Садовые растения        09.06.2019   

Специфика современной семьи. Основные элементы нормативной модели семьи. Четкое разделение семейных отношений и дружественных

Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

Семья это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. На сегодняшний день оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночества и независимости и др..


За последние 15-20 лет произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сегодня российская семья выглядит так: семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми -15%, а многодетные -2,7%. Почти половина семей вообще не имеют детей. Поэтому российская семья стала традиционно однодетной. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия, несмотря на предпринимаемые попытки государства улучшить демографическую ситуацию в стране, действующая ныне тенденция уменьшения численности населения в целом по России сохранится.

На основании различных критериев выделить и разные виды семей:

1) Исходя из характера супружества, выделяют:

a) Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);

б) Полигамные (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

2) По критерию власти различают:

a) Патриархальная семья (глава семьи - отец);

в) Эгалитарные семьи (ситуативное распределение власти между родителями, равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями);

3) По социально-демографическому положению:

a) Гомогамные (семьи, в которых супруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и т.д);

б) Гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);

4) По количеству поколений:

a) Нуклеарные - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке.. Название образовано от «нуклон», ҹто с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной,

создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных ϶лементов из вне.

б) Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);

5) Исходя из брака, первый либо второй, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от эҭого брака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семей увеличивается в связи с тем, ҹто неумолимо растет число разводов. Ранее они появлялись только в случае смерти одного из супругов.

6) Исходя из количества родителей в семье:

a) Неполные (семья, в которой детей воспитывает один родителей, как и повторные семьи, образовываются чаще всего в результате развода, реже в результате смерти одного из супругов);

б) Полные (семья в которой детей воспитывают оба родителя);

7) По количеству детей::

a) Малодетные (с 1 - 2 детьми);

б) Среднедетные (3 - 4 ребенка);

в) Многодетные (более 4 детей);

8) По материальному положению:

a) Обеспеченные

б) Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительский минимум);

9) Семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.

Благополучная семья это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям. Поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному обеспечению, к деторождению и воспитанию. Это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны.

Семья, в современном обществе, максимально важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.

Не может не тревожить большое количество разводов. Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность семей, супружеская неверность, проблема распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Сегодня все меньшему числу пар удается сохранить в неприкосновенности свой брак. По статистике на 34 млн. супружеских пар приходится 3 млн. незарегистрированных браков. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 18 лет. Увеличение числа разводов в комплексе с внебрачной рождаемостью приводит к росту неполных семей.

Угроза семье остаться без отца также велика из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последнее время резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек. Кризис в российском обществе затронул и нравственные устои семьи. Это напрямую отразилось на увеличении числа детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства. Катастрофически растет число детей, отобранных у родителей по причинам неисполнения ими своих обязанностей, пренебрежения интересами и потребностями детей, жестокое обращения.

Так, в 2013 г. жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей, в результате 1914 детей погибли; 12,5 тысяч детей числятся в розыске. По данным Министерства внутренних дел в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей.

В системе воспитания наметились негативные тенденции. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию. Платное образования и образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили их приобщение к культурным ценностям.

Среди семейных проблем, жилищная проблема занимает одно из ведущих мест. Для основной части молодых семей собственное жилье является недостижимой роскошью. Высокие цены на жилье, рост цен на коммунальные услуги способствуют ухудшению условий жизни детей и стимулируют серьезные нарушения их права.

В России усилились тенденции к ухудшению выполнения семей своих функций, поэтому многие ученые говорят о кризисе или даже деградации семьи как социального института. Функции семьи представляют собой способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Они описывают роль, которую семья играет в обществе, и последствия ее деятельности для индивида и общества

Исходя из определения функций, выделяются функции общества по отношению к семье и семьи по отношению к обществу, а также функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Согласно приведенному делению функции семьи рассматриваются как социальные (общественные) и индивидуальные.(табл.1)

Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей.

3. Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации.

3. Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет.

4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена – старше.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека.

7. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей.

11. «Заграничные» браки распространяются все больше.

12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее.


