Необычные растения        19.06.2019   

Игры с палочками кюизенера для самых маленьких. Играем с палочками, трубочками, спичками

Игры - головоломки со счетными палочками.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Их еще называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет создание различных форм и преобразование одних фигур в другие. В ходе таких игр дошкольники охотно преодолевают значительные трудности, могут отказаться от сиюминутных желаний, возникающих по ходу выполнения той или иной игровой задачи. Кроме гордости от сознания своей сообразительности, уверенности в своих возможностях, игры - головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

Для игры понадобится набор ученических счетных палочек или любые палочки одинаковой длины и толщины, полоски картона, даже спички, с которых предварительно счистили серу. Если вы играете вместе с детьми, то можете давать устные задания. Если ребенок играет один, хорошо заготовить карточки, на которых написано условие игровой задачи (в случае, если он умеет читать), или схематически указано, сколько палочек надо взять, какое преобразование проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Например: из 7 палочек надо составить 3 треугольника.

Хорошо, если дети сами придумывают задачи и записывают (моделируют) их для решения другими людьми (детьми или взрослыми).

Задачи - головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности:

ü На составление заданных фигур из определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:

Прямоугольник из 8:

ü На преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек.

Напр., убрать 4 палочки, чтобы получились 3 квадрата:

Убрать 8 палочек, чтобы получился крест:

ü На преобразование фигур, путем перекладывания палочек.

Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону:

Переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась:

Когда дети освоят все 3 уровня сложности игр - головоломок, поощряйте их творчество в создании своих вариантов логических задач. Придумывайте более длинные и сложные задания. Используя последовательно проводимые преобразования, составляйте рассказы, сказки.

А пока вы только учитесь, предлагаем вам отгадать авторскую задачу - головоломку:

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать-

Надо палочку убрать

И переложить другую.

Так лопатку получу я!

А у вас она готова?

Передвинем палку снова

А внизу одну возьмем

И в коробку уберем.

Вышел стульчик!

Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали?

Их четыре!

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить -

Будет стул столом служить!

Если вам не надоело,

Продолжаем наше дело:

Сделаем дорожный знак

Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили

И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась-

Палочка одна осталась.

Мы ее на стол положим -

Треугольник сделать сможем!

Палочки всякие нужны

Действительно, самые разные палочки таят в себе массу возможностей для малышовых игр. Вот, скажем, обычные счетные палочки. Чаще всего мы используем их по назначению: пересчитываем вместе с малышом, изучая первые математические понятия. Но, кроме простого пересчитывания, с палочками можно придумать много других полезных игр и занятий. И не только математических. Или возьмем спички. Каждый из нас усвоил с детства, что «спички - детям не игрушка». Но это смотря как играть! Спички могут стать хорошим подспорьем для игр, только сначала их нужно обезопасить. Ножом счистите со спичек серу, сложите их в отдельную коробочку - и замечательный материал для игр готов. А вот зубочистки для игры с малышами лучше не использовать. Они имеют достаточно острые края - кроха может пораниться.

Какие же еще палочки пригодятся нам для игры? Прежде всего, соломинки для коктейля. Они бывают разных цветов и разной длины. Подойдут всякие, и чем больше разных - тем лучше. Если вы часто покупаете мороженое на палочке, можно насобирать этих самых палочек. Вымойте их, высушите и храните в отдельной коробочке. Им тоже найдется полезное применение. Добавим в арсенал подручных средств картонные трубочки (от бумажных полотенец, туалетной бумаги), и можно приступать к играм.

Игры с палочками будут не только замечательным развлечением для малыша, они помогут его всестороннему развитию. Пытаясь захватить спичку непослушными пальчиками, кроха будет тренировать мелкую моторику, учиться координировать свои движения. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш станет развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный опыт. Выкладывая узоры и фигурки, кроха потренирует пространственное и творческое мышление, фантазию, воображение. А еще игры с палочками - это способ развития математических способностей и мышления, усидчивости и умения концентрировать внимание. Играть в подобные игры можно где угодно: дома за столом, на ковре или на диване, на улице, на даче, на пляже во время летнего отдыха…

Но прежде чем играть, будет не лишним вспомнить основные правила безопасности. Все-таки спички, кусочки коктейльных трубочек - достаточно мелкие предметы для ребенка. Не оставляйте кроху с подобным игровым материалом без присмотра. Всегда будьте рядом, помогайте, объясняйте, направляйте игру в нужное русло и внимательно следите за действиями малыша.

