может, он играл 2 часа, и ни разу не ходил в туалет, то тогда можете смело начинать малыша высаживать. Поскольку его время пришло.

Как научить ребёнка ходить на горшок в ночное время

Если ваш малыш уже осознанно просится на горшок в дневное время, а ночью вы до сих пор кладёте его спать в подгузнике, то пора приучать его к ночному высаживанию. Как научить детей ходить на горшок в ночное время? Об этом написано ниже.

Вначале объясните ребёнку, что вы кладёте его спать в трусиках, и если он захочет писать, то должен разбудить маму и попроситься на горшок. В противном случае он попросту будет спать в мокрой одежде на мокрой кровати.

Когда ребёнок должен ходить на горшок? Детки в возрасте 2-2,5 года уже задерживают мочеиспускание и перестают просыпаться ночью. Но перед сном всё же обязательно следует посадить малыша на горшок. А если он на ночь пил компот или воду, то ночью его нужно разбудить и определить на нужное место.

С каждой неделей вы будете замечать прогресс. И настанет тот день (или та ночь), когда ребёнок самостоятельно слезет с кровати и сядет на свой любимый горшок, или же вовсе будет терпеть до самого утра.

Признаки, по которым можно понять, что ребёнка уже пора высаживать на горшок

  1. Негативные эмоции малыша, связанные с нахождением в мокрых трусиках.
  2. Готовность ребёнка любыми своими действиями, словами или даже жестами показать родителям, что он хочет в туалет.
  3. Кроха начинает самостоятельно снимать низ одежды.
  4. Ребёнок неизменно ходит по-большому приблизительно в одно и то же время.
  5. Дитятко способно оставаться сухим на протяжении 2 часов подряд.
  6. Малыш понимает значение слов «покакать» и «пописать», а также знает, в чём разница.

Выбор детского горшка для вашего малыша

Одной из причин, по которой ребёнок отказывается ходить на горшок, является неудобство самого, так сказать, сосуда. Важно, прежде чем приучать малыша к горшку, выбрать для него подходящую модель.

Отличным вариантом будет горшок из пластмассы. Он лёгкий, удобный, ребёнок сам может его передвигать.

Также горшок должен быть со спинкой, чтобы малышу было удобно сидеть.

Если у вас мальчик, то следует покупать горшок овальной формы с выступом впереди. Для девочки подойдёт обычный горшок круглой формы.

Для ребёнка-егозы отличным вариантом станет горшок с подставками для ног. С него малыш не упадёт и, возможно, ему даже понравится сидеть, поставив ножки на подножку.

Конечно, внешний вид тоже имеет значение. Лучше выбирать красочные яркие варианты, чтобы на них можно было обратить внимание. Сейчас в детских магазинах можно найти большой выбор горшков, начиная от различных зверушек и заканчивая креслами.

  1. Выберите подходящее время, когда ребёнок хочет в туалет. Это может быть после сна (если он проснулся сухим), после улицы или еды.
  2. Помогите ребёнку привыкнуть к горшку. Если дома есть дети постарше, то попросите их сесть на горшок в качестве наглядного примера. Обычно, когда малыши смотрят на своих братиков или сестричек, они вскоре начинают повторять за ними.
  3. Садите мальчика исключительно на горшок. Не нужно предлагать садиться на унитаз. Толку от этого не будет.
  4. Заинтересуйте своего сыночка. Попробуйте наклеить на горшок наклейки с его любимыми героями из мультфильма.
  5. Мальчики понимают, что им нужно сходить на горшок тогда, когда они голенькие. Если температура помещения позволяет, то пусть он походит голышом, а вы время от времени напоминайте ему, что пора садиться.
  6. Чаще сажайте своего сыночка на горшок. Но не переусердствуйте. Через каждый час нет необходимости его высаживать. Всё должно быть чётко в положенное время.
  7. Не торопите сыночка привыкать писать стоя. Пусть вначале научиться делать это в сидячем положении.

