Дарим цветы        13.06.2019   

Русальная неделя (зеленые святки): традиции и обряды наших предков. Зелёные Святки

Семик (Зеленые святки) являлся главным рубежом между весной и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен . В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.

Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время , во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» - ронять слезинки на дерн или пучок цветов.

После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.

Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Язычество и христианство столь тесно переплелись в нашем сознании, что порой уже не так просто разобраться, где кончается христианский праздник и начинается языческий. Не исключение и праздник Святой Троицы. Наверное, сегодня нет такого человека, который бы ничего не слышал о нем и не раскладывал бы зелень по углам комнат в преддверии Зеленых cвяток. Так что же это за праздник?

Непростой вопрос

О том, что Троица как христианский праздник связана с учением о Триедином Боге, догадываются многие верующие. Но все же о его истинной религиозной основе знают далеко не все, кто приходит в этот день в церковь освятить зелень.

В 20-х годах прошлого века Этнографическая комиссия Академии наук по сельским регионам Украины разослала опросные листы, в которых предлагалось объяснить, в честь чего празднуется Троица. Среди 15 тысяч присланных ответов, которые были очень разнообразными и редко повторялись, правильный встречался крайне редко.

Одни утверждали, что в этот день Бог сотворил землю и засеял ее зеленью, другие считали, будто Христос с апостолами Петром и Павлом, идя по дороге, присели под зеленой кроной дерева, отсюда и трехдневный праздник. Третьи объясняли происхождение праздника тем, что Христос, въезжая на ослике в Иерусалим, не захотел прокладывать свой путь по дорогим изысканным коврам, разостланным богатыми, а решил следовать по веткам, которыми украсили дорогу бедняки, - отсюда и обычай украшать дома зеленью.

На самом же деле правильный ответ такой. Согласно Библии, в этот день на апостолов, собравшихся в храме по случаю ветхозаветного праздника Пятидесятницы, снизошел Святой Дух в виде языков пламени. Пятидесятница праздновалась в честь дарования евреям Синайского закона по прошествии 50 дней выхода из Египта. Сошествие Святого Духа на апостолов открыло значимость учения Христа о Триедином Боге: Отце, Сыне и Святом Духе, отсюда и второе название праздника: День Святой Троицы. Соответственно Троица праздновалась три дня. Но поскольку Троица по времени совпала с языческими Зелеными святками и Русальной неделей, фактически праздновать ее начинали еще с пятницы, а заканчивали в следующую субботу или воскресенье.

Зеленый парад

Языческой же основой праздника был культ растений, магия зазывания будущего урожая. В эти дни люди высказывали почет и уважение к каждой зеленой ветви, травинке и цветку. Украшать зелеными ветками клена, ивы, липы, акации, ясеня или дуба нужно было не только дом, но и двор. Единственным "запрещенным" деревом, которое не могло участвовать во всеобщем "зеленом параде", считалась осина. На ней, по народным поверьям, повесился Иуда Искариот. Иногда осиновыми ветками украшали глухие углы двора, чтобы на территорию усадьбы не могли проникнуть ведьмы.

Ветки втыкали в соломенную крышу, размещали за иконами, а пол в доме устилали душистыми травами: мятой, любистком, пижмой. Жители Полесья раскладывали на полу зелень для того, чтобы русалки, которые захотят прийти в дом, не искололи себе ноги. А на Черниговщине считали, что в этой зелени прячутся души умерших родственников, которые приходят в хату на Троицу.

В пятницу, до восхода солнца, женщины шли в лес, чтобы заготовить лечебные травы. Их собирали "на девяти межах", потом подмешивали в корм коровам, чтобы те давали больше молока. Росой, собранной в этот день, лечили глазные болезни.

После окончания святочных праздников зелень нужно было "уничтожить", чтобы избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался. Но при этом букеты и веники не просто выбрасывали, как это делают сегодня, а сплавляли по воде или сжигали. Засохшие остатки троицкой зелени обладали магическими и лечебными свойствами, поэтому их использовали как обереги от злых сил, молнии, пожара, а также для гаданий и лечебной магии.

