Необычные растения        22.04.2019   

Все о хрустале. Технология производства хрусталя. Что придает цвет

Хрустальная посуда имеет ценность уже несколько веков и стоимость хрусталя не падает, напротив, теперь ручной труд стал стоить еще дороже. А вы знаете как делают хрусталь и как отличить хрусталь от стекла? Известно ли вам, что бывает цветной хрусталь и двухслойный хрусталь-венец стекольного искусства?

Не представляю себе женщину равнодушную к красивой посуде, а хрустальная посуда очень красивая и к тому же дорогая, это всегда добавляет «красоты». Хрустальные бокалы, рюмки, вазы...Посуда из хрусталя обладает особой энергетикой, теплом, к ней приятно прикасаться.

Роскошные хрустальные бокалы всегда отличный подарок, интернет-магазин посуды Posud:meister.ua предлагает высокого качества посуду из хрусталя и стекла.

Как делают хрусталь

Главная составляющая стекла-кварцевый песок, нагревая его с другими химикатами можно получить тягучую жидкость которую можно формировать или выдувать ее в определенную форму. При добавлении двуокиси свинца можно получить свинцовый хрусталь, он значительно податливее и по его поверхности можно вырезать сложный рисунок.

Как отличить стекло от хрусталя

Классический хрусталь содержит -24% окисида свинца, в некоторых изделиях этого вещества бывает до 30%.

Согласно Европейским стандартам стеклянное изделие, которое содержит оксида свинца:

  • менее 4% не является хрусталем и относится к категории «стекло»
  • более 10% относится к категории «хрустальное стекло»
  • 24% — «хрусталь»
  • более 30% -«хрусталь с высоким содержанием оксида свинца»

Известный богемский хрусталь не содержит оксида свинца, вместо него добавляют калиево-кальциевое стекло, так же бывает бариевый хрусталь.

Для чего же все эти добавки? Оксид свинца добавляет благородства готовому изделию, оно получает «голос», нежное звучание от соприкосновения, его цвет абсолютно прозрачный, на ощупь изделия из хрусталя кажутся теплыми и приятными, на солнце хрустальные изделия особенно переливаются и сверкают. Всеми этими качествами могут обладать только изделия их хрусталя.

Цветной хрусталь и двухслойный хрусталь

Менее известен цветной хрусталь, изделия из цветного хрусталя обладают всеми качествами хрусталя. Что бы дать хрусталю цвет на стадии изготовления добавляют различные окиси металлов, дающие красивые цвета -чистый синий цвет, розовый, зеленый, фиолетовый.

Наибольшую ценность имеет накладной хрусталь, его можно назвать художественным произведением стекольного искусства. Такой хрусталь имеет два слоя, один из них цветной, а другой прозрачный. Когда изделие готово, художник во время огранки снимает верхний цветной слой хрусталя и появляются прозрачные грани. Высокохудожественная огранка может быть выполнена только профессионалом самого высокого уровня, это должен быть виртуоз в своем деле. Потому изделия из двухслойного хрусталя самые дорогие в своем виде.

Производство хрусталя является сложнейшей технологией, предусматривающей четкое следование всем нормам и спецификациям. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности хрусталя:

- Горный хрусталь . Это природный кварц.

- Свинцовый хрусталь . Известный знаток стекольного дела Георг Рейвенскрофт в 1676 году изобрел способ изготовления хрусталя с помощью свинца. Сегодня мировой стандарт содержания окиси свинца в изделиях из хрусталя по этой технологии составляет 24%

- Бариевый хрусталь . Хрустальное производство в данном случае вместо свинца использует барий.

- Богемский хрусталь . При этой технологии вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта -- смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве хрусталя. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° -- 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толшина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода -- вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения -- пепельницы; предметы туалета -- настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера -- вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения -- запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, концы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Интересная особенность хрустального изделия заключается в том, что, имея более тонкие стенки, оно тяжелее стекла и обладает большей прочностью. И наконец, хрустальная посуда высоко ценится за красивый мелодичный звон, который извлекается при соприкосновении двух бокалов.

