Садовые растения        13.05.2019   

Исполнение супружеского долга впервые. Выводы к главе VII

Жена поставила передо мной тарелку со слипшимися в один комок макаронами. Села за стол, взяла в левую руку блюдце, в правую, стоявшую на нем чашечку кофе.
- Что это? – спросил я, показав на тарелку.
- Обед, - пояснила жена, отпивая кофе.
- Понятно, твой обед у тебя в чашке, - заметил я. – А что у меня в тарелке?
- Макароны, которые ты отказался есть утром…Тебе они показались недоваренными…
- Почему ты думаешь, я стану есть их сейчас?
- А я их доварила…
Я отодвинул от себя тарелку с доваренными макаронами.
- Можешь сварить их еще раз, - сказал я, вставая из-за стола, - и подать этот клей для обоев своей мамочке…
Жена взяла чашечку с кофе в левую руку, а блюдце – в правую. Я знал - это исходная позиция для битья посуды. Сейчас она допьет кофе и грохнет блюдце об пол. На звук очередного разбитого блюдца в кухню сразу же войдет теща.
Но сегодня до битья посуды дело не дошло. Услышав сравнение макарон с обойным клеем жена, поперхнувшись кофе, закашлялась и начала синеть. Насладиться видом синеющей жены помешала теща.
- Слава Богу! – крикнула она, влетая на кухню. – А я уже испугалась, что он тебя душит…
- Извините, не успел, - сказал я. - Вы слишком быстро прибежали...
Задыхающаяся от кашля жена, показала мне наманикюренный кукиш.
- Умница, - одобрительно сказала мать, помогая жене поднять ее руку с кукишем до уровня моего лица, - не на тех напал…
- Какой дурак собирается на вас нападать? – спросил я.
- Тогда чего все время скандалишь? – теща подала стакан воды жене. – В чем дело?
Я молчал, глядя на пьющую воду жену.
- Вы хотите знать правду? - с угрозой спросил я у тещи.
- Хочу, - решительно сказала она.
Жена и теща уставились на меня. В их взглядах не было ничего родственного.
- Ваша дочь не выполняет свой супружеский долг, - сказал я теще после паузы.
Услышав это, жена поперхнулась водой из стакана и снова закашлялась. Закашлявшись, начала краснеть. Насладиться краснеющей женой не дала теща.
- Это правда, Наденька? – с плохо скрываемым любопытством, спросила она жену.
- Мамочка! – прохрипела дочь. - Уж чья б корова мычала, а его лучше б молчала! Спроси его, когда он прикасался ко мне в постели последний раз?
- Действительно, когда, - заинтересованно спросила теща, удобно усаживаясь на стул и готовясь к отчету о моих действиях с ее дочерью в постели..
- У вас, что крыши поехали? – опешил я. – При чем здесь кровать?... Я вам про супружеский долг, а вы мне про что?..
Жена и теща переглянулись.
- Ты про какой супружеский долг говоришь? – уточнила теща.
Я удивленно посмотрел на нее.
- А вы не догадываетесь?
- Я думаю – это ты не догадываешься…
- Видишь, мама, - сказала жена, - он даже забыл уже, что такое супружеский долг...
- Во всяком случае, - перебил я тещу, - не про постель сейчас речь…
- А про что? – одновременно вскрикнули мать и дочь.
- Про что, про что!? – нервно повторил я. – Про стол… Вот, про что..
Жена и теща посмотрели друг на друга. Затем мать медленно перевела взгляд на меня.
- Извращенец! – бросила она мне и выразительно посмотрела на дочь. - Ему постели уже мало...
- А кормить меня несколько лет одними макаронами – это как? – крикнул я женщинам в лицо, придвинув к ним тарелку с макаронами. – Не извращение?.. Разве это не супружеский долг жены, чтобы муж всегда был сытым?..
Я в сердцах ударил кулаком по столу.
Жена торопливо разжала, бывший наготове кукиш и испуганно прижалась к матери. Теща обняла дочь за плечи, выставив вперед свободную руку, ограждая себя и жену от дальнейшего моего возмущения.
Негодование бурлило во мне, предлагая вырваться наружу матом.
- А вы знаете, что ваша Наденька вот уже больше года обещает мне пожарить картофельные дранцы…- сдержав мат, бросил я через тещину руку, как камень через забор.
- Дались ему эти дранцы, - вскрикнула жена так, будто камень попал в нее. – Ну, пожарю я ему эти картофельные блинчики, мама, пожарю!
