Дарим цветы        22.06.2019   

Характер русской женщины. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Великая Отечественная - известная и неизвестная: историческая память и современность: материалы междунар. науч. конф. (Москва - Коломна, 6–8 мая 2015 г.) / отв. ред.: Ю. А. Петров; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук; Рос. ист. о-во; Китайское ист. о-во и др. - М.: [ИРИ РАН], 2015.

22 июня 1941 г. - это день, с которого начался отсчет Великой Отечественной войны. Это день, разделивший жизнь человечества на две части: мирную (довоенную) и военную. Это день, который заставил задуматься каждого, что он выбирает: покориться врагу или бороться с ним. И этот вопрос каждый человек решал сам, советуясь только со своей совестью.

Архивные документы свидетельствуют, что абсолютное большинство на­селения Советского Союза приняло единственно правильное решение: все силы отдать борьбе с фашизмом, защищать свою Родину, своих родных и близких. Мужчины и женщины независимо от возраста и национальности, беспартийные и члены ВКП(б), комсомольцы и некомсомольцы стали той Армией добровольцев, которая выстраивалась в очереди, чтобы подать за­явления о зачислении в Красную Армию.

Напомним, что в ст. 13-й Закона о всеобщей воинской обязанности, принятом IV сессией Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г., Народным Комиссариатам Обороны и Военно-Мор­ского Флота предоставлялось право брать в армию и флот женщин, имеющих медицинскую, ветеринарную и специально-техническую подготовку, а так­же привлекать их на учебные сборы. В военное время женщины, имеющие указанную подготовку, могли быть призваны в армию и флот для несения вспомогательной и специальной службы.

После объявления о начале войны женщины, ссылаясь на эту статью, шли в партийные и комсомольские орга­низации, в военные комиссариаты и там настойчиво добивались отправки на фронт. Среди добровольцев, подавших заявления в первые дни войны об от­правке в действующую армию, до 50% ходатайств было от женщин. Женщины также шли и записывались в народное ополчение.

Читая заявления девушек-добровольцев, которые были поданы в первые дни войны, видим, что для молодежи война представлялась совсем иной, чем оказалась в действительности. Большинство из них было уверено в том, что враг будет разбит в ближайшее время, и поэтому каждый стремился скорее по­участвовать в его уничтожении. Военкоматы в это время проводили мобилиза­цию населения, следуя полученным инструкциям, и отказывали тем, кому не было 18 лет, отказывали тем, кто не был обучен военному ремеслу, отказывали также девушкам и женщинам до особого распоряжения. Что мы о них знали и знаем? О ком-то много, а о большинстве из них мы говорим «защитники ро­дины», добровольцы.

Именно о них, о тех, кто ушел защищать свою Родину, впоследствии писал поэт-фронтовик К.Ваншенкин, что они были «рыцари без страха и упрека». Это относится к мужчинам и женщинам. Это о них мож­но сказать словами М.Алигер:

У каждого была своя война,
Свой путь вперед, свои участки боя,
И каждый был во всем самим собою,
И только цель была у всех одна.

Историография Великой Отечественной войны богата сборниками до­кументов и материалов об этом духовном порыве женщин СССР. Написано и издано огромное количество статей, монографий, коллективных работ и вос­поминаний о труде женщин в годы войны в тылу, о подвигах на фронтах, в подполье, в партизанских отрядах, действовавших на временно оккупирован­ной территории Советского Союза. Но жизнь свидетельствует, что не всё, не о всех и не обо всём сказано и проанализировано. Многие документы и проблемы были «закрыты» для историков в прошлые годы. В настоящее время есть доступ к документам, не только малоизвестным, но и к документам, требующим объективного подхода к изучению и беспристрастного их анализа. Делать о не всегда легко в силу сложившегося стереотипа по отношению к тому или другому явлению или личности.

Проблема «Советские женщины в годы Великой Отечественной войны» была и остается в поле зрения историков, политологов, писателей и журналистов. Писали и пишут о женщинах-воинах, о женщинах, заменивших мужчин в тылу, о матерях, меньше о тех, кто занимался эвакуированными детьми, кто вернулся с фронта с орденами и стеснялся их одевать и т. д. И тут же вопрос, а почему? Ведь еще весной 1943 г. газета «Правда» констатировала, ссылаясь на постановление ЦК ВКП(б), что «никогда еще во всей прошлой истории женщина не участвовала так самоотверженно в защите своей Родины, как в дни Отечественной войны советского народа».

Советский Союз был единственным государством в годы Второй мировой войны, в котором женщины принимали непосредственное участие в ходе боевых действий. На фронте в разные периоды сражалось от 800 тыс. до 1 млн. женщин, 80 тыс. из них были советскими офицерами. Это было связано с двумя факторами. Во-первых, небывалым подъемом патриотизма молодежи, которая рвалась на борьбу с врагом, напавшим на ее родину. Во-вторых, сложной ситуацией, сложившейся на всех фронтах. Потери советских войск на начальном войны привели к тому, что весной 1942 г. была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и тыловые соединения. На основании постановления Государственного Комитета Обороны (ГКО), прошли массовые мобилизации женщин 23 марта, 13 и 23 апреля 1942 г. для несения службы в войсках ПВО, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах, в ВМФ и Военно-Воздушных силах, в войсках связи.

Мобилизации подлежали здоровые девушки в возрасте не моложе 18 лет. Мобилизация проводилась под контролем ЦК ВЛКСМ и местных комсомольских организаций. При этом учитывалось все: образование (желательно, не ниже 5 классов), членство в комсомоле, состояние здоровья, отсутствие детей. Основная масса девушек были добровольцы. Правда, были случаи нежелания служить в Красной Армии. Когда это выяснялось на сборных пунктах, девушек отправляли домой, по месту их призыва. М. И. Калинин, вспоминая летом 1945 г. о том, как призывались в Красную Армию девушки, отмечал, что «женская молодежь, участвовавшая в войне… была выше средних мужчин, тут ничего особенного… потому что вы ведь были отобраны из многих миллионов. Мужчин не выбирали, закидывали невод и всех мобилизовывали, всех забирали… Я думаю, что лучшая часть нашей женской молодежи пошла фронт…».

Точных цифр о численности призванных нет. Но известно, что только по призыву комсомола воинами стали свыше 550 тыс. женщин. Свыше 300 тыс. патриоток было призвано в войска ПВО (это свыше ¼ всех бойцов). По линии Красного Креста получили специальность и пришли на службу в военно- медицинские учреждения санитарной службы Красной Армии 300 тыс. ошинских сестер, 300 тыс. медицинских сестер, 300 тыс. санитарок, свыше 500 тыс. сандружинниц ПВО. В мае 1942 г. было принято постановление ГКО о мобилизации 25 тыс. женщин в ВМФ. 3 ноября ЦК ВЛКСМ провел отбор комсомолок и некомсомолок формирования женской добровольческой стрелковой бригады, запасного полка и Рязанского пехотного училища. Общее количество мобилизованных туда составило 10898 человек. С 15 декабря бригада, запасный полк и курсы приступили к нормальной учебе. В годы войны было проведено пять мобили­заций среди женщин коммунисток.

