Садовые растения        20.04.2019   

Светлана Кривцова. Советы «зажатым» и сверхчувствительным. Жизненные навыки

  1. + -

    В 1999 году в Вене на Втором всемирном конгрессе по психотерапии обнаружился большой интерес к России со стороны европейской психотерапевтической общественности. На специальной встрече с русскими главы институтов разных направлений объявили о своей готовности начать у нас образовательные проекты по европейским стандартам. В этом же году некоторые из проектов действительно начались, в том числе проект GLE (Общества логотерапии и экзистенциального анализа), который шел не под эгидой Европейской психотерапевтической ассоциации, а самостоятельно. Для начала в июне 1999 г. Альфрид Лэнгле провел вводную двухдневную встречу с группой психотерапевтов и психологов…

  2. + - "Лучшее, что взрослые могут подарить детям - тренированную совесть": какой психолог нужен современной школе[недоступно]

    // // Народное образование. - 2014. - Т. 1478, № 4. - С. 220-228.

    В настояще время публикация недоступна. http://istina.msu.ru/publications/article/7883306/

  3. + - "Работайте, пока свет еще с вами" (Специфика экзистенциально-аналитической психотерапевтической практики)[недоступно]

    Жанр терапевтических историй сегодня становится популярным. Начиная с "Лечения от любви" И. Ялома, он вошел в тематику современной литературы, скорее художественной, чем специальной научной. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой сборник статей экзистенциальных аналитиков школы австрийского психотерапевта профессора Альфрида Лэнгле. По замыслу это прежде всего учебное психотерапевтическое издание "для своих". Статьи имеют одну и ту же структуру, которая выдержана в логике представления терапевтического "случая" на интервизию или супервизию, и включают в себя фрагменты теории экзистенциального анализа, имеющие отношение к работе с пациентом. Но при всей своей "специальности" перед нами все-таки увлекающее чтение.

    // С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сб. статей. сборник М.: Генезис, 2009 - 279 стр. Авторы: Кривцова С.В. , Баранников А.С. , Барышникова Е.Г. , Гёрц Астрид, Дрекслер Хелене, Ефимова И.Н. , Лэнгле Сильвия, Марод

    В настояще время публикация недоступна. http://www.childpsy.ru/lib/books/id/22667.php

  4. + - Воспитание к самости

    Является ли ребенок уже личностью, заслуживающей уважения в своих личностных проявлениях? Каковы эти проявления? Как их можно разглядеть в поведении ребенка? Актуальность всех этих вопросов для детской психотерапии, для системы образования и семейного воспитания не вызывает сомнений. И начинать нужно с вопросов: что можно считать хорошим результатом воспитания? Куда развивать детскую личность - к себе или к заданной извне норме? Или в обоих направлениях, но как тогда это совместить?

    // "Школьный психолог" № 47/2004

  5. + - Вызовы неопределенности и становление внутренней прочности личности в процессе онтогенеза (экзистенциально-аналитический подход)

    Дается краткий экскурс в проблемы современного поколения молодых людей, описанных З.Бауманом как текучее поколение (liquid generation), и вводится понятие внутренней прочности / определенности в качестве условия, позволяющего принять вызовы внешней неопределенности. Структура внутренней прочности рассматривается с точки зрения экзистенциально-аналитической концепции четырех фундаментальных мотиваций А.Лэнгле. Далее дается описание развития внутренней определенности в онтогенезе, для чего вводится понятие самости, рассматриваются условия укрепления внутреннего полюса личности, формирование системы установок в отношении мира (доверие к опорам) как экзистенциальная тема первого семилетия жизни, жизни (фундаментальная ценность) как тема второго семилетия, себя самого (самоценность) и инаковости во Встрече с другим, что является темой третьего семилетия. В завершение анализируются характеристики Встречи взрослого с ребенком - этого важнейшего условия для укрепления внутреннего полюса личности и становления внутренней прочности, устойчивости перед лицом неопределенности. Ключевые слова: внутренняя прочность, самость, ключевое переживание, развитие самости в онтогенезе, фундаментальные экзистенциальные мотивации, экзистенциальный анализ, внешний полюс личности, внутренний полюс личности, основные экзистенциальные темы возраста, дополнительные экзистенциальные темы возраста

    // Психологические исследования 2015 Том 8 No. 40

    Http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n40/1116-krivtsova40.html

  6. + - Некоторые актуальные вопросы создания экзистенциально-аналитической теории развития

    В данной статье мы попытались увидеть антропологические и методологические основания для развития современной психологии ребенка. Очевидно, что этот подход позволяет по-новому увидеть и понять как известные феномены детского развития, так и ранее полученные экспериментальные факты.

    Http://mary1982.narod.ru/111.doc http://existentialanalysis.ru/doc/32/?SID=92e5dedbe20b5b1e97f95d3dfade6f64

  7. + - Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа[недоступно]

    С опорой на учение В. Франкла о смысле и на развитие этого учения в современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле рассматриваются наиболее острые проблемы современной школы. Дается обзор проблемы смысла с момента ее появления в европейском образовании начала ХХ в. Показаны затруднения в переживании смысла, специфические для поколения современных молодых людей. Представлена классификация защитных (копинговых) реакций личности в ситуации бессмысленности, как они понимаются в современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле. Применяемый им феноменологический метод позволяет обнаружить структуру смысла и на основании выделенных компонентов сформулировать три предпосылки обнаружения человеком смысла его экзистенциальной ситуации: 1) ориентирование в структуре взаимосвязей, 2) ориентирование в поле ценностей, 3) соотнесение с ценностью в будущем. Предпосылки процесса обнаружения смысла автор применил к анализу актуальных задач, стоящих перед школьной администрацией, педагогами и школьными психологами. Ключевые слова: кризис смысла, практическая психология образования, копинговые реакции (психологические защиты) в ситуации бессмысленности, поиск смысла в ситуации, предпосылки обнаружения смысла.

    // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 13-24.

    В настояще время публикация недоступна. http://istina.msu.ru/media/publications/article/898/b20/7874846/Krivtsova_VP_2012_1.pdf

  8. + - Психология личности в феноменологической перспективе[недоступно]

    в статье даётся описание логики феноменологического метода исследования и его приложения к проблемам психологии личности. представлена краткая история метода в работах э.гуссерля и его развитие в трудах других философов. идеи и положения феноменологии оказали воздействие на психологию личности, позволив сделать духовные переживания человека предметом научного исследования. в результате появилась концепция person, кратко представленная в данной статье. ключевые слова: феноменология, пси- хология личности, концепция person, метод узрения сущностного, экзистенциальный способ мышления, логотерапия, экзистенциальный анализ, этический релятивизм, самотрансцендетность.

    // //Вестник Московского государственного областного университета // Психологические науки. - 2010. - № 4. - С. 7-15.

    В настояще время публикация недоступна. http://istina.msu.ru/media/publications/article/8fc/2de/7874698/Krivtsova_MGOU_2010_4.pdf

  9. + - Феноменологическая педагогика[недоступно]

    В 60е гг. в Голландии появилось педагогическое направление, ин спирированное феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциальной фило софией. В статье описываются принципы и основные идеи феномено логической психологии и педагогики, основной темой которых является понимание субъективного мира детской души и описание переживаний ребенка. Идеи феноменологической педагогики оказали большое влия ние на образование в европейских странах и не потеряли актуальности и сегодня. Ключевые слова: феноменологический метод, переживание, детство, довербальный опыт, понимание, принцип этической предвзятости.

    // Педагогическое образование. - 2014. - Т. 68, № 4. - С. 111-126.

    В настояще время публикация недоступна. http://istina.msu.ru/media/publications/article/4ec/b18/7875355/Krivtsova_VMU-ta20_2014_4.pdf

  10. + - Феноменологический метод с точки зрения экзистенциального анализа[недоступно]

    Представлен взгляд экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии на фе- номенологию. Описываются специфика феноменологического восприятия, типичные ошибки и заблуждения на пути "в глубину", к сути явления. Автор делает попытку феноме- нологически взглянуть на то, как из субъективного впечатления формируется понимание воспринятого. Экзистенциальный анализ считает феноменологический метод основным методом терапии и делает акцент не столько на тщательном описании реальности, сколь- ко на способности воспринять то, что затронуло человека, и сохранять установку лично- стной открытости (Person). Ключевые слова: феноменологическая традиция, переживание, Person, экзистенция, феноменологический метод, эпохе, самопознание.

    // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10, № 3. - С. 11-22.

    В настояще время публикация недоступна. http://istina.msu.ru/media/publications/article/f03/d5d/7875175/Krivtsova_VP_2013_6.pdf

  11. + - Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер

    Шкала экзистенции (ШЭ) является одним из психометрических инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле. Над опросником в 1988-1989 гг. работала К. Орглер, она подобрала вопросы и получила первые данные по стандартизации на выборке, составляющей более тысячи испытуемых. Тест измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается испытуемым. В данной статье впервые на русском языке дается общее описание Шкалы экзистенции, назначения и структуры теста, а также его субшкал, приводятся бланк, ключи, кроме того, с использованием материалов одного из авторов теста К. Орглер даются рекомендации по интерпретации результатов. // Ключевые слова: экзистенция, свобода, ответственность, самотрансценденция, самодистанцирование.