- Ты скорее меня в могилу сведешь, чем пожаришь…
- Я бы тебя вместо могилы на какую-нибудь работу свела, - подала голос теща.
Я обессилено опустился на стул, стоявший у стола.
- Если бы я знал, что вы привезете меня в свой город, чтобы кормить макаронами, - пытаясь успокоиться, тихо сказал я, - повесился бы на хрустальной люстре в ЗАГСе…
- Можешь это сделать и в нашем городе, - бросила жена из-за плеча матери.
- Ты же слышала - для этого ему нужна хрустальная люстра, - напомнила теща.
- Возьмем напрокат, - поспешно пообещала жена. – Чего не сделаешь для любимого…
- Зачем тратиться? – спросил я. – Спрыгнуть с балкона дешевле...
- Давай, прыгай, - сказала жена. - Как раз попадешь в ресторан...Там и закажешь себе дранцы...
Теща и дочь понимающе переглянулись. Жена, выразительно кивнув в мою сторону, покрутила пальцем у своего виска.
- Чувствую у вас скоро от битья посуды дело дойдет до рукоприкладства, - со вздохом сказала теща.
- Не переживайте, - успокоил я ее, - к вашей дочери руку прикладывать уж точно не стану… А вот, что касается своей жены, то если не укоротит язык может и схлопотать…
- Ты руки-то не очень распускай, - подала голос жена.
- Правильно, доченька, - поспешно поддакнула теща. - Заведи своих деточек вот тогда и распускай…
- Куда ему о своих детях думать, - сказала жена, - если у него голова забита одними дранцами…У него же в голове только сырой тертый картофель…
- Кстати, дорогой зятек, - перебила теща дочь, - должна тебе напомнить, что от картофельного крахмала хорошо стоят только накрахмаленные воротнички…
- И не стыдно вам, Марья Ивановна!? – возмутился я.
- А чего стыдиться, если об этом написано во всех «советах домохозяйкам», - пояснила теща.
- Это просто счастье, что у вас нет внуков, - осуждающе сказал я теще. – Чему бы вы их научили?
- Чтобы они не были похожи на отца! – сразу же ответила она.
Я замолчал. Это был удар ниже пояса.
Злорадно хихикнула жена.
Бессильная злоба клокотала во мне. Два сапога - пара! Что дочь, что маменька! Стервы, а не родственнички!
- Знаете о чем я жалею? - тихо сквозь зубы спросил я. - О том, что я не верблюд…
- Не дай Бог! – вскрикнула жена. – Это сколько пришлось бы тебе жарить дранцев?..
- Ну, пьешь ты, пожалуй, и сейчас не меньше верблюда, - обронила со вздохом теща.
- Подожди, мама, - поспешно перебила тещу жена. – Интересно, чего это его от супружеского долга потянуло к верблюдам?
Я выдержал паузу и сказал:
- Я мог бы несколько месяцев обходиться без ваших макарон...
- Не семья, а зверинец! - вздохнула теща, вставая и направляясь к двери.
- Я с тобой, мамочка! - поспешно сказала жена, догоняя тещу.
… Долго сидел у себя в комнате, жалея себя и борясь с желанием пойти на кухню и съесть обойные макароны.
Посторонний звук доносившийся из кухни отвлек от грустных мыслей. Прислушался. Не поверил ушам. Подошел к двери, осторожно приоткрыл ее. Точно, ошибиться я не мог – на терке терли сырую картошку. Этот звук показался мелодичнее всякой музыки. Нежность к жене дрожью пробежала по всему телу, затихнув в голодном желудке. Услышала, наконец-то, голубка, своего котенка. Я верил, что любовь ко мне до сих пор живет в ее сердце. И не ошибся! Почувствовал, как ответное чувство шевельнулось во мне. Чего греха таить, во многом происходящем в семье есть и моя вина! Завтра же сажусь за изучение объявлений биржи труда. Устраиваюсь на работу. Любую! Пора быть не только главой семьи, но и ее кормильцем.
…Тихо вошел на кухню. Жена сидела за столом, спиной к двери.
- Спасибо, дорогая! – нежно сказал я, запрокидывая ее голову и целуя в лоб.
- Осторожно! – крикнула Надюша, отстраняясь.
Взглянув на жену понял странный привкус от поцелуя.
Все ее лицо было покрыто маской из толстого слоя тертой картошки.
На плите, в кастрюле закипала вода, из которой, как пучок соломы, торчали еще сырые макароны.

