Садовые растения        21.06.2019   

Формирование личности ребенка в семье. Влияние семьи на становление личности


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

По дисциплине: « Социология»

РЕФЕРАТ
На тему: «Формирование личности в семье»

Выполнила:
Студентка гр. 12Эз1
Ермакова Ольга Михайловна
Проверил:
Доц. Емельяшин В.П.

Москва, 2012 г.

Содержание.
Введение………………………………………………………… ….…………………..3
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья и ее социальные функции…………….................. .............................. ..........5
1. 2. Семейное воспитание в развитии ребенка.…………………………… ………...10
Глава 2. Современная семья, функции и типы семей………………………………………………………………… ……………...…..17
Заключение…………………………………………………… ………………………...21
Список литературы……………………..... .............................. .............................. ....….22

Введение

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Семья – ячейка общества и его простейшая форма. С возникновения семья начиналось формирования родовых общин, племен, государства. С семьи начинается формирования индивида, индивидуальности, личности.
Семья выполняет множество функций. Репродуктивная обеспечивает существование Homo Sapiens, хозяйственно-бытовая и экономическая человечества, воспитательная – общества.
Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.
Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю. П., Байков Ф. Я., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., и другие. Актуальна проблема семьи и для государства, общества, школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи, материнства и детства. Говоря о помощи общества, можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и так далее.
Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются:

    о п р е д е л и т ь с а м о п о н я т и е « с е м е й н о е в о с п и т а н и е » и е г о р о л ь в ф о р м и р о в а н и и л и ч н о с т и р е б ё н к а ;
    в ы я в и т ь п р о б л е м ы с е м е й н о г о в о с п и т а н и я н а с о в р е м е н н о м э т а п е ;
    р а с к р ы т ь с о ц и а л ь н ы е и п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и е ф у н к ц и и о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й ш к о л ы в р а б о т е с с е м ь ё й.

Глава 1. Семья как фактор формирования личности.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие – это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе, оно в большей мере зависит от наследственности. В данной же работе используется термин «формирование» - изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием определенных факторов. Формировать значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.
Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка. Со стороны семьи и школы на ребенка оказывается целенаправленное воздействие – воспитание. Понятие «воспитание» имеет два основных значения: широкое (социальное) и узкое (педагогическое). В широком социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: семьи, детского сада, школы, средств массовой информации, церкви и т. д. Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
В данной работе рассматривается семейное воспитание. Семья выступает и в качестве социальной ячейки общества и в то же время как важнейший фактор формирования личности.

      С е м ь я и е ё с о ц и а л ь н ы е ф у н к ц и и .
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательн ой функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи:
1.Этап формирования семьи. Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении, удовлетворяющих обоих; развито взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства, налаживание отношении с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи
II. Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем. Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью
III. Семья с ребенком дошкольного возраста Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд: поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в ломе ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношении с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов): проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа
IV. Семья школьника Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли: осознание значения причинно- следственных связей и формирование научной картины мира
V. Семья с ребенком старшего школьного возраста Передача ответственности и свободы действии ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения
VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки: создание хороших отношений между собственной семьей и Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи. Партнерские функции.
VII. Семья среднего возраста (“пустое гнездо”) Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки).
VIII. Постаревшая семья Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей: подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)
Итак, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

1. 2. Семейное воспитание в развитии ребёнка.

Самая распространенная современная семья - семья, состоящая из нескольких поколений. В этой семье живут вмести и дети, и родители, и старшие поколения. Но сейчас дети чаще живут отдельно сохраняя родственные отношения одной семьи. Наиболее распространенной в современных условиях являются нуклеарная семья, состоящая из супругов с детьми или без них. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве. Следовательно, проблема социализация личности все чаще приходится решать образовательным учреждениям а ни самой семье.
Молодая семья - это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительностью до пяти лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21-24 года. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности.
Неполная семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. Эти семьи испытывают большие трудности как в плане материального обеспечения, так и в психологическом аспекте.
Внебрачная семья – возникает с рождением внебрачного ребенка. Так же кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общество.
Семья в повторном браке - это семья с двумя родителями, где на ряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Проблемами этих семей является: наследование имущества неродного отца, отношение мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплоченные. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого–то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на их отношения с новым отцом или матерью.
Таким образом, в основу данной типологии положены такие критерии как брачное состояние, родственные связи и наличие детей. На основе же анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вмести с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе. По данному уровню различают следующие типы семей:

    Б л
    и т.д.................

