Комнатные растения        13.06.2019   

Ребенок замкнут в себе. Что делать если ребенок стал замкнутым? Причины, последствия, способы решения детской замкнутости

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство
  • эмоциональная неустойчивость
  • плаксивость
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
  • страх перед чужими людьми
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка. Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка , тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.

2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

4. Недостаток общения и внимания в семье

Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости

Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви

Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Правила общения с замкнутыми детьми

Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.

Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.

В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Игры для преодоления замкнутости у детей

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

Как мы называем замкнутого ребенка? Неразговорчивым, угрюмым или даже застенчивым. Что-что, а вот застенчивость здесь уж никак не к месту, ведь застенчивый ребенок хочет общаться, но не совсем умеет это делать или стесняется и боится. А главным препятствием для замкнутого ребенка становится именно его собственное нежелание. Такой малыш если кого и допустит в свой мир, то только самых родных и близких – родителей. Для остальных людей он будет полностью закрытым. Такой ребенок – в некотором роде – «человечек в футляре». И хотя его родители достаточно часто объясняют нежелание ребенка общаться со сверстниками как слишком высокая одаренность, тогда как все остальные дети в его возрасте ему не ровня и не компания и самому ребенку не слишком интересно с ними. В реальности же мы имеем дело с очень глубоким заблуждением. Маленький «футлярчик» может вырасти очень несчастным человеком, которому будет очень нелегко угнаться за такими динамичными и интенсивными течениями жизни.

Если опираться на результаты множества исследований, врачами были сделаны выводы, что продолжительность беременности является первой и одной из главных причин, которые оказывают влияние на проявление замкнутости в ребенка. Чаще всего интровертом становится недоношенный ребенок, который родился до 33 недель. Объясняется это тем, что после рождения такой ребенок на протяжении слишком долгого времени находится без матери. Тем не менее, недоношенность не считается единственной причиной, в результате которой ребенок может стать замкнутым.

Усталость вместе с угрюмостью, вялостью также могут проявиться при болезни ребенка или же если его мысли не будут покидать какие-то неразрешенные проблемы. Тем не менее, в таком случае замкнутость проходит весьма быстро. Бывает также и масса более веских, серьезных и даже опасных причин, которые вынуждают ребенка запереться в своем мире. К примеру, издевательства в школе. Основная зацепка в школьном возрасте заключается в очках, заикании или полноте – именно такие дети зачастую и становятся объектами издевательств. В таком случае ребенку удается найти самостоятельный выходит – построить вокруг себя непробиваемую стену, ведь постоянно отвечать и отмахиваться от надоедливого сверстника как от мошкары надоедает.

Еще одним аспектом, который может толкнуть ребенка чтобы замкнуться в себе – сора между родителями. В такой ситуации ребенок думает, что любая семейная ссора происходит из-за него и видит решение данной проблемы в собственной незаметности. Может также проявляться нехватка общения со сверстниками – к примеру, ребенок часто болеет или же если родители решили, что их чаду не стоит идти в садик. Получается, что ребенок не успевает адаптироваться и в те редкие дни когда он оказывается на улице, он не дает отпора более шустрому и пронырливому другу, который может игрушку и отобрать, и поломать. Вот и приходят дети к выводу, что лучше быть самому по себе.

Крайне важно чтобы вы разобрались, когда ваш ребенок и правда нуждается в помощи. Если, к примеру, ваше чадо не слишком сильно любит ходить в гости и просто нравится играть в одиночестве, но при этом у него есть масса друзей – это не будет поводом для беспокойства. Ведь каждый человек имеет свой характер, темперамент и если родители являются «тусовщиками» и очень общительными людьми, то не нужно требовать, чтобы ребенок был таким же, ведь лучше если каждый человек будет развиваться по-своему. То же самое, если ваш ребенок решил посетить детский сад или школу, но при этом он дружит далеко не со всеми – это прекрасное качество – ребенок уже в самом детском возрасте учится определять, что именно ему нужно. А вот если ребенок и правда уходит в себя и становится нелюдимым, то эта проблема должна решаться как можно скорее, чтобы в будущем он имел возможность построить дружеские отношения, влюбиться и построить карьеру.

Как помочь «маленькому футлярчику»? Конечно, такие вопросы должны решаться вместе с психологами в первую очередь, но кое что родители могут сделать самостоятельно. В первую очередь уделять своему ребенку больше внимания независимо от его возраста и насколько самостоятельным он является. Дети в любом возрасте очень сильно требуют заботы и внимания со стороны родителей. При помощи объятий и поцелуев избаловать ребенка нереально, главное чтобы вы не потакали любому его желанию и не велись у него на поводу.