Приучаем к горшку девочку

Девочек к горшку приучают немного по-другому, нежели мальчиков. Главное в таком обучении - последующая правильная гигиена половых органов. Маленьким барышням нужно объяснять, что вытирать попу следует спереди назад. Если же девочка ещё мала для такой процедуры, то вытирайте ее сами, но научите её подтираться салфеткой после мочеиспускания.

Нередко, когда девочки привыкают к горшку, у них воспаляется мочевой пузырь. И тогда о каком обучении может идти речь! В этом случае поход к врачу обязателен, а процесс привыкания необходимо отложить на неопределённый срок.

Чтобы начать приучать вашу малышку к горшку, сначала отучите её от подгузников. Надевайте обычные трусики. И когда они станут мокрыми, малышка почувствует дискомфорт и задумается о том, что нужно было садиться на горшок.

Как приучить ребёнка к горшку, если он вообще не понимает, для чего нужен этот предмет?

Чтобы ваш малыш понял, зачем у него в спальне стоит предмет под названием «горшок», вы должны демонстративно и без упущения всех мелочей продемонстрировать ему, для чего предназначен этот инвентарь.

Вначале вы должны рассказать и показать, как его достать, в каком месте открыть. Затем растолковать ребёнку, зачем необходимо снимать трусики, как их потом надевать, что делать с мочой, куда её выливать. Также покажите ему, как и где нужно мыть горшок, расскажите малышу, что горшочек нужно снова поставить на своё место.

На самом деле все эти манипуляции относительно горшка деток очень заинтересовывают. Поэтому берите ситуацию в свои руки и увлекайте малыша.

Теперь вы точно знаете, как научить ребёнка ходить на горшок. Также вы в курсе, как действовать, чтобы ваш малыш самостоятельно начал ходить на горшочек и перестал его бояться. Вы, родители, главные помощники для своих деток. И в таком деликатном деле, как приучение к самостоятельному испражнению, вы должны предпринимать все возможные усилия, чтобы ваш малыш охотно и заинтересованно садился на этот неотъемлемый предмет интерьера детской спальни.

В первые годы жизни бывает, что дети отказываются что-то делать, казалось бы, без видимой причины. Под внешней капризностью и вредностью часто скрываются страхи. Когда ребенок боится горшка, то приучение его к туалету становится проблемой, т.е. именно приучение ходить на горшок становится проблемой…

Боязнь горшка: причины страха

  1. Часто малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому. Возникновение новых способностей, в том числе и удерживание кала и мочи, у всех детей зависит от созревания определенных центров в головном мозге. Области мозга, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, вступают в силу, начиная с 1.5-2.5 лет , поэтому требовать от годовалого ребенка умения пользоваться горшком абсолютно бесполезно. Можно подлавливать, использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать. Несвоевременное, навязчивое обучение может привести к отрицательному восприятию малышом этого предмета, которое усугубляется страхами и полным отказом ходить на горшок в будущем.
  2. Ребенок боится горшка, потому что это новый для него предмет. Такое происходит, если родители не купили заранее горшок, малыш не успел привыкнуть к новому «другу». А теперь его пытаются посадить на этот холодный, скользкий и довольно-таки страшный предмет.
  3. В детском саду распространены случаи, когда воспитатели неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Эмоциональные возгласы по поводу неприятности, постигшей ребенка на виду у других детей, могут поселить в душе малыша страх не только перед самим горшком, но и актами дефекации и мочеиспускания. Устраивая ребенка в детский сад, родители обязаны посмотреть, какой там туалет: удобные ли горшки (унитазы), есть ли туалетная бумага, может ли ребенок уединиться. Отсутствие этих условий почти всегда ведет к тому, что дети сдерживают позывы на дефекацию до прихода домой, что приводит к запорам.
  4. Следующая причина того, что ребенок боится горшка напрямую вытекает из предыдущей. При появлении у ребенка физиологических запоров, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Неприятные ощущения во время использования горшка ведут к тому, что у малыша этот предмет начнет ассоциироваться только с болью, и ребенок станет бояться какать в горшок. Такой запор уже является психологическим.
  5. Родители, которые пытаются высаживать ребенка по часам, лишают детей самостоятельности и скупы на похвалу, могут столкнуться с тем, что кроха начнет бояться садиться на горшок. Когда малыша наказывают за неопрятность, стыдят, у него возрастает уровень тревожности и страха. Боязнь не оправдать надежд родителей, с которыми у ребенка слабый эмоциональный контакт, накапливается внутри, не находя выхода. Если ребенок боится горшка – это может быть следствием чрезмерной требовательности к нему и недостаточной поддержки.
  6. Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком. Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.
  7. Причина того, что ребенок боится садиться на горшок, может быть настолько банальна, что многие родители даже не подозревают, как они плохо понимают своего малыша. Есть застенчивые, не по возрасту стеснительные дети, которые в 3 года могут отказываться ходить в туалет в присутствии посторонних или родителей противоположного пола. В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