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа, - отмечает Аристова Н.Г., - со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не исчезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания детям, дети - своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, постоянно растет» .

Итак, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой -- социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других .

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. В этой связи различают следующие типы семей:

с общественно-прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации противоречат идеалам общества).

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.

Семья играет ведущую роль в экономической социализации детей, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах дети из семей с высоким экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей .

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функцию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).

Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социализации и через формирование полезных навыков и привычек .

Многие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах. Отношение детей к личной и общественной собственности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес ученых, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя, либо наказывая. Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д.Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический, и попустительский.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов -- «авторитетный», «сотрудничество») -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов -- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания:

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) -- стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой -- к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости .

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы. При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница .

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными, из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная-неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения .

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Реан А.А. отмечает, что этом плане можно выделить несколько типов неправильного воспитания:

гипопротекция -- недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка;

доминирующая гиперпротекция -- чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;

потворствующая гиперпротекция -- недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты;

воспитание “в культе болезни” -- болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки;

эмоциональное отвержение -- ребенок ощущает, что им тяготятся;

условия жестких взаимоотношений -- срывание зла на подростке и душевная жестокость;

условия повышенной эмоциональной ответственности -- на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;

противоречивое воспитание -- несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи .

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. И, тем не менее, хотя родители как центр ориентации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт -- у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося социального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побеждает привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пытаются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его разлад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоречие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом - причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностного усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к образованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни» .

Проблемы социализации в современном обществе связаны с тремя обстоятельствами:

  • 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
  • 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.
  • 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.

Несмотря на то, что в условиях социальной нестабильности современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее значение в процессе социализации подрастающего поколения весьма важно.

В то же время в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности .

Итак, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности» .

Семья, согласно классификации А.Мудрика, относится к микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов, родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен критического отношения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности .

Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности.

Э. Эриксон полагал, что каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, которые способны принимать как положительные, так и отрицательные значения. На первых четырех стадиях из восьми именно родители оказывают более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития. На первой стадии, как полагал Э. Эриксон формируется базовое доверие к миру. И уровень этого доверия зависит от степени проявляемой заботы к ребенку со стороны родителей. На второй стадии, которая охватывает второй и третий годы жизни формируются самостоятельность или стыд и нерешительность, в зависимости от проявленных взрослыми терпения к ребенку и понимания его новых потребностей в развитии моторных и психических способностей. Предприимчивость или чувство вины являются результатом третьей стадии развития ребенка от четырех до пяти лет. Если родители положительно реагируют на всевозможные затеи ребенка, позволяют ему проявлять инициативу в его моторной активности, фантазировать и при этом с готовность отвечают на все вопросы, возникающие у него, у ребенка вырабатывается и закрепляется предприимчивость. Параметр четвертой стадии развивается между умелостью и чувством неполноценности. Когда ребенка поощряют в его желании мастерить, рукодельничать, помогать взрослым в делах по дому, у него вырабатывается умелость и способность к техническому творчеству, если нет, то у ребенка может развиться чувство неполноценности. В зависимости от того какие качества развились у ребенка на предшествующих стадиях, в подростковом возрасте происходить идентификация личности, опознание собственной индивидуальности или подросток проявляет симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит .

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья - это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе:

1. система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2. фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент;

3. изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы.

Семья характеризуется ее функциями, определенной структурой и динамикой. Динамика семьи отражает изменение ее функций или структуры или и функций и структуры одновременно. Структура семьи (состав ее членов, связи между ними и внутрисемейная иерархия) обеспечивает ее функционирование .

Семья создается для удовлетворения определенных потребностей ее членов. Функционирование семьи позволяет реализовывать эти потребности. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал - это возможности семьи в формировании личности ребенка. В различных категориях семей процесс воспитания имеет свои особенности . Процесс воспитания, его стиль формируются на основании усвоенных родителями отношений «ребенок-родители» в своей родительский семье и в результате взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей. В результате этого взаимодействия ребенок усваивает паттерны межличностных взаимоотношений, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, моральные и нравственные принципы, которые он в свою очередь, несомненно, в том или ином виде и объеме перенесет в свою будущую семью. В теории семейных систем М.Боуэна этот процесс называется наследованием внутрисемейных паттернов отношений.

