Флористика        19.06.2019   

Игры с палочками кюизенера для самых маленьких. Игры со счетными палочками в детском саду

Развивающие ритмические игры с палочками.

Автор: Рукавишникова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель, МКДОУ детский сад «Колосок» с. Калинино, Малмыжского района, Кировской области

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, логопедам, родителям.
Занятия с палочками развивают внимание, память, мелкую моторику, чувство ритма. С ними можно играть индивидуально с каждым ребенком, а можно небольшими группами. Игры разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка.

Цель: развитие двигательной сферы, координации движений, эмоциональной выразительности речи.
Главной задачей игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованного с движениями.

Учим палочку танцевать

(Играем с одной палочкой)
Цель: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит. Палка – палочка лежит.
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать, будет палочка плясать
(хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня - ля-ля-ля, ля-ля-ля
(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Прыг да скок

русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)

Летом - серенький, зимой - беленький.

По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность) русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи.

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове) русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

Аты-баты
(стучать торцом палочек поочередно)
На базар
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Аты-баты, что купили?
(стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты
(стучать торцом палочек поочередно)
Самовар.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест) автор слов Г.Лагздынь
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие двигательной сферы, координации движений,внимания, мышления.

Ножками затопали: топ, топ, топ!
(стучать торцом палочек поочередно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!
(стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали!
(положить палочки на стол, поднять)
Снова сели!
(опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели!
(имитировать движение ложек).

Для справки: палочки можно заменить деревянными ложками или карандашами.

Игры - головоломки со счетными палочками.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Их еще называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет создание различных форм и преобразование одних фигур в другие. В ходе таких игр дошкольники охотно преодолевают значительные трудности, могут отказаться от сиюминутных желаний, возникающих по ходу выполнения той или иной игровой задачи. Кроме гордости от сознания своей сообразительности, уверенности в своих возможностях, игры - головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

Для игры понадобится набор ученических счетных палочек или любые палочки одинаковой длины и толщины, полоски картона, даже спички, с которых предварительно счистили серу. Если вы играете вместе с детьми, то можете давать устные задания. Если ребенок играет один, хорошо заготовить карточки, на которых написано условие игровой задачи (в случае, если он умеет читать), или схематически указано, сколько палочек надо взять, какое преобразование проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Например: из 7 палочек надо составить 3 треугольника.

Хорошо, если дети сами придумывают задачи и записывают (моделируют) их для решения другими людьми (детьми или взрослыми).

Задачи - головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности:

ü На составление заданных фигур из определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:

Прямоугольник из 8:

ü На преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек.

Напр., убрать 4 палочки, чтобы получились 3 квадрата:

Убрать 8 палочек, чтобы получился крест:

ü На преобразование фигур, путем перекладывания палочек.

Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону:

Переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась:

Когда дети освоят все 3 уровня сложности игр - головоломок, поощряйте их творчество в создании своих вариантов логических задач. Придумывайте более длинные и сложные задания. Используя последовательно проводимые преобразования, составляйте рассказы, сказки.

А пока вы только учитесь, предлагаем вам отгадать авторскую задачу - головоломку:

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать-

Надо палочку убрать

И переложить другую.

Так лопатку получу я!

А у вас она готова?

Передвинем палку снова

А внизу одну возьмем

И в коробку уберем.

Вышел стульчик!

Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали?

Их четыре!

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить -

Будет стул столом служить!

Если вам не надоело,

Продолжаем наше дело:

Сделаем дорожный знак

Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили

И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась-

Палочка одна осталась.

