Необычные растения        27.04.2019   

Деловая игра для воспитателей родительское собрание. Родительское собрание в первой младшей группе «Игра — не забава. воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Родительское собрание в форме деловой игры «Здоровая семьяздоровый ребенок»

1 .Через решение педагогических ситуаций и задач, вызвать у родителей желание поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, об ответственности всех её членов за создание условий воспитания - внутрисемейных отношений, эмоционально - нравственного климата, содержательного общения между взрослыми и детьми, а также о месте ребёнка в семейном коллективе, выработке у него активной жизненной позиции.

2.Учавствуя в оценке и разрешении различных ситуаций, связанных с обсуждаемой темой, учить родителей анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

3.Через игры, задания, упражнения сформировать у родителей правильное отношение к своему здоровью, способствовать развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.

4.Сформировать у родителей сознательную установку на здоровый образ жизни.

Предварительная работа.

Беседы с родителями о традициях, увлечениях в семьях воспитанников Индивидуальные консультации для родителей о пользе закаливающих процедур и о способах их организации.

Оказание консультативной помощи врачебно - медицинского персонала.

Вступительное слово педагога о проблемах здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного, телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

К моменту поступления в школу у детей отмечается тенденция роста хронической заболеваемости.

Остаётся высоким уровень заболевания респираторными заболеваниями 60 -70%.

Отмечается уменьшение количества детей с нормальным физическим развитием и увеличение числа детей с дефицитом массы тела и низким ростом.

Высок процент кариеса у детей, артериального давления, отклонения в пищеварении, до 30% детей страдают различными видами аллергии.

На здоровье детей оказывают влияние целый ряд факторов:

1) наследственность - доля влияния 20%; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы) - доля влияния тоже 20%;

влияние факторов организации медицинского обслуживания - 10%;

социально-экономические факторы и образ жизни - доля влияния составляет 50%.

Эти данные заставляют обратить наше самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов. Её составляет отношение ребёнка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

Поэтому приоритетным направлением в своей работе с детьми я выбрала формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Наша встреча посвящена вопросам правильного отношения к своему здоровью, анализу собственных действий и нахождению эффективных способов коммуникаций.

1. Нарисуйте флаг страны «Здоровья».

Задание: нарисовать на флаге то, что вкладывают родители в понятие «здоровье».

Обосновать свой рисунок.

Рассмотреть каждый рисунок и сделать вывод из рисунков: что важно, что необходимо для нашего здоровья.

2 Настроение - отражение здоровья человека.

Задание для родителей: нарисуйте своё настроение цветными карандашами (графически). Какие вы испытываете чувства при изображении настроения, чувств. Проанализировать рисунок каждого родителя, с целью понять его настроение.

3 Дети - зеркало родителей.

Педагог помещает вопросы в надутые воздушные шары, под удары бубна педагога (педагог при этом находится спиной к родителям, чтобы не видеть их) родители начинают передавать воздушный шар друг другу. На ком остановятся удары бубна, тот и отвечает. Родители с помощью ножниц вскрывают воздушный шар и достают вопрос.

Вопросы в воздушных шарах.

Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребёнка в охране его здоровья?

Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит - от ребёнка или от взрослого?

Что вы вкладываете в понятие режим дня и как важно его соблюдение: а) дома; б) в детском саду.

4 Пауза расслабления с родителями.

Дыхательное упражнение на релаксацию (расслабление) А. Н.

Стрельниковой «Погончики».

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернуться в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушёл.

Информация для родителей.

Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой:

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние;

способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

5. Учись поступать правильно. Разбор педагогических ситуаций.

Ситуация №1

Машина мама жалуется врачу, что ее дочь часто болеет. ~ Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя дочь сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверно, такая уж она слабенькая от природы? Советуют: надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!

Вопросы к родителям.

Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребёнка? Закаливаете ли вы своего ребёнка? Расскажите, как вы это делаете. Каковы результаты закаливания? (Примеры из жизни).

Ситуация №2

Когда Серёжины папа и мама учатся, мальчик остаётся на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи («Пусть ребёнок получит удовольствие!»)

Приходит время сна, и Серёжа со скандалом идёт в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно.... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает. - Уж не заболел ли? - беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет Серёже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

Врач детского сада, осмотрев ребёнка, сказал:

Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: что за причина Серёжиного самочувствия?

Вопросы к родителям.

В чём причина пониженного тонуса Серёжи? Какие телевизионные передачи можно смотреть ребёнку дошкольного возраста? Сколько времени ребёнок может проводить у телевизора? Объясните почему?