Суть его заключаются в том, что основные базовые отношения между отцом, матерью и ребенком наследуются от предыдущих поколений и передаются последующим. Наряду с эффективными паттернами отношений семья воспроизводит и симптоматические - алкоголизм, суицид, инцест, насилие, психические расстройства, соматические симптомы, ранняя смерть.

Основой жизнедеятельности семьи является система вербального и невербального общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния. Любые ситуации, возникающие в семье - опоздания, забывание, молчание, хлопанье дверью и т.д. являются весьма информативными и попадают под категорию общения. И ребенок в состоянии воспринимать внутрисемейную ситуацию даже в отсутствии вербальной интерпретации происходящего на основании эмоционального компонента.

По мнению Л.Б.Шнейдер появление «трудного ребенка» является результатом нарушения внутрисемейных отношений. Проблемы ребенка свидетельствуют о проблеме семьи в целом. Здесь стоит отметить, что успешность развития ребенка зависит не только от отношения к нему членов семьи, но также от взаимоотношений между членами семьи, а в особенности между родителями. Положительный исход развития с большей уверенностью можно прогнозировать, если между родителями существуют чувства любви и уважения. Семья должна стать для ребенка местом, где близкие люди его понимают и принимают таким, какой он есть.

Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного. По природе своей семейное воспитание должно быть основано на чувствах. Изначально семья, должна строиться на чувстве любви, взаимной симпатии и уважения. Если родителям удается сохранить этот эмоционально-чувственный фон, определяющий нравственную атмосферу семьи и качество взаимоотношений ее членов, то у ребенка не возникает неразрешимых проблем в приятии окружающего мира и себя, как части этого мира. Для того чтобы ребенок был счастлив его нужно просто любить .

Таким образом, семья является одним из основных факторов становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей неврозов первое место занимает развод родителей. . Развод может стать причиной следующих психолого-педагогических проблем:

· усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

· нарушение социальной адаптации;

· формирование определенных дефектов характера и поведения;

· увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой новый социальный статус;

· детская безнадзорность;

· сложности во взаимоотношениях;

· однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Расставание с одним из родителей может привести к утрате ребенком доверия к миру, ощущения безопасности, появлению чувства страха, симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Уход родителя разрушает существующие у ребенка эмоционально-чувсвенные связи, рушиться весь мир, в котором он до этого прибывал. Этот факт не может не отразиться на развитии ребенка.

Напряженная конфликтная атмосфера, сопровождающая процесс развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться. Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке внутреннего напряжения .

Семья для супругов и ребенка это далеко не одно и то же. Если взрослые создают семью по собственной воле, и исходя из своих желаний, то ребенок не выбирает родителей, не решает самостоятельно вопрос о своем рождении. Он приходит уже в существующий задолго до его рождения мир. Ребенок воспринимает семью, как нечто, что существовало всегда, и будет существовать вечно. И поэтому распад семьи ребенком и его родителями воспринимается по-разному. И если для родителей развод - это болезненное, малоприятное, порой драматичное переживание, то для ребенка - это крушение его мира, под стать вселенской катастрофе. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии и страха за будущее до ощущения полета и долгожданной свободы. Для ребенка состояние эйфории полностью исключено, его восприятие ситуации в большей мере ориентировано на отношение родителей к разводу. Если родители воспринимают развод как трагедию и к тому же отягощают ситуацию конфликтными отношениями, то ребенок будет переживать аналогичные чувства. Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, если развод все-таки неизбежен, постараться не фиксироваться на негативных моментах. Тем ни менее даже если родители сделали все возможное, чтобы помочь ребенку пережить свой разрыв, они должны быть готовы к изменениям в поведении ребенка. Развод может активизировать старые и новые обиды. Переживания ребенка могу меняться от вялой депрессии и безразличия до полного отрицания родителей и их мнения .

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым целым .Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в этом.

Таким образом, структура семьи, которая включает в себя не только ее членов, но и внутрисемейные взаимоотношение влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения .

Потребность в полной семье обусловлена еще тем фактом, что на ранних этапах своего развития у ребенка нет других способов научения кроме присоединения и подражания. Родители их взаимоотношения и их отношение к ребенку дают ребенку образцы поведения мужчины и женщины, матери и отца, мужа и жены. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отличает людей, заботящихся о нем друг от друга, и проявляет к ним чувства и эмоции, как к людям. На 2-м году жизни в семейном общении воспринимает первые образцы феминильности и маскулинности. Между 2-мя и 3-мя годами ребенок уже осознает свой пол и соотносит свое «Я» с представлениями о людях своего и другого пола. В ролевых играх он реализует мужское и женское поведение и в первую очередь как родительское и супружеское. В этих играх уже проявляются простейшие уровни семейных установок, соответствующие общим стереотипам семьи. Подражая мужскому и женскому поведению, мальчики более эксцентричны и инструментальны в своих играх, а девочки - более концентричны и эмоциональны. В 3-5 лет ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и в играх имитирует его поведение. Кроме того именно в этом возрасте ребенок просит родителей о брате или сестре. Л.Б.Шнейдер называет этот возраст - возраст чадолюбия. В семье ребенок может осваивать специфику мужских или женских ролей и женско-мужских взаимоотношений, выполняя посильную работу вместе с родителем одного пола и получая оценку другого родителя .

Взаимоотношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом. По мнению М.Земски, когда в семье нет образца соответствующего пола или наблюдается агрессивное доминирование лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным последствиям. В полных семьях дети имеют возможность не только подражать родителю того же пола, но и отличаться от родителя противоположного пола. Такое «перекрестное» отождествление весьма желательно для воспитания детей. Девушке личностный образ отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь. В неполных семьях могут возникать трудности, в связи с отсутствием «перекрестного» отождествления. С самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с взрослыми обоих полов. От мужской роли отца для детей традиционно ждут самостоятельность активность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, контроль над соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание у детей доверия к миру, сердечности, ласки, снисходительности, доброты, нежности других нравственных качеств человека. Мать, в первую очередь, создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей .

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской и в материнской любви. Описывая материнскую и отцовскую любовь Э. Фромм, безусловно, имел в виду ее идеальные образцы. По природе своей материнская и отцовская любовь различны. Материнская любовь безусловна. Ребенку не нужно заслуживать материнскую любовь. Мать любит ребенка просто потому, что он есть. Отцовская любовь обусловлена его ожиданиями, по поводу выполнения ребенком своих обязанностей. Мать и отец выполняют разные функции в воспитании ребенка. Если задача матери обеспечить безопасность своего ребенка, то задача отца научить ребенка справляться с проблемами, которые перед ним ставит общество. Материнская любовь должна помочь ребенку стать независимым научить любить, а отцовская - поверить в свои силы, приобрести авторитетность в своих собственных глазах, в своих поступках пользоваться разумом и здравым смыслом. Общая задача родителей, чтобы ребенок стал независимым и самостоятельным, свободным от их внешнего влияния, соединил в своей сущности чувства и разум. Если бы человек обладал только отцовским чувством, то он бы был злым и бесчеловечным, а если только материнским, то лишенным здравого смысла. Перечисляя причины неврозов, корни которых лежат в детстве человека Э.Фромм называет такие как: любящая, но снисходительная мать; доминантная мать и подчиняющийся безразличный отец; холодная, властная мать. Нехватка отцовской или материнской любви может стать с одной стороны причиной беспомощности и зависимости человека, а с другой его неспособности любить и ожидать любви от других .

Роли мужчины и женщины в воспитании ребенка различны, но по своему значению, оказываемому на его развития они равнозначны. То есть, для развития гармоничной личности важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя и мать, и отец. Развитие личности ребенка облегчается, если родители служат для него положительным образцом во всех отношениях, если в становлении своей личности ребенок опирается на модели их поведения.

Подводя итог, важно отметить, что становление и развитие личности ребенка неразрывно связано с семьей. Рассматривая развитие ребенка и становление его личности, в первую очередь следует обращать внимание на процесс его социализации, который первоначально происходит в семье. Для развития личности ребенка важно наличие благоприятной семейной ситуации, любое ее функциональное или структурное нарушение сказывается на его последующем становлении как личности. Для развития собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Из своей родительской семьи человек выходит с определенным «багажом» знаний, умений, морально-этических установок, ценностей, и от качества этого «багажа» будет зависеть, как он проживет свою жизнь.

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Какое влияние оказывает семья и внутрисемейные отношения на формирование личности ребенка

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей - нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Гармоничная семья положительно влияет на развитие личности ребенка, ведь в ней человек может проявлять себя во всех формах жизнедеятельности. В семье ребенок вырабатывает определенный образ жизни и приобщается к культуре. С самого рождения он включается в семью и под влиянием внутрисемейных отношений ребенок в процессе воспитания усваивает, что хорошо и что плохо. Он учится длительному, беспрерывному взаимодействию на примере своих родителей, контактируя с ними, приобретает свой опыт. Если семейные взаимоотношения гармоничны, на развитии личности ребенка это скажется самым положительным образом. Если отношения в семье основаны на любви и принятии, то ребенок бессознательно перенимает такой механизм взаимодействия.

