Комнатные растения        04.06.2019   

"Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро" В. М. Сухомлинский. Сухомлинский) (ЕГЭ обществознание)

Views: 5707

Как известно, семья – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. В свою очередь, социализация – это усвоение человеком основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни. Логично предположить, что значительную роль в социализации личности играет именно семья.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Давайте сравним две семьи из этого произведения: Ростовых и Курагиных. Легко увидеть, что граф и графиня Ростовы – добрые и открытые люди. И то же самое можно сказать про их детей (за исключением Веры, которая в силу темперамента была несколько замкнутой в себе). Почему Наташа, Петя и Николай очень отзывчивы? Если посмотреть на то, что было только что сказано об их родителях, то ответ на такой вопрос становится очевиден: они научились этому у мамы с папой. Но у родителей можно научиться и плохому, в чём легко убедиться, взглянув на семью Курагиных. Василий Курагин и его жена очень высоко поставили значение денег в своей жизни. И тем же самым можно охарактеризовать их детей Элен и Анатоля. Элен, например, вышла замуж за Пьера Безухова лишь потому, что он был богат, Анатоль пытался жениться на Марье Болконской, потому что та была богата… А давайте теперь посмотрим, как сложились судьбы Ростовых и Курагиных. Наташа и Николай Ростовы создали счастливые семьи, в которых они, подобно своим родителям, учат детей добру. А объединение Курагиных давным-давно разрушилось. Когда Элен и Анатоль умерли, никто особенно не сожалел об этом, потому что эти люди не принесли ни капли добра в этот мир, не подарили никому любви: они приносили только вред. Мы видим: Ростовы, воспитанные по законам добра, несут в себе жизнь и счастье; Курагиных, не наученных родителями добру, постигли смерть и разрушение. Из этого становится ясно, что общество может быть целостным лишь в том случае, если дети, будучи в семье, научатся творить добро.

Мне неоднократно приходилось замечать: маленький ребёнок всё повторяет за своими родителями. Если в его семье допускаются оскорбления, то ему ничего не стоит прилюдно обозвать кого-либо. Если родители – люди вспыльчивые и несдержанные, то странно ожидать, что их ребёнок будет спокойным и кротким. Но к чему всё это ведёт? К тому, что дети, подрастая, принимают следующий девиз: «Мне все должны». И, став взрослым, ребёнок утверждается в своём эгоизме. Как и родители, он не держит в себе негативные эмоции и выплёскивает их наружу, обижая тем самым близких. Потребительское отношение к жизни отчуждает людей друг от друга, сеет между ними раздоры – всё это значительно ослабляет человеческое общество, лишает его осознания важности духовных ценностей. К сожалению, семей, где уделяется должное внимание духовной жизни, сейчас очень мало, но, тем не менее, они есть. Это семьи, где родители, прекрасно понимая, что они являются для своих детей образцом для подражания, живут по законам добра, стараются всегда идти дорогой чести. Нетрудно заметить, что в большинстве случаев дети именно из таких семей вырастают целостными личностями с твёрдыми нравственными устоями. Следовательно, семья, как институт первичной социализации, должна учить детей добру.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой В. Сухомлинским, и поймут, насколько важно для родителей быть высоконравственными и духовными людьми, ведь дети подражают им, и чем больше будет таких семей, тем сильнее будет общество в целом.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Формат

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
В.Сухомлинский

Как часто люди обвиняют во всех своих бедах общество, среду, политиков, школу. Как часто мы обсуждаем, что ребёнок попал в «плохую» компанию… Но рассуждения эти от лукавого. Если вы общаетесь со своим ребёнком, если семья сплочённая и дружная, то к плохой компании ребёнок не тянется. Если с детства ребёнок научился отличать добро ото зла, плохое от хорошего, то ему не страшно окружение, в любой компании он сохранит характер, не приобретёт вредные привычки. Более того, люди в окружении воспитанного человека будут превращаться в культурных людей.

Но важно помнить, что только когда в семье любят друг друга, заботятся друг о друге можно рассчитывать на то, что ребёнок станет человеком, на которого нельзя оказать дурного влияния.

Но бывает так, что ребёнок из приличной семьи совершает подлые поступки. Родители недоумевают почему так происходит. Но если разобраться, оказывается, что семейные ценности не являются основой семьи, что у родных натянутые отношения, что о бабушке или о дедушке зачастую говорят плохо, не уважают пожилых, не собираются вместе, не обедают за одним столом, не говорят о проблемах и радостях.

