Дарим цветы        11.05.2019   

"Во всякой избушке свои погремушки.". Кто придумал погремушки

Тема НОД: Музыкальные игрушки

Цель:

Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием.

Задачи:

1. Формировать представления о свойствах и качествах предметов рукотворного мира, сделанных из различного материала; развивать фонематический слух с помощью неречевых звуков.

2. Развивать восприятие, внимание, память, речь, активизировать пассивный словарь детей.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам.

Организация развивающей среды:

— Для мотивации: игрушка-заяц;

Для проведения НОД: красивая коробка с колокольчиками, деревянными ложками, бумагой разных цветов; таз с водой, волшебные мешочки, погремушки.

Методы и приёмы организации НОД:

— музыкальная загадка, игровое упражнение, сюрпризный момент для удержания внимания, игра на детских музыкальных инструментах, опытно-экспериментальная деятельность, музыкальная игра.

Решение программных задач при проведении режимных моментов:

1. Утро: Дидактическая игра «Угадай, что звучит?», индивидуальная работа по обучению на детских музыкальных инструментах — колокольчик, деревянные ложки, погремушки.

2. Вечер: опытно-экспериментальная деятельность «Что утонет, что поплывёт», музыкально-ритмическая игра «Танец с погремушками».

3. Прогулка: малоподвижная игра «Где звенит колокольчик (погремушка)?».

Взаимодействие с родителями:

— приобретение деревянных ложек и колокольчиков для самостоятельной музыкальной деятельности детей;

— подборка стихов про ложки, погремушки, колокольчики и заучивание их с ребёнком;

совместная деятельность взрослого и ребёнка — разукрашивание ложки. Выставка работ «Самая красивая ложка».

Проведение непосредственно образовательной деятельности.

Мотивация:

В: Звучит музыка.

Воспитатель обращает внимание детей на музыку и предлагает подумать и сказать кто бы мог под эту музыку придти в гости к детям. (волк? медведь? лиса? зайка?)

Воспитатель предлагает посмотреть кто же это?

Воспитатель вносит зайку.

З: Здравствуйте, ребята (грустно).

В: Зайка, а почему ты такой грустный? (Зайка говорит, что он заблудился, и не знает как вернуться домой).

В: Ребята, давайте поможем Зайке найти дорогу домой? (воспитатель предлагает взяться за ручки и отправиться в путь).

Основная часть НОД:

Маленькие ножки идут по широкой дорожке… (дети идут по широкой дорожке друг за другом под стихотворение)

Воспитатель обращает внимание на красивую коробку, спрашивает: «Чья коробка?» (Зайкина? Сашина? Алисы? Софии? Алёши?) . Предлагает сесть на стульчики и посмотреть что в коробке.

В: Ребята, а коробка не простая, она музыкальная!

Воспитатель достаёт по очереди из коробки:

1. БУМАГУ. Посмотрите ребята, что это? (бумага). Бумага умеет шуршать (показывает как это делать) Спрашивает, что умеет делать бумага? (шуршать).

2. КОЛОКОЛЬЧИК. Звенит в колокольчик. Что умеет делать колокольчик? (звенеть)

3. ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ. Стучит ложку об ложку. Что умеют делать ложки? (стучать)

В: Послушай, зайка, как бумага умеет шуршать, колокольчик умеет звенеть, а ложки стучать. Ребятки для тебя сыграют как настоящий оркестр. (Под музыку «Розовые щёчки»).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА.

В: Ну что, ребятки, пойдёмте дальше искать домик зайчонка. Только дальше тропинка узкая, придётся идти друг за другом. Дети идут по узкой тропинке. В конце тропинке (на столе) два волшебных мешочка — один тяжёлый, другой лёгкий. Ребята, послушайте, (воспитатель организовывает импровизированный спор двух мешочков, которые спорят между собой кто тяжелее). Воспитатель предлагает проверить детям, какой тяжелее, какой легче. (Дети высказывают своё мнение). Воспитатель предлагает проверить кто из детей прав — дети достают из мешочков ложку и колокольчик и положить в тазик с водой. Колокольчик — утонул, ложка -плавает. Воспитатель просит детей сделать вывод: что легче, что тяжелее и почему. (при необходимости помогает сформулировать мысли, употребляя слова лёгкий, тяжёлый).

З: (весело и радостно) Ребята, посмотрите, вот мой домик. Ребята, за то, что вы помогли мне найти дорогу домой я хочу подарить вам подарки (Зайка достаёт красивую коробку)

Воспитатель помогает детям открыть коробку и достать подарки — погремушки.

В: Что это? (погремушки). Что они умеют делать? (греметь).

Воспитатель предлагает поиграть с погремушками.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА С ПОГРЕМУШКАМИ.

По ладошке стук да стук,

Вот какой весёлый звук.

Что же это за игрушки?

Это наши погремушки!

По коленочке стучим,

Громко-громко говорим:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Погремушка, ты наш друг.

Мы покружимся сейчас,

Вот какой весёлый пляс!

В: Вот мы и проводили зайку домой, пора и нам возвращаться. Давайте попрощаемся с зайчиком. (Дети прощаются с зайчонком и отправляются домой).

Подведение итогов:

В группе детей встречает помощник воспитателя Анна Юрьевна. Анна Юрьевна спрашивает детей где они были, что интересного видели? Дети рассказывают что нового они узнали. (дети делятся своими впечатлениями).

2cлайд Здравствуйте! Меня зовут Перелыгин Никита.
3с лайд В детском саду мы с друзьями очень любим играть на шумелках. Они очень похожи на простые погремушки. Я подумал, ведь мы уже идем в школу, а почему до сих пор играем погремушками?
4слайд Что такое погремушка? Это детская игрушка, которая гремит, когда ее встряхиваешь.
5слайд Сначала я решил узнать, почему она гремит. Разобрал одну погремушку и увидел, что внутри шара лежит кусочек пластмассы. При встряхивании он перекатывается и издает звук.
6слайд Мы решили провести ряд опытов и узнать, от чего зависит звук погремушки. Сначала взяли две пустых бутылки, разные по величине, насыпали одинаковое количество сухих косточек от вишни и провели опыт. Оказывается, чем больше форма – тем громче звук.

