Садовые растения        10.05.2019   

Спортивные игры как средство физического воспитания, их особенности. Доклад на тему:" Игровые виды спорта, как средство развития гармонически развитой личности с целью дальнейшей социализации и адаптации ребенка в обществе"

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Своим становлением в современном мире человек в огромной мере обязан игре. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели .

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий .

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне .

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) .

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры - это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта .

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовольствие, вызывающее стремление испытывать его вновь и вновь .

Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.

Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения. Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности между отдельными участниками и коллективами. Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными .

Каждый участник должен владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют собой закрепленный способ выполнения игровых приемов.

Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движения. Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Игровая деятельность характеризуется рядом принципиальных особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека.

Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность протекает в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих .

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих так и руководителей игр.

Спорт как средство развития личности ребёнка

1.2 Спорт как один из способов развития личности ребёнка

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер). Вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в

практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Веланская Елена Алексеевна. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности: на примере баскетбола: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Веланская Елена Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-3/1493

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что происходят существенные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии нашего государства, порождающие диалектические противоречия в сфере физической культуры.

В связи с этим, возникает потребность разработки инновационной организационно-педагогической модели физического воспитания, направленной на формирование физической культуры личности, которая предоставит широкий простор для реализации не только индивидуальных потребностей физиологического, гигиенически-профилактического и лечебного характера, но и потребностей социальной активности, подготовки к труду, использования физических и общих творческих способностей в самодеятельности, удовлетворения эстетических запросов и культурного проведения свободного времени и приобщения индивидуума к коллективу.

Проблема развития и саморазвития личности широко представлена в современных научно-теоретических исследованиях. Ее разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные ученые (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Ф. Барон, Дж. Гилфорд, ГЛозанов, В.С.Мухина, К.Роджерс, А.А.Ротенберг, К.В.Тейлор, Р.Торренс, В.Франкл, Л.И.Уманский и др.).

Значительный вклад в теоретическое решение проблемы личностно-деятельностного подхода к обучению внесли работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, В.В.Давыдова, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, Г. Здравомыслова, И.С. Кона, А.Н.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Проведённый нами анализ специальной литературы показал, что методологические и методические изыскания в области формирования физической культуры личности представлены в работах М.Я. Виленского, Л.ИЛубышевой, В.И. Лях, Л.Б. Кофман, В.В. Приходько, Т.В. Скобликовой, на других ступенях - в работах В.К. Бальсевича, Е.Я. Бондаревского, В.А. Кабачкова, А.П. Матвеева, Н.Х. Хакунова, А.Г. Комкова и др.

Несмотря на достаточно глубокие исследования и разработку методологической базы (П.Ф. Лесгафт, В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, Н.Н.Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Ю.А. Гагин, Г.Г. Дилигенский, СВ. Дмитриев, СП. Евсеев, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев, М.В. Прохорова, Е.В. Утишева и др.), проблема формирования физической культуры личности школьников на сегодняшний день остается острой и открытой.

Позиция нового видения сущности физического воспитания школьников получила развитие в работах В.И. Столярова, В.К.Бальсевича, В.П.Моченова, Л.И.Лубышевой и других.

\7 V

Спортивно-игровая деятельность является важным элементом системы физического воспитания и выступает как явление системное, средства и методы которого всесторонне воздействуют на организм и личность занимающихся (Ю.И. Портных, Е.М. Геллер, Ю.Г. Коджаспиров, В.П. Черемисин, Е.В.Конеева).

В физическом воспитании школьников подвижные и спортивные игры выполняют несколько функций: - компенсирующую: игра позволяет разрядить избыток нервной энергии, сил, накопленный, но не израсходованный в трудовой деятельности; т.е. «сбросить» эмоциональное и интеллектуальное напряжение, полученное ребенком на предыдущих уроках; восстанавливающую: при этом дети способны играть даже в состоянии усталости; в это время в игровой деятельности актуализируются силы и свойства, которые не были задействованы ранее, и тем самым восстанавливается жизненное равновесие. Таким образом, именно игра становится своеобразным допингом для накопления новых жизненных сил;

- антиципации (предвосхищения): в условной игровой ситуации моделируются различные типы поведенческих реакций, отрабатываются умения, навыки, качества, которые понадобятся школьнику в схожей реальной ситуации (ловкость, глазомер, настойчивость и т.д.)

