Садовые растения        05.07.2019   

Воспитание детей в разных странах мира: примеры. Особенности воспитания детей в разных странах. Воспитание детей в России

Как известно, люди любят друг другу советовать. В списке тем, в которых каждый считает своим долгом наставить на путь истинный другого человека, лидируют темы «Как нужно воспитывать ребенка» и «Как нужно лечить болезни». Оставим медицинские темы профессионалам и признаемся в одном: о воспитании детей мы знаем далеко не все. По крайней мере, о зарубежном. Ведь у разных народов традиции воспитания мальчиков и девочек разные.

Немецкое воспитание

Немцы создают семью до 30 лет, но не торопятся заводить детей. «Тормозят процесс», как правило, женщины. И причин поступать именно так у них более, чем достаточно. Во-первых, к тридцати годам многие из них только начинают делать первые уверенные шаги в карьере. Во-вторых, им не приходится надеяться на чью-то бескорыстную помощь, а услуги няни довольно дороги. В-третьих, детских садов в Германии очень мало, и работают они только до полудня.

В результате в Германии одна из самых низких рождаемостей из всех Европейских стран: немки слишком долго думают, прежде чем завести ребенка. Но зато их мужья, которым приходится подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими отцами.

Если супруги все-таки решили, что у них будет ребенок, то можно не сомневаться: к его появлению они отнесутся со всей серьезностью. Врожденный немецкий педантизм проявится и здесь: они обязательно начнут подыскивать квартиру побольше, а няню и врача-педиатра - пораньше, в тот момент, когда ребенок еще только планируется, но не зачат. Кстати, в этой стране, сделать аборт без медицинских показаний практически невозможно. Но дети, тем не менее, рождаются не по воле случая, а когда задумано родителями. Во всяком случае, не раньше.

Ни один немецкий домовладелец не удивится, если бездетная пара, снимая жилье, обязательным условием назовет наличие детской комнаты. Не удивится и няня, когда к ней обратится женщина, об «интересном положении» которой можно только догадываться. Нередко няня приступает к своим обязанностям, когда малышу исполняется месяц. Это означает, что мама решила не бросать работу надолго (хотя рабочее место сохраняется за ней в течение трех лет). Но в любом случае все дети в Германии до трех лет - домашние.

Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю их водят в так называемую «игровую группу», а позднее - в детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе - это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольное обучение не очень популярно. «Ребенка будут учить в школе», - считают они. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов, - вовсе не возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока их дошкольники получают свою порцию общения, играют.

Детский сад в Германии - что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в два часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи.

Воспитание по-французски

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать; кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т. д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?»

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускаются в столовую и одни должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно.

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный этап.

Во Франции ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, потом в школе. Естественно, при занятости родителей дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика, поскольку дети видят их только в каникулы. В Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе или бокалом вина, нежели гуляющих с внуками. Впрочем, этих пожилых мадам трудно даже назвать бабушками: маникюр, помада и неизменные каблучки позволяют им выглядеть элегантно в любом возрасте. У них своя, насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают.

Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.

Американское воспитание

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступить в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье и ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителем переживать легче, когда детей несколько.

Отличительной чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.

Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на постоянную помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час при том, что средний заработок американцев составляет 8–12 долларов в час, довольно трудно.

Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг - очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома. Моя институтская подруга, три года живущая в Америке, рассказала, что сразу после приезда их семьи в США её восьмилетний сын часто после школы оставался дома один: он сам разогревал в микроволновке обед, играл, смотрел телевизор. Но когда об этом узнала их соседка по дому, она в ужасе воскликнула: «Надеюсь, больше никому вы про это не говорили?!»

Японское воспитание

Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется.

Японская семья делится о том, как им удается сохранять «спартанское спокойствие», в то время как в душе, наверняка, бушует желание «двинуть как следует». Ответ оказался удивительно прост: «У нас не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Мы не любим конфликтов. Единственно, чего мы не делаем никогда - не лупим их». Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Второе: «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская пословица).