    // Из: ЭКЗИСТЕНЦиальный АНАЛИЗ. №1. Бюллетень, 2009 Москва, 141-170

    Http://www.laengle.info/downloads/ESK%20Krivtsova-%20L%E4ngle%20Bull%2009.pdf

  12. + - Экзистенциально-аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле (вступительная статья к сборнику статей Лэнгле)[недоступно]

    В последние годы среди отечественных психологов приобретает известность теория личности австрийского психотерапевта и психолога профессора Альфрида Лэнгле. В рамках своей теории он дает понимание динамики развития здоровой личности взрослого человека, описывает антропологическую сущность нарциссизма, раскрывает суть сложнейшего для современной психологии личности понятия аутентичности. Концепция А. Лэнгле вступает в особый диалог с концепциями отечественных психологов. В ней нет идеализации, но нет и упрощения, редукции души до какой-либо абстракции вроде "субъекта деятельности" или "совокупности всех общественных отношений". Тексты А. Лэнгле вызывают щемящее чувство, словно ты давно, всегда это знал, и только теперь вернулся к этому родному и близкому, но почему-то забытому. Теория А. Лэнгле как будто вышла из русской литературы, из Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Кто из нас не помнит нравственных исканий князя Андрея и Пьера? Кто, оборачиваясь теперь на свою жизнь в эпоху перемен, не согласится с тем, что Алеша Карамазов сказал о брате Иване: "Душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая, неразрешимая. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить". Теперь, когда каждый из нас не по книгам может знакомиться с нравами и особенностями сознания других наций, ясно понимаешь - это о нас, о русских. Или вот другой важнейший вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" При чтении научных статей А. Лэнгле, написанных психотерапевтом, мы с удивлением обнаруживаем, что этому раскольниковскому вопросу посвящена вся теория самоценности, являющаяся одной из важных частей экзистенциально- аналитического учения о личности.

    // Развитие личности №1 / 2005 /

    В настояще время публикация недоступна. http://www.koob.ru/langle/person_l

Правила приличия предписывают контролировать и даже скрывать эмоции, но, чтобы жить в ладу с собой, проявлять их необходимо. Можно научиться искренне выражать свои чувства и даже извлекать из этого пользу – считает психотерапевт Светлана Кривцова. И показывает, как это сделать, на примере упражнений.

Случайная встреча с другом юности, которого мы давно потеряли из виду; аварийная ситуация на дороге; выступление перед незнакомой аудиторией; долгожданное первое «мама» или «папа» из уст ребенка – множество событий ежедневно пробуждают наши эмоции. Мы стесняемся их, боясь нелепо выглядеть со стороны, сдерживаем себя и думаем, что управляем ими. И все же эмоции то и дело берут над нами верх.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Возможно, дело в том, что мы выросли в обществе, где умение контролировать свои чувства – «властвовать собой» – всегда считалось достоинством. Самоконтроль, словно бдительный страж, постоянно напоминает нам: неприлично вести себя слишком эмоционально, открыто проявлять свой гнев нельзя, необходимо скрывать свой страх, сдерживать волнение и даже радость.

Любая сильная эмоциональная реакция может показаться неуместной, смешной, даже непристойной и быть воспринята как проявление нашей слабости.

Исключений не так много: это радость или тревога, переживаемые сразу многими людьми, оказавшимися в определенных обстоятельствах. Так, естественно вместе кричать и скандировать лозунги на футбольном стадионе или же вместе сопереживать у телеэкрана, на котором волна цунами сметает мирный пляж. Но, скажем, отплясывать в офисе по случаю повышения по службе, мягко говоря, не принято – как не принято и открыто переживать свое горе.

Жесткий самоконтроль создает нам определенный психологический комфорт: ритуализованные проявления эмоций несколько смягчают состояния аффекта (сильного кратковременного эмоционального переживания) и регулируют его. Но в то же время самоконтроль вызывает фрустрацию, создавая опасный разрыв между тем, что мы чувствуем и как себя ведем.

Благодаря эмоциям мы выражаем свое подлинное «Я» и становимся понятней другим людям. Кроме того, эмоции необходимы нам для выживания

Те, кому собственная эмоциональность мешает жить, иногда пытаются «заглушить» ее с помощью чудодейственной пилюли. Многие винят в своей, как им кажется, чрезмерной чувствительности собственных родителей, которые «неправильно» их воспитали. Но те и другие не знают или забывают о том, насколько важно проявление эмоций для нашей жизни. Благодаря им мы выражаем свое подлинное «Я» и становимся понятней другим людям. Кроме того, эмоции необходимы для нашего выживания.

В этом смысле, подавляя свои эмоции, мы буквально подвергаем себя риску, ведь каждая из них играет свою особую роль.

Страх сообщает нам о реальной или воображаемой опасности. Он улавливает то, что значимо для нашей жизни в данный момент. Страх не только принимает информацию, но и отдает организму команды: направляет кровь к ногам, если следует бежать, или к голове, если необходимо думать. Как правило, страх мобилизует нашу энергию, хотя иногда его эффект оказывается противоположным: он парализует нас, пока мы решаем, как следует поступить в конкретной ситуации.

Гнев иногда путают с насилием, которое он может спровоцировать. Как правило, это чувство охватывает человека, когда он подозревает, что его не принимают всерьез (а некоторые люди постоянно живут с таким чувством). Но гнев может быть и полезен: он вызывает выброс в кровь гормонов (в том числе адреналина), а они, в свою очередь, обеспечивают мощный выплеск энергии. И тогда мы ощущаем свою силу, чувствуем храбрость и уверенность в себе. Кроме того, гнев указывает нам, что мы подошли к рубежу, за которым можем перестать себя контролировать, – в каком-то смысле он замещает проявление насилия.

Радость действует как магнит: притягивает других и помогает делиться своими чувствами. Известно также, что улыбка и смех обладают лечебным действием, усиливая иммунную защиту организма

Горе помогает уйти в себя, чтобы пережить утрату (близкого человека, каких-то качеств в самом себе, материальных объектов…) и вернуть энергию жизни. Оно позволяет «превозмочь себя», приспособиться к потере и вновь найти утраченный смысл происходящего. Кроме того, переживание горя вызывает сочувствие и внимание других людей – и мы ощущаем себя защищеннее.

Радость – самая желанная эмоция. Именно она высвобождает максимальное количество энергии, стимулируя выброс гормонов удовольствия. Мы чувствуем уверенность, собственную значимость, свободу, ощущаем, что любим и любимы. Радость действует как магнит: притягивает к нам других и помогает делиться своими чувствами. Известно также, что улыбка и смех обладают лечебным действием, усиливая иммунную защиту организма.

РАЗУМ И ЧУВСТВА

Еще одно важнейшее достоинство эмоций заключается в том, что они делают нас умнее. Долгое время наука в каком-то смысле обесценивала их, ставила ниже мыслящего разума. Ведь с точки зрения эволюции эмоции родились в глубинах «дочеловеческого» архаического разума и тесно связаны с инстинктивным поведением животных. Новые отделы коры головного мозга, которые, в частности, отвечают за процессы осознанного мышления, появились значительно позже.

Но сегодня известно, что в чистом виде разум не существует – его питают эмоции. Американский невролог Антонио Дамасио доказал, что познание, которое не сопровождается эмоциями, оказывается бесплодным, а эмоционально холодный человек не способен, к примеру, извлекать уроки из своих ошибок. Интересно, что дети и взрослые узнают и запоминают что-то новое только на фоне позитивного и достаточного сильного эмоционального импульса, который, образно выражаясь, открывает двери в новую область нейронных связей.

В профессиональной среде самыми успешными становятся не специалисты со множеством дипломов, а те, кто способен анализировать свои чувства и управлять как своими, так и чужими эмоциями

Восприятие также не существует без эмоций. Каждое воспринимаемое нами слово, каждый жест, запах, вкус, образ немедленно «интерпретируются» нашими чувствами. Без эмоций мы превратились бы в автоматы и влачили довольно бесцветное существование.

Психолог Дэниел Гоулман ввел в научный оборот понятие «эмоциональный интеллект». Он пришел к выводу, что наш личный успех зависит не столько от IQ, показателя интеллектуального развития, сколько от эмоционального коэффициента (EQ).

Опираясь на данные экспериментов, он доказал, что в профессиональной среде самыми успешными становятся не специалисты со множеством дипломов, а те, кто обладает ценными человеческими качествами – способностью анализировать свои чувства и управлять как своими, так и чужими эмоциями.

Когда такие люди, например, просят помочь им решить какую-то проблему, то окружающие с готовностью откликаются, тогда как «эмоциональные инвалиды» (с низким EQ) могут прождать ответа на свою просьбу несколько дней…

ГОЛОС БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Эмоции сообщают нам важнейшую информацию о нас самих или о том, с чем мы имеем дело, а потому им стоит доверять, слушать их и полагаться на них. На первый взгляд кажется, что такая экзистенциальная позиция противоречит личному опыту многих из нас: не раз мы ошибались, идя на поводу у чувств.

Крупнейший немецкий философ Макс Шелер объяснял это противоречие существованием двух типов ощущений. С одной стороны, есть контактные ощущения, действующие подобно механизму осязания.

Когда мы ощущаем радость, мы лучше себя чувствуем, можем расслабиться, меньше тревожимся, а значит, способны пережить «больше жизни». Если нас что-то огорчает или сердит, мы почти физически ощущаем, что у нас отнимают здоровье, энергию – «часть жизни». Контактные чувства сообщают важную информацию об экзистенциальной значимости происходящего для моего здоровья, моей витальности. Но на такие чувства (часто идущие из детства) не следует полагаться в принятии решений, их важно уметь отстранить, вынести за скобки.

Если вы обернетесь на свою жизнь, наверняка заметите, что все самые важные и правильные решения в ней принимали, положившись на чутье: рациональные объяснения обычно приходят позднее

Другой род ощущений – дистантные. Они не имеют непосредственного отношения к нашему актуальному состоянию, но зато улавливают нечто очень существенное о другом человеке. Это известное всем интуитивное чувство. Именно оно подсказывает нам спросить у близкого человека: «У тебя что-то случилось?» Или велит: «Надо срочно позвонить домой!»