Систематическое включение школьников в спортивно-игровую деятельность в группах продленного дня, на удлиненных переменах, секциях и кружках способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Важное значение игровые средства имеют также для формирования интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности и для іуманизации детско-юношеского спорта. Игровые методы используются на занятиях корригирующей гимнастикой с детьми младшего школьного возраста, для повышения уровня знания школьников об античных Олимпийских играх, формирования поведения детей в духе принципов «честной игры» и т.д.

Спортивно-игровая деятельность позволяет решить комплекс важных задач в физкультурно-спортивной работе со школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

В связи со сказанным становится очевидно использование спортивно-игровой деятельности в формировании физической культуры личности школьников.

В свете вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования. Физическое воспитание школьников. Предмет исследования. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность формирования физической культуры личности школьников может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях:

в основу физического воспитания школьников положено новое содержание образования, ориентированное на развитие личности каждого ребенка; гуманистическая ориентация администрации и педагогического коллектива школы; программно-целевой подход и оптимальная организация занятий по баскетболу; педагогический мониторинг процесса и результатов формирования физической культуры личности;

включение в образовательный процесс специальных исследовательских и развивающих программ, обеспечивающих самопознание и саморазвитие личности в процессе занятий баскетболом;

разработана и реализована технология формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности; использование ее соревновательного потенциала, ориентация на спортивное и личное самосовершенствование в процессе занятий баскетболом, здоровый образ жизни.

Задачи исследования:

    Выявить возможности спортивно-игровой деятельности в формировании физической культуры личности школьников.

    Определить содержание, структуру, критерии и уровни сформированности физической культуры личности школьников.

    Обосновать технологию формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола).

    Определить совокупность средств, форм и методов формирования физической культуры личности школьников в процессе занятий баскетболом.

    Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола).

Методологическую основу исследования составляют общенаучное основополагающее положение о личности как саморазвивающейся системе, о деятельностнотворческой сущности личности, о единстве теории и практики, системный подход, актуализирующий требования к формированию физической культуры личности школьников в тесной связи с другими компонентами его подготовки.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения отечественных и зарубежных педагогов и психологов: о сущности и психологических особенностях личности и ее развитии в деятельности (Г.А.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Я. Ляудис, К.К.Платонов и др.), личностно-деятельностный подход к изучению развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), о физическом воспитании детей школьного возраста (В.П.Филин, Н.А.Фомин, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, В.К.Бальсевич, А.Г. Комков), о формировании физической культуры личности (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Н.В. Барышева, О.А. Борисова,

Т.В. Скобликова и др.), о спортивно-игровой деятельности (Ю.И. Портных, Ю.Н. Портнов, Ю.Д. Железняк, Б.Е. Лосин, Е.В. Конеева и др.)

Названные выше цели и задачи, а также характер диссертационной работы, сочетающий теоретические изыскания и описание практического воплощения предмета исследования, определили комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и специальной литературы; опрос, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы статистической обработки полученных результатов; изучение и обобщение педагогического опыта.

Базой исследования явилась МОУ лицей № 17 г.Калининграда, прогимназия № 73 г. Владимира. В общей сложности в исследовании было

пп плт".г-.т.г.т-.г...^. 11С..... .. - 1 t * ^ -

ju^CnwiDUDanu i^.~> шиилрппнив в uujpacic Ul 1 і ди 1U лет.

В лонгитюдном исследовании принимала участие экспериментальная группа школьников - 28 учащихся одного класса МОУ лицей № 17 г.Калининграда начиная с 5 класса и заканчивая 10 классом, в числе которых 16 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 11 до 16 лет.

