Садовые растения        14.05.2019   

Как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением? Чего родителям ждать от детей-подростков. Видео: Как понять происходящее

Чаще всего родители интересуются школьными успехами своих детей, но не обращают внимания на возможные признаки появления у них депрессии. Особенно высокий риск возникновения депрессивных расстройств наблюдается у девочек в подростковом возрасте, так как в этот период времени дети очень подвержены влиянию сверстников, могут переживать первую влюбленность, становятся очень восприимчивыми к комментариям окружающих по поводу своей внешности.

Подростковая депрессия возникает в связи с тем, что ребенок переживает один из кризисных периодов своей жизни: переход от детства к совершеннолетию. Незначительные проблемы в воображении подростка перерастают в непреодолимые трудности, в результате чего резко снижается самооценка ребенка.

Основные симптомы депрессии у девочек-подростков

Родители должны обратить пристальное внимание на появление следующих симптомов, сигнализирующих о возможной депрессии:

  • стремление к одиночеству. Девочка, которая раньше проводила все свободное время в компании сверстниц, вдруг перестает приглашать подруг в гости, отказывается от прогулок и даже перестает отвечать на телефонные звонки одноклассников. Все это является тревожным симптомом, так как свидетельствует о возможном начале возрастного кризиса у ребенка и наличии конфликта с окружающими людьми;
  • снижение успеваемости. Бывшая отличница может проявить равнодушие к учебе. В дневнике начинают появляться плохие оценки, вместо выполнения домашних заданий девочка часами «зависает» в интернете или откровенно бездельничает;
  • возникновение проблем с засыпанием, ухудшение качества ночного сна. В случае появления депрессии или даже обычного невроза у девочки может возникнуть бессонница, выражающаяся в затрудненном засыпании или частых ночных пробуждениях. Иногда режим дня может нарушиться настолько, что школьница засыпает тотчас же после уроков, а затем проводит чуть ли не половину ночи без сна;
  • нежелание общаться с родителями и другими членами семьи. Ранее дружелюбный и общительный ребенок вдруг начинает избегать разговоров с родными, пытается уединиться в своей комнате, проявляет недовольство даже при попытке обнять его или спросить о чем-то;
  • слишком сильная привязанность к интернету и социальным сетям. К сожалению, подобной зависимостью страдают не только девочки-подростки, подверженные возникновению депрессивных состояний. Вполне возможно, что скоро начнут создавать центры по борьбе с интернет-зависимостью не только у подростков, но и у взрослых людей. Во время депрессии ребенок не просто проводит значительную часть времени в интернете, но не может отвлечься даже на 10-20 минут, чтобы принять пищу или сходить в магазин. Как правило, подростки не допускают родителей к просмотру содержимого их страничек в социальных сетях, что еще больше усугубляет пропасть непонимания между взрослыми и детьми;
  • появление излишней раздражительности у подростка свидетельствует о наличии скрытого личностного конфликта. Таким способом ребенок пытается высвободить психическое напряжение, «докричаться» до родителей, сообщить им в завуалированной форме о своем состоянии;
  • усиление протеста по отношению к родителям, которое выражается в нежелании девочки помогать в домашних делах, убирать свою комнату, а в некоторых случаях – даже в пренебрежении своим внешним видом.

В развитых странах от депрессии страдают около 5% девочек-подростков, из них 15% подвержены возникновению биполярного расстройства, при котором аффективные состояния (беспричинные вспышки агрессии и раздражительности) периодически сменяются симптомами депрессии.

К сожалению, некоторые девочки-подростки в этом возрасте подумывают о самоубийстве. В основном столь мрачные мысли посещают детей в случаях, когда родители вовсе не обращают на них никакого внимания или, наоборот, проявляют гиперопеку.

Родителям девочек переходного возраста желательно как можно чаще общаться со своими детьми, но не приказным тоном, а с позиции друга или товарища. Можно вместе задумать и выполнить какие-либо действия: испечь торт по новому рецепту; приобрести желанного питомца и ухаживать за ним; попросить ребенка оказать помощь в освоении новых компьютерных программ.

Свою роль в воспитании девочки-подростка может сыграть и отец: организовать семейный туристический поход; научить дочь какому-либо важному ремеслу; помочь в освоении нового материала по некоторым школьным предметам; заняться вместе фотографированием или видеосъемкой.

Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверия между родителями и детьми, что, в свою очередь, позволит значительно снизить проявление симптомов депрессии и ускорить процесс адаптации девочки к будущей взрослой жизни.

Предупреждение: Данная статья написана в информационных целях, и не должна рассматриваться в качестве замены профессиональной медицинской консультации.

Запись к врачу абсолютно бесплатно. Найдите подходящего специалиста и запишитесь на прием!

Часто только в период полового созревания у девочек-подростков обнаруживаются какие-то отклонения в развитии, которые до этого момента протекали бессимптомно. В норме менструальная функция налаживается в возрасте от 9 до 16 лет, а в течение двух лет с момента менархе возможны физиологические сбои цикла. Аменорея – отсутствие месячных в течение шести и более месяцев. Почему возникает данное состояние? Насколько опасна аменорея у подростков и как ее лечить?

Читайте в этой статье

Виды и признаки

Половое созревание – ступенчатый процесс. На первом этапе у девочки начинают изменяться закладки молочных желез (набухает и темнеет ареолярная область). После этого появляется оволосение в области гениталий и подмышечных впадин, а из половых путей начинают выделяться бели. Параллельно с этим меняется психика ребенка, восприятие окружающих и т.п. Завершающим этапом полового созревания является налаживание менструальной функции.

Первые месячные в норме должны пойти у девочки не раньше, чем в 9, но и не позднее 16 лет. Также эти параметры могут немного смещаться ввиду конституциональных и национальных особенностей.

В случае, когда по достижению 16 лет месячных нет, следует говорить о первичной . Причин для развития подобного состояния множество — от пороков развития до патологии центральной нервной системы.

Если у девочки месячные начались в положенный период, но затем отсутствуют в течение 6 и более месяцев — это вторичная аменорея у подростков. В большинстве случаев она имеет лучший прогноз и шансы сохранения нормальной репродуктивной функции в дальнейшем выше по сравнению с первичной.

Важно знать, что на протяжении двух лет от начала менструальной функции у девочки могут наблюдаться различные нарушения менструального цикла, не всегда сразу устанавливается периодичность от 21 до 35 дней и нормальная продолжительность критических дней до 3 — 5 суток. Возможны как , так и — организм привыкает к новым условиям. Но любые подобные сбои не должны присутствовать после двух лет от начала менархе.

Причины аменореи

Окончательно установить, почему у девочки возникли нарушения менструального цикла, может только специалист после проведения хотя бы минимального обследования. Но чем раньше установлена проблема, тем больше вероятность решить ее наиболее благоприятным путем с возможностью в дальнейшем рождения здоровых детей.

Можно выделить следующие четыре группы причин для аменореи:

  • Различного рода функциональные нарушения, справиться с которыми не всегда просто. Но главное, что в этом случае нет проблем в строении и основной работе половых желез и связанных с ними структур.
  • Нарушение работы гипофиза или гипоталамуса. Это могут быть как приобретенные проблемы, так и врожденные.
  • Нарушение развития гонад. В этом случае наблюдается внешний облик практически здоровой девочки при серьезном изменении ее генетического материала.
  • Выявление пороков развития непосредственно половых органов.

Смотрите на видео о симптомах и причинах аменореи:

Функциональные нарушения

Особенно у девочек в период становления половой функции работа всех органов зависит от ее образа жизни и полученного генетического материала. Аменорея может быть вызвана следующим:

  • Конституцией девушки. Так, если задержка полового развития наблюдалась у кого-то из ближайших родственников, как по женской, так и по мужской линии, причем без нарушения репродуктивной функции и каких-либо других отклонений, высока вероятность подобного и у ребенка. При обследовании никаких отклонений не наблюдается. При этом часто возникает первая менструация и в 18 лет. Такие девочки отличаются от своих сверстниц некоторой инфантильностью, хотя половые органы развиты в соответствии с возрастом. Это всегда первичная аменорея у подростков.
  • На фоне анорексии. Известно, что при дефиците поступления питательных веществ организм пытается сократить все свои функции, в том числе «затухает» половая система, так как на вынашивание и рождение здорового малыша необходимо много сил и энергии. Также следует учитывать, что жировая ткань участвует в метаболизме эстрогенов, и ее дефицит приводит дополнительно к различным нарушениям. В итоге возникает функциональная аменорея.