Нас не учат прислушиваться к дистантным чувствам, но именно они позволяют моментально оценить атмосферу в группе людей, составить впечатление о собеседнике или ситуации. Если вы обернетесь на свою жизнь, то наверняка заметите, что все самые важные и правильные решения в ней принимали, положившись именно на чутье: рациональные объяснения обычно приходят позднее.

Доверие к своим эмоциям можно и нужно воспитывать, тренировать. Важно лишь не путать контактные чувства, сообщающие о нас лично, с дистантными, говорящими о другом человеке.

ВЫСОКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Когда сила переживаний слишком велика, у нас включаются механизмы психологической защиты – и мы ничего больше не чувствуем. Депрессия, апатия, ступор – так это выглядит со стороны, а изнутри человеку просто больше не больно, как при анестезии. Подавленные («забытые») эмоции мы трансформируем в телесные ощущения, стирая зависимость между эмоциональным переживанием и тем, что его вызвало.

Иногда эмоции принимают вид своей противоположности. Грусть иногда выражается в эйфорическом возбуждении; радость – в слезах; иногда мы можем громко расхохотаться – лишь бы отчаяние не раздавило нас. Механизмы психологической защиты истощают наши психические и физические силы и почти всегда оказываются недейственными: в какой-то момент истинные чувства прорываются и захлестывают нас.

Те, кто успешно скрывает свои эмоции, тоже подвержены их давлению. Можно изобразить смех, сыграть гнев, лгать о своих истинных чувствах, но вечно притворяться все же невозможно: рано или поздно они выйдут наружу. Так что лучше уметь принимать их такими, какие они есть.

Вы вспыльчивы или сверхчувствительны, закомплексованы или парализованы страхом… Попробуйте освоить несколько простых упражнений, которые помогут гармонизировать ваши эмоции.

ВЫ ЗАКОМПЛЕКСОВАНЫ

Вы сдерживаетесь, не разрешая себе выражать ни гнев, ни радость… У вашего поведения есть мотив, признать который вам непросто. Выход в том, чтобы «отпустить» себя, освободить свои чувства.

Постарайтесь выражать чувства жестами

Слова важны, но 90% наших эмоций выражаются мимикой, телом. Улыбка, поза, жесты – даже простое пожатие плечами говорит о нашем отношении к происходящему больше, чем длинные речи…

Признайте существование эмоций

Если ребенок боится волков, бесполезно убеждать его, что в наших лесах они не водятся. Принимая его чувства, родители могут спросить: «Что сделать, чтобы успокоить тебя?» Бояться не стыдно, не нужно стыдиться страхов.

Ни одна из наших эмоций не опасна, они – наши союзники, от которых не стоит постоянно ждать подвоха.

Ведите дневник

ВЫ ПАРАЛИЗОВАНЫ СТРАХОМ

Чем выше «ставки» (то есть серьезнее проигрыш при поражении и больше награда за победу), тем сильнее вы паникуете. Вы так боитесь неудачи, что мысленно рисуете самые катастрофические сценарии, и у вас опускаются руки. Выход в том, чтобы овладеть своими чувствами и преодолеть «паралич» воли.

На кого похож тот, кто наводит на вас страх? Может быть, на учителя, который терзал вас в детстве, или соседку, которая не давала вам прохода? Каждая стрессовая ситуация пробуждает у нас воспоминание о той, которую мы пережили в прошлом, часто – в первые шесть лет жизни. И к нам вновь возвращается чувство страха, которое мы не смогли преодолеть.

Дышите правильно

Сконцентрируйте внимание на своем дыхании: удлините выдохи и сократите вдохи, чтобы нейтрализовать ваши внутренние ощущения.

Вспоминайте о своих успехах

О том, например, как вы блестяще сдали экзамен или выиграли у приятеля теннисный сет. Опираясь на прошлые удачи и связанные с ними ощущения удовольствия, вы сможете побороть желание видеть катастрофические сценарии несостоявшихся еще событий.

Подготовьтесь к испытанию

Рассмотрите возможные варианты события, определите, чего вы хотите добиться в любом случае, а в чем можете уступить… Это поможет вам лучше контролировать свои эмоции.

Смотрите на собеседника, но не прямо в глаза, а в точку между ними

Вы сможете сосредоточиться на том, что говорите, а не на том, что вы прочтете в его взгляде…

ВЫ ВСПЫЛЬЧИВЫ

Выход в том, чтобы научиться владеть своими чувствами и управлять конфликтной ситуацией.

Не накапливайте претензий

Чем больше вы их копите в себе, тем сильнее рискуете сорваться. Говоря о своих претензиях, вы помогаете себе избежать вспышки необузданного гнева.

Учитесь четко выражать чувства

Назовите чувство, которое беспокоит вас. Не жалуясь и не обвиняя, скажите открыто: «У меня проблемы на работе, я взвинчен и не знаю, что делать».

Делайте паузы

Мозгу необходимо время, чтобы принять решение и взять ситуацию под контроль. Расслабьте солнечное сплетение: глубоко вдохнув, задержите дыхание на несколько секунд, выдохните и подождите, прежде чем снова вдохнуть. Время от времени закрывайте глаза на 2–3 секунды: отключение зрительных сигналов снижает напряжение.

Американский психотерапевт Хаим Джинотт (Haim Ginott) советует строить свои высказывания по схеме: «Когда ты сделал(а) X, я почувствовал(а) Y, а мне в тот момент хотелось, чтобы ты сделал(а) Z». Например: «Когда ты меня упрекнула, что я опоздал, я почувствовал себя виноватым. Лучше бы ты меня обняла, вместо того чтобы ругать».

Протяните руку помощи

Перед тем как ответить агрессией на агрессию, спросите у «агрессора»: «У тебя что-нибудь не так?» Или предложите ему перемирие: «Я что-то начинаю нервничать, давай сделаем паузу, остынем».

ВЫ СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНЫ

Вы остро реагируете и на критические замечания, и на комплименты. Выход в том, чтобы установить уравновешенные отношения с людьми.

Не зацикливайтесь на себе

Вы излишне беспокоитесь о том, что окружающие думают о вас. Попробуйте немного «отойти» от себя и проявить эмпатию (сопереживание). Учитесь ставить себя на место другого человека. О чем он думает? Что переживает? Такая смена угла зрения помогает изменить стратегию отношений.

Не стремитесь к тому, чтобы вас все любили

Иногда стоит рискнуть и согласиться с тем, что ваши действия кому-то не понравятся, а кому-то осложнят жизнь. Невозможно избежать проявлений соперничества, антипатии, несовместимости характеров. Чем яснее вы это осознаете, тем легче вам будет это принять, а другим – труднее обмануть вас.

Постарайтесь найти «спусковые» ситуации

Составьте список ситуаций, в которых вы особенно уязвимы, и слов, провоцирующих ваше неадекватное поведение. Столкнувшись с ними вновь, вы сможете узнать их и не растеряться.

Избегайте категоричных прогнозов

Обращаться к себе в приказном («Я должен сделать карьеру!») или минорном тоне («Я наверняка проживу всю жизнь один(на)…») вам не на пользу: вы ощущаете на себе тяжесть вины за свои беды, а это ослабляет ваши жизненные силы и не дает настроиться на победу.

Об эксперте

Светлана Кривцова – экзистенциальный психотерапевт, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, доцент МГУ им. М.В Ломоносова, автор нескольких книг; одна из последних – «Как найти согласие с собой и миром» (Генезис, 2004).

Сценарии занятий для учащихся четвертых классов вы найдете на сайте http://www.genesis.ru
Свои предложения и замечания по разработкам занятий и их проведению присылайте по адресу: 135800, г. Москва, ГЦМПП, цех 5, а/я 33.
E-mail: [email protected]

ПЕРВЫЕ КЛАСС.
Тема «Я - особенный»

Хорошее отношение к самому себе.
Сверхзадача темы - от поддержки к самоподдержке

П ервая тема «Я - особенный». Почему именно с нее начинается курс?
Наши рассуждения были основаны на опыте практической психологической работы в начальной школе. Год за годом мы видели и чувствовали, как тяжелы эти первые два месяца в школе для первоклассников. Ребенок, особенно «несадовский», часто сталкивается в школе не только с прессингом объективных новых требований к нему и устает не только от длительных интеллектуальных занятий. Не менее, а иногда и более сильное давление он испытывает со стороны семьи, хорошей, нормально социализированной семьи, которая серьезно относится к обеспечению своего ребенка достойным образованием.
Можно выделить два аспекта этой проблемы:
1. Повышенная требовательность к школе. Вот буквальный текст сетований одного известного директора государственной московской прогимназии: «Это появилось последние два-три года. Меня пугает эта тенденция - агрессивность родителей, которые позволяют себе весьма невежливо разговаривать с уважаемыми педагогами и известными учеными, чьи развивающие программы мы даем ученикам нашей прогимназии. Потом они очень довольны, благодарят, но в начале почему-то много недоверия. И я спрашиваю их, зачем же вы отдаете ребенка в нашу школу? Это нелогичное поведение. Конечно, так ведут себя не все родители, но их все больше. Они как бы ждут, что их обманут...» Для семей, которые придают слишком большое значение престижному образованию, выбор школы часто связан с денежными затратами и изменением образа жизни всей семьи. Понятно, что угодить им бывает нелегко. Их недовольство, тревога, больно ударяют по ребенку, который нуждается в эти трудные для себя дни прежде всего в спокойном, уверенном и доброжелательном взрослом.
2. Повышенная требовательность родителей к самому ребенку. Он, как полпред семьи, не имеет права ударить в грязь лицом в этом первом публичном конкурсе результатов родительского воспитания. Требования со стороны родителей в отношении его результатов часто гораздо выше, чем требования опытных педагогов. Труднее всего тем детям, родители которых имеют тенденцию видеть в них предмет гордости.