Не стоит скупиться на похвалу – достаточно часто ребенку очень нелегко оценивать собственные успели, соответственно, кто как не родители поднимут уровень самооценки ребенка и зададут ему стимул к новым достижениям.

Стоит приглашать в гости друзей и таким образом ваше чадо будет привыкать к обществу разных людей. Конечно же, огромный плюс будет состоять в том, если ваши друзья приведут и своих детей. Деткам будет легче адаптироваться к новой обстановке, если они находятся в родном доме – таким образом, ребенок очень быстро раскрепостится и найдет общий язык со сверстниками.

Организуйте совместный праздник. Убедите ребенка, чтобы он выступил публично и хвалите его за любое достижение. Ведь есть настолько большое количество способов проявлять себя – загадать загадку, станцевать, спеть караоке, придумать ребусы, рассказывать стишки, устроить домашний спектакль, принять участие в соревновании – вкус победы очень сильно поможет вашему чаду.

Замкнутый ребенок чаще всего привыкает к определенным режимам еды, сна, игр и живут строго в соответствии с расписанием. Кардинальное изменение порядка дня вводить не стоит, но несколько новых идей и событий для вашего ребенка будут очень полезны. Не стоит также наседать на малыша, говорить с ним в приказном виде, никогда не сдавайтесь. Если ребенок будет раздражаться в ответ на ваши попытки растормошить его, значит, определенные сдвиги есть – уж лучше пусть он начинает проявлять хоть какие-то эмоции, чем подавлять их в себе. Опускать руки и бросать начатое не нужно – ведь кто тогда поможет вашему малышу?

Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.

С. Льюис

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

  1. Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
  2. У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
  3. Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
  4. С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
  5. Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
  6. Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
  7. Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
  8. Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
  9. Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
  10. Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
  11. Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
  12. Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
  13. Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
  14. Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
  15. Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
  16. Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
  17. Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
  18. Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
  19. Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
  20. При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
  21. В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
  22. «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
  23. Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
  24. Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
  25. В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...

Обсуждение

Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где - то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как - будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого - то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!

10.05.2018 21:03:48, Жанна

Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.

Комментировать статью "Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов"

Относитесь к нему как к ребёнку и пазл сложится. Конечно, все дети разные и то, что помогает одному, может не помочь другому. Может быть проблема одноклассника не в маме-бабушке за ручку, а в его робком и необщительном характере?

Обсуждение

А почему комп под запретом? Ведь вот мама, например, в соцсетях...;) Телевизор, наверное, тоже где-то там же? Я категорически против всего категорического. Ибо боком может вылезти.
По сути, я согласна с высказанным ниже - нормальный активный ребенок. И скорее всего еще дааалеко не в переходном возрасте. Пока судя по описанию еще совсем-ребенок.
Я слушала Петрановскую о переходном возрасте. Очень мне показалось близким к реально происходящему с моей старшей. Жду. Жду, когда можно будет разговаривать с ней нормально, хотя б примерно;).
Кать, тебе пожелаю терпения, любви безграничной и поменьше безосновательных запретов.

не эндокринолог а невролог и психолог
сходить стОит
принимать сразу все на веру - нет, фильтровать
единственное, что может помочь - ваш авторитет в его глазах
он у вас есть? надо его демонстрировать - как отношение окружающих к вам
тогда можно разговаривать стремление к лидерству - наличие комплекса неполноценности
найдите ему внешкольное занятие где он обретет уверенность в себе и где будет конструктивно соревноваться
на даче такой есть, то есть был - стремился быть лидером
а потом нашел себя в туризме и хотя сейчас он самый подростковый подросток из всей компании он самый спокойный - ему пофиг на неформальное лидерство где-то еще, кроме своей секции