Нарушение работы гипофиза и гипоталамуса

Гипофиз и гипоталамус выделяют большое количество активных веществ, которые регулируют функции многих органов. Что касается яичников, то это гонадотропины. Также гипофиз выделяет пролактин, которые отвечает за трансформацию молочных желез в период грудного вскармливания. Нарушение в образовании этих веществ и изменение чувствительности тканей приводят к :

Причины сбоя Почему это происходит
Гиперпролактинемия Патология связана с тем, что по какой-то причине (функциональная или опухоль гипофиза) происходит повышенное образование гормона. Девочка может вообще никак не ощущать каких-либо симптомов, но однажды возникает аменорея. Связано состояние с тем, что повышенный уровень пролактина изменяет продукцию гонадотропинов, что сказывается на функции яичников. Также гиперпролактинемия может возникать на фоне гипотиреоза (недостаточной функции щитовидной железы), патологии надпочечников и других заболеваний.
Синдром Кальмана Характеризуется сочетанием аменореи и отсутствием обоняния. Также заметно евнухоидное телосложение (длинные руки, высокий рост, недоразвитие половых признаков и т.п.). Синдром Кальмана связан с генетической мутацией и является наследственно обусловленным заболеванием.
Адипозо-генитальная дистрофия Связана с нарушением работы гипоталамуса и гипофиза. В результате на фоне неконтролируемого ожирения не происходит своевременного полового созревания. Умственное развитие при этом не страдает и соответствует возрасту.
Синдром Лоренса-Муне Характеризуется отставанием в половом развитии, наличием ожирения и снижением интеллекта, а также изменением на глазном дне, увеличением количества пальцев на руках и ногах, некоторыми другими симптомами. Часто данную патологию сопровождают другие пороки развития внутренних органов, которые приводят к летальному исходу еще в пубертанте.

Изменение генетического материала девочек

Часто до начала полового созревания сложно заметить какие-то отклонения в генетическом материале. Подростковая аменорея становится поводом для углубленного обследования, в результате и определяется патология. В норме набор должен быть XX. Изменения могут быть следующими:

  • Синдром Шерешевского- Тернера обусловлен наличием только одной Х-хромосомы. Данная патология встречается в одном из 2000 — 4000 новорожденных девочек. При этом характерен невысокий рост девушек, толстая шея с крыловидными складками. Половые признаки не выражены или заметны слабо, молочные железы не развиты. Обусловлено этим тем, что вместо яичников присутствует только их имитация из соединительной ткани, и, соответственно, нет необходимых гормонов.
  • Синдром Свайера и тестикулярной феминизации характеризуются тем, что по внешним признакам определяется девочка с отставанием в половом развитии, а при исследовании генетического материала — мужские данные, т.е. XY. Но при этом отсутствуют какие-либо половые гормоны в крови. Чаще всего до периода пубертанта патология не определяется ввиду отсутствия особых симптомов. После уточнения самоопределения и ощущения необходима заместительная гормональная терапия и иногда хирургическое вмешательство.
  • Синдром резистентных яичников обусловлен резким уменьшением чувствительности последних к ЛГ гипофиза. Подобное происходит вследствие мутации генов. В итоге у девочек при нормальном развитии наружных и внутренних половых органов возникают проблемы с месячными — первичная или вторичная аменорея в подростковом возрасте. Эти изменения приводят к бесплодию вследствие отсутствии овуляции.
  • Дефект в работе некоторых ферментов приводит к нарушенному образованию половых гормонов и соответствующим клиническим изменениям. В норме эстрогены образуются из андрогенов, а если не происходит этого, то появляются признаки вирилизации — повышенное оволосение по мужскому типу, увеличение клитора и другие.
  • (Штейна-Левенталя) также приводит к различной степени выраженности аменореи. Но истинная природа патологии не выяснена. Заболевание многогранное, проявляющееся различной степени кистозными изменениями в яичниках, нарушением гормонального фона и бесплодием.