Ситуация №3

Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает её движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму».

Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестрёнке, заботливо укрывает её, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.

Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают. Эту дерзкую фразу, часто
произносит мама, а девочка её повторяет.

Вопросы к родителям.

О чём необходимо помнить в общении с ребёнком?

Почему воспитание детей надо начинать прежде всего с самовоспитания.

Как на подобные детские проявления должен реагировать взрослый? Какие выводы следует сделать для себя взрослым?

4 Разыгрывание ситуаций.

Ситуация №1 (участвуют 2 человека: взрослый в роли взрослого и взрослый в роли ребёнка).

Вечером в момент прихода мамы Серёжа отобрал игрушку у другого ребёнка. Проиграть ситуацию, а маме найти способ коммуникации со своим ребёнком, так чтобы он отдал игрушку.

Ситуация № 2. (Участвуют 2 взрослых в роли взрослых).

Вы участвовали в соревновании и заняли 1 место, а ваш друг почти был последним. Он очень расстроился.

Задание. Проиграть ситуацию и помочь победившему успокоить того,

кто был последним.

Ситуация № 3 (Участвуют 2 взрослых: взрослый в роли взрослого, взрослый в роли ребенка).

Ребенок долго ни ел и пришло время его покормить. Ребенок капризничает, крутит головой, находя все новые и новые причины: «невкусно», «соленое», «тарелка не такая», «горячо».

Задание. Взрослому необходимо уговорить ребенка съесть пищу (например, кашу).

Ситуация № 4 (Участвуют 2 человека: взрослый, взрослый в роли ребенка)

Ребенок разбросал все игрушки по комнате. Мама просит его убрать их в специальный ящик, а ребенок находит постоянно причины. - Я не хочу убирать, хочу сильно спать! - кричит ребенок.

Мать пытается его успокоить. Ребенок встает с постели и кричит: «Хочу есть!». Мать бежит готовить кашу, а ребенок, уже хочет на прогулку.

Задание. Взрослому необходимо уговорить ребенка, убрать игрушки

Заключение: Выслушать ответы, мнения родителей о том, что нового и полезного им принесла деловая игра в плане общения с детьми, в плане приобщения к здоровому образу жизни.

Подводя итоги встречи сделать вывод:

Большую роль в формировании привычки к здоровому образу жизни ребенка играет образ жизни родителей (оценки, мнения, суждения, поведение).

Необходимо формировать взрослым у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Елена Мостова
Родительское собрание в первой младшей группе «Игра - не забава»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

4. Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе.

Подготовительный этап

1. Оформление красочных приглашений.

2. Подготовка презентации «Игровая деятельность в нашей группе»

3. Оформление памятки на каждую семью.

Ход собрания

Вступление

Звучит спокойная музыка, родители проходят в группу и садятся за столы.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что «делу – время, потехе – час», а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Уважаемые родители, как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка, играть вместе с ребёнком. (Ответы родителей)

Обобщение. Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

Основная часть

Работа с памятками

Уважаемые родители! Прочитайте, пожалуйста, памятку «Какие игрушки приобретать детям» и выскажете своё мнение об этом, дополните. Какие трудности испытываете вы в выборе игрушек?

Что надо учитывать, покупая игрушку? Надо ли делить игрушки по принципу для мальчиков, для девочек? Какую игрушку, по-вашему, можно считать хорошей? (Ответы родителей)

Обобщение.

Игрушка должна быть безопасной, без острых углов и токсичной краски, иметь сертификат и соответствовать возрасту; и должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей.

К примеру, папа дарит своему трёхлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трёхлетки никак не подходит. Ребёнок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причём свою неудачу он запомнит и долго не будет играть ни с чем, что хоть отдалённо напоминает этот конструктор.

Не следует покупать много игрушек, особенно одного вида (кукол, отличающихся по размеру, машинок, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие.

Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.

Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10 % на долю игрушки, то это хорошая игрушка.

Сравним сложную механическую игрушку с набором кубиков. В первом случае всё, что приходится делать ребёнку – это нажать на кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется по полу. Первые 10-15 минут это радостно и интересно, но потом надоест.

С набором кубиков иначе. Здесь 90% игры приходится на самого ребёнка. Возможности игры здесь несравнимо шире.

Прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём и крепостью, и ракетой. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки-иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или краской.

Ребёнку надо не просто дать игрушку, а назвать её, объяснить, как с ней нужно обращаться, и показать разные варианты игры.

Например, устройте для куклы комнату, пригласите игрушки на день рождения.

