Зинаида Петракова
Картотека игр по гендерному воспитанию
КАРТОТЕКА ИГР
ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
II мл. группа.
«Во что играют мальчики и девочки»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Посмотри и сложи» - составление животных, предметов из геометрических фигур по заданию. (Мальчики – машина, самолет, робот, ракета и др. Девочки – узоры, дворцы, кукла, цветок и др.)
«Отгадай, кто это?» - развивать умение описывать образ другого человека, внешность, характер, положительные черты.
«Мужские и женские имена» - предложить назвать имена мужчин, женщин, смешанные. По каким критериям можно это определить и почему.
«Назови самую смелую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества характера, как смелость, отвага, дисциплинированность, выдержка, сила духа.
«Назови самую добрую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества, как доброта, забота, ласка, сострадание, любовь.
«Что будет, если… (на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.)» - развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы.
«Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например: подушечка – сонная, спокойная, ленивая девочка; меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.)
«Волшебная корона» - девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца – присущие мужчинам. (Добрая, нежная, приветливая, красивая, опрятная, отзывчивая, любящая и др. Сильный, смелый, ловкий, решительный, выносливый, терпеливый, защитник).
«Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»
«Кто чем любит заниматься?» - предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков.
«Что кому?»; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)
СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Сюжетно - ролевые игры для мальчиков:
«Мы играем в войну» - способствовать военно–патриотической подготовке детей, привлечь к игре, мальчиков как будущих защитников Родины.
«Автозавод» - формирование представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям.
Сюжетно - ролевые игры для девочек:
«Дом моды» - развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус.
«Салон красоты» - приучать девочек с детства следить за своим внешним видом, заботиться о себе, любить себя, воспитывать женственность, опрятность, желание быть красивой.
Совместные сюжетно – ролевые игры:
«Семья» - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать на себя соответствующие роли, развивать представление об обязанностях родителей в семье и на работе. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать ценные нравственные качества.
«Строим дом» - формировать умения творчески развивать сюжет, формировать конкретные представления о строительстве, рабочих профессиях. Дать представление о том, что мужчина строит дом, а женщина наполняет его уютом, теплом и красотой.
«Мы принимаем гостей» - формирование понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Развитие доброжелательности, гостеприимства, стремления к проявлению инициативы каждым ребенком.
«День рождения» - воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Найди свою пару» - упражнять в свободном беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание, реакцию, логическое мышление. (Перед игрой раздаются парные картинки, по окончании игры пара объясняет, почему их картинки дополняют друг друга.)
«Ручеек» - упражнять в ходьбе парами, воспитывать обходительное отношение к девочкам во время игры.
«Подарки» - развивать точность движений, действовать по сигналу в соответствии с игровым образом – подарком.
«Перетягивание каната», «Петушиные бои», «Снайперы», «Через мост» - для мальчиков. Развитие силовых качеств, меткости, выносливости.
«Скакалочка», «Мой веселый звонкий мяч» - для девочек. Упражнять в прыжках, отбивании мяча от земли, развивать ловкость, равновесия.
Упражнение для девочек
«Зеркало». И. п. : - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и. п. 8 раз.
Упражнение на скамейке для мальчиков
«Наездники». И. п. : сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз
Во все времена игра была (и до сих пор остается) любимым занятием каждого ребенка. Игра – это способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. Она отражает особенности мышления и воображения ребенка, в ней проявляются его эмоциональность, потребность в общении. Очень важно, тем не менее, обращать внимание на гендерные различия в выборе той или иной игры для ребенка.
В дошкольном учреждении игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых ребятишек. Игры приучают детей к дисциплине, воспитывают у них чувство справедливости, умение контролировать свое поведение. В детском саду важное место отводится подвижным играм. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. Эти игры отличаются не только богатством и многообразием движений, но и свободой их применения в разных ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества.
Данные игры также способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Ребята запоминают правила, учатся вести себя в соответствии с ролью, осознанно действовать в изменившейся ситуации, анализировать поступки – свои и товарищей, овладевают пространственной терминологией.