«Я - особенный» - первый сценарий Программы, и это не случайно. Главная задача на начальном этапе - вызвать у детей три важнейших чувства:
1) на занятиях безопасно;
2) меня принимают, тепло ко мне относятся;
3) мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.
Безопасность предполагает исключение угрозы быть низко оцененным, высмеянным, попасть в ситуацию сравнения с кем-то. Чувство, что я принят, ощущается как: «Я здесь никому не мешаю, для меня здесь есть место». Забота о желаниях и чувствах проявляется во внимании к проявлениям эмоционального мира ребенка. Существуют тысячи способов дать ребенку почувствовать себя принятым. Нужно лишь найти в своей душе способность радоваться тому простому факту, что ребенок здесь со мной, с другими детьми.

Таким образом, в целом тема первой четверти может быть названа очень просто - «ПОДДЕРЖКА». Мы хотим вначале дать почувствовать каждому ребенку поддерживающее, одобряющее, понимающее отношение к себе, а затем познакомить детей с понятиями поддержки и самоподдержки. Именно в такой последовательности. Ведь речь идет о непростых понятиях, которые трудно описать, если ты этого не почувствовал. Первую тему можно рассматривать как камертон всей Программы. Она открыто представляет основные ценности курса - безусловное принятие, серьезное отношение к психологической безопасности каждого ребенка в группе, преимущественный интерес к эмоциям, переживаниям, субъективному миру каждого ребенка.
Психолог из урока в урок демонстрирует интерес и уважение к каждому ребенку, он дает понять: нет правильных ответов в том, что касается мира чувств, и, усваивая его отношение к себе, ребенок, начинает поддерживающим образом относиться к себе сам. Это и есть урок данной темы.
Вся Программа посвящена изучению душевных движений детей. Попытка эти душевные движения как-то формализовать, описать «деятельностным» языком начинается с самого простого шага: обратить внимание детей на то, что у них есть чувства. Чувства - это путеводная ниточка, с помощью которой каждый может проникнуть в собственный душевный мир. Сравнив свои чувства с чувствами других детей, ребенок увидит, что все люди похожи именно тем, что у них есть чувства. Это дает ощущение, что ты - часть большого мира, делает этот мир более понятным.
Проводя пробные курсы по данной Программе, мы еще раз убедились в том, что ее содержание и ценности могут вызвать значительное сопротивление со стороны некоторых учителей. Это по-настоящему «еретическая» Программа. Предупреждая об этом, мы хотим обратить внимание психолога на трудности, которые обязательно встретятся, если он будет работать профессионально и с душой, воплощая ее в той системе ценностей, которую заложили авторы.
Первая трудность . Программа приучает к разговорам о чувствах. Становится привычным и нормальным говорить от имени своего «Я». Это не очень вяжется с привычной коммуникативной парадигмой традиционной школы, правилами, выстроенными для общения «в ролях»: «Я учитель и имею право», «Ты ученик и обязан». Программа учит не только говорить о чувствах, но и серьезно к ним относиться, ценить и уважать как свои чувства, так и чувства другого. Этот подход кажется особенно противоестественным и опасным тем взрослым, чья жизнь отучила их серьезно относиться и к собственным чувствам, и к чувствам окружающих: это роскошь, на которую у них как бы нет права. Такими взрослыми могут быть и учителя, и бабушки, и мамы первоклассников, которые придут на ваши занятия. Само название «Я - особенный» кажется им опасным.
Задача психолога - научиться понимать и уважать их противоречивые и сильные чувства, в том числе и чувство страха перед этой темой, которая невольно посягает на самые глубокие основания их жизни.
Вторая трудность. Программа учит быть открытым, доверяющим, авансирующим доверие. Наиболее сильный аргумент «против»: в этой стране, в наше время это опасно. Осторожность - гораздо более полезный навык.
Третья трудность. Программа первой четверти направлена на то, чтобы развивать у ребенка глубинное чувство «я - хороший». Это чувство нормально для нормального, психологически здорового человека с высокими требованиями к себе. Однако оно не формируется в семьях, где ребенок часто испытывает чувство вины. Вообще, управлять легче всего виноватой личностью. Она покорна без сопротивления. Мы же считаем, что уважение к себе и ответственность формируются не в логике «раз я плохой, то должен исправить свое плохое поведение» (напротив, это утверждение представляется нам лишенным всякой логики, противоречащим логике чувств). Оно формируется только путем рассуждений такого типа: «Я же хороший, как я мог это сделать? Что я теперь буду думать о себе?». Чувство безусловной ценности себя и своей жизни является обязательным условием предъявления высоких требований к себе. Сначала самоценность, а потом - самоуважение. Самоценность как бы условие и предпосылка для самоуважения, которое формируется из взятых на себя ответственностей. Мораль Программы - все мы, такие разные и особенные, похожи в одном: мы все хорошие.

Кому рекомендованы занятия по теме:
1) детям, чья самооценка занижена, детям со страхом неудачи;
2) застенчивым, агрессивным, тревожным детям;
3) детям, чьи родители оказывают им мало поддержки, принятия;
4) детям, которые плохо адаптируются к коммуникативной стороне школьной жизни.

Занятие 1. Знакомство

Цели: познакомить детей с опытом работы в группе; установить основные правила и обсудить вопросы доверия.
Материалы: бумага, фломастеры или маркеры; ватман; булавки, небольшой мячик, цветные карандаши каждому ребенку, свеча в подсвечнике.
Работа группы
Поприветствуйте детей и расскажите о целях группы и о том, чем вам вместе предстоит заниматься в дальнейшем.

Разминка
1) Попросите детей встать в круг, взявшись за руки. Пусть один ребенок назовет свое имя и сделает свое особенное движение. Затем все сделают шаг в круг, скажут хором имя ребенка и повторят это движение. После этого свое имя называет еще кто-то, и так по кругу, пока группа не познакомится со всеми.
2) Расскажите детям, что на международных конференциях все участники носят карточку с именем (бэдж). Покажите, как это выглядит. Спросите ребят, зачем это нужно. Нравится ли им такая идея, не попробовать ли ее в группе, пока еще не все хорошо знают друг друга? Раздайте фломастеры, попросите детей написать свое имя на листках бумаги и прикрепить их на одежду. Если ребенок не может справиться сам, помогите ему: «Напиши, как ты хочешь, чтобы мы здесь тебя называли. Может быть, это будет не твое настоящее имя. Пиши крупными печатными буквами. Дома ты можешь переписать еще красивее».

Работа по теме занятия
1. Попросите ребят сесть в круг и рассказать о себе, называя имя и то, что они больше всего любят (это может быть любимая еда, игра и т.д.). Лучше всего начать с себя: «Я - Светлана Васильевна. Я люблю купаться в реке или в море, особенно нырять. Еще я люблю грейпфруты». Хорошо, если при этом вы кидаете детям мячик или шарик. Дети отвечают вам и при этом кидают шарик обратно. Здесь можно ввести первое правило: говорит тот, у кого мячик, остальные молчат.

NB Детям этого возраста такая подача правила более близка, чем «говорим no-одному», к тому же это будет хороший переход к теме правил.

Статья опубликована при поддержке сети экспресс-студий маникюра и педикюра "Ноготок". "Ноготок" предлагает Вам такие услуги как маникюр, ногтевой дизайн, наращивание, классический педикюр , а также другие виды педикюра и покрытий, маски и скрабы, массажи, коррекция и окрашивание бровей, наращивание ресниц, эпиляция и другие услуги. Доступные цены, качественное обслуживание, высококвалифицированные специалисты. Узнать подробную информацию о сети студий и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.nogotok-studio.ru/.

2. Предложите ребятам обсудить правила, по которым будет жить маленькая группа во время уроков психологии. Спросите детей, зачем вообще, по их мнению, нужны правила. Что бывает в жизни, когда кто-то нарушает правила (дорожно-транспортные происшествия; нарушается игра, если кто-то не играет по правилам; если не по правилам готовить еду, получается невкусно, и т.д.)? Для чего нужны правила в нашей группе?
Напишите список всех правил на листе ватмана и прикрепите его на доске, чтобы каждому было видно. Пусть этот плакат всегда висит в классе во время занятий группы: так легче будет напоминать детям правила.

Правила:
1) каждый из вас обязательно будет иметь возможность высказаться;
2) в нашей группе не дерутся и не ругаются;
3) все ребята говорят по очереди;
4) храним чужие секреты - конфиденциальность.

Обратите особое внимание детей на четвертое правило. Например, вы можете сказать:
«На наших занятиях, ребята, вы можете говорить о ваших мыслях, чувствах и поступках, то есть о чем-то очень личном. И вы можете делать это смело, потому что есть очень важное правило: вы никому НЕ можете рассказывать, о чем говорят другие ребята в группе, то есть вы НЕ должны сплетничать. Возможно, возникнут на наших занятиях особые случаи, например, если вы расскажете о чем-то, что потребует помощи психолога, врача или другого специалиста, тогда я не смогу сохранить в тайне то, о чем вы будете говорить. Может быть, некоторые вещи придется обсуждать вместе с родителями, но только в том случае, если будет особый случай - ЧП (чрезвычайное происшествие). К ним относятся: случаи причинения вреда себе или другим, рассказ о плохом обращении взрослого с ребенком, о том, что может повредить здоровью или жизни кого-то из вас. Но и в случае ЧП, а я надеюсь, что ничего такого не случится, я обязательно предупрежу вас о своем намерении нарушить правило. Я тоже не буду нарушать это правило, не буду рассказывать о том личном, что сказали вы».

