Необычные растения        10.04.2019   

Занятие о домашних животных. Познавательное занятие «Дикие животные. на тему: «Домашние животные»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Колокольчик»)

г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию связной речи

с детьми старшей группы

«Домашние животные»

Подготовила:

воспитатель второй кв. категории

МБДОУ»Колокольчик» г. Ноябрьск

Евдокимова Галина Ивановна

Конспект занятия по теме: «Домашние животные» (старшая группа)

Задачи:

Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.

(чем питаются, где живут, какую пользу приносят)

Различать по внешним признакам и строению.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивать общую моторику, координацию, зрительную и слуховую память.

Развивать связную речь, образность речи.

Развивать словесно-логическое мышление детей,

Воспитывать любовь к домашним животным.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить.

Рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши». Чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них.

Беседа с родителями, их помощь в подборе игрушек, в заучивании с детьми стихотворений.

Оборудование: предметныекартинки с изображением домашних животных. дидактическая игра «Четвертый лишний», карточка с изображением животного ч.б. , карточка дорисуй животное, разрезная картинка (кошка) размер а-3, цветные карандаши, мелкие игрушки домашние животные.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.

К домашним животным

Мы тех отнесём,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади,

Овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим,

Коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны,

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

О ком говориться в стихотворении, кто живёт рядом с нами, как мы заботимся о животных?

Воспитатель приглашает детей, садятся на свои места девочки, затем мальчики. Выставляет картинки на доску, дети называют животных.

Загадывает загадки.

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.(Баран)

Как их всех можно назвать одним словом? (животные). Почему? (Тело покрыто шерстью; у них 4 лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком). Как называются? (Домашние животные) Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, молоко и шерсть. Овца дает мясо и шерсть. Свинья дает мясо, сало и кожу.)

Задание «Покажи части животного»

У детей чёрно белые карточки с изображением животных, называю части дети показывают.

Физкультминутка «Кролик потянулся»

Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.

Игра «Кого не стало»

Пальчиковая гимнастика.

Котенок.

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Задание «Дорисуй животное».

Художник не дорисовал одну половину, надо ему помочь.

Игра «4 лишний».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь

лишняя и почему вы так думаете?

Лишний волк, потому что он дикое животное.

Лишний гусь, потому что он домашняя птица.

Лишняя белка, потому что она дикое животное.

Лишняя обезьяна, потому что она живёт в жарких странах.

«Загадки обманки»

Распевается спросонок
На насесте… поросёнок?

Промычали утром рано
На дворе у нас… бараны?

«И-го-го» кричать привык
И стучать копытом… бык?

Громко лает у ворот
На людей лохматый… кот?

Мышь домой вчера принёс,
Наш пушистый рыжий… пёс?

Роет землю у крыльца
Пятачком своим… овца?

На лугу меня пасла

Внучка вместе с бабушкой.

Молочка я припасла,

А зовусь я... бабочкой (коровой)

Коллективное задание «Разрезная картинка»

(размер листа ватман)

Итог. О ком говорили? Где живут домашние животные?

Г.В.Ломага - учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей коррекционных групп; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; награждена почетной грамотой департамента образования администрации города Южно-Сахалинска

Аннотация: данная работа является

Воспитание и образование - две основополагающие составляющие процесса формирования личности.

"Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания", - писал В.А.Сухомлинский.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития его речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Зачастую дети поступают в школу, имея различные нарушения устной речи и недостаточный уровень развития других психических процессов. Такие учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, позволяющих восполнить пробелы в различных сторонах психической деятельности.

Логопедическая работа носит коррекционную направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности.

Особенность логопедической работы состоит в том, что это не столько сообщение знаний, сколько воспитание чувства языка. По мнению психологов и лингвистов, родной язык усваивается «на уровне чувства», потому что «чувство образует основу всякой психической деятельности». И лексические, и грамматические значения языка человек чувствует задолго до того, как обретает способность осознавать их. По словам К.С.Аксакова, «…слово есть воссоздание внутри себя мира».

Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Основная задача работы - это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения».
Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.

Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.

Я хочу представить

Конспект занятия по автоматизации звуков по лексической теме «Домашние животные» для детей подготовительной к школе группе

Цели:

  • Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме;
  • Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия);
  • Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности;
  • Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
  • Автоматизация звуков речи.
  • Развитие тактильных ощущений, эмоций.

Дети должны знать:

  • Что домашние животные-животные, прирученные человеком;
  • Названия взрослых животных и их детенышей разного пола;
  • Названия помещений, в которых содержится домашнее животное;
  • Чем питаются разные животные;
  • Как передвигаются, какие звуки издают;
  • Какую пользу приносят людям.

Дети должны уметь:

  • Отличать домашних животных от диких;
  • Использовать в речи названия домашних животных, частей их тела, жилищ, признаков, действий;
  • Имитировать движения и звуки домашних животных;
  • Делить слова на слоги;
  • Определять место звука в слове;
  • Различать мягкие и твердые согласные звуки;
  • Составлять предложения с предлогами.

Оборудование: картинки из серии «Домашние животные»; познавательная и художественная литература; продукты-муляжи, которыми питаются домашние животные; шапочки с изображением домашних животных; бельевые прищепки; кубик, на сторонах которых нарисовано от 1 до 3 точек (они будут обозначать количество слогов в словах); «жетоны - эмоции» - «веселый» и «грустный»; музыкальный центр; диск с записью голосов домашних животных; муляж или картина с изображением скотного двора; коврики для релаксации и диск с релаксационной музыкой; колючие коврики для массажа стоп; паровозик с тремя вагонами (для определения места звука в слове); «волшебная» палочка; «волшебный» мешочек; дидактическая игра «Загадочный цветок»; флажки синего и зеленого цветов; посылка с письмом от пастуха.

Выставка книг на тему домашних животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

Цель: Развивать артикуляционный аппарат

Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка. Имитация движений домашних животных (Кошка умывается; Лошадь жует траву; Собака рассердилась; Бодливая овечка; Козленок пьет молоко; Лошадка - с опорой на картинки)

А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])

Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее! (ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы и т.д.)

Ребята, движения и звуки каких животных мы имитировали? (Домашних )

Почему они называются домашними? (Потому что живут рядом с человеком, о них заботится человек …)

Вот сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

  1. Игра «Отгадай, какое это животное и назови его семью»

Знать: какие действия могут совершать домашние животные, как называются члены «семьи» домашних животных, уметь группироваться в свою «семью», правильно называя всех членов «семьи».

Цели : развивать внимание, память, расширять и активизировать словарь по теме.

Кто хрюкает, роет ямы…?(свинья, поросенок, кабан)

Кто блеет, бодается…?

А теперь сами загадайте такую загадку про… - кошку. Что она делает? (Мяукает, царапается…)

Про корову…(Мычит, жует, ходит…)

3.Игра «Умный кубик»

Знать: способы деления слов на слоги, объяснить выбор.

Цели: развивать умение делить слова на слоги; развивать речь, внимание, память, воспитывать внимательное отношение к установкам педагога.

- Ребята, поиграем в игру. Вот кубик, на сторонах кубика нарисованы кружки. Вы бросите кубик и должны будете взять ту картинку, с изображением домашнего животного, в названии которой столько слогов, сколько кружков выпадет на кубике. И дать полный ответ. (- В слове корова 3 слога и т.п. )

4.Игра «Флажки»

Знать: Названия домашних животных.

Цель: Развитие фонематического слуха.

О ком мы говорим на занятии? (о домашних животных ).

Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок, если нет - синий.

БАНАН-БАРАН

ОВЦА -ОВСА

КОСА-КОЗА

5.Самомассаж с прищепками + массаж ступней.

Цель: Развитие мелкой и общей моторики.

Котенок-глупыш.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться - скажу тебе «кыш»!