Видео: Что делать при боязни горшка?

Итак, когда вы пытаетесь усадить ребенка на горшок, а он плачет, вопит, убегает, прячется, то в такой ситуации добиться от ребенка, чтобы он «свои дела» сделал в горшок бесполезно. Но есть ряд советов, как помочь малышу перебороть страх перед горшком.

  • Оставьте ребенка в покое, подождите пока ситуация забудется, а малыш перестанет бояться горшка. Это очень важно, без этого пункта все остальное работать не будет! Вы должны перестать бегать за малышом с горшком на перевес. Ведь именно фиксация на этой проблеме в семье ухудшает боязнь горшка у ребенка.
  • Можно купить ребенку новый горшок (пусть ребенок выберет себе его сам). Это очень важно, чтобы малыш почувствовал этакую власть над ситуацией.
  • Покупку поставить в комнате, где ребенок чаще всего находиться, но не настаивать, чтобы малыш сразу же использовал его по назначению. Иначе можно спровоцировать то, что ребенок начнет опять бояться горшка. Пусть малыш к нему попривыкнет, сам регулирует дистанцию. Это снимет давление с Вашей стороны, т. е. вы не будете бегать за карапузом с этим вопросом.
  • Можно изучить его, познакомиться с ним, посмотреть из чего он сделан, пощупать, попереворачивать и т. п. Этим снимется часть боязни неизвестного, т. е. непонятного горшка.
  • Нужно проигрывать в играх эту ситуацию. Пусть ребенок сажает на горшок куклы, игрушки и т. п. В результате таких игр, малыш будет постепенно воспринимать его, как что-то обыкновенное, обыденное. И что здесь самое главное: игра несет позитивные эмоции, проигрывание «горшковой»ситуации - позитивные эмоции по отношению к горшку.
  • Вместо того, чтобы настаивать «Аня, пойдем на горшок!», можно водить «на горшок» любимые игрушки ребенка: «Вот наш зайчик писать захотел, давай пойдем с ним вместе» и т. п. Этот прием очень похож на предыдущий и собственно механизм действия здесь тот же самый.
  • Наклейте на горшок глазки и улыбку. Так незнакомый обезличенный предмет превратится в друга малыша.
  • Очень хорошо работает такой прием: придумывать, рассказывать и проигрывать с малышом сказки на горшочную тему. Посыл сказки может быть таким: горшочку очень грустно просто стоять без дела, одиноко и т. п. он очень плачет, когда в него не писают и не какают.