Подвижные игры нередко сопровождаются стихами, считалками, песнями, зачинами. Все это пополняет словарный запас детей, обогащает их речь.
Хочется обратить внимание воспитателей на то, что не следует вводить в игру правила, побуждающие ребят к проигрыванию, так как дети начинают поддаваться. Например, когда пойманный становится водящим.
Существуют разные классификации подвижных игр:
По возрасту;
По степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью);
По видам движений (с бегом, с метанием и пр.);
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию игры, построенные с учетом гендерных различий. Данные игры способствуют развитию ощущения принадлежности к тому или другому полу.
«Цветные автомобили»
Цель : развитие внимания, ориентировки в пространстве.
Мальчики получают синие машины, а девочки – красные (обручи соответствующих цветов). В руках у воспитателя красный и синий круги. Воспитатель поднимает красный круг – девочки выезжают из гаражей. Опускает данный круг – девочки возвращаются назад. Мальчики выполняют те же действия, когда педагог сигнализирует синим. В начале поднимание кругов можно сопроводить командами «красный!» и «синий!». Когда воспитатель показывает оба круга, то выезжают и те, и другие автомобилисты. Педагог напоминает ребятам, что машины должны двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
«Король и королева»
Цель : профилактика нарушений осанки, развитие ориентировки в пространстве.
Воспитатель раздает детям биточки. Ребята принимают правильную осанку и кладут биточки на голову. Педагог объясняет, что мальчики – короли, девочки – королевы, а биточки – это короны. По сигналу «короли!» мальчики ходят по залу, убрав руки за спину и стараясь не уронить биту. По сигналу «королевы!» аналогичным образом начинают двигаться девочки, а мальчики замирают. Команда «бал!» означает, что король и королева должны встать в пару, при этом удерживая правильную осанку. Тот, у кого падает корона, выбывает из игры.
«Ловишки»
Цель : развитие быстроты, выносливости.
Воспитатель раздает детям хвостики (ленточки) разного цвета: мальчикам – голубые, девочкам – розовые. Выбираются ловишки – мальчик и девочка. Девочка ловит голубые хвостики, а мальчик – розовые.
«Птички в гнездышках»
Цель : развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве.
На полу раскладываются обручи большого диаметра - гнезда. Ребята - птицы, которые летают, добывают пищу.
По сигналу «коршун!» птички летят в гнезда. В каждом из них может быть только пара - мальчик и девочка.
Игры по гендерному воспитанию помогают сформировать социальный пол человека, куда входят социальные, психологические и культурные особенности. Если говорить проще, то рожденный малыш когда-то увидит и осознает свои физиологические особенности и разберется, кто он – мальчик или девочка. А вот сформировать правильное мужское или женское поведение является обязанностью воспитания.
Откуда дети узнают, как необходимо себя вести с точки зрения того, мальчик ты или девочка? Конечно, путем наблюдения за взрослыми людьми, мужчинами и женщинами. Однако взрослые не всегда дают правильный образец, так как сами не всегда имеют четкое представление о своей гендерной роли. Кроме этого ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую жизненную позицию. К примеру, «Так должны вести себя мужики», «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие неверные жизненные позиции мы называем стереотипами. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы разрушить эти стереотипы и дать ребенку возможность к проявлению большей свободы выбора и самореализации, помочь ему быть гибким и уметь применять различные способы поведения. состоит в индивидуальном подходе к проявлению своей идентичности. Еще одним важным моментом гендерного воспитания является необходимость показать ребенку равенство мужчины и женщины, что поможет им в дальнейшем более адекватно оценивать свои возможности и притязания, активизировать личностные ресурсы.
Конечно, учет анатомических и биологических особенностей обязателен, так как нельзя отбрасывать потенциальные возможности психических различий полов. Однако, идя от врожденных данных, мы переходим к формированию социальной роли.
Для реализации всех этих целей большое значение имеют .
Игры по гендерному воспитанию для дошкольников.
Все игры по гендерному воспитанию имеют целью работу над стереотипами, показ ребенку широту мужской и женской ролей, их схожесть и гибкость.
1. «Мамочки-папочки».