  1. Человек не рождается личностью; личностью - господином самому себе - в определенных общественных условиях человек делает себя сам. Духовную основу личности, ее неповторимого внутреннего мира составляет определенная совокупность («пирамида») ценностей. В обширном царстве ценностей существуют ценности особые, живущие вечно и одинаково важные для всех - общечеловеческие ценности. В их число входят мораль и право. При выборе линии своего поведения человек ориентируется на эти ценности, причем в выборе своем он свободен. Но нести ответственность за последствия своего выбора должен он сам, и прежде всего перед своей совестью.
  1. Мораль - общечеловеческая ценность. Сущность морали замечательно выражает известное «золотое правило», ее содержание составляет совокупность моральных ценностей - принципов, норм, идеалов, которые регулируют поведение человека, его отношение к другим людям, к себе, к окружающей среде. Высший моральный идеал можно выразить одним словом - человечность, или более развернуто - словами Библии: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Изучать мораль помогает особая философская наука - этика.
  2. Свое содержание этика излагает при помощи особых слов, важнейшими из которых являются понятия «добро» и «зло». Понятие «добро» выражает все лучшее, к чему устремлены люди, все то, что способствует сохранению и улучшению жизни, нравственному совершенствованию личности. «Зло» - это нарушение морали, безнравственность, антигуманность; этим понятием определяют все то, что мешает жизни, уничтожает ее, губит душу, способствует нравственной деградации личности. Но зло коварно, оно нередко прикрывается маской добра, и, чтобы отличить добро от зла, нужен надежный критерий. Им является главный принцип морали - гуманизм.
  3. Роль морали в нашей жизни можно назвать всеобъемлющей: она помогает нам оценивать окружающую действительность и самих себя; она регулирует наше поведение, все наши отношения; она воспитывает личность. Моральные оценки помогают нам в поиске истинных ценностей. Моральное регулирование осуществляется двумя путями: через общественное мнение и - самое главное - через воздействие совести. Как воспитатель мораль присутствует везде, входит составной частью во все виды человеческой деятельности.
  4. Понятия долга и совести также входят в число главнейших в этике. Долг связывает нас с обществом и определяет наши обязанности перед окружающими. Когда человек сам сознательно предъявляет моральные требования к себе, такой долг называют моральным долгом. И нет ничего надежнее и крепче. Совесть - глубоко личное осознание и одновременно чувство своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль, позволяющий нам в самых глубоких тайниках души судить о добре и зле.
  5. Высшей нравственной основой брака и семьи, безусловно, является любовь. Она устремлена к идеалу, возвышает души влюбленных, несет мир и гармонию. Но есть и другая, не менее важная моральная основа брака и семьи - семейный долг. Причем его содержание, как ни удивительно, у женщин - свое, а у мужчин - свое. И чем глубже каждый из супругов осознает свою неповторимую роль, тем крепче и счастливее семья.
  6. Нравственная культура - часть духовной культуры, при этом главная ее часть. Она складывается из нескольких элементов. Прежде всего, необходимы, конечно, знания моральных ценностей. Но знание «должно работать». Человек постоянно творит себя, сам выбирает свой путь. Будет ли он при этом ориентироваться на моральные нормы или отбросит их прочь - это его выбор и его ответственность.

    Умение поступать морально еще один элемент культуры. Это умение не дается легко: оно требует постоянного самоконтроля совести и, конечно, мужества, чтобы искать не только выгоду (что вполне нормально), но и помнить о морали.

Вопросы для итогового повторения

  1. Каковы могут быть последствия нарушения человеком моральных норм?
  2. Как вы думаете, совесть помогает свободе нашего личного выбора или препятствует ей? Поясните свое мнение.
  3. Почему достойное исполнение семейного долга возможно только при условии осознания человеком своего морального долга?
  4. Как вы объясните, что доже очень старательному «дровосеку» всегда необходима правильная моральная оценка его действий?
  5. Почему зло, в какие бы маски оно ни рядилось, никогда не было и никогда не сможет стать моральной ценностью, хотя в жизни человека оно всегда присутствует?
  6. Чем вы объясните наличие противоречия между моральными знаниями и практическим поведением человека?
  7. Возможно ли стать господином самому себе, не усвоив всех элементов нравственной культуры? Аргументируйте свой ответ.