Видео: Ребенок отказался ходить в туалет на горшок

Психотерапия


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Обычно к 2-м годам дети уже любят, когда им читают книжки. Прекрасным методом в лечении страхов у детей является сказкотерапия. Если ребенок начал бояться горшка по какой-то причине, сказка может помочь выявить ее и затем нейтрализовать. Слушая истории, дети ассоциируют себя с главными героями. Чаще всего малышам неосознанно нравятся сказки, сюжет которых отражает их собственную проблему или страх. Поэтому придумывая терапевтическую сказку для ребенка, который боится какать и писать в горшок необходимо:

  • Проводить аналогию между действиями в сказке и проблемами малыша;
  • Персонаж сказки должен быть ровесником ребенка;
  • В сказке должно быть решение проблемы с благоприятным исходом. Проводя параллели страхов в жизни ребенка и в истории, нужно приуменьшить значение того, чего ребенок боится;
  • Сказка должна быть на понятном для ребенка языке;
  • Рассказывать сказку, когда малыш позитивно настроен.

Родители, столкнувшиеся с этой проблемой, впадают в недоумение: то ли пришло то время взросления, когда малышу важно доказать своё «Я» (возрастные капризы), то ли попросту ваш ребёнок боится горшка.

Боязнь горшка у детей — достаточно распространенная проблема, которую необходимо решать как можно быстрее.

Для паникующих родителей оговоримся сразу: боязнь горшка – не патология развития и даже не отклонение от общепринятых законов мироздания, это – кратковременный эпизод в воспитании вашего чада, который надо пережить, опираясь на собственное терпение, любовь и, конечно, понимание этой житейской проблемки.

Возьмём на рассмотрение версию № 2: малыш не хочет сидеть на горшке, потому что боится его, и попробуем объяснить причины такого явления.

Психологические

Психоэмоциональное состояние малыша, связанное с определённым периодом взросления. Это тот самый возраст, когда на все попытки взрослых «достучаться» до любимого чада-чуда разбиваются на непреклонное: «НЕТ!» со стороны годовалой особы. Как учит история, «и это пройдёт!». Запаситесь терпением.

Причиной отказа справлять естественные надобности на горшок может быть психологическая проблема ребенка.

При вашем настойчивом желании побороть это психоэмоциональное «НЕТ!» попытками «надавить» на малыша или (не дай Бог!) применить к нему в данном случае физическую силу приведут к обратному, согласно второму закону Ньютона:

F1 = -F2 или (коротко) противодействие всегда равно силе действия.

И выражаться это противодействие со стороны вашего малыша может не только плачем и попытками немедленно встать с полезного предмета, но и затяжной психологической травмой, при которой ребёнок боится садиться на горшок, т. к. этот предмет связывается у него в сознании с конфликтами и неприятностями.

Вы добились обратного результата: теперь придётся прилагать дополнительные усилия, чтобы не загасить в малыше желание опрятности и самостоятельности и при этом искоренить в его сознании страх перед этим пластиковым «монстром» – горшком.

Страх может появиться и из-за ваших неловких действий.

Возможно, первое усаживание на горшок принесло малышу боль или было крайне некомфортным (сидение было мокрым, холодным и скользким).

Возможно, вы не дали крохе, как следует, ознакомиться с новым предметом быта, а голую незащищённую попу малыша поторопились втиснуть в узкое, жёсткое, ограниченное пространство горловины «ночной вазы».

Возможно, при сидении на неудобном стульчаке малыш упал и боится повторения ситуации.

Может быть, когда кроха уже начал успешно проходить азы аккуратности, вы не сдержались и сильно отругали его, когда он попросту «не добежал». Ваша резко-негативная реакция и послужила причиной того, что ребёнок начал бояться ходить на горшок: он боится не оправдать ваших ожиданий и вновь получить нагоняй.

Эту и следующую причину родители почему-то редко берут в расчёт, а зря. Малыш обладает повышенной стыдливостью, он не в состоянии делать свои «дела» при скоплении рукоплещущей публики — стесняется.

Ребенок может бояться горшка из-за стыдливости.