В раннем возрасте определяется характер и интересы ребёнка. Один любит возиться с машинками, другой – что-то мастерить из кубиков и просит купить ему побольше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите.

Третий мальчик играет с куклами, не стыдите его за это. А четвёртому интереснее играть с домашней утварью: кастрюлей, крышкой –пусть играет, следите только, чтобы опасные предметы были ему не доступны.

Игрушек должно быть немного. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте время от времени.

Вопрос к родителям. Как вы учите ребёнка играть, расскажите, пожалуйста. (Родители рассказывают о домашних играх вместе с детьми)

Вопрос к родителям. Что делать, если дети не убирают игрушки?

Ситуация. Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мама потребовала от Тани собрать всё до единой игрушки (а их больше 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своём. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать» Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мать упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребёнка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала в ящик. Папа дал ещё 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала играть охотно.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки, и какие? Как вы поступаете, если ребёнок отказывается убирать игрушки? (Высказывания родителей)

Обобщение. Если ребёнок отказывается убирать игрушки, можно прибегнуть к маленьким хитростям:

1. «Ну –ка, -говорит мама, -кто быстрее наведёт у себя порядок: ты или я? Ты уберёшь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола»

2. «Пора собираться гулять. Все игрушки по местам. Все игрушки – по местам. Кукла Наташа, посмотри, как Машенька будет наводить порядок. Потом расскажешь, аккуратна ли Маша»,- говорит мама.

Вопрос к родителям. Как воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам? (Ответы родителей).

Обобщение. Приучайте детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное бельё, мыть посуду. Не разрешайте ребёнку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.

Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как с этой игрушкой у ребёнка связаны приятные воспоминания. Если у мишки оторвалась лапка, ото взрослому нужно превратиться в доктора Айболита, а ребёнку предложите роль медсестры, если отскочило колесо, то машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.

Вопрос к родителям. Где хранить игрушки? (Высказывания родителей)

Обобщение. Игрушки следует расположить так, чтобы подсказать малышу игру. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребёнка. Часть их можно убрать и оставить на виду только те, которые нужны ему для игры: пирамидку поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машину. Куклу усадить за столик, строительный материал положить в коробку.

Книги, карандаши, пластилин - не игрушки. Выделите для них особое место.

Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, а не хранить их в одной коробке.

Просмотр презентации

А сейчас мы с вами посмотрим специально приуроченную к теме нашего родительского собрания презентацию «Игровая деятельность в нашей группе». (По ходу просмотра презентации рассказываю об играх детей в группе)

Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!

Елена Константинова
Родительское собрание в форме деловой игры

Методическая разработка родительского собрания на тему :

в форме деловой игры

Родительское собрание в форме деловой игры .

Цель : дать родителям знания , которые помогут им «повернуться лицом к ребенку» , заложить умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка; показать родителям на примерах актуальность и значимость целей.

Материалы и оборудование : мольберт, шапки-маски, столы для родителей , лепестки цветика - самоцветика, кукла, средства ТСО – мультимедийное оснащение.

Участники : родители и воспитатель .

Ход деловой игры:

На мольберте изображение грустного лица ребенка

Воспитатель : Уважаемые родители , сегодня мы собрались с вами для того , чтобы обсудить проблему на тему : «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» . Я предлагаю провести это собрание в форме деловой игры .

Гениальность – это работа природы или дар, доступный каждому? Говорят, что возможности человека безграничны. В некоторых людях потенциал спит всю жизнь, и человек уходит, так и не раскрыв его. Задача родителей в свое время разглядеть потенциал, открыть способности дитя, направить в нужное русло. Многие из нас задаются вопросом о том, как это сделать – выявить талант, создать условия для его развития и творчества, а иногда проявить настойчивость.

Посадить дерево, построить дом или воспитать сына или дочь. А еще лучше – обоих. Причем воспитать так, чтобы каждый из них стал человеком с большой буквы. Потому что дерево через какое-то время засохнет, дом разрушится, а человек будет жить в настоящем и будущем, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Все мы знаем, что дети – цветы жизни, и лишь от осознанного труда родителя – садовника зависит , какими они вырастут.

Дети – цветы жизни и сегодня на деловой игре я предлагаю вам создать условия, чтобы ребенок стал счастливым, радостным – гениальным!

Сейчас я предлагаю вам разделиться на микрогруппы.

Воспитатель раздает карточки – лепестки с заданием

1 лепесток – «Забота»

Воспитатель : Ребенок рождается на свет маленьким и беззащитным и в первую очередь мы должны окружить его заботой.