Предложите ребятам придумать еще какие-нибудь правила, чтобы всем в группе было легко и радостно учиться. К таким дополнительным правилам могут относиться: «перекус» после занятия, разрешение родителям вместе с детьми посещать некоторые занятия (заранее продумайте, какие и на каких условиях) и т.д. Обсуждение правил, если вы действительно делаете его обсуждением, а не сообщением, может занять больше времени, чем планируется вначале.
После каждого произнесенного и записанного правила можно попросить кого-то из детей придумать, как это можно будет нарисовать. Дети рисуют на общем листе ватмана, рядом с написанными правилами, по 1–2 рисунка на каждое правило или (если все хотят рисовать, а детей много) на маленьких листочках, которые затем прикрепляются к ватману.
3. После обсуждения можно зажечь свечку. Каждый ребенок берет ее, принимает правила и передает свечку по кругу, при этом он может сказать, какое правило будет выполнять нелегко. Затем передает свечку по кругу следующему ребенку. Ведущий показывает пример: «Я принимаю правила, буду их выполнять. Трудновато будет с правилом конфиденциальности, но я постараюсь». Такой вариант (со свечкой) привлекает детей, делает атмосферу принятия правил торжественной и немного таинственной. Когда дети дают слово, это символизирует принятие ответственности за психологическую безопасность на занятиях.
4. Если вы уложились во времени, обсуждая правила, поиграйте в игру «Паровозик и вагончики», позволяющую детям запомнить имена друг друга. Попросите ребят встать в круг. Первый ребенок - паровозик. Он начинает двигаться внутри круга, повторяя свое имя: «Сережа, Сережа, Сережа...» Так он подходит к ребенку из круга и обхватывает его сзади за талию, и они начинают двигаться по кругу вместе, хором произнося имя второго ребенка: «Саша, Саша...» – и так далее. Так все дети побывают в роли паровозика, а заодно запомнят имена друг друга. В конце игры получается длинный поезд, включающий всех детей группы.

Заключительное обсуждение
1. Попросите ребят по кругу друг за другом закончить предложения:
- Мне сегодня было...
- Я себя чувствовал...

NB Поскольку вы еще не говорили о чувствах, пожалуйста, помогайте детям подбирать слова, но не останавливайте, когда они пытаются своими словами выразить то, что именно они чувствовали.

2. Поблагодарите детей за участие в занятии и скажите следующее: «Ребята, теперь, на время этих занятий, мы не просто дети и учительница, мы начинаем становиться особой группой, у которой есть свой характер, свои желания и своя история. Эта история началась сегодня. Она будет иметь свое развитие от встречи к встрече. То хорошее, что здесь происходит, возможно, потому, что в этой группе есть каждый из вас. Даже без одного из вас группа уже не будет полной. Для меня это очень важно».

Ритуал прощания «До свидания, мы»*
Дети и ведущий встают в круг, и каждый протягивает одну или две руки в центр круга так, что образуется пирамида рук. После чего все хором говорят: «До свидания, мы».
Карточки с написанными именами можно оставить в классе (прикрепить на видное место или спрятать в специальную красивую папку). Те, кто хочет дома сделать карточки еще лучше, могут принести их к следующему занятию.
В заключение напомните детям о дате и времени следующего занятия.

* Ритуал «До свидания, мы» проводится в конце каждого занятия курса.

Занятие 2. Что такое чувства?

Цели: ввести новую норму работы в группе: вернуться к тому, что было на предыдущем занятии, чтобы дать возможность обсудить еще раз что-то оставшееся незавершенным или недопонятым; научить детей распознавать основные чувства, показать, что чувства - это особая часть нас; поупражняться в умении осознавать собственные чувства и подыскивать им названия.
Материалы: плакат «Галерея эмоций» (из «Набора плакатов для школьного психолога» издательства «Генезис» или сделанный самостоятельно); вырезки из детских журналов, изображающие персонажей, испытывающих какие-либо эмоции (удобно использовать журналы «Принцесса» или «Дисней для малышей», так как в них герои мультфильмов всегда эмоциональны); мягкие игрушки (по числу ребят в группе); поролоновые губки для рисования красками (можно использовать поролон от бигуди, предварительно вытащив стержень) или обычные мелки, карандаши, фломастеры; краски; бумага для рисования (по числу ребят в группе).
Работа группы
Поприветствуйте детей, попросите их взяться за руки, закрыть глаза и вспомнить правила работы в группе. Спросите детей, хотят ли они что-нибудь сказать по поводу предыдущего занятия. Может быть, что-то осталось недопонятым или им в голову пришли новые мысли уже после занятия?

Разминка
Чтобы вспомнить имена друг друга, попросите ребят по кругу называть имена соседей справа и слева, стараясь вспомнить о том, что они говорили о себе при знакомстве. Например: «Справа от меня Саша, он любит кататься на велосипеде».

NB Дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все основные части тела. Постепенно дети поймут, что чувство можно выразить многими частями тела. Можете помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, сказав, например: «Покажи мне, что твои руки любопытные» и т.д.
Основные чувства, которые вы можете предложить - радость, ярость, страх, нежность. Если у вас сложилось впечатление, что дети поняли идею игры, то предложите им самим назвать чувства, которые они хотели бы изобразить. Используйте эту игру для наблюдения за ребятами, обратите внимание на затруднения в выражении чувств: отрицательных или положительных.

6. Предложите ребятам подойди к игрушкам и выбрать ту, которая больше понравилась. Ведущий: «А теперь расскажи нам, какое чувство эта игрушка испытывает».
Если есть время, то вместо рассказа дети берут краски, маленькие поролоновые губки. Обмакивая губки в краски, дети рисуют чувства игрушек. Можно рассказать о рисунках. Можно разместить работы в классе (по желанию детей).

Заключительное обсуждение
Предложите ребятам ответить на вопросы:
Узнал ли я сегодня новые названия чувств?
Было ли мне интересно?
Понравилось ли мне занятие?
Если времени мало, предложите ребятам отвечать на эти вопросы с помощью жестов - протянутых вперед рук, которые означают:
- ладони, повернутые в круг, - «да»;
- ладони, повернутые к себе, - «нет»;
- одна ладонь в круг, другая к себе, - «не знаю» (ни да ни нет).

Поблагодарите детей за работу на занятии и напомните им о следующей встрече.

ВТОРОЙ КЛАСС.
Тема «Гнев»

Сверхзадача темы: гнев - это нормально

Гнев и агрессивное поведение - одна из актуальных проблем не только школьной, но и в более широком смысле - человеческой жизни. Используя интегрированный опыт столетнего развития прикладной психологии личности, мы попытались создать фрагмент программы о цивилизованном обращении с гневом. Во 2-м классе уже пора начинать работать с этой серьезнейшей темой.
Важное введение в эту тему было сделано в курсе «Жизненные навыки» для 1-го класса. Главное, что удалось тогда обсудить с ребятами: гнев и агрессивное поведение - разные реальности. Гнев - это нормальное человеческое чувство, а вот агрессивное поведение - всего лишь неэффективный способ решения проблем, оно может быть причиной неприятностей и даже трагедий. Тема агрессивного поведения и вызывающих его чувств была рассмотрена в 1-м классе в ходе работы над темой «Нравится - не нравится». Это отражает наше понимание проблемы: человек реагирует чувством гнева на то, что ему не нравится, что делает его жизнь хуже, угрожает его ценностям. В 1-м классе нам было важно, чтобы дети признали важность гнева как чувства, которое помогает человеку защищать свои ценности, поэтому так много места уделялось переживанию того, что нравится, того, что дорого и важно.
В рамках предварительного знакомства ребята также узнали, что гнев «живет в теле», причем у всех в разных местах тела. При этом мы говорили о напряжении, зажимах, тяжести в мышцах лица, кистей рук или спине. Мы учились искать телесные проявления гнева, чтобы ребенок мог точнее определить, почему именно он сердится и насколько он зол.

Во 2-м классе мы делаем акцент на обучении детей способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением.

В современной психологии существуют различные подходы к пониманию природы гнева, следовательно, предлагаются различные способы психологической помощи в решении связанных с агрессией проблем. Мы придерживаемся позиции, при которой гнев рассматривается как защитная реакция, а не как врожденный инстинкт. Защитная реакция всегда свидетельствует о слабости личности, человек демонстрирует ее до тех пор, пока не найдет в себе силы трезво взглянуть на угрожающую ситуацию и отыскать неагрессивный способ защитить ту ценность, которой что-то угрожает. Уверенное, но неагрессивное отстаивание своих ценностей и будет настоящим копингом, а не копинговой реакцией. Копинг (coping) - это такой способ преодоления проблемы, который позволяет человеку выйти из нее более сильным. Копинговая реакция - всего лишь защитный механизм, который может предшествовать настоящему решению проблемы, а может так и не вывести человека на необходимость такого решения. Копинговая реакция, как наркотик, создает иллюзию решения, но никогда не решает проблему по-настоящему.
Одним из признаков зрелой личности является умение чувствовать собственный гнев в те моменты, когда он только появляется, потому что переполненный яростью человек становится слабым перед силой своего чувства.
В самом деле, как изменился бы мир, если бы люди научились обращать внимание на свое недовольство, когда оно только-только зарождается. Исходя из этих позиций, мы начали работу с гневом с обучения способам оценки его выраженности. Это оценивание - очень субъективный процесс, который, однако, вполне по силам восьми–девятилетнему ребенку. В его опыте уже имеется достаточно переживаний всей палитры гнева: от легкого раздражения до оглушающей ярости.
Помогая ребенку работать с чувствами, мы предложили два измерительных инструмента: надувание воздушного шарика и наполнение водой стакана. Идея накопления связана с тем, что гнев имеет активную, энергетическую природу. Гнев полон энергии, которая живет в теле и связана с темпераментом ребенка. Сколько в тебе гнева? Насколько ты сейчас зол? Вот вопросы, которые важно как можно чаще задавать ребенку, но не менее важно дать ему язык, которым он мог бы понятно для окружающих ответить на этот не простой даже для взрослого вопрос. «Полстакана», «Мой шарик вот-вот лопнет» - эти ответы станут для вас понятными и красноречивыми после проживания вместе со своей группой программы «Гнев - это нормально».