13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

В России с 1994г. принята и финансируется Федеральная целевая программа «Безопасное материнство». Ее актуальность обусловлена целым рядом причин. (Высокая материнская и младенческая смертность. Отказ от грудного вскармливания значительной части родивших женщин. Высокий уровень абортов. Занятость женщин репродуктивного возраста на вредных производствах. Увеличение числа детей, родившихся у несовершеннолетних. Растущее количество детей-инвалидов.)

В создавшихся условиях низкой рождаемости целевая программа «Безопасное материнство», действующая в нашей стране с 1995г., была призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации.

В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют действенный, реально функционирующий механизм такой защиты.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

Если обобщить самых мелких ячеек общества - семей - можно выделить наиболее характерные черты и проблемы современных родственных отношений. Российский социолог А. Антонов, в частности, выделяет 10 особенностей нынешней семьи.

1. Превосходство личных амбиций над общими

Если в традиционном обществе ценности рода, общины стояли превыше всего, в современном мире нужды индивида и его ближайшего окружения превалируют над всем остальным. В России эта тенденция не столь заметна, как на Западе. Скорее можно говорить о смешении родственных, общегосударственных и индивидуальных потребностей.

2. Четкое разделение заработка и домашнего хозяйства

Своим хозяйством живут очень немногие. Более того, общий уровень потребительства дошел до той степени, что большой разницы между корзиной сельского и городского жителя, семейного и одинокого человека нет. При этом роли мужчины и женщины тоже продолжают меняться. Однако наблюдается некий перекос в сторону двойной нагрузки женщины - она зарабатывает наравне с партнером, но при этом подразумевается, что за домашним хозяйством должна следить она одна.

Участие некоторых мужчин в семейном быте ограничивается своевременным приходом домой и регулярным выносом мусора. Вследствие этого нет ничего удивительного в желании женщин быть самостоятельными. И именно поэтому одинокие женщины с ребенком уже не являются чем-то исключительным - такое положение ее вполне удовлетворяет.

3. Четкое разделение семейных отношений и дружественных

Коллеги, друзья, приятели и родственники все меньше участвуют в жизни отдельно взятой семьи. Современные муж и жена вполне могут существовать без вовлечения социума во внутренние дела.

4. Большая горизонтальная и вертикальная мобильность

Сами понятия династии и предопределенности будущего с самого рождения сейчас практически перестали существовать. Ребенок полностью самостоятелен в выборе своего пути и не нуждается в наследовании соцстатуса. Это порождает легкость перехода из одной страты в другую и большую географическую мобильность - современные люди не привязаны к дому и родовому гнезду.

5. Личные достижения и собственное «я»

Значат гораздо больше семейной ответственности, воспитания детей, заботы о старших, некритичного восприятия родителей. В нынешней семье отношения зависят от индивидуумов, а не наоборот. Современные мужчина и женщина понимают, что могут выжить без родственных связей. Хорошо это или плохо - покажет время.

Введение

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.

Семейные отношения – «…это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания»

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др.

1. Особенности современной семьи, ее признаки и формы

Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи :

Семья стала меньше по численности;

Современная семья менее стабильна;

Уменьшилось число семей, где глава муж;

Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи

1. Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.

2. Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.

3. Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг «осаждает» другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.

4. Отношения – ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.

5. Отношения – любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.

Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.

2. Функционально-ролевой аспект современной семьи

Поиск наиболее важных сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных функций и семейных ролей.

Наиболее значительные работы в области исследования функциональных взаимоотношений в семье представили А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев и др. Но следует отметить, что единого перечня семейных функций не существует, исследователи предлагают различные варианты, которые дополняют друг друга. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи.

· воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, воспитание детей;

· хозяйственно-бытовая – формирование и расход семейного бюджета, поддержание физического состояния семьи, уход за больными и престарелыми;

· эмоциональная – стабилизация близких эмоциональных отношений членов семьи, удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, психологической защите;

· функция первичного социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи;

· функция духовного общения – взаимное духовное обогащение, организация досуга;

· сексуально-эротическая – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи, т.е. в недавнем прошлом в какую-либо функцию вкладывался определенный смысл, который в настоящее время изменился, дополнился или утратил свою значимость.

Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.

Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.