Мы ее на стол положим -

Треугольник сделать сможем!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…

Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:

  • Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
  • Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
  • Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
  • Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
  • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
  • И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
  • Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:

  • Счетные палочки и цифры, 72 элемента – деревянный наборчик в коробочке;
  • Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре – 50 шт.
  • Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников

Ниже я приведу схемы работы со счетным материалом Кюизенера, впрочем, и с обыкновенными спичками, зубочистками, палочками играем точно так же:

  • Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
  • Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
  • Зеркальное отражение: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
  • Устные задания: выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т.д.;
  • Запомни фигуру: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребеночек называет, что и восстанавливает конструкцию;
  • Шаблоны: взрослый выкладывает фигуру и просит добавить к шаблону еще 2 элемента, потом 3 и т.д.
  • Короче-длиннее: работаем с цветными палочками. Взрослый берет палочку, например, красного цвета и предлагает малышу найти зеленую, но короче красной. По такому же принципу загадываем найти палочки с другим признаком.
  • ​ Больше-меньше: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
  • Просим взять 2 любых элемента, но не синих. Или найти 2 палочки одинакового цвета, но разного размера;
  • 38 попугаев: измеряем короткими палочками длину машинки, стола. Выясняем, сколько коротеньких палочек «помещается» в длинной и т.п.;
  • Справа-слева: найди самую короткую и самую длинную палочки, положи их так, чтобы длинная была справа, а короткая – слева (впереди-сзади, вверху-внизу и т.п.);
  • Делаем лесенку и предлагаем ребенку добавить элементы, чтобы получились квадраты или прямоугольники;
  • Дети в подготовительной группе готовы к таким заданиям: найди с закрытыми глазами две палочки одинаковой длины, положи их на стол рядом. Если достаточно уделять времени с младшего возраста играм с палочками Кюизенера, то ребенок сможет даже находить палочки определенного цвета с закрытыми глазами. Дело в том, что эти палочки группированы по размеру и цвету.

Усложняем задачу для старших деток

Пора усложнить развивающие задания, их можно предлагать не только дошкольникам старшего возраста, но и младшим школьникам:

  • Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
  • Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры;
  • Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек;
  • Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки;
  • К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение;
  • Отлично идут головоломки с палочками: выкладываем фигуру и предлагаем ребенку добавить или убрать палочки так, чтобы получилась другая фигура. Есть схемы в Интернете, можно распечатать для себя;
  • В «сотрудничестве» с блоками Дьенеша предлагаем создать город с дорогами, домами, мостиками и разыграть целую историю.

По-моему, получилась приличная картотека для домашнего использования, как вы считаете? Да и в ДОУ она нелишней будет. Конечно, упражнений и творческих задач со счетными палочками гораздо больше, но в более-менее читабельную статью всего не уместишь.

С давних пор счётные палочки становятся настоящими «выручалочками» для детей, постигающих основы математики. На страницах этого раздела мы собрали для Вас множество интересных и занимательных игр со счётными палочками; занятий по конструированию, сенсорике; системы упражнений с палочками для развития мышления и речи.

Способствуйте развитию мелкой моторики, смекалки и сообразительности; закреплению первоначальных знаний геометрических фигур и арифметического счёта. Счётные палочки – самый доступный и многофункциональный дидактический материал!

Играем со счётными палочками и развиваемся.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 138 .
Все разделы | Палочки счетные, цветные. Игры с палочками

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию «Цветные палочки» в первой младшей группе Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в 1 младшей группе на тему «Цветные палочки » Описание материала : Предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 лет) по сенсорному развитию на тему «Цветные палочки » . Данный...

H3] Самое важное новообразование дошкольника - воображение. Подготовка ребенка к школе часто ассоциируется с обучением счёту и чтению, однако знающие педагоги чётко знают, что это заблуждение. Если у вашего малыша достаточно развито и сформировано воображение, то можете...

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками - Игры со счетными палочками с детьми дошкольного возраста

Публикация «Игры со счетными палочками с детьми дошкольного...» Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Пособие со счетными палочки для дошколят. Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из...


Цели: Воспитание творчески активной личности; развитие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в театральную деятельность. Задачи: Развитие речи младших дошкольников, пополнение и обогащение словарного запаса...