«Моторные» палочки

Игры с небольшими предметами, которые малышу необходимо брать в руки и проделывать с ними какие-то манипуляции - лучший способ тренировки мелкой моторики. Развитые, умелые пальчики помогут крохе легче справляться с письмом в будущем. А, кроме того, упражняя пальчики, мы способствуем развитию речи маленького игрока.

Копилка. Если у вас есть обычная копилка, предложите малышу бросать в нее не монетки, а счетные палочки или спички. Обычно копилки выполнены в виде какого-то персонажа. Вот пусть малыш его и «кормит» палочками. Заполнили копилку доверху, высыпали спички - и можно заполнять снова.

Бутылка-копилка . Вместо покупной копилки можно использовать любые подходящие подручные предметы: пластиковые бутылки, флаконы от шампуней и кремов, жестяные банки из-под напитков. Это внесет в игру разнообразие. Главное, чтобы отверстие в них было не слишком большое. Тогда малышу придется проявить больше ловкости. А, значит, и пользы от игры будет больше. На каждом флаконе нарисуйте маркером смешную рожицу животного или человечка, чтобы «кормить» их было интереснее.

Пластилиновый ежик. Из большого куска пластилина слепите ежика. Расскажите малышу, что ежик где-то потерял свои иголки и теперь не может собирать сухие листочки для своей норки. Да и обидеть теперь его каждый зверь может. Конечно, добрый малыш согласится помочь ежику - воткнуть ему в пластилиновую спинку новые иголки из спичек. Точно так же можно слепить конус-елочку. И добавить ей «осыпавшиеся» иголки.

Ловкие пальчики. А эта игра подойдет трехлетним ребятишкам. Малыш зажимает в кулачке десяток спичек, держит их над столом, а потом разжимает кулачок, чтобы спички упали на стол. Теперь его цель - собрать все спички в кулачок одной рукой так аккуратно, чтобы не задеть те, которые еще лежат на столе. Это очень непростая задача, но она замечательно развивает точность движений. Начните всего с трех-четырех спичек, постепенно увеличивая их количество.

Не урони! Для самых маленьких игроков это упражнение будет сложновато, а вот трехлетним ребятишкам уже можно его предложить. Оно замечательно развивает ловкость, точность, аккуратность, координацию движений. Положите на стол пять спичек. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую - двумя указательными, третью - двумя средними. Затем четвертую - безымянными пальцами, пятую - двумя мизинцами. Конечно, такой трюк у малыша получится не сразу. Пусть сначала потренируется поднимать по одной спичке указательными пальцами. Но если ему удастся освоить упражнение, вы сможете по праву гордиться своим малышом и его умелыми пальчиками!

Умные палочки

С палочками интересно учить цвета, осваивать первые математические понятия, развивать мышление и логику. Причем новые игры можно придумывать бесконечно: чуть-чуть изменили задание, и вот игра уже другая!

Рельсы-рельсы… Предложите малышу построить из счетных палочек рельсы для поезда (можно одновременно использовать и палочки, и трубочки, чтобы дорога получилась длиннее). Сначала выкладываем рельсы - две длинные параллельные линии. Затем добавляем шпалы - кладем палочки перпендикулярно. Ребятишкам постарше задайте ритм чередования шпал: например, красная, синяя и снова красная или две желтых, одна синяя, две желтых и т.п. Вы начинаете, а малыш продолжает. Потом пусть кроха придумает свое чередование, а мама продолжит…

Дорожки. Строить дорожки из палочек - тоже интересное занятие. Главное, чтобы потом по этим дорожкам кто-нибудь побегал. Может, пальчики малыша. А, может, небольшая игрушка. Или выкладывайте дорожку от одной игрушки до другой, чтобы им было легче ходить в гости друг к другу. Тогда и строить будет веселее!