Агрессивность проявляется в трех реальностях:
в поведении;
в мыслях;
в физиологии.
В первом случае ребенок, находящийся в приступе дурного настроения, кричит, дерется, дерзит взрослым. Во втором случае нейтральный и безобидный мир воспринимается ребенком как угрожающий, формируются подозрения, предрассудки, специфические интерпретации.
Наконец, физиологически гнев является разновидностью стрессовой реакции, которая сопровождается выбросом адреналина в кровь. Болевые пороги повышаются, кровь отливает от внутренних органов к мышцам и вызывает их напряжение. Этот набор архаических защитных реакций достался нам в наследство от диких предков, он помогал когда-то выжить древнему человеку. Невыраженный и непереработанный гнев приводит к психосоматическим расстройствам. Физиологическая компонента гнева всегда заметна: у кого-то краснеет лицо, кто-то «каменеет», сжимает кулаки, у кого-то начинает болеть желудок, у всех, как правило, меняется дыхание - оно становится поверхностным, неглубоким.
В психодинамических подходах, таких как психоанализ и гештальт-терапия, распространено мнение, что невыраженный, удержанный гнев является источником большинства человеческих проблем, поэтому разрешение на гнев считается важнейшим моментом воспитания человеческой личности. Гнев является здоровой реакцией, указывающей на конфликт, который должен быть решен. В гуманистической психологии также делается упор на полном проявлении заполняющего тебя чувства, а вот в экзистенциальной психологии нет убежденности в том, что гнев нужно немедленно отреагировать, иногда чувство злости должно оставаться в душе человека, чтобы он смог наконец опознать и понять его. Однако все психотерапевтические подходы сходятся в том, что гнев - это нормально. Так мы и назвали нашу программу для 2-го класса.
Условно можно выделить 2 группы проблемных детей: тех, кто испытывает гнев слишком часто и выражает его слишком бурно (агрессивные, гиперактивные дети), и тех, кто испытывает дефицит гнева (застенчивые, слишком чувствительные и поэтому третируемые дети).
Наш курс базируется на методологии экзистенциальной психологии, однако в нем используются также не противоречащие духу экзистенциализма техники и процедуры других психологических подходов. Наибольшее внимание навыкам совладания с гневом традиционно уделялось в социально-когнитивной психологии личности (Бандура A., Meichenbaum, Novaco). He меньше труда потратили и бихевиоральные психологи, чтобы научиться, модифицировать агрессивное поведение в уверенное (McGinnes, Goldstein). Это последнее особенно важно для застенчивых, покорных и чувствительных детей.
В более старших классах будут рассмотрены другие серьезные аспекты этой темы: последствия агрессивного поведения; как нести ответственность за него; культура справедливости в отношении задевающего личность, провоцирующего поведения. Отдельно предполагается тренировать достойное, но не агрессивное поведение в ситуациях, когда кто-то нарушает границы личности.
Одной из центральных в курсе 2-го класса является проблема, которую можно было бы назвать так: «Когда кого-то дразнят или провоцируют». Вот история, рассказанная мамой первоклассницы Василисы.
Не сразу, только на третий день после случившегося, девочка рассказала, какие ужасные слова говорил Антоша Петров, мальчик из неблагополучной семьи. Девочка была так напугана и растеряна, что просто не могла произнести нелитературный текст, который коварный Антоша произносил даже не в ее адрес, а что намного ужаснее - в адрес ее любимого папы. Поскольку мы здесь также не можем употреблять это ужасное слово, обозначим его далее символом ж*. Текст звучал так: «Твой папа очкарик, в ж* шарик». Про «очкарика» - правда. Василиса в первый день и рассказала маме только про очкарика. «Ну и что, - сказала мама, - что в этом плохого? Носит очки - значит, умный человек». Василиса заплакала. Мама почуяла неладное, в конце концов полный текст был восстановлен. Бессмертный текст, если учесть, что анальный юмор живет вечно. Мама предлагала различные способы достойного ответа ненавистному Антону, понимая, что мальчик сложный и включать «тяжелую артиллерию» в лице учительницы не стоит. Васька, девочка отнюдь не застенчивая, отвергала один за другим предлагаемые в мировой психологической литературе приемы (см. список рекомендованной литературы). Наконец, как-то утром, когда Василиса уже не хотела из-за этого конфликта идти в школу, мама, отчаявшись, предложила: «А ты ему скажи: Антошка, в ж* ложка!» Васена расхохоталась и несколько раз с удовольствием повторила эту волшебную фразу. Мама подумала - нехорошо, не стоит опускаться до уровня маленького хулигана. Но Василиса и не стала опускаться. Она пришла из школы и рассказала, что теперь они с Антошкой большие друзья. Она его защищает от Максима Ергина, потому что у Антона нет папы. «Так ты сказала ему это? Сказала?» - спросила мама. «Я ему это подумала», - хохоча ответила Василиса.

Когда мы говорим об агрессивных выпадах и провокациях, так распространенных среди детей, то понимаем, что по большей части за ними лежит «проверка на вшивость». «Проверяющий» должен удовлетворить важную потребность - узнать, как этот человек, заинтересовавший его сверстник, обходится с чем-то угрожающим. Храбрый он или нет? Можно ли его уважать за смелость? Коктейль чувств, который провокация вызывает у «проверяемого», - шок, испуг, гнев- и предательская мысль: «А вдруг это правда?» Действительно серьезное испытание. Однако дети - благодарные ценители достойных ответов. Прошедшим испытание они дарят свою дружбу и уважение. Для решения такого рода проблем в программе предлагается прекрасный текст А. Раскина «Как папу девочки обижали», который мы предлагаем в технике «чтения со СТОПами». Не менее впечатляющим мы считаем фрагмент из фильма С. Спилберга «Капитан Крюк» - продолжение истории про Питера Пена, мальчика, который символизирует вечное детство, потому что не хочет становиться взрослым. Послание, которое не напрямую, но настойчиво мы сообщаем нашим детям: когда тебя провоцируют, нужно отвечать. Во 2-м классе мы не предъявляем высоких требований к содержанию и форме ответа.
Как бы ни различались у людей индивидуальные способы совладания с гневом, задача ведущего, работающего по нашей программе, сделать так, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию облегчения и удовлетворения от того, что он сам может контролировать свое тело и свои чувства.

Групповые цели:
1. Помочь детям осознать, что гнев - это нормальное чувство, испытываемое всеми людьми.
2. Помочь детям понять причины, по которым «гневливое» и агрессивное поведение не принимается окружающими.
3. Научить детей стратегиям поведения в гневе.
4. Научить детей различать возникший в ситуации гнев и причину его возникновения.
5. Научить детей осознавать чувство гнева, исследовать проявления гнева.

Кому особенно рекомендованы занятия по теме:
1) застенчивым детям, которые не отвечают на провокации, предпочитая тихо страдать, переживая свою неудачу;
2) очень активным, возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки;
3) тем ученикам, которые не отличаются разнообразием поведенческих реакций в ситуациях провокации (реагируют стереотипно);
4) детям, в семьях которых предположительно много агрессии;
5) импульсивным детям, которые не задумываются перед тем, как начать действовать.

Занятие 4. Когда дразнят

Цели: актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования в таких ситуациях.
Материалы: рассказ А. Раскина «Как папу девочки обижали»; ватман, фломастеры, мячик.
Работа группы
Поприветствуйте ребят. Спросите, остались ли у них вопросы по прошлому занятию. Пробовали ли они применить какие-нибудь способы контроля над гневом? Что получилось, что - нет?

Разминка
Кидая по кругу мячик, дети отвечают на вопросы: «Как мне хочется, чтобы меня называли ребята в классе? Что я чувствую, когда меня называют именно так? Что я чувствую, когда меня называют по-другому?»

NB Если у детей возникнут трудности, помогите им прояснить, что значит для них «нравится» и «не нравится», какие чувства стоят за этими словами.

Работа по теме занятия
1. Прочитайте половину рассказа А.Раскина «Как папу девочки обижали»*.

* Раскин А . Как папа был маленьким. - М., 2001.