7слайд второй опыт показал, что если косточек насыпать очень мало – звук будет слабый, если больше половины формы – звук будет глухой. Что бы был хороший звук- насыпать нужно чуть меньше половины формы или одну четвертую часть.
8слайд третий опыт помог мне узнать, какие звуки может издавать погремушка. Оказывается, самый звонкий звук издают металлические предметы – скрепки. Затем громко шумят орешки, скорлупки сухие косточки. Потише звучат крупа и зерно, и совсем тихо шуршат песок и соль.
Эти опыты показали мне, что погремушки не такие уж и простые игрушки.
9слайд Я решил узнать побольше.
10слайд Оказывается, что первые погремушки нашли в пирамидах фараонов в Египте. Но тогда это были не игрушки, а обереги.
11с лайд Его дарили ребенку при рождении и когда он играл, то звук погремушки отгонял злых духов и призывал ангелов, которые берегли малыша от бед и болезней. Вот оберег, сделанный из высушенного гусиного горла.
12слайд Из чего только не делали погремушки: из кожи, кости, глины, плодов, дерева, раковин.
13слайд И названия давали разные: шаркун, грематушка, побрякушка, шуршунчик, тарахтушка.
14 слайд и в старину, и сейчас, в любом уголке Земли, каждый маленький ребенок играл погремушкой
15 слайд Играя с малышом, мамы заметили, что играя на погремушке можно петь. А если играть тихо – можно усыпить. Так погремушка стала музыкальным инструментом.
16 слайд У нас в России есть такая пословица- в каждой избушке свои погремушки.
Каждая мама мастерит для своего ребенка свою погремушку.
17 слайд во всем мире используют погремушку как музыкальный инструмент. Это маракас, румба., шейкер, гуиро и другие.
18 слайд В магазинах сейчас продается много красивых музыкальных инструментов.
19 слайд Но мы с папой решили сделать такие музыкальные инструменты сами.
20слайд Вот что у нас получилось.
21 слайд Эти музыкальные инструменты я сделал сам.
22 слайд С друзьями у нас получился веселый оркестр.
23 слайд Скоро я уйду в школу, а мои поделки пусть останутся в саду и малыши ими играют. Ведь это не простые погремушки, а настоящие музыкальные инструменты.
24 слайд Все о чем я узнал про погремушки, мы вместе с моим руководителем Татьяной Андреевной оформили в презентацию и с ней я выступал перед ребятами своей группы и на научно-практической конференции ДОУ «Первые шаги», где завоевал диплом победителя в номинации «Маленький Эйнштейн»
25 слайд Когда я буду учиться в школе, то буду участвовать в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» т.к. мне очень понравилось быть исследователем и открывать для себя что-то новое.

Погремушки - это самые древние игрушки в мире. Их находят в доколумбийской Америке, у египетских фараонов, у хеттов - везде. На заре цивилизации их делали из тех материалов, которые были под рукой. Самые первые были сделаны заботливыми родителями из сушеных фруктов, которые содержали внутри семена и звучали при встряхивании как колокольчики. Поэтому самые древние погремушки, сделанные из глины и бронзы, напоминали по форме тыкву, гранаты и другие фрукты. Хотя ее шум должен был просто отвлекать и успокаивать малыша, всегда считалось, что он также обладал силой изгонять злых духов, предотвращать несчастья и рассеивать зло.

Детская погремушка - одно из самых гениальных изобретений человечества для ребенка. Фактически, она является основным тренировочным инструментом для развития малыша и общения с ним в первые месяцы. Привлекая к себе внимание звуком погремушки, мы помогаем ребенку учиться концентрировать внимание, общаемся и играем с ним. У малыша еще недостаточно развиты органы зрения и слуха. Погремушка помогает новорожденному тренировать их - в этом помогают ее цвет и звук. Маленьким детям очень нравится играть, ну а положительные эмоции хорошо действуют на его рост и развитие. Через игру и общение ребенок начинает знакомиться с окружающим миром.

Круглой погремушке из Месопотамии уже больше 4 тысяч лет. Она полна маленьких бусин и защипнута по краям, как пирожок. Возможно к ней крепилась палочка или она могла подвешиваться. Такой тип керамической погремушки встречается повсеместно. Ее, как и месопотамскую птичку 2 тысячелетия до н.э. можно использовать по назначению также, как и современные погремушки.

Эта древняя египетская погремушка в виде рыбки середины 2 тыс. до н. э. хранится в Бруклинском музее. Ее длина всего 11 см. Рыба в Египте - символ рождения и возрождения (поскольку у рыб изо рта появляется живое потомство) - один из самых распространенных детских амулетов, .

Когда ребенок тянется к погремушке, стремится взять ее в руки, - он тренирует координацию движений, хватательный рефлекс, тактильные навыки (осязание). Встряхивая погремушку, он начинает осваивать понятия ритма. Когда у ребенка начинают прорезаться зубы, инстинктивно он ищет вокруг что-нибудь пожевать, поэтому часто погремушку снабжают удобной деталью для жевания и "чесания" десен. По этой причине погремушка часто одноременно и прорезыватель для зубов. Одним словом, магия или не магия, но для здоровья и развития малыша погремушка - вещь очень полезная.

Но эти погремушки погрызть очень трудно - они сделаны из бронзы. Большая коллекция таких игрушек 9-10 вв. до н.э собрана в Метрополитен музее, найдены они на территории Ирана. Внутри бронзовых открытых шаров - бусины.

По такому же принципу делаются подвески "бола", которые известны у многих народов, в том числе в восточных странах и в Латинской Америке. Это небольшие подвески-погремушки в виде открытого или закрытого шарика, внутри которого находится бусина. Такая подвеска-колокольчик издает мелодичный звон и если его носит беременная женщина - малыш слышит этот звон и узнает его, когда рождается. Тихое позвякивание такого колокольчика детей очень успокаивает. Подвеска все время висит на шее матери и она играет ею с малышом.


