Комнатные растения        23.05.2019   

Как отличить шелковый платок от синтетического. Особенности материала и сферы его использования. Химические и физические свойства шелковых тканей

Разнообразные изделия из натурального шёлка всегда высоко ценились и ценятся по сей день. Роскошное постельное белье, великолепные струящиеся платья из шёлка обладают не только чудесными внешними, но и физическими свойствами. К сожалению или к счастью, сегодня на рынке присутствует множество заменителей шёлка. С одной стороны, натуральный шёлк стоит недешево, а искусственные заменители позволяют покупателям с любым достатком приобрести красивую вещь, с другой стороны, многие недобросовестные продавцы могут продавать изделия из искусственного шёлка под видом и по цене натурального, и здесь уже важно уметь отличать натуральный шёлк от искусственного.

Свойства натурального шёлка

Как и любой другой натуральный материал, шёлк обладает рядом уникальных свойств.

1. Шёлк очень хорошо впитывает влагу;

2. Натуральный шёлк отличается низкой чувствительностью к воздействию органических растворителей, таких как спирт или уксус;

3. При горении огонь распространяется очень медленно и быстро затухает;

4. В жаркую погоду в шёлковых вещах прохладно, а в прохладную — достаточно тепло;

5. Отличная теплопроводность. Шёлк быстро принимает температуру окружающей среды;

6. Высокая прочность в сухом состоянии и несколько меньшая во влажном;

7. Прекрасные гигиенические свойства;

8. Отличная драпируемость;

9. Характерный блеск после соответствующей обработки.

Определяем натуральный шёлк

Вот и добрались мы к главному и наиболее актуальному вопросу: «Как отличить натуральный шёлк от искусственного?». Следует сразу отметить, что не профессионалу по внешнему виду материала практически невозможно определить натуральный шёлк. Кроме того, очень часто шёлковые вещи имеют примеси других материалов для придания дополнительных свойств. К примеру, для придания вещи эластичности к шёлку могут добавлять 3 % эластана и т.д. Итак, как же определить, натуральную ли вещь вам предлагают?

1. Поджечь. Самый надёжный, но не очень гуманный метод определения подлинности шёлковой вещи. В магазине вы навряд ли будете поджигать красивый халатик в примерочной, однако к некоторым изделиям прилагаются небольшие кусочки ткани для подтверждения подлинности. Также можно взять кусочек ткани с внутренних завязок халата и т.д.

Итак, как же горит натуральный шёлк и как себя ведут во время поджига синтетические вещи? Синтетика горит активно и край вы в итоге получаете оплавленный, в то время как натуральный шёлк очень быстро затухает, образуя по краям мягкую крошку темно-серого цвета, которую очень легко удалить вручную. Во время горения шёлка можно отметить запах горелых перьев.

2. Наэлектризовать. Более гуманный, но менее показательный способ проверить материал на натуральность — потереть о пластик. Натуральный шёлк практически не электризуется, в то время как с тем же атласом следует отметить обратное. Если материал липнет к рукам и ногам и электризуется — это точно не натуральный шёлк.

3. Приложить материал к лицу . Если поднести натуральный шёлк к лицу, он сразу же приобретает температуру тела. Синтетические же материалы долго остаются холодными.

4. Попробовать смять. Сминаемость у натурального шёлка очень низка. Попробуйте сжать материал в руке — если он сильно помялся, образовав складки, значит это не натуральный шёлк.

5. Изучить лицевую и изнаночную стороны изделия. Натуральный шёлк будет одинаково мягок как с одной, так и с другой стороны. Если же одна сторона изделия гладкая, а другая шершавая, значит перед вами искусственный шёлк.

Если это шёлковый платок, то его край должен быть подшит вручную, правда в некоторых подделках также можно встретить вручную подшитый край.

Как стирать натуральный шёлк?