До средней школы рамки опеки, с точки зрения не японца, все равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в связке «учитель - ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций и т. д. Родительских собраний как таковых не проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому родителю по классному списку отведено по пятнадцать минут для обсуждения текущих моментов. Такая гибкая система позволяет не «выносить сор из избы» относительно проблем ребенка прилюдно. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам, мамы-члены которых не шушукаются по углам по поводу проблем того или иного ребенка, а коллективно ищут выход из создавшихся ситуаций. В начале учебного года, который начинается первого апреля и заканчивается в июле (август - каникулы. Вторая часть года - с сентября по февраль), родителям выдают большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников, дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц. В течение первого месяца обучения «первоклашек» опекают дополнительно: работники школы выделяют нескольких человек, которые помогают малышам осваивать дорогу домой. Для этого класс разбивается на группы, состоящие из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы. У каждого из них на груди висит бирка с именем, на голову одета ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть одинаковыми: черные - у мальчиков, красные - у девочек.

К средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например, каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы). С этого момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в средней школе ребенок не только меняет ранец: он вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт. (Прошлым летом моя знакомая японская семья, несколько лет живущая в России, отправила своего сына в крымский лагерь от бассейна «Фили». «Нашему Куго было так интересно! Он нашел там много друзей, почти не зная языка! - наперебой рассказывали мне его мама и папа.- У вас в России очень хорошая система: в одной группе в бассейне плавают вместе и те, кто лучше, и те, кто хуже, дети с разными способностями. И более сильные помогают более слабым! У нас же существует четкое разделение на группы детей одного уровня способностей и подготовки. Поэтому с самого начала дети находятся в режиме постоянного соперничества между собой, и такую атмосферу, естественно, трудно назвать дружественной»).

Подростки тяжело переживают такой перепад из «счастливого детства во взрослую жизнь». Газеты пестрят статьями об актах вандализма в школах, издевательствах среди детей-подростков. Нередки случаи самоубийств. Дети оказываются зажаты в определенные рамки, испытывают стресс и соответственное желание вырваться за их пределы.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

²Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет²

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

Тема: Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Комсомольск-на-Амуре


2. Воспитание в Японии

3. Воспитание в Америке

4. Дошкольное и детское воспитание в Европе

Библиографический список


1. Понятие семьи и особенности семейного воспитания

Многие авторы популярных публикаций рассуждают о семье так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц. Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи.

ЭТНОПЕДИАТРИЯ - новая наука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разных странах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.

Как заметил канадский педиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если в обычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсиги в Кении детям "положено" просыпаться по несколько раз за ночь. В Голландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив, полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети в Америке ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже их европейских сверстников.

2. Воспитание в Японии

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

3. Воспитание в Америке

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно - чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Бабушки в США, как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети - это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы - очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком "щадящем режиме", им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США - женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.


Библиографический список:

1. Мейвогель Рия (Нидерланды). Дошкольное и детское воспитание в Европе// Обруч, 1998 №5. – с. 4-6.

2. Мама и Малыш. Традиции и современность // №5, 2005. с. 10-16.

3. Афанасьева Т.М., Семья сегодня – М.: Знание, 1977.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


в Америке

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас родители, а их наши бабушки и дедушки. И кажется, что лучше методики воспитания не придумаешь. Садик, школа, институт, бабушки и дедушки в помощь - традиционное детство украинского ребенка. Но так воспитывают детей далеко не в каждой стране. Как именно мы сейчас узнаем!

Германия. Здесь заводят детей к 30 годам, ведь, прежде всего, нужно обеспечить им безбедное существование. Еще будучи беременной, мама подыскивает няню, которая до 3-х лет помогает ей воспитывать ребенка дома. С 4-х летнего возраста малыша начинают водить в «игровую группу», чтобы он общался с другими детьми и правильно развивался, а затем уже его устраивают в детский садик.

Франция. В этой стране детей очень рано отдают в детский садик. Это обуславливается тем, что мамы боятся потерять свою квалификацию и место на работе, к тому же по их мнению в садике ребенок лучше развивается. Почти с рождения ребенка отдают в ясли, потом в садик и в школу. Французские дети очень быстро становятся самостоятельными: сами ходят в школу, покупают себе необходимые вещи и даже готовят еду. Бабушки же видят своих внуков только на каникулах и в праздники.

Италия. Традиционно бабушки и дедушки следят за своими внуками. В детский сад тут ходят дети, лишенные родных или же имеющие «деловых» бабушек. В итальянских семьях большое значение придают семейным обедам и праздникам – в эти дни за огромным столом собираются все родственники, число которых, иногда, делает обед похожим на свадьбу.