Русальная неделя

На Троицу и следующую за ней Русальную неделю приходился пик активности русалок. Большинство считает их очень милыми, но коварными созданиями, которые не прочь порезвиться и защекотать прохожего до смерти. Однако немногие знают, что русалки в представлениях украинцев были тесно связаны с циклом полевых работ. С приходом тепла и началом вегетации растений русалки оживали, выходили на землю и гуляли в полях и лесах, а с наступлением холодов и окончанием сельскохозяйственных работ снова прятались в воду или под землю.

Примечательно и то, что в славянской традиции русалки были не только водяные, но также полевые и луговые. На Троицу они "окончательно" просыпались после долгого зимнего сна и всю Русальную неделю резвились в полях, лесах, в местах у воды, а иногда проникали в дома к людям. По восточнославянским поверьям, русалки появлялись в злаковом поле в период цветения ржи. У южных славян считалось, что русалии (так там называют эти мифические существа) живут в местах обильного цветения растений.

Рассказы о шалостях русалок, которые прочно обосновались в народной памяти, первоначально трактовались не как беспричинное буйство, а как своего рода охранные действия. Ведь, кроме прочего, русалки следили за тем, как крестьяне вели работы в поле, и насылали болезни на тех, кто не соблюдал запрет работать в определенный период. Так что если вы на своем приусадебном участке не успели в срок высадить рассаду или прополоть грядки, либо - что еще хуже - сделали это в праздничный день, остерегайтесь - строгие русалки не упустят случая вас наказать.

Надо сказать, что представления о "сезонных" божествах были характерны для многих народов. Например, у древних греков существовал миф о Персефоне, дочери богини плодородия Деметры. Когда Аид похитил Персефону в свое подземное царство, Деметра загрустила, и на земле замерла жизнь. Тогда Аид стал отпускать Персефону на родину: две трети года она проводила с матерью, а одну треть - с мужем. Когда Персефона уходила под землю, Деметра погружалась в тоску и печаль, и наступала зима. Но с появлением Персефоны к ее матери снова возвращались покой и радость, и тогда земля вновь зацветала буйными красками.

Праздник Солнца

Русальная неделя, а иногда и Троица, приходится на день летнего солнцестояния - 22 июня. Этот день считался у наших предков великим праздником Солнца, днем добрых сил, помыслов и начинаний. Поэтому энергия Светила должна была способствовать успешному завершению дел, в том числе строительству дома. "Без Троицы дом не строится" - такая поговорка бытовала у славян.

А еще на Русальную неделю приходилось множество обрядов. Как на Рождественские святки водят ряженую "козу", так на Зеленые святки водили "тополю" или "куст". Роль "тополи" или "куста" исполняла девушка, выбранная подругами. Ее наряжали в "зеленые" одежды, украшали венками из трав и цветов и в таком одеянии водили по дворам. Радушные хозяева, выслушав похвалы в свой адрес и пожелания хорошего урожая, одаривали участников процессии деньгами и съестным.

Иногда на Зеленые святки устраивали "игровой", или "сухой дуб". В центре села, реже - на окраине, ставили длинную палку с прикрепленным к ней сверху колесом, украшали ее травами, цветами, лентами, окапывали небольшим рвом. Вокруг такого "дуба" проводили игры с песнями и танцами.

В понедельник во многих селах после службы в церкви процессия из всех жителей села обходила поля, чтобы посевы не побил град и не сожгла засуха. На второй день Русальной недели на Восточном Подолье замужние женщины "гоняли коршуна". Собравшись вместе, они устраивали пиршества, которые должны были уберечь цыплят от безжалостного воришки. Из разного подручного материала (например, своих платков) они изготовляли пугало коршуна и имитировали его кормление, при этом уговаривая его не засматриваться на цыплят. Напоследок пугало потрошили и каждая участница пира забирала свой платок.