На пункт 4 требуется отдельный ответ. Потому что к этому времени у женщины как раз и случается истерика (хотя она может произойти в любое время).
Про мысли. Здесь очень поможет книга [ссылка-1] . М и ж мыслят неодинаково в принципе. И никогда от женщины Вы не добьетесь простых мыслей. Мы всегда говорим одно, а подразумеваем многое. Я имею в виду вариант истерики на пустом месте, конечно (а не вариант "надо бы за продуктами сходить, купить то-то и то-то". Здесь все четко как раз. Что написала, то и надо купить, строго по списку,кол-ву,наименованию и марке). И в этот момент зачастую не надо нам, женщинам, Ваших там советов, или пониманий особых. Просто выслушайте, и скажите "конечно, дорогая, я все понимаю..." И уже легче, уже отлегло. И главное,- не нужно все воспринимать на свой счет и считать себя виноватым во всех смертных грехах.
Вот как Вы работаете с 6 до 21, так и жена дома все это время(я так понимаю, на работу не ходит). Замкнутое пространство, концентрация на ребенке, Вас с работы ждет, - а Вы уставший, и Вам не до нее. Какая там любовь при таком режиме работы - после 21 поужинать и спать только, предполагаю. А она Вас ждала, хотела внимания, ласки... Еще у нее что-то деть днем натворил, голова разболелась. Все это копилось, копилось. И вдруг, к примеру, из рук падает и разбивается вдребезги ее любимая чашка! Все! Вот это прямой повод к истерике. Ни с чего. Вы стоите с круглыми глазами, "да бог с ней, с этой чашкой, дорогая, другую купим!" И не понимаете... А у нее слезы рекой текут, и тут вспоминается все! В режиме обратного хода - как днем ребенок нашалил, как позавчера например ужин подгорел,как не пожелали Вы ей спокойной ночи, как на 8 марта Вы забыли ей цветы подарить, что вообще не любите ее и т.д.и т.п.
И вот здесь просто выслушайте. Не так, "про между прочим", а внимая ей. Смотря на нее, кивая головой. НО! НЕ принимая ВСЕ на свой счет. Женщинам очень важно и нужно вентилировать свои чувства. Вот в форме истерик это случается чаще у некоторых. Когда уже через край все...
Еще есть такой момент, про мысли мужчины. При разборе полетов, когда мужчине задаешь конкретный вопрос, к которому он не готов, он отвечает первое, что придет в голову. Но у вас, мужчин, действительно есть такая беда-не умеете выражать мысли словами. У меня уже супруг научился отвечать так: " я об этом не думал, подумаю - дам ответ." Я все понять не могла, зачем думать? Оказывается, что мысли не так-то просто выстроить в предложения, да еще и сказать это так, чтобы женщина поняла Вас и не увидела ничего другого за этими словами и не обиделась. (Помните, - мы говорим одно, а думаем о многом. И поэтому в ваших словах тоже ищем тайный смысл, как правило).
Что посоветовать женщине? Пусть книгу эту почитает. Мне в свое время очень психолог помог. Понимаете, все это идет все же от нереализованности. Как только растворяешься в муже и детях, так и начинаются конфликты. Хотя, наверняка есть женщины, для которых вот это и есть полная реализация.
А вообще лучшее лекарство - это работа вне дома. Или хобби. Ребенка в садик.
По поводу ребенка - сложилось ощущение, что не ему не хватает Вашего внимания, а Вам не достает общения с ним. Если хоть по полчаса каждый день и все выходные вместе, - то этого вполне достаточно, ИМХО. Шалости пусть мама учится пресекать, а папа вечером поддакнуть может.

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...

И старайтесь, чтобы понемножку он помогал младшему. знаете,вам нужно искать совета и помощи только у тех,у кого такая же ситуация-здоровый+больной ребенок в семье.напишите на нашей конфе,что ли... вы ему мать,вы, а не ваш подросток. он не будет так же как вы...

Обсуждение

> "Отдала всю душу, воспитывала без баловства. "
Этого вообще не понимаю. Как можно ребенка не баловать? Если его только "дрючить", то дивно желать, чтобы он это еще и ценил.

> "Толстокожий, не доходит до него, что мать в лепешку, отец в лепешку. Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид (младший брат нашего сына-подростка). ..."
Т.е. весь пафос ситуации, что Вы с мужем разбиваетесь в лепешку ради младшего, а что старший, не получая свою часть родительского тепла (в идеале, равную с младшим) ведет себя соответственно? Вы ведь даже не пишите, что старший нуждается в общении с родителями, пишите только "даже порой и на уборку не хватает времени и на сильный контроль его тоже", т.е. если о старшем, то никаких сантиментов, только "контроль" и то после уборки.
В конце концов, сколько давать младшему (раз все равно полностью не успеть и здоровым он не станет) - это ваш выбор. Можно - столько, можно вдвое меньше, а если кого-то нанять, то и втроем "разбиваться" хватит. Остановитесь и подумайте о приоритетах. Если так важна школа младшего, то правильно пишут - логично к ней переехать. Как - вопрос другой (обменять квартиру или сдать свою и снять там). Если можно в школу поближе - это тоже вариант, всего в жизни не ухватить. Нельзя ли в вашей школе хоть иногда оставлять младшего на ночь (если не на пятидневку)?