(На каждый ударный слог «щипаем» фаланги пальцев прищепками, начиная с мизинца и обратно. Сначала на одной руке - потом на другой)

(под ногами лежат колючие коврики - дети сидят или стоят без обуви)

6. Игра «Угадай, кто, как кричит?» или «Посылка».

Знать: какие звуки издают домашние животные, уметь по звукам определять кто, как кричит.

Цели: развивать фонематический слух, воображение, память, внимание.

Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от пастуха. (Прочитать его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса животных, поэтому просит нас послушать звуковое послание (диск с записью голосов домашних животных) и сказать, какие животные слышны на нем. Поможем? Слушаем. (голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи).

7. Игра «Паровозик»

Цель: уметь определять позицию определенного звука в слове, развивать фонематический слух.

К нам приехал паровоз и в его состав входят три вагона. Первый вагон -начало слова, второй - середина, третий - конец слова. Вы берете картинку с изображением животного, называете ее. А я задаю вам звук, место которого вы должны определить в слове. Картинку с изображением животного вставляете в тот вагон, который обозначает место звука в слове. Скажите, где слышен звук...? В начале, в середине или в конце слова? - коРова, Лошадь, баРан, жеРебенок, теЛенок, кРолик. (Звук [Р] в слове корова слышен в середине слова и т.д. )

8. Дидактическая игра «Загадочный цветок».

Цель: уметь различать на слух твердые и мягкие звуки [Л-Л], развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Назовем животных изображенных на лепестках цветов. Если в слове слышен мягкий [Л], то лепесток приклеим к зеленой серединке, а если твердый, то к синей. (После игры лепестки переворачиваются к детям цветной стороной).(Приложение 1)

9. Дидактическая игра «Кто, где стоит, лежит?»

Знать : предлоги НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО, У, В…

Цели: уметь составлять предложения с данными предлогами.

  • Муляж или картина с изображением скотного двора.

(Ребенок берет картинку с изображением животного, или его фигурку, прикладывает ее к изображению скотного двора и составляет предложение, используя заданные предлоги - «Корова ОКОЛО забора; свинья стоит ЗА кормушкой» и т.д.)

10. Физическая пауза «Хозяюшка»

Цель: Развитие общей моторики и координации движений.

Дети стоят на колючих ковриках, читают стих и имитируют движения животных.

«Хозяюшка»

(Координация речи с движениями, развитие творческого воображения)

Наша - то хозяюшка

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка

(Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)

Моет языком.

Хрюшка собирает

(Присели, наклоняют ритмично голову)

Крошки под окном.

По столу котище

(Встали, правой рукой делают движения к себе.)

Лапою скребет,

Половичку козочка

(«Метут» пол.)

Веничком метет.

«Теленок»

(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Два прыжка.

Я рогатый.

«Рожки» из пальчиков ставят на голову.

Два прыжка.

Я хвостатый.

«Хвостик» из руки за спину.

Два прыжка.

Я ушастый.

«Ушки» из ладошек на голову.

Два прыжка.

Очень страшный.

«Рожки» на голове, «бодаются».

Два прыжка.

11. Игра «Волшебство»

Знать: чем питается то или иное домашнее животное, уметь конкретному животному подбирать продукты питания, называть их правильно, правильно строить предложение.

Цели: развивать внимание, память, грамматически правильную речь, тактильные ощущения.

Ребята, встаньте на коврики. Сейчас я вас с помощью волшебной палочки превращу в домашних животных: в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в корову, в козу. А вы из волшебного мешочка достанете для себя еду, которую больше всего любите есть. (На ощупь определяются нужные продукты - можно приготовить муляжи, но лучше положить в мешок настоящие овощи и пр. продукты питания домашних животных. (- Я коза. Я люблю есть траву, морковь, капусту..и т.д .)

12. Дидактическая игра « В чем ошибся художник?»

Знать: дети должны знать особенности внешнего вида домашних животных, уметь называть недостающие части животного.

Цели: развивать умение анализировать и составлять целое из частей, воображение, память. (Приложение 2).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, в чем ошибся художник? Каких частей тела не хватает у животных? (хвоста, ушей, рогов, вымени).

