Флористика        23.06.2019   

Сборник занятий по экологии в средней группе. Открытое занятие по экологии в средней группе

Куприянова Светлана Михайловна

МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.

Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко - руки вверх,

Здравствуй, ветерок - покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек

Здравствуй, шумная листва - трут ладоши

Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата - прижки на месте

Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!

Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.

Цели : Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

1. Образовательные:

— формировать и систематизировать знания детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;

—формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов;

— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

2. Развивающие:

— развивать познавательную активность,

— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;

— развивать двигательную активность детей.

3. Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к воде;

— воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстниками;

— воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, блюдца, лед, чайник с водой, соль, сахар, ложечки, краски, кисти; карточки с изображением свойств воды, макет куклы Капелька из картона, трафареты капелек, обручи.

Предварительная работа : беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки», чтение художественной литературы, чтение стихов, загадок, потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

Ход занятия:

Звучит запись природного шума воды (журчание ручейка).

Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки? (Ответы детей)

Действительно, это журчит ручей и сегодня речь пойдет о воде. И сегодня к нам в гости кто-то пришел. (Внесение макета капельки).

Дети, кто это? (дети - «Капелька»). Давайте поздороваемся с ней.

Дети приветствуют «Капельку».

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капелька?

Капелька шепчет воспитателю, что она пришла в гости к детям для того, чтобы позвать их в путешествие.

Воспитатель: Ребята, Капелька, приглашает нас всех в путешествие.

Дети, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

Задание : «Определить, где находиться вода в группе и приклеить капельку» (дети берут капельки, вырезанные по трафарету, отмечают, где в группе расходуется вода: краны, батареи, цветы, чайник и т.д.).

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть в природе? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (Ответы детей).

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Пруд, озеро, море, океан, лужа, речка, ручеек, болото.

Значит, капелька - это частичка чего? Воды.

Вода есть на земле и под землёй. На земле - это реки, озера, ручьи, моря и океаны. Под землей тоже есть вода. В некоторых местах она пробивается сквозь землю, тогда получается родник.

Воспитатель: А Кому нужна вода? (Ответы детей)

Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Скажите, пожалуйста, а что же умеет делать вода?

(Дети подбирают глаголы - бежит, журчит, льется, течет, стоит, бурлит, капает, бушует)

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Молодцы!

Ребята, вода бывает разной.

Стих про воду:

Она и в озере, она и в лужице

Она снежинкой над нами кружится

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Физкультминутка: «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи - на один меньше чем детей. Это тучки. Все дети капельки. Пока звучит музыка дети свободно перемещаются по группе, как только музыка остановилась каждая капелька должна занять любую тучку. Капелька которой не хватило тучки испарилась.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте мы вместе с Капелькой теперь проведем опыты.

1. Опыт "Вода - жидкость"

Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся, растекается по блюдцу.

Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку?

Вывод: Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. (Из проведенного опыта узнают о свойстве воды, как жидкости. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливают: квадратный бассейн, круглая чашка, плоское блюдце и т.д.).

2. Опыт "Вода - лед"

Воспитатель: Но вода не всегда бывает жидкой. Дети, закройте, пожалуйста, глаза (По руке каждого ребенка проводится кусочком льда).

Что вы почувствовали? (Холод).

Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (Чем-то мокрым, холодным, льдом).

Возьмите по кусочку льда, какой он на ощупь? (Твердый, ледяной, холодный). Капелька, собери лёд в ведро и давайте поставим его рядом с батареей, понаблюдаем, что с ним произойдет? Теперь возьмите салфеточки и протрите руки.

Вывод:

Лед начинает таять, превращаться в воду.

3. Опыт "Вода - пар"

Воспитатель: Вот чайник, в нем вода. Теперь я включу чайник, а вода будет нагреваться. Посмотрите, что это идет из носика чайника? (Ответы детей).

Правильно, пар. Пар - это жидкость? Почему нет? (Ответы детей).

Пар - это газ. Вода нагрелась, капельки превратились в пар и стали подниматься вверх.

4. Опыт "Вода не пахнет"

Воспитатель: Ребята, давайте понюхаем воду и скажем, чем она пахнет. (Ответы детей).

Да, вода не имеет запаха. Но если в нее добавить, например, сок любого фрукта, то вы почувствуете, как у воды появился приятный аромат.

Вывод: У воды нет запаха.

5. Опыт "Вода безвкусна"

Воспитатель: Итак, мы выяснили, что вода не имеет запаха. А имеет ли вкус? (Воспитатель предлагает детям размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.)