Подумайте еще об одном моменте. Дети растут, родители стареют. В какой-то момент им становится нужна помощь взрослых детей. Младший Вам не опора, дай Бог, чтобы сам как-то себя обеспечивал (если сможет). А старший (при продолжении текущего) уйдет из дома с мыслью, что он там никому не нужен, что родители любят ТОЛЬКО младшего и так далее, захочет ли он при подобных мыслях общаться с родителями, простит ли? А Вы, наверное, еще хотите, чтобы старший младшему в будущем помогал... Поймите, сейчас все ваши ХОТЕЛКИ: и убирать или нет, и возить ли младшего в эту дальнюю школу, и сколько каждому из детей уделить времени... И правильно пишут, что через несколько лет отношения со старшем будет не вернуть. А Вы, как следует из темы, человек авторитарный. Не верите конфе - поговорите с семейным психологом.

Не в тему может быть, но переехать поближе к школе(я так поняла, специальной) не задумывались? Вы в цейтноте, и тут мало что можно сделать, кроме того, что уже, я думаю, и так делается.
А у старшего подростковый кризис. Просто кризис. Про него много сказано и написано. Основная суть у всех психологов: надо просто переждать, стараться общаться ровно, вкладывать в ребенка, сколько возможно, но не ждать результатов сейчас, их не будет; маленький человек становится взрослым через ломку, и это нормально (вот без ломки не всегда нормально:)), он ищет и отвоевывает себе место в мире взрослых, заставляя окружающих считаться с его мнением, желаниями и даже просто присутствием. Взрослым часто хочется или прибить, или изгнать это новое существо, которое вдруг появилось в семье, и это тоже нормально.
Извините, если длинно и не совсем резонансно.

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Всегда была убеждённой сторонницей садиков. Но глядя на моего очень необщительного, неадаптивного и своенравного ребёнка, мне становится всё страшнее и страшнее: как ему будет в садике? Стоит ли вообще туда идти? Я, в принципе, и дома могу поработать... Вот статья про положительные стороны детского сада ([ссылка-1]). Но так и не знаю, относится ли всё это и к нам тоже?

Обсуждение

Попробовать и если не понравится забрать вы всегда сможете.

Очень актуально - вышло продолжение статьи, на которую я ссылалась. Там как раз аргументы против детского сада ([ссылка-1]). Правда, я уже начала реально во всём этом сомневаться))

До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет - Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)...

Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...

В подростковом возрасте вообще труба.... сейчас ничего, журналистом работаю:)) Не самая, гм, необщительная профессия Сколько не прошу помочь мне с переговорами с аборигенами - ноль, ни в какую. Хотя помощь бывает реальна нужна. 09.03.2011 21:27:18, химчанка.

Обсуждение

постепенно ребенок сам начнет адаптироваться, и так или иначе заговорит

Сегодня только спрашивала про Диану, она тоже такая. Психолог посоветовал отстать от ребенка. Мы ее вообще не критикуем и хвалим с утра до ночи, но она все равно стесняется.

Дара,МоЗайка,К.,Яснотка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы. 15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка. А почему не водить-то?! Неужели это так сложно - помочь ребенку одеться??!

Обсуждение

Дара,МоЗайка,К.,Ясно-тка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы.

15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка

Всем спасибо за высказанные мнения. Вы все безусловно правы. Проблема в том что я ничего не могу изменить. Весь день муки совести и тяжело на душе после содеянного. Может быть плюнуть действительно на всё и не водить его ни на музыку, ни на спорт, и т.д. пусть ничего не знает но зато будет со здоровой психикой. И дочь тоже никуда не водить. А потом они меня за это укорять не станут? Почему не дала, если могла дать? То что мне пить препараты надо это точно.

14.01.2009 21:42:23, МатьИстеричка

частичный отказ! мол ей меня жалко, муж меня бросит с больным ребенком. и она мне это Светочка, милая, у меня для Вас только один совет - как можно скорее заберите малыша Дай-то Бог Ванюше поправиться... 26.04.2007 00: 25:10, Горсточка. ох уж эти добрые врачи...