Важную роль в целостности семьи занимают детско-родительские отношения. Влияние семьи на развитие личности ребенка очень длительно, ведь отношения между детьми и родителями непрерывны и изменяются в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям. На контакт с малышом влияет эмоциональное отношение родителей к ребенку - наличие любви и принятия, а также ответное отношение ребенка - привязанность и другие возникающие эмоции. Детско-родительские отношения всегда имеют большое значение для обеих сторон, чаще ставятся выше других межличностных отношений. Их особенности зависят от того, насколько родители вовлечены в них, насколько уделяют внимание ребенку и удовлетворяют его потребности, от способов общения, разрешения конфликтов и методов воспитания, от степени предоставления ребенку самостоятельности и контроля, а также последовательности в воспитании.

Влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка основано на феномене родительской любви, которая невозможна без принятия ребенка, т.е. признания его самоценности. От степени принятия зависит эмоциональная близость или дистанция между взрослыми и ребенком.

Привязанностью называют отношение ребенка к родителям. Она может иметь положительное значение, если последние проявляют безусловную любовь и помогают в развитии личности. А как семья влияет ребенка, если привязанность имеет негативное значение, если родительская любовь условна? В этом случае привязанность к родителям приобретает форму психологической зависимости, приводящую к появлению .

Становление ребенка: как семья влияет на формирование и социализацию личности

В случае безусловной родительской любви ребенок находится в безопасности, получает удовлетворение своих потребностей и понимает свою самоценность, а значит, чаще здоров.

А как семья влияет на становление личности ребенка, если любовь в ней условна, и малышу приходится все время ее добиваться в качестве награды за что-то? Часто лишение любви используется для наказания и различных манипуляций. Такие отношения для ребенка наполнены тревогой, страхом и неуверенностью.

Отношение родителей к ребенку может быть амбивалентным, когда на смену любви приходит враждебность, и ребенка начинают отторгать, или родители могут не понимать, что именно они чувствуют по отношению к нему.

Отношение родителей к ребенку может быть индифферентным - равнодушным, с низким уровнем понимания и дистантностью. Обычно так проявляют себя психологически незрелые люди, у которых не развился родительский инстинкт, и не выработалась родительская позиция.

Но наиболее негативно влияние семейной атмосферы на развитие ребенка там, где родители могут скрыто отвергать ребенка - выражать по отношению к нему негативные эмоции, игнорировать.

Учитывая то, какое влияние оказывает семья на формирование ребенка, многим родителям необходимо корректировать свое отношение к малышу. В ходе коррекции, без которой нельзя вернуть в семью мир и гармонию, супругов учат видеть и принимать себя и своего партнера. Такой же подход необходим и в коррекции отношений с ребенком - нужно принимать его просто потому, что он есть, он ваш, и он индивидуален.

Причины негативного влияния семейных отношений на формирование личности ребенка различны. Это могут быть нереализованность личных потребностей, например получения высшего образования, в связи с рождением и воспитанием ребенка, лишение или значительные ограничения общения, сна и отдыха из-за необходимости ухаживать за младенцем. Родители могут неадекватно воспринимать образ ребенка и преувеличивать его недостатки или приписывать несуществующие. Таким образом, они переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к ребенку. Нарушение родительской любви может произойти в результате психической травмы, например в том случае, если рождение малыша или первые месяцы его жизни совпали с трагическими событиями и утратой близкого. Тогда ребенок и все связанное с ним становятся напоминанием о неприятном. Неадекватность родительского отношения к своему чаду может возникнуть также у инфантильных, невротических, с патологическими чертами характера и эмоциональными расстройствами личностей. Родители могут изменить свое отношение к ребенку, если он по мере роста и развития становится более активным, недисциплинированным, порывистым, хотя это иногда объясняется дефектами воспитания или особенностями темперамента. Родители воспринимают противоположность качеств ребенка как признак слабости, незрелости, задержки психического развития, ведь он не хочет становиться взрослым, т.е. таким, как они сами. В этом случае важно понять причину расхождений в темпераменте и разногласий в общении и признать индивидуальность ребенка, а также его право быть собой. Нарушение родительской любви способно возникнуть при неудовлетворенности браком и проблемах в супружеских отношениях.

