Дарим цветы        25.04.2019   

Главный институт социализации. Институты социализации

На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором человека и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.

На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры каждой отдельно взятой семьи:
1. Параметр демографический - наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников, их количество.
2. Параметр социально-культурный - уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция.
3. Параметр социально-экономический - материальное состояние семьи, занятость членов семьи на рабочих местах.
4. Параметр технико-гигиенический - обустроенность быта семьи, условия жизни.

Положение семьи в социуме, психологическая атмосфера, нормы и ценности, превалирующие в ней, - все эти факторы регулируют отношения между ее членами,
на подсознательном уровне формируют у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты.

Последствия влияния таких функций семьи, как обеспечение развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического,); формирование ценностей; формирование понятия о половой принадлежности и поведения, соответствующего полу; влияние на выбор пары и поведение в семейной жизни; выработка уровня самооценки настолько значимы, что проявляются всю жизнь.

Институты социализации, стоящие по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи, это учебные заведения. которое происходит в образовательных институтах, создает условия, помогающие развивать его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения, отношений, что очень важно для общества, в котором живет человек.

Образовательные институты социализации осуществляют социальный опыт через:
- организацию бытовых условий в коллективе, условий жизнедеятельности;
- обучение взаимодействию в коллективе;
- способствование самодеятельности в коллективе.

В процесс образования входит:
- обучение систематическое;
- культурная агитация (это касается неформального образования);
- мотивация самообразования.

Организация образования и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы зависят от принадлежности учащихся к определенному
этносу и Необходимые духовные, эмоциональные и воспитуемые приобретают в процессе взаимодействия с учителем.

Также благоприятные условия, создаваемые в учебных заведениях, способствуют приспособлению учеников к социуму, которое сопровождается положительными
изменениями их личности.

Следующие институты социализации, влияющие на адаптацию человека в социуме, - это соседи, соседские отношения. Соседи - это группа людей, проживающая на очень близкой территории. Влияние соседства на социализацию человека зависит от уровня его образования, возраста, профессии, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Больше с соседями общаются дети, начиная с дошкольного возраста и заканчивая подростковым. На примере такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают и вообще учатся приспосабливаться к социуму. Кроме того, дети как губка впитывают определенные стереотипы, нормы поведения, лексику, разрешения и запреты, бытующие в этой среде. Характер социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские связи между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте.

Институты социализации личности часто представлены объединениями сверстников. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности.

Все институты социализации личности в комплексе воздействуют на построение социальной стороны мира в человеческом сознании.

Во взаимодействии с разными агентами и факторами механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации личности в обществе.

В процессе социализации каждое общество воспроизводит себя в соответствии с характерным для него уровнем сознания, мышления, культуры. Вместе с тем, как отмечает Норберт Элиас, «общие социальные образцы саморегуляции, которые должен вырабатывать в себе посредством научения отдельный человек в процессе своего превращения в уникального индивида, оказываются специфическими для каждого отдельного поколения и, таким образом, специфическими в широком смысле для общества».

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Стандарты поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном социуме.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализации имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, несоциальность которого должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода: ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (когда появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения -- «мир и я» -- характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Стадия интеграции (когда появляется желание найти свое место в жизни, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же они не принимаются, возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя («стать как все»);

конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация осуществляется под влиянием ряда факторов: социальных, экономических, политических, культурных и др. И несмотря на то что основное влияние на формирование личности оказывает семья в лице родителей, родственников, которые в процессе обучения и воспитания передают образцы поведения, норм, правил, характерных для данной семьи и ее ближайшего окружения, социализация, по справедливому мнению Р. Мертона, не ограничивается непосредственным обучением и воспитанием, а отчасти протекает непреднамеренно. Это происходит потому, что на ребенка также оказывают воздействие социальные прототипы (образцы), которые он видит в повседневном поведении и случайных разговорах родителей, в результате чего дети нередко усваивают культурные единообразия даже тогда, когда те остаются неявными или не сведенными к правилам 1 .

