Садовые растения        03.06.2019   

Уголок психолога в детском саду материалы. Уголки эмоциональной разгрузки детей в детском саду

Венера Шаймарданова

В детском саду всегда стоит вопрос как же красиво и красочно оформить стенды.

Сейчас очень актуально оформлять коридоры, кабинеты и группы детских садов различными уголками, так чтобы стенды были не похожими на другие, отличались своей изюминкой.

Я, как психолог, работающий в детском саду, тоже столкнулась с такой проблемой как же красиво и наглядно оформить стенд в своем кабинете, а самое главное не затрачивать на это много времени и средств, чтобы родители, педагоги, приходящие за консультацией обращали внимание на стенд и могли узнать много полезного и интересного для себя.

В работе я использовала обычную плитку для потолка, по краям реечки, покрашенные обычной гуашью или колером смешанной с акриловой белой краской. Для кармашек были использованы плотные файлы, обклеенные с самоклейкой по краям. Буквы сделаны из обычного цветного картона.

В целом я считаю, стенд получился очень красочным и наглядным, а самое главное очень быстро и при необходимости можно менять информацию.

Такой же стенд, создала и для детей, который называется «Игры для детей» - где размещаются различные задания и игры на развитие всех познавательных процессов.

Имеется в кабинете стенд - кармашки для брошюрок для родителей, где изложена вся необходимая информация.


Также еще один стенд расположен в коридоре детского сада под названием «Советы психолога» , любой желающий может прочитать психологическую информацию.


Также в кабинете имеются очень полезные папки с интересной информацией для родителей - копилка советов, это интересно - для педагогов , для детей – развивающие игры.


В конце статьи хотелось бы отметить, что если психологическая информация располагается в удобном месте, красочна подана, то это выглядеть очень интересно и наглядно, текст читается очень быстро и сразу заинтересовывает читателя.


Публикации по теме:

НОВЫЙ год самый удивительный и долгожданный праздник! конечно весь коллектив принимает активное участие в подготовке к празднику.

В прошлом году я открыла для себя замечательный материал для творчества - вспененная резина (или фоамиран! Теперь для оформления своей.

Оформление лестницы в детском саду. Оформление нашего детского сада проходит под девизом «Чтобы детям было уютно!» Чтобы детки с радостью.

Красота и комфорт в детском саду это главное требование. Мы хотим чтобы наши дети чувствовали себя как дома. вот так вот мы решили оформить.

Часто в своих группах мы сталкиваемся с проблемой нехватки места при оформлении необходимых для полноценного развития детей тематических.

Добрый день! Предлагаю вашему вниманию оформление участка в детском саду. К нашему участку прикреплена большая асфальтированная площадь.

Приглашаю на экскурсию в детский сад, люблю рисовать и оформлять. Хочу представить свои работы! музыкальный уголок в подготовительной группе.

Каждая семья, в которой есть дети, сталкивается с нелегким моментом первого с ними расставания. Решение устроить ребенка в современный детский сад сопровождается массой важных вопросов: как малыша встретят сверстники, как чадо будет кушать кашу, сваренную не его мамой, как сможет уснуть не в своей постельке, будет ли слушаться чужую тетю? Но конечно же, самым важным останется вопрос, связанный со здоровьем, как физическим, так и эмоциональным.

Что такое уголки уединения в детском саду

Даже психологически подготовленный дома родными ребенок, придя впервые в детский сад, оказывается в стрессовой обстановке. Здесь все отличается от родного дома: мебель, привычный распорядок дня, игрушки, посуда, еда. А самое главное, окружающие, дети, няни и воспитатели. Малыш испытывает массу новых впечатлений, чувства меняются одно за другим. Состояние радости и восторга быстро сменяется гневом, обидой, ревностью и злостью. Каждое утро, оставаясь в садике, малыш испытывает страх разлуки с мамой.

Трехлетки еще не способны контролировать свои эмоции, в том числе и негативные. А их подавление со стороны взрослых может нанести непоправимый ущерб еще не сформировавшейся психике.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями. Одними из наиболее эффективных инструментов для оптимизации работы и управления психической нагрузкой на ребенка являются уголки уединения в детском саду. Воспитатели все чаще оформляют их в своих группах, перенимая успешный опыт своих коллег.

Комната психологической разгрузки поможет мягко адаптироваться детям младших групп, а также поспособствует выбросу негативных эмоций и созданию легкого и хорошего настроения. Такое место станет незаменимым для того, чтобы ребенок смог передохнуть от коллективных занятий и вновь почувствовал себя в безопасности.