Пороки развития половых органов

При нормальном общем самочувствии и хорошей функции яичников у девочек могут наблюдаться различные пороки развития половых органов, в связи с чем будет наблюдаться вторичная аменорея. Основные пороки связаны со следующими изменениями:

  • Недоразвитие верхней части влагалища и матки. При этом нижняя треть позволяет даже вести нормальную половую жизнь. Беременность в таких случаях возможна только с использованием ЭКО, в частности, суррогатного материнства.
  • Атрезия (сужение и заращение) цервикального канала, влагалища, а также при чрезмерно плотной девственной плеве. В подобных ситуациях у девочки менструальная кровь образуется, но не может выйти из полости матки или влагалища. Ежемесячные скопления выделений вызывают тянущие боли внизу живота у девочек, иногда с очень интенсивным характером. При обследовании, в том числе ультразвуковом, данные изменения хорошо видны и не вызывают особых трудностей.

Диагностика

Самостоятельно определить, почему возникли нарушения, практически невозможно.

Поэтому окончательно выяснить проблему сможет только специалист после досконального обследования девушки. В комплекс исследований чаще всего входят следующие:

  • Стандартный осмотр с определением веса, роста, конституции, наличия вторичных половых признаков и т.п.
  • Ультразвуковое исследование органов малого таза, при котором можно обнаружить нарушения в строении внутренних половых органов.
  • Функциональное исследование с определением уровня различных гормонов в крови. Обязательно определение ЛГ, ФСГ, тестостерона, эстрадиола, кортизола (образуется в надпочечниках), прогестерона, ДГЭА, пролактина, Т3 и Т4 (синтезируются в щитовидной железе) и некоторых других на усмотрение детского гинеколога или эндокринолога.
  • После комплексов обследования могут проводиться различные пробы с гормонами, чтобы проверить, отвечает организм на них или интактен.
  • В дальнейшем в большинстве случае необходимо выполнение рентгенографии черепа, КТ или МРТ головного мозга при подозрении на микроаденому гипофизу или патологию турецкого седла.
  • Исследование глазного дна позволяет заподозрить некоторые генетические нарушения и опухоли головного мозга.
  • Необходимо и определение кариотипа девочки для исключения хромосомных патологий.

Спектр обследования может быть расширен в зависимости от базовых результатов анализов по усмотрению лечащего врача.

Лечение патологии

Лечение аменореи у подростков напрямую зависит от причины, ее вызвавшей.

Комплексная терапия в некоторых случаях может восстановить менструальную функцию и даже нормализовать репродуктивный потенциал. Но некоторые варианты с генетическими изменениями, нарушением развития половых органов требует порою серьезных хирургических вмешательств.

Во многих случаях последующая беременность возможна только методом ЭКО, иногда с применением суррогатного материнства.

Основные направления консервативного лечения следующие:

  • Циклическая витаминотерапия, а также гомеопатия и средства на растительной основе. Например, часто используется циклодинон, тайм-фактор, цикловита и другие. Особенно они эффективны при функциональных нарушениях, вызванных стрессами, изменением питания, конституциональными особенностями и при наличии метаболической патологии, например, при сахарном диабете и т.п.
  • Родителям следует организовать максимально комфортные условия для жизни девочки: при необходимости снизить физические и умственные нагрузки, сбалансировать питание и т.п.
  • Седативные препараты, начиная от растительных сборов до антидепрессантов, помогают побороть функциональные нарушения, вызванные анорексией и другими заболеваниями. Важно для нормализации связей между гипофизом, гипоталамусом и половыми органами психическое равновесие. С этой же целью назначаются адаптогены (элеутерококк, женьшень и подобные).
  • Препараты для стимуляции собственной функции яичников, например, метионин, глютаминовая кислота и другие.
  • Часто на постоянной основе назначается заместительная гормональная терапия обычными оральными контрацептивами. Подобное лечение необходимо для имитации менструальной функции и сохранения здоровья при яичниковой недостаточности или аномалиях, связанных с этим.

Аменорея в подростковом возрасте — серьезная патология, на которую необходимо немедленно же обращать внимание и пытаться выявить причину нарушений. Чем раньше начато лечение, тем выше шансы на максимальную социальную адаптацию при генетических и других серьезных пороках. Сохранение или воссоздание репродуктивной функции возможно, к сожалению, не всегда.

Сегодня в материале расскажем про переходный возраст у девочек и у мальчиков. Как быть родителям и как правильно себя вести с детьми в данный период. Что следует делать а, что нет.


Взросление – естественный процесс, который, тем не менее, сопровождается немалыми проблемами. Все изменения, происходящие в подростковый период, настолько сильны, что затрагивают все сферы жизни. Ничего уже не будет по-прежнему. И это очень сильно пугает родителей. Впрочем, и дети не всегда с восторгом принимают происходящее.

