Дарим цветы        21.06.2019   

Приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательством, и норм, которые поддерживаются традициями. Социальные нормы семьи и брака

  • Приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательством, и норм, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. ..

  • 2)право на семейную тайну.

    недопустимость произвольного вмешательства коголибо в дела семьи; добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной; равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни; всемерная охрана интересов матери и ребенка; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

  • Помогите ребята!

    приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и норм которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.

  • 1)Семейное право регулирует личные неимущественные отношения. Они могут регулироваться нормами морали и нравственности.
    2)право на семейную тайну.
    Перечислим основные принципы регулирования семейных правоотношений:
    недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной; равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни; всемерная охрана интересов матери и ребенка; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
  • А16. Политическая идеология относится к

    политическим институтам

    политическим нормам

    политической культуре

    политическим связям

    А17. Оппозиционными называют политические партии, ко­торые

    принимают участие в парламентских выборах

    разрабатывают и принимают законы

    действуют незаконно, без официальной регистрации

    критикуют политику правительства

    А19. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

    А. Тоталитарный режим предполагает контроль государства над частной жизнью граждан.

    Б. Тоталитарный режим исключает возможность граждан из­менить свое социальное положение.

    верно только А верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    А20. Право как социальный регулятор всегда

    исполняется всеми гражданами

    является воплощением идеала справедливости

    охраняется силой государства

    поддерживается общественным мнением

    А21. В товариществе на вере, в отличие от полного товари­щества,

    есть участники, которые несут риск убытков только в пре­делах внесенных вкладов

    учредителями могут быть только индивидуальные пред­приниматели и коммерческие организации

    управление осуществляется по общему согласию, т. е. каж­дый имеет «право вето»

    капитал разделен на доли (вклады)

    А22. Уголовная ответственность наступает за

    нарушение внутреннего трудового распорядка на предпри­ятии

    неисполнение договорных обязательств имущественного характера

    нарушение правил пользования газом в быту

    причинение тяжкого вреда здоровью

    А23. Гражданин К. успешно прошел собеседование при при­еме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, толь­ко потому, что он моложе гражданина К. на 5 лет. Гражданин К. обратился в суд. Работодатель в данном судебном процессе является

    ответчиком

    подозреваемым

    обвиняемым

    А24. Верны ли следующие суждения об обязанностях нало­гоплательщиков?

    А. Налогоплательщики не должны препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнений ими своих служебных обязанностей.

    Б. Налогоплательщики имеют право на возмещение в пол­ном объеме убытков, причиненных незаконными действи­ями налоговых органов.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

  • А16 к политической культуре

    а17 критикуют правительство

    а 19 оба не верны

    а20 право охраняется гос

    а 21 имеют права вето

    а22 тежкого вреда здоровью

    а23 обвиняемым

    а23 верны оба суждения

    Вопрос 23 работодатели является ответчиком, а не обвиняемым т. К. Это гражданский спор

    Вопрос а 19 верно только А

  • 1 Сопоставьте два высказывания со страниц газет: 1) "Герои" рынка -предприниматель, коммерсант, бизнесмен, а вовсе не простые труженики. Их цель -- богатство, их методы -- "игра без правил", моральная вседозволенность. Предприниматель живет по закону "сильного", он безжалостен к "слабому". Его душа если и молится, то лишь идолам успеха. Его кураж -риск, его услада -- победа любой ценой. Стало быть, законы бизнеса -антипод морали. Конкуренция -- борьба хищников". 2) "Предприниматель, коммерсант, банкир, менеджер -- ключевые фигуры рынка. Они отнюдь не мафиози, не спекулянты, не "теневики", не коррупционеры. Требования рынка утверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве условий эффективности деловых отношений. А это в целом благотворно влияет на состояние нравов во всех сферах жизни. Конкуренция -- суровая борьба, но это "игра по правилам", соблюдение которых бдительно контролируется общественным мнением". Какую точку зрения вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.
  • Я разделяю 2 точку зрения, т. к если все основано на правилах, не будет риска негативного влияния со стороны общества, наоборот появятся преимущества, помогающие улучшить свою деятельность. Люди будут больше доверять предпринимателям, в то время, как другие будут привлекаться и к уголовной ответственности, и к моральной оценке общества.

  • ПО ПРАВУ:

    1. Могут ли сосуществовать в одном обществе нормы, которые противоречат друг другу? Как соотносятся между собой мораль и право? Всегда ли они совпадают?

    2. Приведите в качетсве примера ситуации, которые регулируются нормами морали, праваЮ религии, политики, традициями. Объясните, чем они похожи. В чем их различие?