Особенностью современного этапа становления семьи является значительное увеличение эгалитарных семей и соответственно уменьшение числа традиционных.

В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина – добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.

а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;

б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;

в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.

Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:

а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;

б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

в) демократическую структуру лидерства;

г) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее.

3. Лидерство в современной семье

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном – роль лидера принадлежит мужчине.

Симметричным можно назвать такой брак, где оба супруга равноправны, никто из них не подчиняется другому. В таком браке все проблемы решаются согласованно путем обмена или нахождения компромисса. Комплементарный брак подразумевает единовластие, т.е. один распоряжается, а другой ждет его указаний. В метакомплиментарном браке один из партнеров добивается своей цели путем манипулирования другим, подчеркивая свои слабости, неопытность, бессилие.

Н.Ф. Федотова утверждает, что в современной семье признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени – в организации быта и в воспитании детей. При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях.

Основой для признания главенства жены является высокая оценка ее многогранной деятельности в семье не только ей самой, но и ее мужем. При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены признается ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Женщины ухаживают за детьми и воспитывают их независимо от их общественного статуса и образования. В отличие от мам, отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус.

При высокой оценке своей семейной деятельности у жен часто присутствует признание несостоятельности мужа в организации семейной жизни. Поэтому, исследования современной семьи Федотовой доказали, что в семьях с женским главенством наблюдается низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин).

4. Психологические факторы благополучия современной семьи

Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия:

· Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;

· Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;

· Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;

· Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;

· Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – «взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей»

Психологическая несовместимость – «это невозможность в критических ситуациях понять друг друга».

В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин, хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия. 46,2% всех счастливых семей имели одного несовершеннолетнего ребенка, 19,4% – двух, 2,0% – трех и более, в 6,0% случаев в этих семьях были как несовершеннолетние, так и уже выросшие дети, и в 13,3% – уже взрослые дети. При этом доля бездетных счастливых семей составляла всего 13,1%, хотя доля бездетных семей в общем массиве опрошенных была 34,6%. Впрочем, обратная зависимость не работает – само по себе наличие детей недостаточно, чтобы женщины считали свою семью счастливой. Только половина всех женщин, имеющих детей, сочла свою семью счастливой.

Третьей особенностью семей, которые женщины считают счастливыми, является официально зарегистрированный брак. Среди женщин, состоящих в официальном браке, свою семью считали счастливой 69,0%. В то же время среди тех женщин, кто состоял в гражданском браке, смогли сказать это о своей семье всего 40,2%, а наличие постоянного партнера вообще не рассматривалось женщинами как семья – всего 5,3% женщин из этой группы считали, что у них есть счастливая семья. Почти 80% из них надеялись, что для них это еще в будущем. Такую же надежду разделяло и почти 40% женщин, состоявших в гражданском браке.

Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Во всяком случае, в семьях 56,5% женщин, которые считали, что им удалось создать счастливую семью, благосостояние семьи определялось главным образом за счет заработков мужа, что намного больше, чем в других семьях. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

Для современной женщин важнее равенство прав с мужчиной, чем главенство в семье или наличие у нее больших прав – 70,2% женщин из счастливых семей полагали, что они имеют с мужчиной равные права и только 9,6% – что у них прав больше (15,8% считали, что больше прав у мужчин, а остальные затруднились с ответом на этот вопрос

Среди причин конфликтов в семьях женщины назвали следующие (табл. 1):

Еще одной вполне прагматичной важнейшей составляющей счастливой семейной жизни выступали для женщин нормальные жилищные условия. Более 60% женщин из счастливых семей (при 42,5% по массиву в целом) жили в отдельных квартирах. При этом среди женщин, живших в общежитиях и служебных квартирах, заметно выше, чем в среднем, был процент тех, кто уже не надеялся иметь счастливую семью.

В исследовании выявлена зависимость ощущения счастья в семье у женщины от уровня ее образования (табл. 2):

Вряд ли стоит удивляться при этом, что самая низкая доля женщин, считающих свою семью счастливой, в среде разнорабочих и подсобных рабочих – 33,7%. В то же время именно в этой группе самый высокий процент женщин, называющих пьянство и наркоманию у кого-либо из близких в числе основных проблем неустроенности собственной жизни.