Обсуждение

Вот о чем я подумала: в больнице боишься за ребенка и начинаешь вести себя смиренно, полагая, что врач - это Бог. Да, хорошо, если этот врач такой. Наверно, в реанимации врачи хорошие. Но в отделении сестры - часто просто случайные, мимо проходящие люди, с ними просто НЕЛЬЗЯ вести себя смиренно. Там действует принцип детского садика "Вот у этого ребенка мама склочная - следи за ним получше...." Там и склоки-скандалы на благо ребенка хороши, и материальное вознаграждение авансом за спецвнимание абсолютно нелишне, на время отсутствия мамы, или для дополнительных условий, которые вроде бы не положены. Там постоянно, наверно, надо помнить о том, что ребенок только твой, нужен только тебе, только ты за него в ответе и только на тебя он может положиться. Ванюше скорейшего выздоровления. Стойте за него горой, он у вас единственный сейчас. В отделении с ребенком можно уже лежать? Должны разрешать, хотя бы негласно, круглосуточно, не покидая его, если только помыться и т.п., с подменой. Хоть на полу спать, на матрасах, самим. Выздоравливайте@@@@@@@

Ну ничего себе:(((Как вообще до такого могло дойти?! :(((Светочка, держитесь, в реанимацию - это неплохо, там уход хороший, а с бякой этой быстро справитесь.. очень похоже на вирус.. И переводиться надо обязательно на другое отделение. У нас хоть и было значительно лучше, но тоже что-нибудь да и происходило: в мое отсутствие поставили зонд..так кормить проще... зондом поранили желудок - кровило.. иногда вместо моего молока смесь давали.. молоко-то еще греть надо, а смесь готовую привезли... :((
За ними глаз да глаз нужен! А нет возможности вместе с ним лечь? Это был бы лучший вариант.
И предложения об отказах пропускай мимо.. не стоит даже задумываться, как они могут такое предлагать... Знаю, больно даже слышать такое..Не раз приходилось.. Первое мне предложение было - оставить умирать моего ребенка:(((А не пошли бы....
Наши кулаки Ванюше и тебе сил побольше! Держись, милая! Мы молимся о вас..
Увлажнитель буду покупать, наверное. С мокрыми полотенцами не набегаешься.

Самое лучшее срочно найти младенца с отличным аппетитом у мамы которого нет молока. Это лучше всего - когда именно ребонок опустошает грудь. Я знаю по своему опыту. Пробовала сцеживать - мучительное, долгое занятие. К тому же, практически невозможно полностью грудь опустошить. Вся надежда была на дочку. И она справилась. Сосала хорошо. Пока ребенок хорошо сосет, стимулируется выработка молока. К тому же у вас не всегда будет такое количество молока, со временем оно будет убывать. Успехов.

25.05.2001 14:45:17, Юлия

Вырастить и воспитать ребенка, не столкнувшись с проблемами, не удавалось еще ни кому. Одним из достаточно распространенных вопросов, с которым обращаются к психологам, это почему ребенок замкнутый, и что теперь делать?
Ситуация очень серьезная, и решать ее нужно немедленно, но не нахрапом и принуждением, а грамотными действиями и искренней любовью к своему малышу.
Каждый человек индивидуален по своему внешнему виду, манере поведения, характеру и привычкам. Нормы социализации и общения имеют весьма широкий спектр, с учетом существования различных психотипов, определяющих личность человека, от выраженного экстраверта, до крайнего интроверта.
Но сегодня разговор пойдет не о психологическом темпераменте и интроверта от рождения, а о кризисной ситуации, когда открытый и коммуникабельный ребенок стал замкнутым, тихим, не желающим общаться с окружающими.

С первого дня появления на свет кроху окружают родные люди, мама, папа и другие родственники. Он знает, что всегда получит желаемое, стоит только подать знак. С возрастом круг желаний расширяется, и все чаще родителям приходится говорить малышу «нет». Как он воспримет отказ, поймет ли причину или замкнется в себе, зависит только от родителей.
Внешний мир очень часто перед малышом выдвигает болезненные ситуации, понимая невозможность их решения, кроха пытается отдалиться от неприятностей. Причиной замкнутости ребенка могут стать самые безобидные на взрослый взгляд ситуации. Но, обычно, малыш быстро прекращает «дуться», забывая о проблеме.

Замкнутость у ребенка, является реакцией защитной системы. Слабая, еще не сформировавшаяся психика находит спасение и необходимый источник энергии именно в замкнутости.