Не все женщины, конечно, принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяй­ственных, медицинских, штабных и т.д. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. При этом спектр деятель­ности женщин-воинов был довольно разнообразен: они принимали участие в рейдах разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов, были санинструкторами, связистками, зенитчицами, снайперами, пулеметчицами, водителями автомобилей и танков. Женщины служили в авиации. Это были летчицы, штурманы, стрелки-радисты, вооруженцы. При этом женщины-авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских».

В годы Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах нашей страны впервые появились женские боевые формирования. Из женщин-добровольцев было сформировано три авиационных полка: 46-й гвардейский ночной бом­бардировочный, 125-й гвардейский бомбардировочный, 586-й истребитель­ный полк ПВО; Отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, От­дельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперов, Отдельная женская рота моряков и др. 101-м авиаполком дальнего действия командовала Герой Советского Союза B.C.Гризодубова. Центральная женская школа снайперской подготовки дала фронту 1061 снайпера и 407 инструкторов снайперского дела. Выпускницы этой шко­лы уничтожили в войну свыше 11280 вражеских солдат и офицеров. В мо­лодежных подразделениях Всевобуча подготовлено было 220 тыс. девушек-снайперов, связисток.

Расположенный под Москвой, 1-й отдельный женский запасной полк готовил кадры автомобилистов и снайперов, пулеметчиков и младших командиров строевых подразделений. В личном составе числилось 2899 женщин. В Особой Московской армии ПВО служили 20 тыс. женщин. О том, насколько это трудная служба, говорят документы в архивах РФ.

Самое большое представительство участниц Великой Отечественной вой­ны было среди женщин-медиков. Из общего числа врачей в Красной Ар­мии - 41% были женщины, среди хирургов их было 43,5%. Было подсчитано, что девушки-санинструкторы стрелковых рот, медсанбатов, артиллерийских батарей помогли свыше 72% раненых и около 90% больных бойцов вернуть­ся в строй. Женщины-медики служили во всех родах войск - в авиации и морской пехоте, на боевых кораблях Черноморского флота, Северного флота, Каспийской и Днепровской флотилиях, в плавучих военно-морских госпита­лях и санитарных поездах. Вместе с конниками они уходили в глубокие рейды по тылам врага, были в партизанских отрядах. С пехотой дошли до Берлина, участвовали в штурме рейхстага. За особое мужество и героизм 17 женщин-ме­диков удостоены звания Героя Советского Союза.

О подвиге женщин-воен­ных медиков напоминает скульптурный памятник в Калуге. В сквере на улице Кирова на высоком пьедестале возвышается во весь рост фронтовая медицин­ская сестра в плащ-палатке, с санитарной сумкой через плечо.

Памятник военным медсестрам в Калуге

Город Калуга в годы войны был средоточием многочисленных госпиталей, которые вылечили и вернули в строй десятки тысяч бойцов и командиров. В этом городе у монумента всегда цветы.

В литературе практически не упоминается о том, что за годы войны танкистами стало около 20 женщин, трое из которых окончили танковые училища страны. Среди них И.Н.Левченко, которая командовала группой легких танков Т-60, Е.И.Кострикова - командир танкового взвода, а в конце войны командир танковой роты. И единственная женщина, воевавшая на тяжелом танке ИС-2, - А.Л.Бойкова. Четыре танковых женских экипажа участвовали Курской битве летом 1943 г.

Ирина Николаевна Левченко и Евгения Сергеевна Кострикова (дочь советского государственного и политического деятеля С.М.Кирова)

Хотелось бы отметить, что среди наших женщин-Героев есть единственная женщина-иностранка - 18-летняя Анеля Кживонь, стрелок женской роты автоматчиков женского пе­хотного батальона 1-й Польской пехотной дивизии Войска Польского. Звание присвоено посмертно в ноябре 1943 г.

Анеля Кживонь, имеющая польские корни, родилась в селе Садовом Тернопольской области Западной Украины. Когда началась война, семья эвакуировалась в Канск Красноярского края. Здесь девушка работала на фабрике. Несколько раз пыталась уйти на фронт добровольцем. В 1943 году Анелю зачислили стрелком в роту автоматчиков 1-й Польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. Рота охраняла штаб дивизии. В октябре 1943 года дивизия вела наступательные бои в Могилевской области. 12 октября, во время очередного авиаудара немцев по позициям дивизии, стрелок Кживонь несла службу на одном из постов, укрывшись в небольшом окопе. Вдруг она увидела, что от взрыва загорелась штабная машина. Зная, что в ней находятся карты и другие документы, Анеля бросилась спасать их. В крытом кузове она увидела двух солдат, оглушенных взрывной волной. Анеля вытащила их, а потом, задыхаясь в дыму, обжигая лицо и руки, стала выбрасывать из машины папки с документами. Она делала это, пока машина не взорвалась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1943 года ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Фото предоставлено Красноярским краеведческим музеем. Наталья Владимировна Барсукова , к.и.н., доцент кафедры истории России СФУ)

200 женщин-воинов были награждены орденами Славы II и III степени. Четверо женщин стали полными Кавалерами Славы. Мы практически никогда в последние годы не называли их поименно. В год 70-летия Победы повторим их имена. Это Надежда Александровна Журкина (Киек), Матрена Семеновна Нечепорчукова, Данута Юргио Станилиене, Нина Павловна Петрова. Свыше 150 тыс. женщин-воинов были награждены орденами и медалями советского государства.

Цифры, пусть даже не всегда точные и полные, которые были приведены выше, факты военных событий свидетельствуют, что история еще не знала такого массового участия женщин в вооруженной борьбе за Родину, какое показали советские женщины в годы Великой Отечественной войны. Не будем забывать, что женщины также проявили себя героически и самоотверженно в тяжелейших условиях оккупации, встав на борьбу с врагом.

В тылу врага в конце 1941 г. партизан было только около 90 тыс. Вопрос численности - это особый вопрос, и мы ссылаемся на официальные опубликованные данные. К началу 1944 г. 90% партизан составляли мужчины и 9,3% женщины. Вопрос о численности женщин-партизанок дает разброс в цифрах. По данным более поздних лет (очевидно, по уточненным данным), всего в годы войны в тылу насчитывалось свыше 1 млн. партизан. Женщины среди них составляли 9,3%, т. е. свыше 93000 чел. В этом же источнике есть и другая цифра - свыше 100 тыс. женщин. Есть еще одна особенность. Процент жен­щин в партизанских отрядах был не везде одинаковым. Так, в отрядах на Укра­ине он составлял 6,1%, в оккупированных районах РСФСР - от 6% до 10%, на Брянщине - 15,8% и в Белоруссии - 16%.

Наша страна гордилась в годы войны (и сейчас тоже гордится) такими ге­роинями советского народа, как партизанки Зоя Космодемьянская, Лиза Чай­кина, Антонина Петрова, Аня Лисицина, Мария Мелентьева, Ульяна Громова, Люба Шевцова и другими. Но о многих до сих пор не знают или мало знают из-за многолетних проверок их личностей. Большой авторитет у партизан завоевали девушки - медицинские сестры, врачи, партизанки-разведчицы. Но относились к ним с определенным недоверием и с большим трудом допуска­ли к участию в боевых операциях. Первое время широко распространено было в партизанских отрядах мнение, что девушки не смогут быть подрывниками. Однако десятки девушек освоили это сложное дело. Среди них Анна Калаш­никова, руководитель подрывной группы партизанского отряда на Смоленщи­не. Софья Леванович командовала подрывной группой партизанского отряда в Орловской области и пустила под откос 17 эшелонов противника. Украинская партизанка Дуся Баскина имела на своем счету 9 пущенных под откос враже­ских поездов. Кто вспоминает, кто знает эти имена? А в годы войны их фамилии знали не только в партизанских отрядах, их знали и боялись оккупанты.