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:

· Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;

· Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;

· Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;

· Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. – 175 с

2. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. –с. 88-94

3. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.-325 с.

4. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… - М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с,

5. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. – М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001

6. Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. - с.143-151

Сообщение

На тему: «Особенности современной семьи»

Выполнила:

Студентка Ш-31 группы

Ильченко Анна

Преподаватель:

По ПМ 03.01 «Теоретические основы

деятельности классного руководителя»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

ФИЛИАЛ в г. УЛЬЯНОВСКЕ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Контрольная работа

по дисциплине: «Социальные учения и процессы»

на тему: «Особенности и функции современной семьи»

Выполнил: Васечкин А.В.,

студент 4-го курса, группа 405,

сокращенно-заочная форма обучения,

специальности 080504.65

Руководитель: Романов В.Н.

УЛЬЯНОВСК, 2006 г.


Введение

Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18-20 лет, когда он сможет стать полноценным тружеником, семья затрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетние родительские вклады, то нетрудно заметить – они составляют весомую часть национального богатства нашего общества. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимости семьи. Другая (не менее важная) без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым. Заметим: все это присуще семье прочной, то есть сплоченной, имеющей здоровый морально-психологический климат, достаточный уровень общей и психолого-педагогической культуры.

Как же мы относимся к семье? В стране сейчас более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн. браков, расторгается более 900 тысяч. Из разведенных супругов в новый брак вступает менее половины. Среди семей более 11 % неполных. Растет число мужчин и женщин, не состоящих в браке. Катастрофически упала рождаемость. Более 50% семей однодетные (в РСФСР – 58%). Каждая вторая беременность завершается абортом. В стране немало «отказных» детей (оставленных в роддоме). Среди рожениц и женщин, делающих аборты, немало тех, кому еще нет 16 лет. В стране высока детская смертность. В 1986 г. ежедневно не работали 700 тыс. женщин в связи с уходом за больными детьми. Есть еще миллионы миллионы трагедий, возникающих из-за ненормальных брачно-семейных отношений. В стране растет наркомания, не уменьшается детский алкоголизм, процветает проституция, угрожает смертельная опасность - СПИД.

Такое положение в значительной степени создалось из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных. Одна из них – неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни.

ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Функции семьи и их взаимосвязь

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения… В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» .

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

Среди причин возникновения такой ситуации дeмoгpaфы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей – это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте – нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

Однако часть социологов и демографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал – бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5-7 детей, а теперь достаточно 2-3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что, не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы . Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют.

Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения; очень мало. Оба эти явления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина – матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двyxдeтных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы И новые чувства, то появление детей.преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины – материнство, у мужчины – отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные: В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Итак, семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода, Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями и зависит это не только от нее, но и от общества.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы, своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию непосредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве должно сводиться только к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт, семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети – лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

С.экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма. Потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых, членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и. трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца: и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент – специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не редко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей – его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия, семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи, и создает благоприятную обстановку – для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких, детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком» .

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи . Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рассматриваются в последующих главах.

Специфика современной семьи

Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четвrрьмя"ос6бенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. И.С. Кон (1988) приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития родительско-детских отношений в истории общества А. Ллойд-Демоза. С точки зрения автора “психогенной теории истории" можно выделить шесть стадий развития родительско-детских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, “бросающий” стиль воспитания, амбивалентный стиль, «навязчивый» стиль, социализирующий и помогающий стиль воспитания. Примеры инфантицида как массового явления детоубийства, мы находим в библейских сюжетах – избиение младенцев. В античные времена в Древней Спарте практиковалось «отбраковывание” физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами. В средние века детей воспитывали вне семьи – отсюда само название родительского стиля воспитания – „бросающий стиль“. Низшие социальные слои отдавали детей в люди – на обучение ремеслам в мастерских, добывать себе “хлеб насущный”, власть и богатство имущие сразу же после рождений передавали детей на руки кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к отдаленным родственникам и друзьям и т.п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считалась добродетелью или ценностью. „Домострой”, как основное руководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети обязаны были проявлять беспрекословное послушание; уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль воспитания отражал изменение взглядов на ребенка – хотя за ним и признавалось наличие души, но сам ребенок метафорически рассматривался “чистой доской», а значит легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась «лепка» души ребенка по образцу, принимаемому родителями. «Навязчивый» стиль воспитания, присущий 18 веку, характеризуется навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, где уже не только поведение, но и сознание ребенка, внутренний мир его переживаний становился предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию - позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе заслуживающей уважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь, становится приоритетной ценностью семейной жизни.