Мы надеемся, что в ваших семьях дело обстоит иначе. На этой страничке вы найдёте множество статей, стихов, рисунков о семье, о доброте, о дружбе, то есть о том, что делает каждого из нас лучше.

Если говорить о семейных ценностях нельзя не сказать о празднике День Петра и Февронии или День семьи, любви и верности. Именно 8 июля, а по старому стилю - 25 июня, в России отмечают День Семьи. Инициатором возрождения этого праздника была Светлана Медведева.

Святые Пётр и Февронья по разным легендам долгое время жили в браке и умерли в один день, а по другим преданиям супруги постриглись в монастырь так как Бог не дал им детей.

Поэтому дети должны по своему заботится о родителях. Главное, что дети могут сделать для своей семьи это не учёба, как могут подумать многие из вас. Конечно, учёба, хорошее поведение имеют огромное значение, но куда важнее ответственно относится к своему здоровью и жизни. Ведь для родителей нет ничего более ценного, чем жизнь и здоровье детей. Поэтому внимательно относитесь к предупреждениям взрослых, к сообщениям полиции. Это не пустые слова, а настоящая забота о вас.

Семейные ценности это умение заботиться о близких, умение ставить общие интересы прежде своих собственных, умение побеждать свои амбиции во благо семьи. И, конечно же, это уверенность в том, что и тебя поддержат когда понадобится.

В нашей школе огромное внимание уделяют семейным ценностям, а также поддерживают тех, кто нуждается в помощи. Мы тесно общаемся с ветеранами. Мы участвуем в акции Всемирный День Доброты, отправляя подарки детям-сиротам и приезжая гости. И, разумеется, не забываем поздравлять людей в День Пожилого Человека. А ещё мы с радостью примем ваши предложения о том, как ещё помочь тем, кто в этом нуждается.

На нашем школьном сайте мы расскажем вам о праздниках, которые имеют отношение к семье и о тех праздниках, которые дарят нам любовь, доброту, нежность.

Если вы рисуете, пишите стихи или рассказы, то мы ждём ваши работы, которые будут размещены на сайте. Причём работы мы ждём от всех, ведь о семье может сказать каждый человек.

В своём высказывании В.М. Сухомлинский поднимает проблему роли семьи в формировании личности. Он считает, что именно в семье начинается процесс формирования личности, что семья прививает ребёнку представление о добре и зле.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Семья – это социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. В семье осуществляется первичная социализация индивида, поэтому семья и выполняет такие функции как воспитательная, эмоционально-психологическая, рекреационная, защитная, хозяйственно-экономическая. Каждая их этих функций важна, и если хотя бы одна из них отсутствует или выполняется не в полной мере, то это негативно скажется на формировании личности.

Например, детство будущего царя Ивана Грозного прошло в обстановке серьёзной борьбы за власть, боярских интриг и насилия, что сформировало у него жестокий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребёнком, попечители не обращали на него внимания. Сам Иван IV отмечал, что держали его в бедности, вплоть до того, что он недоедал. Такое воспитание наследника стало одним из причин, почему он сформировался агрессивным и жестоким. Он в раннем возрасте потерял отца, а мать в его детстве отравили. Некоторые историки говорят, что хоть Иван был умным и смышленым мальчиком, недостаток семьи, неисполнение ее важных функций крайне негативно отразились на его дальнейшей деятельности.

Положительным примером может служить семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, гостеприимны и приветливы. Глава семьи, Илья Андреевич – добродушный барин, он обожает свою семью, у него, как и у его супруги, тоже имеющей доброе сердце и всегда помогающей окружающим, доверительные отношения с детьми. В этой семье родители сумели показать отличный пример для своих детей. Петя вырос как настоящий патриот Родины; Николай, хотя и не отличался глубиной ума, был простым, честным и порядочным молодым человеком. Наталья была душой своей семьи. Она тонко чувствовала сущность каждого, она добра, очень естественна и умела целиком отдаваться любви ко всем людям. Она смогла уговорить родителей вывести из Москвы, которой угрожали французские войска, не ценные вещи, а раненых солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. Это ли не лучшая иллюстрация того, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

Таким образом, именно семья способствует развитию у ребёнка определённых моделей поведения, формирует его мировоззрение и основные качества характера.

К. Ярош

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление со слов В.А. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро»

Маленькие дети не запоминают плохого.