И ещё одна причина повышенной стеснительности может быть банальна: с голыми ягодичками и открытыми гениталиями малыш испытывает чувство беззащитности, а отсюда — нежелание проситься на горшок, чтобы нежные части тела вновь не остались незащищёнными.

Возможно, причина — страх спускаемой воды. Обычно дети с удовольствием жмут и жмут рычаг для спуска, наблюдая, как вода с журчанием и завихрением уходит в жерло слива, но некоторых малышей вид уходящей в неизвестность воды (да ещё и с характерным звуком) может здорово напугать. Ребёнок с развитым воображением вполне способен решить, что в унитазе живёт какой-то страшный зверь. Испугавшись унитаза, малыш, ассоциирующий свой горшок со взрослым горшком-унитазом, начинает бояться и собственного «домашнего друга», справедливо предполагая, что и в его собственности может поселиться страшный зверь.

Физиологические

  1. Болезненный акт дефекации , когда слежавшиеся каловые массы с трудом покидают прямую кишку, оставляя на её слизистой микроразрывы и трещинки. Детки в таких ситуациях изо всех сил стараются удержать приближение болезненного момента, терпеть, сколько можно, лишь усугубляя и без того плачевное положение: такая попытка избежать болезненных ощущений приводит к возникновению запоров и образованию новых микротрещин ануса. Боль порождает страх, страх порождает новую боль. Если эта связка «горшок-боль-страх» закрепилась в сознании малыша, то физиологическая проблема легко переходит в разряд психологических, и вам уже может понадобиться помощь психолога.
  2. Воспаление нежных тканей препуция (крайняя плоть у мальчиков) или вульвы (у девочек) также является физиологической причиной того, что ребёнок не ходит на горшок — при мочеиспускании воспалённая ткань раздражается и саднит.
  3. Очень редко, но бывает, что внутри прямой кишки у малыша присутствуют врождённые спайки, мешающие правильному отхождению каловых масс , или изъязвления вследствие неправильного питания. Если ребёнок с рождения мучается длительными запорами, сменяющимися «прорывными» поносами, плачет и выгибается при дефекации, то даже странно, почему вы ещё до «горшкового периода» не попытались выяснить причины такого поведения совместно с педиатром. Срочно сделайте это сейчас!

Во время акта дефекации ребенок может испытывать боль, вследствие чего он будет бояться ходить на горшок.

Косвенные

Косвенной причиной отказа малыша проситься на горшок может послужить обстановка в детском саду. Приученный и соблюдающий эту процедуру дома, в детском учреждении ребёнок не просится на горшок «из принципа». Что может спровоцировать такое поведение?

  1. Резкая смена обстановки . В семье ребёнку уделяется индивидуальное внимание, а в группе детского сада это практически невозможно, и малыш, чувствуя себя одиноким и брошенным, «впадает в детство», что и приводит к возвращению «дурных привычек» в виде сосания пальцев, ковыряния стен и мокрых штанов.
  2. Непривычные детали в санитарной комнате . В туалетах детских садов, помимо стопки горшков, присутствуют маленькие унитазы. Ребёнок, привыкший к большому, взрослому домашнему унитазу, может чувствовать себя дискомфортно рядом с «мини-тазиками», т. к. не знает, как с ними обращаться.
  3. Недостаток привычных предметов . Чаще всего – отсутствие рулона туалетной бумаги привычного бренда или коврика, который малыш привык разглядывать во время «заседаний». Поэтому-то ребёнок не хочет садиться на горшок, пока в поле зрения отсутствуют привычные предметы: «Что-то тут неладное творится…».
  4. Излишне жёсткий режим . К сожалению, до сих пор встречаются няни и воспитатели, требующие от малышей жёстко-армейской дисциплины и уставного поведения. На зарядку – строем все! На обед – все разом! На горшки – все дружным строем и единой попой! Излишне говорить, что при таком коллективном (безличном) воспитании наносится трудно устранимый вред не только психике ребёнка, но и его здоровью. Малыш, изо всех своих сил старающийся дотерпеть до отведённого часа, переполняет свой мочевой пузырь или прямую кишку, чтобы потом разом «выдать всё на-гора». О запорах мы уже говорили, теперь пришло время сказать и об актах непредвиденного мочеиспускания и дефекации, когда перетруженный держанием организм просто даёт команду всем сфинктерам разом: «Открывай!».
  5. Пагубные последствия жёсткого режима . После того, как малыш не выдержал и уписался, следуют долгие минуты стыда, насмешек и явного недовольства со стороны воспитателя и няни. См. п. 2 «Психологические причины страха перед горшком».