Хрустальные изделия изготавливаются из белого стекла, в которое добавляют серебро или свинец. Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звон Качество стеклянной посуды и декоративных изделий из стекла должно соответствовать требованиям ГОСТ 30407-96. По данным ГОСТа в общих технических требованиях в изделиях допускаются не портящие товарного вида:

Обработанные сколы;

Редко расположенная свиль;

Редко расположенная «мошка»;

Пузырь в виде серпика в местах соединения отдельных частей изделия и декоративных элементов;

Переоплавление края;

Следы нарушения поверхности;

Следы от форм и ножниц;

Следы дистировки и полировки;

Недоведение и удлинение линий рисунка;

Дефекты декорирования препаратами драгоценных и других металлов, люстровыми и силикатными красками;

Крученость в изделиях механизированной выработки;

Утолщение с одним выступом на верхней кромке стаканов из натрий- кальий - силикатного стекла;

Волнистость поверхности граней;

Отступление в рисунке от образца-эталона, вызванное необходимостью устранения дефектов;

Несимметричность спая сосуда и донышка, кольцевидное утолщение или волнистость в местах спая сосуда и ножки, ножки и донышка.

Маркировка

Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают непосредственно на изделие (применение силикатного клея не допускается) или в процессе выработки. Маркировку потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары, групповой упаковки из бумаги и транспортной тары наносят на бумажную этикетку или штампом.

Допускается не наносить маркировку на потребительскую тару, упакованную в транспортную.

В маркировке изделий на бумажной этикетке указывают следующие данные:

массовую долю оксида свинца (только для свинцового хрусталя);

Этикетку помещают на каждое изделие. В комплектах этикетку помешают не менее, чем на одно изделие. Допускается не указывать артикул в маркировке изделий, упаковываемых в индивидуальную тару.

Маркировка в процессе выработки должна содержать товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.

Состав комплекта или сервиза указывают на потребительской таре или, а наибольшем изделии.

Допускается по согласованию с потребителем не наносить маркировку на изделия или наносить на часть изделий в партии.

На изделия, предназначенные для экспорта, наносят маркировку в соответствии с условиями договора или контракта.

В маркировке потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары и групповой упаковки из бумаги указывают следующие данные:

товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

наименование изделий;

количество изделий в единице упаковки (для групповой тары);

номер контролера и упаковщика;

обозначение настоящего стандарта.

Для сертифицированной, продукции знак соответствия или номер сертификата соответствия проставляют в маркировке изделий на бумажной этикетке и (или) в маркировке тары и упаковки, а также в товаросопроводительной документации.

Транспортная маркировка -- по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака «Хрупкое -- осторожно».

Допускается наносить изображение манипуляционного знака на этикетку, предназначенную для маркировки тары.

Упаковка. Изделия упаковывают в потребительскую и транспортную тару.

Конкретные виды тары и упаковки, обеспечивающие сохранность продукции при транспортировании, массу брутто указывают в договорах о поставках продукции между изготовителем и потребителем.

Цветной хрусталь, а также изделия из хрусталя, окрашенные по специальным технологиям, пользуются сегодня большой популярностью. Для производства цветного хрусталя используются специальные добавки. Красный цвет получается благодаря добавлению кадмия или соединения золота. Кремний придает хрусталю розовый оттенок. Синие изделия из хрусталя обязаны своим цветом кобальту. Окись меди и оксилы марганца делают хрусталь зеленым и фиолетовым соответственно. Цветной хрусталь производится ведущими российскими заводами, но наиболее известным в мире является хрусталь изысканных жемчужно-серых, аметистовых и голубых оттенков, производимый в хрустальных королевских мастерских в городе Севр, Франция.

Изделия из хрусталя для улучшения внешнего вида также подвергаются дополнительной химической обработке. Очень распространенной процедурой, к примеру, является травление фтористоводородной кислотой. Сперва на изделие из хрусталя по кальке наносится специальная кислотоупорная смола, после чего изделие опускают в кислотный раствор. Поверхности, не защищенные смолой, становятся матовыми и на них появляются небольшие неровности. Это придает поверхности хрустального изделия эффект инея.