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса общества – до окончания школы, а в определенных аспектах и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится – слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы – еще одна крайность современной семьи – разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

З. Семейная система является достаточно открытой, в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу – произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья – родители и дети – становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья –многопоколенная – включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются, в основном, этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются “территориально расширенные“ семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилищной площади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Можно обозначить также ряд тенденций развития семьи, отчетливо выступивших за последние десятилетия в европейском и североамериканском обществах:

Возрастание продолжительности жизни, увеличение числа пожилых людей (к нашей стране, к сожалению, указанная тенденция не относится) на фоне снижения рождаемости, весьма характерно для современного российского общества. Таким образом, в семье на одного ребенка приходится четверо прародителей – бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает “центр тяжести” забот семьи – родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки-пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.

Диспропорция продолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов. Возникает особая психологическая проблема –разрешение задачи переживания утраты супруга и самоопределения женщины в условиях вдовства. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли – “незаменимого члена семьи” своих детей – неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта и “домоправительницы" и хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционно исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи.

Увеличение числа разводов – примерно 1/З всех семей пережили развод. Психологическая «стоимость» развода необыкновенно велика. По стрессогенности развод занимает второе место (!) после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 - 3 года после развода;

Возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с водителями и близкими взрослыми: сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д. Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем; переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции.

Возрастание числа несовершеннолетних родителей – подростковое родительство. В ряде стран, например в США государством и общественными организациями несовершеннолетним беременным школьницам и матерям-подросткам оказывается значительная социальная и психологическая поддержка. В России еще только осуществляются первые шаги в направлении развития специальной социальной и психологической службы поддержки несовершеннолетних родителей. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах.

Рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, а часто превращаются в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Супруги отвергают принцип «Лучше по-человечески расстаться, чем не по-человечески быть вместе», и, перейдя Рубикон от любви к ненависти, переходят к открытым проявлениям агрессивности и насилия. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка привела к появлению в англоязычной литературе термина «chl1d abused» – ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного отношения родителя к ребенку, недостатка эмоциональной близости и привязанности к ребенку. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий чувства любви к ребенку зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей “ущербности и неполноценности” и сам нуждается в психологической помощи и поддержке, в полной мере являясь жертвой своей “нелюбви” к ребенку.

Увеличение числа бездетных семей, в которых статус “семья без детей” является сознательным выбором супругов. Нередко отложенное решение супругов иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудными финансово-экономическими условиями существования семьи или жилищными проблемами перерастает в окончательно решение жить без детей, “ради себя", в конечном счете, приводит к сознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей – проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления детей, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению указанных выше проблем.

Последняя тенденция, не столь явно выраженная пока еще в российском обществе, но все более и более набирающая силу, - это явление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизме и взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, наличии ресурсов поддержки семьи в решении ряда вопросов – воспитания детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и пр.

Наряду с объективно существующими тенденциями развития семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном обществе, учета вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и процессов ее развития. «Мифы о семье” содержащиеся в общественном сознании, искажают и нeaдeкватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социо-культурном институте, приводят к обесцениванию семьи и, в силу этого, представляют известную помеху сознания и функционирования гармоничной семьи. Наиболее распространенными мифами: обусловленными временной дестабилизацией семьи являются миф «крушения семьи как социального института», миф «вырождения настоящих мужчин» (Обозова А.Н., 1984) и миф «маскулинизации женщин».