Длинные и короткие. Параллельно с «дорогостроением» можно знакомить малыша с понятиями «длинный» и «короткий». Построим две дорожки разной длины и будем их сравнивать. По длинной дорожке игрушка будет идти долго и даже успеет спеть целую песенку. А по короткой - раз-два, и дорожка закончилась! А потом пусть малыш сам построит дорожку короткую и дорожку длинную и разберется, где какая.

Узкие и широкие. А еще можно сделать дорожку узкую и дорожку широкую. Покажите малышу, что по узкой дорожке может проехать всего одна машинка. А на широкой дорожке может поместиться целая шеренга из нескольких машин.

Цветная копилка . Параллельно с развитием моторики можно еще и учить основные цвета. Возьмите пластиковую круглую баночку с крышкой из-под пищевых продуктов. Внутри банки сделайте перегородки из картона, разделив ее на четыре отсека. Крышку тоже разделите на четыре части, приклеив на нее цветную бумагу основных цветов (у вас должен получиться цветной круг, каждая четверть которого имеет свой цвет). Прорежьте в крышке четыре отверстия, чтобы в них можно было просовывать счетные палочки. Задача малыша - не просто просовывать палочки в дырочки, а опускать их в отверстие своего цвета. Когда все палочки будут распределены, откроем крышку и проверим: в каждом отсеке должны быть палочки одного цвета.

Палочки-конструкторы

Из разноцветных счетных палочек, трубочек для коктейля или спичек можно как из своеобразной мозаики выкладывать самые разные фигурки.

Учим фигурки. Выкладывайте на столе геометрические фигурки из палочек (квадрат, треугольник, ромб, трапеция, звезда и т.п.) и называйте их. Пусть малыш попробует рядышком выложить точно такие же фигурки. Кроха гораздо быстрее запоминает информацию, если во время обучения одновременно задействуется несколько органов чувств. Сложив несколько раз фигурки из палочек, «пощупав» их, малыш легко их запомнит. Точно так же можно учить и буквы, выкладывая их из спичек или счетных палочек.

Строим дом. Из палочек можно выкладывать самые разные картинки: домики, машинки, елочки, кораблики, ракеты, самолетики и даже человечков! Самым маленьким строителям не обойтись без помощи мамы. А малыши постарше пусть попробуют придумывать свои собственные рисунки и узоры. И здесь тоже можно параллельно повторять цвета. Например, выложите рядом два домика: один только из красных палочек, другой - только из синих.

Собираем по схеме. Ближе к 3-м годам можно учить малыша выкладывать разные фигурки и картинки по схеме. Для этого маме необходимо сначала эти схемы нарисовать. Это совсем не сложно! Возьмите линейку, цветные карандаши и лист бумаги в клеточку. Выложите несколько разных фигурок из счетных палочек, а затем зарисуйте их на бумагу, точно повторяя цвета, количество и расположение. Схема готова. Начните с самых простых форм. Например, покажите малышу как, используя схему, выложить из палочек красный треугольник.

Палочки-поделки

Всевозможные палочки пригодятся нам и для творческих занятий. Они помогут смастерить вместе с малышом веселые и симпатичные поделки.

Разноцветные бусы. Возьмем коктейльные трубочки, отрежем от них гофрированную сгибающуюся часть. Вот эти отрезанные кусочки мы и будем использовать в качестве бусин. Для бусин можно и просто порезать трубочки на кусочки, но гофрированные части смотрятся эффектнее. Дайте малышу шнурок и покажите, как нанизать на него «бусинки». Чтобы бусы получились еще интереснее, можно чередовать кусочки трубочек с крупными стеклянными бусинами. В зависимости от цвета трубочек бусы могут быть одноцветными или разноцветными. Самые маленькие ювелиры пусть надевают трубочки в любом порядке, а ребятишкам постарше можно предложить придерживаться определенной последовательности цветов. Маленькая модница с удовольствием примерит получившееся украшение. А сыночек пусть подарит модные бусы своей подружке по песочнице.

Забавные существа. Из картонных трубочек можно делать простые и веселые поделки даже с самыми маленькими карапузами. Представьте, что картонный цилиндр - это туловище зверушки или человечка. А дальше пусть за дело берется фантазия: можно дорисовывать личики и мордочки фломастерами, приклеивать лапки, ушки, хвостики из цветной бумаги, делать волосы из ваты и ниток, рога из веточек, добавлять юбочки из кусочков ткани… Придумайте и смастерите вместе с малышом целую коллекцию забавных существ и сочините о них сказку.

Веселые палочки

Кукольный театр. Кукольный театр любят все малыши. Вы можете легко и быстро смастерить персонажей для такого театра и разыграть вместе с малышом любимую сказку. Берем самую простую недорогую книжку с яркими картинками («Колобок», «Теремок» и т.п.), вырезаем персонажей из книжки, наклеиваем их на картон, приклеиваем или прикрепляем скотчем соломинку для коктейля или палочку от мороженого. Артисты для представления готовы! Можно теперь сделать ширму из большой картонной коробки и разыгрывать сказку.

Сколько палочек? Эта нехитрая игра будет тренировать органы чувств малыша, внимание, наблюдательность, мышление. Главное, чтобы малыш уже разбирался с понятиями «один» и «много». Кладем в картонную коробочку одну счетную палочку так, чтобы малыш не видел, и начинаем ее трясти. Сколько палочек в коробочке: одна или много? Потом положим в коробку несколько палочек и потрясем. Вот теперь много! Потренируйте малыша различать на слух одну, две, три и даже четыре палочки… Это вполне реально. И очень интересно!

Подзорная труба. Картонная трубочка - это же замечательная подзорная труба! Одну такую трубочку берет мама, другую - малыш. Мама рассматривает в подзорную трубу комнату и говорит: «Я вижу собачку». Малыш тоже рассматривает комнату в подзорную трубу и находит собачку, которую увидела мама. С ребятишками постарше можно похожим образом сыграть в игру «Я вижу что-то красное». Мама говорит: «Я вижу что-то красное (синее, большое, мягкое, полосатое и т.п.)». А малыш, поглядывая в подзорную трубу, пытается угадать, что же это такое.

Чудо-тоннель. Картонные трубочки умеют превращаться в тоннели. Подскажите малышу такую идею, и он станет увлеченно засовывать в них маленькие игрушечные машинки.

Веселый футбол. Наверное, эту игру помнят многие родители еще со времен своего детства. Особенно папы. Если малыш уже умеет дуть сквозь соломинку, пришло время познакомить с этой игрой и его. Кроме поднятия настроения, забава принесет и другую пользу: дыхательные упражнения развивают легкие ребенка и укрепляют органы речи. Итак, из кусочка бумажной салфетки делаем небольшой легкий шарик. Кладем его в центр стола, вооружаемся соломинками и начинаем дуть через них на «мяч», стараясь, чтобы он перелетел на другой край стола, но не упал на пол. Можно играть и наоборот: каждый игрок старается забить гол в ворота противника - сбросить мячик на пол на «вражеской» стороне.

Палочки на прогулке

Поиграть с палочками можно и на улице во время прогулки. Для этого нам не нужно нести счетные палочки из дома. Материал для игр отыщется в буквальном смысле под ногами. Соберите несколько сухих веточек, они пригодятся для игр. Только обрывать живые ветки с деревьев не нужно, будем учить кроху бережному обхождению с природой.

Рисунки на песке. Покажите малышу, как можно с помощью палочки рисовать на песке или земле. Самым маленьким художникам понравится просто проводить линии и штрихи, удивляясь результатам своих действий. Ребятишки постарше пусть попробуют изобразить что-нибудь узнаваемое.

Повторяй за мной. Предложите малышу повторять узоры за вами. Пусть попробует скопировать то, что вы нарисуете. Это могут быть простые картинки, прямые, ломаные, волнистые, пунктирные линии, геометрические фигурки, буквы и т.п. А потом пусть рисует малыш, а мама за ним повторяет. Рисунки можно дополнять выложенными все из тех же веточек деталями. А еще использовать листья, кусочки коры, мох и т.п.

Фанты. Возьмите две палочки: короткую и длинную. Зажмите их в руке так, чтобы было непонятно, где какая. Договоритесь с малышом: если он вытащит короткую палочку, то выполняет мамино задание, если длинную, задание выполняет мама. Это - игра-развлечение, игра-шутка для подросших ребятишек. А заодно и тренировка на умение различать понятия «длинный» и «короткий».

