Дарим цветы        28.04.2019   

Джуринский а н история педагогики. История педагогики. Джуринский А.Н

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям

Рецензенты:

профессор, академик РАО

Н.Н. Нечаев;

доктор педагогических наук, профессор

А.Е. Дмитриев

Джуринский А.Н.

Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
ISBN 5-691-00196-5.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

ББК 74.03

© Джуринский А.Н., 1999, 2000

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1999, 2000

© Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000

Предисловие

Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.

Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.

В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.

Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.

Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.

На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

ДЛЯ ВУЗОВ

А.Н. Джуринский

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика»

ББК 74.03я73

Джуринский А.Н.

Д42 История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400с.

ISBN 5-305-00100-5.

В учебнике представлена мировая история образования и педагогических идей. Особое внимание уделено развитию образования и педагогики в России.

Учебник адресован студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям, аспирантам.

ББК 74.03я73

© Джуринский А.Н., 2003

© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

© Серийное оформление обложки.

ISBN 5-305-00100-5 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

Учебное издание

Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли

Учебник для студентов высших учебных заведений

Редактор И. К. Свешникова

Макет А. В. Щетинцева

Компьютерная верстка С. В. Иванцов

Корректор Л. И. Трифонова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных

ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 18.03.02. Подписано в печать 07.09.02. Формат 60x90/16.

Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 25,0.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ№1368

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11,437-25-52,437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: [email protected] http://www.vlados.ru

ООО «Полиграфист»

160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие

В центре история образования и педагогической мысли (истории педагогики) находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. Миссия истории образования и педагогической мысли значительна и уникальна. Ее предмет состоит в интеграции достижений гражданской истории и научной педагогики, в изучении многовековой дороги мировой педагогической мысли и практики. На извилистом и драматичном пути происходило постепенное превращение педагогики из суммы эмпирических суждений в науку Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде.

Погружение в знание развития воспитания и образования формирует общую мировоззренческую и педагогическую культуру человека. Обращение к истории школы и педагогических учений позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. Возникают систематические представления о том, каковы педагогические ответы на вызовы времени, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые культурные ценности. Формируются убеждения, что педагогика всегда была заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые хранит человечество и которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений.

Из каких источников черпает сведения о воспитании и образовании история педагогики? Когда речь заходит о цивилизациях нового и новейшего времени, ответ достаточно прозрачен: прежде всего это свидетельства письменной культуры. При изучении современных явлений в школе и педагогике к этому прибавляются непосредственные наблюдения и исследования. Сложнее восстановить картину зарождения воспитания, а также педагогическое наследие цивилизаций, которые оставили крайне мало следов материальной культуры. В этом случае помогают этнографические данные о племенах, сохранявших до последнего времени черты первобытности, находки археологов, древние наскальные изображения, народные игры и обряды, язык, эпос, фольклор, корни которых уходят в тьму веков.

При осмыслении прошлого воспитания и образования актуально понимание методологии истории педагогики. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания и обучения во взаимосвязи с текущими проблемами педагогики и школы, другими педагогическими науками. Она сохраняет тесные связи с традиционным кругом научных знаний: общая педагогика, школоведение, методики обучения и пр., а также предоставляет результаты своих исследований в распоряжение относительно молодых наук: сравнительная педагогика, педагогическая антропология, поликультурная педагогика и т.д.

Методологическим условием изучения истории педагогики являются научные объективность и нейтралитет, т.е. дистанцирование от политических пристрастий, что позволит приобретать максимально точные научные представления.

Другое важное методологическое условие - соблюдение принципа историзма. Школа и педагогика всегда являлись ареной столкновения социальных, культурных, политических, религиозных и иных интересов, и изучение истории педагогики вводит в осмысление этой извечной тенденции. Но основные результаты педагогической мысли достигались отнюдь не благодаря таким столкновениям, а при эволюционном (хотя и конфликтном, полемичном) развитии педагогики.

История педагогики рассматривается одновременно с позиций формационного и цивилизационного подходов. Это означает учет взаимосвязи ее генезиса с чередой основных социальных формаций, в пределах тех или иных цивилизаций с их многообразными культурными, этническими, религиозными и прочими особенностями. Применение указанных подходов к истории педагогики увеличивает потенциал научного исследования, позволяет формулировать качественно существенные характеристики мирового историко-педагогического процесса.