Маленький поросенок, найденный на Кипре, из коллекции античной керамики Британского музея еще раз доказывает, что дети и игрушки принципиально не изменились за последние 3 тысячи лет. Справа - терракотовая древнеримская погремушка-кабанчик 1-2 в до н.э. из Археологического музея Джона Хоппкинса. Погремушки при встряхивании до сих пор издают дребезжащий звук. На фигурках часто сохраняются остатки пигмента, по которому можно понять, в какой цвет они были покрашены, чаще это светлые тона.

Античная погремушка-свинья 3 в до н.э. найдена в Италии. Кипрская игрушка 6 в. до н.э. справа - из музея кикладского искусства Николаса П. Гуландриса в Афинах. Форма свиньи имеет большое значение, поскольку эти животные связаны с Деметрой, богиней урожая и плодородия, свинья означала возрождение и омоложение.


Еще две погремушки из музея Хоппкинса. Мальтийская собачка была любимым домашним питомцем в Древней Греции, в том числе у детей. Эта порода собак существует и сейчас. Погремушка в виде дельфина не только развлекала ребенка, но и служила защитным амулетом, поскольку дельфин в античные времена ассоциировался с существом, спасающим и защищающим детей. Обе погремушки из Древней Греции, 4 в. до н.э., внутри полые с маленькими камешками.

Эти погремушки середины 2 тысячелетия до н.э. найдены на Кипре, хранятся в Метрополитен музее.

3 погремушки из Латинской Америки: погремушка доколумбийского периода, 1-2 в. до н.э. из каолиновой клины (Мексика, Халиско); погремушка индейцев Хиви (гуахибо) конца XIX века из тыквы, дерева и перьев из Венесуэлы и третья - из метала с каменной головой из Перу, 3 век.


Китайские керамические погремушки XIX века.

КАК ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПОГРЕМУШКИ?

Первоначально погремушка принадлежала миру взрослых. Это был один из первых атрибутов древних религий и одновременно - первый музыкальный инструмент. Мы встречаем ее в шаманских обрядах, видим изображения погремушек-систрумов в росписях древних египетских храмах, а маракасы и кастаньеты - тоже родственники детской погремушки. Объединяет их одно общее первоначальное назначение - они призваны были отгонять злых духов, очищать пространство и приносить в мир гармонию.

Эта шаманская погремушка 19 века с Аляски в виде кулика-сороки помогала шаману в его путешествиях в паралельные миры. Тотемное животное несет его на спине, а лягушки символизируют злые силы, с которыми он борется на пути. Шаманы могли активировать свойства магических объектов, используя вибрацию звука и концентрируя энергию.

Погремушки, трещотки, бубны и барабаны в древних обрядах выполняли роль музыкально-ритмического сопровождения. У некоторых народов похожую роль играет звук рога или колокола. Возможно, ритмичный мелодичный звук создает резонансные волны, которые действуют на все вокруг, очищая пространство и сознание. Есть такие теории.

У многих народов был обычай навешивать колокольчики и бубенчики не только на погремушки, но и на конскую сбрую, на одежду, а также носить в качестве украшений. Давно подмечено, что очень маленькие дети особенно любят мелодичную тихую музыку, типа китайской, которая звучит как перезвон колокольчиков. Резкие громкие звуки малыша пугают.

Очень распространенный, и не только в Египте храмовый инструмент - систрум. В переводе означает "трясти", "встряхивать". На горизонтальные перекладины надевались металлические тарелочки, которые при встряхивании издавали очень приятный мелодичный звон. На иллюстрации - современная реконструкция египетского систрума, хеттский систрум первой половины 3-го тысячелетия до н.э., сделанный из меди (Метрополитен музей) и фрагмент росписи из храма Абу-Симбел в Египте, на котором изображена играющей на систруме одна из самых знаменитых своей красотой женщин древности - Нефертари, жена Рамзеса II.

Систрум использовался в церемониях и обрядах в храмах богини Исиды. После того, как римляне завоевали Египет (30 г. до н.э.) культ Исиды распространился по всему Средиземноморью, были такие храмы и в Риме. Легко представить, какое красивое это было зрелище, когда жрицы танцевали, все одновременно ритмично двигаясь под звуки систрума. Кстати, похожий на него инструмент до сих пор используется в ритуалах эфиопской Православной церкви.


Эта керамическая погремушка железного века найдена в Иерусалиме, хранится там же, в Археологическом музее Рокфеллера. Это еще одна взрослая погремушка. Во время праздника Пурим при чтении Книги Есфирь, каждый раз при упоминании Амана поклоняющиеся должны шуметь, топать ногами и греметь такими погремушками, выражая неодобрение. И действительно, ее форма очень удобна для того, чтобы держать ее в руках, подобно музыкальному инструменту. Поскольку много погремушек (такой и других форм) находят именно в культовом контексте или внутри храмов, ученые считают, что это артефакт ритуального назначения - она была важным музыкальным инструментом во время религиозных служб.

Одним словом, археологи не всегда могут совершенно точно определить назначение той или иной найденной погремушки. В качестве примера - эта птичка эпохи бронзы, найденная в Южной Германии. Она относится к археологической Лужицкой культуре, которая была распространена на территории нынешних Польши, Чехии, Словакии, Германии и части Украины.

Древнерусские погремушки делались из дерева и глины, кожи, бересты, соломы, внутрь вкладывались семена растений, бусины или камешки, чтобы игрушка не только развлекала малыша, но и, как водится, отгоняла нечисть и всякую лихоманку. Как и во всем мире распространена была погремушка круглой формы на палочке, на нее наносились узоры в виде спирали и другие символы. Шар и круглая форма практически у всех народов ассоциировалась с солнцем, дающим жизнь, тепло и урожай. В Поморье делали погремушки-шаркунки - из бересты или палочек плели много кубиков, которые соединялись в большой кубик на палочке, в каждый маленький при этом вкладывли сушеную горошину. На фотографии: погремушки-шаркунки, сплетенные из бересты в 1980-е годы в Архангельске мастером Варварским, хранятся в музее-заповеднике "Царицыно" в Москве.