Лучше всего стирать вещи из натурального шёлка в ручном режиме с мягким жидким шампунем. Стиральный порошок не подходит для стирки шёлковых вещей. Мыльный раствор также может оставлять после себя разводы.

Сушить шёлковые вещи в стиральной машине категорически запрещено. Лучше гладить их в деликатном режиме еще во влажном виде без использования пара. Шёлк «не любит» пар.

П ри покупке шелка человек часто задумывается, оригинальный материал он покупает или нет. И действительно, не хочется переплачивать за подделку (хоть и достойную). «На глаз» определить настоящую шелковую ткань – почти нереальная задача.

Возможности современных аппаратов и новых технологий почти безграничны, поэтому получить аналог щелка реально. Но все-таки существуют способы, позволяющие определить, настоящий это шелк или нет.

Проведите эксперимент

Чтобы выявить подделку, организуйте легкий опыт. Подготовьте следующий материал:

  • Сульфат меди (не более шестнадцати граммов).
  • Глицерин (достаточно десяти грамм).
  • Каустическую соду.
  • Обычную воду, без которой эксперимент не получится.

В 150 мл жидкости разводите вышеперечисленные элементы. Далее все просто – кусочек шелка опускайте в раствор. Если ткань растворилась, то можно с уверенностью говорить, что в ваших руках настоящий шелк.

Простые способы определения оригинальной шелковой ткани

Вышеописанную экспертизу не проведешь на рынке. Там придется применять простые способы определения оригинальности изделия. Как вычислить настоящий шелк?

  1. Первое, чему уделите внимание - цене. Все мы гонимся за дешевизной, но оригинальная ткань дешевой быть не может. Низкая цена – сигнал того, что перед вами подделка.
  2. Еще один способ – проверка с помощью подкуренной сигареты. В настоящем шелке после воздействия источником тепла должна остаться небольшая дырочка (при этом тление прекращается). Можно также прижать материал к щеке – никаких неприятных ощущений быть не должно.
  3. Настоящий шелк еще называют «второй кожей», поэтому материал не только похож по прикосновению на человеческую молодую кожу, но и быстро перенимает температуру тела. Прикоснитесь материалом к открытому участку - если он перенял тепло, то ткань настоящая.
  4. Немаловажным аспектом считается и цвет. К примеру, натуральный шелк должен иметь мягкий блеск, который даже при длительном хранении не исчезнет. Если вынести ткань на солнце, то она будет переливаться различными оттенками. Что касается неоригинального шелка, то от него исходит белое свечение.
  5. Обратите внимание на внешний вид шелковой нити. Мастера утверждают, что она не может быть белой. Присутствие постороннего оттенка обязательно – чаще всего кремового.
  6. Для проверки ткани на качество, соберите ее в складки. Сожмите изделие и посмотрите на результат. На подделке будут видны сильные заломы. Натуральный шелк не пострадает - он только слегка помнется.
    Кроме этого, даже качественный материал, который делается из натурального волокна, не может быть идеальным во всех отношения. Возможны расхождения, какие-либо неровности или даже дефекты. На подделке такого не будет.
  7. Существует еще один способ проверки. Вытягивайте пару нитей из шелкового изделия и убедитесь, что ткань однородна. Теперь разорвите нить и оцените оборванные концы. Если на них связанная друг с другом группа волокон, то материал можно покупать – это настоящий шелк.

Итоги

К процессу приобретения товара подходите комплексно - используйте несколько методов проверки. Тем более вы знаете, как определить настоящий щелк. Остается применять умения на практике.