Инсценировка стихотворения «Заболел сынок»

Простудился Ваня –

Заболел сынок

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонёк

За окном метели

Снег несут упрямо,

От его постели

Не уходит мама.

Потеплей накрыла

И дала напиться.

О сыночке милом

Станет мать молиться.

Прикрепляется 1 лепесток «Забота» к рисунку на мольберте

Воспитатель : а теперь посмотрим на ситуацию №2.

Второй микрогруппой разыгрывается сценка «Родители за все в ответе »

Воспитатель : Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети. Два ребенка под окном повстречались вечерком.

1 ребенок : А у нас в квартире газ. А у вас?

2 ребенок : А у нас сегодня кошка родила вчера котят . Котята выросли немножко, есть из блюдца не хотят.

1 ребенок : А у нас сегодня папа пришел на веселе. Кошку выбросил в окошко, вместо кошки стало две.

2 ребенок : А мой папа бегемот. Его мама так зовет.

1 ребенок : Бегемотом удивили! Я у папы – крокодил. Брат – осел, сестра – свинья. Зоопарк, а не семья.

2 ребенок : А у нас сосед соседа бил вчера велосипедом.

1 ребенок : Велосипедом? Ерунда! Мотоциклом – это да!

2 ребенок : Замолчи! Как дам по шее!

1 ребенок : Ах, ты драться? Получи!

Ведущий : Вова Петю укусил. Петя Вову зацепил, всю одежду изорвали, два забора поломали, час каталися в пыли, а потом домой пошли. Да… Что с ребенком улица сделала, но ведь улица – дело пятое , ведь не улица виноватая. Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети!

Воспитатель прикрепляет лепестки №2 «Внимание» и №3 «Ответственность» к рисунку на мольберте

Воспитатель : Теперь ситуация № 3. Сценка «Первоклассник» . Рано утром мама Квочка в класс отправила сыночка.

Мама Квочка : Не дерись, не сердись, не вертись. Ну, пора. Ни пуха, ни пера!

Прощаются

Мама Квочка : Ой, наверное, мой сыночек учится, слушает учителя, занимается, старается!

Ведущий : Вот проходит, час, другой. Петушок идет домой. Он шагает еле-еле со школьного двора.

Мама Квочка : А на нем самом деле – нет ни пуха, ни пера!

Воспитатель : Кто кого любит – тот того голубит.

Воспитатель прикрепляет лепесток №4 «Любовь»

Воспитатель : Ситуация №4

Инсценировка отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Мальчик сидит на лавке с костылем, а девочка бегает с цветком вокруг него

Девочка : Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик : Витя, а тебя как?

Девочка : Женя, давай играть в салки.

Мальчик : Я не могу, я больной.

Девочка : Как жалко! Ты мне мне очень нравишься, и я бы с большим удовольствием побегала бы с тобой.

Мальчик : Ты мне тоже нравишься, но к сожалению это не возможно.

Девочка : Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик. Гляди :

Лети-лети, лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели…

Вели, чтобы Витя был здоров.

Воспитатель : Доброе слово – лечит.

Воспитатель прикрепляет лепестки №5 «Доброта» №6 «Чуткость»

Воспитатель : Ситуация №7. Сценка «Любимая игрушка»

Девочка держит игрушку Мишку

Девочка : Мишка, Мишка, до свиданья, как же я тебя люблю!

Но теперь на воспитанье новой маме отдаю

Обращаясь к маленькой девочке :

Любит мишка чай с малиной,

К чаю сладкий пирожок,

Спать ложится на перину

И всегда на правый бок.

Маленькая девочка : Ну, иди ко мне, мой мишка. Что боишься, не идешь? Ничего, что я малышка, ты со мной не пропадешь…

Воспитатель : Доверяйте своему ребенку.

Воспитатель прикрепляет лепесток №7 «Доверие»

На мольберте воспитатель меняет изображение лица грустного ребенка на веселое

Воспитатель : Ну, вот уважаемые родители , мы и окружили нашего ребенка добротой, чуткостью, любовью, доверием, вниманием, заботой, ответственностью и теплом. Но наш ребенок так же хочет поделится своим теплом с нами.

Воспитатель зажигает свечу и передает ее родителям – участникам деловой игры .

Воспитатель : Чего бы вы хотели пожелать всем родителям , чтобы их ребенок стал самым счастливым?

Свеча передается из рук в руки. В это время участники озвучивают свои пожелания.