Они забывают, как болит коленка после падения, они забывают, как ругалась мама за порисованные стены, они забывают, как царапается кошка в приступе ярости.

Дети отпускают весь негативный опыт и снова открывают свои сердца на встречу новому опыту .

    Любовь детей бескорыстна – они непредвзятые наблюдатели. Дети обожают своих родителей и копируют даже их недостатки.

    Хотя дети иногда не слушаются своих родителей, однако они внимательно наблюдают за их поведением, и оно оказывает на них большое влияние.

    Они хорошо видят, когда родители лицемерят или говорят неправду

Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей

    Излишняя опека (ребенок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)

    Излишняя уступчивость (делает ребенка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)

    Излишняя тревога (делает ребенка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)

    Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)

    Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в возрасте, формирующем их личность , проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании)

    Сотрудничество - понимание того, что ребенок это отдельная личность, человек (чело веков). Он появился из вечности и уйдет в вечность. Он пришел со своей миссией. Он принес новое. Родители с любовью и уважением создают условия для выявления того лучшего, что заложено в ребенке. Ребенок при этом признает авторитет родителей, уважает их и склонен слушаться.

    Воспитание с позиции материальной заинтересованности – будешь хорошим, наградим (деньги, подарки, развлечения), будешь плохим – накажем.

    Воспитание с позиции насилия – не хочешь, заставим

    Отсутствие воспитания – это баловство детей или равнодушие родителей к вопросам воспитания «Как живет пусть так живет. Все дети были такими. Все курят. Все пьют»

    Воспитание в сотрудничестве:

    Любить любого ребенка, ибо любовь есть преобразующая сила.

    Понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть.

    Восполниться оптимизмом в отношении любого ребенка.

    Как завоевать послушание ребенка?

    В сердце ребенка находится высшее Я, он интуитивно знает Истину, как бы мал он не был.

    Если мама говорит неправду, то ребенок не может слушаться. Если папа говорит одно, а делает другое, то ребенок не может слушаться. Если с ребенком лукавят, занимаются политикой, то он не может слушаться. Если мама говорит ему быть послушным, а сама не слушает папу, то ребенок не может быть послушным.

    Добиться послушания ребенка невозможно без сотрудничества и работы над собой.

    Родители должны быть в повседневной жизни примером для своих детей, учить их видеть в других людях хорошее и поступать с другими людьми так, как хотели бы, чтобы и другие поступали с ними.

    Родители должны устанавливать правила поведения в семье и сами неукоснительно следовать им.

    Уметь преподносить уроки жизни в игровой форме.

В дошкольных организациях ведется огромная, кропотливая работа с семьей, хотелось бы предложить некоторые, возможно знакомые вам, формы работы:

Урок самопознания для родителей «Секреты семейного счастья»

Выставка «Мама, папа, я – дружная семья».

Гала-концерт Песенного фестиваля «Всему начала отчий дом».

Родительское собрание «Мы с тобой одной крови» (о культуре общения родителей и детей, правилах этикета, стилях общения).

Письма родителям.

В праздника 8 Марта «Сердце матери - неиссякаемый источник чудес»

«Все прекрасное в человеке от лучей солнца и сердца матери»

Родительские собрания:

«В каждом ребенке солнце».

«Мы с тобой одной крови»

«Час родительства»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Быть примером»

«Воспитание с любовью»

«Дети света»

«Шаг навстречу»

«Измеряй все сердцем»

«10 заповедей для родителей»

Януш Корчак.

    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой .

    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности .

    Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет .

    Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта

    Не унижай!

    Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми . Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

    Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

    Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша , которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа , данная на хранение.

    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой .

Интеграция в работе с семьей самая важная интеграция, так как воспитание в детском саду и семье должно придерживаться единых нравственно-духовных ценностей. И закончить свое выступление мне бы хотелось словами С.А.Назарбаевой «…Наша задача - переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами… Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить».

В заключении хочется пожелать нам всем оптимизма, радости от выполняемой работы и счастья, ведь только счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка. Спасибо!

Семья - это та первичная среда,
где человек должен учиться
творить добро.

В. А. Сухомлинский

Главное значение семьи – воспитание детей. И каков бы ни был её состав, мать и отец – главные воспитатели. Они отвечают за воспитание не только перед детьми, но и перед собой, перед обществом. Их ответственность закреплена законодательством о браке и семье, а также сочетается с правом выбора родителей с формами и методами воспитания, и содержания их детей.

