Садовые растения        10.04.2019   

Синестезия в психологии. Удивительные дети-синестетики. Наиболее простой способ развития синестезии


Мало кто знает о таком необычном и редком явлении   как синестезия. Но ведь, возможно, вы родители синестетика! Как определить это?
Феномен не так тяжело обнаружить, просто многие не догадываются о самом его существовании.

Синестезия – это явление восприятия, когда раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, характерными для другого органа чувств . Запутанно и непонятно? Давайте разберемся!

С примерами будет легче::

Цветной слух (фонемно-цветовая синестезия) – ассоциация слышимого звука с каким–либо цветом;

Слуховая синестезия – способность слышать звуки при наблюдении за движущимися, сверкающими предметами;

Вкусовая синестезия – ассоциация услышанных звуков с определенным вкусом;

Синестезия с графемой – смешение цветового или фактурного восприятия с буквами, словами, цифрами. По данным исследований ею обладает 1% населения Земли.

Самый распространенный из видов – восприятие дней недели в цвете.

Среди необычных проявлений можно выделить: цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения.
Всего исследователями задокументировано около 70 разновидностей. Известны многоаспектные синестеты, у которых синестезия возникает на несколько категорий явлений.

Общей теории феномена пока не существует:

По одной из версий синестезия имеет генетический характер. То есть, если вы обладаете «смешением чувств», можете попробовать проверить, нет ли у ребенка подобной вашей или иной ассоциации.
По мнению исследователей каждый двадцать пятый из нас – синестет. Это не является патологией. Некоторые люди приспособились использовать подобный дар для своей пользы, некоторые - испытывают к своему феномену полное равнодушие. Развить «добавочное чувство» еще никому не удавалось.

Среди минусов синестезии можно выделить излишнюю обобщенность, субъективную интерпретацию и оценочность.

Не редкое явление – временное исчезновение синестезии. Это может быть связано с гормональными изменениями в переходный период. В результате сильного стресса или сенсорной перегрузки ощущения также могут затухать или пропадать.
Люди, обладающие таким «даром», ничуть не лучше остальных. Факт синестезии мало изучен и может быть в будущем перспектива использования синестезии будет оправдана. Исследования в данной области продолжаются, но осложнены отбором подопытных, отсутствием систематизации и общей терминологической базы.

Обнаружение синестезии:

Сам ребенок часто лишь во взрослом возрасте выказывает свою необычность. Ведь в детстве нам кажется, что все видят и воспринимают мир именно так, как и мы. И, конечно, буква «З» - всегда оранжевая, а цифра «7» - не может быть иной, кроме как фиолетовой (пример ощущения графемного синестетика), также окрашиваются целые слова, имена людей.
На самом деле синестезией обладают столько,   сколько себя помнят. Ощущения практически не изменяются со временем.
Чаще открытие о своей особенности ребенок делает случайно. Например, в разговоре о каком-то имени он говорит, что оно не очень нравится ему, потому что «зеленое». После удивления окружающих выясняется, что только малыш считает его «зеленым», больше никто не видит его в цвете. Забавно, что у синестетиков одного вида очень мало совпадающих ассоциаций.
Если у одного цифра 4 – синяя, то у другого она коричневая, у третьего красная. Все уверенны, что его цвет единственно верный и другого закрепленного именно за этой цифрой быть не может.

Известные синестетики:

Библиографические свидетельства указывают на то, что синестетическими способностями обладали многие выдающиеся личности.
Владимир Набоков создавал в своих произведениях подобие чувственного монтажа. Колоколист Валентин Сараджев воспринимал более тысяч цветов в одной октаве и использовал это обостренное ощущение для создания колокольных симфоний. Абстракционизм Кандинского тоже связан с изображением им субъективных переживаний. Николай Римский-Корсаков обладал «цветным слухом». Из современных поп-исполнителей к числу синестетиков относится Ledy Gaga, Тори Амос.

Применение на практике:

Синестезию можно использовать многими способами в силу того, что она способствует восприятию сложных понятий. Самым естественным применением будет запоминание имен и номеров   - для людей с графемно-цветовой синестезией, дат и событий – с окрашенными или локализованными последовательностями. Дети, воспринимающие в цвете написанные слова, легко обнаруживают орфографические ошибки по «неправильной окраске».
Многих привлекает творчество, связанное с их формой проявления синестезии. Особая память на форму и фактуру часто приводят синестета к занятию живописью, фотографией, дизайном. Конечно, для реализации в профессии также необходимо развитие образности мышления, переосмысление восприятия.