Там, где действовали партизанские отряды, уничтожавшие фашистов, дей­ствовал приказ генерала фон Рейхенау, который требовал для уничтожения партизан «…применять все средства. Всех захваченных партизан обоего пола в военной форме или в гражданской одежде публично вешать». Известно, что особый страх у фашистов вызывали женщины и девушки - жительницы сел и деревень в районе, где действовали партизаны. В своих письмах домой, по­павших в руки Красной Армии, оккупанты писали откровенно, что «женщи­ны и девушки действуют словно закаленнейшие воины… В этом отношении нам пришлось бы многому поучиться». В другом письме обер-ефрейтор Энтон Прост в 1942 г. задавался вопросом: «Долго ли еще придется нам вести такого рода войну? Ведь нам - боевой части (Западный фронт п/п 2244/Б. - Н.П.) здесь противостоит все гражданское население, в том числе женщины и дети!.."

И как бы подтверждая эту мысль немецкая газета «Дейче Альгеймейне Цайтунг» от 22 мая 1943 г. утверждала: «Даже безобидные с виду женщины, собира­ющие ягоды и грибы, крестьянки, направляющиеся в город, являются парти­занскими разведчицами…» Рискуя жизнью, партизанки выполняли задания.

Согласно официальным данным, на февраль 1945 г. 7800 женщин-парти­занок и подпольщиц получили медаль «Партизану Отечественной войны» II и III степени. 27 партизанок и подпольщиц получили звание Героя Советского Союза. 22 из них награждены посмертно. Мы не можем с уверенностью ска­зать, что это точные цифры. Число награжденных значительно больше, так как процесс награждения, точнее, рассмотрения повторных представлений о на­граждении продолжался и в 90-е годы. Как пример может быть судьба Веры Во­лошиной.

Вера Волошина

Девушка была в той же разведгруппе, что и Зоя Космодемьянская. Обе они в один и тот же день ушли на задание разведотдела Западного фронта. Волошина была ранена и отстала от своей группы. Попала в плен. Казнена была, как и Зоя Космодемьянская, 29 ноября. Судьба Волошиной долго оставалась неизвестной. Благодаря поисковой работе журналистов были установлены обстоятельства ее пленения и гибели. Указом Президента Российской Федерации в 1993 г. В.Волошиной (посмертно) присвоено звание Героя России.

Вера Волошина

Прессу чаще интересуют цифры: сколько подвигов совершено. При этом часто ссылаются на цифры, учтенные Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД).

Но о каком точном учете можно говорить, когда подпольные организации возникали на местах без всякого указания ЦШПД. В качестве примера можно назвать известную всему миру комсомольско-молодежную подпольную организацию «Молодая гвардия», которая действовала в г. Краснодон в Донбассе. До их пор идут споры о ее численности и о ее составе. Число ее членов колеблется от 70 до 150 человек.

Было время, когда считалось, что чем численность организации больше - тем она была результативней. И мало кто задумывался над тем, как могла большая молодежная подпольная организация действовать в условиях оккупации, не выдав свои действия. К сожалению, целый ряд подпольных организаций ждет своих исследователей, потому что о них написано или мало, или вообще почти ничего. А ведь в них скрыты судьбы женщин-подпольщиц.

Осенью 1943 г. Надежде Троян и ее боевым подругам удалось совершить приговор, вынесенный белорусским народом.

Елена Мазаник, Надежда Троян, Мария Осипова

За этот подвиг, который вошел в анналы истории советской разведки, Надежде Троян, Елене Мазаник и Марии Осиповой было присвоено звание Героя Советского Союза. Имена их обычно вспоминают не часто.

К сожалению, наша историческая память имеет ряд особенностей и одна из них забывчивость к прошлому или «невнимание» к фактам, диктуемое разными обстоятельствами. Мы знаем о подвиге А.Матросова, но почти не знаем о том, что 25 ноября 1942 г. во время боя в деревне Ломовочи Минской области партизанка Р.И.Шершнева (1925) закрыла собой амбразуру немецкого дзота, став единственной женщиной (по другим данным - одной из двух), совершивших подобный подвиг. К сожалению, в истории партизанского движения есть страницы, где идет только перечисление боевых операций, число участвовавших в ней партизан, но, как говорят, «за кадром событий» остается большинство тех, кто конкретно принимал участие в реализации партизанских рейдов. Называть сейчас всех нет возможности. О них, рядовых, - живых и мертвых, - вспоминают редко, несмотря на то, что они живут где-то рядом с нами.

За суетой повседневной жизни в последние несколько десятилетий наша историческая память к повседневности прошедшей войны несколько потускнела. О рядовых Победы пишут и вспоминают нечасто. Вспоминают, как правило, только тех, кто совершил подвиг, уже запечатленный в истории Великой Отечественной войны, все меньше и меньше, да и то в безликой форме о тех, кто был рядом с ними в одном строю, в одном бою.

Римма Ивановна Шершнева - советская партизанка, закрывшая своим телом амбразуру вражеского дзота. (по некоторым данным, такой же подвиг повторила лейтенант медицинской службы Нина Александровна Бобылева, врач партизанского отряда, действовавшего в районе Нарвы).

Еще в 1945 г., в ходе начавшейся демобилизации девушек-воинов, звучали слова, что о них, девушках-воинах, мало писали в годы войны, а теперь, в мирное время могут и вообще забыть. 26 июля 1945 г. в ЦК ВЛКСМ прошла встреча девушек-воинов, закончивших службу в Красной Армии, с председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калининым. Сохранилась стенограмма этой встречи, которая названа как «беседа М.И.Калинина с де­вушками-воинами». Не буду пересказывать ее содержание. Обращаю ваше внимание, что в одном из выступлений Героя Советского Союза летчицы Н.Меклин (Кравцовой) был поставлен вопрос о необходимости «популяриза­ции героических дел, благородства наших женщин».

Выступая от имени и по поручению девушек-воинов Н.Меклин (Кравцо­ва) сказала то, о чем говорили и думали многие, сказала то, о чем говорят и сейчас. В ее выступлении был как бы набросок плана, что еще было не расска­зано о девушках, женщинах - воинах. Надо признать, что и сейчас актуаль­но то, что было сказано 70 лет назад.

Заканчивая свое выступление Н.Меклин (Кравцова) обратила внимание на то, «что почти ничего у нас не написано и не показано о девушках - Героях Отечественной войны. Кое-что написано, это написано о девушках-партизанках: Зое Космодемьянской, Лизе Чайки­ной, о краснодонцах. О девушках же Красной Армии и Флота ничего не на­писано. А ведь это, пожалуй, было бы приятно и для тех, кто воевал, было бы полезно и для тех, кто не воевал, и важно для нашего потомства и истории. Почему бы не создать документальный фильм, кстати сказать, ЦК комсомо­ла давно думал сделать это, в котором отразить женскую боевую закалку, как, например, при обороне Ленинграда, отразить лучших женщин, работающих в госпиталях, показать снайперов, девушек-регулировщиц и т.д. По-моему, ли­тература и искусство в этом отношении в долгу перед девушками-воинами. Вот, в основном все, что я хотела сказать».