13.Игра «Фантазеры»

Цель: учить мимикой выражать разные состояния по отношению к домашним животным.

Представьте, что вы гладите кошку или щенка.

Испугались бульдога.

Вы щенок, который украл сосиски.

Вы котенок и просите молока у хозяйки.

У вас пропала коза.

14.ИТОГ

Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних животных ).

В какие игры играли?

Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес? (они погибнут)

Почему? (потому что они домашние и о них заботится человек).

Ребята, выберете «жетоны - эмоции». «Веселую», если вам понравилось, как вы работали на занятии, «грустную» - если, что-то не понравилось.

Список использованной литературы:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. - 208 с.:ил. - (Серия «Готовимся к школе») ISBN 5-94455-037-6
  2. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с. -(Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-83144-906-0
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э.Теремкова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 32 с. ISBN 978-5-296-00658-5

Фронтальное занятие.

Тема: Домашние животные.

1.Активизировать словарь названиями домашних животных (взрослых и детенышей), названиями частей тела, обогащать словарь глаголами.

2.Продолжать учить правильно, употреблять предложно-падежные формы.

3.Упражнять в правильном образовании множественного числа.

4.Учить упражнять притяжательные прилагательные.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети!

Сядет тот, кто скажет, кто кем был?

Собака была……щенком

Лошадь была …….жеребенком

Корова была …….теленком

Коза была…………………козленком

Кролик был……..крольчонком

Кошка была ……..котенком

Свинья была….поросенком

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о животных. О тех животных, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу.

Как вы думаете, о каких животных я говорю? (о домашних)

Каких домашних животных вы знаете?

Угадайте о ком я сейчас говорю:

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)

(вывешивается картинка кошки)

У кого-нибудь из вас живет дома кошка?

Сейчас мы превратимся в кошек.

Физ. минутка:

Точит кошка коготки

Очень острые они.

А кошачьи лапочки

Мягкие как тапочки.

Спрячет коготки в подушки.

И почешет лапкой ушко

Молоко попьет из плошка

Наша ласковая кошка.

Кошка – это домашнее животное.

Угадайте следующее животное:

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади - метла. (корова)

Какую пользу приносит корова людям? (корова дает молоко, которое пьют дети, чтобы вырасти. Из молока делают сыр, сметану)

Корова – это домашнее животное.

Отгадайте следующее животное:

Нос пяточком, а хвост крючком. Кто это? (свинья)

Свинья – это домашнее животное.

Следующая загадка:

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (лошадь)

Лошадь – это домашнее животное.

Следующая загадка:

Вишенки на месте глаз,

Коготки-крючочки;

Сиганул, трусишка, в лаз

Беленьким комочком. (кролик)

Кролик – это домашнее животное.

О каком животном, я сейчас говорю:

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица. (коза)

Ребята, а какую пользу приносит коза людям? (дает молоко)

Коза – это домашнее животное.

Угадайте, а о ком я сейчас говорю:

Гладишь – ласкается

Дразнишь – кусается. (собака)

Как собака помогает человеку? (охраняет дом)

Собака – это домашнее животное.

Физ. минутка: (показывается игрушка)

Вот наш Бобик,

Славный пес!

Белый лобик,

Черный нос!

Бобик, Бобик,

Лапку дай!

Сядь на коврик

А сейчас мы немного поиграем с Бобиком:

Посади Бобика на пенек. Что ты сделал?

Поставь Бобика за пенек. Что ты сделал?

Поставь Бобика около пенька. Что ты сделал?

Пускай Бобик обойдет вокруг пенька. Что он сделал?

Положи Бобика под стол. Что ты сделал?

А сейчас загляните каждый к себе под стульчик, детеныши животных потеряли своих мам. Давайте поможем им отыскать своих мам:

Кого нашел? (кошку)

К кому подошел? (к кошки)

С кем сейчас? (с кошкой)

(котенок, козленок, жеребенок, щенок, поросенок, крольчонок, теленок, ягненок)

А сейчас поиграем: я называю одного животного, а вы много.