Само слово "погремушка" означает предмет, полый внутри с размещенными внутри небольшими предметами типа бусин, камешков, семян растений, издающий звуки при встряхивании или имеющий какой-то другой способ звукоизвлечения. Это могли быть предметы различного назначения. Самые древние найденные погремушки предположительно относят к 8 тысячелетию до н.э.. Детские - приблизительно к 4 тысячелетию до н.э. Поскольку погремушка была широко распространенным в быту предметом, простым в изготовлении и имеющим небольшую форму - в археологических раскопках их находят очень много. В большинстве своем они сделаны из глины (поскольку этот материал хорошо сохраняется), во многих случаях имеют геометрические рисунки, часто сделаны в виде фигурок животных. Начиная с 1 тысячелетия появляются погремушки из бронзы и других металлов, возможно они не были предназначены для детей.

Но большинство детских погремушек вообще не дошло до наших дней и мы можем только догадываться, как они выглядели. Интуитивно их мастерили из простых подручных материалов типа дерева, соломы, кожи, ткани. Известно, например, что во многих культурах делалось много мячиков из ткани и кожи, отголоски этих обычаев мы встречаем, например, в японских погремушках-тэмари. Подтверждают это также множество найденных в раскопках кожаных мячиков, иногда совсем маленьких, в районе 5 см (глиняный мячик ребенку не бросишь). К примеру, кожаные мячики находят при раскопках в Великом Новгороде. На интересную параллель наводит форма римонима - наконечника деревянного шеста, символизирующего Тору, дерево жизни. Его восьмигранная форма напоминает плоды граната, само слово "римоним" означает "гранат".

О близости назначения погремушек культовых и детских говорит также большое количество найденных погремушек в виде яиц, на предназначение которых проливает свет использование современных "писанок". Разнообразие форм и видов погремушек продиктовано теми природными материалами, которые окружали древнего человека и из которых он мог их сделать. С развитием культуры и искусства совершенствовались и детские погремушки. Любопытно, что самая знаменитая погремушка, оставившая свой след в искусстве, сделана из металла. Уже в древности зародился обычай украшать погремушки драгоценными камнями, которым приписывались особые защитные силы. К детским камням-оберегам относили агат, коралл, хрусталь, а также волчьи клыки, слоновую кость.

ПОГРЕМУШКА И ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО

На картине Диего Веласкеса хорошо видно, что дорогой наряд мальчика украшен колокольчиками - чтобы не потерялся, а также для защиты от зла и для развлечения.

Мадонна с младенцем
Неизвестный художник, фламандская школа.

Мадонна с младенцем
Бернардино Фунгаи (1460 - 1516).
На младенце ожерелье из кораллов, коралловый амулет и браслет по моде того времени.

Мадонна Сенигалья с Младенцем и ангелами, 1470
Пьеро делла Франческа (1420-1492)

На этом полотне Альбрехта Дюрера интересна не только погремушка, но и самодельная пустышка. Даже и в наше время когда маленького ребенка нужно успокоить, ему заворачивают в ткань кусочек сахара. Это очень вредно для молочных щубов, но глядя на картину, можно предположить, что в Италии в 1506 году, когда была написана картина, подобный способ тоже использовался. Этот прообраз пустышки послужил также для создания любопытного современного предмета для ухода за детьми - ниблера.


ЕВРОПЕЙСКИЕ И АМЕРИКАНСКИЕ ПОГРЕМУШКИ XVI-XIX ВЕКА


Голландские погремушки XVII века.

В XVI-XIX веках погремушки становятся настоящими драгоценностями, их делают из золота и серебра, украшают чеканным орнаментом и колокольчиками, отгоняющими злые силы. Иногда их украшают драгоценными камнями. Петелька позволяла повесить игрушку на шею ребенку, прикрепить к руке или (реже) к поясу, позже к конструкции добавился свисток. Такие погремушки становятся излюбленным подарком на крестины, к ним относились как к реликвиям, ценили их и берегли, поэтому их сохранилось довольно много, в отличие от обычных бытовых погремушек. Из-за высокой цены их могли позволить себе только богатые семьи, поэтому такая погремушка была признаком статуса и положения в обществе.

В европейских погремушках XVI-XIX веков использовали такие материалы, как кораллы, горный хрусталь, волчьи зубы, не только из-за красоты, но и потому, что им приписывалась сверъестественная сила. Волчий клык, например, символизировал власть. Он должен был передать власть от животного ребенку и таким образом защитить его от опасности. Коралл был широко известен как защита от порчи и сглаза, а кристаллы хрусталя лечили раны. Кроме того, считалось, что хрусталь помогает в учебе и улучшает память, то есть, чем раньше начать его носить - тем больше шансов на успешную учебу. Так что отношение к погремушке было более чем серьезным.

На фото: серебряные погремушки и свисток английской работы, предположительно середины XVIII века. Такие серебряные погремушки были популярны на протяжении нескольких веков в Европе и в Америке, вплоть до начала XX века.

Коралл считался профилактическим средством от всех детских болезней, начиная от болей в животе до лихорадки, также он защищал от пожара, яда и колдовства. Вставка из коралла предназначалась для жевания при боли в деснах, когда резались зубы. Такого рода погремушки изображены на многих детских портретах с начала XVI века, в том числе на полотнах таких известных мастеров, как Хальс, Рембрант, Веласкес, Буше и Хогарт.

Самым лучшим талисманом из коралла для ребенка (и вообще для всех) считается такой, который имеет очертания человечка или животного - их называют "корнетти" (между прочим, итальянская футбольная федерация запретила игрокам брать корнетти на поле из-за многочисленных травм). Кораллы клали в детскую кроватку, опускали в воду, когда крестили ребенка. Также были популярны ожерелья и браслеты из кораллов.


Англий ская погремушка времен Георга III сделана из серебра с позолотой и с коралловой вставкой - прорезывателем для зубов. Автор - Марк Томас Бро, 1798 г. 4 колокольчика расположены на 2-х ярусах, гравировка владельца, длина 15 см. Принадлежала Эдварду Джону Спенсеру (виконту, затем графу). Эта погремушка была продана на аукционе "Кристис" в 2010 г



Детская викторианская погремушка из серебра сделана фирмой "William Summers" в Лондоне, 1887 год, длина 10,5 см.

Портрет ребенка с погремушкой из музея серебра в Антверпене (Zilvermuseum Sterckshof Provincie Antwerpen)

На фото: серебряные погремушки английской работы разных периодов.

