Необычные растения        16.06.2019   

Как ребенку объяснить время. Играем с малышами. Закрепление новых знаний в игровой форме

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Научить ребенка понимать по часам — непростая задача, но и с ней можно справиться легко. Необходимо лишь знать верные методы и правила этого кропотливого процесса, которые изложены в этой статье.

Подрастая, ребенок начинает активно интересоваться многими вопросами. Порой родители попадают в ступор, когда необходимо объяснить ребенку что такое 5 минут, когда пройдет час и чем сегодня отличается от завтра.

Очень просто будет сказать, что минута это мера времени , но любознательный ребенок попросит уточнить и это новое для него слово. Как объяснить малышу, что такое время и как правильно его считать разбираем подробно в этой статье.

Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?

Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия , то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.

Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным

Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:

  • Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия. Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
  • После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
  • Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах . Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
  • Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие . Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»


Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют

Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:

  • Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете , при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
  • Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа. Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
  • Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
  • Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип. После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени


Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы
  • Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
  • Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
  • Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.

Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.

Видео: Ребенок и часы

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени . Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Часто детям непонятно как различить такую систему нумерации, как часовое поле от 1 до 12 и минутное поле, которое разделяется на 60 минут.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять


Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее
  • Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
  • Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
  • Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
  • Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует. После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
  • Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа


Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время

Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Научить ребенка времени: игра

Игра – один из любимых видов деятельности детей, который выполняет важную функцию – позволяет познавать мир . В игровой форме можно интересно учить время вместе с ребенком – это поможет ему быстро и весело узнать, как работают часы.

Существует много вариантов интерактивных игр для различных гаджетов, которые помогают в изучении времени – это и программы для самых маленьких с разными заданиями, игровые тренажеры и даже познавательные мультфильмы



Учите ребенка понимать по часам в игровой форме, а если видите что пока сильного интереса к часам нет — временно отложите обучение

В качестве интересной игровой формы изучения времени можно составить с ребенком распорядок его дня по времени:

  1. Используйте большой плакат и цветные фломастеры или карандаши
  2. Нарисуйте большие часы, а Возле стрелок цифрами укажите время
  3. В промежутках между часами нарисуйте обязательные занятия ребенка
  4. Например, нужно будет нарисовать такие обязательные пункты, как утреннее пробуждение, завтрак, дневной сон, обед, ужин и ночной сон
  5. Разместите плакат в детской комнате

Между этими обязательными пунктами , которые ребенок выполняет каждый день, добавляйте произвольные варианты проведенного дня: прогулка, просмотр мультиков, поход к бабушке, в магазин и встречу с друзьями. Обязательно расскажите ребенку, что надо следить, чтобы везде успеть иначе бабушкины пироги остынуть, а друзья расстроятся, если Вы опоздаете.



Купите плакат с часами, стрелки которых можно переводить — такая игра быстро научит ребенка определять правильное время

Старайтесь планировать все дела по этому плакату – нарисуйте его красочным и веселым , чтобы при пробуждении взгляд ребенка обязательно падал на стену с шедевром вашего совместного творчества.

  • В игровой форме моно научить ребенка контролировать время: давайте ребенку задания, засекайте время и смотрите за их выполнением
  • Желательно, чтобы время на выполнение игрового задания было немного больше, чем требуется , чтобы ребенок всегда радовался, что выполняет задания раньше намеченного часа
  • Онлайн игр для изучения часов придумано масса, главное контролируйте, чтобы ребенок не проводил слишком много времени у планшета или компьютера, так как это вредит зрению


Читайте стихи и сказки о часах
  • Найдите книгу с веселыми стихами о часах и читая ребенку строки, просите, чтобы он искал время, о котором говорится в стихах. Это веселое занятие имеет, как образовательный штрих, так и хорошо скрасит проведенное время
  • Занимайтесь со своим ребенком и как можно больше времени проводите вместе – в ранние годы закладываются основы всех элементарных знаний об окружающем мире
  • И именно мама и папа, как самые родные и близкие люди для крохи, должны помочь ребенку познать неизведанные ранее вещи и процессы

Как научить ребенка времени по часам: тренажер?

В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность , которая помогает изучить часы — тренажер времени .

Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.



Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано
  • Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
  • Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев . Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
  • Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события


Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша

Придумывайте только интересные планы – прогулка на детскую площадку или поездка в зоопарк. Так ребенок будет ждать этого события и следить за временем.

Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года . Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации , и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут , а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день , а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас . Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях


Времена года

Для того, чтобы долго не затягивать с изучением времен года – ведь Вы не будет ждать три месяца, чтобы перейти к следующему времени года — воспользуйтесь альбомом с фотографиями или используйте цифровые изображения.