Важным этапом в процессе изготовления хрусталя является шлифовка. Для укрепления хрусталя, являющегося немного более мягким, нежели обычное стекло, материалом, используется шлифовка специальными кругами из искусственного алмаза. Особенно важна шлифовка при обработке изделий из хрусталя, изготовленных при помощи уникальной технологии кристаллизации. При точном следовании всем технологическим требованиям, граненый хрусталь сверкает всеми цветами радуги. Часто этот метод используется для изготовления хрустальных люстр, которые просто-таки сыплют хрустальными "брызгами".

Русский хрусталь всемирно известен не только благодаря красивейшим формам хрустальных изделий, созданных руками отечественных мастеров. Технология алмазного гранения "русский камень" является на сегодняшний день одной из самых сложных в мире и дает потрясающий результат, несмотря на то, что была изобретена еще в 19 веке.

Хрусталь по своей природе является необычайно мягким материалом, поэтому изделия из хрусталя при производстве обычно подвергаются алмазной огранке. Технология подразумевает обработку вращающимися кругами искусственного алмаза, после чего происходит полировка кислотами. Это придает окружающим нас хрустальным вазам, фужерам и прочей посуде из хрусталя твердости и делает переливы всех цветов радуги в ее гранях еще более завораживающими. Несмотря на то, что развитие стекольной индустрии не стоит на месте, и сегодня уже предлагаются намного более практичные и дешевые материалы, нежели хрусталь, он еще долгое время останется популярным на различных приемах и светских раутах. Изделия из хрусталя поражают, прежде всего, своей натуральной, природной прозрачностью, которую невозможно имитировать при помощи даже самой современной химии. Технологии производства и обработки хрусталя постоянно совершенствуются, используя передовые достижения науки изготовления стекла. Несмотря на растущую конкуренцию и появление все новых и новых альтернатив, это позволяет изделиям из хрусталя оставаться востребованными во всем мире.

Качество хрусталя и выраженность всех перечисленных выше характеристик зависят от процентного содержания оксида свинца. В современном производстве хрусталя наряду с этим соединением также используют оксиды бария и цинка. Государственный стандарт, принятый в России (ГОСТ 24315-80) предполагает следующую классификацию выпускаемых изделий: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь - 24-30%, элитный высокосвинцовый - более 30%. В Европе принята следующая классификация: Crystalline (кристалин) - 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) - 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) - 24-30%.

Хрусталь отличается от стекла особой прозрачностью, блеском поверхности.

Хрустальная посуда, как правило, используется для торжественных случаев -- приемов гостей, банкетов.

Хрустальные изделия изготовляются из белого стекла, в которое при варке добавляют оксиды свинца (т. е. это оптическое стекло "тяжелый флинт" с высоким коэффициентом преломления).

Из-за высокого содержания растворимых соединений свинца недопустимо надолго оставлять в хрустальной посуде пищу и напитки, особенно содержащие алкоголь. По этой же причине нельзя мыть хрустальную посуду горячей водой - оксиды свинца частично растворяются, и поверхность изделия становится мутноватой, тусклой.

Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Качество хрусталя характеризуется его художественным оформлением -- алмазными гранями. Простой ромбовидный рисунок -- четыре алмазные грани, сложный -- с мелкой сеткой граней.

При сервировке стола стеклянная или хрустальная посуда используется в следующем ассортименте: рюмки, бокалы, фужеры, кувшины с крышками, креманки на ножке, креманки в виде блюдца компотницы в виде блюдец с ручками, розетки, салатницы, приборы для специй, вазы для фруктов, вазы для срезанных цветов, подставка для срезанных цветов с отверстиями нечетного количества, вазы для варенья без ножки, вазы для печенья и конфет на ножке, ваза-подставка для тортов или пирожных на средней ножке, вазочка для шампанского на ножке, ваза-ладья овальной формы для фруктов и свежих овощей, флаконы с притертой пробкой -- для подачи уксуса, оливкового масла или подсолнечного масла; приборы для специй -- соли, перца, горчицы с металлическими крышками; графины с пробками для водки, вина и коньяка

Во времена Советской эпохи хрусталь считался признаком достатка. Сложно представить себе семью, где полки серванта или классической стенки не были украшены хрустальными вазами, бокалами, чашами. Изделия из хрусталя подавались к столу только по большим праздникам. Это объясняется высокой ценностью хрусталя и его прекрасным внешним видом. В средние века хрустальные кубки и чаши были достоянием знати, сейчас хрусталь не утратил своей актуальности. Красивая посуда и украшения их хрусталя пользуются большим спросом, и по сей день, но ухаживать за такими изделиями не так-то просто. Потребуется большая осторожность и знание маленьких хитростей.