Наталья Федоровна Меклин (Кравцова)

Эти предложения были реализованы частично или не в полном объеме. Время поставило на повестку дня другие проблемы, и многое из того, что предлагали девушки-воины в июле 1945 г., ждет своих авторов сейчас.

Война одних людей разводила в разные стороны, других сближала. На вой­не были разлуки и встречи. На войне была любовь, были измены, все было. Но ведь война соединила на своих полях мужчин и женщин разного возрас­та, в своем большинстве молодых и здоровых людей, которые хотели жить и любить, несмотря на то, что смерть была на каждом шагу. И никто никого на войне за это не осуждал. Но когда война закончилась и на родину начали воз­вращаться демобилизованные женщины-воины, на груди которых были орде­на, медали и нашивки о ранениях, гражданское население нередко бросало им в глаза оскорбления, называя «ППЖ» (походно-полевая жена), или ядовитые вопросы: «За что получила награды? Сколько имела мужей?» и т. д.

В 1945 г. это получило широкое распространение и вызывало даже у демо­билизованных мужчин широкий протест и полное бессилие, как с этим бо­роться. В ЦК ВЛКСМ начали поступать письма с просьбой «навести в этом вопросе порядок». В ЦК ВЛКСМ был намечен план по затронутому вопро­су - что делать? В нем отмечалось, что «…мы не всегда и не везде достаточно пропагандируем в народе подвиги девушек, мало рассказываем населении) и моло­дежи о том огромном вкладе, который сделан девушками и женщинами в нашу победу над фашизмом».

Надо отметить, что тогда планы составлялись, лекции редактировались, но острота вопрос практически не снижалась долгие годы. Девушки-воины стеснялись надевать свои ордена и медали, снимали с гимнастерок и прятали в коробочки. А когда у них подросли родившиеся дети, то детишки перебирали дорогие награды и играли ими, часто не зная, за что получили их матери. Если в годы Великой Отечественной войны о женщинах-воинах говорили в сводках Совинформбюро, писали в газетах, выпускали плакаты, где была женщина-воин, то чем дальше уходила страна от событий 1941-1945 гг., тем реже звуча­ла эта тема. Определенный интерес к ней появлялся лишь в преддверии 8 мар­та. Исследователи попытались найти этому объяснение, но с их толкованием нельзя согласиться по ряду причин.

Существует мнение, что «точкой отсчета в политике советского руководства по отношению к женской памяти о войне» является речь М.И.Калини­на в июле 1945 г. на встрече в ЦК ВЛКСМ с девушками-воинами, демобили­зованными из Красной Армии и Военно-Морского флота. Речь называлась «Славные дочери советского народа». В ней М.И.Калинин ставил вопрос об адаптации демобилизованных девушек к мирной жизни, о поиске своих про­фессий и т.д. И при этом советовал: «Не зазнавайтесь на своей будущей практической работе. Не вы говорите о своих заслугах, а пусть о вас говорят - это лучше». Со ссылкой на работу немецкой исследовательницы Б.Физелер «Женщина на войне: ненаписанная история», эти приведенные выше слова М.И.Калинина интерпретировались российской исследовательницей О.Ю.Никоновой как рекомендация «демобилизованным женщинам не хвастаться своими заслугами». Возможно, немецкая исследовательница не поняла смысла слов Калинина, а русская исследовательница, выстраивая свою «концепцию», не удосужилась прочитать на русском языке публикацию речи М.И.Калинина.

В настоящее время предпринимаются попытки (и довольно успешно) пересмотреть проблему участия женщин в Великой Отечественной войне, в частности, что двигало ими, когда они подавали заявления о зачислении в Красную Армию. Появился термин «мобилизованный патриотизм». В то же время остается ряд проблем или не полностью исследованных сюжетов. Если о женщинах-воинах пишут чаще; особенно о Героях Советского Союза, о жен­щинах трудового фронта, о женщинах тыла обобщающих работ все меньше и меньше. Очевидно, забывается, что в войне можно было «участвовать не­посредственно, и можно было участвовать, работая в промышленности, во зеевозможных военных и тыловых учреждениях». В СССР, оценивая вклад, несенный советскими женщинами в защиту Родины, руководствовались словами Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, который сказал: «Образ женщины-бойца с винтовкой в руках, у штурвала самолета, образ санитарки или врача с погонами на плечах будет жить в нашей памяти как свет­лый пример самоотверженности и патриотизма». Правильно, образно сказа­но, но… где женщины тыла? Какова их роль? Напомним, что то, о чем писал М.И.Калинин в статье «О моральном облике нашего народа», опубликован­ной в 1945 г., непосредственно относится и к женщинам тыла: «…все преды­дущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, вы­держку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы ска­зал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом».

О гражданской доблести женщин тыла в 1941-1945 гг. можно сказать словами М.Исаковского, посвященных «Русской женщине» (1945):

…Да разве ж об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

Но без фактов нынешнему поколению это трудно понять. Напомним, что под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» трудились все коллективы со­ветского тыла. Совинформбюро в самое тяжелое время 1941-1942 гг. в сво­их сводках наряду с сообщениями о подвигах советских бойцов сообщало и о героических делах тружеников тыла. В связи с уходом на фронт, в народное ополчение, в истребительные батальоны численность мужчин в народном хо­зяйстве России к осени 1942 г. упала с 22,2 млн. человек до 9,5 млн.

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки.


Среди них было 550 тыс. человек домохозяек, пенсионерок, подростков. В пищевой и легкой промышленности удельный вес женщин в военные годы составил 80-95%. На транспорте более 40% (к лету 1943 г.) составляли женщины. Во «Все­российской книге памяти 1941-1945 гг." в обзорном томе приведены интерес­ные цифры, которые не нуждаются в комментариях, о возрастании по стране доли женского труда, особенно в первые два года войны. Так, среди машини­стов паровых машин - с 6% в начале 1941 г. до 33% в конце 1942 г., машини­стов компрессоров - соответственно с 27% до 44%, токарей по металлу - с 16% до 33%, сварщиков - с 17% до 31%, слесарей - с 3,9% до 12%. В конце войны женщины Российской Федерации составляли 59% рабочих и служащих республики вместо 41% накануне войны.

На отдельные предприятия, где до войны работали исключительно муж­чины, пришло до 70% женщин. Не было в промышленности предприятий, цехов, участков, на которых бы не работали женщины, не стало таких про­фессий, которые не освоили бы женщины; удельный вес женщин в 1945 г. со­ставил 57,2% по сравнению с 38,4% в 1940 г., а в сельском хозяйстве - 58,0% в 1945 г. против 26,1% в 1940 г. Среди работников связи он достиг 69,1% в 1945 г. Удельный вес женщин среди рабочих и учеников промышленности в 1945 г. по профессиям сверловщиц и револьверщиц достиг 70% (в 1941 г. был 48%), а среди токарей - 34%, против 16,2% в 1941 г. В 145 тыс. комсомольско-молодежных бригадах страны было занято 48% женщин от общего числа молодежи. Только в ходе соревнования за повышение производительности труда, за изго­товление сверхпланового вооружения для фронта свыше 25 тыс. женщин были награждены орденами и медалями СССР.