Организация исследования предусматривает три этапа в решении поставленных задач:

Первый этап продолжался с 2001 по 2004 гг. На этом этапе осуществлялся подбор и изучение материала по теме исследования в процессе работы учителем физической культуры. Изучалась эффективность занятий по физической культуре, проводился ретроспективный анализ собственного опыта работы. Подвергалась теоретическому анализу специальная литература, программы по физическому воспитанию школьников, планы проведения спортивно-массоных мероприятий в школах. Формулировались цель, задачи, предмет, объект и Гипотеза исследования. Подбирались методы исследования. Началось проведение педагогического эксперимента.

Второй этап - с 2004 по 2006 гг. Проводилось тестирование уровня сформированности физической культуры личности школьников экспериментальной группы. Продолжалось проведение экспериментальной работы и анализ литературы по проблеме исследования.

Третий этап - с 2006 по 2009 гг. На этом этапе осуществлялся анализ полученных в ходе исследования результатов, интерпретировались и подвергались математической обработке данные педагогического эксперимента по проверке педагогических условий формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности. Осмысливались основные выводы по работе. Оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к формированию физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола):

Разработана модель формирования физической культуры личности школьников в процессе занятий баскетболом, представленная операциональным, мотивационно-ценностным и практико-деятельностным компонентами;

Вскрыты и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие
формирование физической культуры личности школьника в спортивно-игровой
деятельности,

Разработана и научно обоснована технология формирования физической
культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности;

Разработана методика диагностики сформированное физической
культуры личности учащихся, с помощью которой получены данные уровнях
физического развития, физической, технической и тактической
подготовленности школьников за пять лет занятий баскетболом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящей работы расширяют и дополняют современные представления о теории и методике физического воспитания: выявлены

СОДСрЖаТелЬНЫС И ТехНОЛСГКЧССККС OCGuCKHGCTK Cn^»pTiiBnw~rii jjGIjOU

деятельности и ее возможности в формировании физической культуры личности школьников; в обосновании потенциала спортивно-игровой деятельности, обеспечивающего формирование основных компонентов физической культуры личности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы:

создают предпосылки для формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности;

могут быть внедрены в учебный процесс по физическому воспитанию учащихся в школах различной направленности и типа.

Практическая значимость диссертационной работы заключается также в

улуЧІІіСКИИ ЇСсІЧССТБсї ЗЗНЯТИИ ГТО ^/йЗйЧеСКОМу БОСПИТаНИхО уЧьИЦНХСл,

повышении уровня сформированное физической культуры личности по отдельным компонентам, что имеет для них личную значимость, подтверждается актами об их внедрении в практику работы учебных заведений различного типа.

Достоверность полученных результатов определяется адекватностью применения методик исследования, анализом полученных данных с применением методов математической статистики, обсуждением их с опорой на современную педагогическую методологию и с учетом сведений, полученных другими исследователями.

Основные положения, выносимые на защиту:

    Спортивно-игровая деятельность является эффективным средством приобщения школьников к занятиям физической культурой, привития интереса и потребности в этих занятиях; создает условия для формирования основных составляющих физической культуры личности (практико-деятельностного, операционального и мотивационно-ценностного компонентов).

    Баскетбол обладает прекрасными возможностями для формирования физической культуры личности школьников: большая динамика, разнообразие и естественность движений; коллективность действий; соревновательный характер; непрерывность и внезапность изменения условий игры; высокая эмоциональность; самостоятельность действий; этичность игры.

3. Модель формирования физической культуры личности школьников в
спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола) представлена
следующими компонентами:

Физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья,
психофизиологические и физические возможности как фундамент активно
преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки игры в
баскетбол, необходимые и достаточные для этого;

Деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне
познавательной, пропагандистской, организаторской, инструкторской
судейской, по самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию и
других видах активности в процессе занятий баскетболом;

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к баскетболу, сформированную жизненную потребность в нем, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности.