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц


Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре . Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.



Вместе с ребенком нарисуйте времена года
  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении , Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер , не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Видео: Учим время по часам с Лунтиком

Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

План урока:

С чего начать?

Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

Знакомься: час, минута и секунда

Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

Что даст нам такое простое знакомство?

  1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
  2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
  3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

  1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
  2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
  3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

От половинки к половинке, от пяти до десяти…

Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

Ждем вас!

Умение пользоваться часами - важный навык. Он помогает рационально использовать и планировать время, научиться организованности и последовательности. Но научить дошкольника понимать по часам - задача не из легких. Как объяснить детям, что такое время, в каком возрасте можно начать знакомство с часами, какие лайфхаки сделают процесс обучения увлекательным?

Когда начинать обучение?

Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринимать и осваивать новую для него информацию. Лучше всего дождаться, когда малыш сам начнет задавать соответствующие вопросы («а когда будет девять часов вечера?», «а один час – это долго?»). Или учите ребенка как бы между прочим. Например, упоминая о событии, конкретизируйте («мы пойдем гулять через час», «мы ложимся спать ровно в 10 часов»). Для того чтобы обучение пошло на пользу, надо учитывать возрастные особенности ребенка.

К двум годам ребенок начинает хорошо понимать слова «скоро» и «попозже», а к трем обычно может оперировать такими понятиями, как «вчера» и «завтра». Поначалу дети путают эти понятия, но смысл улавливают точно.

Примерно к трем годам у ребенка формируется осознание стабильности его повседневной жизни, предвкушение привычных событий . В этом возрасте малыш может адекватно реагировать на фразу «я ухожу, но приду за тобой вечером», а вот понятие «чуть позже» остается для него слишком абстрактным.

Примерно к пяти годам ребенок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни и способен планировать ближайшие события.

К шести-семи годам ребенка желательно познакомить с циферблатом. Но в вопросе о том, как научить ребенка определять время по часам , не стоит торопиться. Научить понимать время по часам не всегда просто даже ученика младших классов, не говоря уже о дошкольниках.

Что должен знать ребенок перед тем, как начать знакомство с часами?

Обучая ребенка, необходимособлюдать последовательность, двигаться от простого к сложному.Для начала познакомьте малыша с базовыми понятиями, используя метод ассоциаций (приводите конкретные примеры из жизни ребенка).

День и ночь. Расскажите ребенку, какое время суток светлое, какое темное. Можно создать игровой плакат или карточки на тему «Режим дня» (подберите картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, обед, сон и др.). Дети быстрее улавливают смысл, когда им приводят примеры из их жизни («утром мы делаем зарядку, днем гуляем на улице, вечером читаем, ночью спим»).

Прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра). Говорите, например, «вчера мы ходили в театр», «сегодня мы едем в бассейн», «завтра к нам придут гости». Попросите малыша расположить по порядку, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Полистайте семейный фотоальбом, вспоминая прошедшие события.

Времена года, 12 месяцев. Расскажите ребенку, чем примечательна каждая пора, как меняется природа, чем занимаются люди в каждый из сезонов. Не забывайте напоминать малышу, что «зимой будем наряжать елку», «в июне поедем на дачу» и т.д.Прочитайте вместе «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки.

Дни недели. Расскажите, что у каждого дня недели есть «имя». Поговорите с ребенком о тех событиях, которые происходят в его жизни еженедельно, например, «каждый понедельник ты занимаешься плаванием», «каждое воскресенье гостишь у бабушки». Запомнить дни недели ребенку поможет стихотворение С.Михалкова «Неделя» и книга Э.Карла «Очень голодная гусеница».

Ребенку будет легче ориентироваться по часам, если он уже может считать до 60, знает таблицу умножения, умеет делить (ему знакомы понятия «половина» и «четверть»), имеет навык счета через пять, визуально распознает числа от одного до 12, понимает пространственные отношения («перед», « до», « после», « между»).

Но даже если этих знаний нет, а ребенок проявляет интерес к часам, не бойтесь дать малышу то, что его интересует! Занятия в игровой форме могут стать увлекательным времяпрепровождением и принести немало пользы.

Мультфильмы, которые помогут ребенку понимать время по часам , различать времена года, понятия день и ночь:

«Фиксики. Часы»

«Учим время по часам с Лунтиком»

«Мулле Мек рассказывает про часы»

«Малышарики. Дерево» (мультфильм о временах года)

«Малышарики. Рыбалка» (мультфильм о том, что такое день и ночь)

«Круглый год» - минисериал из 12 месяцев

Татьяна Петулько

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.


Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.


Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.


Игры «Часы»

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).


Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.