Отличить незначительную обиду от серьезной психологической травмы внимательным родителям не составит труда. Стать причиной тревоги для родителей должны такие симптомы как:

  • Неразговорчивость. Ребенок может целыми днями вообще ни чего не говорить, а если к нему обращаются отвечать шепотом.
  • Неуверенность. Малыш избегает высказывать свое мнение, изворачивается или отмалчивается.
  • Настороженность. Заметен явный страх перед всем новым и не знакомым.
  • На улице или в детском саду ребенок сторонится сверстников, и старается уединиться в укромном уголке. Конечно может быть то, что у него просто .
  • Не поддерживает беседу или прерывает ее, не отвечая на обращенный к нему вопрос.
  • Малыш стал очень осторожен в своих высказываниях, заметно, что он подбирает и обдумывает каждое слово.

Помимо поведенческих отклонений очень часто появляются психосоматические симптомы, например у замкнутых детей отмечается:

  • Поверхностное дыхание;
  • Частые приступы боли в эпигастральной области без видимых причин (область является частью живота в верхней, средней области сразу под ребрами);
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре.
  • Непреодолимое желание спрятать руку в карман, а при его отсутствии убрать за спину.

При этом важно не перепутать замкнутого ребенка и интроверта, для которого свойственна некоторая замкнутость, стеснительность и малообщительность. Разобраться в этом может только специалист. Поэтому, если ребенок замкнут, не идет на контакт, а все больше отдаляется, немедленно посетите психолога.
Врач поможет разобраться в ситуации, выявить причину замкнутости, и дать рекомендации по отношению к замкнутому ребенку.

Причины отклонения

Психологи выделяют несколько наиболее распространенных причин таким переменам в поведении, это:

В подавляющем большинстве случаев членам семьи замкнутого малыша невозможно самостоятельно установить причину. Поэтому при появлении симптомов замкнутости у ребенка, настоятельно рекомендуется обратиться к психологу

Ни в коем случае нельзя пытаться принудительно заставить ребенка пойти на контакт и изменить свое поведение. Это может еще больше усугубить ситуацию. Родителям необходимо составить вместе с психологом правильную линию поведения, а во всех своих поступках и действиях проявлять максимальную сдержанность, искреннее внимание и любовь к малышу.
Конечно, решение должно приниматься в индивидуальном порядке. Получить оптимальный совет психолога, избавляющий ребенка от замкнутости по интернету невозможно. Но, существуют отработанные и проверенные приемы, которым чаще всего советуют придерживаться психологи, это:

  • Родителям с первых дней жизни ребенка необходимо воспринимать его таким, какой он есть. Ни в коем случае нельзя пытаться реализовать свои несбывшиеся мечты через сына или дочь.
  • Общаясь с малышом, всегда слушайте его очень внимательно. Отвечая, старайтесь максимально понятно для него объяснить свою точку зрения, разложить по полочкам, почему так поступать нельзя, и как лучше поступить в конкретной ситуации.
  • Ни в коем случае не говорите ребенку, что его замкнутость является серьезной проблемой.
  • Всегда вовлекайте малыша в обсуждение всех семейных проблем, и почаще спрашивайте его мнение. Это поднимет самооценку и уверенность в своей значимости.
  • Поощряйте самореализацию малыша через творчество. Нельзя ограничивать пристрастие ребенка к рисованию, пению или танцам, если вам кажется, что он делает это неловко и неумело.
  • Похвала и наказание должны следовать незамедлительно за поступками. При этом важно, чтобы малыш понимал, за что его похвалили, и почему его наказали.
  • Всегда будьте искренны с сыном и дочерью, дети очень чутко чувствуют фальшь, и это их ранит больше чем невнимание.

Последствия детской замкнутости

Внешне замкнутый ребенок может смотреться очень положительно. У не знакомых людей складывается впечатление, что ребенок просто хорошо воспитан и сдержан. Школьные учителя часто ставят в пример таких детей, так как обычно у них хорошие показатели в учебе.

По сложившимся стереотипам замкнутость детей разного пола воспринимается по-разному. , необдуманные поступки, гиперподвижность считается приоритетом для мальчиков. Поэтому если такой ребенок замыкается, причины обнаруживаются легче и быстрее. Замкнутую девочку большинство воспринимают как скромную, воспитанную и добродетельную натуру. В итоге, поздняя диагностика приводит к серьезным проблемам в будущей жизни.

Из замкнутого ребенка вырастает нерешительный человек, не способный к принятию самостоятельных решений. В подавляющем большинстве такие люди страдают комплексом неполноценности, из-за чего остаются одинокими. А так же нерешенная своевременно проблема замкнутости ребенка в дальнейшем становится причиной психического расстройства, и может привести к суицидальным попыткам.

О некоторых ошибках родителей смотри в видео.