Семья как основа гармоничного развития личности ребенка: функции и взаимодействие

Согласно выводам американской писательницы Э. Галински, автора многих книг по воспитанию детей, в детско-родительских отношениях существует шесть стадий. Каждая из них оказывает огромное влияние на ребенка, для которого семейные отношения – залог будущего психического здоровья.

1. Формирование образа ребенка. Стадия начинается в момент зачатия и является основной для выработки позиции родителей. Она становится основой для влияния семейных отношений на личность ребенка, а также представлений о воспитании, образце родителей, ребенке и способах взаимодействия с ним.

2. Выкармливание младенца. Стадия продолжается от рождения до конца первого года жизни. Семья учится взаимодействию, и хотя развитие личности ребенка в этот период минимально, между родителями вырабатывается привязанность, формируется структура ценностей, и распределяются роли в семье.

3. Стадия авторитета. Приходится на 2 - 5-й годы жизни малыша. Родители обучают ребенка многим навыкам, общению, правилам поведения в семье и обществе. В этот период они дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Совпадает с младшим школьным возрастом ребенка. Функции семьи в развитии личности ребенка и подходы родителей к воспитанию в этот период пересматриваются.

5. Взаимозависимость. Ребенок находится в подростковом возрасте. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка в этот период максимально. В семье происходит изменение структуры власти, так как родителям приходится считаться с его самостоятельностью и независимостью. В этот период взрослые становятся для подростка либо старшими друзьями и партнерами, либо между ними возникают противоборство и конфликты.

6. Расставание. Взрослые понимают, что дети выросли, стали независимыми, и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь и определяют то, какими были родителями.

Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка

Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. В семьях с нарушенными отношениями взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений, а значит, не могут перейти и к последующим. В таких семьях ребенок не получает истинной любви, не может полноценно развиваться как личность, находится в постоянном нервно-психическом напряжении и заболевает.

А как в семье влияет на формирование личности ребенка каждый из её членов? В психологии разделяют понятия материнской и отцовской любви, так как они различаются по происхождению, содержанию и особенностям проявления. Этому посвящены труды таких всемирно известных психологов прошлого века, как Э. Фромм (1900- 1980 гг.) и А. Адлер (1870- 1937 гг.). Отец в семье влияет на социализацию личности ребенка как источник правил, норм, он вправе требовать и контролировать их исполнение. Именно поэтому дети старшего возраста и подростки более спокойно воспринимают наказание от отца, чем от матери. Роль отца в воспитании включает также поощрение активности ребенка, направленной на освоение нового, получение знаний, достижение успехов. Она помогает ребенку развиваться, становиться самостоятельным и преодолевать комплекс неполноценности. Для этого отец своим примером показывает, как ставить перед собой цели, преодолевать трудности, находить способы выхода из разных ситуаций.

Мать учит ребенка любви и умению проявлять заботу по отношению к другим. Наказание от нее дети всегда воспринимают как отторжение, враждебность, проявление нелюбви. Между тем мать играет большую роль в формировании у ребенка чувства принадлежности к социуму, осознанию себя в этом мире. Именно от нее ребенок ждет безусловной любви и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в семье и обществе. Взаимоотношения с ней влияют на формирование его дружеских и других связей. Однако мама не должна полностью сосредотачиваться на ребенке, так как отношения с другими членами семьи и другая социальная деятельность тоже имеют большое значение.

Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка и ошибки воспитания

Искаженные проявления материнской и отцовской любви нарушают развитие ребенка и отражаются на его характере и здоровье.

На взаимоотношения родителей и детей влияют разные факторы, например возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности взаимоотношений между супругами также оказывают воздействие на отношение их как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в согласии, то отец полноценно занимается воспитанием детей, он способствует развитию у дочери женских качеств и поведения, а сыну помогает вырабатывать мужество, ответственность, самостоятельность, настойчивость. Если между супругами нарушается гармония, то между членами семьи могут возникать различные противодействующие группировки, например, мать и дочь объединяются против отца или отец настраивает сына против матери. Влияние семейных конфликтов на ребенка настолько высоко, что дети часто страдают от недостатка любви и неврозов.

Нарушение супружеских отношений может вызвать у одного из родителей эмоциональную холодность к ребенку противоположного пола. Иногда в сыне/дочери один из родителей пытается найти недостающие качества своего партнера по браку. Например, мать ищет опору и поддержку в сыне, в результате требует от него слишком многого, возлагает на него большую ответственность и при этом лишает детства.