1 корова, а много?

1 лошадь, а много?

1 собака, а много?

1 кошка, а много?

Вот мы помогли найти детенышам их мам. И все животные решили собраться семьями:

(три круга – большой, поменьше, маленький)

Большой круг – папа

Поменьше – мама

Маленький – детеныш

Я называю папу, а вы продолжаете:

Кот – кошка – котенок

Жеребец – лошадь – жеребенок

Баран – овца – ягненок

Кабан – свинья – поросенок

Бык – корова – теленок

Животные очень хотят чтобы мы их сравнили (кошка – коза, собака – свинья)

Наши животные растеряли свои хвосты, давайте поможем им их найти (картинка)

У собаки – собачий хвост

У кошки – кошачий хвост

У лошади – лошадиный хвост

У коровы – коровий хвост

У козы – козий хвост

Итог: Ребята, а сейчас давайте вспомним, о каких домашних животных мы сегодня говорили (загибаем пальчики).Вы сегодня хорошо занимались! Я вами очень довольна! (похвалить каждого ребенка)

Тема: домашние животные.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнять и активизировать словарь детей по теме;
- учить употреблять предлог у в речи через упр. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упр. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с ум-ласк. суф. -ок, -енок через упр. «У кого кто?»;
- учить согласовывать числ. с сущ. через упр. «Сколько животных»;

Коррекционно-развивающие:

Корригировать мышление через упр. «Собери картинку»;
- развивать артикуляционную моторику через арт. гимнастику; тонкую моторику через пальчиковую гимнастику и упр. «Соедини точки»;
- развивать зрительное внимание через оргмомент, упр. «Узнай животное»;
- развивать связную речь (умение отвечать на вопросы педагога полным предложением) через упр. Упр. «У кого кто?»

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость на занятии, желание увидеть результат начатой работы.

Словарь: корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок, поросенок.

Оборудование: предметные картинки с животными (корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок);картинка Незнайки, разрезные картинки (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова), картинка с силуэтным изображением животных, картина «Скотный двор», мяч, цветные карандаши, задания на листах А5 для упр. «Соедини точки» по количеству учащихся.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед. Сесть на место может тот, кто отгадает животных, которые нарисованы на этих картинках. (лошадь, коза, корова, свинья, собака, кошка)
2. Логопед. А как назовете этих животных одним словом? (Домашние)
Логопед. Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Ой, прислушайтесь, ребята, тут кто-то шуршит у меня. Да это же Незнайка. Ребята, Незнайка будет за вами внимательно наблюдать и в конце занятия он каждого оценит! Так что будьте внимательны! Он позабыл какие же есть детеныши у домашних животных. Поможем ему вспомнить?



Упр. «У кого кто?»

Для начала давайте назовем животных-мам [на доске картинки: корова, лошадь, собака, кошка, свинья, овца]
Логопед. У каждого на столе картинки, возьмите их. Катя, кто у коровы? (у коровы-теленок.)
Аналогично, у лошади-жеребенок, у собаки-щенок, у кошки-котенок, у свиньи-поросенок, у овцы-ягненок.

Упр. «У кого что?».

Логопед. Молодцы, Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (у коровы, у барана, у козы)
У кого усы? (у кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (у кошки)
У кого есть вымя? (у коровы,у козы)
У кого нос пятачком? (у свиньи)

Упр. «Один-много». (с мячом)

Логопед. Сейчас поиграем в игру «Один-много». Катя, одна кошка, а если несколько, то как назовешь? (кошки)
Аналогично, собака-собаки, корова-коровы, лошадь-лошади, овца-овцы, котенок-котята, теленок-телята.

Упр. «Назови ласково».

Логопед. А сейчас, ребята, давай покажем Незнайке как мы умеем ласково называть животных. Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)
Аналогично, собака-собачка, лошадь-лошадка, коза-козочка, овца-овечка.
Физминутка.