На мультимедийной установке появляется слайд и музыка «Аве Мария»

Воспитатель : Быть родителем – это счастье ? Это награда или наказание? Тяжелый и нудный труд? К сожалению, еще многие люди желают «Завести ребенка» - именно «завести» , как щенка или котенка. «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» , - писал поэт Максимиллиан Волошин, и это убеждение должно определить позицию осознанного родительства . Не «ты – мой ребенок» , а «я – твой родитель » , и поэтому ты имеешь право требовать от меня внимания, заботы, любви, доброты, доверия, согласия.

Если наш ребенок будет счастливым, то он будет и гениальным! Уважаемые родители , спасибо вам за участие в нашей деловой игре .

Одной из важнейшей задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “учитель-родители”.

Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.

Предлагаю вниманию читателей консультацию для учителей начальных классов, которая проводится в форме деловой игры “Учитель-Родитель”.

Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников игры:

  1. Ведущий игры.
  2. Руководители малых групп.
  3. Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

  1. Организационный этап (3 мин).
  2. Подготовительный этап (10-15 мин.).
  3. Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).
  4. Рефлексивный этап (7 мин.).

Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка “Матрёшка”.

Структура деловой игры

1. Организационный этап

1.1. Разминка. Приветствие.

Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или школа?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.

Инструментарий: загорская игрушка “Матрёшка”.

1.2. Введение в игру

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания

Роль семьи в воспитании ребенка

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.

Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.

Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с 2-х месячного возраста все запоминает и понимает.

Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, “солим огурцы – каким рассолом зальем, так и засолятся”.

А как велика сила привычки!

Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали… хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!

Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык – и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.

Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.

Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессиливших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. “Для чего ты принес лубок обратно в дом?” – спросил отец. “А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору”. Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!

Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.

Так и за своих детей – отвечать нам!

Воспитание детей – это долг, требуемый самой природой.

Посмотрим на птиц, животных.

Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.

По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.

В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.

Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, т.к. старшие дети – пример для младших. У одного отца, многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.

Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.

Спасибо за внимание!

Инструментарий: бейджики для участников.

2. Подготовительный этап

2.1. Построение “пирамиды взаимодействия учителя и родителей”

Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия учителя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”

Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”

Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.

Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.

Инструментарий: экран, проектор, презентация “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”.

3. Основной этап

3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.

Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

3.2. Защита проектов

Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.

Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4. Рефлексивный этап

4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”

Назначение: самоанализ участников игры.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк “Личный опыт”.

Инструментарий: бланки, ручки.

4.2. Подведение итогов

Назначение: получение обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк “Личный опыт”

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Что хочется изменить в своей работе?

_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План родительского собрания (подготовительный период).

  1. Приглашение.
  2. Оформление классного кабинета.
  3. Мизансцена.

Ход собрания:

  1. Погружение в тему собрания.
  2. Сообщение классного руководителя.
  3. Творческая заставка-презентация.
  4. Игра-знакомство, игра-сплочение.
  5. Выступление приглашённых.
  6. Обратная связь.
  7. Подведение итогов.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П.
  2. Педагог и семья. М., 2002.
  3. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
  4. Саляхова Л.И.
  5. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. - М., 2007.
  6. Степанова Е.Н.
  7. Калейдоскоп родительских собраний. - М., 2002.
  8. Стрижев А.Н.
  9. Школа православного воспитания. – М., 1999.
  10. Сурова Л.В.
  11. Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин., 2002.
  12. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л.
  13. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие. – М., 2004.

Деловая игра для родителей «Гармония общения»

Пляскина Елена Прокопьевна

педагог-психолог

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 28»,

Психолого-педагогический центр «Лад»

г. Чита

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми .

Игра-разминка . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Начать хочу со сказки.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,

а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.

Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".

Давайте вспомним функции родительства.

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка

Обеспечение безопасности

Обеспечение адаптации к жизни

Воспитание ребенка

Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.

Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.

Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.

Например:

Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.

А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.

Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.

Упражнение «Список правил»

1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.

2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.

3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Чего же ребенок ждет от родителей?

Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.

Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :

то, что мы хотели сказать,

что сказали,

что услышал собеседник,

что он понял,

что хотел сказать в ответ,

что сказал,

что мы услышали

и как его поняли .

Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.

Как мы слушаем детей и разговариваем с ними - целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.

Игра «Передай другому».

Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить . Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать . И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?

Притча о понимании.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать

Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача - определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки -все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».

Освоение техники «я-высказывания»

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.

Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".

Давайте поиграем в переводчиков . Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: « Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я даю небольшую методичку, которая поможет вам.

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?

Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!