Не правда ли забавно читать пособия молодоженам написанные в древности, в которых обсуждается таинство первой брачной ночи! Ведь согласно статистике, подавляющее большинство современных молодоженов (девять из десяти) уже имеют сексуальный опыт. Можно ли из этого сделать вывод, что понятие «первая брачная ночь» уже не актуально? Конечно же нет! В любом случае первый день и ночь семейной жизни запомнятся навсегда. Как же бывает забавно вспомнить собственный первый опыт и послушать истории других!

Свадьба для двоих

Он (Сергей, 28 лет): Мы долго спорили с будущей женой, какой должна быть наша свадьба. Я предлагал пойти расписаться только вдвоем (или, на крайний случай, взяв с собой лишь свидетелей). Дело в том, что я ужасно не люблю все эти пафосные кортежи, застолья, на которых собирается сотня человек, и половина гостей даже не знают друг друга. Не люблю все эти «выкупы невесты», «похищение туфельки» и прочие дурацкие свадебные обряды. А Оксана мечтала о том, чтобы торжество было «как у людей». Из-за этих споров мы едва всерьез не разругались. Но потом все-таки нашли компромиссное решение.

Она (Оксана, 25 лет): Я бы, может, была не прочь сыграть тихую свадьбу, но мне не хотелось обижать родителей и родственников, так надеявшихся погулять на моем празднике. В итоге мы договорились, что в день свадьбы исполним всю «программу», а вечером, когда гости сядут за стол, уедем в свадебное путешествие. Знаете, как в кино. Женились мы в апреле, поэтому решили съездить в Крым — там в это время очень красиво. Заказали заранее гостиницу, билеты. В общем, первую брачную ночь мы провели в купе спального вагона, под стук колес. Хотя до свадьбы мы встречались полтора года, эта ночь получилась очень необычной и действительно запоминающейся.

А жених — последний!

Есть такой довольно скабрезный анекдот. На свадьбе у гостей спрашивают: «Кто еще не спал с невестой?» — «Я» — «А ты кто?» — «Жених» — «Ну, ты еще успеешь!» А между прочим,некоторые свадебные обычаи, сохранявшиеся у примитивных народов вплоть до недавнего времени, в точности повторяют этот анекдот. У некоторых африканских племен, к примеру, жених отдавал свою невесту перед свадьбой нескольким своим друзьям. На Маркизских островах первую брачную ночь невеста проводила по очереди с гостями (которые получали право «доступа к телу» строго по старшинству), и все это происходило в присутствии жениха.

А в средневековой Европе (примерно с XII по XVII-XVIII века) существовало так называемое право сеньора: крестьяне не только должны были получить у него разрешение на брак, но и уступить первую брачную ночь. «Право сеньора» было юридически закреплено и являлось чем-то вроде разновидности налога. И если невеста не очень-то нравилась господину, он мог не покушаться на ее невинность, а взять этот «налог» продуктами или деньгами.

Как украли… жениха

Он (Олег, 29 лет): Перед тем как расписаться, мы с Олей целый год жили в гражданском браке, вместе снимали квартиру. Так что наше решение было вполне осознанным. Но существовала одна проблема — я очень боялся знакомить Олю со своей мамой. Будущая жена не понимала меня: она-то сразу привела меня в дом к своим родителям, я даже успел подружиться с будущим тестем и добиться расположения тещи. Но моя мама — особый случай. Она ужасно ревновала не только меня ко всем моим девушкам, но и моей сестре не позволяла приводить домой кавалеров. В общем, я хотел, чтобы Оля познакомилась с мамой уже после свадьбы. Но Оля настояла на том, чтобы все было «как у людей» — и сбылись мои наихудшие ожидания. Мама восприняла ее в штыки, потом закатила мне истерику — требовала, чтобы я отменил свадьбу. В загс она идти отказалась, а в день свадьбы… отключила будильник в моей комнате. Роспись у нас была назначена на утро, и я едва не опоздал на нее — проспал… Неудивительно, что весь день я был взвинченным и издерганным. Маме не удалось сорвать свадьбу, но настроение она мне подпортила изрядно. Пришли мы в ресторан. Я выпил бокал шампанского, а сам думаю не о торжественности момента, а о том, как бы поскорее попасть в нашу уютную квартирку и отдохнуть. И тут вижу — жена делает мне какие-то таинственные знаки, зовет выйти. Вышли мы на крыльцо — а там машина стоит. Оля схватила меня за руку и…