Великобритания. Здесь детей воспитывают строго. С младенчества ребенка окружают массой рамок и требований и учат сдерживать свои эмоции. Родители очень умеренно показывают свою любовь и не балуют детей – все это формирует стойкий характер и благородное поведение в обществе

США. В обычной американской семье традиционно минимум два ребенка. В этой стране считают, что одному очень трудно расти и развиваться. Родители всюду берут за собой детей, будь-то поход в кино или на вечеринка. Именно поэтому во многих общественных заведениях есть отдельные комнаты где можно покормить и переодеть малыша.

Япония. До 5 лет ребенку в японской семье позволено все: его балуют, никогда не ругают и все разрешают. Таким образом малыш самостоятельно познает мир. Начиная с периода средней школы, отношение к ребенку становится более жестким, детей делят по способностям, поощряют за поведение и успехи. С этого возраста у Японцев начинается большая конкуренция и четкое разделение по рангам.

Африка. Мамы, по традиции, всюду носят за собой детей. При чем, ребенок «прикреплен» к матери с помощью длинного отреза ткани, а европейские коляски здесь считаются антинациональным изыском и вызывают бурный протест у почитателей народных традиций.

В исламских странах ребенка воспитывают, показывая правильный пример. Детей редко наказывают – учат жизни поощряя за хорошие поступки.

В Пуэрто-Рико родители оставляют грудничков под присмотром старших братьев и сестер, даже если им всего по пять лет. А вот в Гонконге мать наоборот никому не доверит своего ребенка, даже отец, нося малыша на руках, находится под пристальным контролем мамы.

В западных странах принято успокаивать детей в среднем через минуту после начала плача – ребенка берут на руки и покачивают, а вот в Африке на плач реагируют в течении 10 секунд и сразу же прикладывают малыша к груди. На Бали в отличии от принятых у нас традиций, кормление происходит не по расписанию, а по первому требованию ребенка.

Также на западе не распространено понятие дневной сон: ребенок должен устать за весь день, чтобы вечером легко уснуть. Интересно, что в Китае и Японии во многих семьях дети спят с родителями: с одной стороны экономия места, с другой - ребенок спит спокойнее и не боится темноты.

Воспитание существенно влияет на развитие ребенка, к примеру, В Нигерии среди 2-х летних детей 90% умеют самостоятельно умываться, 75% делают покупки, а 39% могут помыть тарелку. А в США специалисты советуют чтобы к 2-м годам малыш уже умел катать машинку на колесиках.

И давайте еще немного поговорим об отличиях воспитания маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.
Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.

Сыновья очень хорошо считывают все то, что находится в сердце матери. От этого зависит, какими они вырастут. Если мать искренне любит отца, заботится о нем, уважает его, то и сыновья захотят стать таким мужчиной, которого мать могла бы полюбить. Но если мать отца не уважает, не принимает и всячески им пренебрегает? Ответ на этот вопрос найти легко. Посмотрите на современных мальчиков – чем они заняты? Стремятся ли они стать мужчинами – или уходят от реальности в компьютерные игры и интернет? Все потому что у них нет стимула становиться такими, как отец. Нет образа отца, к которому они могли бы стремиться.

То же самое с дочерями – но наоборот. Дочь захочет стать настоящей женщиной, как мама, если папа мамой вдохновлен. А если нет? Если мама ходит дома в замызганном халате, растит огромные складки на теле и забывает мыть голову? Если с отцом они практически не общаются, разве только «купи хлеба» и «дай денег»? Или если мама вся такая супер-уверенная в себе, все сама, и отец не очень-то и нужен? Если он и рад бы быть с ней, но она всячески его отталкивает – своей самостоятельностью, силой, успешностью? Кем захочет стать девочка? Будет ли она женщиной, или сделает для себя вывод, что все женщины – отвратительны?

Поэтому нам, как мамам, важно понимать, какой образ дети видят в нашем сердце и нашего партнера. В большей степени это зависит именно от нас. Насколько мы сами умеем уважать, принимать, заботиться. И насколько мы способны заботиться о себе и сохранять интерес мужа к себе.

Девочек воспитывают мамы, мальчиков – папы

Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны. Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).

Именно поэтому после пяти лет важно, чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек – мама. У мальчиков – папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.

К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.

А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.

Самое сложное здесь – передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.

Любовь-забота и любовь-доверие.

Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?

Или давайте я лучше расскажу то, что я обычно вижу. В семьях, на улице. Сначала о девочках.

  • Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
  • Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
  • Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
  • Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
  • Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
  • Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов

А мальчики?

  • Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
  • Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
  • Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
  • Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
  • На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
  • Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить

То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?

Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:

  • Защищать ее – от всего
  • Ограждать от всего лишнего
  • Не сваливать на нее много обязанностей
  • Интересоваться ею и ее делами
  • Оставлять ее дома, едва начался насморк
  • Встречать со школы, провожать в школу
  • Следить за тем, с кем она общается и как
  • Следить, не тяжело ли ей в школе, в садике, в коллективе
  • Всегда приходить ей на помощь – даже если она не просит. По ее лицу читать, что ей трудно
  • Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
  • Не заставлять ее покорять Эвересты
  • И лучше вообще ничего не заставлять
    Идеально, если девочку будут растить, как экзотическое нежное растение, в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Сейчас вы подумаете, что она избалуется? Вы можете так думать. Но попробуйте примерить к себе. Если бы ваши родители к вам так относились, что бы изменилось в вас? Стали бы вы заносчивой и злой или наоборот, смогли бы больше любить и себя и других? Только честно.

Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.

Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.

Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят. Нас от этой веры в наши возможности уже тошнит, и очень хочется, чтобы кто-нибудь догадался и избавил нас от всего этого. Пришел, увидел, победил, все сделал сам. Сам догадался, как мне тяжело, сам спас, сам же и позаботился. Но так как у нас нет внутреннего позволения на такую любовь по отношению к себе, мы все со своими конями и избами бегаем, а во сне видим принца, который снова и снова спасает.

А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.

С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.

  • Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
  • Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
  • Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
  • Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
  • Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
  • Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
  • Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
  • Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
  • Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
  • Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.

Это непросто – особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.

С самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных. И судя по народным поговоркам – с рогами.

Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. Любовь как доверие в этом вам очень поможет.

По-разному хвалить

Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному. Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.

Девочек нужно хвалить как можно чаще. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения – бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.

И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир. Именно за качества ее и стоит хвалить.

Если вы будете хвалить ее за поступки, она начнет делать то, что делает сейчас большинство женщин. Начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.

Она будет заслуживать любовь своего мужа, делая для него все – и даже больше. Для коллег и начальников она станет безотказной и очень удобной. Подругам она никогда не сможет сказать «нет». Она будет хвататься за любую возможность стать хорошей. И при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы, сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.

Кроме того, так она научится тому, что сама по себе она ничего не стоит. Если она сидит дома и просто варит борщ, она никчемна. Если не работает и не делает карьеру, то она позор нации. Что ее нельзя любить просто так. Нельзя дарить ей цветы без повода. Нельзя просто так сводить ее в кафе (она обязательно должна это все отработать).

Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что дочерью стоит гордиться просто так. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое, повторюсь, лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.

У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.

Можете говорить ей еще и такую фразу: «Я люблю тебя за то, какая ты есть. И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила». Кстати, сперва стоит эту фразу много-много раз повторить для самой себя…. И почувствуйте, как ваш голод по любви такого типа фразами насыщается мгновенно.

А как же стоит хвалить мальчиков? Наоборот. Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.

Мальчик ведь рождается «пустым» — в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».

Маменькины сыновья, которых вы иногда видите на улицах и брезгливо отворачиваетесь, на самом деле хорошие люди. Изначально хорошие. Их очень любили, о них заботились. Вот только в них не верили совсем и не побуждали их к развитию. Поэтому они остались довольными тем, что у них было, никуда не стремились, ничего особого не делали, и даже решения принимать сами не научились. При этом сами они глубоко несчастны и неудовлетворены, потому что мужского в них ничего нет, и это их тревожит очень сильно. Мы ведь такого будущего для сыновей не хотим?

И логично следует, что для того, чтобы мальчика чаще вот так хвалить, ему нужно давать возможности для поступков. Просить его о помощи с малых лет. Помочь маме с сумкой. Помочь с уборкой, на кухне. Погулять с собакой. И так далее. Просите о помощи – хвалите за результат, за действия. Мужчина вырастает с ощущением, что помогать другим – это здорово, это приносит удовольствие, удовлетворение и любовь.

Но очень важный момент. Хвалим мы только за поступки, но любовь выражаем постоянно и как можно чаще. Потому как “Я тебя люблю” – это не похвала, это витамин для роста и развития. И любовью не испортишь. Этого мальчикам нужно не меньше, чем девочкам. Может быть, даже больше, учитывая как часто именно такого проявления любви их лишают (так как негоже мужикам телячьи нежности!).

Вот, пожалуй, четыре основных ключика к сердцам девочек и мальчиков. Они абсолютно разные, как и сами мальчики и девочки. Попробуйте, поэкспериментируйте, понаблюдайте.