Чтобы придать хрустальной посуде бриллиантовый блеск, нужно намочить мягкую ткань спиртом и протереть посуду. Когда спирт высохнет, то запаха не останется, а каждое изделие будет сверкать не хуже драгоценных камней.

Чистят хрусталь в несколько этапов. Сначала протирают крупной солью, затем моют в мыльном растворе. Ополаскивать хрусталь нужно в тёплой воде с добавлением уксуса - это придаст ему блеск. В качестве альтернативы можно использовать синьку. Небольшое количество синьки нужно развести в тёплой воде, ополоснуть изделия из хрусталя и насухо протереть мягкой тряпкой из шерсти или фланели.

Хрусталь не терпит соды, поэтому чистить его нужно либо специальными средствами, либо мыльной водой. Если на хрустальных изделиях есть позолота или рисунок, то моют их без мыла в тёплой воде, ополаскивают в растворе синьки или уксуса, затем натирают до блеска льняной тканью.

Если посуда из хрусталя не загрязнена слишком сильно, её можно помыть с обычным средством для мытья посуды, которое не содержит крупных гранул и натереть мягкой тряпкой. Особенно хорош этот способ для чистки хрустальных люстр и бра. Если вы хотите придать им блеск, то спирт можно распылить при помощи пульверизатора.

Стоит помнить, что хрустальная посуда достаточно хрупкая, она может треснуть или лопнуть от резких перепадов температур. Поэтому хрусталь нельзя опускать из холодной воды в горячую и наоборот. Если же нужно в хрустальную посуду положить что-то очень горячую, то её ставят на деревянную подставку. На металлических подставках хрусталь лопнет так же.

Хрустальные бокалы хранят по отдельности, но не друг в друге. Иначе они могут застрять в горлышках друг друга и треснуть. Когда вы станете их доставать. Если неприятность всё-таки случилась, то верхний бокал нужно заполнить прохладной водой, а нижний тёплой, это поможет им разъединиться.

Следует знать, что хрустальная посуда не подходит для механической чистки, поэтому её нельзя мыть в посудомоечной машине. Нельзя её так же ставить в духовой шкаф или микроволновую печь. С годами хрусталь может помутнеть, особенно от частого использования, поэтому профилактический уход и натирание уксусом или синькой необходимо проводить не реже одного раза в месяц.

Не смотря на обилие разнообразных изделий из хрусталя в магазинах, нередко можно встретить подделку. Если вы не уверены, настоящий ли хрусталь вам предлагают. Проверить это очень легко. Во-первых, настоящий хрусталь значительно дороже изделий из стекла. Во-вторых, при соприкосновении изделий из хрусталя, раздаётся мелодичный звон, который тоже отличается от звона стеклянных изделий.

Хрустальная посуда или украшения - это традиционный способ подчеркнуть особенность момента, который собрал за одним столом друзей и родных. Он никогда не выйдет из моды и всегда будет ценен. Хрустальные изделия часто украшают позолотой или серебром, что делает их ещё более прекрасными. При правильном уходе и посуда, и предметы интерьера из хрусталя могут прослужить не одно десятилетие.

Между хрусталём и стеклом существуют различия, меняющиеся в соответствии с принимаемыми правовыми предписаниями (относящиеся к подразделению стекла на отдельные категории) отдельных стран. Для большинства стран мира слово хрусталь означает присутствие в стекле свинца.

В соответствии с правилами Европейского сообщества, стеклянные продукты, содержащие менее 4 % окиси свинца обозначаются словом «стекло», продукты из стекла, содержащие более 10 % свинца обозначаются словом «хрусталь», а стекло, содержащее более 30 % свинца называют «высоко свинцовый хрусталь».