Но нравились они далеко не всем. Например, Жан-Жак Руссо в своей книге "Эмиль" (1762) критиковал эти роскошные погремушки. "Теперь уже ни в чем не умеют соблюдать простоты, - писал Руссо, - даже по отношению к детям. Серебряные, золотые, коралловые бубенчики, граненый хрусталь, всякой цены и всякого вида погремушки - сколько бесполезных и гибельных приборов! Ничего этого не нужно - никаких бубенчиков, никаких погремушек! Маленькие древесные ветки с плодами и листьями, головка мака, в которой гремят зерна, солодковый корень, который ребенок может сосать и жевать, будут забавлять его столько же, сколько эти великолепные безделушки, и будут хороши тем, что не станут приучать его к роскоши с самого рождения".

Смеющийся ребенок с плетеной погремушкой.
Голландский художник Саломон де Брай (1597-1664).

Руссо в том же труде оставил интересное замечание о прорезывании зубов. В момент, когда инстинкт заставляет ребенка все тащить в рот и жевать, давать ему твердые предметы - заблуждение, считает он, - поскольку твердые тела типа полированной кости надавливают на десны и вместо того, чтобы размягчать их, делают их твердыми и мозолистыми, из-за чего прорезывание зубов делается еще более мучительным.

"Щенки упражняют свои зубы не на камнях, - пишет он, - а на дереве, коже, лоскутьях, - на материях мягких, которые поддаются и в которые зуб может вонзиться". Руссо советует давать младенцам жевать сухие фрукты и ломтики черствого хлеба и сухари вроде пьемонтского хлеба вместо игрушек. Забегая вперед, надо сказать, что в последующем производители учли советы Руссо и современные прорезыватели делаются из таких материалов, что жевать их - одно удовольствие.

Портрет Корнелии Берч в возрасте 2 месяцев, 1581, голландская школа.
На этом портрете интересно также обратить внимание на пеленание ребенка - бедняга даже пошевелиться не может.

Портрет обнаженного ребенка, 1580/89.
Северная голландская школа, XVI век.

Крестильный портрет матери и ребенка, 1595.
Неизвестный художник, английская школа.

Портрет девочки
Неизвестный художник, голландская школа.

Портрет Эдварда, принца Уэльского, 1539.
Ханс Хольбейн Младший (1497 - 1543).

Мадлен Французская, дочь короля Франциска I, около 1522.
Жан Клуэ (около 1485/1486 - около 1540/1541).

Чарльз II, принц Уэльский
Предположительно Жюст д"Эгмон (Juste d"Egmont, 1601 - 1674), фламандский живописец, ученик Рубенса.

Портрет ребенка, считается, что это Анна Строуд.
Джозеф Хаймор (1692 - 1780)

Леди Джорджиана Сесил
Английская школа

Портрет мальчика с серебряной погремушкой и фруктами.
Немецкая школа, XVI век.

Портрет девочки в красном и белом
Якоб Герритс (1594 - 1652)

На этом парадном портрете девочка изображена не только с погремушкой со вставкой из коралла, но и с коралловым ожерельем на шее.

Портрет матери с восемью детьми, 1565
Якоб Зайзенеггер (1505 1567)

Портрет мальчика, 1625.
Неизвестный художник фламандской школы.
Фламандский мальчик в 3-летнем возрасте. На картине надпись "Родился 4 февраля, картина написана 11 апреля 1625". Волосы и шляпа мужские, на боку у него кинжал, но одет в костюм, напоминающий платье - в этом возрасте маьчики еще не носили брюки. Красная коралловая перевязь и браслет у мальчика на портрете - для прорезывания зубов.

Уильям Генри Ивс, 1856.
Неизвестный художник, Бруклинский музей.

Ребенок с погремушкой и собакой, 1842 г.
Мозес Рассел (1809-1854), США, Метрополитен музей

Портрет лорда Арундела или Портрет ребенка с погремушкой, 1611.
Приписывается Паулю Ван Сомеру (1576/1578-1622)

Портрет ребенка из семьи Палафокс, 1643
Испанская школа.

Портрет Станислава Лещинского в детстве, 1677/78.
Польская школа.
Младенец держит в ручках погремушку и щегла, который символизирует проявление духовного начала. ГИМ, Москва.

Портрет принцессы Мари Зефирины Французской
Жан-Марк Натье (1685–1766)

Мать и ребенок с погремушкой, 1760, Австрия.
Фердинанд Ландерер (1743 - 1796), Пенсильванский музей.

Спящий ребенок, охраняемый собакой, 1767.
Мишель Оноре Бонье (Michel-Honore Bounieu, 1740–1814), Франция.

Семья Копли, 1776/1777.
Джон Синглтон Копли (1738 - 1815).
Художник Джон Копли в возрасте 35 лет возвращается из Америки, где он работал, в Лондон в октябре 1775 года. В Лондоне его ждали жена, дети и отец. Дочь Сусанна пытается привлечь внимание деда погремушкой.

Портрет девочки
Адриан ван дер Линде

Девочка держит серебряную золоченую погремушку/свисток с колокольчиками в правой руке и яблоко в левой руке. Неизвестный художник, около 1760 г.

Принц Луи Антуан де Бурбон, герцог Ангулемский, 1776.

Madame, Fille unique du Roi, sur les genoux de sa Gouvernante. 1781, французская гравюра

Мэри Энн Уайтинг с сыном, 1796
Ральф Эрл (Ralph Earl)


Игра с ребенком, 1795
Джон Кранч (John Cranch, 1751-1821)

Портрет девочки
Каспар Нетшер (Caspar Netscher, 1639 - 1684))

Миссис Мартон и ее сын Оливер
Джордж Ромни (George Romney; 1734 - 1802), английский портретист.

Портрет мальчика с коралловой погремушкой.
Автор неизвестен, английская школа, XVIII век.
Ребенок на картине изображен в ходунках.