Она (Ольга, 27 лет): Я видела, как Олег переживает из-за истерик мамы, и думала только об одном — как бы отвлечь его. И придумала. Заранее сняла квартиру на несколько дней, навела там красоту. Мой будущий муж об этом ничего не знал, зато в тайну были посвящены наши свидетели. Они тихонько ушли в самом начале свадебного застолья, прихватив с собой запас продуктов и шампанское, и поехали в наше временное «гнездышко» накрывать стол и украшать квартиру цветами и шариками. А потом я тоже тихонько вызвала такси и… украла собственного мужа со свадьбы . Привезла его в наш временный приют, а там — красотища, накрытый стол! Он просто в себя не мог прийти от неожиданности. Мы выпили со свидетелями по бокалу шампанского, потом они оставили нас вдвоем… В общем, первая брачная ночь удалась. А главное — я смогла отвлечь своего мужа от проблем и устроить для него настоящий праздник.

Мама вам в помощь!

У разных народов есть множество интересных и подчас забавных обычаев, связанных с первой брачной ночью . Например, во Франции бедным молодоженам приходилось несладко: подгулявшие гости собирались под окнами спальни, шумели, пели песни и всячески безобразничали, отвлекая молодых от самой важной свадебной обязанности. Вконец расшалившись, гости могли даже ввалиться в спальню в самый интересный момент.

По греческому обычаю , перед тем как отдать брачное ложе молодым, туда запускали малышей, чтобы те в свое удовольствие попрыгали и повалялись на кровати. Считалось, что детская возня на брачном ложе — к здоровому потомству.

А в Японии одним из главных действующих лиц первой брачной ночи была… мама жениха. Она не только убирала ложе молодых цветами и подсыпала туда манной крупы (крупа символизировала опять-таки обильное и здоровое потомство) — у нее было еще много интересных обязанностей. Еще до свадьбы будущая свекровь должна была рассказать невесте о достоинствах своего сына — да так, чтобы у девушки отпали последние сомнения, стоит ли выходить замуж. А непосредственно во время брачной ночи мама мужа присутствовала в комнате и… мягко и ненавязчиво руководила действиями молодой неопытной жены, помогая ей преодолеть страх и стеснение.

Драгоценная девственность

Он (Виктор, 37 лет): В ранней юности я особо не задумывался о том, будет ли моя будущая невеста невинной девушкой. Но с возрастом (и с опытом!) я пришел к тому, что обычаи наших дедов, требующие от невесты чистоты и неискушенности, — это правильные обычаи. Сможет ли женщина, знавшая в своей жизни нескольких мужчин, достаточно уважительно относиться к собственному мужу? Вряд ли. Проблема заключалась в том, что сегодня найти взрослую девушку, не имеющую сексуального опыта, очень тяжело. Когда я познакомился с Ириной, мне казалось, что я встретил именно такую девушку. Мы встречались несколько месяцев, она была очень скромной и приятной. Когда я осторожно поинтересовался, были ли у нее мужчины, а она покраснела и ответила «нет», я, недолго думая, сделал ей предложение. Боже, как же я ошибся!

Она (Ирина, 24 года): — самое ужасное, что случилось в моей жизни. У меня действительно до мужа никого не было! И я очень волновалась из-за того, что должно было произойти. Да я и не поняла тогда толком, что он делает. Пришла в себя от того, что Виктор стал орать на меня и обзывать всякими гнусными словами. Я расплакалась, просидела остаток ночи на кухне, а под утро вызвала такси и уехала к родителям. Вскоре мы подали на развод. Но меня продолжал мучить вопрос, как же он мог решить, что я не невинная девушка? Я даже пошла к врачу. Она объяснила мне, что у меня такое анатомическое строение, при котором первый опыт проходит бескровно и безболезненно. И добавила: «Повезло вам, девушка!» Эх, знала бы она!.. Впрочем, сейчас (через три года после этой злосчастной брачной ночи) я начинаю думать, что мне действительно повезло. Если бы тогда все было бы так, как ожидал Виктор, я бы, может, и по сей день жила с этим… идиотом.