Хрустальная история:

Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» – известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции – так появился хрусталь. Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Греческим словом “krystallos ” (“кристалл”) назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие “хрусталь” ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталём. А ремесленные секреты и традиции “стекольного” дела дожили до наших дней почти без изменений.

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

French Crystal and Bronze Centerpiece

Музей-галерея Баккара в Лотарингии (Франция)

Оригинальное искусство гранения чешского хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве гранёных люстр и люстр-подвесок.

С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи – турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.

Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их “новобранцам” ремесленников.

Bohemia Crystal – Богемский хрусталь Bohemian

Двадцатый век внёс существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления – трудоёмкое ремесленное и серийное машинное.

Магазин хрусталя в Праге

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Итальянская бронзовая люстра

Хрустальные бокалы для коньяка “Дрезден”, Arnstadt Kristall, Германия

Румынский хрусталь ручной работы

К сведению:

По случаю коронации чешской королевы императрицы Марии Терезы в 40-х гг. XVIII столетия чешскими мастерами бала создана новая форма люстры без несущего центрального шеста. Этот тип люстры получил название “терезианский”. Он сразу “прижился” в европейской дворянской среде.

Сегодня различные вариации этой дизайнерской находки чешских стеклоделов пользуются популярностью во всем мире.

Baccarat

Хрустальные секреты:

В состав хрусталя в значительных количествах входит окись свинца (или бария). Пропорции этого вещества и определяют качество стекла: его прозрачность, сияние, способность преломлять свет, а также чистоту звона.

В чешской классификации хрусталь подразделяют на три класса: traditional (низкое содержание окиси свинца), standard (до 30 % окиси свинца) и premium (от 33% окиси свинца). При этом изделия категории traditional и standard главным образом рассчитаны на потребителей среднего класса, а premium-предметы – это элитные, эксклюзивные изделия для состоятельных заказчиков.

Интересно, что одна и та же модель чешской люстры может быть выполнена в трёх вариантах, соответствующих трём стандартам. Таким образом, производители стремятся удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.

Современные изделия из хрусталя, как правило, украшают с помощью гравировки, резьбы, огранки и шлифовки. Кстати, именно огранка и шлифовка в конечном итоге определяет внешний вид изделия. Дело в том, что только качественная машинная огранка и полировка могут обеспечить совершенную геометрию граней подвесок и их остроту, а значит и способность изделия отражать и преломлять свет, играя множеством цветных огоньков и лучей. Поэтому сегодня для обработки хрустальных люстр производители используют высокоточное электронное оборудование.

Арматуру люстры в настоящее время изготавливают в основном из латуни, которую покрывают слоем защитного лака, препятствующего образованию коррозии. Иногда для того, чтобы сделать “скелет” светильника серебристого цвета, на латунь наносят слой хрома или никеля. Для дорогих “классических” изделий арматуру очень часто делают из бронзы.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ:

ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ,

А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал:

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом ;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца – именуется малосвинцовым хрусталём ;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца – считается дорогим свинцовым хрусталём ;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём .

2. Согласно европейской классификации, материал:

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, – это кристалин ;
  • от 16 до 23% - хрусталь ;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь .
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

Мы привыкли отсчитывать историю хрусталя от 1676-года, когда англичанин George Ravenscroft добавил в стекольную шихту некоторое количество окиси свинца, в результате чего полученный сплав засверкал, зазвенел и засиял преломлённым лучом света.

Между тем, первые опыты по введению свинца в стекло проделали древние египтяне, а вслед за ними – и жители Междуречья. Результат не впечатлил стародавних мастеров: без отжига свинцовистое стекло проявляет непомерную хрупкость и норовит рассыпаться в пыль даже без приложения к нему внешних сил, а отжечь готовое стеклоизделие никто в ту пору не догадался...

Горный хрусталь как природный образец

Стеклоделам всех времен и народов было к чему стремиться: кристаллы давали им безупречный образец для подражания. Увы, все попытки создать материал, подобный природному, оканчивались получением не очень прозрачного и не вполне бесцветного стекла.