Консультация для родителей и педагогов «Дидактические игры по математике с цветными счетными палочками на развитие логики» Дидактические игры по математике с цветными счетными палочками: на развитие логики(консультация и мастер - класс для педагогов и родителей) Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с...

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками - Мастер класс «Счётные палочки для детей»

Уважаемые коллеги, хочу загадать вам загадку: « Это математическое пособие состоит из палочек, имеющих разный цвет и разную длину. Используя его можно решать целый ряд задач: формирование у дошкольников умения различать цвет и величину, умение моделировать число на основе счёта...

Театральная деятельность в средней группе «Как игрушки выкладывали узор из счетных палочек» Театральная деятельность в средней группе "Как игрушки выкладывали узор из счетных палочек" Цель: развитие способностей каждого ребенка. Задачи: Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Развивать у детей способность в...

Всем известно, что пальчиковые игры стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют знания и опыт многих поколений, а также исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

У ребенка первого года жизни непроизвольные движения, поэтому пальчиковые игры для детей до года содержат приемы массажа и лечебной физкультуры.

К двум годам движения ребенка постепенно становятся произвольными, целенаправленными. Поэтому для детей от 1 года до 2 лет игры можно усложнять и предлагать активную позицию ребенка, например, малыш может массировать свои пальчики самостоятельно.

Предлагаю игру для детей от полутора до двух лет

Для игры понадобится пустая пластиковая бутылка из-под воды с узким горлышком и цветные счетные палочки. Счетные палочки можно заменить тонкими макаронами, соломкой, трубочками для коктейля, цветными счетными палочками Кюизенера.

Сначала дайте ребенку рассмотреть палочки. Сначала их должно быть немного (от 5 до 10 штук). Потом дайте пустую бутылку. Скорее всего, ребенок сам поймет, что с этим делать и начнет складывать в бутылку палочки. Если нет, то скажите: «Давай положим (спрячем) палочки (соломку) в бутылку». Покажите, как опускать палочки (соломку) в бутылку. Объясняйте свои действия. Когда все палочки окажутся в бутылке, предложите ребенку потрясти ее и послушать звук. Похвалите малыша: «Какой (ая) ты молодец, все палочки собрал (а) (спрятал (а), опустил (а)) в бутылку». Теперь предложите ребенку достать их: «Давай достанем палочки из бутылки». Возможно малыш сам поймет, что надо бутылку перевернуть, чтобы они высыпались, но как правило, многие детки засовывают в бутылку пальцы и пытаются достать самостоятельно:).

Эта игра очень нравится деткам данного возраста. Позже можно усложнять игру: использовать бутылку с более узким горлышком, называть цвета палочек и предлагать ребенку опустить в бутылку все желтые (красные, синие, зеленые) палочки, увеличить количество палочек, заменить палочки фасолью или другими более мелкими вещами.

Важно! Если вы используете для игры мелкие вещи (фасоль, крупы, бусинки, пуговицы и др.), не оставляйте малыша играть без присмотра. Опускать палочки в бутылку нужно так, чтобы в игре были задействованы две руки (сначала малыш складывает левой рукой, высыпает, а после складывает правой рукой). Хорошо, когда у малыша задействованы две руки одновременно (бутылка стоит на полу, а малыш берет палочки обеими руками и складывает то левой, то правой рукой. Не забывайте, что ребенок еще маленький, и если у него не получаются какие-то движения, помогите ему, чтобы он запомнил как надо и дальше мог сам повторить.

Моему сыночку год и девять месяцев. Он любит играть в эту игру. Мне не пришлось говорить, что нужно сделать с палочками, когда я дала ему пустую пластиковую бутылку и цветные счетные палочки. Малыш сразу стал опускать палочки в бутылку. Потом я предложила потрясти бутылку и достать палочки. Было смешно наблюдать, как сынок пытается достать палочки из бутылки руками. После я показала ему, что можно достать намного быстрее, перевернув бутылку. Теперь он играет в эту игру самостоятельно.