Между прочим, не так давно в одном тесном женском кругу мы обсуждали всяческие вопросы, связанные с невинностью. Я, правда, в обсуждении не участвовала — слишком болезненная для меня тема. Одна барышня (у нее отец — военный, а мама — врач-гинеколог) рассказывала, что когда отец еще при Союзе служил на Кавказе, то мама зарабатывала там бешеные деньги… операциями по восстановлению невинности, которые делала местным невестам. А другая девица рассказывала, как ждала из армии жениха и что она в это время вытворяла, умудряясь формально сохранить девственность. Ну и какой толк в такой девственности, скажите?

Конечно, брачная ночь была для меня травмой. Первое время я даже думала, что у меня никогда больше никого не будет. Но полгода назад я познакомилась с одним мужчиной. Он гораздо моложе и красивее моего «мужа на одну ночь». Я не знаю, как сложатся дальше наши отношения, но пока что он помог мне забыть мой злосчастный первый опыт и почувствовать себя женщиной.

Невинность — священная, ужасная и … дорогая

Во многих странах Африки и Южной Америки к девственности относятся как к чему-то ненужному и даже вредному. Лишение невинности рассматривается порой как сугубо женская проблема. Например, в Парагвае новорожденных девочек немедленно лишает невинности акушерка при помощи пальца, в Колумбии это делает мать ребенка. В Центральной Африке маленьких девочек лишают невинности старейшие женщины рода.

У некоторых народов эту миссию берут на себя священнослужители. А вот у народности тогда, живущей в Индии, для дефлорации невесты приглашался мужчина из другой деревни, бравший на себя эту ответственную миссию.

Долг — превыше всего!

Он (Алексей, 32 года): Друзья-приятели рассказывали, что в первую брачную ночь они рассматривали подарки, считали деньги или помогали невесте разобрать сложную прическу и расшнуровать хитрые застежечки и завязочки на свадебном платье. А до секса дело так и не доходило: «Ах, мы так устали! Ах, мы и так не первый год знаем друг друга — так зачем нам это нужно после стольких волнений и хлопот!» А я этого, простите, не понимаю — как можно не заниматься любовью в первую брачную ночь? Ну и что, что устали? Ну и что, что и раньше предостаточно этим занимались? Может, я старомоден, но, по-моему, свадьба — это, что ни говори, великий день, единственный в жизни. Этот день посвящен любви, и его обязательно нужно закончить любовью. Когда мы женились, мой старший брат уступил мне для первой брачной ночи свою квартиру. И, несмотря на усталость, несмотря на то, что мы до свадьбы два года встречались, все у нас было, как полагается. И не один раз…

Она (Наталья, 32 года): Мне очень импонирует отношение моего мужа к нашей свадьбе как к великому дню, который бывает только один раз в жизни. И я горжусь тем, что в первую брачную ночь он все-таки исполнил свой супружеский долг. Но я, честно говоря, получила от этого исключительно моральное удовлетворение. Я была настолько измотана свадебными хлопотами и волнениями, что мне было уже все равно: что, как и сколько раз там исполняется. Я почти спала и, кажется, даже видела очень и очень приятный сон. Настоящей «брачной» для меня была, наверное, третья или четвертая ночь после свадьбы — я не только отдохнула, но и наконец осознала тот факт, что мы — муж и жена, поэтому и мой психологический настрой во время близости был особенным. Вот если бы мы прямо из загса пошли «исполнять долг», а уж потом принимали гостей, было бы лучше. Жаль, что в наших свадебных обычаях такого не заведено.

Воздержание, воздержание и еще раз воздержание!

Далеко не во всех странах первая брачная ночь означает близость супругов. Например, в Индии первые три ночи после свадьбы на кровать между молодыми укладывали символическое изображение одного из божеств индуистского пантеона. Оно (божество) следило за целомудрием молодоженов, которые в первые ночи супружества предавались исключительно духовному общению. Этот обычай был очень разумным: ведь молодые люди вступали в брак по решению родителей и, мягко говоря, не очень хорошо знали друг друга. Три ночи воздержания помогали им познакомиться ближе, почувствовать доверие. И тогда на четвертую ночь все у них получалось хорошо.