Дело в том, что песок, из которого варят стекло, химически неоднороден. Примеси заставляют готовое стекло желтить либо зеленить, и попутно отнимают прозрачность. Лишь венецианские стеклоделы, использовавшие чистейший песок из урочища Фонтенбло да белейший русла реки По, сумели сварить относительно бесцветное стекло. Которому тут же присвоили горделивое наименование «кристалло».

Еще дальше пошли богемские стеклоделы. Пользуясь своей собственной рецептурой, они сварили стекло еще более высокого товарного качества, и без ложной скромности нарекли свое детище «кристаллином». Опыт богемцев оказался настолько удачным, что богемское бессвинцовое стекло и сегодня относят к хрусталям.

Однако появлению современного хрусталя мы обязаны все-таки Георгу Равенскрофту.

Королевский запрет как основа успеха

Среди неоднозначных декретов английского короля Якова I одним из полезнейших следует признать запрет 1615-го года на использование деловой древесины в любой отрасли, кроме судостроения. Подчиняясь королевскому указу, собственники английских стекловарен перевели свои предприятия на каменноугольное топливо. Взаимодействуя с продуктами сгорания каменного угля, стекло теряло цвет – хотя и не прибавляло в прозрачности!

Воодушевленные случайным открытием, английские стекловары бросились экспериментировать с рецептурой шихты. Опыты продлились шестьдесят лет, а успеха добился лишь Джордж Равенскрофт. Ему, посвятившему долгие годы общению с мастерами стеклоделия разных стран, пришла в голову идея добавить к калиево-кальциевого стекла некоторое количество растертой в пудру окиси свинца.

Опыт оказался успешным! Полученное стекло блестело на солнце и нисколько не окрашивало свет. Правда, красота изделий из первых партий свинцового стекла оказалась крайне недолговечной. В течение года (редко – двух лет) вазы, тарелки и бокалы покрывались сеткой мельчайших трещин, а то и вовсе рассыпались.

Меняя рецептуру и температурный режим обработки изделий, Равенкрофт сумел усовершенствовать технологию. Идея отжига, заключающаяся в нагревании хрусталя до температуры красного свечения и последующем полуторачасовом охлаждении обдувом, оказалась плодотворной. Воодушевленный мастер придумал клеймо в виде головы ворона и принялся торговать своими изделиями.

Первый хрусталь с головой ворона (raven – «ворон» в переводе с английского, croft - «поместье») в качестве фирменного клейма сохранился до сих пор. И хотя большинство из этих изделий таки покрылись сеткой трещин, их сегодняшняя стоимость исчисляется многозначными суммами...

За двадцать лет, последовавших вслед за созданием первых партий свинцового стекла, патент на производство хрусталя был куплен более ста раз. Эта сотня безвестных стеклоделов внесла в изобретение Равенскрофта коррективы, превратившие английский flint-glass (дословно «кремень-стекло») в привычный нам хрусталь.

Современный хрусталь

Единого для всех стран стандарта товарного хрусталя не существует. Промышленностью выпускаются стекла с содержанием оксида свинца от 6% до 36% - все это хрустали. Стекло с включением оксида бария или оксида цинка вместо соединений свинца – тоже хрусталь. И, наконец, богемское калиево-кальциевое стекло тоже принято звать хрусталем – хотя для нашего времени это наименование уже немного архаично.


В отечественной товароведческой практике используется ГОСТ 24315-80, принятый в 1981-м году и описывающий посуду и декоративные изделия из стекла. По этому ГОСТу:

  • стекло с суммарным содержанием легирующих окисей (PbO, BaO, К2О, ZnO) менее 10% называется «хрустальным стеклом»;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 18% до 24% является малосвинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 24% до 30% является свинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 30% и выше относится к высокосвинцовому хрусталю;
  • стекло с содержанием BaO в концентрации 18% и возможными добавками окисей щелочных металлов называется бариевым хрусталем.
Европейские нормы определения хрусталя отличны от российских. В Европе:
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 1% до 15% называется Crystalline («кристаллин»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 16% до 23% называется Crystal («хрусталь»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 24% до 30% называется Full Lead Crystal («полносвинцовый хрусталь»).