Так, педагогические идеи и практика древних цивилизаций Шумера, Египта, Индии, Китая, Греции и Рима зарождались при сосуществовании первобытной общины и первых государственных институтов, а также политеизма. В древних цивилизациях сложились три центра воспитания и обучения: семья, государство, церковь. В средневековых цивилизациях Запада и Востока воспитание и образование отмечены печатью сословно-феодальных отношений, возникновением мировых религий: буддизма, христианства, ислама, ведущей роли тех или иных языков (латинский, арабский, китайский и пр.), этнических групп (китайцы, греки, арабы, славяне и т.д.). Цивилизации нового и новейшего времени с их системой всеобъемлющих рыночных отношений оказались очагом воспитания, разрывающего с национальными, религиозными и иными предрассудками.

Правомерно, следовательно, утверждать, что при изучении истории педагогики имеют право на жизнь оба подхода - цивилизационный и формационный. Они взаимно дополняют друг друга, позволяют более обстоятельно представить эволюцию мировой школы и педагогики. Подталкивает к подобной «золотой середине» сама история человечества, которая дает примеры существования цивилизаций на протяжении одной и более социально-экономических стадий, что не могло не сказаться на закономерностях развития педагогической мысли и образования.

Возникнув на заре человечества, педагогика все более обретала внутренний динамизм. Подобная имманентность ярко проявлялась в постоянном сосуществовании в педагогике традиционного и нового, подвижки которых, прежде всего переход нового в традиционное, рождение нового и отмирание старого, определяли в значительной степени историческое движение педагогики.

Важным методологическим приоритетом при изучении генезиса педагогики является также сравнительный анализ происходивших в мире педагогических процессов: в отдельных цивилизациях, социально-экономических формациях, регионах и странах. Компаративистский подход позволяет точнее определять хронологические рубежи развития педагогических идей и учений, что осложняется разновременностью сходных явлений в воспитании у различных цивилизаций. Сравнительный анализ дает возможность учитывать однотипные и знаковые педагогические процессы эпох первобытности, древнего и средневекового мира, новой и новейшей истории. Надо иметь в виду, что на излете цивилизаций и социальных эпох происходит качественное накопление педагогических идей, которым обычно суждено лишь в последующем быть глубже проработанными и осуществленными.

Так, в первобытную эпоху накоплен исключительно эмпирический опыт воспитания. Письменные цивилизации древнего мира, оттолкнувшись от такого опыта и продолжая его обогащать, приступили к философскому объяснению организованного воспитания и обучения. Средневековая педагогика не только отразила особенности коллективного сознания, ограниченные принадлежностью к конфессиям, этносам и сословиям, но и предложила педагогические учения, направленные на освобождение человека от жестких социокультурных нормативов. В новое и новейшее время процесс гуманизации воспитания и образования продолжал нарастать, ускорилось формирование концепций воспитания на основе познания закономерностей природы и общества. Новая и новейшая педагогика развивалась в противостоянии тоталитаризма и свободы, авторитарной и гуманистической парадигм. В первом случае воспитанник как бы возвышается на царственном троне, во втором - склоняет голову у его подножья.

Компаративистский подход предполагает соблюдение важного методологического принципа, которым является синхронный анализ мировой истории педагогики. Подобный принцип позволяет более глубоко выявить общие и особенные черты педагогики в существовавших в едином временном пространстве цивилизациях и формациях в различных регионах мира. Синхронный анализ исключает искусственное деление истории мировой педагогики на три мало связанных между собой потока: зарубежная педагогика, русская педагогика (до 1917 г.), советская и постсоветская педагогика. Он помогает увидеть универсальное и специфическое в генезисе воспитания и обучения на протяжении всей истории человечества.

История педагогики решает новые и переосмысливает традиционные проблемы. К традиционной проблеме можно отнести, например, европоцентристский подход к истории педагогики. При рассмотрении развития воспитания и обучения следует остерегаться стереотипов и крайностей, когда история педагогики сводится, по преимуществу, к достижениям западноевропейской цивилизации. Мощные прорывы в области культуры, воспитания и образования достигались различными цивилизациями, которые прокладывали путь остальному миру: Древняя Греция, средневековый Китай, русская цивилизация, западная цивилизация новой и новейшей эпох и др. В свою очередь, в истории воспитания и образования указанных цивилизаций были взлеты: культура городов-полисов Греции (VI-IV вв. до н.э.), «золотой век» Китая (III - Х вв.), подъем русской педагогики во второй половине XIX - 20-х гг. XX в., прогресс в воспитании и обучении в Западной Европе с XV в. и т.д.