Раннехристианские и средневековые европейские традиции тоже предписывали молодоженам в первые дни брака воздерживаться от интимной близости. Отголоски этих правил долго сохранялись в брачных обычаях некоторых европейских народов. Например, в Испании принято было либо разлучать молодых во время свадебного застолья, либо приставлять к ним в первую брачную ночь человека, который следил за тем, чтобы первая ночь молодоженов была невинной.

Что происходит в постели между мужчиной и женщиной по прошествии некоторого

Времени после свадьбы? Для многих пар — это супружеский долг. Сексуальная жизнь через некоторое время после свадьбы утихает и приедается, другими словами появляется однообразие и чувство долга. В большей части ответственность за это лежит на женщине. Как же сделать так, чтобы муж не ходил на сторону, а наслаждался любовными утехами дома с женой? Существует ряд рекомендаций, разработанных психологами для женщин, которые хотят заинтересовывать своего мужчину изо дня в день, а не просто исполнять супружеский долг. Ведь секс - это одна из самых важных основ брака.

Что происходит со временем в паре?

По исследованиям ученых, любовь живет три года. В это время как раз проходит этап притирки друг к другу, становятся понятными все привычки и повадки второй половинки. Мы узнаем друг друга и привыкаем. Аналогичное происходит и с интимом: некогда бушевавшая и мешавшая соседям спать страсть утихает, и занятия сексом превращаются в супружеский долг. Ситуация усложняется с появлением дома детей. Недосыпы, усталость и занятость сказываются на желании и возможности заниматься любовью. Однако если женщина более терпима к отсутствию близости, то мужчинам она просто необходима. И если они не получают ее со своей женой - то стоит быть готовой к тому, что любимый пойдет «налево». Любая женщина, находящаяся в браке, способна заново влюбить и заинтересовать сексуально своего мужчину - главное, взять себя в руки и пойти ему на встречу.

Как заинтересовать мужа?

Первая и самая основная рекомендация от психологов - заняться собой. В это понятие входит множество аспектов: сменить имидж, поработать над физической формой (в особенности это касается представительниц слабого пола, считающих, что у них есть проблемы с фигурой и отказывающихся от близости ввиду данного комплекса).

Что еще подразумевают под понятием супружеского долга?

Супружеский долг - это не только гармоничная сексуальная жизнь, где каждый партнер полностью удовлетворен и доволен своей жизнью в браке. На плечах женщины, помимо всего прочего, лежит ответственность за уют и тепло в доме. Старайтесь избегать того, чтобы ваша жизнь стала походить на «супружеский долг»: не хочется, но надо.

Что такое моральный долг, в принципе, известно каждому из нас. Однако далеко не каждый задумывается о том, что именно несёт в себе понятие морального долга. В первую очередь это не просто обязательство перед кем-то, а обязанность перед самим собой — умение совершать поступки, жертвуя собственными благами. По сути, моральный долг — это проявление силы и характера. Человек, лишённый моральных качеств, не способен сожалеть, сопереживать, сострадать.

Моральный долг

Если рассматривать это понятие обширно, то его можно поделить на две части — долг перед окружением, в котором человек находится, и долг перед обществом. Однако и эти две составляющие можно также разделить на части. Долг перед близкими включает в себя ещё и такое понятие, как собственная, или личная, выгода. Долг перед обществом обычно рассматривается как обязательство перед определённой частью социальной группы. В жизни часто возникают ситуации, когда приходится выбирать между долгом и совестью, порой эти понятия кардинально противоречат сложившейся ситуации. Легко обозначить моральный долг — примеры из жизни многочисленны: когда на человека нападают и перед ним стоит выбор — убить ради защиты либо не переступать моральной грани «Не убий», подчинившись текущим обстоятельствам. Нелегко сделать правильный выбор тогда, когда заглушает все остальные чувства.

Ошибка стоит… жизни?

К сожалению, жизнь часто вносит свои коррективы, заставляя человека бороться с противоречивыми чувствами. Нередко ситуации складываются таким образом, когда надо выбирать между законодательством и совестью. Наиболее чаще такой выбор предстоит делать политикам и военным. Принимая новый закон, который будет приносить ограниченные блага простым людям, но эффективность отдельной касте, либо стреляя в человека, потому что так надо — такой был приказ, — в обоих случаях человек выполняет свой моральный долг, забывая на время о посылах тревожащей душу совести. И это несмотря на то что как и в основе общественного уклада, так и в законодательной базе основным постулатом остаётся призыв «Не навреди». Так и получается, что о том, насколько правильно поступил человек в конкретной ситуации, можно судить только по истечении некоторого времени.