Юлия КоротиЧ,

Репродукция картины художника

В. В. Крыжанивского

Зелёные святки

народно-христианский

Неделя Святых Отец

Отмечается:

восточными и южными славянами, православными народами России

неделя, предшествующая Троице (у русских); с Семика по День воды (у украинцев и белорусов)

Празднование:

хороводы, молодёжные гулянья

Традиции:

посещение кладбищ, поминальные трапезы, установка и украшение берёзы, кумление

Связан с:

Зелёные святки - славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню - Семиком . Празднование было распространено у восточных славян повсеместно. У русских часто Зелёными святками называлась неделя, предшествующая празднику Троицы, у украинцев - период с четверга (в иных местах со вторника) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи (в иных местах по Троицу).

В целом период троицко-семицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю и Троицкую неделю до Петровского заговенья, после которого начинается Петровский пост. Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета.

Другие названия

Праздничный комплекс: рус. Зелёные святки , Троицкие святки , Русалочья неделя , Русальная неделя , Русалии , Великая неделя ,Клечальная , Задушные поминки, Кукушки, Завивание венков , Неделя Святых Отец ; белор. Сёмуха, Сёдмуха, Сёмка, Зелянец, Зялёныя святкі ; польск. Stado ; чеш. Králový týždeň .

Четверг: рус. Семи́к, Велик четверг , Великоденный четверг , Тюльпа , новг. Русалчин Велик день, Мавский Велик день , южно-рус., полес. Троица умерших, Навская Троица , азов.Рипей , белор. Сёмуха .

Суббота: рус. Семицкая суббота, Духовская суббота , Родительская суббота, Пасха усопших, Троицкие родители , курск. Клечальная суббота, Задушные поминки, Духов день , белор. Стаўроўскія, Летнія, Траецкiя, Сёмушные дзяды, Зялёная субота, Кляновая субота , укр. Зелена субота , полес. Микольские деды, Клён, Маевáя субота, Духова суббота, Духовная суббота , Маёвая суббота , болг. Русална задушниц , серб. Мртва субот а .

Символика праздника

Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной. Малоруссы называют её зелёною, клечальною, а последние три дня зелёными святками. Около Стародуба её величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухами. Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами: вторник: задушными поминками, четверг: семиком, субботу: клечальным днём, семицкие ночи называются: воробьиными. Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки - Русальною, карпато-руссы - Русалье.

- Сахаров И. П. , Сказания русского народа

Семик, как и Троица считался девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках (см. Кумление). Также и в природе Мать - Сыра Земля готовилась к плодоношению - на пролетье колосились рожь и овёс:

Как и перед другими большими праздниками, перед Семиком (Троицей) поминали умерших: сначала заложных, затем родителей.

В католической традиции Зелёные святки завершались на Троицу объездами по селу верхом на лошадях (ср. Пасхальная кавалькада), играми в «Краля» и «Кралицу».

Русалии

Русалии, русальные дни - праздник в память умерших у древних славян, поминальные дни, поминальный обряд.

Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В ней осуждается языческий обычай призывать «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием»,песнями, с ряжением в маски животных и т. п.

Считалось, что на Семик или на Троицу (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле. В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, - это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе. В Русальную неделю следовало задабривать русалок - тогда можно было рассчитывать на их помощь.

Во время Русалий песни и гулянья затягивались далеко заполночь. Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал подобные гулянья.

Семик

Семи́к - обычно седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи, откуда и название. Во многих местах с этого дня в сёлах ставили берёзки («Троицкое дерево»), а девушки «кумились». Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других - обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии (белор. Сёмуха ) и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» церковным.

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах - во вторник («Задушные поминки»). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ (см. Русалка, Мавка). Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ.