Важно выяснить причину, по которой ребенок не хочет ходить на горшок.

Если у малыша не появляется быстрого психологического контакта с воспитателем группы, малыш боится ходить в садик и его поведение дома резко изменилось в худшую сторону, немедленно забирайте ребёнка от такого воспитателя!

Психическое и физическое здоровье вашего малыша не может служить разменной монетой для вашего удобства или колебаний, а фактически — одобрения подобных мер воспитания.

Отказ от подобных воспитателей – один из шагов для устранения страхов малыша перед горшком. Но возможно ли повернуть время вспять и вновь научить ребёнка ходить на горшок, даже если он перестал на него садиться вовсе?

Попробуем найти и правильный путь для искоренения этого страха, честно разглядев и признав его причины.

Путь № 1 и единственный: будем всё начинать сначала!

Выяснив причины, по которым ребёнок не хочет садиться на горшок для отправления естественных надобностей, приступайте к их устранению.

Сначала отведите малыша к доктору и проведите его обследование. Выясните, нет ли у малыша каких-либо внешних и внутренних изменений для появления страха перед горшком. Если педиатр таковые обнаружил, устраните их в кратчайшие сроки.

Если ребенок упорно не хочет ходить на горшок, необходимо провести обследование у педиатра.

Обязательно обговорите с доктором условия питания ребёнка и откорректируйте его меню и режим, чтобы исключить запоры или поносы.

При стойких запорах, пока идёт восстановление слизистой кишечника медикаментозными средствами и сбалансированным питанием, возможно нечастое применение клизм или глицериновых ректальных свечей (то, что доктор прописал!)

При «механических» неполадках кишечника в помощь вам будут массаж и физические нагрузки. Какой, какие, когда и в каком количестве они нужны, чтобы отучить ребёнка бояться какать и писать на горшок, подскажет доктор.

Уберите с глаз долой старый горшок, с которым у малыша связано множество неприятных моментов. Сходите с ребёнком в магазин и предложите ему самому выбрать нового «домашнего друга», который бы привлекал малыша к «посиделкам».

Для усиления эффекта «друга» наклейте или нарисуйте на горшке счастливую улыбку.

Но даже после приобретения нового горшка постарайтесь не форсировать события, проявите деликатность, дайте малышу забыть все предыдущие неприятности, связанные с подобным предметом. И, конечно, следите за своими реакциями – никакого негатива!

Создайте малышу максимальный комфорт при «посещении туалета». Например, для застенчивых молодых особ поставьте горшочек в уголке или за ширмой. А если малыш не расстаётся с какой-нибудь игрушкой, разрешите им посещать «места общего пользования» вдвоём.

Важно создать ребенку максимальный комфорт при посещении туалета.

Само собой, перед «посещением» вы дадите крохе внимательно изучить новое приобретение и не будете требовать, чтобы он применил его по назначению немедленно. Только ваше терпение принесёт, в конце концов, положительные плоды.

Приводите в пример себя, папу, бабушку, всех, кто уже успешно справляется с этой задачей, стимулируйте малыша своими словами: «Папа у нас большой-пребольшой, он ходит писать на большой-пребольшой унитаз! Наш (имя ребёнка) тоже будет ходить сначала на маленький горшок, и расти, как папа! А потом вырастет и тоже будет ходить на большой-пребольшой унитаз, как папа!»