Меняется не только физическое тело ребенка, но и его мировосприятие . Дитя формирует свое представление об окружающем, ориентируясь на взрослого. Родители для него почти боги, они защищают, дают еду и кров, и поощряют. Со временем ребенок накапливает свой собственный жизненный опыт, который зачастую идет вразрез с тем, что он видит в семье, на первое место выходит авторитет сверстников.

Общая психическая и физиологическая незрелость, перестройка гормональной системы, неадекватная самооценка – все это делает практически любого подростка взрывоопасным субъектом общения. Взрослым порой кажется, что их ребенок теряет рассудок. А дети не могут донести до взрослых свои проблемы.

Переходный возраст у девочек

У девочек пубертат начинается довольно рано. Первые изменения можно заметить уже к концу начальной школы. Примерно к 10-11 годам наблюдается резкий скачек роста и мышечной силы. Гормональные изменения у девочек проходят мягче и дольше растянуты по времени. Могут появиться первые комплексы по поводу внешности. Родителям, да и всем окружающим, нужно быть максимально деликатными.

В 12-14 лет у здоровой девочки-подростка начинается менструация. Это очень важный период становления и осознания своей женской сути. Мама либо любой другой взрослый, которому ребенок доверяет, должны заранее поговорить об особенностях взросления и о том, как теперь будет функционировать организм.

Кроме того важно грамотно проводить профилактику подростковой беременности. Без запугиваний, но честно рассказать обо всех последствиях незащищенного секса. Ведь подросшие девочки в этом вопросе наиболее уязвимы.

Переходный возраст у мальчиков

Взросление мальчиков начинается несколько позднее, чем у девочек. Если посмотреть, например, на шестой класс школы, то резко бросается в глаза отличие и физическое и эмоциональное. Пубертат у мальчиков начинается в среднем в 13 лет и отличается более активными гормональными всплесками, и более быстрым ростом костной и мышечной массы.

Активный выброс в кровь андрогинов , делает мальчиков-подростков более агрессивными, они реже идут на компромисс, чаще свершают необдуманные действия. Задача взрослых максимально корректно объяснять подростку последствия его поступков. В этот период очень важно постараться найти общий язык и общие интересы.

Чего родителям ждать от детей-подростков

Пубертат окутан множеством мифов. Взрослые, конечно, помнят себя в этом возрасте, но современные подростки кажутся совсем другими. Если внимательно приглядеться, со сменой поколений, по сути, ни чего не изменилось. У подрастающих детей те же проблемы, им хочется сепарации от родителей, но нет возможности.

То, насколько остро будет проходить подростковый возраст детей в каждой конкретной семье, зависит от множества факторов.

Прежде всего от того насколько доверительные и открытые отношения были в более раннем периоде. Но есть общие тенденции, присущие всем подросткам, в той или иной степени:

  • Внешне необъяснимые перепады настроения. Они связаны с особенностями работы растущего мозга и перестройкой гормональной системы.
  • Проблемы со здоровьем, связанные со слишком быстрым ростом. Нервная и кровеносная система не успевают за стремительно вытягивающимися конечностями.
  • Отдаление от родителей и «уход» из дома. Это абсолютно нормальный этап взросления, родителя следует с пониманием относится ко все возрастающей самостоятельности подростка.

Ожидания детей-подростков от родителей

Каким бы сложным не был период перехода от детства к юношеству для родителей, детям гораздо сложнее. Часто они не понимают что происходит. Почему тело вдруг стало болеть и перестало слушаться. Почему хочется плакать и кричать без повода. И как теперь дальше жить.

Отсутствие жизненного опыта делает подростков очень уязвимыми и, по сути, они все равно еще дети, даже если переросли маму на голову. Им так же нужна родительская опека и поддержка в сложных ситуациях. Просто необходимо знание, что есть надежный тыл, где их любят и примут любыми.

Подростки на самом деле готовы идти на компромиссы и выстраивать новые отношения с родителями. Они ожидают, что родители с пониманием отнесутся к их желаниям, проблемам и страхам.

Как минимизировать конфликты и ошибки

Подростковый возраст – наиболее сложный период в жизни семьи. Ребенок внешне уже часто выглядит совсем взрослым. Но при этом малый жизненный опыт и невозможность отвечать за свои поступки делает детей этого возраста очень уязвимыми.