Рассказывать о себе, своих подругах, с кем делились своими радостями и бедами, женщины-воины и женщины тыла начали спустя годы после окон­чания войны. На страницах этих сборников-воспоминаний, которые публи­ковались на местах и в столичных издательствах, речь шла в первую очередь о героических военных и трудовых подвигах и очень редко о повседневных трудностях военных лет. И только спустя десятилетия начали называть вещи своими именами и не стесняясь вспоминать, какие трудности выпали на долю советских женщин, как им приходилось их преодолевать.

Хочется, чтобы наши соотечественники знали следующее: 8 мая 1965 г. в год 30-летия Великой Победы Указом Президиума Верховного Совета СР Международный женский день 8 марта стал праздничным нерабочим днем «в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин… в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу…».

Обращаясь к проблеме «Советские женщины в годы Великой Отечественной войны», мы понимаем, что проблема необычно широка и многогранна и все охватить невозможно. Поэтому в представленной статье поставили одну задачу: помочь человеческой памяти, чтобы в памяти народа навсегда сохранился «образ советской женщины - патриотки, бойца, труженицы, солдатской матери».


ПРИМЕЧАНИЯ

См.: Закон о всеобщей воинской обязанности, [от 1 сентября 1939]. М., 1939. Ст. 13.

Правда. 1943. 8 марта; Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Он. 5. Д. 245. Л. 28.

См.: Женщины Великой Отечественной войны. М., 2014. Раздел 1: официальные документы свидетельствуют.

РГАСПИ. Ф. М-1. Он. 5. Д. 245. Л. 28. Цитируем по стенограмме встречи в ЦК ВЛКСМ с демобилизованными девушками-воинами.

Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. М., 1985. С. 269.

РГАСПИ. Ф. М-1. Он. 53. Д. 17. Л. 49.

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 269.

См.: Женщины Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 440.

Там же. С.270.

URL: Famhist.ru/Famlrist/shatanovskajl00437ceO.ntm

РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 13. Л. 73.

Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 530.

Там же. С.270.

URL: 0ld. Bryanskovi.ru/projects/partisan/events.php?category-35

РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 13. Л. 73–74.

Там же. Д. 17. Л. 18.

Там же.

Там же. Ф. М-7. Оп. 3. Д. 53. Л. 148; Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. C. 270; URL: http://www.great-country.ra/rabrika_articles/sov_eUte/0007.html

Подробнее см.: «Молодая гвардия» (г. Краснодон) - художественный образ и историческая реальность: сб. документов и материалов. М, 2003.

Герои Советского Союза [Электронный ресурс]: [форум]. URL: Poker Strategy.com

РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 5. Д. 245. Л. 1–30.

Там же. Л. 11.

Там же.

Там же. Оп. 32. Д. 331. Л. 77–78. Выделено автором статьи.

Taм же. Оп. 5. Д. 245. Л. 30.

См.: Физелер Б. Женщины на войне: ненаписанная история. Берлин, 2002. С. 13; URL: http://7r.net/foram/thread150.html

Калинин М. И. Избранные произведения. М., 1975. С. 315.

Тaм же. С. 401.

Там же.

Всероссийская книга памяти, 1941-1945 гг. М., 2005. Обзорный том. С. 143.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 270.

Всероссийская книга памяти, 1941-1945 гг. Обзорный том. С. 143.

РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 331 а. Л. 63.

Там же. Оп. 6. Д. 355. Л. 73.

Цит.: по: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1974. Т. 15. С. 617.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. М., 1978. Т 11. С. 509.

Непостижимый, противоречивый русский женский характер, в котором слились воедино сила и нежность, стойкость и покладистость, любовь и самоотречение.

Образ русской женщины окутан флером тайны, раскрыть которую давно стремятся русские писатели. Отечественная литература представляет читателям целую галерею характеров русских женщин, самых разных, но всех их роднит искренность чувств и мыслей, цельные, живые натуры. Говорят, что сейчас таких уже не встретишь, но если присмотреться, то и современные русские женщины во многом схожи со своими литературными сестрами. Да, мы живем в другое время и в другом обществе, но и сегодня быть русской женщиной — это уже заслуга.

Со времен Татьяны Лариной женские характеры становятся гораздо более сильными, чем мужские, более того они им противопоставляются. Прожигатель жизни Евгений Онегин, плывущий по течению и мало о чем задумывающийся Алексей Вронский, завернувшийся в халат и практически не поднимающийся с дивана Илья Обломов, полностью опустившийся после потери жены и любимой Юрий Живаго, транжира и мот Сергей Паратов… На их фоне густыми, сочными мазками написаны портреты русских женщин.

Татьяна стала первой главной героиней русского романа — и в этом была смелость поэта, да и сам роман скорее мог бы носить название «Татьяна Ларина». Бум на «женские» названия литературных произведений случился чуть позже: «Анна Каренина», «Ася», «Машенька», «Анна Снегина», «Любовь Яровая»…

Сильные женские характеры явление не только литературное, но и реальное. Жалобами на безразличие и лень мужей, на рукоприкладство и измены пестрят женские форумы. Да и в своем окружении вы наверняка встречали женщин, которые тянут на себе работу, и детей, и быт. Встречаются и счастливые исключения, но и в таких тандемах женщина — источник энергии для партнера. Быть сильной — привычка, впитанная с ранних лет.

Русские женщины во всем мире славятся своей красотой и обаянием. Причем красота эта — не в канонической правильности черт лица, а в содержании. Булгаковская Маргарита привлекала огоньком, горевшим в ее глазах. Татьяна Ларина — задумчивостью и внутренней чистотой. Наташа Ростова — живостью и непосредственностью. Особенно часто писатели подчеркивают красоту глаз, которые, как известно, «зеркало души». Это и «удивительные, трогательные глаза» чеховской Любови Андреевны Раневской, большие, строгие глаза некрасовской Матрены Тимофеевны или блестящие серые глаза, «казавшиеся темными от густых ресниц», Анны Карениной.

Классический пример русской красавицы представляет нам Некрасов в поэме «Мороз. Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц ».

Порой авторы намеренно подчеркивают отсутствие у героини внешней красоты, побуждая читателей заглянуть вглубь ее прекрасной души. Так представляет нам свой «милый идеал» Пушкин: «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей ».

Наташа Ростова впервые предстает перед нами как «некрасивая, но живая девочка».

Иногда же, наоборот, героини отличаются удивительной красотой. Варенька («После бала» Л. Толстого) была «в молодости… прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная ». Редкой красавицей была бедная Лиза, которая покорила Эраста при первой же встрече.

Но красота русских женщин — не только дар природы, но и результат упорного труда над собой . Русские женщины заботятся о себе с молодости: следят за модой, умеют сделать макияж и прическу. Они не позволяют себе выйти на улицу в мятой одежде и даже мусор выносят на каблуках. И все это делается с единственной целью — завоевать внимание и сердца мужчин.

Для русской женщины важны семейные ценности. И русские выходят замуж в целом раньше, чем их европейские сверстницы. Последним необходимо сначала самим встать на ноги, построить карьеру и обустроить дом. А русские, не только женщины, но и мужчины, благодаря прочным семейным связям могут рассчитывать на помощь и поддержку бабушек-дедушек. Поэтому семью они часто успешно совмещают с карьерой — и в этом тоже особенность характера русских женщин. Но мерилом женского успеха в глазах общества, как бы ни противились этому отдельные представительницы прекрасного пола, до сих пор было и остается замужество.