Нередко родители начинают бить тревогу по поводу замкнутости их детей. И обращаются за советом к психологу. И, надо сказать, что совершенно правильно делают, так как эту проблему невозможно решить нахрапом, тем более нельзя спрашивать о замкнутости самого ребенка.

Такой подход только может все ухудшить, потому что на смену замкнутости может прийти еще большая замкнутость. Психолог постарается помочь найти причины замкнутости, а потом совместно с родителями и близкими сможет выработать правильную тактику действий, чтобы эта проблема постепенно сводилась на нет.

Симптомы замкнутости ребенка

Поначалу стоит четко уяснить, что замкнутость - это защитный механизм, именно в ней ребенок находит спасение и подзаряжается энергией. Внешний мир в некоторых его проявлениях может быть болезненным, поэтому ребенок и старается отделиться от него. Многие дети могут замыкаться в себе в различных ситуациях, но наличие определенных симптомов, должно насторожить родителей и побудить к действиям. Какие это симптомы?

  • Ребенок очень мало разговаривает, может вообще ничего говорить или говорит шепотом.
  • В любой новый коллектив входит очень трудно, держится особняком от всех.
  • Ребенок избегает выражать свое мнение.
  • Боязнь заняться чем-то новым.
  • У ребенка либо мало друзей, либо нет вообще.
  • Ребенок не поддерживает разговор, очень часто прекращает его стандартной фразой «я не знаю».
  • Ребенок излишне осторожен в словах и поступках, отсутствуют спонтанные проявления, хотя есть внутреннее желание.
  • Необычное хобби или желание завести экзотическое животное: змею, лягушку, хамелеона, различных насекомых.

Кроме симптомов в поведении у замкнутых детей проявляются психосоматические проявления:

  • У замкнутых людей наблюдается неглубокое дыхание.
  • Замкнутость часто сопровождается болями в области живота.
  • Жестикуляция у замкнутых детей отсутствует. Очень часто такие дети держат руки в карманах или за спиной. Руки могут быть крепко прижаты к телу или безвольно висеть как плети.

Не стоит путать замкнутость ребенка с интроверсностью. Для того чтобы отличить одно от другого потребуется помощь психолога, который путем простых тестов и наблюдений сможет сделать это. Для интровертов свойственна определенная замкнутость и в этом ничего страшного нет. Такая уж особенность темперамента.

Замкнутый ребенок может даже производить хорошее впечатление, казаться воспитанным и сдержанным. В школе он может показывать хорошие результаты в учебе, и педагоги могут ставить их в пример другим ученикам. Причем замкнутость мальчиков и девочек воспринимается обществом по-разному, ввиду сложившихся стереотипов.

От мальчиков всегда ожидают большей, чем у девочек активности, поэтому замкнутость обнаруживают легче. А замкнутость девочек часто воспринимают как добродетель: скромность, воспитанность. И поздно диагностированная девичья замкнутость в итоге может привести к большим, чем у мальчиков проблемами в дальнейшем.

Причины замкнутости

Любая замкнутость ребенка является следствием каких-либо причин, которые привели к такому состоянию. Каковы наиболее типичные причины этого?

Прежде всего, замкнутость может возникнуть вследствие обиды на что-то или огорчения от действий или бездействия взрослых и сверстников. Например, ребенок попытался выразить свои искренние чувства, а в ответ получил насмешки от окружающих сверстников или отсутствие всякой реакции от родителей или учителей. Слишком строгое, а иногда и жестокое наказание за проступок тоже часто приводит к затаенным обидам.

В семьях, где уделяется излишнее внимание к «правильному» поведению ребенка, очень часто к нему предъявляют повышенные требования. Это выражается в том, что в школе он должен иметь только отличные оценки по всем предметам независимо от склонностей к определённым наукам.

В спорте от ребенка ждут только громких побед, а в быту его нагружают массой трудновыполнимых обязанностей. Естественно, что любую, неизбежно периодически приходящую, неудачу такие родители моментально перекладывают на плечи их чада, а это только способствовует замкнутости.

В жизни любого человека – и взрослого, и ребенка, - возникают сложные ситуации, которые требуют решения. И вместо того, чтобы научить ребенка сложную проблему делить на ряд простых, взрослые отправляют его самого искать решение. Очень часто дети не могут самостоятельно справиться с этим, что и рождает чувство неполноценности, приводящее к замкнутости.

Тяжелая болезнь ребенка или частая болезненность, болезнь близких и тревога за них — тоже могут стать причинами замкнутости. Потери домашних животных, своих любимцев, в детстве воспринимаются особенно тяжело. Если к этому добавляется непонимание и равнодушие взрослых, то очень часто это приводит к замкнутости.