  • 1) Да могут, и что говорить без этого, фактически, никогда и не обходится, так называемая система двойных стандартов .
    Мораль и право довольно тесно связаны между собой, практически каждую ситуацию, каждый поступок можно рассмотреть руководствуясь как нормами права , так и нормами морали . Право соответствует основным требованиям морали. Но это происходит не всегда, примером служит та же система двойных стандартов.
    2) Пример регулирующийся. ..
    -нормами морали : муж изменил жене (общественное осуждение);
    -права : мошенничество в крупном размере (уголовная ответственность)
    -религии : вандализм, проявленный к памятникам церкви (анафемаотлучение)
    -политики : выявление шпиона иностранного государства (обменсудтрибунал)
    -традиции : организация ежегодного сельского праздника (в случае срыва праздника - осуждение)
    Каждая из норм имеет свои санкции.
    Эти санкции различны.

  • 1)какое практическое применение имеет изучение социальных групп? 2)можно ли утверждать что большие и малые социальные группы живут по одним и тем же законам? Почему? 3)Чем поддерживаются групповые нормы? Примеры групповых норм?
  • 1. Мышление, речь появляются

    3. Групповые нормы - правила, по которым живет группа. Они поддерживаются коллективом, организацией. Примером групповых норм могут служить правила рыцарской чести - воинская отвага, презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи.

  • СРОЧНО НАДО)

    1. К общественным нормам относятся

    а)групповые нормы б)моральные нормы в) правовые нормы г)технические нормы

    а)мораль б)обычай в)право г)религия

    3. Древнейшая мировая религия

    4. Прямое выражение воли Бога

    5. Семья состоящая из отца матери сына и дедушки относится к следующим видам

    6. Перечислите моральные нормы (не менее трёх) Приведите примеры из жизни подтверждающие их использование в обществе

    7. Приведите примеры общественного контроля соблюдения моральных норм (не менее трёх)

    1. Общественным нормам относятся

    А)математические нормы б)обычаи в)правовые нормы г)религиозные нормы

    2. Совокупность норм устонавливающих должные отношения в общистве

    А)нравственность б) право в)религия г)традиция

    3. Самоя молодая мировая религия

    а) буддизм б)исллам в)иудаизм г)христианство

    4. Небольшой религиозный поучительный рассказ

    А)заповедь б)обряд в) притча г)проповедь

    5. Семья состоящая из матери дочери и бабушки относится к следующим видам

    А) большая б)неполная в)обычная г)полная

    6. Перечислите релегиозные нормы (не менее трёх) Приведите примеры из жизни подтверждающие их использование в обществе

    7. Приведите примеры личного контроля соблюдения моральных норм (не менее трёх)

    « Семья крепка ладом» Объяснить смысл пословицы привести примеры демонстротизирующие смысл поговорки (не менее двух)

  • 6-правила этикета, обращение к старшим, поведение в общественном транспорте

    7-полиция, окружающие люди,

    6-библия, 10 заповедей, притчи

    7-контроль лидера в малых группах, этика человека, совесть, в конце концов!

    если в семье все будут ладить между собой, то сеиья будет дружной, и не распадется в течение долгого времени.

    например: 1)в семье все ругаются, не хотят жить дружно, в конце концов дети уйдут от родителей и будут жить отдельно и т. д.

    2)в семье все ладят между собой, когда дети вырастут, то они родят родителям внуков, будут держаться вместе с семьей, и семья будет процветать)

    ПОМОГЛА ЧЕМ МОГЛА)

  • 1. Правовое государство

    2. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

    3. "Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед настоящим", - писал А. С Пушкин. Объясните слова классика.

    Это билет который я вытянул, кароче могу дома подготовиться, но в инете не могу найти.

    Дополните если мало или неправильно. И ПОЖАЛУЙСТА 3 вопрос).

    Вот что я ответил на 1 и 2:

    1 вопрос Правовое государство

    Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

    Необходимые условия:

    Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами.

    Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

    Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

    Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации.

    2 вопрос Системное строение общества: элементы и подсистемы.

    1. Понятие общества. Общество – Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

    2. Функции общества

    Производство материаль­ных благ и услуг Распределение продуктов труда (деятельности) Регламентация и управление деятельностью и поведением Воспроизводство и социализация человека Духовное производство и регулирование активности людей

    3. Общественные отношения - многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

    Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями.

  • Основная статья: Равенство перед законом

    Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.

    Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие».

    Обобщённость правовых норм . Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.

    Равный доступ к правовой системе . В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

  • Лекция:

    Социальные нормы, их функции

    Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:

    Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.

    Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:

      Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости.

      Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

      Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.

      Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.

    Виды социальных норм

    Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожидания обеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.