Безусловным для отечественной науки является особое внимание к российской истории педагогики. Ее необходимо рассматривать в мировом контексте, с учетом генетических связей современной российской педагогики и школы с теорией и практикой воспитания и обучения предыдущих эпох, как часть общемировых процессов в сфере воспитания и образования и одновременно неповторимое целостное культурно-историческое явление.

На протяжении столетий в центре Евразии, на огромных просторах, не прикрытых естественными границами, формировался русский этнос с самобытной культурой и педагогикой. Русь, Россия перерабатывала и вбирала в себя культурно-образовательный опыт различных цивилизаций и этнических групп. Возникла уникальная педагогическая традиция, генезис которой делится на несколько этапов: Киевская Русь; становление Московского государства; Российская империя; советский и постсоветский этапы.

К относительно новым историко-педагогическим проблемам относится роль различных педагогических наук и течений на протяжении тех или иных этапов истории, соотношение религиозного и светского начал в генезисе педагогической мысли, место всех народов в развитии школы и педагогики, осмысление современных педагогических явлений в исторической перспективе и др.

История педагогики дала яркие примеры претензий отдельных наук и течений на универсальность и идейную монополию в сфере воспитания и обучения. Порой претензии оказывались состоятельными: педагогика конфуцианства в Китае, схоластика на Западе, прагматическая педагогика в США и др. В иных случаях амбиции выглядели менее убедительными: педология, марксистская педагогика, педагогическая антропология.

Воспитание - ровесник человечества - зародилось как некое священнодействие. И хотя на протяжении тысячелетий оно постепенно становилось более светским, его сакральность, выражавшаяся прежде всего во влиянии религиозных идей, не утрачена. Это принуждает пристально всмотреться в соотношение светского и религиозного в истории педагогики.

Надо задуматься над педагогическим контекстом кровавых войн и революций, которые пережил мир. Есть ли взаимосвязь между этими трагедиями человечества и воспитанием? Если да, то изучение истории педагогики должно содействовать тому, чтобы подобные катастрофы не повторялись.

Правомерно перевести на язык истории педагогики тенденции развития мирового сообщества в XX столетии.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Москва 2000г.
Содержание.
Предисловие.
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
Глава.
1. Возникновение воспитания.
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания.
Концепции происхождения воспитания.
Зарождение воспитания как особого вида деятельности.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
Появление организованных форм воспитания.
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.
Глава.
2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.
Общий взгляд.
"Дома табличек".
Школа в Древнем Египте.
Воспитание и обучение в Древней Индии.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Глава.
3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья.
Воспитание и школа в Древней Греции.
Философы Древней Греции о воспитании.
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма.
Воспитание и школа в Древнем Риме.
Педагогические идеи Древнего Рима.
Воспитание и обучение у ранних христиан.
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира.
Глава.
4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. .
Общий взгляд.
Воспитание у восточных славян.
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Глава.
5. Воспитание и школа в Византии.
Общий взгляд.
Педагогическая мысль.
Система воспитания и образования.
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.
Глава.
6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке.
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.).
Воспитание и обучение в Средневековой Индии.
Воспитание и школа в Средневековом Китае.
Глава.
7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья.
Общий взгляд.
Философско-педагогическая мысль.
Воспитание и обучение.
Глава.
8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.
Школа в XV – начале XVII в. .
Глава.
9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.).
Общий взгляд.
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.).
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.).
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.).
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
Глава.
10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.).
Общий взгляд.
Педагогическая мысль начала Нового времени.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения.
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции.
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений.
Глава.
11. Школа и педагогика в России XVIII в. .
Общий взгляд.
Школьные реформы первой половины XVIII в. .
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. .
Глава.
12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. .
Общий взгляд.
Педагогические идеи в философии.
Классики педагогики ХIХв. .
Полемика вокруг школы.
Главные направления развития школы.
Глава.
13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. .
Общий взгляд.
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. .
Школьная политика второй четверти ХIХв. .
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. .
Глава.
14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. .
Общий взгляд.
Школьные реформы 1860-х гг. .
Период реакции в школьной политике.
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. .
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.
Глава.
15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. .
Общий взгляд.
Основные педагогические течения.
Итоги школьных реформ к середине ХХв. .
Попытки модернизации общеобразовательной школы.
Глава.
16. Современная школа и педагогика за рубежом.
Общий взгляд.
Основные направления развития педагогической мысли.
Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
Школьные системы.
Практика школьного обучения и воспитания.
Реформирование обучения и воспитания.
Глава.
17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. .
Общий взгляд.
Школьные реформы.
Педагогические направления и идеи.
Глава.
18. Отечественные школа и педагогика советского периода.
Общий взгляд.
Школа и школьная политика.
Развитие педагогической науки.
Глава.
19. Школа и педагогика России в конце XX в. .
Общий взгляд.
Школьная система.
Полемика о путях образования и воспитания.
Практика образования и воспитания.