Герберт Макнейр (J. Herbert Mac Nair, 1857)

Портрет ребенка с погремушкой в руках
Нильс Роде (Niels Rode)

Портрет ребенка
Вибранд Симонш де Гест (Wybrand Simonsz de Geest, 1592 - 1661)

Инфант с погремушкой, 1878
Альберт Анкер (Albert Anker)

Искушение, 1884
Джозеф Сеймур Гай (1824-1910)

Первые шаги ребенка
Пьер Эдвард Фрер (Pierre Edouard Frere, 1819 - 1886)

Ребенок Кроуфорд (Baby Crawford), 1902
Элизабет Макникол (Bessie MacNicol, 1869 - 1904)

Погремушки-свистки с колокольчиками из серебра и кораллов сделаны в в 1735-45 гг. в Нью-Йорке, США, высота 15,9 см, вес 85 гр; мастер Ричард Ван Дайк (1717–1770). Американские погремушки такого типа точно датировать легче других, на них указывался производитель и город.


Семейная группа, 1750

Джон Уолластон (John Wollaston, 1710 - 1775), английский художник, работавший в Америке. Это один из ранних портретов, отражающих изменения в американском обществе. Женщина сидит рядом с мужчиной на диване, что говорит о том, что в домашних делах ее принимают за равную. Появление погремушки на портрете говорит об изменении отношении к детям. До этого в американском обществе к ребенку относились как ко взрослому и игра не поощрялась.

Исаак Уинслоу с семьей, 1755. Джозеф Блэкберн, английский художник, работавший в Америке в период 1753-1763.

Миссис Джейкоб Херд с ребенком, 1762. Уильям Джонсон (1732-1772), ранее автором считался Джон Синглтон Копли

Миссис Даниэль Кэррол с ребенком, 1753/54
Джон Уолластон (John Wollaston, 1710-1775)

Сара Кантвелл Джон (Миссис Миллиган) с ребенком, 1790.
Чарльз Уилсон Пил (Charles Willson Peale, 1741-1827), американский художник.



Миссис Элайджа Бордман с сыном, 1796
Ральф Эрл (Ralph Earl, 1751-1801)



Элизабет Гэй (Миссис Томас Боулинг) с близнецами Сарой и Энн, 1773.
Мэтью Пратт (Matthew Pratt, 1734-1805).

Mrs. Cephas Smith, Jr. (Mary Gove) и ребенок, 1803
William Jennys, American, 1774–1858

Младенец держит коралловую погремушку - дорогой, но необходимый в данном кругу предмет воспитания. Родители верили, что коралл защищают ребенка от болезней. В XVIII веке прорезание зубов считалось таким же опасным, как дифтерия. Кораллы должны были облегчить боль от прорезания зубов, защитить от болезней и опасностей. Поэтому это не просто игрушка, а предмет, защищающий ребенка и содействующий его развитию.

Ребенок с Погремушкой
Уильям Мэтью Прайор (William Matthew Prior, американский художник, 1806-1873)

Маленький ребенок и большая собака, 1848

Janey in Pink and White Dress 1840
William Matthew Prior, (American artist, 1806-1873) (Prior-Hamblin School)



Ребенок с серебрянной погремушкой с кораллом.
Американская школа, миниатюра около 1810 г.

Ребенок с погремушкой, 1840
Неизвестный художник

Пухлый ребенок с погремушкой
Joseph Martin Kronheim (1810-1896)

Джордж Лукс (George Benjamin Luks, 1867 - 1933), американский художник


Солнышко и дождик: два ребенка
Генри Герман Роузлэнд (Harry Herman Roseland, 1867 - 1950)



Портрет графа Бобринского в младенчестве, 1763
Федор Рокотов (1736 – 1809).

Портрет великого князя Александра Павловича неизвестного художника конца 1770-х г., ГИМ, Москва
В руках у будущего Александра I погремушка, которая сейчас находится в Алмазном фонде Московского Кремля. Она имеет ажурный рисунок в виде цветов и листиков с накладными украшениями также в виде цветов; бриллианты белые и желтые в серебре и золоте. На одном конце кончик из слоновой кости, на другом — свисток и колесо для шнурка. Длина 17,7 см, оправа в стиле Людовика XV». Погремушка создана придворными ювелирами при Екатерине II, впоследствии она передавалась каждому новорожденному наследнику престола, как реликвия.

Ну и в заключение этой изысканной темы - несколько слов о куклах-погремушках «Marotte», которые были в большой моде во второй половине XIX века во Франции, а что было модно во Франции - было модно везде. «Marotte» означает "болванка для шляпы" и выглядела она как шутовской жезл к которому крепилась фигурка куклы, часто шута с колокольчиками. Эту игрушку называли еще «Poupee folie» - сумасшедшая кукла.

Кукла выглядела как погремушка на палочке с головкой из фарфора, на ней было богато украшенное платье, украшенное бубенчиками. Куклы были музыкальные, а в ее ножку часто был встроен свисток. Как это обычно бывает с погремушками, с ней вначале играли взрослые дамы на балах, где таким образом привлекали внимание кавалеров, а потом отдали ее маленьким девочкам.

Время спать (Bedtime), 1890
Paul Peel (1860 - 1892)

Эдуард Портелье (Jan Frederik Pieter Portielje, 1829 - 1908) , бельгийский художник из Антверпена, Голландия.

В конце XIX века появились недорогие оловянные погремушки - были популярны погремушки в виде мини-барабана, наполненного сушеными зернами, которые при встряхивании звенели. Появилась мода выпускать погремушки с изображением важных персон или в честь знаменательных событий. Впереди - эра промышленного производства игрушек из пластика. Но вместе с драгоценными погремушками из окружения ребенка уходит и искусство, и передающаяся из поколения в поколение память о предках, игравшая огромную роль в воспитании детей с самых древних времен.

Фрагмент каталога XIX века с изображением предлагаемых погремушек и пустышек.

ПОГРЕМУШКИ НАРОДОВ МИРА

Этой детской погремушке-мусамбо из Конго (Бруклинский музей) больше 150 лет и она еще раз напоминает нам, что большинство погремушек с самых давних пор делалось из простых подручных материалов. Такая форма до сих пор относится к самым распространенным формам погремушек.

Погремушка-барабан, одна из старейших и самых традиционных игрушек в Китае. 2 деревянных шарика висят на веревочке с двух сторон и при движении ударяют то об одну, то о другую сторону барабанчика. Появился такой "взрослый" барабан в эпоху династии Сун, которая правила с X века, а впоследствии он стал детской игрушкой. Этот барабанчик популярен и сегодня и у детей и у взрослых - продавцы в лавках и на ярмарках в Китае любят привлекать внимание покупателей с помощью такой игрушки.