Катапульта. Эта веселая подвижная игра подойдет даже для самых маленьких ребятишек. Собираем десяток прутиков (привлекаем к сбору и малыша), мастерим «катапульту» из дощечки и камешка, укладываем прутики на одну сторону дощечки и радостно запускаем их вверх ударом по другой стороне. Прутики разлетаются в разные стороны, вызывая бурю восторга у малыша. Теперь его задача -- вновь собрать прутики и приготовить их к следующему запуску. Собирая палочки, можно их пересчитывать. А если к вам присоединятся и другие гуляющие поблизости малыши, игра станет еще веселее.

Играйте с удовольствием!

В этой статье предлагаются занятия с палочками Кюизенера, в ходе которых, ребенок знакомится с такими характеристиками палочек как: цвет, длина, числовое значение, и учится различать их по этим свойствам.

Если вы уже знакомы с занятиями с блоками Дьенеша, то заметите, что многие игры аналогичны, что облегчает вам проведение занятия с ребенком.

Знакомство с палочками Кюизенера. Свойства палочек и их сравнение

Игра “Найди меня”

Цель игры - знакомство с палочками Кюизенера:

  • перечисли цвета всех палочек;
  • найди все палочки красного цвета (желтого, синего, и т.д.);
  • найди палочку не красного цвета;
  • найди все палочки такой же длины;
  • отбери по одной палочке разных цветов;
  • найди самую короткую палочку и назови ее цвет (самую длинную);
  • сравнить по длине две выбранные палочки;
  • выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, синяя, красная, синяя;
  • найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Для того, чтобы помочь ребенку сделать вывод о том, что палочки одинакового цвета - одинаковы и по длине, обратите внимание ребенка:

- «Белая палочка короче всех остальных»;

- «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»;

Выбрав две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что - разное?»

Игра “Угадайка”

Спрячьте одну палочку. Предложите ребенку угадать палочку какого цвета вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”.

Количественное сравнение

Игра “Где больше?”

Перед ребенком выкладывается два ряда палочек - в одном 4 палочки, в другом - 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну).

Дополнительные задания:

  • добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)?
  • покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;
  • положи столько же палочек сколько у меня;

Пространственная ориентация

Игра “Слева-справа ”

Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа - голубую, снизу желтую, сверху - оранжевую» - и т.д.

Игра “Составь картинку”

Предложите ребенку составить из палочек какое-нибудь изображение:

  • елочку, дорожку, забор, домик;
  • геометрические фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, и т.д.;
  • построить лестницу;
  • составить узоры

Соотношение числа и цвета

Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число: “возьми палочку белого цвета - это палочка 1”, “розовая палочка - это палочка 2”, “голубая палочка - это палочка -3” и т.

Для того, чтобы ребенок осознал, что каждая следующая палочка отличается от предыдущей на единицу, предложите ему следующую игру:

Игра “Числовая лесенка”

Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая).

Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке).- ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая.

Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет.

Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа . Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз).

  • сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1), то получится палочка “6”.

Ребенок начнет осознавать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проводите проверку этого утверждения с помощью палочки “1”, переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке, проговаривая при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д.

Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Занятия с палочками Кюизенера для детей постарше смотрите

Методическое пособие для детского сада: «Выложи из счётных палочек»