Что произошло с сахаром и солью? (Ответы детей). (После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.)

Что изменилось, дети? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

Вывод: Вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

6. Опыт "Вода безцветна"

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какого же цвета наша вода? (Ответы детей). У воды нет цвета, но ее можно окрасить. Давайте станем волшебниками и окрасим воду в разные цвета. Перед вами краски, кисти, стаканчики. (Воспитатель, показывает «фокус» с окрашиванием воды краской, предлагает детям попробовать это сделать самостоятельно.)

Вывод: Вода бесцветна, но она окрашивается в разные цвета с помощью разных красителей.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, давайте теперь вспомним все,что вы узнали сегодня интересного о воде. Вода бывает:

Жидкая, твердая, газообразная;

Прозрачная, бесцветная;

Не имеет формы;

Не имеет запаха, вкуса;

Окрашивается.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в царство воды.

Капелька:

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Просто волшебница - чудо вода.

Берегите ее, дети!

Капелька прощается. Дети помогают воспитателю убраться в группе после опытов.

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Детский сад «Нурлан»
Месторасположение: Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент

Конспект занятия по экологии

Возраст. группа: Средняя группа «Жұлдыз»

Дата:

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум»

Раздел: Основы экологии

Тема: Насекомые.

Цель: Расширять представления детей о насекомых, показать их многообразие. Познакомить со, строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умение находить сходство и различия. Формировать интерес к жизнедеятельности насекомых. Развивать наблюдательность, разговорную речь, внимание, память. Воспитывать заботливое отношение к насекомым и природе.

Билингвальный компонент: жәндіктер — насекомые, қанқыз — божьякоровка, құмырсқа — муравей.

Словарная работа: насекомые

Технологическое обеспечение: картины насекомых, игрушка, пазлы, материал для творчества.

I. Оргмомент

II. Псих.настрой

Утренний круг

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Ребята посмотрите к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся!

Дети стоя в кругу повторяют движения за воспитателем

Дети здороваются на двух языках

Сюрпризный момент: Кто то нам в нашем уголке природы оставил письмо.

Посмотрим что там? Открываю письмо, а там загадки.

Загадываю загадки:

1.Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её…
2. Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
4. Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром, -
Завитой укроет дом!

5. В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
— Молодцы все загадки отгадали.

Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, как одним словом можно их назвать?

Правильно! И так мы сегодня с вами будем говорить о насекомых.
Пальчиковая игра «Паучок»

Стихотворения о насекомых

Дети читают стихотворения

1 задание: Соединить насекомое с растением (2 детей выполняют задание)


2 задание: Собрать пазлы «Насекомые» (2 детей выполняют задание)


Хитрые вопросы

— Насекомое с рогом?

— Самое опасное насекомое?

Физминутка «Кузнечики»


— Пока ребята выполняют задания поиграем

Хитрые вопросы

Дети отвечают на вопросы и смотрят ответ на экране

— Я вам буду задавать вопросы, а вы если правильно ответите, то на экране появится это насекомое:

— Кого называют «Дети солнца»?

— Насекомое с рогом?

— Самое опасное насекомое?

— Насекомое которое свой дом носит с собой?

— Насекомое которое поднимает груз тяжелее себя?

Дидактическая игра: «4 лишний»

Физминутка «Кузнечики»

3 задание: «Посади божью коровку на листочек»

Дети работают у доски. (Дерево с листочками, на листочках точки, на божьих коровках цифры, нужно посадить божью коровку на нужный листок)


4 задание: «Найди для пчелки улей»

Упражнение «Небылицы»

Муравей живет в улье?

Бабочка стрекочет?

Комар ловит птиц?

Паук собирает нектар с цветов?

Муха плетет паутину?

Шмели строят муравейники?

— Ребята мы с вами прочитали много сказок о насекомых, назовите их.

— Ребята наши детки тоже решили сочинить сказки давайте их послушаем.

Вам понравились сказки?

— Посмотрите какие красивые поделки сделали наши ребята со своими родителями.


Я предлагаю и вам сделать насекомых различными методами и способами

Творческая работа


Оказываю помощь в изготовлении поделок

Итог занятия

Релаксация:

Играет музыка

— Ребята закройте глазки и представте что вы маленькие пчелки и летаете с цветка на цветок.

— Вам понравилось наше занятие?

— Что понравилось больше всего?

— Ребята скажите что будет если на земле исчезнут все насекомые?

— Можно ли убивать насекомых?

Ожидаемый результат:

Знать: строение, средой обитания, способами передвижения. названия.