В игре дети разыгрывают семейную ситуацию. Папа ушел на работу, мама занимается по хозяйству и с ребенком. Через некоторое время ситуация меняется: у папы выходной день, он занимается с ребенком и по хозяйству, а мама пошла на работу.
2. «Где чья работа?» . Задача детей: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее. Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, сковородка. Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
3. «Что нам стоит дом построить!» . Детей делят на две-три группы, соединяя в одну группу и мальчиков, и девочек, и предлагают им построить красивый дом из конструктора. В конце похвалите, что и мальчики, и девочки постарались и построили красивый дом.
4. «Все к столу!» . Задача игры: накрыть стол к ужину с помощью детской посудки. Девочки должны помочь мальчикам все правильно поставить. Надо побуждать девочек к тому, чтобы они давали мальчикам задание, что делать, а не все делали сами.
5. «Мальчики-девочки» . Раздайте каждому ребенку по две картинки: с мальчиком и с девочкой. Задание: послушать качество и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. Список качеств: добрые, смелые, ласковые, сильные, нежные, спортивные, красивые, послушные, драчливые, балованные. После каждого качества говорите детям правильный ответ, что это качество подходит и для мальчиков, и для девочек: «И мальчики, и девочки могут быть добрые, поэтому надо поднять две карточки». Обычно к концу игры все дети поднимают по две карточки.
6. «Найди отличия»
. Задача детей сказать, чем папы отличаются от мам. Принимаются и поощряются все ответы. В конце делаются выводы, что папы чаще ходят на работу, но многие мамы работают тоже. Мамы чаще занимаются с детьми, но папы занимаются с детьми тоже. Мамы готовят кушать, а папы могут им помогать. Папы делают ремонт, а мамы могут им помогать.
7. «Запеленай младенца» . Для игры потребуются две куклы, памперс и пеленка. Дети играют по 2 человека. Надо постараться одеть кукле памперс и замотать ее в пеленку. Качество оценивать не надо.
8. «Идем в гости» . Разделить детей на две команды. Для каждой команды предоставить место, детскую мебель, посудку. Задача: приготовить комнату для приема гостей, сделать уборку и накрыть стол. Затем первая команда идет в гости, хозяева их принимают. После этого с ответным визитом идет вторая команда.
(ЕСЛИ эта информация была вам полезна — скажите «спасибо», нажав на кнопочку соцсети)! Спасибо!
Вконтакте
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на предметно-пространственную среду для игр, где наличие атрибутике и маркеров игрового пространства для игр - в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Для девочек тоже отведен специальный уголок, где девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-мамы, сестры, дочки. В гендерном воспитании не только важную роль играют подвижные игры, сюжетно-ролевы, но и дидактические игры. Дидактические игры ставят цель обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения. В результате своей работы по гендерному воспитанию были сделанные следующие дидактические игры:
- «Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»
Цель: Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).
Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.
-«Гараж для машины»
Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.
-«Где, чья работа? ».
Цель: Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
Ход игры: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее.
Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, молоток, поварешка, сковородка и т. п.
Игра «Наши прически»
Цель. Сформировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек
Ход игры: На картинках представлены изображения мальчика и девочки. Дети угадывают, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка, обсуждают детали и особенности причесок. Короткая стрижка. Длинная стрижка. Но кто здесь девочка, а где мальчик? После обсуждения детям предлагается организовать «Парикмахерский салон».
Резида Гареева
Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации и адаптации ребенка в обществе. В нашей современной жизни порой возникают проблемы, так как девочки теряют женственность и становятся брутальными, грубоватыми, а мальчики перестают быть мужественными, обретая тихость, незаметность, боятся ответственных ролей. Именно обретению своей индивидуальности и дружбе между полами учат такие игры .
1. НАРОДНЫЕ ИГРЫ (национальные игры ) . Игры русских и татарских народов сейчас иногда смешиваются, но сохраняют актуальность. Это игры "Горшки", "Моя семья", "Тимербай", "Серый волк", "Лисички и курочки","Пеньки","Хлопушки". Из русских игр - "Бояре", "Ручеек", "Гуси-лебеди", "Котик и мыши", "Жмурки", "Краски","Коршун", "Почта","Заря-зарница","У медведя во бору" и другие.