Как это бывает

Примеры морального долга многочисленны. Среди обычных телевизионных новостей прозвучал призыв о помощи человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие и умирающему в больнице из-за нехватки крови для переливания. Сколько раз в неделю мы слышим о подобных вещах? Видим их на страницах газет? Это уже давно стало привычно. Но всего за полчаса в больнице побывало более трёхсот человек, которые, совершенно не зная пострадавшего, приехали, чтобы дать человеку возможность выжить. Но самое интересное, что большая часть из них, если не каждый, при общении с прессой или другими заинтересованными людьми не будут кичиться своим поступком, а, смущаясь и сбиваясь, станут уверять, что не сделали ничего необычного или героического. Вот это бескорыстный моральный долг из жизни, где совсем нет места личной выгоде.

Какой он — внутренний человеческий контролёр?

Анализируя различные ситуации, можно прийти к выводу, что основными внутренними человеческими контролёрами всё же выступают совесть и нравственный долг. Примеры выполнения морального долга из жизни бесконечны. Можно вспомнить о том, как безнадёжно больные люди соглашались отдать здоровые органы другим больным, как люди бросались зимой в ледяную воду, чтобы спасти провалившегося под лёд, и неважно, человек это или животное.

Как во время террористических актов учителя прятали детей, сами погибая от пуль захватчиков. Волгоград (взрыв на вокзале), взрывы в поездах и захват самолётов, военные, падающие на гранату грудью, чтобы спасти своих коллег, — в каждой из этих реальных ситуаций были люди, исполнившие свой моральный долг. К сожалению, в современном обществе хватает людей, которым не только неизвестны, но и чужды.

Воспетые поэтами

Поэтами разных поколений было воспето выполнение морального долга. Из литературы можно приводить много примеров, начиная с произведений, написанных столетиями назад. Семнадцатый век — Ж. Расин, «Федра и Ипполит». Влюблённая в пасынка мачеха всеми силами пытается завоевать его расположение, но получает отказ. поливает юношу грязью, доведя его до самоубийства, так как моральный долг молодого человека не позволил вступить в связь с женой своего отца. Девятнадцатый век — Н. Лесков, «Человек на часах». Главный герой разрывается между двумя желаниями — помочь человеку, тонущему в проруби, или остаться на посту, как того требует его В итоге моральная сторона солдата перевешивает, за что его же впоследствии наказывают жестокой поркой.

Как менялись моральные постулаты

Со временем понятие морали сильно изменилось. можно рассмотреть из древних времён, когда действовало талионное право. Оно заключалось в том, что люди могли мстить за преступление так же жестоко, насколько сильным оно было. Однако применить такое право можно было исключительно к людям из другой общины.

Далее в обиход вошло золотое правило нравственности — вести себя с людьми так, как хочешь, чтобы и они поступали с тобой в ответ. Сегодня мы всё чаще приходим к тому, что мораль — это нежелание приносить боль другим людям, это противостояние любому злу, это полный отказ от порочности и вездесущая добродетельность. Каждый из нас должен быть уверен, что поступает правильно (не так, как удобно самому себе, а именно правильно по отношению к другим) и совершенно бескорыстно.

Люди и мораль

Выполнение морального долга (из литературы мы привели примеры выше) часто кажется немного заоблачным, пропитанным героизмом и патриотизмом. Однако это далеко не так. Дело в том, что люди, которые способны развивать в себе данное качество, чаще всего предпочитают оставаться в тени, не пиаря себя на страницах газет и не мелькая в телесюжетах и телепрограммах. Мы можем годами жить рядом с человеком, который когда-то спас жизнь другого, и не знать об этом.

Это ещё одно незаменимое качество — скромность. Ведь, гордясь тем, что помог другому, человек, по сути, возрождает в себе чувство гордыни, а в морали подобных сторон быть не должно. И ещё мораль должна жить в собственном сердце, а не диктоваться кем-то со стороны. Очень легко попасть под убеждения заинтересованного в этом человека, совершив впоследствии множество роковых ошибок. Важно знать, что мораль — это целая система взаимных отношений, выстроенная на искренних чувствах и бескорыстных порывах.