Троицкое деревце

Троицкое деревце - один из главных символов троицко-семицкой обрядности. Наряду с цветами, венками, ветками троицкое деревце используется для украшения дома, двора, улицы, церкви. Троицкие обычаи со срубленной и украшенной берёзкой широко распространены в центральных русских областях, в Поволжье и в Сибири. Выбрав за селом (в лесу, вблизи от ржаного поля, у воды) подходящую молоденькую берёзку, девушки украшали её каждая своей лентой, платками, бусами, полевыми цветами. Со срубленной (заломленой ) и украшенной берёзкой (называемой в разных местностях: кума, красота, сад, семик, столб, куст и т. п.) молодёжь ходила по селу, устанавливала на месте игрищ, водила хороводы, а затем несла к реке и бросала в воду: «Срубим берёзку, нарядим цветочками, принесем в деревню, крутимся хороводом с песнями. Хороводы кончили - березку в реку забросим». В Тобольской губернии наряженную в женское платье берёзку «водили в гости», т. е. вносили в каждый дом, символически угощали, а вечером, собравшись в одной избе, «отпевали», после чего шли топить её к реке.

Обряды с растущим деревом («завивание» и «развивание» берёзки) - один из центральных эпизодов семицко-троицкого комплекса у русских, известный почти повсеместно. Эти действия совершались двуэтапно в разные сроки: «завивать» березку ходили обычно в Семик, а «развивать» - на Троицу (в др. вариантах: на Троицу и в Духов день; на Троицу и в Петровское заговенье). На Семик девушки шли в лес «завивать берёзу» (ср. песню «Во поле берёза стояла»).

По мнению В. Я. Проппа, причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии, и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы. Кроме того, берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Как считает Д. К. Зеленин, оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям.

На юге России и Украине, основным обрядовым деревом часто выступал клён, из-за чего дни называли «клечальной субботой» и «клечальным понедельником». Клечальный - от названия листьев клёна, которыми украшали дома и дворы.

Кумление

Кумле́ние - обряд инициации в цикле весенне-летних праздников восточных и южных славян, а также форма молодёжного союза. На восточно-славянской территории кумление известно в большинстве областей Европейской России (в особенности в средней полосе России и в меньшей степени на Рус. Севере), а также на северо-востоке Украины и на востоке Белоруссии. Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия; они кумились парами (очень редко - по четверо); изредка кумились все вместе, в том числе надевая поочередно один венок.

Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.

Кумление обычно было срединным эпизодом праздника, начинавшегося с установления (выбора в лесу, внесения в дом, украшения, наряжания) троицкого деревца (берёзки, ветки клёна и т. п.) или с обряжения «кукушки» (в южно-русских областях, кумление входило в состав обряда «похорон кукушки») и завершавшегося совместной трапезой девушек (иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумления), а также очень часто - гаданием с венками; на этом же этапе, как правило происходило и развивание берёзы, точнее завитого на ней венка, и собственно раскумливание.

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).
Семик - это четверг русальной недели.
В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.
Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.
Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.
В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.
Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.
В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,
- Завивайся, берёзонька.
Вью, вью я венок,
- Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.
Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,
- Рано, рано.
Сидели русалки на кривой берёзе,
- Рано, рано.
На кривой берёзке, на прямой дорожке,
- Рано, рано.
Просили русалки и хлеба и соли,
- Рано, рано.
И хлеба, и соли, и горькой цибули,
Рано, рано».

Кормление дерева.
Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).
«Ты радуйся, белая берёза:
К цебе идуць
Дзевки красные,
Цебе несуць
Яешни смашные,
Горелку горькую,
Скрыпку звонкую»

Ряжение.
Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

Кумление.
Далее следует обряд кумления - через завитый венок обмениваются колечками, платками, серьгами.
«- Мы покумимся, кумушка,
Вью, вью я венок,
- Поцелуемся, голубушка.
Вью, вью я венок»
Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.
Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.
После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.
Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.
В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.
Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».
В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.
Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.
Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом
Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.
1) Хождение в жито.
Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».
2) Проводы или похороны Костромы.
В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3) Обережные обряды.
В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.
4) Обряды на любовь и брак
Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).