Особенность народных игр в том, что в них есть общие правила, что раскрывают психические возможности всех детей и обычно при такой деятельности развивается речь ребенка.
2. ИГРЫ-БРОДИЛКИ . Эти игры обычно на деревянном поле больше интересны девочкам , тк. в них нет напряженного сюжета, они вырабатывают внимание и спокойствие у девочек . Нужно просто гулять по игровому полю и собирать монетки или избегать опасностей для своего персонажа.
3. ИГРЫ-ПРИКЛЮЧЕНИЯ (КВЕСТЫ) . Современный вид игры , более подойдет для мальчиков . в них возможны гонки с серьезными препятствиями, возьмите атрибуты - валики или бревнышки, лесенки, обручи из физуголка и активная веселая деятельность детей обеспечена!
4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЦИФРАМИ ,МАГАЗИН. Здесь есть чему поучиться и мальчикам , но повторяющиеся действия и выбор продуктов или товаров в магазине по душе, конечно, девочкам .
5. ИГРА "ЗЕРКАЛО".Играют 2 ребенка, когда 1 пытается в зеркальном отражении передать движения и эмоции, мимику другого человека. Эта игра, проводимая под музыку, отлично поднимет настроение и полезна обоим полам.
6. УГАДАЙ СКАЗКУ. Игра-пантомима, где участники получают задание продемонстрировать отрывок из сказки, а другая команда должна отгадать ее название. Дети подходят к этому творчески, развивая речь и мышление.
7. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ. Похожая игра, в которую играют, если у ребенка развита музыкальная культура.
8. ЧТО - КОМУ? Дети должны определить, какие предметы и вещи принадлежат девочкам , а какие - мальчикам . Еще вариант игры - предметы , нужные в определенных профессиях. Выбираются преимущественно женские и мужские профессии - строитель, учительница,швея, парикмахер,спортсмен и др.
9. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ . Они интересны всегда и всем без исключения, помимо того, что развивают все стороны личности ребенка, в сюжетных играх твердо определены роли и они, по возможности, корректируются воспитателем. "Семья", "У врача", "В кинотеатре", "На празднике", "День рождения", "В морском плавании" и тд.
10. ИГРЫ С СЕМИЦВЕТИКОМ . Делается цветок с 7 обычно лепестками, ребенок выполняет задание, беря в руки 1 лепесток, игра проводится с группой детей. Варианты игры :
а)Как я дома помогаю?
б)Вежливые слова
в)Ты мне нравишься, потому что.
11. СМАЙЛИКИ. Угадывать эмоциональное состояние, которое нарисовано на смайлике. Когда мы его испытываем, отвечать. Особенно учить этому девочек , тк они теряют эмоциональную чуткость и мягкость.
12. ИГРЫ С ВОЛШЕБНЫМ ШАРОМ , ПАЛОЧКОЙ, ЦВЕТКОМ И ТД. Дети встают в круг и передают волшебный предмет по кругу. Варианты игры :
а)Комплименты.
б)Пожелания.
в)Кто есть кто в семье. (кто кому и кем приходится)
13. ТЕРЕМОК ДОБРА. Дети строят из кубиков и конструктора домик и говорят, какие добрые дела можно совершить в определенной ситуации. Здесь необходима предварительная работа над словарем и по картинкам. Можно сделать связь с этическим и экологическим воспитанием.
14. ИГРЫ -ДРАМАТИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ, ПОПУЛЯРНЫХ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. Воспитатель продумывает внешний интерьер - домашнюю утварь, одежду, продукты и посуду. Дети очень любят такие игры . Мальчикам необходимо и полезно учиться в них волевому поведению, брать активные роли.
Нашим детям чрезвычайно нравятся все эти игры , потому что они, сохраняя право на детство, как ни 1 игра, готовят их ко взрослой жизни.
Рыцарь ведет свою даму через препятствия по дороге, на открытом занятии.
Передай волшебный мяч и скажи приятное соседу - соседке.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-321952-1425747875.jpg)