4. Эффективность формирования физической культуры личности
школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола)
обеспечивается реализацией определенных педагогических условий, а именно:

Организационных - поддержка администрации и педагогического
коллектива школы; программно-целевой подход и оптимальная организация
урочных и внеурочных занятий баскетболом; педагогический мониторинг
процесса и результатов формирования физической культуры личности;

методических - разработка программы преподавания баскетбола в лицее; личностно-ориентированная парадигма обучения; наличие методических материалов и практических рекомендаций;

мотивационных - учет особенностей и традиций школы, потребностей и интересов учащихся; включение их в соревнования по баскетболу и использование их мотивационного и воспитательного потенциала, ориентация на спортивное и личное самосовершенствование в баскетболе.

5. Разработанная технология, представляющая собой описательный аналог
данного процесса, включает цель, содержание, поэтапную организацию
учебного процесса, средства и методы баскетбола, мотивацию, диагностику,
является эффективной для решения задач формирования физической культуры
личности школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры спортивных игр факультета физической культуры Российского государственного университета им. И.Канта (г.Калининград), кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета, V международной научно-практической конференции «Организация физической культуры и спорта в условиях развития региона» (г. Калининград, 2003), III международной научно-практической заочной конференции «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» (г. Смоленск, 2004), III международной научно-практической

конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (г.Калининград - Варшава, 2005), международной научной конференции «Инновации в образовании и науке» (г. Калининград, 2005), VI международной научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях образования» (г. Калининград, 2005), IV международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» (г. Смоленск, 2006), I международного конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры» (г.Санкт-Петербург, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка педагога по физической культуре в условиях модернизации Российского образования» (г. Москва 2007), отражены в десяти публикациях автора.

Диссертация представляет собой рукопись общим объемом 200 страниц, содержит 8 рисунков и 12 таблиц, состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность исследования, определены методологические характеристики научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, цель, задачи, методологические и теоретические основы, методы и логика исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности школьников» проанализирована философская, научно-методическая литература по проблеме исследования; определены содержание, структура, критерии и уровни сформированное физической культуры личности школьников; раскрыты сущность и содержание спортивно-игровой деятельности в физическом воспитании школьников; установлены возможности баскетбола в формировании личности; изложены концептуальные идеи, определяющие содержание и структуру исследования.

Во второй главе «Педагогические условия формирования физической культуры школьников в спортивно-игровой деятельности» раскрыты основные методы исследования, использование которых позволило получить объективные и достоверные результаты; показаны особенности организации исследования и его этапы; анализируются и обсуждаются результаты эмпирической части исследования.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу, а также обоснованность защищаемых положений.

Список литературы включает 200 наименований, из них 3 иностранных авторов.

В приложении представлен дополнительный процессуальный материал исследования.

Игровые виды спорта, как средство гармонически развитой личности с целью дальнейшей социализации и адаптации ребенка в обществе.

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты игровых видов спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. И по этому игровые виды спорта в школах с ОВЗ являются не только эффективным средством физического развития школьника, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, формой организации и проведения досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе , которые очень трудно даются детям после окончания наших школ, на трудовую деятельность, и ценностные ориентации. Умение владеть игровыми видами спорта предоставляют каждому ребенку с нарушенным интеллектом широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

В наших школах физическая культура рассматривается как одно из важнейших средств воспитания полноценного человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший свой результат на каждом уроке, за победу в соревновании воспринимаются осмысливаются в помощью преподавателя. Он учит адекватно реагировать на поражения, не удачи, на успех и является тем связующим звеном, которое помогает безболезненно после школы адаптироваться в обществе. Совершенно очевидно, что, занимаясь игровыми видами спорта ученик в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Но к этому пониманию должен подвести школьника учитель. Это очень важно. Ещё в 1927 году профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений.». И спортивная игра, в несомнении - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. В процессе занятий, как на уроках, так и во внеурочное время, закаляется воля ученика, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Все это поможет детям с ОВЗ построить отношения в самостоятельной жизни после окончания школы.