Компания Ford наняла Майкла Хаверкампла, чтобы он трогал, слушал и нюхал автомобили. Его восприятие отличается следующим: когда он слышит звуки, то видит перед собой звуки и формы. В компании у него полноценная должность – специалист по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля.
Попробуйте   выяснить, нет ли у вашего ребенка необычного восприятия. Не путайте синестезию – прочно закрепленное ощущение, связанное с другим чувством, - и образную ассоциацию. Возможно, что обнаруженный феномен поможет вашей крохе в жизни!

Брайтон (Англия) - Примерно у одного из 23 человек некоторые чувства связаны между собой, что позволяет им автоматически воспринимать, например, в цвете некоторые цифры и буквы или звуки, а определенные слова смогут иметь у них вкус или запах. Эта особенность восприятия называется синестезией. В недавнем исследовании ученые из Великобритании показали, что такие способности могут приобрести и взрослые. Оказывается, этот процесс может даже увеличить соответствующий коэффициент умственного развития.

Как отмечают в журнале "Scientific Reports" исследователи во главе с доктором Дэниелом Бором (Daniel Bor) и доктором Николасом Ротеном (Nicolas Rothen) из Университета Сассекса, синестезия - все еще абсолютно непонятное состояние неврологии. Уже много лет ученые обсуждают, зафиксировано ли это "чувственное переживание" в соответствующих генах или оно вызвано определенным влиянием окружающей среды, например, игрушками с разноцветными цифрами и буквами.

Развивает ли синестезию игрушка с разноцветными буквами?

Для исследования ученые разработали девятинедельную программу обучения синестезии. Ее целью было проверить, могут ли этим состоянием овладеть взрослые, не имевшие раньше таких способностей.

Как показали стандартные тесты контроля синестезии, у 14 испытуемых после обучения появилась сильная буквенно-цветовая ассоциативность. Кроме того, многие участники сообщили о связи с определенными буквами других качеств, например, X описывался после обучения как "скучный", а W - как "спокойный".

Еще одним неожиданным результатом исследования стало наблюдение, что после обучения IQ испытуемых вырос на 12 пунктов по сравнению с предыдущими результатами и данными участников контрольной группы, не проходивших тренировки.

Восприятие при синестезии

"Важнейшим выводом нашего исследования является то, что оно показывает совершенно новые способы восприятия окружающей нас среды и это может быть уже достигнуто путем простого, хотя и детального, обучения, - отметил Бор. - Полученный познавательный толчок может привести к развитию клинических методов обучения лечению детей с СДВГ или взрослых, больных слабоумием".

"Следует также подчеркнуть, что мы не утверждаем, что мы сделали из не-синестетов настоящих синестетов, - объясняет Ротен в заключение. - Когда мы снова исследовали наших участников через три месяца после обучения, их полученный ранее навык ассоциировать буквы с цветами, большей частью, снова исчез. Тем не менее, наше исследование показывает, что синестезия включает в себя, вероятно, важный компонент развития, проявляющийся у большинства синестетов уже в раннем детстве".

Техника креативности "5 чувств" или развиваем синестезию

Термин синестезия означает – «слияние всех чувств». Другими словами, это умение «брать» любой объект действительности сразу всеми пятью каналами восприятия: зрением, обонянием, слухом, осязанием и на вкус. Не обязательно при этом, конечно, грызть камень, поднятый с земли. Обязательно лишь вот что: представить в уме, абстрактно, каким был бы его вкус, какой бы он прозвучал нотой… Ведь мы же говорим: вкус победы, горечь поражения…

Учёные утверждают, что средний человек практически ничего не «видит» и не «слышит». Его восприятие мира, иными словами, чересчур бедно. Это связано напрямую с тем, что обычный человек привык воспринимать один предмет лишь одним органом чувств, не задействуя, практически, все оставшиеся чувства. Редко воспринимаем мы какой-либо обыденный предмет сразу по двум чувственным каналам. Например, когда мы воспринимаем одновременно и вкус и запах (хлеба, апельсина…). Тогда жизнь кажется нам уже более прекрасной и яркой, чем всегда. Если же нам случайно доведётся подключить к процессу восприятия ещё и одновременно третий канал, например, тактильное пальцевое ощущение, то такие моменты мы воспринимаем как счастье, мы запоминаем эту «полноту бытия».

Однако, учёные утверждают, что люди, которых принято называть «гениями», часто обладают природной способностью воспринимать мир сразу всеми пятью чувствами.

Поэтому они всегда живут в состоянии ощущения «полноты бытия» и, главное, для «гениев» нет никаких таких «обыденных предметов».