Это традиционные погремушки из тыквы индейцев кумеяай в Калифорнии, но подобные использовались и у других американских племен, а также в Мексике.

Японские миниатюры XIX века с изображением погремушек.

Погремушки-тэмари популярны не только в Японии. Игрушка известна с VIII века, первоначально это были тряпичные мячи, которые мамы делали для своих детей. Сейчас это этническое рукоделие, которым увлекаются во всем мире. Когда японские мамы делают такие мячи, чтобы подарить их детям, они кладут туда листочки бумаги с написанными на них пожеланиями и кладут внутрь колокольчики или семена риса, чтобы они звенели.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОГРЕМУШКИ И ПРОРЕЗЫВАТЕЛИ ДЛЯ ЗУБОВ

Современная погремушка - это весь переработанный опыт истории ее использования. Погремушки из простого дерева были небезобасны, поскольку дерево может расщепляться и образовывать острые зазубрины, что чревато занозами, для производства качественных деревянных игрушек сейчас используются особые технологии. Серебрянные погремушки великолепны, их также выпускают и сейчас, но холодный металл детям никогда особо не нравился. Как и раньше, они служат больше для красоты и для парадных портретов. Керамическую погремушку тоже не дашь ребенку для самостоятельной игры. Изготовление погремушек из пластика распространилось в XX веке и сейчас накоплен уже большой опыт в производстве безопасных качественных материалов, легких и приятных при прикосновении. Как и в старину на первом месте красочный текстиль.

На фото: ожерелье-погремушка для мамы Dushi, ниблер для овощей и фруктов Munchkin, погремушка-подвеска Lamaze, погремушка "Логический шар" Bright Starts, мягкая погремушка Жираф Софи

Желание родителей во все времена развивать и воспитывать у ребенка лучшие качества с самого детсва и многочисленные исследования привели к тому, что в современную погремушку вложено много рациональных и развивающих функций одновременно, в том числе детали для зубов, а легкие современные материалы делают их безопасными.

Современные погремушки очень разнобразны, среди них много мягких, а также включающих детали из ткани и из материалов с различной текстурой, чтобы помогать в развитии осязания. В качестве альтернативы "завернутому в тряпочку кусочка сахара" придуманы ниблеры. Погремушки имеют самые разнообразные звуки вплоть до электронных эффектов. А прорезыватели уже делают даже в соответствии с очередностью появлния зубов - чтобы было удобно добраться до каждого зуба, это новшество ввели торговые марки Avent, Dr.Browns и Pigeon. Об исследованиях и

Зайтуна Гимранова

Тип проекта : краткосрочный.

Срок реализации : апрель 2017г.

Участники проекта : воспитатель, дети младшей группы и их родители, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Вид проекта : познавательно-игровой.

Актуальность : Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д. Погремушка является первым музыкальным инструментом на которым маленький ребенок может самостоятельно «создавать музыку» - отбивать ритм. Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой. Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

Проблема : в силу своего возраста дети играют рядом, а не вместе, часто становится проблематичной ситуации, когда дети не слышат воспитателя, но зная что дети раннего возраста очень чувствительны к музыке и любят совместные со взрослыми музыкальные игры и пение я поставила своей целью в данном проекте формирование навыков сотрудничества и сотворчества детей и взрослых через игру на детских музыкальных инструментах (погремушках , сделанных своими руками.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с новыми шумовыми инструментами и приемами звукоизвлечения.

2. Формировать навыки общения в совместном музицировании и игровой деятельности взрослого и детей.

3. Информирование родителей о важности музыкального воспитания, способах совместного музыцирования, играх с музыкальными инструментами с детьми дома.

4. Привлечь родителей к обогащению музыкального центра группы.

Планируемые результаты :

Дети научатся узнавать и различать погремушку и бубен , извлекать из них звуки.

Дети смогут сосредотачиваться и удерживать внимание в совместной организованной деятельности со взрослым .

Родители детей узнают и научаться владеть музыкальными играми, понимать необходимость развивать и воспитывать в детях элементарные музыкальные способности детей дошкольного возраста.

Создание коллекции игрушек-шумелок .

Этапы работы по проекту :

Подготовительный этап.

Изучение литературы и подбор методического материала по проблеме проекта.

Привлечение узких специалистов (узыкального руководителя и педагога-психолога) в реализации проекта.

Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству, через создание ими самодельных игрушек- погремушек .

Основной этап.

Познавательное развитие

НОД «Погремушка-любимая игрушка »

Художественно-эстетическое

Лепка «Погремушка »

Рисование «Разукрашивание погремушки »


Прослушивание музыки «Марш» , «Колыбельная» , «Плясовая»

Танец «Тики-так»

Песня с движениями «Веселая кухня »

Речевое развитие

Творческие музыкальные сказки «Прогулка зверят» , «В гости» , «Лесной концерт»

Чтение стихотворений А. Барто «Наша Таня» , «Барабан» , Е. Благинина «Погремушка »

Дидактическая игра «Угадай что звучит»


Физическое развитие

Музыкально-ритмические зарядки и физкультминутки «Погремушка , попляши» , «Большие ноги» , «Идет коза рогатая»


Пальчиковые игры и игры на развитие крупной моторики рук «Мишка и зайчик» , «Дождик»


Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Музыкальные инструменты»

Рассматривание иллюстраций,

Заключительный этап.

Полученные результаты :

Дети знают и различают погремушку и бубен , умеют извлекать из них звуки.

Дети умеют сосредотачиваться и удерживать внимание в совместной организованной деятельности со взрослым (воспитателем и музыкальным руководителем) .

Родители детей знают и владеют музыкальными играми, понимают необходимость развивать и воспитывать в детях элементарные музыкальные способности детей дошкольного возраста.

Продукты проекта

Обогащение картотеки игр на развитие слухового внимания, чувства ритма детей младшего дошкольного возраста.


Подготовка выставки «Игрушка-шумелка » и создание коллекции игрушек-шумелок .