Специфика социализационного процесса в современном обществе, и в российском в том числе, состоит в том, что процесс социокультурного воспроизводства общества через семейные структуры посредством передачи социального опыта предшествующих поколений, культурных ценностей, образцов поведения, ментальности и т. д. несколько нарушен вторжением в него внешних, мощнейших по своей влиятельности сил, дистанцироваться от которых и уберечься от часто негативного влияния которых практически невозможно. Речь идет о средствах массовой информации, основным из которых по своему воздействию на сознание молодого поколения является телевидение, а также сеть Интернет, которая в настоящее время является одним из самых популярных средств коммуникации.

Таким образом, приоритет института семьи в сфере социализации молодого поколения перед остальными агентами социализации, конечно, сохраняется, но не может не вызывать тревогу сила влияния обозначенных агентов социализации, которые транслируют в молодые массы определенную культуру поведения, мышления и т. д., что с каждым годом снижает социализационный потенциал института семьи, а также и степень ответственности за молодое поколение, которое, развиваясь в ногу со временем и гораздо быстрее, чем старшее поколение, часто просто не приемлет передаваемый ему опыт. Другими словами, социализационное пространство института семьи в России в настоящее время представляет собой такое пространство, в котором акторы подвержены влиянию разносторонних сил, приоритеты которых при доминировании в первые годы жизни ребенка родительского влияния четко не расставлены. Многое зависит от того статуса, который занимает семья в обществе, т. е. сила влияния семьи на личность ребенка находится в прямой зависимости от статуса семьи в обществе, типа отношений между институтом семьи и государством, уровнем участия государства в судьбе семьи и ее процветании. Качество института семьи определяется тем, как выполняется именно эта, социализационная функция, поскольку личность есть своего рода слепок со своей семьи с характерной системой отношений в ней, уровнем культуры, отношением к жизни и т. д. Соответственно, рост социально дезадаптирорванных семей в обществе говорит о дисфункциональности и этой важнейшей функции, которая может эффективно выполняться только лишь в стабильной, адаптированной, устойчивой и благополучной семье, наполненной любовью, пониманием, доброжелательностью 1 . В целом эффективность социализационной функции института семьи во многом определяется такими факторами, как: психологический микроклимат в семье; ее материальный и социальный статус; семейно-ролевая структура и характер взаимоотношений между родителями; тип, структура семьи; уровень социально-экономического и политического развития общества; уровень нравственного и культурного развития общества и характера общественных отношений и т. д.

Трансформационный характер социализационной функции института семьи в современном российском обществе заключается в том, что ее основной целью становится не столько передача накопленного опыта молодому поколению, уже не так сильно востребованного в условиях высокой скорости научно-технического и социального прогресса, сколько формирование навыков, необходимых для адаптации к этим новым, стремительно меняющимся условиям современного мира. Если раньше семья была призвана воспитывать у молодежи приверженность старым ценностям, накопленному социальному и культурному опыту и стремление сохранить все это, в настоящее время ситуация изменилась в корне. Семья теперь готовит молодое поколение жить в мире глобальных и стремительных перемен, в котором нужно уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, в котором стабильность и определенность являются понятиями эфемерными.

Таким образом, семейная фаза социализации ограничивается в результате естественно развивающегося научно-технического прогресса и появления различных ранее не оказывавших столь заметного влияния на молодое поколение агентов социализации, конкурирующих на современном этапе с институтом семьи. Данный процесс усугубляется все возрастающей занятостью родителей, вынужденных отдавать большую часть своего времени работе, что в условиях отсутствия на настоящий момент системы общественного воспитания молодого поколения (подобной пионерским организациям, комсомолу в СССР) усиливает социализационное влияние внешних агентов социализации (СМИ, Интернет, субкультура и др.). В итоге хронический дефицит родительского внимания, который испытывает множество российских детей, выражается в росте девиантности и делинквентности в молодежной среде, а также в ухудшении ее морального и физического самочувствия. Исследователи уже давно называют СМИ «четвертой властью», а поколение, формирующееся под их влиянием, -- «телевизионными детьми» по той причине, что именно телевидение провозглашается флагманом «четвертой власти».