Троица, Сошествие Святого Духа, Пятидесятница - так называют этот праздник в христианской церкви. В народном календаре его именуют Зелеными Святками, Семиком и Троицыным днем. Отмечают Троицу в воскресенье, на 50-й день после (на 10-й день после Вознесения).


История праздника


В книге Деяний сказано, что именно через 10 дней после Вознесения Христа на небо на апостолов сошел Святой Дух, когда они находились в Иерусалиме в Сионской горнице (в которой проходила Тайная вечеря). Событие это было предсказано Иисусом перед тем, как он покинул учеников, и указывало на тройственность Бога: Отец сотворил мир, Сын искупил человеческие грехи, а Святой Дух освятил землю, ведь после того, как он коснулся апостолов, была образована апостольская церковь.

Церковное празднование


Служба в православных храмах в этот день - одна из самых торжественных в году. Этот праздник также считается днем поминовения усопших, поэтому на вечерне читают особые молитвы, в том числе и об упокоении душ всех умерших, во время чтения которых все, включая священнослужителей, стоят на коленях. Пол храма на Троицу устилают травой, иконы украшают ветками березы, а священники надевают зеленое облачение.


Народное празднование


Зеленые святки были особенно любимы девушками, ведь именно им посвящена большая часть обрядов и традиций этого праздника. На самом деле, Зеленые Святки - это комплекс праздников, в который входили Троицкая суббота, и Троица, однако с введением, в начале XV в. Православной церковью церковного праздника Троицы все обряды, ранее совершавшиеся в течение недели, постепенно сместились на 50-й день после Пасхи. В любом случае, Зеленые Святки - это граница между весной и летом, поэтому основные ритуалы были связаны с культом природы, а также с инициацией девушек и поминовением усопших (в некоторых местностях - только утопленников).


Кумление и инициация


В Троицын день девушки «кумились». Для этого шли в лес, выбирали пару молодых березок, растущих рядом, и связывали их макушки. На них вешали крестик, целовались через получившийся венок и менялись платками или кольцами. Затем пели песни, водили хороводы, совершали обрядовую трапезу, обязательной составляющей которой была яичница.

Вообще березе отводилось значительное место в обрядности этих дней. На Зеленые Святки в лесу срубали березу, украшали лентами и носили вокруг полей и по деревне, устанавливали в местах, где проводили гуляния. Березовыми ветвями обязательно украшали не только иконы в церквях, но и дома.

Такое внимание именно к этому дереву объясняется тем, что оно считается вместилищем плодородной энергии, и таким образом люди старались к ней приобщиться, а также приобщить к ней поля и скот. Существует мнение, что такое представление о березе коренится в древнейших тотемических представлениях.


Поминальная обрядность


Часто Зеленые Святки считались временем поминовения только тех, кто умер не своей смертью. Согласно поверьям, их души возрождались в качестве мифологических существ, а иногда возвращались в мир, чтобы вредить живым. Поэтому и поминать их полагалось обильными трапезами, гуляниями и даже кулачными боями, чтобы выказать почтение и заслужить их милость. В настоящее время поминальные обряды проводят в Родительскую субботу.


Русалии


Одно из старейших названий Зеленых Святок - Русалии. Считалось, что в этот период русалки могут выходить из воды, качаться на деревьях и вступать в контакт с людьми. Поэтому в течение нескольких дней действовал запрет на посещение леса в одиночестве, занятие шитьем и купание в реке, чтобы русалки не смогли утащить человека к себе. Также следовало всячески задабривать русалок, чтобы они не только не вредили, но и помогали людям.

На сегодняшний день практически повсеместно сохранился обычай украшать в Троицу жилище березовыми ветвями, а также поминать умерших.