Когда папа был маленьким и начал учиться в школе, часто можно было видеть такую картину. Кончилась перемена. Прозвенел звонок. Опустели все коридоры. Все школьники сидят на своих местах. И только один маленький папа стоит у дверей класса и горько плачет. Он плачет, а все в классе хохочут. И когда учительница идет в класс и видит эту картину, она сразу все понимает.
- Ну что, мальчик, - говорит она с улыбкой, - опять тебя девочки обижают? И маленький папа, горько плача, кивает головой.
Почему же девочки обижали маленького папу? И как они это делали? А очень просто. Когда все прибегали с перемены, девочки занимали парту маленького папы. Три, а то и четыре девочки сидели за этой партой и громко смеялись, глядя на маленького папу. А он был очень тихим и стеснительным мальчиком. У него до школы была только одна знакомая девочка Маша. И он вообще старался держаться подальше от девочек. А девочки это заметили. И стали его дразнить. Вот как все это получилось.
Когда вы просто сидите рядом с одной девочкой, это еще можно стерпеть. Но когда четыре девчонки сидят на вашем месте и помирают со смеху, глядя на вас, это совсем другое дело. А когда вместе с ними хохочет весь класс, то это уже невозможно выдержать. И маленький папа убегал из класса и горько плакал за дверью. А классу, конечно, было очень смешно смотреть на все это. Другие мальчишки говорили маленькому папе: «Что ты на них смотришь? Гони их со своей парты. Толкни вот эту! Да так, чтоб помнила».
И они толкали ту девочку, которая смеялась громче других и чаще всех дразнила маленького папу. Это была очень бойкая и очень симпатичная девочка. Кажется, ее звали Тамара. Или Галя. Одним словом, или Вера, или Люся. Но скорее всего, Валя. И она, наверно, очень хорошо понимала, что нравится маленькому папе больше всех девочек в классе. Девочки всегда это понимают. Может быть, поэтому она и смеялась так громко. Она смеялась, а маленький папа плакал.

СТОП!
Что вы чувствовали, когда слушали этот отрывок? О чем вы подумали? Что будет дальше?

NB Прослушав этот отрывок, дети часто начинают вспоминать различные случаи из жизни, когда дразнили их или их приятелей. Попросите у ребят разрешения разыграть некоторые ситуации из рассказанных ими или заранее приготовьте для инсценировки пару случаев, которые вы подметили в этом (или в другом) классе.

2. Предложите детям разделиться на тройки. Один ребенок выступает в роли дразнящего, другой - в роли того, кого обижают. Третий - наблюдатель. Он поочередно то обращается к чувствам обиженного, то пытается встать на место того, кто обзывает, понять, зачем он это делает. Если вдруг ситуация из игровой переходит в по-настоящему обидную, если дети выходят из роли и начинают ссориться, наблюдатель говорит: «Стоп!» Обсуждение прекращается. Каждый ребенок в тройке должен побывать во всех ролях. Ведущий строго следит за временем, отводя на каждую роль не более 3 минут.

NB Роль наблюдателя в этом упражнении очень важна для ребенка. Можно сказать, что упражнение проводится в основном для проживания именно этой роли. Ребята оказываются в обеих позициях - того, кто дразнит (для некоторых это новая роль), и того, кто слышит дразнилку в свой адрес. Чтобы игра в дразнилку получилась, один должен быть действительно зол (дразнящий «срывает злость»), а другой участник - обижен (если он не обижается, игры не получается). Все это может открыться наблюдателю. Тогда у него появляется возможность как бы отойти на дистанцию от ситуации и посмотреть на нее как на игру, со стороны. Если упражнение будет выполнено правильно, наблюдатель начнет предлагать свои способы поведения, объяснять, как не обижаться в ситуации, когда тебя дразнят.

3. Предложите каждому ребенку изобразить мимикой, жестом, движением и/или звуком самое сильное чувство, которое возникло у него во время работы в тройках. Остальные дети повторяют это движение.
4. Запишите на листе ватмана предложенные ребятами варианты поведения в ситуации, когда кого-то дразнят. Эти записи пригодятся вам на следующем занятии.
5. Пообещайте дочитать рассказ про маленького папу на следующем уроке.

Заключительное обсуждение
Спросите у ребят, понравился ли им рассказ. Что больше всего запомнилось?

Занятие 5. Почему люди дразнятся?

Цели: помочь ребятам понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым дети дразнят друг друга.
Материалы: телевизор и видеомагнитофон; видеокассета с фильмом С. Спилберга «Капитан Крюк» («Hook») - фрагмент, когда мальчишки проверяют Питера Пена, обзывая его; корзинка с «секретинами» - камешками, ракушками, сухим камышом и цветными стеклышками («секретиков» должно быть больше, чем количество участников группы, в полтора-два раза, чтобы не было спора, кому какой «секретик» достанется); текст рассказа А. Раскина «Как папу девочки обижали».
Работа группы
Поприветствуйте ребят. Спросите, как прошла неделя. Думали ли они о прошлом занятии? Что осталось непонятным?

Разминка
Предложите ребятам освоить новый способ выражения сердитых чувств. Пусть они ходят по классу и, встречаясь друг с другом, «обзываются» и грозят друг другу, но вместо «плохих слов» используют названия цветов*.

* Эта прекрасная процедура позаимствована нами из статьи М. Осориной «О культуре дразнения». «Педология: новый век», № 6, 2001 г., с. 18: «Сейчас как затюльпаню, сразу незабудками обсыпешься!»

Работа по теме занятия
1. Вспомните предыдущее занятие, работу в тройках. Скажите: «Вспомните себя в роли наблюдателя. Как вам казалось тогда, что чувствовал тот, кого обзывали? Что чувствовал тот, кто обзывал? Что вы обычно делаете, когда вас дразнят?»

NB Запишите на доске все предложенные детьми выходы. Спросите про каждый из них: «Кому из вас этот способ помогает?». Например: «Кому помогает не обращать внимания на обидчика? Поднимите руки».

Прочитайте рассказ А. Раскина «Как папу девочки обижали» до конца.
Наконец все это надоело учительнице. И однажды, войдя в класс вместе с рыдающим маленьким папой, она сказала так:
- В классе шестнадцать девочек и восемнадцать мальчиков. Шестнадцать девочек дразнят одного и того же мальчика. Спрашивается: почему они не дразнят остальных семнадцать? Кто
может решить эту задачу?
Весь класс засмеялся. Тогда учительница повторила:
- Почему дразнят только одного мальчика? Я спрашиваю совершенно серьезно. И прошу мне ответить.
Тогда все замолчали. И только девочки тихонько хихикали. Один мальчик поднял руку и сказал:
- Потому что он плачет.
- Совершенно верно! - сказала учительница под общий смех. - Ведь мы давно договорились, что лучше смеяться, чем плакать. Ты понимаешь это? - спросила она маленького папу.
И он, плача, сказал:
- Понимаю.
- Смотри же, не забывай, - сказала учительница, - а то девочки будут обижать тебя всю жизнь.
Маленькому папе совсем этого не хотелось. И в следующий раз, когда девочки сели за его парту и стали смеяться, он уже не плакал. Он просто пошел и сел на место той девочки, которая ему нравилась. И тогда все стали смеяться над ней. Она, конечно, не заплакала, но перестала смеяться. С тех пор девочки перестали обижать маленького папу. Они даже подружились с ним. И всю жизнь его обижали только мальчики. Но ведь мальчики всех обижают. На то они и мальчики.

СТОП!
Спросите детей: «Как вы думаете, почему девочки перестали обижать папу?»

NB Важно прийти к выводу, что папу перестали обижать, потому что он изменил отношение к ситуации и стал по-другому себя вести.

3. Посмотрите фрагмент видеофильма «Капитан Крюк» (мальчишки проверяют Питера Пена, обзывая его). Обсудите, почему мальчишки во главе с Руфио начали дразнить Питера Пена. Почему они считали, что настоящий член мальчишеской команды должен уметь ответить на провокации не только кулаками, но и острым словом?
4. Обсудите с детьми, в каких случаях их обычно обзывают. Чего добивается человек, когда дразнится? Дети высказывают свои предположения, ведущий записывает их на доске и добавляет свои.

NB Могут быть названы такие причины. Человек обзывает тебя, когда:
- Выясняет, можешь ли ты ему ответить, проверяет, боишься ли ты его.
- Ты не похож на других (внешне, по национальности или еще как-то). (Часто при этом обидчик транслирует отношение взрослых.)
- Ты ведешь себя не лучшим образом: жадничаешь, ябедничаешь. При этом реши, действительно ли это так и можешь ли ты изменить свое поведение.
- Ты чем-то обидел того, кто тебя дразнит, и, может быть, уже забыл об этом, а он таким образом мстит за свою обиду.
- Его обидел не ты, а кто-то другой, но достается тебе, потому что тебя он не боится.
- Ему плохо или тревожно, у него какие-то проблемы, может быть, что-то болит, а может быть, он боится предстоящей контрольной.

5. Предложите пополнить коллекцию еще одним способом контроля над гневом. Скажите: «Этот способ называется «Секретики». Когда кто-то или что-то сильно испортило вам настроение, полезно вспомнить другое состояние - когда вам хорошо и приятно. Даже если вы ничего не можете вспомнить, придумайте его. Например, представьте, что вы стоите под струями теплого водопада, который омывает вас с головы до ног. Вода струится по вашему телу и приятно щекочет. Или вспомните, как летом вы плаваете и плещетесь в теплом пруду (озере, море). Давайте сделаем это прямо сейчас.
Итак, закройте глаза и перенеситесь в ситуацию своего хорошего настроения, когда вам по-настоящему хорошо, а ваше сердце отдыхает и поет. Попробуйте увидеть то, что вас окружает, очень четко. Оглядитесь вокруг. Какое сейчас время дня? Как освещено место, в котором вы оказались? Что вы слышите? Какие звуки там? Послушайте. Что ощущает ваше тело? Кожа? Прикоснитесь к тому, что вас окружает. Вдохните запахи. Вам хорошо? Да, вам спокойно и тепло. Я вижу это по вашим лицам. Побудьте в хорошем настроении еще немного и потихоньку возвращайтесь обратно в классную комнату. Откройте глаза. С возвращением. Теперь выберите из корзинки с «секретиками» что-то, что бы вам напоминало об этом настроении или этой ситуации. Возьмите эту вещь себе на память и носите в кармане, когда собираетесь в тревожное место. Когда начинаете сердиться, нащупайте ее в кармане и погладьте. Вспомните хорошее настроение и улыбнитесь.