Подростки стремятся к независимости , начинают «уходить» из дома, ставят на первое место авторитет сверстников. Характер этого обособления зависит от характера ребенка и от предыдущего опыта отношений с родителями.

Взрослых эта ситуация тревожит и вызывает стремление все исправить, «вернуть как было». Эти попытки либо оканчиваются неудачей и окончательным отдалением ребенка. Либо порыв к естественной сепарации пресекается и из подростка вырастает инфантильная, неприспособленная к жизни личность.

Еще один негативный вариант дальнейшего развития детско-родительских отношений – ребенок замыкается в себе, затаивается и ждет момента взросления. После чего следует разрыв отношений надолго, возможно навсегда.

Родителям важно , исходя из собственной ситуации, найти компромисс между попустительством и абсолютным запретом. Надо учится заново выстраивать приемлемые границы поведения и отпускать там, где это возможно.

Для этого надо учесть основные задачи в воспитании подростков:

  1. Определите для себя конечную цель воспитания. Родители не часто задаются этой проблемой. Либо смотрят на нее слишком узко и одномоментно. Они хотят, чтобы подросток вот прямо сейчас был послушным, а через пять лет стал самостоятельным, смелым и решительным. Но так не бывает, если человека очень долго ломать, он рано или поздно сломается. Из хорошей правильной послушной деточки не вырастет успешный, психологически зрелый взрослый. Помните о главной цели – .
  2. Создайте подростку условия для взросления. Дети хотят исследовать мир, и это совершенно нормальное их стремление. Взрослые хотят обеспечить максимальную безопасность. Чем старше ребенок, тем шире круг его интересов и тем он дальше от дома и семьи. Основная беда подростка – малый жизненный опыт, влекущий за собой порой слишком жестокие последствия. Родителям стоит заранее продумать стратегии действий в разных опасных ситуациях. Просто запрещать – не выход, подросток все равно сделает то, что хочет, но уже втайне. Надо максимально подробно проговаривать все последствия тех или иных решений, часто уже только это останавливает ребенка от сомнительных действий. В крайнем случае, допустимо и запретить, но таких запретов должно быть как можно меньше, в идеале не больше пяти.
  3. Безусловное принятие ребенка . Любовь родителя не должна зависеть ни от каких внешних факторов. Ни оценки в школе, ни успехи/неудачи в любимом деле, не должны глубинно влиять на детско-родительские отношения. Любить подростка порой очень сложно, такого нескладного, хамоватого, неряшливого, но ему это необходимо даже больше чем младенцу. Родительская безусловная любовь дает силы для преодоления, для познания нового, для движения вперед.
  4. Доверьте подростку зону ответственности. Научитесь делегировать подросшему ребенку часть заботы о семье и нем самом. Есть довольно много вещей, с которыми подростки справляются не хуже взрослых – приготовить несложный ужин, забрать посылку с почты, самому выбрать и купить шторы в свою спальню. Такое делегирование идет на пользу всем, и дети учатся настоящей жизни и родители получают небольшую передышку.

Подростковый возраст в жизни мальчиков и девочек рано или поздно заканчивается. Наступает новый этап жизни – юношество, а затем зрелость. От того насколько грамотно поведут себя родили в период пубертата, зависит то насколько гармоничными и сильными личностями вырастут их дети.

Нормальная деятельность женского организма предусматривает определенную цикличность функций половой системы, которая устанавливается на этапе подросткового возраста. Именно в промежутке от десяти и до шестнадцати лет каждая здоровая девушка сталкивается с наступлением ежемесячных кровянистых выделений – менструаций. Однако в определенных случаях наблюдаются некоторые нарушения этого нормального явления. Так одной из возможных проблем развития репродуктивной системы девушек в подростковом возрасте принято считать аменорею, которую квалифицируют как отсутствие менструаций. Аменорея у подростков подразумевает обязательное лечение под присмотром доктора, после принятия мер по выяснению причины отсутствия этих самых месячных у подростков.

Почему у подростков возникает аменорея? Причины

В целом, аменорея у подростков может быть, как первичной (в этом случае менструации изначально не происходят), так и вторичной (ежемесячные выделения прекращаются спустя некоторое время после своего начала).