Ведь что такое «обыденный предмет»? Это предмет, который мы не трудимся воспринимать хотя бы парой чувств. Для его восприятия (быстрого, поверхностного) мы лениво включаем только одно дежурное чувство, да и то, включаем еле-еле. Только чтобы не стукнуться об этот предмет. Именно про такой способ жизни сказано поэтом: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут»…

От такого небрежения, чувства, которые не упражняет их хозяин – атрофируются, и уже становится довольно проблематично воспринимать мир сразу несколькими чувствами, сразу, как только Вы этого пожелаете…

Но, продолжаем мысль учёных. Несмотря на то, что «гениальные люди» обладают способностью к синестезии от природы, эту способность может развить в себе каждый человек.

Что это даёт нам в плане прагматическом, ближе к нашим реальным нуждам, например, для более успешного ведения бизнеса?

Представьте себе двоих людей, обследующих тёмный готический замок глубокой ночью.

У одного – завязаны глаза, заткнуты плеером уши, на руках перчатки и совсем нет никакого света – ни спичек, ни фонарика.

А другой человек имеет: фонарь, чуткие подвижные пальцы, и очень внимательный слух.

Как Вы думаете, кто из этих двоих найдёт в замке сокровища? Кто заметит там что-то интересное? Кто вообще выйдет оттуда живым?

Разумеется, все хотят иметь живой фонарик, лазая по готическим руинам.

В этой технике по развитию синестетики, мы и предлагаем вам такой волшебный фонарик.

Дело в том, что человек без его пяти чувств – это чёрный ящик, погружённый в абсолютно звуконепроницаемую темноту. Но чем лучше работают его чувства (обоняние, осязание и пр.), тем ярче освещается мир вокруг него, тем быстрее рассеивается тьма.

Разработав свои чувства по нескольким нехитрым методикам, Вы будете видеть гораздо больше шансов, перспектив и просто золотых идей, валяющихся перед вами на дороге. Больше, чем остальные, больше, чем Ваши конкуренты…

Поэтому, давайте развивать в себе способности «гениев».

Первое (базовое) упражнение

Итак. Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по вашему, выражает.

Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).

Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.

И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.

Это нужно не только художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.

Второе упражнение

Вспомните знаменитых творцов, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли кинорежиссёра. Музыканта – в роли писателя.

Если бы Феллини был музыкантом, то кем? Назовите имя! Или хотя бы назовите жанр, в котором бы он творил.

Если бы Марк Шагал был танцором, «как» и «что» бы он танцевал? «Как кто» бы танцевал Шагал?

От такого упражнения у Вас должны заныть мозги – это разрабатываются, прокладываются новые каналы восприятия информации, нейронные пути в мозге.

Если бы Уинстон Черчиль был мультипликатором, какие бы у него получились мультфильмы?

Третье упражнение

Займитесь любой (подходящей Вам) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения (например, известным всем палмингом). Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.

Четвёртое упражнение

Чтобы научиться чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Гвоздика, лимонная цедра, горсть земли, коробочка с новыми гвоздями, пачули, ладан, табак, размятый зелёный лист с неизвестного дерева…

Завяжите плотной тканью глаза и подносите к носу каждый такой предмет из своей коллекции. Попробуйте словами описать то, что Вы чувствуете. Для того, чтобы вдохновиться на эту работу перечитайте роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Пятое упражнение

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки…

Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями.

Шестое упражнение

Для того, чтобы развить свои вкусовые ощущения, купите себе книгу, из тех, что пишутся винными дегустаторами для любителей. Такие книги (поэмы о вкусе!) очень полезно читать всем, а не только тем, кто решил купить на аукционе коллекцию (погреб) старых вин и угощать ими своих дорогих гостей на торжественных обедах…

Посвятите каждому отдельному чувству день, неделю, месяц. Узнавайте разные цвета и вкусы, запахи и прикосновения, слушайте звуки.

И наконец, Седьмое упражнение

Научитесь снимать пласты грубых повседневных звуков и обнаруживать под ними более тонкие звуковые слои. Учитесь в какофонии дня слышать те звуки, которые мы обычно не слышим, то есть, более тихие звуки.

Для этого вслушивайтесь в каждую возникающую паузу. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину радио, телевизором, пустым разговором.

Отправьтесь в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая Вам откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым Вы уже больше никогда не будете.

Слушайте исполнение классических произведений музыки разными исполнителями – находите разницу в исполнении одного и того же опуса разными людьми. Слушайте одну и ту же мелодию, сыгранную на различных инструментах.

Такие, казалось бы, сугубо прикладные (искусствоведческие) задачи, на самом деле полезны не только и не столько для искусствоведов. Они развивают интеллект в целом и в конечном итоге выводят нас на дорогу успешных людей.