И, пожалуйста, не забудьте искренне порадоваться, когда кроха сам, без принуждения, сделает свои «дела» на горшок! Повод для этой радости есть преогромный – это шаг-преодоление. Преодоление ребячьего страха перед пластиковым корытцем.

Лёд тронулся! А это значит, что теперь кроха готов отвечать вам взаимностью на вашу просьбу посидеть на горшке, пописать туда или покакать.

Для закрепления полученного положительного шага обязательно высаживайте вместе с ребёнком на горшок кукол и мишек, мячики и заек, любую игрушку, которую малыш желает протестировать «на прочность». Показывайте ребёнку, что с игрушкой ничего не случилось, а саму игрушку хвалите.

Отсутствие вашей похвалы отрицательно сказывается на душевном состоянии крохи, поэтому не стесняйтесь и хвалите мячики и кукол, но особенно душевная похвала должна доставаться, конечно же, вашему чаду-чуду!

Ваша похвала в адрес ребенка станет тем стимулом, который поможет ему преодолеть боязнь горшка.

Стоит ли напоминать, что именно похвала и является стимулом к развитию самостоятельности и, как следствие, преодолению множества детских проблем и страхов.

Ваши действия в помощи малышу избавиться от навязчивого страха перед горшком должны быть последовательны и очень схожи с теми действиями, которые вы предпринимали при первом приучении малыша к горшку. Для этого вспомните всё, что вы делали в начальном периоде (высаживание после сна, прогулки с горшком и многое другое) и методично повторяйте свои действия.

Если ребёнок в том возрасте, когда хорошо воспринимает речь, то попробуйте увлечь его сказкой, когда посадите кроху на «домашнего друга». Сядьте рядом и начните повествование о точно таком же мальчике (или девочке), который очень любил носить чистые и сухие штанишки, а поэтому сильно любил своего пластикового друга – весёлый горшочек, который всегда помогал аккуратному ребёнку оставаться в сухости и чистоте.

Вообще «сказкотерапия» поможет вам во многих сложных случаях, надо лишь соблюдать несложные правила.

  1. Действия и проблемы сказочных персонажей должны совпадать с действиями и проблемами ребёнка.
  2. Персонажи и ребёнок должны быть максимально сближены по возрасту.
  3. Не перегружайте свою речь непонятными для ребёнка терминами и длительными объяснениями.
  4. Речь в сказке должна идти о том предмете или действии, которое сейчас волнует малыша.
  5. Зло проблемы в сказке должно преуменьшаться, оставляя кроху в уверенности, что оно обязательно победимо.
  6. Решение проблемы должно быть только положительным!
  7. Рассказывать такие сказки нужно, когда ребёнок настроен позитивно и готов слушать вашу придумку с удовольствием.
  8. Если малышу надоел ваш рассказ, не настаивайте на продолжении, вы сможете это сделать в следующий раз.

Один из способов избавиться от боязни горшка у детей — «сказкотерапия».

К теме о детском саде можно добавить пару советов по вопросу, что делать, если ребёнок боится горшка, чтобы таковой попросту не возник.

Перед тем, как определять ребёнка в младшее дошкольное учреждение, стоит его навестить, лично познакомиться с воспитателем и няней, составить своё мнение о них и об общей обстановке в детском саду. Не постесняться пройти не только в спальню и актовый зал, но и в санитарную комнату – туалет.

Придя домой, обязательно скорректируйте с малышом уже полученные навыки чистоты с требованиями детского сада. При необходимости «познакомьте» ребёнка с унитазом и туалетной бумагой той марки, которой пользуются в детском садике.

Чем ближе психологический контакт родителей и детей, тем меньше проблем возникает в вопросах воспитания. Часто для преодоления сложной ситуации на первое место при борьбе с трудностями выходят не только забота и любовь, а прежде всего – титаническое терпение с лёгкой улыбкой на устах.