НИУ «Белгородский государственный университет»

Кафедра педагогики

Планы

практических занятий

по курсу: «Педагогика»

(Филологический факультет)

для студентов 3 курса

очной формы обучения
по специальности 050301.65.01 Русский язык и литература
(5 СЕМЕСТР)

Ассистент – Давыдкина О.Н.

Белгород, 2012 г.

История педагогики
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Школа и педагогическая мысль в Древнем мире»
ПЛАН


  1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока:
- школа в Древнем Египте (1 человек);

Воспитание и обучение в Древней Индии (1 человек);

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае (1 человек).


  1. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья:
- воспитание и школа в Древней Греции (1 человек);

Воспитание и школа в Древнем Риме (1 человек);

Воспитание и обучение у ранних христиан (1 человек).


  1. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.

Основная литература:




^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: «Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X – конец XVII в.)»
ПЛАН


  1. Краткая историческая характеристика данного периода.

  1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X-XIII вв.):
- педагогический идеи Златоуста;

Педагогические правила князя Владимира Мономаха;

Первая школа учения в Киеве (988 г.);

Система начального обучения (мастера грамоты).


  1. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.):
- письменные памятники о воспитании («Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия»);

План открытия латинских школ как направление западноевропейского образования;

Школы при монастырях, их основатели;

Славяно-греко-латинская академия.


  1. Традиционные основы народной педагогики:
- влияние на воспитание детей уклада семейной жизни и общественного быта;

Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка;

Семейные обряды и воспитание детей.
^ Задание для всех:

Из литературного памятника «Поучение Владимира Мономаха детям» в письменной форме выписать цитаты, отрывки текста, где содержатся важные сведения о воспитании Киевской Руси (1-2 стр.).

Основная литература:


  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

  2. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.

  3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.

^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

XVII-XVIII вв.»
ПЛАН


  1. Педагогическая теория Я.А. Коменского:
- принцип природосообразности в воспитании и обучении;

Принцип наглядности в дидактике;

Классно-урочная система;

Нравственное воспитание, дисциплина;

Роль учителя и требования к нему.


  1. Педагогические взгляды Дж. Локка:
- индивидуальный подход в образовании;

Физическое воспитание, его роль в гармоничном развитии личности.


  1. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо:
- идея свободного воспитания;

Развитие принципа природосообразности.

Основная литература:


  1. Коменский Я.А. Великая дидактика (любое издание).

  2. Локк Дж. Мысли о воспитании (любое издание).

  3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании (любое издание).

  4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.

  5. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999, Гл. 10.

Дополнительная литература:


  1. Лордкипанидзе Д.О. Великий чешский педагог Я.А. Коменский. - М., 1957.

  2. История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема: «Развитие педагогической мысли в зарубежной педагогике

XIX – начало XX вв.»
ПЛАН

1. Песталоцци И.Г. и его педагогическая система:

Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци;

Цель и сущность воспитания;

Теория элементарного образования;

Физическое, трудовое, нравственное, умственное воспитание.


  1. Педагогические идеи Гербарта И.Ф.:
- философские и психологические основы педагогики Гербарта;

Сущность воспитания, его цели и задачи;

Идеи педагогического управления;

Гербертианская дидактика.
3. Педагогические воззрения А. Дистервега:

Принципы культуросообразности и природосообразности в воспитании;

Дидактические принципы.

Основная литература:



  1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.

  2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике / сост. Пискунов А.И., - М., 1981.

^

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: «Развитие педагогической мысли в отечественной педагогике

XIX – начало XX вв.»
ПЛАН


  1. Н.И. Пирогов и его реформаторские взгляды на образование.

  1. К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России:
- антропологический принцип педагогической науки;

Идея общественного смысла в воспитании;

Дидактические взгляды Ушинского, методики обучения.


  1. Педагогические концепции Л.Н. Толстого:
- идея свободного воспитания;

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого;

Общепедагогические и дидактические взгляды Л.Н. Толстого на рубеже XIX-XX вв.

Основная литература:


  1. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999, Гл. 13, 14.

  2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001, Гл. 11, 13.

  3. Кларин В.М. К.Д. Ушинский: национальное и общечеловеческое в воспитании // Магистр. 1994. № 4. – С. 57-63.