В вопросах воспитания родители должны достичь взаимопонимания во всех значимых и незначительных вопросах, несмотря, но, то, что между родителями возникают разногласия в воспитании и ведении домашнего хозяйства, разумные любящие родители никогда не должны, показывать перед детьми свои разногласия во мнениях.

Здоровая семья – залог здорового общества. По мнению социологов, существует пять самых главных условий, для семейного благополучия:

1.​ Отдельная квартира

2.​ Материальное благополучие

3.​ Взаимопонимание между супругами

4.​ Дети в семье

5.​ Хорошее положение на работе.

Но каковы, же основные условия семейного воспитания, необходимые для полноценного развития детей дошкольного возраста, успешного формирования личности каждого ребёнка:

  • ​ организация жизни семьи, семейный уклад (распределение между взрослыми обязанностей по воспитанию);
  • ​ стиль семейных отношений и воспитания детей (преимущества демократического стиля по сравнению с авторитарным);
  • ​ пример мать и отец – главные воспитатели, а также других старших членов семьи, как образец подражания (ответственному отношению к семейному и общественному долгу, доброжелательному отношению к людям);
  • ​ организация разнообразной деятельности детей, необходимых для развития личности ребёнка (игры, картинки, советы, бучение, художественная деятельность);
  • ​ авторитет родителей, как непременное условия хорошего воспитания;
  • здоровый образ семьи (духовного и физического);
  • ​ единство взглядов и педагогических действий, их последовательность: какого человека надо воспитать, как этого добиться;
  • ​ забота родных об охране нервной системы детей (возникновение детских неврозов).

Зачастую мы не учитываем в должной мере, что наше собственное поведение (родителей) как в зеркале отражается в детском поведении, особенно в дошкольном возрасте. Они особенно впечатлительны и искренне выражают свои чувства, представления и отношения не таят, а просты и откровенны во всем. Сразу вспоминается рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» — смысл рассказа касается взаимоотношений родителей младших и старших поколений, хоть рассказ корнями уходит в далекое прошлое, но проблемы семейного воспитания ещё в то, временя, были актуальны.

Семью почитали ещё с древних времён. Народ сложил много пословиц.

  • ​ При солнышке — тепло, при матери – добро.
  • Нет, милее дружка, чем родная матушка.
  • ​ Вся семья вместе – и душа на месте.
  • ​ Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Неотъемлемой частью в воспитании является эмоциональное развитие семьи. Ведь не секрет ни для кого, что на житейском уровне отношений взрослого к детским переживаниям зачастую снисходительное, не редко и отрицательное. Сейчас ребёнок возбужден, и его приходится успокаивать, сдерживать, а порой он в унынии, что готов заплакать, даже без повода. И именно в этот период он слышит такие фразы, как: «Перестань реветь!», «Успокойся и сядь!», «Прекрати истерику!», «Что ты без конца смеёшься, ты клоун?»….. Безусловно, взрослым было бы легче, если б ребёнок сидел тихо, и приставал со своими «проблемами», но трудно представить такого «ребёнка — дошколенка», который справился бы сам со своим эмоциональным состоянием и сознательно регулировал своё поведение. Эмоциональность ребёнка- это открытость его миру, доверчивость, непосредственность, импульсивность поведения.

Во-избежании грубой ошибки в воспитательном процессе ребёнка, родителям необходимо усвоить один очень важный вывод, на который мы детские психологи обращаем внимание. Детские переживания (эмоциональная сфера) – это чрезвычайно важная и очень тонкая сторона психического развития. Особенности эмоций и чувств ребёнка в целом и в этой связи – как параметр его психической уравновешенности, внутреннего комфорта и здоровья.

Воспитание детей – большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, что бы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности и любви. Но немало важным является то, какое участие принимают сами родители в психическом и эмоциональном развитии ребёнка.

Каждый родитель должен знать семь основных правил воспитания ребёнка:

  • ​ Нельзя унижать ребёнка.
  • ​ Не нужно допекать, опекая.
  • ​ Неразумно требовать немедленного повиновения.
  • ​ Никогда не нужно угрожать.
  • ​ Не следует вымогать обещаний.
  • ​ Нельзя потакать ребёнку и слепо идти у него на поводу.
  • ​ Для достижения понимания, будьте последовательными.

Главный замысел и цель семейной жизни –
воспитание детей. Главная школа
воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский