Дарим цветы        21.06.2019   

Упражнение как метод воспитания дисциплинированности и организованности у детей. Основы воспитания сознательной дисциплины у детей

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Что такое дисциплина? Приучаем ребенка к дисциплине. Воспитание дисциплинированности.

Вопрос: когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: "Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната". Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям - угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?

Ответ: верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

В разгар инцидента постарайтесь не "заглотать наживку". Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. ("Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?" Еще раз повторите правило ("Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз"). Постарайтесь решить проблему вместе ("Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты - с собакой"). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.

Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.

Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит "пальто должны висеть на крючках", а не "какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?"

Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.

Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: "Варежки!", чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.

Начинайте свои просьбы словами: "Как только ты..." или "Когда ты...". Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить "Если ты...".

Роза заметила, что если она говорит сыну: "Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк", она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).

Исключите обычно негативное влияние слова "нет". Вместо того чтобы сказать "нет", скажите "да", не изменяя принятых в семье правил.

Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну "да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок", чем повышать себе давление, отвечая: "Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень... Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!"

Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение - это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без "перебарщивания") действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.

Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.

Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. "Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не "перебарщивая". Я просто говорила им: "Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину".

Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.

Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения - заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: "Драться нельзя". И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: "Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре... маршируем со мной прямо за дверь!" Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов - и это правильно!

Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.

Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: "Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу".

Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).

Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: "Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все". И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: "Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице." Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: "Дети пьют из пластиковых чашечек". Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила "пластиковой чашки".

Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.

Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: "Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера". Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: "Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!" (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара - с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).

Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.

Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: "Я тебя не люблю". Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.

Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: "Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!", и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно "сворачивались" вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.

Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.

Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: "А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?"

После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: "Я оделась сама и горжусь этим!"

Подумайте, что "стоит за" плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).

Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: "Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа". Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.

Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: "Мне нужно подумать об этом" или "Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!".

Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.

Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим "истерической критики".

Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: "Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?" Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: "Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу".

Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.

Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.

Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.

Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо "вооружена", чтобы сделать свою "армию" счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.

Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику "тайм-аутов" и "отвлечения".

Помните, что воспитание дисциплинированности - это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не "в разгар инцидента", а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.

Пользуйтесь преимуществами "спокойного времени" - время перед сном, семейный совет, - чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.

Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством "внутреннего контроля". Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.

Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание "восстать" и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: "Погоди, вот папа придет домой!... Ты знаешь, как он обычно говорит - "не пользоваться ремнем - испортить ребенка". О господи, неужели ты этого хочешь?" А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: "Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!" Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.

Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.

Специалисты говорят: "Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными".

Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и "поквитаться". Кроме того, наказание ведет к "борьбе за то, кто сильнее", если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним "сражение". Ситуация становится безвыходной.

Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему "досталось" только потому, что вы хотите "поквитаться" с ним.

Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение "бухгалтерский подход к дурному поведению".

Рассматривайте воспитание дисциплины как "дар" чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.

Вы хотите приучить ребенка к дисциплине, но не знаете какой метод воспитания использовать. Ни жесткие запреты, ни вседозволенность не работают во благо. Там нет абсолютных крайностей. Напротив, все воспитательные процессы сводятся к золотой середине. Чтобы вывести идеальные правила, необходимо поинтересоваться взглядами на проблемы воспитания сразу у нескольких педагогов-психологов. Вот что мы имеем в итоге.

Сокращение времени на тайм-аут

Время на успокоение и утешение дается ребенку для того, чтобы он мог осмыслить сложную ситуацию и прийти в себя. Некоторые родители чрезмерно злоупотребляют этим, акцентируя внимание на поведении малыша (хорошем или плохом). В последнее время в стане родителей принято впадать и в другую крайность: не разговаривать с ребенком за провинность, избегать общения и игнорировать. Мы отчитываем наших детей, устраивая целые показательные лекции, настаиваем, чтобы они немедленно прекратили плакать или баловаться. Однако если своевременно и правильно использовать этот прием, можно извлечь неплохие дивиденды.

Если вы заметили, что ваш ребенок слишком эмоционален, разбрасывает по комнате предметы и злится, значит, он устал. Пришло время взять небольшую паузу и отдохнуть. Дети должны оставаться наедине с собой соразмерно собственному возрасту: по минуте на каждый год. Будет лучше, если вы станете использовать подобную меру не в качестве наказания за какое-либо нарушение. Изоляция не должна восприниматься как позор. Психологи полагают, что наиболее хорошо этот прием срабатывает на детях от трех до восьми лет.

Наказание должно соответствовать проступку

Наказания без предупреждения, особенно если они чрезмерно жесткие, вызывают у детей лишь негодование и возмущение. В конечном итоге вы сами запутаетесь в своих требованиях. Дисциплина заключается в том, что наказание должно быть соизмеримо с проступком.
Например, если в вашей семье негласно существует правило о том, что малыш должен позвонить вам после того, как у него закончатся уроки, а он нарушает его, логично изъять мобильное устройство из обращения на какое-то время. Но если же вы отберете телефон за какой-либо другой проступок - это не изменит поведения ребенка и ничему его не научит. Психологи предупреждают: страдание не является большим стимулом. А случайные наказания только лишь учат детей страху быть пойманными.

Не устанавливайте слишком много правил

Всегда помните простую истину: правила созданы для того, чтобы их нарушать. Поэтому чем меньше ограничений вы установите для собственного чада, тем лучше. Многочисленные запреты лишь создают искушения, не поддаться которым просто невозможно. Коронная фраза «Не делай этого, иначе будет…» так и просит малыша провести эксперимент и посмотреть, а что же все-таки произойдет.
Поэтому ограничьтесь лишь сводом из основных домашних правил и обязательно объясните ребенку, зачем это все нужно. Не прибегайте к пустым угрозам. Если вы хотите в качестве дисциплинарной меры забрать у ребенка игрушку, просто сделайте это без лишних слов. В конце концов, ребенок поймет, какие действия приводят к такому результату, и в следующий раз поведет себя иначе.

Выделяйте положительные моменты

Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина устанавливает наказание за плохое поведение. На самом деле она призвана противостоять огрехам. Именно поэтому намного проще культивировать у детей хорошее поведение, нежели потом бороться с плохим.
Просто представьте, что ваш малыш хороший по определению. Если вы лишний раз похвалите его за хорошо выполненное поручение по дому, это вселит в него дополнительную уверенность в собственных силах. Если же в вашем воспитательном лексиконе главным словом является «нельзя», ребенок будет чувствовать лишь раздражение. В дополнение к похвале эффективно вводить некоторые льготы и поощрения. Так ребенок будет видеть отдачу от своих хороших поступков, а также чувствовать вашу благодарность.

Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике

Это действительно так. Мы отчего-то уверены, что окружающие в случае капризов нашего чада будут плохо думать о наших методах воспитания. Будучи с детьми на людях, мы все время опасаемся этой реакции. На самом деле все эти страхи и тревоги абсолютно напрасны.
Если ваши методы воспитания не подразумевают немедленное урегулирование конфликтной ситуации, окружающие не станут думать о вас плохо. По большому счету им все равно. Поэтому не бойтесь призрачного общественного осуждения и спокойно следуйте избранному курсу. Просто абстрагируйтесь от ситуации и представьте, что вы не на публике, а один на один с ребенком. К тому же вы всегда можете объяснить свою позицию, ненавязчиво отведя малыша подальше от людного места.

Не спешите принимать меры

Несмотря на то что ваш ребенок еще совсем мал, простые жизненные ситуации способны давать ему первые уроки, которые поистине бесценны.
Он видит, как соседский паренек в песочнице ударил другого малыша по голове для того, чтобы отобрать машинку. Уже с четырехлетнего возраста дети могут применять логику и продумывать последствия произошедшего. Пусть ваш малыш немного побудет судьей. Пусть он скажет, хорошо это или плохо - отбирать у других детей игрушки или бить их.

Не кричите

Это так просто, но в то же самое время так трудно. Даже если ребенок постоянно капризничает, сильно возбужден и опять пролил на пол молоко, не поддавайтесь собственным эмоциям. Вы должны быть терпеливы. Проблема в том, что малыши не воспринимают крик в качестве воспитательной меры. Они лишь сильно боятся этих громогласных возгласов. В этот момент у детей задействованы самые примитивные участки мозга, отвечающие за стыд и гнев.
Поэтому они не могут слышать ваших увещеваний. С эмоциональными детьми, а также с подростками дела обстоят еще серьезней. Если вы не сдержались и видите, что малыш в результате вашего гнева сильно покраснел, лучше покиньте комнату и придите в себя. После всего обязательно скажите о том, что вы сожалеете о произошедшем. Обнимите малыша и извинитесь.

Татьяна Меркулова
Воспитание дисциплинированности у дошкольников с нарушениями слуха

Особенности воспитания дисциплинированности у дошкольников .

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот ми, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоение морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определит, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческом миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества, в том числе и дисциплинированности , важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) +

+ (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания . Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя . Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно ? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий : запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых . Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма , в другие – патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство , так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

В советское время основное внимание обращалось на воспитание таких нравственных качеств : гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества конкретное наполнение многих нравственных качеств пересматривается и уточняется. Так, сегодня часто ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания , изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание . Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания , так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки , стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев) . На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику . Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств .

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа . Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч) .

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания , но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений .

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок : атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств , представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средства воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников , от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или перевоспитываем ).

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания .

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания . Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.

Так, Нечаева В. Г. выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания , - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы : методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) ; методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа) ; методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) .

Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания , хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

2. Анализ педагогического опыта по вопросу воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста .

В старшей группе нашего дошкольного отделения СКОШИ № 92 мы уделяем большое внимание воспитанию дисциплинированности наших воспитанников .

Как известно, к старшему дошкольному возрасту у дошкольников проявляется высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной поступок. Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как : «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя» ; «Не могу, папа не разрешит» ; «Хотелось бы, но за это не похвалят» .

В период старшего дошкольного детства , когда понятия «можно» и «нельзя» , «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно , необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.

В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, доброжелательность, дисциплинированность , общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.

Обычно люди быстро привыкают к положительным образцам социального взаимодействия и не считают нужным поощрять других за это. Мы считаем, что при работе с дошкольниками очень важно проявление с их стороны дисциплинированности , тактичности, коллективизма и т. д. оценивать как важнейшие достижения, подчеркивая, что с их помощью ребенок приобретает особый статус в группе.

Необходимо также отмечать связь положительных нравственных качеств детей с их успехами в той практической деятельности, которую они осваивают (на занятиях по развитию речи, спортивных занятиях и т. д.)

Что касается негативной оценки, то она, по моему мнению, требует очень осторожного и умелого применения в отношении детей дошкольного возраста . Так, на негативные формы поведения некоторых малышей можно и вовсе не обращать внимания (показав этим, что они не удостоены положительной оценки, либо отметить конкретные недостатки отдельных детей («Максиму помешала невнимательность» , «Саше не удалось полностью собраться» ). При этом важно обязательно выразить надежду на успехи этих детей в следующий раз, при условии, что сделать это они постараются сами. Использованием этого приема будет приучать детей к пониманию того, что результаты достигаются через самоорганизацию, собственные усилия человека.

Очень важно выбрать соответствующие методы и приемы воспитания дисциплинированности . Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией : на занятии ребенок ведет себя недисциплинированно , мешает всем заниматься. Предлагая детям оценить поведение данного ребенка, мы сталкиваемся со слишком строгим, а порой даже жестоким отношением детей к «нарушителю норм » : «Поставить его в угол» , «Выгнать из детского сада» … Принимая во внимание детский максимализм, важно приучать детей быть более терпимыми друг к другу, а с «нарушителем » проводить индивидуальные беседы, убеждать в форме разъяснения.

Важное место воспитанию дисциплинированности отводится «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирования умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей. Все это является началом воспитания сознательной дисциплины .

В программе сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно -образовательного процесса. Важно помнить, что залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной связи с жизнью и трудом.

Эффективным средством нравственного воспитания является правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований : привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, определенных нравственных качеств. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы. Такой принцип изложения программных требований позволяет воспитателю . Наполнить нравственным сознанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них нравственные качества.

Мы считаем, что как бы хороши ни были выбранные методы воспитания , эффективный результат они дают лишь при определенных условиях :

Любой выбранный метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав . Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного , и школьного;

Выбранный метод воспитания обязательно должен быть осуществимым, он требует логического завершения. Бывает, что взрослые используют по отношению к ребенку прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещанного. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают . Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста , нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников являются практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Нетрудно понять, насколько это способствует обогащению духовного мира ребенка. Решая данную задачу, мы тем самым создаем благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности. Помимо самостоятельной ценности, они необходимы еще и как основа для сопротивления дурному влиянию, с которым ребенок может встретиться. Ведь справедливость, честность, сдержанность, достоинство, дисциплинированность и другие нравственно-волевые качества эффективно противостоят аморальным качествам – хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лени. И хотя положительные моральные качества у ребенка еще недостаточно стойки, он уже способен делать первые шаги по пути самостоятельного нравственного выбора.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость .

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, дисциплинированность , умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Определяя средства и методы воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста очень важно руководствоваться принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Применение этого принципа на практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности , не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам .

Работу по развитию у дошкольников дисциплинированности как одного из важнейших нравственных качеств личности необходимо вести вместе с родителями : сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье . Это важно, поскольку успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий работников дошкольного учреждения и родителей.

Таким образом, чтобы сформировалось любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц . В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением.

4. Список использованной литературы.

1. Воспитатели и родители (из опыта работы) . Составители Загик Л. В., Иванова В. М. – М., 1985.

2. Дошкольная педагогика /под ред . Ядэшко В. И. и Сохина Ф. А. /. – М.: «Просвещение» , 1988.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика . – М.: «Академия» , 2007, - 416 с.

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: «Педагогика» , 1988. – 103 с.

5. Лейкина Б. С. Развитие и воспитание личности ребенка . – Л., 1973. – 42 с.

6. Меренков А., Буйлова А., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе. //Дошкольное воспитание , 2001, №8.

7. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника . – М.: «Просвещение» , 1987. – 142 с.

8. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста . – М.: «Просвещение» , 1986. – 96 с.

9. Программа воспитания в детском саду . / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1987.

10. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей . – М., 1977.

В одних семьях вопросы дисциплины при воспитании детей имеют первоочередное значение, а в других приучать малыша к порядку родители не спешат, полагая, что это прерогатива педагогов. В третьих семьях взрослые и вовсе полагают, что понятие «детская дисциплина» сродни архаизму, давно себя изжило, и малыши не должны иметь практически никаких ограничений.

Тема о том, как научить ребенка дисциплине, культуре поведения и порядку, достаточно типична не только для детских площадок. Этот вопрос всегда актуален. Проблема дисциплинированности дошкольников на протяжении многих столетий остается предметом особых усилий и забот педагогов. Маятник идей колебался от розог и карцера до монтессориевской свободы и демократизации школьных правил в целом.

Слово «дисциплина» в переводе с латинского, кроме определенной области знания, например математической или лингвистической дисциплины, означает обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку. Разделяют и так называемую внешнюю дисциплину и внутреннюю.

В этой статье представлены советы психологов, как ребенка приучить к дисциплине, не ставя при этом жестких рамок и не нанося вред психике малыша.

Зачем нужна дисциплина и как приучить ребенка к порядку

Если говорить о старших дошкольниках и младших школьниках, то внешняя дисциплина - это желание соответствовать требованиям ради получения положительной оценки или одобрения со стороны взрослых. В основе же дисциплины внутренней лежат самостоятельное желание и способность к подавлению негативных импульсов, управление собственным поведением, самодисциплина.

А зачем нужна детям внутренняя дисциплина? Она рождается на стыке потребностей детей и взрослых, на той самой границе, где возникает и дружба. Но, к сожалению, очень часто на этом самом стыке потребностей детей и взрослых последними пускается в ход либо давление авторитетом, либо благодушная вседозволенность. Оба этих приема далеки от единственного здорового поведения в детско-родительских отношениях - от уважения к желаниям и потребностям друг друга и конструктивной защиты собственных границ.

Для глубокого и полного погружения в мир строгих правил, рекомендаций, запретов и указаний необходимо запастись огромным количеством любви к себе самому и к собственному ребенку.

Безоценочная, безусловная любовь - это тот защитный скафандр и, одновременно, кислород, который обеспечит комфортное погружение в бурные волны жизни. Без постоянного ощущения безусловной любви выжить в экстремальных условиях строгости ребенку будет невероятно трудно. Он либо будет вынужден бороться за свою жизнь (проявлять агрессию, закатывать истерики), либо просто утонет в страхе и безысходности.

Если вы еще не научились безусловной любви, или вам не удается убедить в ней своего ребенка, отложите на время борьбу за послушание и дисциплину. Вы навредите своим детям и разочаруетесь сами. Для развития дисциплины у родительской любви у детей должно быть достаточно.

Советы психолога:

  • Чтобы приучить ребенка к порядку и дисциплине как можно быстрее, проявляйте безусловную любовь. Чем больше ребенок видит, ощущает, слышит от вас посланий о любви, тем легче ему время от времени поступиться своей свободой ради соблюдения правил - и эта уступка не будет для него разрушительной.

Правила детской психологии: воспитание дисциплины в семье

Парадоксально, но детская психология такова, что правила и дисциплина ребенку важны даже при условии, что он им сопротивляется. Наличие правил, норм и традиций в семье дает ощущение стабильности и безопасности. Наглядно это демонстрируют малыши, когда в очередной раз тянут ручку к розетке, глядя на взрослого и ожидая запрета. А услышав его, с удовлетворением отходят в сторону, будто сама розетка их интересовала не столько, сколько само подтверждение правил. Другой вопрос в том, насколько много правил окружает ребенка и соответствуют ли они его возрасту. От слишком большого количества правил и ограничений пользы не будет. Ребенок начнет восставать, бунтовать или тревожиться.

Основа воспитания дисциплины у детей в семье – обоснованность правил. Для 5-6-летних детей будет полезно, если правило не возникнет из ниоткуда, а будет чем-то обусловлено, и его необходимость будет очевидной. Полезно обсудить правила с со всеми членами семьи, где они будут действовать. Тем самым вы повысите ценность и важность каждого члена маленького коллектива и предложите им быть не просто исполнителями, но и арбитрами, а возможно - чего только ни бывает! - ревностными поборниками соблюдения принятых норм.

Подоплекой любого правила при воспитании дисциплины у детей дошкольного возраста должны быть не запрет и подчинение родительскому авторитету, а аргумент «кому от этого будет плохо». Этот пункт очень важен! Именно благодаря ему формируется естественное ограничение себя, сдерживание своих импульсов и понимание своей свободы как возможности делать все, что не вредит окружающим. Кроме того, такая мотивировка ограничений помогает воспитать в ребенке естественное внимание к окружающим, причем не потому, что они могут осудить или наказать, а потому, что вокруг живые люди, которые заслуживают уважения.

Сравните высказывания:

  • «Не бросай песок - это нехорошо!» и «Не бросай песок - ты засыплешь глаза девочке!»
  • «Не кричи - это неприлично!» и «Не кричи - я ничего из-за тебя не слышу!»
  • «Перестань вертеться, когда с тобой говорят!» и «Мне трудно с тобой говорить, когда ты на меня не смотришь!» Безусловно, существуют определенные запреты, которые невозможно аргументировать ничем, кроме слов «это неприлично» и «это не принято», но они скорее относятся к правилам этикета (есть ложкой, а не руками, не класть ноги на стол и т. д.). Вы удивитесь, насколько часто мы используем общественное мнение как аргумент там, где достаточно было бы сказать о вреде окружающим. Такая подмена аргументов ведет к излишней зависимости от социального одобрения и не вырабатывает естественного и здорового сочувствия.

Желательно после призыва к сочувствию сделать и следующий шаг: поддержать потребности ребенка. Ведь если песок вредит девочке, его можно кидать туда, где он не вредит никому!

Важные правила воспитания дисциплинированности у дошкольников (уборку постели, наведение порядка в комнате и так далее) обсудите на семейном совете.

Методы воспитания родителями дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников

Продуктивным методом воспитания дисциплинированности является трансформирование запрета из «полного табу» во «временное ограничение». Многие правила актуальны только в некоторых ситуациях. Например, ограничения «не бегай», «не кричи», «не рисуй на обоях», «не пачкайся», «не бегай по лужам» - все они, и еще бесчисленное количество подобных, не достойны той жесткости и эмоционального накала, с которым обрушиваются на головы детей и вполне могут иметь разрешающее продолжение: где и при каких условиях это можно делать. Практически любой «бой» за хорошее поведение может стать «дипломатическими переговорами»: «Не кричи дома, вот на улице вволю накричишься», «Не рисуй на обоях, вот тебе лист»…

Для воспитания сознательной дисциплины у ребенка, вводя правила и запреты, аргументируйте свои действия чувствами. В практическом применении это может звучать следующим образом:

  • «Не кричи так, у меня голова не выдерживает, болит».
  • «Пожалуйста, давай говорить по очереди, а то я теряю свою мысль и чувствую себя неловко».
  • «Нельзя уходить за ворота, я за тебя в ответе, я боюсь».
  • «Не убегай от меня далеко, мне страшно, что я тебя потеряю».
  • «Не лезь сейчас в грязь, мы идем в гости, и мне будет стыдно, что ты такой чумазый».

Поверьте, это замечательно работает.

В процессе воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников, не вдавайтесь в излишние объяснения по поводу актуальности правила: тем самым вы теряете позицию руководителя, ставите под сомнение все, что говорите. Для кого-то это очевидно, для кого-то, увы, почти невыполнимо.

Для того чтобы дети с готовностью слушались взрослого, он должен представать перед ними ярким, весомым и уверенным в себе человеком. Здесь работает правило фигуры и фона. Взрослый должен четко прорисовывать свои позиции на фоне многочисленных желаний детей в группе или на фоне желаний собственного ребенка в семье. Тем самым взрослый не только сделает серьезный шаг на пути развития дисциплины дошкольника, но и заявит о себе как о руководителе, а также даст ребенку опору и ощущение стабильности. Его образ в этом случае формируется благодаря осанке, уверенности в голосе, четкости мысли и весомости речи; для учителя очень важна также и одежда.

Как привить ребенку дисциплину: наказания за нарушения

Заранее договоритесь о том, каким будет наказание, если ребенок нарушает дисциплину и не следует ранее оговоренным правилам. Правило плохо работает, если отсутствует наказание за проступок. Помните, что наказание должно быть неприятным, но посильным и стимулировать скорее прилежание, а не ненависть к вам. Для выбора наказания лучше обратиться к запрету каких-то любимых, но вредных бонусов. Например: сократите время просмотра телевизора, компьютерных игр или количество сладостей. Наказание в виде запрета прогулки или давно планируемого посещения зоопарка будут вредны и жестоки.

Правила одинаковы для всех. Если вашему старшему сыну запрещено разбрасывать игрушки, а при схожей ситуации вы оправдываете его младшую сестричку, приводя в довод ее возраст, вряд ли ребенок будет поддерживать порядок. Если убирать за собой надо - это надо делать всем, кому-то самостоятельно, кому-то с помощью и напоминаниями.

При недовольстве поведением ребенка ваше эмоциональное излияние должно быть строго ограничено регламентом. Определить регламент вам помогут собственные ощущения: какой дозы возмущения родителей хватало вам, чтобы почувствовать дискомфорт и понять, что вы не правы.

Если вы не способны сдержать свой гнев, ругайте только поступок ребенка, не осуждайте его в целом, не пользуйтесь такими репликами, как «Ты всегда…», «Вечно ты…», «Никогда от тебя не дождешься…» Критикуя личность, а не деятельность вы наносите удар по самооценке ребенка.

Как показывает практика, чтобы привить ребенку дисциплину безболезненно, нужно найти баланс между контролем и любовью. Жизнь - не черно-белый контрастный рисунок, в любых правилах есть исключения. Иногда правила можно нарушить - и это очень даже полезный опыт действия в нестандартных ситуациях. Кроме того, исключения лишний раз обозначат важность не самих правил и принципов как таковых, а важность комфортной и безопасной жизни, которые обеспечивают эти правила.

Найти баланс между контролем и любовью - вот достойная цель родительских стараний и усердия.

Статья прочитана 2 514 раз(a).