  4. Песковский М. Ушинский К.Д. // Народное образование в России. Исторический альманах. № 10, 2000.

^

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Отечественная школа и педагогика в XX в.»
ПЛАН


  1. Теория воспитательного коллектива и ее реализация А.С. Макаренко:
- основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко;

Теория воспитательного коллектива и ее реализация;

Воспитание детей в семье.


  1. Деятельность и педагогические взгляды В.А. Сухомлинского (в виде презентации 1 человек) – 10-15 мин.

  1. Педагогическое новаторство 60-80 гг. (Амонашвили, Шаталов, Щетинин, Иванов, Караковский). Сообщение подготовить в виде презентации (2 человека) – 15-20 мин.

Задания для самостоятельной работы:


  1. Подготовить аннотацию книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» (1 человек).

  2. Выписать из книг этих педагогов цитаты, фразы о воспитании, обучении.

Основная литература:


  1. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917-1992 гг. - М.- Белгород: БГПИ, 1994.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999, Гл. 18, 19.

  3. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001, Гл. 16.

  4. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.

  5. Статьи А.С. Макаренко.

  6. Статьи В.А. Сухомлинского.

^

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: «Школа и педагогика России в конце XX в.»
ПЛАН


  1. Общая характеристика образовательной системы конца XX в.: принципы школы.

  1. Школьная система 1990-х гг.:
- изменения содержания программ образования;

Новые типы школ.


  1. Педагогический состав и подготовка корпуса преподавателей. В.А. Сластенин о модели идеального учителя и его подготовки.

  1. Полемика о путях образования и воспитания в конце 1980-х-начале 1990-х гг. в России:
- концепция воспитания О.С. Газмана;

Этнопедагогика;

Поликультурное воспитание;

Диалог культур.

Основная литература:


  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

  2. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.

  3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: «История педагогики в стиле коллажа, схем, таблиц»
(работа по индивидуальному плану)

Задание группе:

Необходимо принести ножницы, фломастеры, маркеры, карандаши, линейки, 2 ватмана, клей-карандаш, ненужные журналы.
Староста обязана проинформировать и проконтролировать данное задание!!!

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: «Тестирование по курсу «История педагогики и развитие педагогической мысли»

Александр Наумович Джуринский (1941) — член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета.

Работал в Казахском государственном педагогическом институте, Академии педагогических наук СССР, Университете Декарта (Париж), Университете Цукуба (Япония).

Сфера научных интересов: сравнительная педагогика, история педагогики, воспитание в многокультурном социуме.

Тема кандидатской диссертации: «Советско-французские отношения (1944-1947)», тема докторской диссертации «Основные тенденции развития теории и практики общего образования во Франции с конца XIX в. до второй мировой войны».

Автор более 20 монографий, книг и учебников. Среди них «Сравнительная педагогика», «Развитие образования в современном мире», «Школа Франции ХХ столетия», «Зарубежная школа: история и современность», «Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития», «Чему и как учат школьников в Японии», «Модернизация образования и воспитания в США», «История педагогики», «История образования и педагогической мысли», «Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом», «Зарубежная педагогика» и др.

Составитель и комментатор трудов Я.А.Коменского и Ж.-Ж.Руссо.

Книги (4)

Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы

В монографии академика Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора МПГУ рассмотрено состояние высшего образования в России и других ведущих странах. Дан анализ теоретических и методических основ деятельности высшей школы.

Сопоставительно рассмотрены тренды высшего образования. Предложены педагогические ответы на стоящие пред высшей школой вызовы интернационализации и этнокультурной диверсификации. Представлен анализ модернизации национальных систем высшей школы, педагогического образования, интернационализации вузов, качества и эффективности высшего образования.

Монография адресована исследователям, преподавателям, студентам, всем работникам образования.

История зарубежной педагогики

В книге исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития.

Сравнительное образование. Вызовы XXI века

В монографии на основе методологии сравнительной педагогики рассмотрены состояние, тенденции развития образования в России и в мире.

Сопоставительно охарактеризованы направления реформирования общего образования и высшего профессионального образования. Предложен компаративистский анализ стандартизации и диверсификации образования, гражданского, нравственного, религиозного, межнационального воспитания и обучения в общеобразовательной школе, модернизации, интернационализации высших учебных заведений.

Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы

В монографии члена-корреспондента Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора МПГУ анализируются методологические вопросы истории педагогики и сравнительной педагогики: объекты и предметы исследования, цели, задачи, функции, социокультурные и философские подходы, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования, взаимосвязи с другими науками и др.