Иметь: представления о насекомых, их многообразие, особенностях и отличия насекомых.

Уметь: проявлять заботу о насекомых, отвечать на вопросы, вступать в беседу.

Воспитатель: Попова И.В.

Методист: Қоңыратбай Ж.М.

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»

Выполнила:

Котова Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ №22,

с.Бошняково

Адрес: ул.Рабочая 8

с.Бошняково

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: Образовательные: Уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни) Познакомить с нетрадиционным способом рисования – с помощью ватных палочек

Развивающие: Развивать внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Материал: Картинки с изображением насекомых, разрезные карточки, игрушки – аналоги, гуашь, ватные палочки, схема-модель насекомого, нарисованная модель поляны.

Планируемые результаты: Дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Организационный момент: Здравствуйте дети, я Фея Природы приглашаю вас в мою волшебную страну. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие (дети проходят через волшебную дверь)

Фея Природы сообщает, что злая Стужа заколдовала всех жителей этой страны, сделала их невидимыми. А расколдовать её друзей, смогут только добрые дети.

Фея. - Дети вы мне поможете? Тогда садитесь и попробуйте отгадать загадки.

1.Шевелились у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать их хотел

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

2. У неё 4 крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза

Называют её … (стрекоза)

3.Сок цветов душистый пьёт

Дарит нам и воск и мёд

Людям всем она мила

А зовут её …. (пчела)

4.Летит пищит

Ножки длинные тащит

Случай не упустит

Сядет и укусит (комар)

5.Он работник настоящий

Очень, очень работящий

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

6.Всех жучков она милея

Спинка алая у ней

А на ней кружочки – чёрненькие точки (божья коровка)

7.На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

Загадки о насекомых (После угадывания, выставляется картинка с изображением насекомого)

Молодцы ребята! С первым заданием вы справились. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муху, пчелу, кузнечика, муравья?

Дети: (Насекомые)

Фея. А кто такие насекомые вы знаете? (это самые маленькие существа на нашей планете)

Давайте посмотрим на модель – схему насекомого.

Из каких частей оно состоит (голова, усики, 4 крылышка, 6 лапок, туловище)

Пальчиковая гимнастика. «Насекомые»

Быстро пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем: (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит (прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой (грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой. (маршируем на месте)

Фея. А теперь посмотрите на магнитную доску

(где выставляются различные части тела насекомых, по которым дети должны угадать, кто там спрятан)

Дидактическое упражнение: «Угадай насекомое»

Фея. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

Д. игра: «Сравни – насекомое »

(на магнитной доске выставляются картинки, мухи и пчелы)

Фея. Кто это? (муха и пчела)

Из чего состоит их тело? (голова, 6 лапок, крылья, туловище, усики). Они очень похожи.

А чем они отличаются? (муха чёрная, а пчёлка с жёлтыми полосками и мохнатое брюшко)

Кто приносит пользу человеку, а кто вред? (Пчёлка - пользу, она даёт мёд, а муха- вред, она является разносчиком различных болезней)

Физ. минутка: «Стрекоза»

«Вот летит стрекоза, как горошины глаза,

А сама как вертолёт, влево, вправо, назад, вперёд»

Фея. Дети посмотрите, вот здесь злая Стужа перемешала все карточки, вам нужно правильно составить их.

Игра: «Сложи - картинку» (картинка насекомого, разрезанная на 4 части)

Фея. Молодцы дети. А теперь подойдите ко мне (показывает коробочку)

Фея. Ребята, вот здесь лежат насекомые, которых спрятала и заморозила злая Стужа. Нам нужно их отогреть (положить каждому игрушку – аналог)

Игра на развитие диафрагмального дыхания (набрать побольше воздуха в рот не надувая щёк, округлить свои губы и вытянуть вперёд, подуть на насекомое, не прерывая своего дыхания).

Потом дети уносят насекомых на полянку.

Фея. Смотрите, сколько на нашей полянке насекомых! А кого здесь не хватает? (Бабочки)

Давайте с вами их сделаем. Проходите к столам садитесь и будем рисовать с помощью ватных палочек (разрисовывают палочками крылышки бабочки,

(затем несут их на полянку сушить свои крылышки)

Фея. Ребята, большое вам спасибо. Я очень рада, что вы спасли моих друзей

Посмотрите как они радуются.

Вы добрые, заботливые дети. Я думаю, что вы никогда не будете обижать насекомых, а увидев на улице, просто понаблюдаете за ними. (Угощает детей). А теперь вам пора возвращаться домой.