Любой член семьи, в том числе и ребенок, должен участвовать в семейных делах. Если не спрашивают мнение ребенка или ему не доверяют, то он может ощутить себя ненужным и лишним. Детям свойственно перекладывать это на себя, поэтому неполноценность они проявляют излишней замкнутостью.

Чаще всего родителям замкнутого ребенка сложно самостоятельно разобраться в причинах, поэтому помощь профессионального психолога будет очень кстати.

К чему может привести замкнутость ребенка в дальнейшем?

Чем больше сохраняется замкнутость ребенка, тем больше она укрепляется и прогрессирует, а во взрослой жизни, уже конкретно поселившись, будет создавать массу проблем и даже сильно влиять на судьбу. Какими могут быть последствия нерешенных еще в детстве проблем?

  • Неразрешенная детская замкнутость приводит к тому, что из ребенка вырастет крайне нерешительный взрослый, неспособный на решительные шаги.
  • Насмешки окружающих не только будут продолжаться, но и усугубляться. Это может перерасти в стойкий комплекс неполноценности.
  • Детская замкнутость легко перерастает в проблемы при общении с противоположным полом. Нередко замкнутые и нерешительные люди не могут рассказать о своих чувствах, что может повлечь одиночество.
  • Удовлетворение социальных, материальных, сексуальных, личностных и психологических проблем для замкнутых людей большая проблема.
  • Постоянный внутренний излишне самокритичный самоконтроль не позволит свободно реализоваться даже в любимом деле.
  • Неразрешенная проблема с замкнутостью может стать причиной серьезных психических расстройств, требующих принудительного лечения или даже суицида.

Родителям, обнаружившим состояние замкнутости у ребенка, надо постараться поскорее решать это, при этом не форсируя события. Как это проблема пришла не за один день, так и ее решение может продлиться какое-то время. Поэтому терпение и грамотный подход будут лучшими союзниками.

Что делать?

Применение силы при решении проблем замкнутости ребенка является наихудшим решением, поэтому нужно проявлять, во-первых, сдержанность, а во-вторых, последовательность. Выработать правильную последовательность самостоятельно может быть очень трудно, поэтому не надо избегать помощи психолога.

Большинство проблем с замкнутостью ребенка – типичны, они уже имеют эффективные решения, а психолог, прежде всего, выявляет и помогает решать типичные проблемы.

  • Замкнутость чаще всего сопровождает интеллектуально развитых людей, поэтому стоит воспринимать ребенка такого, какой он есть и учитывать его способности к самокритике, которые очень смогут помочь во взрослой жизни.
  • При общении с ребенком следует помнить, что у человека два уха и один рот, поэтому слушать мы должны минимум в два раза больше, чем говорить. Нужно давать больше возможности говорить именно ребенку, не давя родительским авторитетом.
  • В разговорах с детьми никогда не говорить, что замкнутость - это серьезная проблема.
  • При общении нужно отмечать, что страхи – это всего лишь неисследованные возможности. После того как человек будет делать страшные для него вещи, они со временем станут обыденными и несущими огромные возможности.
  • Ребенку всегда надо доверять и любые вопросы, касающиеся всей семьи, надо обсуждать совместно.
  • Всегда надо позволять ребенку самореализоваться через рисование, пение, рассказы и другие творческие занятия. Главное – не ограничивать ни в чем.
  • Спокойно рассказывать ребенку о взаимоотношениях с противоположным полом. Отмечать, что поводов для хорошего взаимодействия в общении гораздо больше, чем для конфликта.
  • Когда ребенок напрямую спрашивает о своей проблеме замкнутости не надо стараться обойти этот вопрос, говоря, что такой проблемы нет. Лучше постараться совместно все обсудить, обозначить все страхи и обиды, а также постараться сотрудничать в решении проблем.
  • Похвала за хорошие поступки или наказание за проступки должны следовать незамедлительно, причем ребенок должен четко знать, почему родители действуют именно так.

Главным при решении всех психологических проблем у ребенка все-таки является искренность. Если родители по-настоящему любят своих детей, то они всегда найдут правильный подход и привлекут нужных специалистов.

Второй немаловажный фактор – это своевременность. Любая вовремя невылеченная проблема может перерасти в хроническую форму, с которой бороться будет сложнее. Поэтому надо любить своих детей и всегда помогать им. Поймите, им на самом деле бывает очень трудно!