Свойства хрусталя

С нарастанием процентного содержания свинца у хрусталя растет коэффициент преломления света (от 1.520 до 1.545 по ГОСТУ), увеличивается плотность, усиливается блеск. Нерасчетная оцвеченность (как правило, едва заметный желтовато-коричневый оттенок) допустима, но снижает сортность хрусталя.


Бесцветный хрусталь может слегка «синить»: подобное свойство помогает скрадывать желтизну света ламп накаливания. Однако зеленые (сине-зеленые, фиолетовые) тона в неокрашенном хрустале недопустимы совершенно!


Светопоглощение товарного хрусталя не должно превышать 2% на 1 см толщины стекла, при этом лучшие сорта материала показывают и 1%, и даже рекордные полпроцента! Стоит отметить, что оптические сорта флинтгласса, содержащие 36% PbO, могут поглощать до 9% проходящего сквозь них света. Такое стекло выглядит тусклым и товарным хрусталем считаться не может.

Мелодичность хрустального звона, а также способность изделия «петь» при соприкосновении с влажной человеческой кожей не имеет решающего значения. Тем более что звенеть при соударении способны все стеклянные изделия, формой повторяющие колокол.

Чем красив хрусталь?

В потребительской среде принято различать изделия из хрусталя по способу производства. Менее ценным вполне справедливо считается так называемый «прессованный» хрусталь. Дело тут даже не в избыточной, явно с запасом прочности, толщине стенок. И не в простоте декора. Машинная работа, массовое производство... Произведение искусства не может сходить с конвейера!


Сам по себе хрусталь обладает ограниченной привлекательностью. Стакан из тонкого качественного стекла и тонкостенный недекорированный стакан из хрусталя малоразличимы между собой. Но хрусталь, в отличие от обычного стекла, мягок и «с охотой» принимает механическую обработку!

Огранка, гравировка, полировка, послойное или сплошное окрашивание, резьба и матирование превращают хрустальное изделие в драгоценность. Ручная обработка гарантирует уникальность!

Хрусталь безопасен!

Обывательские опасения касательно миграции ионов тяжелых металлов из хрустального массива в пищу или напиток необоснованны, доказывает наука. Сохраняется, однако, опасность физического разрушения хрустальной посуды над обеденным столом. Чокаться бокалами – неискоренимая традиция, не так ли?

Передовые производители хрустальной посуды применяют особые методы упрочнения краев стаканов и рюмок. Специальная закалка и повторный отжиг создают из верхней кромки бокала настоящее «кольцо безопасности».


Обрезка краев при помощи мощного лазера и упрочняет, и сглаживает кромки хрустальной посуды. Монолитная формовка изделия снижает вероятность отделения ножки бокала от емкости для напитка (так называемого «пойла»).

Введение в рецептуру шихты максимально возможного количества хрустального боя также способствует упрочнению готовых изделий.

С точки зрения науки, хрусталь - это стекло с добавлением свинца и калия. Он обладает чистотой и блеском, высота этих показателей зависит от количества свинца. Чистота, а вместе с ней и дороговизна сырья возрастают вместе с увеличением процентного содержания металла. Если содержание в нём окиси свинца 16—23 % - сырьё называют «свинцовым хрусталём». Все виды хрусталя - это стекло, но не каждый вид стекла - хрусталь.Изделияс содержанием свинца менее 4 % - это стекло.

Чем отличается хрусталь от стекла?

Существуют определенные характеристики, знание которых поможет выяснить, из стекла или хрусталя сделан предмет.

Последовательность действий:

1. Взять в руки предмет из хрусталя. Аккуратно стукнуть пальцем и прислушаться к четкой мелодии, наблюдать за тонкой вибрацией. Сделать то же с обычным стеклом - появится приглушённый звук, который отличается от «хрустального», предмет не производит вибрацию.

2. Посмотрите через хрусталь и стекло против солнечных лучей или яркого света. Свет, проходя сквозь стекло, не имеет эффекта преломления и блеска. А чем отличается хрусталь от стекла? Производит эффект радуги, благодаря частицам оксида свинца.

3. Сравнить одинаковой величины предметы по весу. Поднять в руке хрусталь и стекло. Обратив внимание на вес, легко сказать, что тяжелее. Оксид свинца в хрустале делает его тяжелее. Вот в чём отличие хрусталя от обычного стекла.