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА

ШИФОН

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

КАК РАБОТАТЬ С ШЁЛКОВЫМ ШИФОНОМ ЧИТАЙТЕ НА BURDASTYLE.RU

АТЛАС

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

БАРХАТ НА ШЁЛКОВОЙ ОСНОВЕ

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

ШЁЛКОВЫЙ БАТИСТ

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

ГАЗ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

ГЛАДКОКРАШЕНЫЙ ШЕЛК

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

ДЮШЕС

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

КРЕП

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

ШЁЛКОВАЯ ВУАЛЬ

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

КРУЖЕВО - ДЕЛИКАТНЫЙ И СЛОЖНЫЙ В РАБОТЕ МАТЕРИАЛ. НАШИ СОВЕТЫ ПОДСКАЖУТ, КАК ШИТЬ ИЗ КРУЖЕВА

МАТЛАССЕ

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

МУСЛИН

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

ПАРЧА

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

ТАФТА

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

ЧЕСУЧА

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

УЗНАЙТЕ О ВИДАХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН И ИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ ШЁЛК ОТ ПОДДЕЛКИ

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

САМЫЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДЛИННОСТЬ НАТУРАЛЬНОГО ШЁЛКА


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорая, они должны пахнуть шерстью, жженым волосом.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

В Китае — стране, где изобрели шелк, — этот материал был настолько дорог, что носить его мог только император и члены его семьи, а секрет производства столетиями являлся тщательно охраняемой государственной тайной. Шелк и сегодня считается элитной тканью. Несмотря на усовершенствование технологий производства, текстильщики до сих пор не могут воссоздать все качества натурального шелка в искусственном. Притом ткани очень похожи внешне, поэтому выбирая постельное белье в магазине, вы можете ошибиться и приобрести комплект из ненатурального материала.

7 простых способов убедиться, что материал натуральный

  • Шелк, произведенный из натурального волокна никогда не будет иметь идеально ровную поверхность, на ней будут видны неровности. Искусственный же, наоборот, идеально гладкий и ровный.
  • Неокрашенная шелковая нить может быть только кремового цвета, поэтому белье из абсолютного белого шелка - подделка. Натуральный окрашенный шелк имеет мягкий блеск, на солнце переливается и искрит, а искусственный блестит тускло и оттенков вы не заметите.
  • Натуральные шелковые волокна отличаются от искусственной нити структурой, они мягче и намного эластичнее, поэтому и шелк почти не мнется. Чтобы убедиться в его натуральности, достаточно сжать ткань: настоящий шелк почти не сомнется, а на искусственном останутся четко выраженные заломы.
  • Приложив к лицу натуральный шелк, вы ничего не почувствуете, потому что он сейчас же примет температуру вашего тела. Искусственная ткань будет холодить кожу.
  • Если поджечь нить из натуральной ткани, то она, сгорая, будет пахнуть палеными шерстью или пером, и ее обугленные остатки легко растираются пальцами. Искусственная ткань будет не гореть, а плавиться, вы почувствуете запах жженой пластмассы, если это нити из полиэстера, или горелой бумаги, если нити произведены из целлюлозы.
  • Натуральный шелк нельзя порвать руками - его нити прочны, как проволока, а искусственный может порваться.
  • Порвите вытащенную из шва изделия нить. Если нить распушится, то вы держите в руках искусственную ткань, если же волокна не распушатся, перед вами натуральный шелк.


Химические эксперименты

Проверить, натуральный ли комплект белья вы купили, можно дома при помощи несложных опытов. Первый вариант — опустить кусочек ткани в 10 % раствор щелочи и нагреть. Натуральный шелк растворится, поскольку его нити белкового происхождения, а искусственная ткань не видоизменится. Второй опыт посложнее, но с тем же эффектом: в воде (150 мл) растворить сульфат меди (16 гр.), по 10 грамм каустической соды и глицерина. Натуральный шелк растворится.

Почему так важно, чтобы шелк был натуральным?

Несмотря на то, что шелк остается одной из самых дорогих тканей, его стоимость полностью оправдана превосходными характеристиками материала. Так, натуральный шелк:

  • воздухопроницаем;
  • выдерживает серьезные нагрузки и многократные стирки;
  • быстро впитывает влагу и высыхает;
  • не мнется;
  • отличается потрясающим блеском и очень приятен на ощупь.