    По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).

    Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:

    • Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
    • Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
    • Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
    • Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
    • Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
    • Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
    • Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).

    Олифирович Н.И.
    канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
    Велента Т.Ф.
    канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия

    Системе, обратившейся за помощью,
    необходимо дать решающий импульс:
    «Подталкивание вместо проработки».

    А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер

    Введение
    К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.

    Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
    Пример . В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
    Семейные нормы и правила
    Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
    Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
    Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
    Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
    Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
    Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
    Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
    Пример . Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
    На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
    На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

    Пример . Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
    Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
    . на несогласованности правил семейной жизни;
    . на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
    . на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
    Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
    Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
    Пример . За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
    Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
    Семейные ценности

    К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

    В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
    Что отличает семью от других малых социальных групп:
    А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
    В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
    Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
    А) православные Б) украинцы
    В) русские Г) москвичи
    Что характерно для социальных отношений в современной России:
    А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
    В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
    Народности являются одной из стадий развития:
    А) этноса Б) общины
    В) государства Г) класса
    Что отличает семью от других малых групп:
    А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
    В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
    Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
    А) социальная роль Б) социальный конфликт
    В) социальная структура Г) социальная политика
    8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
    А) москвичи Б) инженеры
    В) мусульмане Г) землевладельцы
    9. Что является характерным признаком нации:
    А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
    В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
    10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
    А) социально-классовую Б) профессиональную
    В) социально-территориальную Г) социально-этническую
    11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
    А) политический строй Б) социальную структуру
    В) хозяйственный уклад Г) форму государства
    12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
    А) бюрократия Б) фермеры
    В) учёные Г) служащие
    13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
    А) патриархальной Б) многодетной
    В) неполной Г) малой (нуклеарной)
    14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
    А) прирожденного статуса Б) социальной роли
    В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
    15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
    А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
    В) личностных характеристик Г) семейного положения
    16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
    А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
    Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


    17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
    А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
    Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
    1) верно только А 2) верно только Б
    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    18. Верны ли следующие суждения о семье?
    А . Семья регулирует поведение своих членов.
    Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
    1) верно только А 2) верно только Б
    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

    Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

    б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

    Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

    Основным актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

    Установление порядка и условий вступления в брак;

    Личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством между другими родственниками и другими лицами;

    Определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

    В статьях Семейного кодекса РФ указаны права и обязанности супругов, назовем наиболее значимые для молодых семей:

    31. Равенство супругов в семье.

    1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

    2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

    3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

    34. Совместная собственность супругов.

    1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

    2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

    34.3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим причинам не имел самостоятельного дохода.

    36. Собственность каждого из супругов.

    1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

    2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

    37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.

    Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).[ Семейный кодекс Российской Федерации был принят 8 декабря 1995 г. Пятой Государственной Думой. Президент России подписал этот Федеральный закон 29 декабря 1995 г., а в соответствии со ст. 168 Семейного кодекса Российской Федерации с 1 марта 1996 г. он вступил в силу.

    Наряду с Семейным кодексом РФ существуют закон «Основные направления молодежной политики в РФ», а также правительственная программа «Молодежь России». Сегодня необходимо гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям, создание и совершенствование работы учреждений социальной службы молодежи, комитетов по делам молодежи.[ Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.200.

    ] Важным направлением улучшения материального положения молодых семей и повышения их экономической самостоятельности должно стать предоставление им различных по размерам и формам кредитов на выгодных условиях.

    В настоящее время действующим законодательством предусмотрено несколько государственных кредитов для молодых семей. Предлагается законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи.

    Исследование

    Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, я провела опрос на данную тему (см. приложение).

    Среди 40 опрошенных, представлены студенты 3 курса РГСУ (две группы).

    По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 65% от числа всех респондентов. Среди опрошенных 25% пока не задумывались об этом. Затруднились ответить 8%, а отрицательное отношение к браку у 2% опрошенных.

    Среди опрошенных 94% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, а остальные 6% считают от 18-20 лет. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.

    На вопрос об отношении к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 38% опрошенных ответили, что это их не интересует, 25% затруднились ответить, 12% ответили, что для них это не главное, но родители против. Среди опрошенных 25% считают, что нельзя вступать в брак с разными национальностями, причиной этого, по моему мнению, может служить распространившийся в России расизм.

    На вопрос о значимости социального положения второй половины большинство студентов ответили, что для них это не имеет значение (75%), 7% ответили - студент(ка), 3% - рабочий. Остальные 15% опрошенных хотят, чтоб их вторая половина занималась бизнесом, причем так ответили, только девушки.

    На вопрос состоите ли вы в браке, лишь один человек ответили положительно, а трое сожительствуют.