Подготовка и проведение совместного с родителями мероприятия «Погремушка- веселая игрушка » при участии музыкального руководителя, педагога-психолога.



Публикации по теме:

В преддверии Нового года,в нашем районе был обьявлен конкурс "Новогодняя игрушка 2017",в номинациях "Креативная игрушка","Чудо символ" и.

Технологическая карта интегрированной НОД «Веселая, расписная игрушка моя - матрешка» БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МО ДИНСКОЙ РАЙОН «ДЕТСКИЙ САД № 61» 353211,Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская,.

Фотоотчет конкурса «Чудо - игрушки своими руками» В образовательных учреждениях сейчас очень популярны конкурсы. А к Новому году готовятся.

Новый год самый долгожданный праздник. Все люди ждут новогоднего волшебства. Особенно ждут Новый год дети, ведь Дед Мороз должен принести.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Погремушка- моя любимая игрушка» Чиркина Наталья Анатольевна Конспект занятия по лепке в младшей.

Полуяхтова Ирина Васильевна
Проект создания мини-музея «Погремушка - моя первая игрушка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА :

Тема проекта – «!» (мини музей )

По продолжительности – краткосрочный

Вид – творчески – исследовательский

По составу участников – индивидуальный

Участники проекта – дети группы раннего возраста, родители, воспитатели группы

Место расположения музея – групповая комната

Актуальность.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

Первая игрушка в жизни каждого ребёнка - погремушка . Именно с ней малыш знакомиться с самых первых дней своей жизни . По мере того, как ребёнок растёт, совершенствуются его умения, действия с погремушкой приобретают новое значение. Удивительно, но такая простая игрушка оказывает огромное влияние на умственную, эмоциональную, физическую и другие стороны общего развития. Она способствует становлению самостоятельных действий, совершенствует мелкую моторику. Взрослые, как правило, не имеют полного понимания того, как можно использовать погремушку в развитии ребёнка . Отсюда и появилась идея создания мини-музея «Моя первая игрушка – погремушка » в группе раннего возраста.

Цель проекта : обогащение предметно-развивающей среды в группе посредством создания мини-музея «Погремушка - моя первая игрушка » .

Задачи :

Формировать у детей и родителей представление о мини-музее ;

Разработать план использования экспонатов мини -музея в образовательной деятельности;

Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через создание , реализацию системы работы в разных видах детской деятельности;

Развивать творческие способности, фантазию детей при изготовлении поделок (погремушек ) ;

Активизировать участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы, установить доверительный контакт в период адаптации детей;

Укрепление взаимодействия ДОО и семьи средствами музейной педагогики.

Формы проведения : консультации для родителей, беседы, игры с погремушками , дидактические игры, физкультурно-оздоровительная деятельность, чтение стихотворений о погремушках , музыкальная деятельность.

Планируемый результат :

Дети усвоили правила поведения в мини-музее .

Повысился уровень активности родителей.

Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.

Ресурсное обеспечение :

Для успешной реализации проекта информация была получена из опыта педагогов ДОУ.

Аспекты музейной деятельности.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом!

Но, в отличие от «идеальной» , реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт педагогов показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом.

Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции , соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями » . Часть слова «мини- » в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини -музеев - участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини -музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини -музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

мини -музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей.

План работы по созданию мини-музея .

Сроки реализации

Планируемый результат

1 этап Подготовительный :

Определение темы и названия музея.

Выбор места для размещения.

2 этап Практический

Сбор и изготовление экспонатов

Оформление информационных стендов

Работа с детьми

Создание мини-музея

Привлечение родителей к активному участию в деятельности детей в ДОУ

Повышение познавательной активности детей раннего возраста

3 этап Итоговый

Подведение итогов

Презентация мини - музея

Анализ проделанной работы

Обмен опытом в педагогическом коллективе

Приобретение опыта и новых знаний

Перспективное планирование работы мини-музея

1. Беседа с детьми «Давайте познакомимся. Погремушка и ее «родственницы» .

«Музыкальные инструменты своими руками»

3. Игровое физкультурное развлечение (под музыкальное сопровождение) «Погремушки - звонкие игрушки »

4. Пополнение мини-музея : из ресурсов интернета «Погремушка из Древнего Египта Формирование представлений о возникновении игрушки- погремушки , ее предназначении и особенностях в использовании.

Расширять информированность родителей по созданию игрушки- погремушки своими руками совместно с детьми.

Развивать чувство ритма у детей и умение соотносить свои движения со словами песен и стихотворений.

Сбор информации для мини-музея . Воспитатель, дети.

1. Музыкальное развлечение с элементами театрализации «Мамы вместе с нами»

2. Консультация для родителей «Погремушка в жизни ребенка с рождения до года»

Содействовать участию родителей в образовательной деятельности.

Формирование представлений у родителей, что первая игрушка оказывает влияние на умственную, эмоциональную, физическую и многие другие стороны общего развития, способствует становлению самостоятельных действий, совершенствует мелкую моторику Воспитатель, дети, родители.

1. Развлечение «Волшебные игрушки »

2. Оформление стенда-выставки информации для родителей «Всем детишкам разные погремушки »

3. Выставка рисунков «Веселая погремушка »

Развивать образное мышление и воображение, умение играть дружно; формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое , веселое настроение

Продолжать работу по участию родителей в образовательной деятельности ДОУ.

Привлекать детей и родителей для совместного творчества.

Воспитатель, дети.

1. Подготовка картотеки подвижных игр, комплексов утренней гимнастики с использованием погремушек

2. Анкетирование родителей группы

3. Презентация проекта : мини-музей «Погремушка – моя первая игрушка » .

Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Анализ деятельности работы мини -музея с точки зрения родителей.

Обмен опытом в педагогическом коллективе.

Список использованной литературы

1. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей . Методическое пособие. М.: Сфера, 2012. 128 с.

2. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс» , 2011. 96 с.

3. Рыжова Н. А. Мини -музей в детском саду как новая форма работы

с детьми и родителями. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября » , 2010. 96 c.

4. Стефанько А. В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста. СПб.: «Детство – Пресс» , 2014. 256 с.

5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ . СПб.: «Детство – Пресс» , 2012. 96 с.

6. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 64 с.