Заключительное обсуждение
Спросите ребят:
Что вы узнали нового о людях, которые дразнятся?
О каких новых способах контроля над гневом вы услышали на занятии?
Попробуете ли вы применить этот способ?

Домашнее задание
См. Рабочую тетрадь.

ТРЕТИЙ КЛАСС.
Тема «Праздники»

Праздники - это проверенный веками способ
вспомнить, что жизнь хороша

Дети - большие специалисты по праздникам. Они не только живут от праздника к празднику, но и нам, взрослым, позволяют пережить детское чувство «праздника ожидания праздника». Они - ревностные блюстители традиций: не забыли ли про подарки? Не пропустили ли дату?
У большинства детей образ хорошей жизни формируется в детстве. В богатстве или в бедности, не важно, при какой политической системе, с надежной или ненадежной матерью, ребенок все же имеет шансы пережить праздничную сторону жизни: Пасха ли это и Рождество, или 1 Мая и 7 Ноября. Потому что во всех культурах существует система праздников, экзистенциальный смысл которых можно обозначить как ухаживание за главной ценностью. Именно поэтому праздники разных народов, такие непохожие друг на друга внешне, демонстрируют необыкновенную внутреннюю схожесть.

Кому в первую очередь предназначены эти занятия:
1) детям, которые не уверены в себе и «задерганы» привередливыми и строгими родителями;
2) детям, у которых слишком большие аппетиты, которые не умеют ценить маленькие знаки внимания;
3) всем родителям третьеклассников.

Занятие 2. Как просто делать подарки!

Цели: показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки - искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.
Материалы: белая или цветная бумага, разрезанная пополам вдоль, фломастеры, мелки, коробка (шляпа, корзина и т.д.), листы альбомного формата - на каждого ребенка.
Работа группы

Разминка
В кругу попросите каждого из ребят вспомнить, какой подарок в его жизни был самым необычным. Например: «Однажды мой отец подарил мне поход за грибами в дождь. Дождь был такой сильный, что мы сняли кроссовки и шли босиком по лужам. А потом была радуга».

NB Разрешите детям сочинять и придумывать, а они обязательно начнут выдумывать, лишь бы все согласились, что подарок необычный.

Работа по теме занятия
1. Каждый ребенок продолжает фразу: «Если бы я был волшебником, то...»

NB Не оценивайте детские ответы и ничему внешне не удивляйтесь. Важно, чтобы дети выполняли упражнение четко по шагам, одновременно переходя от шага к шагу.

2. Скажите детям, что сейчас, как и во время настоящего праздника, мы будем делать и получать подарки.
1) Раздайте каждому по куску альбомного листа, разрезанного пополам по длине. Предложите детям согнуть лист пополам (теперь уже по ширине). Линия сгиба разделила лист на две части. Скажите, что сейчас мы будем рисовать в левой части, и покажите это на своем листе.
2) Пусть дети нарисуют подарок, который они хотели бы сделать себе прямо сейчас.
3) Через 3–5 минут предложите детям сложить лист рисунком внутрь и взять его в руки. Теперь каждый передает лист соседу справа. (Важно, чтобы в это время дети не перемещались по кругу, чтобы никто не получил свой собственный рисунок.) Предложите детям раскрыть сложенный лист. Пусть они представят, что получили тот подарок, который нарисован.
4) Теперь пусть нарисуют справа на листе тот подарок, который им хотелось бы получить еще. Поясните, что подарки могут быть самыми фантастическими, например: «Небо, звезды, целый магазин игрушек, хорошее настроение».
5) Через 3–5 минут дети снова складывают лист и кладут его в шляпу (пакет, корзину или коробку).
6) Дети вытаскивают с закрытыми глазами один листок и разворачивают его. Скажите ребятам: «Представьте, что вы получили эти подарки. Теперь сложите лист подарками внутрь, они уже ваши.
7) На внешней стороне нарисуйте еще один подарок себе, на обороте напишите свое имя».

NB Соберите и сохраните листы с подарками - их можно использовать в качестве флажков для создания гирлянды на последнем занятии по этой теме.

Заключительное обсуждение
Ведущий подходит к каждому ребенку, тот кладет заготовку в шляпу (или в пакет, корзину и т.д.) и отвечает на один из вопросов:
Какой подарок было получать приятнее - от другого или свой?
Что ты чувствовал, когда получал подарки?
Что ты чувствовал, когда создавал подарки для себя?
Что тебе больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Домашнее задание
См. Рабочую тетрадь.

О себе

Я веду тренинги более тридцати лет. Сначала это были тренинги с учителями (школьных психологов тогда просто еще не было) в Институте усовершенствования учителей, потом – с директорами в Академии повышения квалификации руководящих работников образования (АПК и ППРО), где я проработала доцентом до 1998 года (хорошей школой жизни стали встречи с директорами ПТУ). Параллельно с этим в 90-е годы – будучи научным руководителем Центра социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис» - я даже разработала большую программу повышения тренерской культуры педагогов-психологов (на тот момент благодаря деятельности А.Г.Асмолова и его коллег они появились в нашей стране). С 1995 по 2005 годы объездила немало городов с авторским тренингом «Учитель и проблемы дисциплины», книга с этим названием выдержала 10 изданий в издательстве «Генезис». В конце 90-х началась моя карьера бизнес-тренера (благодаря агентству «Nextep» и Оксане Аульченковой я поработала в большом числе западных компаний и банков), нужно отметить, что после опыта с учителями, все остальные клиенты не вызывали сложностей. А в 1999 году произошло переломное событие моей профессиональной жизни: я познакомилась с экзистенцильным анализом и Альфридом Лэнгле и стала его ученицей. Новый феноменологический метод, который лежит в основе экзистенциально-аналитической психотерапии и консультирования перевернул мои представления о том, чем и как я занималась ранее. Пришлось учить все заново, сдавать экзамены, получать новый опыт практической помощи людям, заниматься самопознанием. В конце концов я стала психотерапевтом (2007, диплом GLE-international, Вена, Австрия), тренером, имеющим право обучать экзистенциальному анализу по программам GLE –international), к тому же шесть лет, до 2016 г. возглавляла Общество экзистенциального анализа в России, и параллельно продолжала вести тренинги в банковской сфере, преимущетсвенно в Центральном Банке (контракты со мной как с приглашенным тренером Банк России продлевал 12 лет подряд). Я не перестаю удивляться тому, как мне повезло в жизни. Мое хорошее отношение к школе и учителям (я из учительской семьи), принимающее отношение к этим людям, то что всегда было залогом взаимопонимания на тренингах, благодаря экзистенциальному анализу, нашло точное научное обоснование. Относись к человеку как к неповторимой уникальной индивидуальности (PERSON), принимай его всерьез, будь с ним открытым (то есть и сам будь PERSON), и о чем бы ты с ним не говорил, ты сможешь сделать для него что-то очень хорошее – ты дашь ему возможность почувствовать больше свободы. Для такого отношения есть научное название – персональный диалог. Сегодня мой самый большой интерес – экзистенциальная психология детства, развитие личности через персональный диалог с детьми и подростками. Программа «Жизненные навыки», которая стартовала еще в 1999 году, по прошествии 17 лет вдруг стала знаменитой. Мы с коллегами продолжаем создавать сценарии групповой работы с детьми от детского сада до старших классов (в 2015 году в издательстве «Клевер-Медиа-групп» вышла книга «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия», в соавторстве с В.Чал-Борю, Н.Бондаренко, А. Белевич), в этом году в издательстве «Генезис» выходит книга «Жизненные навыки для учеников 7-8 класса», под совместной редакцией Кривцовой С.В. и Рязановой Д.В.).

Персональный диалог с людьми и организациями, с родителями, школьными психологами и учителями, с самими детьми, - все это и составляет сегодня сферу моего любопытства. Парадокс, чем больше ты так работаешь, тем больше интереса к работе, потому что в персональном диалоге не бывает скучно.

Резюме:

PhD, доцент кафедры психологии личности факультета психологии

МГУ им. Ломоносова, Профессор МИОО,

Директор института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии (ИЭАПП),

начальник Центра практической психологии образования Академии социального управления (ЦППО АСОУ),

руководитель Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования (ФИРО).

Образование:

1977-1982 МГУ им. Ломоносова, психолог, преподаватель психологии

1999-2007 – GLE-international (Вена, Австрия) – Экзистенциальный анализ: консультант, психотерапевт, тренер

Опыт работы:

1989-1994 – тренинги с руководителями ОУ России в РИПКРО

1994 – научный руководитель ЦСПА «Генезис»

1999 – учредитель Института практической психологии личности «Генезис»

1998 – по настоящее время кафедра психологии личности МГУ им. Ломоносова

1994-1999 тренинги в компаниях Nextep, Shering Plau, Colgate-Palmolive, Danon, ВТБ и др.

с 2004 по наст время – контракт с Департаментом персонала ЦБ РФ на проведение тренингов для руководящих работников Центрального Банка.

с 2009 – Директор института/общества экзистенциального анализа (ИЭАПП/ОЭАПП)

обучающий тренер ОЭАПП (с 2004 г. четыре выпуска)

с 2015 – Директор Международного института экзистенциального консультирования и тренинга