Все выше сказанное только подтверждает, что игра, таким образом, дает детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. В интеллектуальных играх творческая задача-быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача-найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, на сколько важны эти качества-организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. - для детей которые заканчивают наши школы, вступая в самостоятельную жизнь./адаптации/

Широко представлены в наших школах такие спортивные игры как: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис, бочи и др.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий школьников, благодаря разностороннему воздействию на организм человека. Как средство физического воспитания(эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

    Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия),т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков. По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

    Коллективность действий, характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр - сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру - важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

    Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Основной психологической установкой на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). Хочется заметить, что очень трудно добиться положительных результатов у детей с ОВЗ в данном направлении, это является одной из проблем для педагога. Но при отсутствии такой установки у каждого члена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически

подготовленных игроков. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Второй не маловажной проблемой на спортивных соревнованиях, остается острое реагирование занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики. Доступность для детей различного возраста и подготовленности.

Спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс.

И в заключении можно сделать вывод: Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера.

С помощью спортивных игр воспитывается у детей:

* умение подчинять личные интересы интересам коллектива, * взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников,

*сознательная дисциплина, активность как члена команды, а в будущем как члена общества, чувство ответственности за команду и за близких людей, патриотизм и гордость за свой город, за свою страну.

Таким образом игровые виды спорта являются обязательным компонентом для подготовки и адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Эта статья для тех, кто хочет использовать физические нагрузки с пользой для здоровья, но ленится. Спорт – один из важнейших факторов общего на протяжении всего жизненного пути. Под спортом здесь я буду подразумевать общее совершенствование тела с целью достижения физической гармонии. Помимо наращивания мускулатуры и занятий с тяжестями, сюда же можно отнести йогу, цигун, ушу, плавание, бег и др. дисциплины. Главное сделать свой выбор и действовать.

Мотивация

Как и в любом начинании в занятиях спортом решающее значение имеет мотивация. Мы должны четко помнить о причинах, которые побуждают нас заниматься спортом, тогда проблем с тем, чтобы начать, не будет. Что мотивирует нас заниматься самосовершенствованием на физическом уровне? Какие причины у нас для этого есть?

Занятия спортом дают: здоровье, силу, выносливость, гибкость, хорошую фигуру, уверенность в себе и развивает волю. Когда Вы чувствуете лень, необходимо просто вспомнить об этих стимулах. Держите эти мотивирующие факторы в голове. Можете вспомнить их по порядку и подумать, действительно ли Вы желаете быть здоровым, энергичным, сильным и уверенным в себе человеком? Действительно ли Вам нужна развитая ? Или Вас устраивает слабость, пассивность и безволие? Попробуем рассмотреть все мотивирующие факторы (причины) для регулярных занятий спортом подробней.

Здоровье

То, что занятия спортом поддерживают и укрепляют Ваше здоровье – бесспорный факт. Пассивный образ жизни приводит к повышению артериального давления, мышцы слабеют и теряются в жировых прослойках, кровообращение замедляется, кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется и оказывается в состоянии .

Здесь действует «закономерность энтропийного динамического равновесия». Самоорганизующаяся система не может пребывать в точке абсолютного равновесия длительное время. Она либо развивается, либо деградирует. Для развития, система нуждается в постоянном влиянии извне. Когда, занимаясь спортом, мы влияем на наше физическое тело умеренными упражнениями, мы вносим легкий дисбаланс для того, чтобы получить развитие на новом уровне, что проявляется в развитии мускулатуры, выносливости, гибкости и др. Иначе – деградация. Однако если влияние на систему (нашего тела) было излишним, это может привести к переутомлению и разрушению. Поэтому занятия спортом должны быть умеренными. Не стоит доводить себя до истощения.

Занятия спортом дают физическую силу, выносливость и гибкость. Сложно переоценить влияние этих факторов на нашу жизнь. Физическая сила необходима, чтобы сделать любое движение. Если силы и выносливости недостаточно, движения будут даваться тяжело, а в иных случаях окажутся просто невозможными. Если человек ведет пассивный образ жизни, даже будучи молодым, ему, например, будет трудно подняться на пятый этаж пешком. А что ждет его в старости? Если мышцы туловища ослаблены, даже в сидячем положении человек может испытывать усталость. И напротив, человек, занимающийся спортом, даже в старости будет оставаться сильным и выносливым.

Уверенность и воля

Благодаря регулярным занятиям спортом наша уверенность в себе возрастает. Во-первых сильный и энергичный человек способен лучше противостоять любым невзгодам судьбы. Он держится уверенней, вызывает уважение окружающих, и отстраняет внимание хулиганов. Во-вторых, многих людей излишняя худоба, дряхлость, полнота и «расплывчатость» внешности заставляет комплексовать. Конечно, мы не ищем поводов для бахвальства, подпитки и . Но, учитывая реакцию внешней среды, занятия спортом способствуют эффективному взаимодействию с окружающими нас людьми. Красивые и здоровые люди добавляют привлекательности самой жизни. На сайт тема уверенности в себе – одна из главных, ей посвящен отдельный .

Если Вы решили заняться спортом и чувствуете, как лень начинает все портить, необходимо вспомнить об еще одном чрезвычайно важном «параметре», который мы развиваем, занимаясь спортом. Это – . Когда, не смотря на лень и сопротивления ума, мы под влиянием более сильных стимулов все-таки выбираем верный путь и приступаем к занятиям, наша сила воли развивается. Регулярные занятия, словно череда небольших побед над собой. Что может дать развитая сила воли? Она может проявиться и в других начинаниях нашей жизни, которые относятся к таким сферам как: работа, учеба, быт и др. Сила воли пригождается практически в любом деле. Когда речь доходит до действий, чтобы ни плел ум, просто выключайте внутренний диалог и молча приступайте к занятиям.

Если ранее вы не занимались спортом, очень благоприятно начать с групповых занятий, или с посещения спортзала. Если вам тяжело заставить себя заниматься регулярно в домашних условиях, спортзал – отличный выход. Все, что нужно сделать – это прийти. Далее все пойдет само собою. Не заниматься в спортзале просто сложно, т.к. там все располагает для занятий. В спортзале множество разных тренажеров, каждым из которых проверить свои физические способности даже интересно. Когда Вы приходите в группу, или в спортзал, глядя на то, как люди занимаются, становятся сильней физически и морально, лениться просто невозможно. Помимо прочего для новичка часто необходим тренер, который подскажет, как правильно использовать свое тело, на чем делать упор, сколько выполнять подходов того, или иного упражнения и т.п.

Если Вы занимаетесь в спортзале интенсивно по часу и более, вам вполне хватит двух-трех посещений в неделю. Совершенно не обязательно раскачивать себя до уровня бодибилдера. Если ваша цель здоровое тело, вам не обязательно становиться фанатом спортклубов. Профессиональный спорт чреват сверхнагрузками и небезопасен для здоровья. Если вы занимаетесь самостоятельно, обычно двадцати минут в день для упражнений вполне достаточно, чтобы поддерживать себя в тонусе. Время и нагрузку вы будете определять сами, в зависимости от желаемого результата. Также, могу посоветовать чаще ходить на своих ногах. Если вы не опаздываете и до пункта назначения всего две-три остановки, лучше пройти их пешком.

Занимаясь спортом достаточно интересно наблюдать за развитием собственного тела, как оно постепенно меняется и преображается. Конечно, это происходит далеко не сразу, но здесь развитие куда более заметно, чем, например, в таких сферах, как , или . Уже через месяц регулярных занятий, вы сможете почувствовать перемены. Если вы — на пути развития личности и самопознания, занятия спортом просто необходимы, чтобы тело не становилось «якорем». В конце-концов, просто помните, что присматривать за «храмом вашей души» – ваша святая обязанность.