23.04.2010 16:54:00

Подборки лучших идей бизнеса 2018

Если для человека каждая буква имеет свой цвет и запах, а каждый цвет звучит по-своему и может быть мягким, скользким или горьким – то это называется синестезией.

Когда на явление, предмет, событие или символ несколько или, что реже бывает, все органы чувств имеют четкую характеристику. Эти характеристики индивидуальны для каждого «синестета», они не одинаковы для всех.

Виды синестезии

Синестезии включают визуальные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и пространственные впечатления и ощущения в различных комбинациях.

Для обычного человека недоумение – это чувство, а для синестета – оно может быть еще слегка шероховатым, прохладным, соленым, звучать как нота ми и иметь синевато-серый оттенок.

Синестезия нередко проявляется у талантливых людей. Многие известные писатели (Цветаева, Бальмонт, Пастернак, Бодлер, Верлен, Рембо), композиторы (Римский-Корсако, Скрябин, Ференц Лист, Ян Сибелиус), физик Ричард Фейнман были синестетами. Типичный пример синестезии – Прометей (Поэма огня) Op. 60 - музыкальная поэма Александра Скрябина для фортепиано, оркестра, хора и партии света Luce, для которой в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии. В 1970-х был популярен «световой орга́н» - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Синестезия может передаваться по наследству. В качестве примера можно привести семью Набоковых.

Для чего нужно развивать синестезию?

Синестезия – часть целостного восприятия мира. Известна с древнейших времен, но свое название получила около трех веков назад.

Синестезия – расширенный спектр возможностей для современного человека, но, возможно, была присуща каждому человеку в далеком прошлом. Вполне вероятна связь интуиции и экстрасенсорных способностей с синестезией. Во всяком случае, они все относятся к «досознательному» восприятию человека. Когда человек «улавливает» или обращает внимание на «подпороговые стимулы», предощущения.

Синестезия способствует более яркому творческому самовыражению. Возможно, именно с этим явлением связано влияние некоторых абстрактных картин на восприятие.

Синестезию можно получить не только по наследству, но и развить. Особенно легко это сделать в детстве, когда малыши более чувствительны и восприимчивы. Их ощущения и чувства еще не отмечены ярлыками «хороших» и «плохих», не подавлены или извращены психологическими травмами. Как часто родители относят проявления синестезии своих детей к глупым фантазиям или сказкам.

Как развивать синестезию? С чего начать

Существуют специальные упражнения по развитию синестезии, которые включают и вовлекают органы чувств в работу по восприятию. Это замечательно получается у детей. Для них вполне естественно описывать цвет букв или вкус дней недели или звучание месяцев.

Если вы родитель и не обладаете синестетическим восприятием, но хотите развить эти способности у ребенка (а, может быть, заодно и у себя!) вам предстоит провести подготовительную работу.

Составить списки:

  • цветов (не обычных 7 цветов радуги, а, по крайней мере, не менее 30 оттенков (Гугл в помощь!)
  • -фактурных, осязательных ощущений (температура, гладкость – шероховатость…, мягкость- твердость, гибкость, пластичность и т.д.)
  • Звуков
  • Вкусов
  • Запахов
  • Эмоций
  • Событий
  • Символов
  • Алфавит все, надеюсь, знают
  • Действий
  • Геометрических фигур. И т.д.

Это не только будет способствовать обогащению сферы ощущений, но также расширит словарный запас ребенка.

Почему именно списки? Потому, что то, что не имеет названия – не существует.

Сделайте своей привычкой расширение восприятия – постоянно задавайте себе и ребенку вопросы:

Как бы мог (могла, могло) звучать это?

Какое оно на вкус?

Какого цвета?

Каково на ощупь?

Чем могло бы пахнут ь

Какой цвет у запаха? Какой вкус у звука? Какой на ощупь цвет?

У йогов есть упражнение – «цветное дыхание». Цвет и звуки – лечат.

Выходите за границы привычного, разрешенного и обыденного. Начните творить сказку вместе с ребенком. И вы увидите мир совершенно другим. Волшебным и необычным.

Тренируйте каждый орган по отдельности и все разом, делайте это постоянно и в вашем мозге будут постоянно образовываться новые нейронные цепи. Это залог долголетней счастливой жизни без склероза и маразма. Это развитие эйдетической, образной и эмоциональной памяти, Это развитие эмпатии – понимания и принятия эмоционального состояния другого человека.

Заостряйте внимание на оттенках и нюансах чувств. Прислушивайтесь, присматривайтесь, принюхивайтесь…

«Мир исполнен соучастий. Природа - нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

Для глубокого изучения:

Музыкально-цветовые ассоциации: «Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»

для детей от 10 до 14 лет

Продолжение следует.