Как оформлять уголки уединения в детском саду

При оформлении важно помнить несколько простых правил, которые помогут сделать это место по-настоящему любимым и эффективным для детей. Оно должно располагаться в укромном месте, в углу или под лестницей, так чтобы не оставаться все время на виду. Имеет значение освещение, оно должно быть приглушенным, создавать ощущение норы, личного и ограниченного пространства. Мягкие подушки, на которых можно полежать и отдохнуть, станут буфером для перевозбужденной нервной системы крохи.

Комната психологической разгрузки может быть оборудована при помощи или передвижных ширм, раздвижных шторок между двумя шкафами или потолочного карниза с ниспадающими легкими занавесками. Уголок не должен быть громоздким и занимать много места. Во всем же остальном помогут желание и фантазия работников садика или родителей.

Особенности в оформлении

Помечтать наедине с собой, почитать книгу, расслабиться и отдохнуть от товарищей по группе - все это будет доступно детям, если в группе есть уголок уединения. Оформление такого места - дело творческое и важное, подойти к нему следует серьезно, лучше даже при содействии детского психолога.

Следует использовать спокойные, приглушенные расцветки, миниатюрную мягкую мебель, картинки с успокаивающим сюжетом, добрые мягкие игрушки. В магазинах для интерьеров можно приобрести красивые релаксационные светильники или мини-водопады, что также благоприятны для успокоения малыша.

Игрушки для психического равновесия

Сегодня немало изобретено игр и игрушек, помогающих восстановить баланс неустойчивой детской психики. Такими игрушками, которые наполнят , могут стать:

    Дартс. Помимо того, что снимает раздражение или злость, развивает координацию и точность движений.

    Коробочка примирения. Имеет отверстия для рук с двух противоположных сторон. Помогает помириться рассорившимся детям, вырабатывает коммуникационные навыки.

    Пазлы и мозаики. Прекрасно помогают успокоиться и сосредоточиться.

    Столик для творчества с бумагой, карандашами, фломастерами, пластилином, тестом для лепки, мелками. С помощью «произведений искусств» ребенок способен выплеснуть скопление негативных эмоций.

    Пальчиковый кукольный театр. Даст возможность раскрыться в сочиняемых диалогах между героями.

    Зеркало настроения. К обычной зеркальной поверхности, желательно округлой формы, прилегает альбом с лицами, изображающими разные эмоции. Малыш, листая изображения, «примеряет» каждую эмоцию к своему лицу, анализируя при этом, какая мимика его выражает больше.

«Домашний» уголок

Если группа небольшая, неплохо иметь в уголке маленький семейный альбом каждого малыша или еще какие-либо родные ему предметы. А еще каждое соскучившееся чадо должно иметь возможность позвонить маме и все ей рассказать по волшебному телефону.

Уголок «Мое настроение» должен хоть отдаленно напоминать малышам о домашней обстановке, уюте и спокойствии. А небольшие комплекты мебели, которые можно передвигать по своему усмотрению, помогут малышу воссоздать его собственную комнату и перенестись в нее хоть на некоторое время.

Отношение родителей и воспитателей

Длительное время после развала Союза устои детских воспитательных учреждений не выходили за привычные коллективные рамки. И вот, на сегодняшний день каждый ребенок, его индивидуальность и психологические особенности выдвигаются педагогами и детскими психологами на первый план.

В современных дошкольных учреждениях воспитательные работы проводятся с учетом характеров и поведения каждого ребенка. В приоритете педагогический подход, который способен раскрыть положительные стороны и потенциал ребенка, но никак не сломать его, подгоняя под шаблон и коллектив.

Но все еще остаются такие работники детских садов, которые против индивидуальных уголков. Они видят в этом нежелание ребенка работать в коллективе, негативно относятся к возможности временного уединения. У родителей мнения также расходятся. Но, как показывает практика, все больше детских дошкольных учреждений вводят в свою практику оформление таких уголков, которые, несомненно, помогают в работе, благоприятно воздействуя на психологический климат в группе.

Организация психологических уголков в группе детского сада

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

Для родителей помимо традиционной наглядной информации, различных выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций, мы проводим совместные детско-родительские тренинги, на которых родители учатся общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива , подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

Уголок для уединения

Кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Дидактическая игра «Собери бусы»;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

Саморегуляции и релаксации;

Для повышения самооценки;

Развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

А чтобы заинтересовать воспитателей, мы с администрацией решили провести смотр-конкурс психологических уголков и простимулировать его не только благодарностями, но и материально.

Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки. Среди критериев выделены следующие:

Наличие материала по зонам;

Эстетичность и оригинальность оформления;

Целесообразность использования;

Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

В жюри вошли: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель и два воспитателя.

Во время организации конкурса мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка. Как его расположить. Решали индивидуально по каждой группе.

Воспитатели проявили свое творчество, отнеслись с пониманием. В некоторых группах уголки расположили в спальне, в одной группе сделали складной уголок, где-то зоны разнесли в разные места.

Во-вторых, где взять средства? Воспитатели многое делали сами. Большую помощь оказали родители. Что-то делали своими руками, что-то приносили из дома.

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. В каждой группе имелась какая-то своя изюминка. Поэтому первое место было одно, а вторых и третьих по два.

Победители награждались денежной премией и грамотами. Всех остальных участников конкурса поименно мы отметили благодарственными листами, подчеркнув индивидуальность каждого уголка.

Прошло только несколько месяцев с тех пор, как заработали наши психологические уголки, но положительный результат налицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность , раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению

https://pandia.ru/text/79/219/images/image002_20.jpg" width="229" height="304 src="> https://pandia.ru/text/79/219/images/image004_7.jpg" width="236" height="292">

Цель: сохранение психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть, но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми словами для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость.

Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения этими качествами обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада — это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что не каждое дошкольное учреждение может похвастаться наличием в штате психологической службы. Задача сохранения психологического здоровья детей ложится на плечи воспитателя.

С этой целью был создана предметно – развивающей среда в детском саду «УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «Комната Фей». Для её создания были определены основные направления преобразования образовательной среды.

Основу разработки составили следующие принципы:

— гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне.
— активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

*для психологической разгрузки воспитанников;
*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
*обучение детей бесконфликтному общению;
*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.

Эти же задачи решает «Подушка с упрямками».
«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют мешочек для крика.

В уголке размещен «Волшебный дуб» .

Его цель: поднимать самооценку ребёнку, формирование уверенности. Для этого ребенку предлагают присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, комплименты, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному дубу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».

Для снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния у детей раннего возраста на этапе адаптации используются игры, направлены на развитие мелкой моторики рук, потешки, при произнесения которых, дети могут прикоснуться и погладить того или иное лесного жителя в зоне «Добрых ласковых друзей» , сопровождая потешкой:

Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка.

Успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции можно в «Зоне покойных игр и секретов» , здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является знакомства детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства – «Зеркальное озеро». Оно имеет форму озера на стене, рядом с которым располагается трава, камушки, лягушки, черепашки. Например, для активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, можно рассказать какую – либо историю.

В «уголке психологической разгрузки» находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Игры, применяемые в уголке психологической разгрузке
«Комнате Фей».

Лариса Потемина

Слайд №2 Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития .

Слайд №3,4 «Полянка настроения» помогает понимать детям собственные эмоции, эмоциональные состояния других. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребенок видит себя и рассказывает о себе все хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей.


Слайд №5 «Волшебные предметы» : шляпа, палочка, плащ помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами.

Слайд №6 «Коробочка секретов» дает возможность ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, поднятию настроения. В ней сложены разные кусочки ткани, мелкие игрушки из разного материала, кусочки меха. Ребенок закрывает глаза, воспитатель проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?» Можно просто рассмотреть предметы, пощупать их.


Слайд №7 «Мешочек радости» изготовлен из голубого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из черного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны резинками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек и «сложить» в него обиды, злость. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку, радость.



Слайд №8 «Корзинка с клубочками разноцветных ниток» Их цель : успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приемов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубок ребенок успокаивается. Игры с клубочками : «Связующая нить» , «Волшебный клубок» , «Шустрый клубочек» .



Слайд №9 «Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика.



Слайд №10 Наличие в уголке мягких диванчиков с подушками «эмоции» , дает возможность расслабиться.



Слайд №11 «Стена изменения настроения» . Дети при помощи рук или ног перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом передают изображенную эмоцию. Они отвлекаются от своих отрицательных переживаний, забывают о них, таким образом налаживается микроклимат в группе.



Слайд №12, 13 «Зонтик» , уголок уединения . Там ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Домик позволяет «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбомы с фотографиями.






Слайд №15 «Коробка-мирилка» . Цель : научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.


Слайд №16 Д/и «Азбука хорошего настроения» . Цель : обучение детей бесконфликтному общению. «Портрет хорошего меня» - ребенок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе все хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что-то пропустил. Так дети создают свой положительный «Я-образ» .