Дидактическая игра со счётными палочками для детей 3 - 7 лет

Дидактическая игра со счётными палочками для детей дошкольного возраста

Автор: Верхотурова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ Дубининская ООШ № 13, Красноярский край, Шарыповский район, село Дубинино
Описание: работа предназначена детям дошкольного возраста, будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.
Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, любящим родителям.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
Образовательные:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, волшебная шкатулка.
"Воспитатель дошколят, воспитай самого себя, дети учатся подражая" Макаренко.
Ход игры:
I.Интрига.
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Шкатулочка.
Воспитатель: Как вы думаете. Что в ней лежит?
Дети: Бусы, колечки, нитки, пуговицы.
Воспитатель: А вот и не угадали, в шкатулке лежат предметы, они тонкие, разноцветные, длинные, твёрдые, их можно считать, теперь догадались, что там?
Дети: Карандаши, веточки, счётные палочки.
Воспитатель: Да, в шкатулке лежат счётные палочки, как вы думаете, зачем они нам понадобились, что мы с ними будем делать?
Дети: Играть, считать.
Воспитатель: Правильно, мы будем их не только считать, но и выкладывать из них рисунки.
II. Проведение игры.
Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено.
Дети называют картинки.
Воспитатель: Выложите рисунок из счётных палочек, правильно подбирая по цвету, брать палочки надо по одной из коробочки.
Дети выполняют задание. Дети 3-5 лет палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.
III. Итог игры.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали?
Дети: Выкладывали из палочек узор, рисовали палочками, считали палочки, подбирали палочки по цвету, называли картинки.
Воспитатель: Вам понравилось играть с палочками?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы молодцы, все быстро справились с заданием, выложили красивые рисунки.
1.Солнышко.


2.Грузовик.


3.Кораблик.


4.Ваза.


5.Девочка.


6.Ёлочка.


7.Рыбка.


7.Две ёлочки.


9.Звезда.


10.Ёжик.


11.Самолёт.


12.Паровоз.


13.Флажки.


14.Божья коровка.


15.Мальчик.


16.Домик с деревом.


17.Телевизор.


18.Стрекоза летит к цветку.


19.Ракета.


20.Конфета.


Моторику мы развиваем,
Счётными палочками играем.
Закрепляем мы цвета,
Занятие-просто красота.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…

Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:

  • Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
  • Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
  • Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
  • Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
  • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
  • И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
  • Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:

  • Счетные палочки и цифры, 72 элемента – деревянный наборчик в коробочке;
  • Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре – 50 шт.
  • Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников

Ниже я приведу схемы работы со счетным материалом Кюизенера, впрочем, и с обыкновенными спичками, зубочистками, палочками играем точно так же:

  • Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
  • Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
  • Зеркальное отражение: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
  • Устные задания: выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т.д.;
  • Запомни фигуру: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребеночек называет, что и восстанавливает конструкцию;
  • Шаблоны: взрослый выкладывает фигуру и просит добавить к шаблону еще 2 элемента, потом 3 и т.д.
  • Короче-длиннее: работаем с цветными палочками. Взрослый берет палочку, например, красного цвета и предлагает малышу найти зеленую, но короче красной. По такому же принципу загадываем найти палочки с другим признаком.
  • ​ Больше-меньше: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
  • Просим взять 2 любых элемента, но не синих. Или найти 2 палочки одинакового цвета, но разного размера;
  • 38 попугаев: измеряем короткими палочками длину машинки, стола. Выясняем, сколько коротеньких палочек «помещается» в длинной и т.п.;
  • Справа-слева: найди самую короткую и самую длинную палочки, положи их так, чтобы длинная была справа, а короткая – слева (впереди-сзади, вверху-внизу и т.п.);
  • Делаем лесенку и предлагаем ребенку добавить элементы, чтобы получились квадраты или прямоугольники;
  • Дети в подготовительной группе готовы к таким заданиям: найди с закрытыми глазами две палочки одинаковой длины, положи их на стол рядом. Если достаточно уделять времени с младшего возраста играм с палочками Кюизенера, то ребенок сможет даже находить палочки определенного цвета с закрытыми глазами. Дело в том, что эти палочки группированы по размеру и цвету.

Усложняем задачу для старших деток

Пора усложнить развивающие задания, их можно предлагать не только дошкольникам старшего возраста, но и младшим школьникам:

  • Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
  • Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры;
  • Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек;
  • Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки;
  • К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение;
  • Отлично идут головоломки с палочками: выкладываем фигуру и предлагаем ребенку добавить или убрать палочки так, чтобы получилась другая фигура. Есть схемы в Интернете, можно распечатать для себя;
  • В «сотрудничестве» с блоками Дьенеша предлагаем создать город с дорогами, домами, мостиками и разыграть целую историю.

По-моему, получилась приличная картотека для домашнего использования, как вы считаете? Да и в ДОУ она нелишней будет. Конечно, упражнений и творческих задач со счетными палочками гораздо больше, но в более-менее читабельную статью всего не уместишь.