4. Обратить внимание на замысловатые узоры изделий из хрусталя. Стеклянные предметы не имеют вырезов, они твёрже и сложнее поддаются обработке. Наличие оксида свинца в хрустале смягчает его, это позволяет воплощать на изделиях декор любой сложности.

Вот чем отличается хрусталь от стекла.

Хрустальное стекло

Этот материал благодаря свойствам находится на полпути отхрусталя до дорогого стекла. Чем отличается хрусталь от хрустального стекла, так это повышенным содержанием свинца. При производстве стекла часть оксида свинца заменяют оксидом кальция, магния, бария или цинка, а часть оксида калия - оксидом натрия. Соответственно стандартам России, оно должно содержать не меньше 10% оксида свинца, бария или цинка, европейские нормы допускают 1-15% этих веществ. Содержание свинца в подобном стекле наделяет его оттенком голубоватой белизны, роскошью яркого полированного блеска и «звоном» хрусталя. Оно мягче, чем обычноестекло, но твёрже хрусталя. Натирание и интенсивное мытье его не травмируют.

Его красота и долговечность не уступают хрусталю, а низкая цена увеличила популярность. В России подобные изделия производят на заводе в городе Гусь-Хрустальный.

Чем отличается от хрусталя?

Изделия из богемского стекла высоко ценятся. Тонкая работа и совершенный дизайн наделяют их особым шармом. Благодаря высокому содержанию свинца в сырье, который добавляет ему прозрачность, чистоту и прочность, богемское стекло считают хрусталём. Его производство ограничено территорией Богемии, это один из западных регионов Чехии.

Изделия из богемского стекла обладают рядом отличительных признаков.

Звон . Мелодичный и долгий, глубокий, слегка металлический - главный признак подлинности. Он длится не менее 4 секунд, «зарождается из глубины и медленно утихает». Вместе со звучанием по стеклу проходит лёгкая вибрация.

Чтобы изделие зазвенело, необходимо расположить предмет на ровной твёрдой поверхности и:

  • прогладить мокрыми пальцами кромку изделия (способ применим только для изделий с тонкими стенками);
  • легко ударить палочкой из хрусталя по стенкам изделия;
  • аккуратно стукнуть одно изделие о другое.

Идеальная чистота. Компоненты в составе богемского стекла: оксиды свинца и бария, кальций. Они повышают прозрачность, делая его чистым. Критерии для оценки чистоты различны у прозрачных и цветных изделий.

Прозрачное стекло не содержит:

  • пузырьков воздуха;
  • вкраплений;
  • мутных участков;
  • трещин на поверхности;
  • механических дефектов.

Проверяют прозрачность, глядя на ярко освещённые поверхности через бокал: они не должны поблекнуть.

Цветное стекло не полностью прозрачное, но «чистое» и не имеет дефектов. Оно яркое и насыщенное без посторонних оттенков, а допустимые разводы и переливы одинаковой цветовой гаммы с основным тоном.

Отличительные характеристики богемского стекла

Поверхность. Она идеально гладкая, без таких дефектов, как царапины, трещины, наплывы, зёрна. Это касается изделий и с резным рисунком или гравировкой. Линии рисунка чёткие, правильные, без искривлений, трещин и неровностей. А прямые ровные и тонкие грани складываются в правильный орнамент.

Игра света. Благодаря высокому коэффициенту преломления, игру света наблюдают и на гладких, и на резных поверхностях. Стекло проверяют под действием прямых лучей солнца, которые, распадаясь, играют радужными бликами, касаясь поверхности. Гладкие изделия насквозь пропускают свет, который «играет» на кромке, соединении ножки. Резные - зеркально отражают блики своими гранями, и поверхность «вспыхивает».

Форма и кромка изделий. Особенности технологии не позволят создавать изделия замысловатой формы. Она всегда лаконичная и правильная, а разнообразие дизайна достигается за счёт декоративных техник. Кромка важна при оценке качества, она всегда гладкая, без зазубрин, выступов, наплывов. Несмотря на остроту и тонкость, края сохраняют прочность и остаются безопасными.