Случается, что приверженность семье, детям превращается у русской женщины в жертвенность. Примеры героинь, которые видят свое предназначение в семье, представляет нам классическая литература. Лариса Огудалова готова выйти замуж за Карандышева: «Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней ».

Полностью растворяется в заботах о муже и детях Наташа Ростова: «Предмет, в который погрузилась Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать ».

Русская женщина — мать. Наталья, нелюбимая жена Григория Мелехова («Тихий Дон» М. Шолохова), впервые заслуживает нежного взгляда супруга, родив близнецов и засияв «какой-то чистой внутренней красотой». Ближе родной матери становится для снохи мать Григория Ильинична. Она — оплот семьи, мудрая и спокойная женщина. Не суетясь попусту, успевает и дом содержать в порядке, и уделить внимание всем детям, их душевным переживаниям, и укротить гневливого мужа.

Часто жизнь ставит героинь перед выбором: Любовь, или долг. И на этот вопрос нет однозначного ответа.

Оставаться верной мужу, отвергая любовь, которая не померкла с годами, выбор Татьяны Лариной. Она не может отказаться от своего положения в обществе — богатой и знатной дамы, жены князя и генерала. Наталья Коршунова, тихая и ласковая героиня шолоховского «Тихого Дона», прощает нелюбовь и измены мужа, Григория Мелехова.

Современные женщины часто тоже готовы мириться с недостатками мужа, пьянством, побоями, изменами, до последнего стараясь сохранить семью…

На противоположном полюсе другие женщины — они готовы ради любви на любые жертвы. И любовь эта стихийная, метафизическая, непостижимая для разума. Любовь — это сама жизнь.

В тургеневской Асе сочетаются «доброе сердце» и «бедовая голова». Она искренняя, честная, подвижная. И ее чувства могут быть только такими же непосредственными: «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза ».

Лиза, скромная, трудолюбивая, совершенно отдалась Эрасту, она «им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие », любила его больше, чем себя. («Бедная Лиза» Н. Карамзина). Смысл жизни надеялась найти в любви к красавцу-офицеру Алексею Вронскому Анна Каренина. Она уходит от мужа и оставляет сына, чувствуя себя при этом преступницей. Нарушив законы долга и нравственности, царившие в обществе, она лишается друзей, все отвергают ее. Итог: единственный выход, который она видит, — смерть.

Свое сердце отдала Борису и Катерина Кабанова («Гроза» А. Островского). «Кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой: иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы ». Долг женщины, жены не позволяет ей утаить эту связь от мужа, и, не в силах больше выдерживать его деспотизм и деспотизм свекрови, она бросается в Волгу. Оставила богатого мужа и посвятила свою жизнь бедному Мастеру булгаковская Маргарита и даже заплатила земной жизнью за право оставаться с ним в жизни иной.

Не в силах противостоять чувствам «бесприданница» Лариса Огудалова. Она бросает своего жениха и едет на ночную прогулку с Сергеем Паратовым, который уже один раз обманул ее. Но она все же надеется, что он женится на ней. Будучи обманутой и второй раз. Лариса понимает, что ей никогда уже не выйти замуж. Погибая от руки ревнивца-жениха, она считает это благодеянием.

Лара Гишар («Доктор Живаго» Б. Пастернака) говорит, что если бы ей пришлось выбирать между любовью и долгом, то: «…Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим ».

Феминизм, к слову, который шествует по всему миру, практически не затронул Россию. Как ни парадоксально, но причина в том, что именно советская Россия стала одной из первых стран, где женщины получили равные права с мужчинами, в том числе право на доступное бесплатное высшее образование. Во многом как раз благодаря этому русские женщины славятся своим умом. «Чем русская блондинка отличается от женщины вообще? Русская блондинка умеет играть в шахматы». Эта американская шутка как нельзя лучше характеризует отношение к IQ русских дам. И правда, воинствующий феминизм в России гораздо менее жизнеспособен. Любая женщина здесь будет рада, если ей уступят место в общественном транспорте, подадут руку при выходе или откроют дверь. В России принят традиционный взгляд на роль мужчин и женщин. Женщина — хозяйка в доме и мать. Да, многие девушки стремятся получить хорошее образование, состояться в профессии, но это никак не отменяет семьи и рождение детей. Недаром даже слово «вуз» в шутку расшифровывается как «выйти удачно замуж». Работают же русские женщины часто не для карьеры, а для денег — на одну зарплату супруга просто не прожить. И сохраняют трудолюбие и энергичность до старости.

Словом, портрет русской женщины, вне зависимости от времени и ее положения в обществе, противоречив и многолик. А русский женский характер — это мозаика разнообразных чувств и поступков, мыслей и эмоций, из которой складывается узор жизни, яркий и неповторимый .

Русские женщины. Красивые, женственные, особые. Чаще не очень счастливые, но всегда - неповторимые. Почему?

Русские женщины. Красивые, женственные, особые. Чаще не очень счастливые, но всегда - неповторимые. Почему? По этому поводу существует множество мифов и опровержений. Западные конкурсы красоты указывают нам на то, что на самом деле на первом месте по числу королев красоты находится Венесуэла, однако «в одной московской подземке можно встретить больше красавиц, чем во всех Соединенных Штатах». Это признают все мужчины, которые имели возможность провести хотя бы внешнее сравнение между русскими женщинами и иностранками.

Те же, что познакомились с особенностями поведения россиянок, считают их загадочными и необъяснимыми. А почему? Ни психологи, ни этнологи так и не нашли ответа, отмахиваясь от этого утверждения как от пустого и надуманного. А напрасно, этот феномен легко объясняется с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Когда изба не горит, а конь спокойно стоит в конюшне,
русской женщине становится немного не по себе.

Секрет необузданного русского нрава - в особенной ментальной надстройке , свойственной только нашему географическо-историческому неповторимому лесостепному ландшафту. Ментальная надстройка не является врожденной, она закладывается обществом, в котором растет человек. Так, рожденный и выросший в Англии, какого бы векторального набора он ни был, будет обладать определенной долей кожной прагматичности и практичности, свойственной западному кожному менталитету. Такую же ментальную надстройку приобретают жители любой другой европейской страны и США.

Загадочная русская душа определяется совершенно иной, особой, уретрально-мышечной надстройкой. В ментальность российского народа, обеспечивая ему особое мировоззрение и восприятие, уретральными свойствами влилась степная вольница и необузданный нрав кочевников. Именно это так резко отличает русских от представителей других национальностей, а также обеспечивает им совсем иной путь развития, отличный от других.

Многие российские женщины, имея уретрально-мышечную ментальную надстройку, демонстрируют ту же волю, жажду жизни, глубину нравственного поиска, что и любой российский человек.

«Женщинам надо помогать!», или почему русские женщины не просят помощи

Уретральная женщина, обладая свойством отдачи по природе, самостоятельна, способна и за себя постоять, и другим помочь. Эти особенности спроецировались и на носительниц русского менталитета, порой вызывая определенные противоречия. Русской женщине сложно о чем-то просить, она втайне надеется, что мужчина догадается, но сама о своих нехватках не говорит. В народе считается, что это врожденная самостоятельность «русских баб».