1. ”Семья изжила себя как социальный институт» - миф о крушении семьи основан на фактах постепенной передачи семьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации функций семьи каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с успехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитательная функция реализуется матерями (или реже отцами) с помощью системы общественного воспитания, а, если повезет, то и с реальным участием прародителей, исчезло табу на свободные сексуальные отношения и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга, общение реализуется, в кругу коллег по профессии и единомышленников и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована и в отсутствии супруга путем искусственного зачатия или привлечения “матери”-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы быть реализована, в отсутствие супружеского союза с другими партнерами. Возрастание числа разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, дает основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института. В противовес семье предлагаются другие формы. отношений между партнерами – так называемый «свободный союз» - гражданский брак, или вариант “воскресного папы". Однако, за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает, рейтинг семьи растет.

Два последующих мифа питаются из одного источника, тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. «Настоящие мужчины перевелись», - утверждают представительницы прекрасной половины человечества. «Женщины уже больше не женщины, это скорее мужчины в юбках – ни нежности, ни терпимости, ни заботы", - вторят им представители сильного пола. Подтверждением этому расхожему мнению становится и создание нового образа моды в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках и пристрастиях: образа unisех, принципиально не делающего различии между мужчинами и женщинами, юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней между представителями полов является неадекватное противопоставление маскулинности и феминности вплоть до их прямой противоположности. В действительности же «чисто феминных» или чисто маскулинных" типов личности не существует. Личность андрогинна – сочетая в различных пропорциях феминные и маскулинные качества. Современная женщина, раздвигая границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмотреть прежнюю систему представлений о «предназначении и уделе» женщин.

Мифы об упадке и крушении семьи отражают неспособность определенных слоев общества увидеть за негативными внешними симптомами изменения жизни семьи сущность происходящих изменений – формирования качественно новых отношений в рамках института семьи, обусловленных изменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанных на уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьи переживает на данном историческом этапе кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи, отличительными особенностями которой станут новая функционально-иерархическая структура и новый тип отношений между супругами.

Современная семья в различных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основанием для создания мифа о «крахе» семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящими, тем не менее, за пределы социальной «нормы» существования" семьи как семейною института, являются следующие наблюдаемые явления. В достаточно большом числе случаев семейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляют свои расходы врозь, соответственно доходам каждого члена семьи. Общего “семейного кошелька " нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного супруга менее обеспеченному практикуется точно также, как практикуется целевое выделение денег на воспитание ребенка. Еще один пример – «отложенное»" на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая функция семьи оказывается невостребованной супругами. Наконец, примером «нестандартного” поведения семьи, отвергающего важнейшую семейную функцию – сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая» семья. „Открытая"" семья, т.е. семья с неопределенными размытыми границами семейной системы, это семья, в которой отсутствуют ограничения на внебрачные сексуальные связи, где есть признанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные связи как таковые супругами изменой не считаются и не являются в такой семье ни причиной развода, ни поводом для семейных конфликтов Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи – функцию продолжения рода. Все эти факты приводят к выводу о том. Что, если из функций семьи ”вычесть” все перечисленные функции, то основу жизнедеятельности семьи составят функция эмоциональной поддержки и принятия, а также функция воспитания детей, конечно, при условии наличия их в семье, Именно эти две функции определят, по всей вероятности специфику семьи ближайшегоoбудущего.

Литература:

1) Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

2) Кон И.С. Социология и психология: Избр. психолог. тр./ Акд. пед и соц. наук. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЖ, 1999 – 566 с.

3) Карабанов О.А. Психология семейных отношений: учеб. Пособие/ О.А. Карабанова. – Самара: Изд-воСИОКПП, 2001. – 122 с.

4) Межведомственная областная программа ”Семья и дети” на 1996-1997 гг. – Ульяновск, 1996. – 115 с.

5) Молодежь России: Социальное развитие/ С.Н. Быкова, Т.Е. Березкина, В.С. Боровик и др.; Рос.Акаад. Наук. Инс-т Соц.-Полит. Иссл.-ед.; Ред. В.И. Чупров. – М.: Наука, 1992. – 205 с.


Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проб­лемы. – М., 1978. – С. 34-35.

См.: Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра… – М., 1979. – C. 24.

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Пед. соч.: В 8 т.­ – М., 1984. - Т. 4. -.С.61.

См.: Харчев А. Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978. – С.35.