Упр. «Сколько животных?»

Логопед. Незнайка говорит что мы совсем не умеем с вами считать. Так ли это? Давайте докажем ему, что мы умные ребята и выполним следующее трудное задание. Перед вами скотный двор. Миша, сосчитай сколько всего коров. (одна корова)
Аналогично дети считают остальных животных.

Упр. «Узнай животное».

Логопед. Ребята, а на этой картинке спрятались животные, назовите их. (корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака, свинья)

Упр. «Собери картинку».

Логопед. Соберите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова)

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик самый маленький,
Этот пальчик самый слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе кулачок.

Упр. «Соедини точки».

Логопед. Соедините точки и назовите какое животное у вас получилось?

Итог.

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Программные задачи:

Познавательное развитие:

Закрепить представления детей о домашних животных.

Формировать понятие: «Домашние животные» (живут рядом с человеком, который ухаживает за ними, кормит, строит им жилище).

Расширять представления детей о происхождении домашних животных и о их пользе для человека (шерсть, молочные продукты и т.д.).

Развивать творческие и познавательные способности: наглядно-образное и логическое мышление, концентрацию и устойчивость внимания, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, воображение.

Побуждать детей задавать вопросы, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы.

Закрепить навыки счета в пределах 10.

Развивать у детей исследовательские умения: сравнивать, обобщать, делать выводы).

Речевое развитие:

Обогащать словарь детей по теме «Домашние животные».

Расширять словарный запас: вводить в разговорную речь существительные (названия домашних животных, их детенышей, жилищ), глаголы, прилагательные.

Развивать коммуникативные умения детей: умение рассуждать, задавать вопросы, отвечать на вопросы полным предложением.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость.

Формировать умение правильно выражать свои чувства, эмоции, желания.

Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных, побуждать к проявлению сочувствия, заботы о них, доброты, чуткости.

Закрепить умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Продолжать формировать умение договариваться между собой, планировать и обсуждать свои действия.

Физическое развитие:

Формировать представления о пользе молочных продуктов для организма человека.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать певческие умения детей.

Предварительная работа: Чтение Э.Успенской «Дядя Федор, кот и пес. Трое из Простоквашино», просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино», рассматривание иллюстраций домашних животных

Оборудование: макеты деревьев, атрибуты водителя: руль; кондуктора: билеты; кот Матроскин: маска. Макеты животных, модуль «Значение домашних животных в жизни человека». Молочные продукты, миксер, картинка с изображением силуэтов животных, «тени» животных, иллюстрации с изображением жилищ животных, карточка «чудо-животное»

Ход занятия

В: Ребята, проходите, посмотрите, у нас сегодня гости. Что необходимо произнести? (слова приветствия).

А сейчас займемся своими делами. Что нам нужно сделать? (прочитать письмо от Матроскина). Вы умеете читать? Можно я это сделаю (читает письмо, в котором Матроскин просит помочь. Его домашние животные разбежались, спрятались, он их не может найти).

В: Что будем делать? Конечно же коту Матроскину необходимо помочь. Где он живет? (в деревне Простоквашино).

Поедем в Простаквашино? (Решили, что поедем).

А на чем мы поедем? На машине, поезде, трамвае, автобусе и т.д?

Хорошо поедем на автобусе! Где мы его возьмем? (Сделаем из стульев.)

Воспитатель вместе с детьми делает автобус из стульев.

В: Кто будет водителем? Водитель, займите свое место.

Кто будет кассиром? Кассир продайте нам билеты.

(Номера на билетах соответствуют номерам на стульях. Дети рассаживаются).

В: Водитель отправляемся. (Звучит музыка из м/ф “Каникулы в Простоквашино”).

Ребята, что вы видите за окном?

Дети: поле, лес, деревню и т.д.

В: Давайте споем песенку «Мы едем, едем, едем…»

В: Водитель, далеко ли до Простоквашино? (подъезжаем).