Если в семье несколько детей, то отец чаще всего уделяет больше внимания старшему. Он связывает с ним свои надежды и ожидает значительных успехов. Мать чаще более привязана к младшему ребенку, поэтому относится к нему более снисходительно, делает поблажки, а иногда и во всем потакает. Это серьезные ошибки семейного воспитания, их влияние развитие ребенка может немалое воздействие.

Для отца и матери в принятии ребенка большое значение имеет его послушание. Обычно ребенок растет дисциплинированным при сформированной позиции отца в семье. Дети с трудным характером чаще растут в проблемных семьях и чаще отвергаются матерями. Это вносит определенные коррективы в семейные отношения и также становится причиной конфликтов и психосоматических болезней.

Для здоровья ребенка важны сохранение в доме гармоничных отношений и авторитет родителей. В семье ребенок перенимает их опыт, наследует их особенности характера и поведения. Для срабатывания этих механизмов социализации авторитет родителей имеет большое значение. Он может быть формальным, зависящим только от роли; функциональным, связанным с опытом и компетентностью; и личным, основанным на личностных качествах. Там, где слишком часты семейные конфликты, влияние их на формирование личности ребенка в итоге оказывает решающее значение, родительский авторитет неуклонно падает.

На авторитет родителей также влияют частота и особенности общения с ребенком, способность понимать его и помогать решать волнующие его проблемы, информированность о его делах, стремление к самосовершенствованию и развитию отношений. Ошибками родителей являются попытки завоевать авторитет ребенка с помощью притеснения, подкупа и высокомерия.

Статья прочитана 11 448 раз(a).

  • Реферат - Психологические особенности личности преступников совершивших преступление с особой жестокостью (Реферат)
  • Курсовая работа - Личность правонарушителя (Курсовая)
  • Доклад - Основные социологические ракурсы изучения семьи (Реферат)
  • Полезные советы по написанию эссе (Документ)
  • Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности (Документ)
  • Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание (Документ)
  • Шпаргалка - Социология семьи (Шпаргалка)
  • Реферат - Типология семей (Реферат)
  • Смирнов В.И. Общая педагогика (Документ)
  • Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста (Документ)
  • n1.doc

    Эссе по социологии

    Роль семьи в формировании личности

    С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие личности, на её становление больше других социальных факторов влияет семья.

    Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

    В первую очередь, хотелось бы дать определение понятию «личность». Личность - это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими качествами личности 1 .

    С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов 2 . Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся 3 . Теперь необходимо обратиться непосредственно к роли семьи в самом формировании личности.

    Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

    В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания 4 .

    В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

    Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

    Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

    Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи - в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное - затормаживается. То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

    Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

    В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

    Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

    Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


    1. Земска М. Семья и личность. - М., изд. Прогресс, - 1999, - 133 с.

    2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., изд. Питер, - 2000, - 992 с.

    3. Мухаммедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., изд. СПб Университета, - 2001, - 360 с.

    4. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. - М., изд. Семья и школа, - 2000. - 254 с.

    5. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М., изд.Просвещение, - 1989. - 206 с.

    6. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., изд. Прайм-Еврознак, - 2002. - 865 с.

    1 Существует множество определений понятия «личность», но в данной работе приводится только одно. Оно кажется наиболее уместным в контексте данной темы.

    2 Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., - 2002. – с.231.

    3 Приведем наиболее общую периодизацию становления личности: младенчество (от рождения до 2х-3х лет); раннее детство (от 2х до 5ти лет); среднее детство (6 – 12 лет); подростковый и юношеский возраст (13 – 20 лет); ранняя зрелость (20 – 40 лет); средняя зрелость (40 – 60 лет); поздняя зрелость (от 60 и старше)

    4 Сюда же можно отнести тот факт, что в настоящее время создается огромное количество курсов и школ молодых родителей. Выпускаются специальные журналы для родителей с большим количеством советов по воспитанию детей, причем независимо от возраста. В книжных магазинах достаточно большие отделы демонстрируют литературу о семье как о социальном институте, кроме того, отдельные издания по воспитанию детей разных возрастов. В последнее время особенно популярной стала литература для отцов, т.е. как стать отцом. Это все является показателем того, что современную семью, несмотря на тот «упадок», которой ей приписывают, пытаются «реанимировать», придав ей блеск популярности.