Первичный тип заболевания в большей части случаев объясняется определенными генетическими либо врожденными нарушениями. При генетических проблемах наблюдаются изменения в хромосомах, которые провоцируют сбой в деятельности нейрогуморальной системы. Врожденные нарушения объясняются изменениями нормального строения и функционирования репродуктивной системы плода по причине воздействия внешних факторов, к примеру, болезней матери, интоксикации, потребления беременной алкоголя, медикаментов и пр.

Что касается вторичного типа отсутствия менструаций у девочек, то чаще всего они провоцируются стрессами, недоеданием (к примеру, жесткими диетами), а также тяжелыми нервно-психическими нагрузками. Кроме того такая форма патологии может стать следствием черепно-мозговых травм либо недугов головного мозга. Любая из таких причин приводит к нарушению в связке между головным мозгом, гипоталамусом, гипофизом, яичниками и маткой. На каждом из этих уровней может произойти сбой, провоцирующий аменорею.

Как корректируется аменорея? Лечение отсутствия месячных у подростков

Своевременная терапия аменореи у подростков помогает полностью восстановить репродуктивное здоровье девочки и дать ей возможность в будущем насладиться материнством.

В том случае, если отсутствие менструаций объясняется наличием определенных генетических либо врожденных нарушений, которые не подлежат восстановлению, может подниматься вопрос о возможности установки регулярных псевдоменструаций, которые помогут девочке чувствовать себя наравне со сверстницами.

Если аменорея объясняется пониженной выработкой гонадотропных гормонов гипофиза, а также отсутствием их циклической секреции, то терапия носит особенно продолжительный характер. В этом случае лечение подразумевает соблюдение оптимального режима труда и отдыха, нормализацию рациона питания, проведение физиотерапевтического воздействия, а также циклическую витаминотерапию. Также доктора обычно выписывают таким пациенткам негормональные фитокомплексы. Если такая терапия не дает положительного результата, то больным старше шестнадцатилетнего возраста назначают циклическую гормонотерапию в течение трех-шести месяцев. В большей части случаев, коррекция осуществляется путем потребления препаратов, являющихся источником натурального эстрадиола в сочетании с метаболически-нейтральным гестагеном, который не способен угнетать овуляцию. Примером такого лекарства считается Фемостон.

Иногда подобная гормонотерапия может потребоваться и при аменорее, развившейся на фоне дефицита массы тела. Но в этом случае лечение осуществляется только после оптимизации режима питания, набора достаточного веса и коррекции психоэмоционального состояния.

Если отсутствие менструации объясняется опухолевыми формированиями, то лечение может быть как оперативным (краниофарингома), так и консервативным (пролактинома). Во втором случае пациентке выписывают прием составов, снижающих количество пролактина в крови, терапия отличается длительностью и требует постоянного лабораторного контроля.

При врожденных нарушениях развития матки либо влагалища коррекция также подразумевает хирургическое вмешательство, если такое лечение помогает справиться с патологическим состоянием.

Если у пациентки диагностируют такую эндокринную патологию, как гипоталамический синдром пубертатного типа, то терапия проводится путем применения негормональных растительных медикаментов, призванных нормализовать менструальную функцию, а также при помощи циклического прием витаминов. В некоторых случаях доктора принимают решение о необходимости гормональной терапии, а именно приема дидрогестерона.

Если аменорея развилась на фоне стрессов и психоэмоциональных переживаний, пациенткам необходима помощь по выходу из такого состояния, а также по налаживанию нормального ночного отдыха. Им показано полноценное питание, а также осуществление санации очагов хронических инфекций. В дальнейшем может понадобиться эстрадиол-терапия.

Таким образом, в большей части случаев при аменорее у подростков, принято использовать неагрессивные методы лечения – витамины, негормональные средства, физиотерапию, налаживание питания и режима дня. Чаще всего таких мер оказывается достаточно, чтобы добиться нормального функционирования репродуктивной функции у девушки.

Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия - характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Причины подростковой депрессии

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь . Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • непроходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

Возрастные характеристики

Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Дети 10 - 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 - 19 лет, - возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

Виды проявления депрессии

В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие состояния:

  • Зомби - зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка - школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва - депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма - школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема - подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь - данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

Лечение депрессии

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

Родительская помощь подростку

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Признаки суицидального поведения

Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.

Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как "я никому не нужен, никому нет до меня дела";
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.

Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.