В. Да, видны дома. Ой, как пахнет деревней! Вы были когда-нибудь в деревне? Вдохните поглубже. Какие запахи вы ощущаете?

Дети: Запах дыма, сена, свежести и т. д.

В: Ой, ребята, мне необходимо выйти на минуточку. Водитель сделайте остановку.

Воспитатель уходит и через несколько минут появляется в образе кота Матроскина.

М: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в Простоквашино. Как я рад вас видеть? Вы приехали мне помочь? Какие молодцы. Ура! Сейчас мы вместе решим мою проблему.

М: А вы знаете кто такие домашние животные?

М: А вы знаете почему они называются домашними животными?

Дети: Потому что живут рядом с человеком.

М: А хотите узнать откуда они появились? Я вам сейчас расскажу. Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

Давным - давно, когда не было ни детских садов, ни машин, ни домов, человек жил в пещере. Чтобы согреться, он разводил костер. Все звери в это время жили в лесу и только издали поглядывали на жилище человека. Особенно манил их костер. Вечерами и ночами, когда становилось холодно, звери, у которых не было теплых шкур, прижимались друг к другу и так согревались. Но с приходом зимы это уже не помогало. Человек заметил, как они мерзнут, и пригласил погреться у костра, и так было довольно долго. Звери привыкли к людям и перестали уходить в лес, так и стали жить возле пещеры. Они подружились с человеком и помогали ему. Таких зверей потом назвали домашними животными.

У меня в хозяйстве много животных, вот их фотография, Шарик сфотографировал.

Но это же Шарик, ничего непонятно, что он нафотографировал, какое-то чудо-животное. Посмотрите на фото и догадайтесь, какие животные есть у меня в хозяйстве. (дети определяют силуэты животных и выставляют на доску тени этих животных).

https://d1qsm8gx115ipa.cloudfront.net/_111/1502/_899800.jpg

М. Все ли верно на этой картинке? Какое животное лишнее? Почему?

М. А знаете, кем были раньше эти животные? (закрепление детенышей животных)

Кем была моя Мурка?

Корова – теленком

Собака – щенком

Кошка – котенком

Овца – ягненком

Лошадь – жеребенком

Свинья – поросенком

М: Молодцы, ребята, животных необходимо найти и разместить в свое помещение. А знаете ли вы кто где живет?

Как называется помещение, где живет корова? (в хлеву).

Свинья где живет? (в свинарнике).

Лошадь где живет? (в конюшне).

Собака где живет? (в будке).

Овцы и козы где живут? (в овчарне).

М. Ну, а сейчас пойдемте вместе искать (дети ищут и находят животных и их детенышей, проговаривают еще раз их названия, размещают в определенное помещение)

М: Какие ребята вы молодцы, помогли мне. Мне очень хочется вас отблагодарить. А вы знаете какую пользу приносят мне домашние животные? (Дети рассказывают по модели о пользе домашних животных, в том числе перечисляют, что дает корова).

Дети вместе с Матроскиным подходят к столу, где стоят молочные продукты.

М: Как вы думаете, какие продукты можно сделать из молока, которое дает моя Мурка (молоко, сыр, сметана, кефир, масло, йогурт). Они очень полезные, потому что в них содержится кальций, который укрепляет ваши косточки. Хотите посмотреть. как я делаю масло? (сбивает масло) Хотите попробовать? (раздает каждому кусочек масла на тарелочке и ложечку)

А что больше всего вам понравилось? Какой продукт? (йогурт).

Я хочу угостить вас (раздает йогурт). Еще раз спасибо. Уходит.

Появляется воспитатель.

В: Ой, ребята, я все пропустила. Поедемте скорее домой в детский сад. Где вы были, что делали? Понравилось вам гостить у Матроскина? (дети рассказывают о своем путешествии, делятся впечатлениями)

Название: Конспект познавательного занятия по лексической теме «Домашние животные»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / развитие представлений об окружающем мире и о себе


Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида
Месторасположение: Алтайский край, город Барнаул, проезд 9Мая,10