Масса анекдотов через оральную меру проговаривает этот вопрос: русская женщина делает все сама, пока муж отдыхает после работы / спит / смотрит футбол / пьет пиво / набирается сил перед «войной» и прочее. А жене и в голову не приходит изначально разделить домашние обязанности, определив за мужем ответственность, чтобы справляться с семейным бытом вдвоем. Нет же, русская женщина работает, смотрит за детьми, ведет быт и помогает мужу по работе в одиночку. Такова «тяжкая женская доля».


Конечно, для женщин других менталитетов она непосильна. А у русской женщины избы горят, кони бегут, и она все это бессознательно принимает как должное, ведь по уретральной задаче нужно заботиться о выживании всей стаи. Слабой она быть не умеет и потому бесстрашно берет на себя любую нагрузку, не прося помощи (ведь за спиной уретральника никто не стоит, он последний отвечает за выживание стаи).

Конечно, женщине нужна поддержка, но вождицы не просят о помощи. Нередко не просит о помощи и русская женщина. Это тяжело для нее, это также тяжело для мужчины. Вместо того чтобы быть дающим и отвечать на желания своей женщины, он оказывается не у дел, не понимая своей роли. Постепенно он отстраняется от всех вопросов, превращая свою жизнь в череду ненаполненных будней и теперь уже с тяжестью воспринимая любую просьбу. Эти же мужья жалуются, что не слышат благодарности от своих женщин за то, что они сделали, выполнили и т. п. Конечно, без достаточной эмоциональной связи между мужчиной и женщиной мужчине принять такое отношение достаточно трудно. Если хотите понять причины обид и пассивного поведения некоторых мужчин, то это отдельная тема, .

Более того, русская женщина таки да, способна справиться без посторонней помощи. Не выдержав порой жизни с мужем и разведясь с ним, женщина, несмотря на все тяготы жизни, отсутствие материальной поддержки и большую усталость, не сдается, работает и поднимает детей в одиночку... убеждаясь в собственной независимости, однако не в счастье. Кожные женщины Запада никогда не поступают так недальновидно: они используют свое положение, чтобы переложить финансовые обязанности на отца.

Мужчин надо беречь, они - хорошие

Уретральное свойство отдачи также проявляется и в особенной жалости. У уретральной женщины это жалость к не очень адаптированным мужчинам, обладающим слабым правом на поклевку, из-за чего они не могут участвовать в борьбе за самку, однако испытывают нехватку, и именно к ним испытывает влечение уретральница, дающая по нехваткам. У русских женщин это проявляется несколько иным образом. Законы влечения не меняются, но поведение с мужчиной : женщина с особой теплотой и нежностью относится к неудачам своего мужа. Она стремится его поддержать, согласна скорее сама справиться с его проблемами, чем доверить это ему самому.

Особенно ярко это проявляется у россиянок - обладательниц . Сверхзабота и сверхжалость (при наличии еще и зрительного вектора) расхолаживают мужское желание идти и добывать для семьи кусок хлеба. Условно говоря, вместо того, чтобы вытолкать мужчину из квартиры и смотреть из окна, как быстро он будет идти на работу, женщина гладит его по голове, жалеет, прижимает к себе и утешает. Стоит ли говорить, что никакая другая женщина мира даже тенденций подобных не имеет?

Долготерпение русской женщины - притча во языцех среди других народов - обеспечена ментальной мышечной надстройкой. Чтобы терпеть всю жизнь ревность, плохое обращение, алкоголизм партнера, нужно обладать чем-то большим, чем чувство. Мы стремимся быть «не хуже других», быть как все, и ради этого можно и потерпеть. Эта же надстройка задает большую выносливость и трудолюбие в работе и в уходе за больными, чем так успешно пользуются западные иммиграционные службы при отборе иммигранток.

Русские женщины - самые красивые на свете

Многие считают это мифом, ведь во всех нациях есть женщины красивые и не очень по меркам какого-то эталона (обычно кожно-зрительной самки). Но именно про русских отзываются как о ярких и обаятельных. И это не случайно. По количеству женщин на каблуках Россия давно обогнала даже Италию, косметика, духи, украшения и прочее - это свойственно в больших количествах именно российским дамам. Сравнительно с прекрасным полом Европы и Америки наши женщины всегда выделяются своей красотой и ухоженностью.

Такой бессознательный подход к уходу за собой связан с тем, что, через себя понимая ценность привлекательности кожно-зрительной самки для уретрального самца, они чувствуют, что необходимо сделать для поддержания интереса к себе как к сексуальному объекту. При этом наблюдается тенденция к тому, что на улице (т. е. на внешнем ландшафте) женщина идет «во всеоружии», а дома наоборот - не чувствует в этом необходимости. Эти переключения для дамы чреваты снижением влечения к ней ее постоянного партнера, потому и дома также следует держать себя в форме.

Мировое убеждение в том, что русские женщины - самые красивые, началось с наблюдения зарубежным сообществом русских кожно-зрительных женщин, выезжающих за границу. Женщины именно с этой связкой легко меняют место жительства и являются самыми яркими среди других. Они легко осваивают незнакомый ландшафт других стран. Естественно, они попадали в среду других, местных кожно-зрительных красавиц, но даже среди подобных себе отличались особым шармом.


Исключительное обаяние и яркость этих женщин обеспечены особым уровнем развития зрительного вектора на фоне российской уретральной надстройки: женщиной уретрального вождя становится только самая лучшая, самая чувственная кожно-зрительная красавица, она получала высшее право на поклевку и подпадала под защиту стаи. Именно поэтому каждая россиянка бессознательно стремится к этому образцу. На контрасте: кожный Запад, напротив, выстраивая горизонтальную систему равных возможностей, предоставляет возможности для выживания всем, вне зависимости от уровня развития, таким образом создавая масскультуру и одновременно нивелируя стимулы для высокого развития зрения.

Общее мнение о русских женщинах сформировалось именно благодаря кожно-зрительным красавицам. Но, конечно, дело не только в них. Русские женщины привлекают своим внутренним обаянием, так же, как привлекает уретральная самка-прародительница. Мужчина рядом с такой женщиной будет чувствовать себя немного более спокойно и уверенно, так как бессознательно у него будет мысль о том, что его примут таким, какой он есть, наперед проявив милосердие.

Русская женщина: особая обреченность

Я стою у ресторана, замуж поздно - сдохнуть рано.
Народное творчество

Комплементарны анальные ценности, так как эти векторы находятся в одной квартели. Для мировоззрения русского человека это означает наличие таких ценностей, как честность, дружба, порядочность. Для русской женщины это определяет особую систему восприятия, где анальные ценности занимают одно из значительных мест. Так, большинство представительниц прекрасного пола в России - хорошие домохозяйки, заботливые матери и жены, имеющие представление о браке как о неотъемлемой ценности для женщины.

И даже при ускоряющейся тенденции разрушения института брака среди представительниц разных национальностей, именно россиянки больше других остались верны представлениям о замужестве. Неудивительно, что они столь популярны среди иностранных женихов, не успевающих за своими «феминизированными» местными женщинами и ищущих достойную супругу.


Зачем русские женщины такие?