Процесс социализации происходит с помощью людей, которых называют агентами социализации, и учреждений -- институтов социализации.

Агенты социализации -- это конкретные люди, ответственные за обучение индивида культурным нормам и освоение им социальных ролей.

Институты социализации -- учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида -- первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Определение «первичный» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда -- не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты первичной социализации -- это родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Определение «вторичный» охватывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем воздействие первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. Агенты вторичной социализации -- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д.

Первичная социализация -- сфера межличностных отношений, вторичная -- социальных. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, отец-опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной -- одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Ровесники же равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера, мест досуга и т. п.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации -- не получают.

Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет? Разберёмся в этом.

Социализация

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью , и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции(например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

Институты социализации

Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся :

  • семья
  • школа
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа)и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Институты социализации

Определение 1

Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.

Различают:

  • первичные институты социализации;
  • вторичные институты социализации.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

  • усиливает процесс опосредованного общения,
  • воздействует на психическое состояние,
  • формирует негативные поведенческие установки,
  • вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

Институты первичной социализации

Определение 2

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

  • семья,
  • школа,
  • группа сверстников,
  • спортивные секции,
  • творческие кружки.

Агенты первичной социализации:

  • родители,
  • бабушка и дедушка,
  • братья и сестры,
  • тети, дяди и другие родственники,
  • учителя,
  • тренеры, руководители кружков,
  • друзья,
  • лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

  • проходит процесс половой идентификации,
  • ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
  • получает определенный социальный статус,
  • определяется будущий образовательный и культурный уровень.

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если

  • родители обладают низким социальным положением,
  • наблюдается социальное отчуждение,
  • семья неполная,
  • с ребенком жестоко обращаются,
  • родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
  • наблюдаются девиации в поведении родителей.

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

  • формирование самооценки,
  • осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
  • понимание соревновательной составляющей,
  • умение преодолевать препятствия и трудности.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

Замечание 1

В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.

Институты вторичной социализации

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

  • государство,
  • государственные органы,
  • школа,
  • университеты,
  • армия,
  • производство,
  • церковь,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Агенты вторичной социализации:

  • представители органов власти,
  • администрация учебных заведений,
  • руководители предприятий,
  • вышестоящие по званию лица в армии,
  • сотрудники средств массовой информации.

В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.

Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

  • конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
  • творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
  • протест – отказ от всех норм и ценностей.

Институты социализации

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, ком­пания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носи­телей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие системы внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социа­лизации - семью, школу (или школьный класс), производствен­ную группу.

Семья является уникальным институтом социализации, по­скольку её невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует ᴇᴦο привыч­ки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным ви­дам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адап­тация. С другой стороны - положительное влияние семьи способ­ствует благополучной социализации и социальной адаптации ин­дивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием.

Как социальный институт семья имеет следующие функции˸ репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга (Б.Ю.Шапиро). Дестаби­лизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных кон­фликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое ко­личество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значи­тельным изменениям, особенно в кризисный период.

Школа, если рассматривать её с точки зрения социализации че­ловека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в све­те их достижений. Функция эмансипации ребенка от эмоциональ­ной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отно­шений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько ᴇᴦο личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценно­стей и норм на уровне социальных стандартов формальной груп­пы является ведущей. Несмотря на то что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По срав­нению с семьей школа все же обладает более жесткими социаль­ными нормами, нарушение которых сопровождается обязатель­ными формальными санкциями. Функция селекции и распределе­ния индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровнях.


-

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком... .


-

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил... .

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими... .


-

Семья и другие первичные группы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется его круг общения с другими людьми за... .