Русские женщины своими свойствами коллективно олицетворяют милосердие и всепрощение уретрально-мышечного менталитета. Это особые, сильные духом женщины, первыми проявившие свою роль рядом с мужчиной уже 100 лет назад. Впервые в мире вышли вровень с мужчиной на рабочее место, сели за учебную парту, и даже встали в военные и революционные ряды именно русские женщины.

Пока француженки требовали женской свободы в праве определить, от кого им лучше получать пособие на детей их не менее свободной любви, а американские суфражистки уже 100 лет как требовали себе избирательных прав на выборах, русская женщина вошла в новую для себя роль двигателя развития общества, взяв на себя ответственность за судьбу страны без гендерной эксплуатации и классового угнетения наравне с мужчинами.

Без громких лозунгов и судебных процессов она начала выполнять собственную задачу, чем и определила свое положение в новой, зарождающейся стране. Первая коллективно образованная женщина, не ущемляемая в правах и стабильно получающая рабочее место, - это советская женщина.

При всей сложности жизни русской женщины именно она сегодня растет и развивается невероятными темпами. Ускоренное женское развитие на выравнивание мужчины и женщины происходит во всем человечестве, но со свойственной ей уретральной надстройкой именно русская женщина идет на рывок. И прежде всего это касается представительниц звукового вектора. Их желания огромны, они толкают их на познание, обусловливая их высокую интеллигибельность. Требования и ожидания таких женщин к мужчинам огромны, прежде всего в интеллектуальном плане, и конечно, в плане социальной реализации.

Мужчина - дающий, женщина - получающая. Рост ее желаний и способностей - это запрос нового уровня для мужчины, тот стимул, который толкает его к новому витку развития. Вдохновленные самыми красивыми и умными женщинами звуковые мужчины получают импульс к духовному поиску и самым большим постижениям.

»

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Тема «женщин легкого поведения» во время 2-й мировой войны в российской пропаганде абсолютно запретная. Были, конечно, и такие женщины, были и публичные дома - "Бордель-хаусы", открытые для оккупантов, были и просто доступные женщины. Между прочим, женщины составляли на оккупированных территориях три четверти населения.

Поскольку наиболее массово проституция расцветала в Крыму, есть смысл обратиться к свидетельствам очевидцев, переживших там оккупацию. После освобождения Симферополя от фашистов 23 апреля 1944 года была создана Крымская комиссия по истории Великой Отечественной войны. Члены комиссии обратились к населению с просьбой сдавать документы этого периода. Благодаря этому в Государственном архиве Автономной Республики Крым сохранился дневник симферопольского зубного врача Хрисанфа Гавриловича Лашкевича. «Много русских женщин с самых первых дней прихода немцев завязало с ними гнусную связь, — свидетельствует он. — Это были самые красивые, выхоленные из симферопольских женщин. Мы видели их в первые же дни гуляющими с немецкими офицерами. Затем бабы попроще связались с немецкими солдатами, а после с румынами».

«Почему, в самом деле, наши женщины так доступно и откровенно отдаются немцам? — задавался вопросом старый симферопольский врач. — Что здесь любовь не имеет места — это очевидно: слишком уж скоропалительно и массово завязываются связи, причем в подавляющем большинстве случаев вступающие в связь не понимают один другого. Действует ли здесь гипноз победителей, имеют ли немцы личное обаяние? Может быть, на наших женщин производит впечатление выправка немцев, их белая кожа и чистота тела, за которой они так тщательно следят? Может быть, неотразимое влияние производит военный мундир, может быть, немцы умеют как-нибудь особенно обращаться с женщинами? А может, здесь имеет место влияние “моды”, новости, любопытства, желание изведать новые неизвестные и неожиданные ощущения? Или здесь имеет место...простой практический расчет — с помощью любовника покрасивее одеться, получше обставиться, щегольнуть перед подругами, послаще покушать? Несомненно, случается и насильное принуждение, но думаю, что это последнее бывает очень редко».

Константин Симонов в своем военном дневнике приводит слова одного из офицеров, сказанные после освобождения города Керчи в январе 1942 года: «Здесь немцы две недели назад, к Новому году, открыли откровенную вербовку в публичный дом. Просто предложили добровольно туда записываться. Так вот здесь у меня документы из магистратуры есть. Оказались такие женщины, которые подали туда заявления. ...Публичный дом немцы не успели открыть — мы помешали. А заявления у меня. Ну, что теперь делать с этими бабами? Откуда они взялись?».

О тех русских женщинах, которые «сходились с противником не в бою, а в постелях», задумывался и Александр Солженицын (Архипелаг ГУЛАГ, т. 3 ч. 5, гл. 1): «Одним девушкам запало, как мы пятнадцать лет не уставали кричать, что нет никакой родины, что отечество есть реакционная выдумка. Другим прискучила пуританская преснятина наших собраний, митингов, демонстраций, кинематографа без поцелуев, танцев без обнимки. Третьи были покорены любезностью, галантностью, теми мелочами внешнего вида мужчины и внешних признаков ухаживания, которым никто не обучал парней наших пятилеток и комсостав фрунзенской армии. Четвертые же были просто голодны — да, примитивно голодны, то есть им нечего было жевать. А пятые, может быть, не видели другого способа спасти себя или своих родственников, не расстаться с ними».

Историк Борис Ковалев обнаружил в одном из архивов поступившее из Берлина распоряжение местным оккупационным властям, в котором отмечалось, что сожительство немецких солдат с русскими женщинами приобретает катастрофические размеры, и потому рекомендовалось при расселении помещать не менее трех немецких солдат в одной комнате, дабы они следили за «моральным обликом» друг друга. Впрочем, нарушение запрета было обычным делом.

Правда, если рождался ребенок — другое дело. С марта 1943 года при рождении ребенка от немецкого солдата русские матери имели право на получение пособия. Разумеется, это право было обставлено целой бюрократической процедурой. «При регистрации внебрачных детей, которые происходят от германских отцов, надо одновременно представить доказательства, которыми подтверждается отцовство германского солдата. ...Чиновник ЗАГСа должен снять с матери показания, кто является отцом (фамилия, имя, чин или знаки отличия, воинская часть) и что привело к половому сношению (пребывание на квартире, работа матери в воинской части и подобное) и признает ли солдат отцовство. Волостной старшина дает заключение, заслуживает ли показание матери доверия, допрашивает еще возможных со стороны матери знакомых свидетелей, берет у матери отпечатки всех 10 пальцев и, как можно скорее, отправляет материалы со своим заключением районному бургомистру».

Согласно опубликованному в «Голосе Крыма» приказу, «все родившиеся у русских женщин от немецких воинов дети будут считаться немцами, таким детям германское правительство окажет помощь при кормлении и воспитании, воспитание же будет проводиться в немецком духе». Тем не менее, по свидетельству Лашкевича, «забеременевшие женщины толпами повалили к докторам за абортами», тут-то и выяснилось, что аборты запрещены. «Ведь русские женщины, хотя и не немки, все-таки арийки, следовательно, потомство от немцев будет носить все признаки “высшей расы”, — так отвечал автор дневника на вопрос, почему немцы запрещают аборты. — Дальновидные люди! Интересно только знать — кто окажется прав: немцы, ожидающие от русских женщин немецкого потомства, или я, ожидающий от немецких солдат русского потомства?»